Биография поэта габдулла тукай. Биография Г. Тукая

Габдулла Мухамедгарифович Тукаев (1886-1913) - выдающийся татарский народный поэт, литературный критик, публицист и переводчик.
Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в деревне Кушлауч. Отец - Мухамедгариф Мухамедгалимов, уроженец деревни Кушлавыч Казанского уезда, Казанской губернии. Дед Мухамедгалим был муллой. Мать - Мэмдудэ, отец которой Зиннатулла сын Зайнельбашира так же, как и Гариф-мулла, учился в Кышкарском медресе. Зиннатулла служил муэдзином Кушлауче, а позже по просьбе жителей деревни Училе пошел к ним муллой.
Когда Габдулле исполнилось четыре с половиной месяца, он лишился отца, а в возрасте трёх лет стал круглым сиротой. После кратковременного пребывания в семье деда Зиннатуллы, он оказался в Казани, в семье бездетного жителя Ново-Татарской слободы по имени Мухамметвали, где провел около 2 лет. Его приемные родители заболели и вынуждены были вернуть Габдуллу в Училе. В 1892-1895 годах его жизнь проходила в семье крестьянина Сагди в деревне Кырлай, недалеко от Кушлауч. Здесь Габдулла начал приобщаться к трудовой крестьянской жизни, испытал её радости и горечи, стал учиться и, как он сам потом писал в своих воспоминаниях, Кырлай открыл ему глаза на жизнь.
В дальнейшем детство Габдуллы продолжалось в городе Уральске. Будучи взятым туда в семью купца Галиаскара Усманова, где была хозяйкой его тетя по линии отца, он учился в медресе прогрессивно настроенной семьи меценатов Тухватуллиных, одновременно посещая русский класс и проявляя высокую одарённость в учёбе. Первые литературные опыты Тукая частично запечатлились в рукописном журнале «Аль-Гаср аль-джадид» («Новый век») за 1904 год. В этот же период он перевел на татарский язык басни Крылова и предложил их к изданию. Увлекся поэзией Пушкина и Лермонтова . Его первым замечательным поэтическим созданием на чисто татарском языке был перевод стихотворения А.Кольцова «Что ты спишь, мужичок?», опубликованный в 1905 году под названием «Сон мужика».
После начала революции 1905 года в Уральске появились первые татарские газеты и журналы «Фикер» (Мысль), «Аль-гаср аль-джадид» (Новый век), «Уклар» (Стрелы). Тукай сотрудничал в них и выступал с многочисленными стихами и статьями на темы, поднятые революцией. Он участвовал в прошедших волной по городу демонстрациях.
В начале 1907 года Тукай покинул медресе «Мутыгия» (Тухватуллиных). Началась его «вольная жизнь». Третьеиюньский переворот 1907 года означал решительное наступление реакции на демократию. Боевым откликом на это было тукаевское стихотворение «Не уйдём!», в ярких строках которого прозвучал голос борца, зовущего до конца стоять за честь Родины и демократии. Такие стихотворения Тукая, как «Шурале», «Пара лошадей», «Родной земле», написанные одновременно с «Не уйдём!», были посвящены теме Родины. Осенью 1907 года Тукай приезжает (по сути, возвращается) в Казань, чтобы посвятить свою деятельность творчеству. Здесь он быстро входит в литературные круги и сближается с молодежью, группировавшейся вокруг газеты «Аль-Ислах» («Реформа») - Фатих Амирхан и др. Все свои творческие возможности Тукай в этот период посвящает сатирико-юмористическим журналам «Яшен» («Молния»), «Ялт-юлт» («Зарница»).
К 1908 году в творчестве Тукая возник целый цикл замечательных поэтических и очерково-публицистических произведений. Стихотворения «Светлой памяти Хусаина» и «Татарская молодежь» (1912) пронизаны чувством исторического оптимизма. Большинство его стихотворений и путевых очерков, опубликованных в 1911-1912 гг., написано под впечатлениями посещения им деревень Заказанья - своей малой Родины. В них запечатлена реальная действительность, оцененная с позиции заступника народа.
Несмотря на резкое ухудшение здоровья, в 1911-1912 гг. он совершил путешествия, имевшие для него большое значение. В начале мая 1911 года Тукай пароходом приехал в Астрахань, по пути знакомясь с жизнью Поволжья («Дача», очерк «Маленькое путешествие»). Здесь Тукай остался в гостях у своего друга поэта Сагита Рамиева. В Астрахани он встретился с азербайджанским общественным деятелем и писателем Нариманом Наримановым, сосланным туда за революционную деятельность в родном краю. Весной 1912 года Тукай решился на более значительное путешествие по маршруту Казань - Уфа - Петербург. В Уфе он встретился с М. Гафури, в Петербурге - с Муллануром Вахитовым, впоследствии видным революционером.
Прожив в Петербурге 13 дней, 6 (19) мая, Тукай покинул столицу и отправился в Троицк, а затем в казахскую степь - пить кумыс, надеясь этим поправить свое здоровье. В Казань вернулся в начале августа. В столице Тукай работал в удушливой атмосфере типографии и, несмотря на плохое самочувствие, продолжал писать.
2 (15) апреля 1913 года Габдуллы Тукая не стало. Он ушёл из жизни в расцвете своего таланта. «Татары в лице Тукаева потеряли величайшего национального поэта»,- писали казанские русскоязычные газеты. Тукаевские традиции стали одним из решающих идейно-эстетических факторов и животворных источников для дальнейшего развития татарской литературы под знаменем реализма и народности.
Габдулла Тукай был похоронен на Татарском кладбище Ново-татарской слободы (Казань).

Габдулла Тукай (Габдулла Мухамедгарифович Тукаев) – татарский народный поэт и писатель, основоположник современного татарского литературного языка и национальной татарской литературы. Несмотря на свою короткую и непродолжительную жизнь, оказал большое влияние на многих тюркоязычных писателей России и Советского Союза.
Родился в 1886 году в Заказанье в смешенной по происхождению татаро-башкирской семье мусульманского священнослужителя. Рано лишился родителей, воспитывался родственниками и в приемных семьях. Рос очень болезненным ребенком.

В начале 1890-х годов был отдан на обучение в мусульманскую школу (медресе). Через некоторое время родная тетка по отцу забирает его в свою семью и увозит в Уральск – город, с которым будут связаны несколько лет жизни будущего поэта. Габдулла продолжает учиться в местном медресе, которое содержала семья меценатов Тухватуллиных. Начинает посещать русский класс, где увлекается русской литературой, в частности поэзией Пушкина и Лермонтова. Обладая природной одаренностью, молодой писатель проявил себя весьма способным учеником. В возрасте 16 лет он начинает писать свои первые стихи, переводит с русского языка на татарский басни Крылова и одно из стихотворений Кольцова. Пишет статьи и очерки на социальные и революционные темы. Активно занимается общественно-политической деятельностью.

Окончив обучение, в 1907 году поэт возвращается в Казань. Сближается с литературными кругами националистически и революционно настроенной молодежи Татарии. Активно сотрудничает с различными казанскими журналами и газетами, занимается поэзией и публицистикой. Много ездит по деревням и селам губернии.

Материально положение мало интересовало писателя. Будучи романтиком по натуре, Тукай видел свое призвание в служении народу, своей общественной и просветительской деятельности. Находясь под постоянным контролем властей, писатель имел все меньше средств к существованию, постоянно находясь на грани бедности. Это не могло не сказаться на состоянии его постоянно ухудшавшегося здоровья.

Прожив в Казани более 5 с половиной лет Габдулла Тукай решается на 2 больших путешествия. В 1911-м он посещает Астрахань. Во время плавания по Волге он близко знакомится с повседневной жизнью Среднего и Нижнего Поволжья. Увиденная им картина глубоко впечатлила и поразила поэта. В следующем году уже тяжело больной Габдулла совершает более продолжительную поездку: через Самару едет Уфу, а после в Петербург. В Уфе писатель встречается с башкирским поэтом и драматургом Мажитом Гафури. Пробыв в этом городе пару дней, писатель получает приглашение посетить столицу, где гостит около 2-х недель. После этого едет на кумысолечение в Троицк Оренбургской губернии, чтобы восстановить подорванное здоровье.

Вернувшись из путешествия обратно в Казань, Тукай продолжает работать: трудится в типографии, занимается писательской деятельностью. Весною 1913 года, в возрасте 26 лет, немного не дожив до своего дня рождения, поэт умирает.

Для творчества Габдуллы Тукая характерен синтез элементов восточной, русской и западной культур, с заметным влиянием идей русских писателей-гуманистов XIX века. Основным пафосом его произведений является романтизм борьбы за гражданскую и национальную свободу. Наиболее известные его произведения: «Пара лошадей», «Светлой памяти Хусаина», «Татарская молодежь», «Маленькое путешествие», «Дача». Для детей по мотивам народных сказок были написаны «Призыв к труду», «Коза и баран», «Шурале», «Веселые странички». Также писателем были собраны и изданы в одной книге народные татарские «Национальные мелодии».

Творчество для детей

Биография Габдулла Тукая

Габдулла Тукай – наиболее известный татарский поэт и публицист, автор множества произведений для детей, стихотворений и статей революционной тематики.

Детство будущего поэта было непростым. Рано оставшись сиротой, он был вынужден уехать из родной деревни Кушлавыч и скитаться по приёмным семьям. Многие из них и так жили впроголодь, и мальчик оказывался лишним ртом. Его не любили, не ласкали, а однажды босиком выставили на мороз и забыли. С тех пор у Тукая появилась предрасположенность к постоянным болезням.

Самый радостный период его детства прошёл в деревне Кырлай в семье крестьянина Сагди. Здесь он приобщился к труду, ближе познакомился с народом. Мальчику было всего шесть лет, поэтому тёмные дремучие леса Кырлая оказали на него большое впечатление. Именно в них впоследствии будет жить знаменитый герой Тукая – Шурале.

Позже Габдуллу забрали к себе в далёкий Уральск родственники его отца. Здесь он поступил в медресе, изучал курс русского языка. Вообще же, кроме родного татарского, поэт владел ещё четырьмя языками, занимался переводами. В этом городе он впервые начал писать стихотворения. Работая в типографии, он стал видным журналистом.

Наконец Тукай приехал в Казань, город своих мечтаний. Здесь наиболее ярко проявились его творческие способности, составилась четкая социальная позиция. Поэт посещал демонстрации, знакомился с известными авторами и революционными деятелями.

Он отправился в путешествие по России, во время которого не стало его товарища, первого татарского большевика Хусаина Ямашева. Тукай крайне тяжело перенёс эту потерю, его здоровье ухудшилось. Он вернулся в Казань и предрёк своему другу, писателю Фатиху Амирхану, что «путешествие» в Клячкинскую больницу окажется для него последним.

Габдулла Тукай ушёл из жизни в возрасте 26 лет. Его провожала огромная процессия, российские и иностранные журналы посвятили ему статьи. Творчество и вклад Тукая в культуру были признаны во всём мире.

Интересные факты и даты из жизни

Сегодня мы обсудим биографию известного татарского поэта, публициста, общественного деятеля, переводчика и литературного критика Габдуллы Тукая.

Детские годы

Биография Габудллы Тукая берёт своё начало 26 апреля 1886 года, когда мальчик появился на свет в селе Кушлавыч. Отец и мать ребёнка были родом из деревни. Известно, что дед Тукая по линии матери был по происхождению башкиром, а также обучался в Султанаевском медресе.

Когда малышу исполнилось 5 месяцев, он остался без отца: воспитание мальчика полностью легло на плечи матери. Некоторое время она пыталась справиться с постигшим её горем, но потом отчаялась и отдала его на воспитание знакомой старухе. Прошло немного времени, и мать одумалась, забрав своего сына. Однако, когда Габдулле исполнилось 4 года, он потерял и мать, оставшись никому не нужным ребёнком. На некоторое время его приютил дед. Вскоре же малыш оказался у приемных родителей в Казани, где прожил примерно 2 года. Из-за тяжелой болезни они были вынуждены возвратить мальчика в родное село. Три последующих года Габдулла проводит в крестьянской семье Сагди, недалеко от родного дома.

Уральск

Дом Габдуллы Тукая был покинут им в возрасте 4 лет, хотя не по собственной воле. К сожалению, после утраты родителей детские годы мальчика прошли в довольно холодной и отчужденной атмосфере, так как он редко в какой семье задерживался надолго, по разным причинам. Биография Габдуллы Тукая начала немного меняться в позитивном русле после того, как он переехал в Уральск, где жил в приёмной купеческой семье Галиаскара Усманова. Эта семья приходилась мальчику родственной по линии отца. Как только мальчик попал к Усмановым, его сразу же отдали учиться в медресе, где он демонстрировал отличную успеваемость. Медресе принадлежало семье Тухватуллиных - людям прогрессивных взглядов, которые сразу оценили талантливого юнца. Кроме этих занятий, Габдулла ходил в русский класс.

Первые творческие шаги

Поэт Габдулла Тукай делал свои первые шаги в литературе очень несмело и осторожно. Отрывки его раннего творчества можно найти в рукописном журнале «Новый век», который издавался в 1904 году. В этот период Тукай особенно увлекается переводами. Басни Крылова (в переведённом варианте) он даже предлагает различным издательствам. Также на этот период времени приходится его знакомство с творчеством таких писателей, как Лермонтов и Пушкин. Первое самостоятельное литературное творчество проявилось в 1905 году после чудесного перевода стихотворения А. Кольцова «Что ты спишь, мужичок?».

После революции

После окончания революционных действий в Уральске начинают появляться татарские газеты. Тукай сразу находит себе занятие: он предлагает свои работы этим газетам и журналам, а те с радостью принимают в свои ряды талантливого образованного юношу. Парень писал не только стихи, он также печатал собственные статьи, посвященные революционной тематике. Общественная и политическая жизнь общества волновали молодого человека не менее, чем литература. Он принимает активное участие в демонстрациях и протестах. По-настоящему свободная жизнь парня начинается только после того, как он покидает медресе в 1907 году. Третьеиюньский переворот в государстве вызвал у Тукая только одну реакцию: рьяная защита чести своей Родины. За этот период он написал несколько показательных стихотворений, в которых очень ярко раскрывалась тема Родины («Не уйдём!», «Родной земле», «Пара лошадей»).

Казань

Габдулла Мухамедгарифович Тукай продолжает свой путь в Казани. В 1907 году он возвращается сюда для того, чтобы полностью посвятить себе творческим занятиям. С момента приезда начинается отсчёт нового этапа его жизни - 5 лет и 8 месяцев, которые он посвятит служению своему отечеству. В литературных кругах Казани молодой поэт быстро находит своё место, он отлично ладит с молодёжью и пользуется у неё популярностью. Он начинает работать в газете «Реформа». Стихотворения и статьи этого периода насыщены сатирико-юмористическими темами, которые наиболее полно раскрылись в таких произведениях, как «Молния» и «Зарница».

Творчество

Буквально к 1908 году у Тукая уже формируется цикл произведений и статей. Многие его стихотворения («Осенние ветры», «Дача», «Гнёт») и тесное общение с Х. Ямашевым свидетельствуют о том, что Тукай глубоко сочувствовал своему народу и переживал за него всем сердцем. При этом поэт не нагнетал обстановку, он, наоборот, поддерживал борцов за справедливость, воспевал и гордился ими.

Произведения 1911-1912 были созданы под впечатлением от путешествий по деревенькам Заказанья - такого родного места для поэта. Несмотря на весь оптимизм, который Габдулла демонстрировал во многих своих стихотворениях, в произведениях этого периода он отошел от красочной иллюзии и описал реальное положение сельского населения. Он писал то, что видел, и делал это с позиции защитника народа.

Астрахань

Биография Габдуллы Тукая продолжается в Астрахани, куда он прибывает в 1911 году. В это время его подводит здоровье, но желание путешествий берёт верх. Для того чтобы осмотреться и напитаться сельским духом, Габдулла остается погостить у своего старого друга. Здесь он встречается с Нариманом Наримановым - писателем и общественным деятелем из Азербайджана, которого сослали в Астрахань за активную политическую деятельность на Родине. Эта встреча оказывает на творчество Тукая большое влияние.

Габдулла Тукай, стихи которого уже читали тысячи людей, решается на активные творческие поиски и отправляется искать музу по пути Казань - Уфа - Петербург. В Уфе происходит важная встреча с народным писателем М. Гафури. Два собеседника быстро находят общий язык, поэтому их взаимные симпатии крепнут. В Петербурге Тукай знакомится с М. Вахитовым, который в будущем становится влиятельным деятелем революции. Все эти встречи отложили свой отпечаток на мировоззрении и творчестве поэта. В Петербурге он находится всего 13 дней, после чего биография Габдуллы Тукая переносится в Троицк. Но и там наш герой надолго не задерживается, спеша в казахскую степь, чтобы улучшить состояние здоровья. В конце лета поэт решает вернуться в Казань и продолжить работу, несмотря на плохое самочувствие и частые боли.

Произведения Габдуллы Тукая в последние годы его жизни были очень резкими и напряженными. Он ощущал нарастающий внутренний конфликт между обществом и народом. В апреле 1913 татарский поэт умер. Газеты писали, что народ потерял величайшего национального поэта. Литературные традиции Габдуллы Тукая были мощной основой для дальнейшего развития всей татарской литературы. Габдулла Тукай, стихи которого признаны достоянием литературы, похоронен на татарском кладбище в Казани. Его произведения до сих пор считаются классикой татарской поэзии.

Биография Габдуллы Тукая - это отличный пример жизни человека, который не отвлекался на жизненные мелочи, а верил в свою идею. Такие люди редко что-то меняют, но они создают важнейший трамплин для людей действия - тех, кто может круто изменить ход истории.

Габдулла Тукай - известный татарский писатель, поэт, критик и переводчик. Он является основоположником новой поэзии нации, высоко поднимает чувство патриотизма. Тукай создал школу поэзии, под полезным влиянием которой выросло большое поколение не только татарских, но и других писателей.

Габдулла Тукай: биография

Писатель родился 26.04.1886 г. в деревне Кушлавыч. Отец его - Мухамедгариф - родом из Казанской губернии. Дед писателя был муллой. Когда Габдулле было 4,5 месяца, у него погиб отец, а в три года он потерял и мать. Некоторое время он жил в семье деда Зиннатуллы, после попал в Казань в семью бездетного Мухамметвали, где прожил примерно 2 года.

Биография Габдуллы Тукая рассказывает, что приемные родители его заболели, и мальчик попал в семью крестьянина Сагди в деревню Кырлай, где прожил три года. Крестьянская жизнь далась ему нелегко. Здесь много работал, учился и познавал жизнь Габдулла Тукай. Краткая биография далее рассказывает о его дальнейшем детстве, которое проходило в г. Уральске. Его взял в свою семью купец Галиаскар Усманов, там хозяйкой была его тетя. Учился будущий писатель в медресе семьи Тухватуллиных, параллельно посещал русский класс, в учебе проявилась его большая природная одаренность.

К 16 годам сформировались основные убеждения и черты поэта. Биография Габдуллы Тукая подтверждает, что юноша был очень образованным: хорошо знал европейскую, русскую, восточную культуры, несколько языков и много сказок, которые интересно рассказывал.

У него был хороший слух, и он неплохо пел, хотя его голос не был особенно красивым, однако юноша умел приукрасить нотки мелодии.

Сотрудничество с изданиями

Первые литературные произведения Тукая частично сохранились в журнале «Аль-Гаср аль-джадид» (1904 г.). В этом же году он перевел на родной язык Крыловские басни и предложил их издать. Интересовался произведениями Лермонтова и Пушкина. Его первой работой в поэзии был перевод произведения А.Кольцова «Что ты спишь, мужичок?», опубликованный в 1905 г.


Биография Габдуллы Тукая рассказывает, что после того, как началась революция 1905 г., в Уральске появились первые журналы и газеты «Аль-гаср аль-джадид», «Фикер». Тукай сотрудничал с ними и печатал много стихов на темы, которые преподнесла революция. Также писатель участвовал в многочисленных городских демонстрациях.

В 1907 г. Тукай ушел из медресе Тухватуллиных. Так началась его свободная жизнь.

Который случился в том же году, подтолкнул писателя на создание стиха «Не уйдем!». Биография Габдуллы Тукая рассказывает, что в этом произведении звучал голос борца, зовущий до конца стоять за честь родного края и демократии. Такие поэмы Тукая, как «Пара лошадей», «Шурале», написанные в начале 20 века, посвящены теме родного края.

Творчество Тукая

Много разных жанров охватил Габдулла Тукай. Биография творчество его определяет как народное и реалистическое.

Осенью 1907 г. писатель приехал в Казань, чтобы там заниматься любимым делом. Литературные круги принимают его с легкостью, он сближается с молодыми писателями, которые группируются вокруг издания «Аль-Ислах».

В это время все свои литературные возможности Тукай направлял на сатирико-юмористические журналы «Ялт-юлт», «Яшен». К 1908 г. у писателя собрался цикл интересных поэтических и публицистических очерков. Стихотворения «Светлой памяти Хусаина» и «Татарская молодежь» наполнены чувствами исторического оптимизма.


За 1909-10 гг. писатель создал сто стихов, две сказки, очерк в автобиографическом стиле «Что я помню о себе», статью о татарском творчестве, 30 рецензий и фельетонов, опубликовал 12 книг. Много лет Тукай собирал народные песни. В 1910 г. писатель опубликовал некоторые собранные песни в книге «Национальные мелодии».

Габдулла Тукай: биография для детей

В то же время Тукай начал сочинять поэзию и прозу для детей. Поэмы «Коза и баран», «Шурале» и 50 стихов, примерно 100 переводных басен он создал за пять лет. Большое место в литературе имели творения «Призыв к труду», поэма «Шурале» и «Веселые странички», написанные по мотивам народных сказок. Тукай создал 2 хрестоматии по татарской литературе для школы. Поэта признали основоположником татарской литературы для детей.

Путешествия писателя

Большая часть стихов Тукая и очерков написаны под впечатлением поездок в деревни Заказанья. В них описана реальность, оцененная заступником народа.

Несмотря на плохое здоровье, в 1911-12 годах Габдулла совершил путешествия, которые имели для него большое значение. В 1911 г. Тукай приехал пароходом в Астрахань, по дороге он познакомился с Поволжьем («Маленькое путешествие», «Дача»). Здесь писатель пробыл в гостях у друга Сагита Рамиева. В Астрахани он встретил азербайджанского общественного деятеля Наримана Нариманова, которого сослали туда за революционную деятельность.


Весной 1912 г. писатель решил отправиться в Казань, Уфу и Петербург. Он прожил в Петербурге тринадцать дней, после этого поехал в Троицк, а затем в степь казахскую пить кумыс в надежде поправить здоровье. В августе Тукай вернулся в Казань. Работал в типографии и, несмотря на плохое состояние здоровья, продолжал заниматься творчеством.

2(15).04. 1913 г. Габдулла Тукай умер. Он погиб в расцвете таланта. Традиции Тукая стали решающими идейно-эстетическими факторами и животворными источниками для развития татарской литературы в дальнейшем под знаменем народности и реализма.

Габдуллу Тукая похоронили на Татарском кладбище в Казани.

Память о поэте

В честь писателя названы: казанская площадь, метро, улицы в Уфе, селе Даутово в Челябинской обл.

Также Тукаю были установлены памятники в Уральске, Санк-Петрбурге и Москве.

Открыты музеи Габдуллы Тукая: Литературный музей в Казани, литературно-мемориальный комплекс Габдуллы Тукая в селе Новый Кырлай.

Именем писателя также назвали премию искусства в Татарстане.

Габдулла Тукай биография кратко и интересные факты из жизни татарского поэта Вы узнаете в этой статье.

Габдулла Тукай биография краткая

Габдулла Тукай (Тукай Габдулла Мухамедгарифович) родился 14 (26) апреля 1886 года в деревне Кушлауч Казанской губернии (ныне Республика Татарстан) в семье приходского муллы. Вскоре умер его отец. А в 4 года Габдулла стал круглым сиротой.

Его воспитанием занимались его многочисленные бедные родственники, которые считали его лишним в своих семьях и, конечно, относились к нему соответственно. Он не знал ласки и любви близких людей и нуждался во внимании. Не удивительно, что в детстве он очень много болел.

Сначала маленький Габдулла учился в мусульманской школе, потом тётка увезла его в Уральск, где он ходил в русский класс и познакомился с творчеством русских поэтов Лермонтова и Пушкина. Во время обучения у Габдуллы проявилась высокая одарённость почти по всем предметам. В медресе его считали самым образованным, сметливым и бойким.

Габдулла был одаренным мальчиком и в возрасте 16 лет он написал свои первые стихи, потом начал переводить на татарский язык стихи и басни.

В 1907 году Тукай окончил учёбу и начал вольную жизнь поэта.

Осенью 1907 года Габдулла уехал в Казань, где сразу же влился в ряды передовой молодёжи, вошёл в литературные круги и начал сотрудничество с издательствами.

В 1908-1909 годах поэт проехал по своей малой Родине – деревням Заказанья. Под впечатлением от этой поездки он написал много стихов и путевых заметок

К сожалению, в этот период у Тукая резко стало ухудшаться здоровье. Он испытывал материальные трудности, положение его было бедственным, практически нищенским, поэт прозябал в дешёвых и холодных гостиничных номерах.

Несмотря на плохое самочувствие, он совершил ещё одно грандиозное путешествие, весной 1911 года на пароходе отплыл в Астрахань, поэт познакомился с жизнью Поволжья. А в 1912 году отправился в ещё более далёкий путь – из Уфы в Петербург. Здесь Габдуллу встретили довольно холодно, всего 13 дней он пробыл в Петербурге, оттуда направился в Троицк. А потом уехал в казахские степи, где прожил почти два месяца, в надежде поправить своё самочувствие поэт постоянно употреблял там кумыс.

Из поездки поэт вернулся в Казань в начале августа 1912 г. Даже будучи тяжело больным, он продолжал работать в типографии, дыша воздухом, насыщенным свинцовыми испарениями, и писать, несмотря ни на что.

2 (15) апреля 1913 года в 20 часов 15 минут Габдуллы Тукая не стало. Он умер совсем молодым, прожив неполные 27 лет.

Габдулла Тукай интересные факты

Тукай обычно не носил головного убора, стараясь быть похожим на русских поэтов. Одно время он ходил в такой же рубашке, как Лев Толстой. Тукай не придавал большого значения одежде. Однажды купил на базаре пиджак на два размера больше, в котором и ходил довольно долгое время.

Габдулла Тукай получал за каждую написанную строчку 50 копеек серебром или золотом, что делало его самым высокооплачиваемым поэтом своего времени. Тукай жил в бедности, хотя сам достаточно зарабатывал. Но он часто одалживал деньги друзьям, учредил две именные стипендии на 500 рублей для обучения талантливых мусульман в русском учебном заведении.

Несмотря на большую популярность у противоположного пола, Тукай старался избегать отношений с девушками, т.к. полагал, что выглядит безобразно.

Габдулла Тукай знал 5 языков — татарский, арабский, персидский, турецкий и русский.

За неполные 8 лет творческой жизни Габдулла Тукай написал 9 поэм, более 400 стихотворений, а также 350 рассказов, очерков и воспоминаний.

Поэт скончался от туберкулеза.

Похороны поэта 4 апреля 1913 году превратились в многотысячную процессию. В знак траура не работали магазины, казанские заводы, фабрики объявили неполный рабочий день. Были отменены занятия в школах, медресе. Учредительница Татарской женской гимназии Фатиха Аитова разрешила своим воспитанницам пойти на похороны Тукая с цветами. Это был очень смелый шаг для того времени, едва ли не подвиг. Ведь по законам шариата женщинам и сейчас не разрешается ходить на кладбище.