Аркадий ивановича учителя характеристика из рассказа толстого. Cочинение «Николенька Иртеньев и Карл Иванович (по повести Л. Н. Толстого «Детство»)" (2)

Главный герой произведения Николенька Иртеньев, как и всякий ребенок, с любопытством смотрит на окружающий мир, изучает его, многое открывается ему впервые. Автор наделил своего героя беспокойной совестью и постоянной душевной тревогой. Познавая мир, он стремится разобраться в поступках окружающих и в себе самом. Уже первый эпизод показывает, как сложен духовный мир этого десятилетнего мальчика.

Утро в детской. Учитель Карл Иваныч разбудил Николеньку, ударив над самой его головой по мухе хлопушкой из сахарной бумаги на палке. Но сделал это так неловко, что задел образок, висевший на спинке кровати, и убитая муха упала Николеньке прямо на лицо. Этот неловкий поступок сразу рассердил мальчика. Он начинает размышлять о том, для чего это сделал Карл Иваныч. Почему именно над его кроваткой он убил муху, а не над кроваткой его брата Володи? Неужели только оттого, что Николенька самый младший, все будут его мучить и безнаказанно обижать? Расстроившись, Николенька решает, что Карл Иваныч только о том и думает всю жизнь, как бы делать ему неприятности, что Карл Иваныч злой, «противный человек».

Но проходит всего несколько минут, и Карл Иваныч подходит к кроватке Николеньки и начинает, посмеиваясь, щекотать его пятки, ласково приговаривая по-немецки: «Ну, ну, лентяй!» И в душе мальчика уже теснятся новые чувства. «Какой он добрый и как нас любит», - думает Николенька. Ему становится досадно и на самого себя, и на Карла Иваныча, хочется одновременно и смеяться, и плакать. Ему совестно, он не может понять, как несколько минут назад он мог «не любить Карла Иваныча и находить противными его халат, шапочку и кисточку». Теперь все это казалось Николеньке «чрезвычайно милым, и даже кисточка казалась явным доказательством его доброты».

Расчувствовавшись, мальчик заплакал. А доброе лицо учителя, склонившееся над ним, участие, с которым он старался угадать причину детских слез, «заставляли их течь еще обильнее».

В классной комнате Карл Иваныч был «совсем другой человек: он был наставник». Голос его стал строгим и не имел уже того выражения доброты, которое тронуло Николеньку до слез. Мальчик внимательно рассматривает классную комнату, в которой много вещей Карла Иваныча, и они могут многое сказать о своем хозяине.

Николенька видит самого Карла Иваныча в длинном ватном халате и в красной шапочке, из-под которой виднеются редкие седые волосы. Учитель сидит за столиком, на котором стоит «кружок из кардона, вставленный в деревянную ножку» (кружок этот Карл Иваныч «сам изобрел и сделал для того, чтобы защищать свои слабые глаза от яркого света»). Возле него лежат часы, клетчатый платок, черная круглая табакерка, зеленый футляр для очков, щипцы на ля очков, щипцы на лоточке. Все вещи чинно и аккуратно лежат на своих местах. Поэтому Николенька приходит к выводу, что «у Карла Иваныча совесть чиста и душа покойна».

Иногда Николенька заставал Карла Иваныча в минуты, когда его «голубые полузакрытые глаза смотрели с каким-то особенным выражением, а губы грустно улыбались». И тогда мальчик думал: «Бедный, бедный старик! Нас так много, мы играем, нам весело, а он - один-одинешенек, и никто-то его не приласкает...». Он подбегал, брал его за руку и говорил: «Милый Карл Иваныч!» Эти искренние слова всегда глубоко трогали учителя…

Уже одна эта глава, в которой герой вспоминает о своем отношении к учителю Карлу Иванычу, показывает, что детские годы Николеньки Иртеньева не были беспечными. Он постоянно наблюдал, размышлял, учился анализировать. Но главное, в нем с детства было заложено стремление к добру, правде, истине, любви и красоте.

Заметьте – глава о Карл Иваныче предшествует главам «Maman» и «Папа», это говорит о том, что еще тогда – в дореволюционной России, при отсутствии общепринятой системы о школьном образовании, наставник играл огромную роль не только в становлении личности своего ученика, его взглядов и убеждении, он был ему по-настоящему близким человеком.

Образ Карла Иваныча выведен в повести Толстого необычайно тонко, изящно и трогательно. Автор делится с читателем самым сокровенным, передавая свои детские чувства. Известно, что у Карла Иваныча Мауера был реальный прообраз – учитель Л. Н. Толстого немец Федор Иванович Рессель.

Впрочем, иностранных гувернеров в доме Толстых всегда было достаточно.

Из всей этой армии наставников, педагогов и воспитателей, служивших в семье графов Толстых, только немец Федор Иванович Рёссель и француз Проспер Сен-Тома, гувернеры Льва Толстого, остались в сотворенном им «урагане образов» (В. Набоков). Они стали прототипами героев трилогии «Детство. Отрочество. Юность», соответственно, Карла Ивановича Мауера и Сен-Жерома.

О Рёсселе фактически известно лишь то, что маленький Лев перешел под его надзор в 1833 г. Остальные же сведения о нем нам приходится черпать из «Детства», вариантов «Юности», романа «Анна Каренина» (эпизодической образ Федора Богдановича – гувернера Левина) и из «Воспоминаний». Напротив, жизненный путь Сен-Тома достаточно подробно отражен в материалах российских и французских архивов и в его собственных воспоминаниях. Проспер Шарль Антуан Тома родился 25 декабря 1812 г. в Эпинале (департамент Вогезы)35 . Его отец, Антуан Жорж Тома, унтер-офицер в отставке и кавалер ордена Почетного легиона36 участвовал в

Наполеоновских войнах. В первоначальной редакции главы «Учитель француз» Толстой пишет, что отец Сен-Жерома был «старый, бедный наполеоновский солдат»37 . В 1826–1831 гг. Тома учился в коллеже, основанном в XVIII в., где преподавали древние (греческий и латинский) и современные (французский и английский) языки, основы истории и естественных наук38. В 1828 г. ученик риторического класса Проспер Тома получил на торжественной церемонии похвальную грамоту за хорошие успехи в учебе. Ему досталась вторая премия по переводу с французского языка, вторая премия за перевод с латыни и похвальная грамота по истории39 .

В 1831 г. он получил диплом учителя иностранных языков. В паспорте, выданном ему в Гавре в 1842 г. после возвращения из России, в графе «Профессия» написано: «Учитель иностранных языков»40 . В вариантах «Отрочества» Толстой пишет о нем: «Он был добрый, откровенный, тщеславный, веселый и не глупый француз». Из других вариантов главы «Отрочества» мы узнаем, что Тома отнюдь «не был невеждой и шарлатаном» и имел «очень основательные познания латинского языка и французской литературы»41 .

Летом 1835 г. Тома приехал в Россию. Получая паспорт в Петербурге, он сменил свою фамилию на Сен-Тома. Дата приезда и сведения о его жизни домосковского периода устанавливаются по его «Воспоминаниям о России». Он пишет, что 12 декабря 1835 г. мчался на почтовых лошадях с рекомендательными письмами в Киев, где «получил место секретаря графа Левашова»42 , генерал-губернатора Киевской губернии: «Некоторая опасность ехать в это время года была, но погода до сих пор держалась теплая <...> и разве мне не было двадцать три года?»43

В Киеве Сен-Тома прожил около года и, вероятно, после увольнения В.В. Левашова в декабре 1836 г., уехал в Москву44, где стал гувернером Владимира Милютина, товарища мальчиков Толстых. О жизни Сен-Тома в Москве и Ясной Поляне известно из первых биографий Толстого, написанных П. Бирюковым и Н. Гусевым, из его переписки с Толстыми и Милютиными, из воспоминаний генерал-адьютанта Дм. Милютина. В ОР ГМТ сохранилась переписка Сен-Тома с бабкой писателя графиней Пелагеей Толстой, тетками – Татьяной Ергольской и Александрой Остен-Сакен и со всеми детьми Толстых.

35 Сен-Тома – С.Н. Толстому ОР ГМТ (Гос. музей Л.Н. Толстого в Москве).

36 ADV (Archives départementales des Vosges).

37 Толстой Л.Н. Указ. соч. Т. 2. С. 249.

38 La Révolution dans les Vosges // Revue d"histoire moderne. Epinal, 1939. P. 3–4.

39 ADV. 13 Т 3. Collèges. Correspondances. Epinal. 1815–1848. Пагинация отсутствует.

41 Там же. Т. 2. С. 249.

42 Левашев В.В. (1783–1848) – граф, генерал, член Верховного уголовного суда по делу декабристов, председатель Гос. совета и комитета министров генерал-губернатор Киевской губернии.

43 Thomas P. Souvenirs de Russie. Epinal, 1844. P. 48.

44 Русский биографический словарь. СПб., 1914. Лабзина-Лященко. С. 122.

Проспер Сен-Тома был рекомендован Николаю Толстому, отцу писателя, его троюродной сестрой С.Д. Лаптевой (рожд. Горчаковой). Сначала он преподавал старшим мальчикам французский язык только как приходящий учитель. Бабушка Пелагея Толстая, имевшая пристрастие ко всему французскому, находила, что Сен-Тома «очень мил». Впрочем, произвел он хорошее впечатление и на прочих членов семьи. Например, Татьяна Ергольская испытывала к нему благодарность за успешные занятия со старшим братом Толстого Николаем. Л.Н. Толстой в конспекте своих «Воспоминаний» также признался, что он испытывал одно время «увлечение культурностью и аккуратностью Сен-Тома».

По инициативе Сен-Тома, «виновника всех перемен», мальчики Толстые, кроме общеобразовательных предметов, обучались

верховой езде в манеже. Это было обычным делом в аристократических семьях, и Сен-Тома следовал традиции. Одновременно, в 1840–1841 гг., он преподавал французский язык в Московской 1-й гимназии, которая помещалась напротив строившегося тогда храма Христа Спасителя. Из вариантов «Отрочества» нам известно, что Сен-Тома «давал уроки в лучших домах Москвы».

Л.Н. Толстой помнил Сен-Тома до глубокой старости. «Это был прекрасный человек, <…> который в совершенстве владел латынью и очень хорошо умел ее преподавать»71 , – говорил он французскому писателю Ж. Легра в 1894 г. Но этой оценке позднего Толстого

предшествовало совсем иное восприятие бывшего наставника.

Николенька Иртеньев - главный герой повести “Детство”, написанной гениальным писателем возвращает читателей в далекое детство, а также открывает духовный и нравственный мир ребенка.

Какова же характеристика Николеньки Иртеньева? Как относился к нему автор? Идеализировал ли он своего героя? И что он хотел донести до сердец читателей, выбирая образ ребенка ключевым и центральным в своем произведении?

Давайте коротко проанализируем реалистичную, жизненную повесть, которую написал Л. Н. Толстой, “Детство”, и постараемся найти ответы на приведенные выше вопросы.

Образ детства

Характеристика Николеньки из повести “Детство” начинается с самых первых строк произведения. Перед нами предстает спящий мальчик, сон которого оберегается его добрым любящим наставником.

Из кратких замечаний и размышлений ребенка видно, что он - сын помещика, выросший в тепличных условиях, немного избалованный и взбалмошный, но очень добрый и нежный.

Повествование не даром ведется от первого лица. Это дает нам возможность лучше узнать мысли и чувства мальчика, его детскую непосредственность и ребяческую серьезность.

Характеристика Николеньки Иртеньева является характеристикой самого Толстого, так как многие события и происшествия, описанные в повести, взяты непосредственно из воспоминаний автора.

Что же хранил в своей памяти Л. Н. Толстой? “Детство” открывает перед нами его первые годы жизни, оно не только ярко и эффектно характеризует подрастающее поколение зажиточных помещиков, но и критикует, разоблачает безнравственность и ханжество дворянского образа жизни того времени.

Внешность главного персонажа

Портрет Николеньки из повести “Детство” представляет нам довольно некрасивого мальчика десяти лет с крупным носом, большими губами и мелкими глазами, с постоянно торчащими вихрами на макушке.

Мальчик очень переживает о своих внешних недостатках. Из-за этого его иногда охватывает печаль и отчаяние. Он даже просит бога о наружной красоте и готов отдать все самое ценное, лишь бы иметь идеальный облик.

И хотя иногда может казаться, что главный герой намеренно описывает себя эдаким маленьким уродцем, все же о его некрасивой внешности неоднократно говорят старшие. Это отмечает даже та, которая любит Николеньку больше всех на свете, - его мать. С другой стороны, она не раз подчеркивала душевную привлекательность младшего сына.

Противоречивые чувства

Какой Николенька в повести “Детство”?

Это обычный мальчик, немного завистливый, немного вздорный, но очень добрый, нежный и совестливый.

Скорее всего, совестливость Иртеньева - это его внутренний стержень, который и привлекает нас в главном герое.

Он может совершать безобразные поступки, может иметь плохие суждения, может думать и чувствовать то, что достойно порицания, но он всегда, всегда (!) почувствует после этого стыд и сожаление, раскаяние и некие угрызения совести. После этого хочется верить и надеяться, что Николенька изменится, исправится и станет лучше.

Отношения с наставником

В чем же проявляются противоречивые чувства Николеньки?

Например, в его отношениях с детским учителем, немцем по происхождению, - Карлом Ивановичем. На далекой родине не сложилась жизнь у этого бедного человека, и он приехал в Россию в поисках счастья. Богатства и благополучия немец не нашел, но, по натуре добрый и сердечный, он очень привязался к своим воспитанникам и в простоте душевной отдал им всего себя.

Николенька очень любит своего бедного наставника и жалеет его. Например, он мечтает вырасти и помочь своему учителю, облегчить его горе и даже пожертвовать многим ради него.

Его искренняя любовь к Карлу Ивановичу проявляется и на деле: часто Николенька подходит к наставнику, нежно берет его руку и ласково называет “дорогим” учителем.

Однако в душе мальчика происходят многократные резкие перемены. Он может браниться и злиться на обездоленного учителя, отвечать ему грубо и дерзко, желать всего плохого. И все это лишь из-за строгого внушения, короткого замечания или плохой оценки!

Конечно же, позднее, проанализировав свое неправильное поведение, маленький Иртеньев начинает испытывать раскаяние и стараться загладить свою вину.

Отношения с Иленькой

Характеристика Николеньки из повести “Детство” ярко вырисовывается в его отношениях с Иленькой Грапом, который приходился главному герою ровесником. Иленька был болезненным тихим ребенком, затравленным и затюканным богатыми товарищами. Его отец не имел ни состоятельности, ни титула, но старался поддерживать знакомство с Иртеньевыми в надежде на дальнейшее покровительство. Как же тяжело давалось Иленьке общение с надутыми барчуками, которые обижали его, унижали, оскорбляли и даже били!

Дети, уже способные проявлять жестокость, доводили несчастного мальчика до слез, даже не задумываясь о том, что он испытывает душевные муки и терзания.

Воспоминания о травле Иленьки темным пятном лежат на сердце Иртеньева долгие годы. Он, такой нежный и сочувствующий, с тонкой понимающей душой, корит себя в том, что шел на поводу у взрослых ребят и не вступался за беззащитного обездоленного мальчика.

Барственность героя

Однако в отношении Николеньки к нижестоящим его людям всегда проскальзывала нотка высокомерия и чванливости. Он считал себя намного выше Карла Ивановича и Натальи Савишны, - слуг, привязанных к нему всей душой. Он относился к нищим ровесникам презрительно и спесиво, считая себя лучше и умнее.

Откуда пошло такое чувство надменности и превосходства в этом славном милом ребенке? Характеристика Николеньки из повести “Детство” в полной мере раскрывает перед нами причины и следствия его поступков и суждений.

Маленький мальчик воспитывался в доме богатого заносчивого помещика. С младенчества ему внушали, что он - барский сын, достойный почитания и благоговения. С молоком матери Николенька впитал чувство превосходства и желания жить в роскоши и довольстве, среди прислуживающих, раболепствующих людей.

Так воспитывались многие дворянские дети. И это было распространенным явлением того времени.

Тяжелые испытания

Но это не означает, что маленький Иртеньев жил в воздушном замке, оберегаемый судьбой от проблем и забот. Нет, его тоже коснулись беды и переживания, оставив неизгладимый горестный след в нежной душе.

Образ Николеньки Иртеньева в повести “Детство” - это образ богатого мальчика, познавшего личное горе и тонко чувствующего чужие страдания.

Несмотря на безбедное и пассивное существование, главный герой переживает тяжелые эмоциональные травмы: непонимание старшего брата, заносчивость друга, самолюбие и аморальность отца, изменяющего матери и разоряющего все семейство.

Однако самым горестным воспоминанием Николеньки является внезапная смерть матери.

Отношение к maman

Образ матери является самым светлым, самым прекрасным образом в повести, при этом в произведении нет конкретного описания внешности или детальной характеристики женщины.

Мать для Николеньки - самое любимое существо на земле. Он не стесняется проявлять к ней нежность и ласку, любит часто проводить с ней время и общаться. Скорее всего, именно благодаря раннему влиянию матери мальчик растет таким добрым и отзывчивым ребенком, умеющим сострадать и испытывать чувство вины. Поэтому характеристика Николеньки из повести “Детство” была бы неполной и однобокой, если бы не описание его отношений с матерью.

Смерть самого любимого человека оставила неизгладимую рану в сердце мальчика. Он много плакал и страдал, по-своему переживая горькую утрату. Он не понимал, как цветущая и жизнерадостная мама могла превратиться в желтое иссохшее существо с закрытыми глазами и неузнаваемым лицом.

И в то же время мальчик описывает все свои ощущения и чувства с безграничной искренностью и прямотой. Он называет минуту самозабвения, проведенную около гроба любимой родительницы, самым истинным проявлением горя. В других же случаях, когда Николенька плакал и рыдал по матери, он делал это из чувства самолюбия, претенциозности и эгоистичности, честно признаваясь в этом перед самим собой и испытывая глубокий стыд и презрение к самому себе.

Влияние образа Николеньки

Как видим, в своей повести “Детство” Толстой создал яркий самобытный образ Николеньки Иртеньева, который учит нас правильно реагировать на свои несчастья и неудачи. Также произведение показывает, что детство - это важное время становления личности и мировоззрения ребенка, которое оставит неизгладимый след в его уме и сердце.

Учитель Карл Иванович Мауер хоть и не является главным героем повести, играет очень важную роль в жизни Николеньки и, конечно же, влияет на дальнейшее мировоззрение героя. В повести Льва Николаевича Толстого «Детство» этому герою посвящена отдельная глава.

Карл Иванович в семье Иртеньевых служит домашним учителем. Раньше он служил у генерала и в минуты обиды любит повторять, что там, где он раньше работал, его ценили больше, нежели у Иртеньевых. В семье нашего героя старый немец служит уже больше десяти лет и детей этой семьи любит как родных. Он сидел у постели Володи, когда мальчик болел, что говорит о его беззаветной и чистой любви к ребенку. Немец очень привязан к детям и, когда отец решает увезти их из родового гнезда, старый учитель воспринимает это как личное оскорбление. Он не знает, что ему делать дальше и готов беззаветно служить Иртеньевым даже если ему не будут за это платить. Маленький Николай же любит учителя почти также сильно как родного отца.

Персонаж родом из Германии. В повести часто повторяется, что старый немец глубоко несчастен. Он сирота и на его жизнь выпала нелегкая доля. Николенька говорит, что это единственный человек из его окружения, который был несчастен.

Когда Карл Иванович ходит в домашней одежде, он обычно одет в пестрый халат и козьи сапоги. В классной же комнате он надевает сюртук. Неизменной остается лишь красная вязаная шапочка-ермолка с кисточкой, из-под которой выбивается редкая седина. Эту шапочку он надевает, потому что боится простудить голову, а еще она служит ему для прикрытия лысины. Он не снимает своей шапочки, но всегда при входе в гостиную просит на это разрешения.

У старого учителя больная рука. Об этом читатель узнает, когда Николенька в поисках перчаток, так необходимых ему для танцев, находит перчатку, на которой не хватает среднего пальца. Маленький мальчик рассуждает, что Карл Иванович отрезал его для своей больной руки. А еще учитель глуховат на одно ухо.

Герой очень добр и любит всех детей, которых воспитывает и учит уже двенадцать лет. У него очень добрый голос и он совершенно тронут выдуманным сном Николеньки. Однако в классной комнате добрый немец становится требовательным учителем, который дает детям знания. Здесь его голос становится строгим, он может наказать нашего героя, поставить его в угол.

Карл Иванович очень аккуратен и любит во всем порядок. На его рабочем месте в классной комнате все всегда на своих местах. Учитель любит читать, у него есть несколько любимых книг и он чтением даже посадил тебе зрение и потому носит очки. А еще Карл Иванович любит стихи и даже иногда сам их пишет. Одно из стихотворений Николенька находит в бумагах старого немца.

Карл Иванович – это пример человека, который, пройдя множество жизненных испытаний, сумел сохранить добрую душу и не разучился любить.

Сочинение про учителя Карла Ивановича

Карл Иванович является одним из героев первой повести автобиографической трилогии Льва Николаевича Толстого «Детство». Он работал гувернером в доме у Иртеньевых, занимался обучением и воспитанием Николеньки и его брата Володи, был немцем по происхождению. На жизненном пути он постоянно преодолевал встречающиеся сложности.

Впервые читатель знакомится с Карлом Ивановичем уже в самом начале повести. Он прерывает сон Николеньки и будит его своим нежным голосом. Мальчик был очень злым и расстроенным тем, что его разбудили. Но из-за чрезвычайного доброго характера учителя и его трепетного отношения к мальчикам, Николенька просыпается с хорошим настроением. В свободное от учебы время Карл Иванович имел добрый и ласковый характер, веселился с детьми, расслаблялся в любимом кресле и читал книги. А в классе он становился более суровым и требовательным, потому что по-настоящему хотел обучить детей наукам. Каждое утро дети в сопровождении учителя встречались со своей маменькой, которая любила спрашивать об их сне и разговаривала с учителем по-немецки. Карл Иванович придерживался мнения о том, что все дети должны воспитываться в окружении любви, но не быть избалованными различными искушениями. Для детей мужчина был в одном лице другом, учителем, помощником и просто добрым человеком с широкой душой, за советом к которому можно обратиться в любое время.

Возможно, характер Карла Ивановича каким-либо образом связан с его печальной историей жизни. Для начала нужно сказать, что он был незаконнорожденным ребенком, из-за чего терпел много ограничений. За долгую жизнь он успел побыть на войне вместо своего старшего брата, в плену, поработать на фабрике и сбежать из ареста на родном месте. На работу в дом Иртеньевых, который стал для него родным, он попал после работы у русского генерала.

Карл Иванович является, несомненно, положительным героем повести «Детство» и примером настоящего человека, с которого стоит брать пример. Не каждый человек способен сохранять человечность и доброту, пройдя через трудности в виде войны, ареста и плена, а тем более полюбить чужих детей, как и своих собственных.

Несколько интересных сочинений

    С детства меня приучали к тому, что свободное время создано для того, чтобы проводить его с пользой, в первую очередь для себя. Свободное время в будние дни у меня начинается во второй половине дня. Приходя со школы я иду на тренировку по баскетболу

    Знакомая всем с детства сказка А.С.Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» описывает чудеса любви, доброты, нравственности, верности.

«Детство». Старый учитель, немец, работает в семье Иртеньевых, учит детей немецкому языку и истории. Карл Иванович появляется в первой же главе повести «Детство».

История создания

Повесть «Детство» - одно из первых произведений Льва Толстого, написанное автором в 24 года. В то время Лев вместе с братом Николаем, артиллерийским офицером, отправился служить на Кавказ и написал «Детство» во время пребывания там. На работу над текстом у автора ушло больше года, и Толстой четыре раза основательно переделывал повесть.

Текст опубликовали в литературном журнале «Современник» за 1852 год. Эта публикация стала для Толстого первой. Повесть «Детство» носит автобиографический характер и составляет трилогию вместе с «Отрочеством» и «Юностью», материалом для которых тоже послужила биография Толстого.

Повесть «Детство»


Полное имя персонажа - Карл Иванович Мауэр. По национальности герой немец и происходит из Саксонии. В семье Иртеньевых Карл Иванович состоит домашним учителем. Внешность Карла описывается автором как «немецкая» - длинная фигура в халате и красной шапочке с кисточкой, под которой скрывается лысина. У персонажа редкие седые волосы, орлиный нос, на котором сидят очки, голубые глаза.

Для торжественных случаев у Карла Ивановича есть синий фрак со сборками на плечах и галстук, который герой повязывает бантом. Старика часто видят в очках и с книгой в руках.

У героя добрый голос и мягкий характер, Карл любит детей, с которыми занимается, утешает тех и проявляет участие, если дети огорчены и плачут. При этом как учитель герой строг и требователен, и в классной комнате преображается в сурового наставника. Временами Карл Иванович сердится на и наказывает того - ставит в угол на колени, требует извинений за проступки.


Сам Карл Иванович – не слишком счастливый человек. Это одинокий бедный старик, который рос сиротой, жизнь героя сложилась непросто. С возрастом Карл оглох на одно ухо, на одной руке героя недостает пальца.

Когда герой не занят образованием детей, то коротает время за чтением. Из-за увлечения книгами мужчина даже испортил зрение. Карлу Ивановичу свойственна педантичность, герой любит порядок и следит за тем, чтобы вещи лежали на собственных местах аккуратно.

В семье Иртеньевых герой работает и живет уже двенадцать лет, и за это время он привязался к господским детям, как к собственным. Карл Иванович даже ухаживает за детьми, когда те болеют, хотя это и не входит в обязанности учителя. Дети настолько привыкли к Карлу Ивановичу, что старика берут с собой, когда едут куда-то с детьми.


Сам герой прикипел душой к детям и не представляет, что станет делать без них. Карл согласен даже работать у Иртеньевых без жалованья, чтобы не расставаться с воспитанниками. Николенька, главный герой повести, с равной любовью и уважением относится к Карлу Ивановичу и собственному отцу.

У Иртеньевых Карл Иванович получает семь сотен рублей жалованья в год, что немного. До этого герой работал в семье некоего генерала, где, по убеждению самого героя, его ценили больше. Детей Иртеньевых герой учит истории, немецкому языку и прочим предметам.

Карл Иванович горд и привык говорить людям правду. Герой не льстит и не потакает окружающим. Помимо прочего, он любит поэзию и даже пишет стихи сам. Почерк у Карла Ивановича округлый и красивый.


Главные герои повести "Детство"

Через двенадцать лет самоотверженной службы Карла Ивановича попросили оставить пост домашнего учителя, потому что дети уже выросли, должны теперь «учиться серьезно» и в услугах героя больше не нуждаются. Старик затаил большую обиду и по-своему отомстил на уроке, когда несколько раз прочел детям с выражением фразу:

«Из всех пороков самый тяжкий есть неблагодарность».

Цитаты

«Карл Иваныч, с очками на носу и книгой в руке, сидел на своем обычном месте, между дверью и окошком. Налево от двери были две полочки: одна - наша, детская, другая - Карла Иваныча, собственная. На нашей были всех сортов книги - учебные и неучебные: одни стояли, другие лежали».
«Бывало, как досыта набегаешься внизу по зале, на цыпочках прокрадешься на верх, в классную, смотришь - Карл Иваныч сидит себе один на своем кресле и с спокойно-величавым выражением читает какую-нибудь из своих любимых книг. Иногда я заставал его и в такие минуты, когда он не читал: очки спускались ниже на большом орлином носу, голубые полузакрытые глаза смотрели с каким-то особенным выражением, а губы грустно улыбались».
«Бедный, бедный старик! Нас много, мы играем, нам весело, а он - один-одинешенек, и никто-то его не приласкает. Правду он говорит, что он сирота. И история его жизни какая ужасная! Я помню, как он рассказывал её Николаю - ужасно быть в его положении!»
«Карл Иваныч был очень не в духе. Это было заметно по его сдвинутым бровям и по тому, как он швырнул свой сюртук в комод, и как сердито подпоясался, и как сильно черкнул ногтем по книге диалогов, чтобы означить то место, до которого мы должны были вытвердить».

Сочинение на тему: Образ Карла Ивановича в повести Л.Толстого «Детство»

Уже первая глава повести Л.Н.Толстого привлекла моё внимание. Мы привыкли к тому, что встречаемся с учителями только в школе. Если случайно мы сталкиваемся с ними на улице, то, конечно, здороваемся, но они все равно для нас остаются учителями.

А вот Карл Иванович, которому поручены учеба и воспитание Николеньки Иртеньева и его брата Володи, — домашний учитель, гувернер. Для меня это необычно и непривычно. Знаю, что бывают репетиторы, но это совсем другое: дополнительные занятия за отдельную плату. А вот так, чтобы жить в семье, отчасти заменять детям и няньку, и даже родителей – это совсем другое.

Карл Иванович – человек необычайной доброты. На него даже рассердиться невозможно: рассердишься, что не дал выспаться, точнее, понежиться в кровати – и тут же сам на себя досадуешь – как ты мог?

Как истинный немец, Карл Иванович умеет разделять личное и деловое. Как бы он ни любил вверенных его попечению детей, он зорко следит, чтобы те не были чересчур избалованными, следовали правилу «делу время – потехе час».

Он одинок, история его жизни ужасная и в чужих детях – весь смысл его теперешней жизни. Всю нерастраченную ласку и нежность он дарит им, и нежные детские сердца не могут горячо не откликаться на эти непосредственные проявления сердечных чувств.