Гордость тараса за своих сыновей. Cочинение «Тарас Бульба — полковник

Ответ оставил Гуру

Тарас был храбрым и глубоко убежденным в том, что воинская доблесть у молодых казаков воспитывается в битвах и набегах. Тарас, как опытный воин, всегда в центре сражения, он успевает побывать всюду, вовремя подбодрить казаков, дать нужные распоряжения. В разных местах слышится голос Тараса: «А что, паны, - сказал Тарас, перекликнувшись с куренным. - Есть еще порох в пороховницах? Не ослабли ли казацкая сила? Не гнутся ли казаки?»
Тарас не чувствует никакой жалости к сыну-изменнику. Он проявляется непреклонность по отношению к предателю. То, что предал его собственный сын, предмет отцовской гордости и надежд, лишь усугубляет его гнев и стремление покарать негодяя. Тарас поступает бескомпромиссно, он не желает понять, что заставило Андрия сделать такой выбор: для него любые причине несостоятельны, если речь идет о предательстве. Гоголь называет его сыноубийцей, после расправы Тарас Бульба не прощает Андрия, навсегда вычеркивая его из своей памяти.
В этом эпизоде раскрылась сила характера Тараса. Он чувствовал свою вину перед товарищами, перед родиной. Именно он, отец и старший товарищ, вовремя не увидел отрицательных черт в характере сына и его неустойчивости, излишней горячности. И, как человек мужественный, страстно убежденный в своей правоте, он сам исправляет свою ошибку. Самое страшное преступление для Тараса - измена отчизне, общему делу: он гораздо выше ставит родство по духу. чем по крови.
Пережитые страдания не могли сломить Тараса и убить его веру в справедливость начатой борьбы. Он продолжает ее, появляясь со своим полком в разных местах Польши, мстя за поруганную родину, погибших товарищей и Остапа.
Ненависть Тараса Бульбы к ляхам была до того сильна, что даже любимую трубку не хочет оставить он на земле, на их земле, на поругание врагам, поэтому и попадает в плен.
Он ведет себя очень достойно, не молит врагов о пощаде. Умирая на костре, старый Тарас радуется, что не только сумел подсказать своим хлопцам путь к спасению, но и к осуществлению своего плана, то есть остается верен главному - товариществу, вере, Украине. А муки, смерть принимает как достойный конец достойной воинской жизни.
Тарас Бульба - народный герой: он бьется и сражается за независимость народа, верит в силы народа, который связан с ним одним желанием, одной мечтой: «Пусть же цветет Русская земля!»

Человек огромной воли и недюжинного природного ума, трогательно нежный к товарищам и беспощадный к врагу, он карает польских магнатов и арендаторов и защищает униженных и оскорбленных. Это могучий образ, овеянный поэтической легендой, по выражению Гоголя,-«точно необыкновенное явление русской силы». Его отличали, пишет Гоголъ, «умение двигать войском и сильнейшая ненависть к врагам». И вместе с тем Тарас ни в малейшей степени не противопоставлен окружающей его среде. Он «любил простую жизнь казаков» и ничем не выделялся из них.

Николай Васильевич Гоголь много занимался изучением истории. Особенно большое внимание писателя привлекала Запорожская Сечь - первое в Европе демократическое "государство". Изображению сложного и противоречивого периода украинской истории и посвящена повесть Гоголя "Тарас Бульба". Мы знакомимся с Тарасом Бульбой в мирной домашней обстановке, во время небольшой передышки главного героя между ратными подвигами. Гордость у Бульбы вызывают сыновья Остап и Андрий, приехавшие домой с учебы. Тарас считает, что духовное образование - это лишь часть необходимого молодому человеку образования. Главное же - боевая учеба в условиях Запорожской Сечи.

Тарас Бульба - полковник, один из представителей командного состава казачества. Он является воплощением ратного духа сечевиков. Бульба с огромной любовью относится к своим товарищам-запорожцам, глубоко уважает обычаи Сечи и не отступает от них ни на йоту. Характер Тараса Бульбы особенно ярко раскрывается в главах повести, рассказывающих о боевых действиях запорожских казаков против польских войск.
Остап и Андрий - воплощение двух сторон души старого Бульбы. Остап - настоящий молодец, из которого вырастет добрый запорожец. Андрий - более мягок, но тоже обещает стать хорошим воином. Однако в жизнь мечтам Тараса Бульбы не суждено было воплотиться. Остап погибает как герой в цветущем возрасте. Андрий же попадает в сети ловкой искусительницы-полячки, предает родину и переходит на сторону врага.
В сцене сыноубийства мы видим величие характера Тараса Бульбы. Свобода отчизны и казацкая честь для него - главнейшие понятия в жизни, и они сильнее отцовских чувств. Поэтому, побеждая собственную любовь к сыну, Бульба убивает Андрия. Теперь никто не сможет укорить Тараса в пренебрежении рыцарскими идеалами Запорожской Сечи. Но и самому Бульбе пришлось вскоре погибнуть. Читателя глубоко трогает сцена гибели главного героя: погибая в огне, Тарас обращается к своим товарищам-запорожцам со словами напутствия.

Он спокойно следит за тем, как уплывают его запорожцы. Здесь Тарас Бульба виден во всей цельности и могучей силе своего характера.

Николай Васильевич Гоголь был пылким патриотом своей родной Украины. Вся творческая жизнь писателя пришлась на эпоху царствования Николая Первого. Это было время жестокого подавления любого проявления свободомыслия, любого проявления национального духа. Не в последнюю очередь это касалось Украины. В повести "Тарас Бульба", которая должна была стать гимном свободолюбию, Гоголю, несмотря на жесточайшую цензуру, все-таки удалось сказать очень многое. Тарас Бульба на целые десятилетия стал воплощением образа борца за независимость, верного запорожским традициям, непоколебимого, уверенного в окончательной победе над врагом.
Образ Тараса Бульбы может быть истолкован и аллегорически: старый Тарас - это воплощение старинных.идеалов сечевого рыцарства, Андрий - воплощение взглядов неустойчивой части казачества, склонной к компромиссам и прямому предательству, а Остап - воплощение молодой запорожской силы, зреющей в украинском народе.

Остап и Андрий, сыновья Тараса Бульбы, - первые герои повести, с которыми знакомит нас автор. В двенадцатилетнем возрасте они были отданы в Киевскую академию, потому что все почетные сановники того времени считали необходимостью дать воспитание своим детям.

Старший, Остап, с детских лет отличался «тяжелым и сильным характером». Свою учебу он начал с того, что в первый же год сбежал. Его возвратили, высекли и снова «засадили за книгу». Учеба казалась ему скучной, и поначалу он никак не мог принудить себя заниматься. Только торжественное обещание отца, что Остап «не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в академии всем наукам», заставило его «с необыкновенным старанием сидеть за скучной книгою и скоро он стал наряду с лучшими». Несмотря на это Остап «никак не избавлялся от неумолимых розг». И это, конечно, наложило свой отпечаток, ожесточило его характер и «сообщило ему некоторую твердость, всегда отличавшую Козаков».

Остап считался всегда одним из лучших товарищей. Он редко «предводительствовал другими в дерзких предприятиях», но зато он был всегда одним из первых, «приходивших под знамена предприимчивого бурсака, и никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей». Он был прямодушен с равными и имел доброту в таком виде, «в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время». Остап никогда не просил о помиловании. Смутить его и заставить склонить голову могли только слезы матери, они «душевно трогали его».

Младший брат его, Андрий, «имел чувства несколько живее и как-то более развитые». Он охотно и без напряжения учился в бурсе, был изобретательнее своего брата. Андрий выделялся среди товарищей по бурсе своей ловкостью, силой и сметливостью, его часто выбирали предводителем «довольно опасного предприятия». Иногда «с помощию изобретательного ума своего» он даже «умел увертываться от наказания».

И вот мы видим их, окончивших Киевскую бурсу и приехавших домой. «Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва...» При виде их «свежести, рослости, могучей телесной красоты» отец испытывал огромную гордость, в нем вспыхивал воинский дух, и он «тешил себя заранее мыслью, как он явится с двумя сыновьями своими на Сечь... как представит их всем старым, закаленным в битвах товарищам; как поглядит на первые подвиги их в ратной науке», потому что «нет лучшей науки для молодого человека, как Запорожская Сечь».

И Остап и Андрий, попав на Сечь, очень скоро стали выделяться «между другими молодыми прямою удалью и удачливостью во всем». И вскоре им представилась возможность проверить себя в настоящем деле: запорожцы собрались в боевой поход, «прямо на Польшу, отмстить за все зло и посрамленье веры и козацкой славы...». «В один месяц возмужали и совершенно переродились только что оперившиеся птенцы и стали мужами». Черты лиц их утратили юношескую мягкость, «стали теперь грозны и сильны». А старому Тарасу «любо было видеть, как оба сына его были одни из первых».

«Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела». Ни разу не испугался, не растерялся и не смутился он в сложной ситуации. С хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего юноши, он мог измерить опасность и найти средство избежать ее, «но с тем, чтобы потом вернее преодолеть ее». В его поступках стали уже заметны наклонности будущего вождя. «Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва». «Ей-ей, будет добрый полковник! - восхищался сыном старый Тарас. - Да еще такой, что и батька за пояс заткнет!»

«Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей». Он не знал, что значит заранее обдумывать, или рассчитывать, или измерять свои и чужие силы. И не раз дивился отец, наблюдая, как его младший сын, руководствуясь одним только «запальчивым увлечением», совершал поступки, на которые никогда не отважился бы хладнокровный и разумный, и «одним лишь бешеным натиском своим производил такие чудеса, которым не могли не изумляться даже бывалые казаки». Радовался отец, глядя на сына: «И это добрый - враг бы не взял его! - вояка! не Остап, а добрый, добрый также вояка!» Как и Остап, Андрий «кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам». Еще восемнадцатилетним юношей он пылко увлекся красавицей полячкой, и вот встретил ее в осажденном городе. Искренняя, глубокая страсть, вспыхнувшая в душе его, затмила чувство долга перед своими товарищами и своей родиной. «А что мне отец, товарищи и отчизна?» - говорит он. Любовь не принесла Андрию счастья. Она отдалила его от товарищей, от отца, от отчизны, подавила в нем все другие стремления и сделала его изменником. Такое не прощают даже храбрейшему из «лыцарей

козацких». Измену родине ничто не может ни оправдать, ни искупить. И Тарас Бульба не чувствует жалости к сыну-изменнику.


Страница: [ 1 ]

Ответ оставил Гость

Н.В.Гоголь - гениальный писатель,отразивший в своём творчестве многие проблемы своего времени.У него есть ряд романтических повестей и рассказов.Одним из них является героическая повесть"Тарас Бульба"..,рассказывающая о борьбе украинского казачества за свою независимость.Главный герой повествования - куренной атаман,полковник Тарас Бульба.Он не рожден был для тихой жизни.Его удел - битвы и сражения.Много военных походов на счету у Тараса.Если зайти в его дом.то мы увидим,что там нет богатства и роскоши.зато много военных трофеев.добытых в бою. Будучи сам героем,в таком же духе Тарас воспитывал и сыновей -Остапа и Андрия.Достаточно вспомнить приём,который он оказал вернувшимся с учёбы из бурсы сыновьям.Предложил побороться,чем привёл в ужас свою безответную жену.Ранним утром,не дав сыновьям проститься с матерью,Тарас увёз их в Запорожскую Сечь,место,где формировались характеры настоящих казаков.ОН гордился сыновьями.Оба красивые,сильные,отважные.под стать герою - отцу.Но в одной из битв при осаде города бравый Андрий перешёл на сторону противника из - за женщины,прекрасной полячки.Не могла стерпеть этого душа старого Тараса.Ведь именно он сказал речь о товариществе,которую все сегодня помнят:"
" Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Всё взяли бусурманы, всё пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чём стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек ." .
Товарищество не приемлет предательства,именно поэтому отец казнит своего сына,не простив ему измены."Я тебя породил.я тебя и убью " Суровый век - суровые нравы.Но Тарасу суждено было потерять и второго сына,своего верного соратника -Остапа.Он был схвачен и казнен на площади.Скрывающийся от погони Тарас Бульба пробрался но площадь и ответил на возглас сына,поддержав его в трудную минуту.Тарас Бульба был самым уважаемым среди казаков,но его не могли понять товарищи,когда он стал после гибели Остапа мстить врагу без жалости и снисхождения.Мечом и огнём прошелся Тарас по вражеской земле.За ним устроили настоящую охоту.Не взяли бы опять,да уронил казак свою люльку (трубку) и вернулся.чтобы врагу не досталась.Напали на него 12 человек "Сила одолела силу"Но Тарас остался верен себе и товариществу,сумел в последний раз послужить казакам.Распятый на дереве,под которым разжигали костёр поляки,чтобы живьём сжечь лютого врага.Но не о смерти думал Тарас.Он увидел челны,стоящие у реки.Крикнул соратникам,и тем спас их.Здесь Гоголь возвышает своего героя до былинного богатыря,преодолевающего зычным голосом даже расстояния.Безусловно,автор восхищается своим романтическим героем.Писатель обратился к романтизму,работая над повестью в эпоху реакции и мракобесия,царящих в России.В реальной жизни он не видел образца для подражания и поэтому обратился к героическому прошлому.дав читателю такого героя,как Тарас Бульба.

«Тарас Бульба» впервые была издана в составе цикла «Миргород» в 1835 году, а затем, в 1842 году, вышла вторая редакция текста. Произведение рассказывает о храброй борьбе вольных казаков Запорожской Сечи с иноземными захватчиками (поляков и татар). На фоне этих событий развиваются судьбы главных героев: Тараса Бульбы и его сыновей (Остапа и Андрия Бульбенко).

Главным чувством, которое испытывает по отношению к своим сыновьям бывалый казак Тарас Бульба, является гордость. Именно поэтому сразу же после их возвращения из Киевской академии он созывает «всех сотников и весь полковой чин», чтобы показать им своих «молодцов». Далее с этой же целью он везет Остапа и Андрия на Сечь.

Тарас Бульба с нетерпением ждет, когда сыновья предстанут перед его «старыми, закаленными в битвах товарищами». Кроме того, старый казак мечтает поглядеть на первые подвиги Андрия и Остапа «в ратной науке и бражничестве», и это ему удается.

На поле боя его сыновья сражаются «в числе первых». Младший - Андрий, имеющий чуткую натуру и живые развитые чувства, - с «бешеной негой и упоением», а старший - Остап проявляет в битве расчет и хладнокровие, а также демонстрирует «наклонности будущего вождя».

Но вот наступает время, когда романтический характер Андрия проявляет свою истинную силу. Молодой человек не может совладать со своими чувствами к прекрасной «панночке». Когда Андрий узнает, что она оказалась заложницей в осаждаемом казаками городе, он, не раздумывая, вытаскивает мешок с едой из-под головы спящего брата и направляется к девушке по подземному ходу.

Увидевшись со своей любимой полячкой, Андрий уже не желает расставаться с нею, и потому он отрекается от своих родных, а также от всего казачества и христианской веры. Таким образом, из сына, бывшего предметом гордости для своего отца, Андрий вмиг превращается в предателя.

Известие о поступке молодого человека становится серьезным ударом для Тараса Бульбы. Он долго не решается поверить в то, что Андрий перешел на сторону поляков, и до последнего считает, что его «принудили» надеть «чужое одеянье». Лишь только увидев своими глазами, как юноша сражается на стороне врага, Тарас Бульба решается на страшный поступок - сыноубийство.

Старый казак, конечно, сожалеет о смерти Андрия и о том, что так бесславно пропал достойный казак, но все же у него остается еще один сын. И Остап не подводит своего отца, а, наоборот, дает ему все новые и новые поводы для гордости. Он настолько отважно сражается в битвах, что боевые товарище выбирают его атаманом. Став предводителем казаков, Остап многократно доказывает, что действительно достоин этого звания.

Заставляет отца гордиться собой Остап даже тогда, когда попадает в плен к «ляхам», и те приговаривают его к казни. На смерть он идет впереди всех, с «тихою горделивостию». Он молча, не издав ни одного крика, выдерживает все «адские муки», которым подвергает его палач. Лишь только перед самой смертью взывает молодой человек к отцу: «Батько! где ты! слышишь ли ты все это?» И, получив желаемый ответ: «Слышу!» - умирает с честью.

Суровые нравы того времени и условия, в которых приходилось жить малороссийскому народу, породили таких людей, как Тарас Бульба и его сын Остап. У запорожских казаков были свои понятия о чести и доблести, и те, кто бесстрашно сражался за свою Родину и христианскую веру, пользовались большим почетом и уважением в их среде. Именно поэтому Тарас Бульба очень гордился своим сыном Остапом, и именно поэтому он сам также смог достойно встретить свою смерть, зная, что умирает за правое дело.

Повесть «Тарас Бульба» создана в духе героического эпоса, подобно эпосу Гомера или рыцарскому эпосу, только возникшему в другом месте. Ее главный герой – Тарас Бульба – наделен эпической цельностью и несет в себе условные этические ценности Запорожской Сечи. Эти ценности заключались в том, что Запорожье – православный мир, особая культурно-историческая общность. Ее непримиримым врагом в то время была католическая Польша.

Все понятия о добре и зле в Запорожской Сечи особые, они принадлежат миру ушедшему, и судить о них нужно по тогдашним законам. Например, козаку нужна воля, но не дом, потому что, если у человека есть какое-то имущество, он теряет храбрость. Значит, отважен только бездомный. Жена нужна, чтобы рожать детей, в остальном она обуза и лишь сковывает волю.

Превыше всего, даже кровных уз, товарищество. Два сына Тараса Бульбы прежде всего товарищи, братья, а потом уже сыновья.

Тарас был коренным, старым полковником. В то время Польша уже оказывала влияние на русское дворянство. Многие перенимали польские обычаи, но Тарасу это было не по душе, он презирал своих старых друзей, которые перешли на сторону Польши. Он любил простую жизнь козаков.

Тарас выглядит в силу своих лет, он был сед, мускулист, серьезен, его умный взгляд пронизывал насквозь. Такую характеристику дает главному герою автор. Писатель выделяет главное в натуре Тараса – его неугомонность, стремление к борьбе, вольнолюбие, чувство собственного и национального достоинства. Поэтому одним из главных призывов старого полковника был призыв постоять за веру христианскую.

Подробного портрета Тараса Гоголь не дает. Наверное, в этом нет необходимости – прическа, одежда, обувь у Тараса были, как и у других запорожцев, да и мало внимания он уделял внешнему виду. Кроме того, его молодость уже давно миновала, а в зрелые годы красота внешняя заменяется внутренней – умом, силой, волей.

Когда к отцу приезжают сыновья, учившиеся в киевском духовном училище, то гордость берет своё: Остап и Андрий - дюжие молодцы, крепкие и здоровые. По этому поводу Бульба велел созвать всех сотников и весь полковый чин. Представляя сыновей, сказал, что скоро отправится с ними на Сечь. В этом весь Тарас – он привык принимать быстрые решения, он воин, «рыцарь», которому нет другой жизни, кроме битвы, схватки, поэтому он не только мечтает, чтобы сыновья его были такими же, но и сам рвется к дорогому для него миру, едет в Запорожскую Сечь.

Свое мастерство отличного полководца Тарас показал на войне с Польшей. Бульба умел подбадривать своих товарищей, всегда находил нужное слово, все его уважали и поддерживали. Во время битвы Бульба беспокоился не только о родной земле, но и о козаках - товарищах.

Тарас Бульба не терпит предательства. То, что собственный сын, предмет гордости и надежд отца, предал Родину, лишь усугубляет его гнев, как к сыну, так и к неприятелю.

Тарас не желает понять, что заставило Андрия так поступить: для него причины не имеют значения, если речь идет о предательстве. Гоголь называет его сыноубийцей, но и после расправы Тарас не прощает Андрия, навсегда вычеркивая его из своей памяти. Андрий недостоин быть сыном Тараса, так как он нарушил заповеди товарищества. Он должен непременно погибнуть, чтобы козаки сохранили единство. Поскольку Тарас породил изменника, то он обязан избавить товарищество от изменника.

Совсем другое дело Остап. Остапом Тарас гордится, потому что он следует законам братства, не изменяя им. Тарас не может забыть его безвременной в нечеловеческих страданиях смерти и до конца собственной жизни мстит за старшего сына. С риском для жизни пробирается Тарас на место казни, поддерживает Остапа в самый трудный его час. Казнь Остапа Гоголь изображает по контрасту с казнью Андрия. Позорная смерть в одиночестве сменяется высокой торжественной казнью Остапа на виду у всей площади: «народ валил туда со всех сторон». И тут Остап, терпящий невыносимые муки, взывает не к матери, не к супруге, а к отцу, и тот отзывается на его возглас. Тарас страдает, но и гордится Остапом, помнит о нем всегда.

Чтобы отомстить за смерть старшего сына, Тарас собирает войско и начинает войну. Новая война – попытка сохранить казацкую общину, жившую набегами, грабежами и вместе с тем твердой защитой своей самостоятельности и православной веры. Ненависть Тараса Бульбы к ляхам так сильна, что даже любимую трубку не хочет он оставить на их земле, на поругание врагам, поэтому и попадает в плен.

Когда Тарас оказывается в плену, то предстоящая ему казнь – сгореть на костре – осмыслена высокой жертвой ради товарищества. Недаром ему дана последняя радость – увидеть, что погиб брат прекрасной полячки, соблазнившей Андрия.

Умирая на костре, Тарас радуется, что сумел подсказать своим козакам путь к спасению, то есть даже перед лицом смерти он остается верен главному в жизни – товариществу, родной земле. Свою смерть принимает как достойный конец достойной военной жизни.

Тарас Бульба олицетворяет собой украинский и – шире – русский национальный характер и вбирает в себя черты многих героев-запорожцев.

«Поэмой о любви к родине» назвал повесть «Тарас Бульба» В. Г. Белинский. По моему мнению, Тарас Бульба – настоящий герой своего времени, своей Родины, за свободу которой он готов не только на собственную смерть, но и не щадит своего родного сына. Ведь нравственная сущность битв и побед, смертей и поражений измеряется в «Тарасе Бульбе» ценностями много высшими, чем сама война. Мир повести поражает своей грандиозностью, исполинским размахом, количеством названных по именам и неназванных героев, которые все время находятся в движении, пересекая необъятные степные пространства на конях, повозках, пешими.

В. Г. Белинский писал: « «Тарас Бульба» есть отрывок, эпизод из великой эпопеи целого народа. Если в наше время возможна гомеровская эпопея, то вот вам ее величайший образец, идеал и прототип».

Я считаю, что повесть «Тарас Бульба» и ее герои будут жить всегда, потому что в ней идет речь о мужественной борьбе украинцев против польской зависимости. Читатели всех времен будут испытывать чувство восхищения мужеством героев бессмертной повести.