Анализ стихотворения Фета “Листья”

«Листья» Федор Тютчев

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят,-
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе-
Играли с лучами,
Купались в poce!..

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..

Анализ стихотворения Тютчева «Листья»

Федор Тютчев как поэт, проповедующий идеи романтизма, сформировался примерно к середине 19 века. Однако первые стихи им были написаны еще до путешествия за границу, которое полностью изменило взгляды Тютчева на современную русскую литературу. К раннему периоду творчества относится и стихотворение «Листья», которое было написано в 1830 году, когда его автору едва исполнилось 17 лет.

С первых строк это произведение можно отнести к пейзажной лирике, так как поэт описывает зимний лес, укрытый шапками снега. Однако это описание кажется весьма странным. В нем нет восхищения или же умиления красотой природы. Наоборот, Тютчев отмечает, что иголки сосен и елей хоть и не утратили своей зелени, однако на фоне снежных сугробов выглядят жалкими и мертвыми. Гораздо честнее, на его взгляд, поступают березы и осины, листья которых, отмирая, падают на землю . И лишь некоторые из них даже зимой проглядывают из-за снежных шапок, являя собой весьма печальное и удручающее зрелище.

Вторая часть стихотворения «Листья» посвящена сравнительному анализу сущности природы и человека. Автор, несмотря на очевидную молодость, ощущает себя в душе глубоким старцем, поэтому пишет о том, что он и его ровесники – «легкое племя», жизнь которого кратковременна. Люди, словно листья, радуются солнечным лучам, ветру и росе. «Но птички отпели, цветы отцвели», — отмечает автор, намекая на то, что молодость проходит очень быстро, зрелость приносит разочарование, а старость – болезни и осознание собственной никчемности. «Так что же нам даром висеть и желтеть?», — вопрошает автор.

По его мнению, старость и немощность невозможно побороть, однако жизнь в пожилом возрасте теряет не только свою привлекательность, но и смысл . Еще не осознав того, что каждый прожитый год делает человека мудрее и дает ему богатую пищу для размышлений, Тютчев видит в финале любой жизни лишь разочарование и всячески противится тому, чтобы на личном опыте его испытать. Именно поэтому с юношеским максимализмом он призывает ветер сорвать с веток пожелтевшие листья, подразумевая, что старикам гораздо разумнее закончить свой земной путь и отправиться в вечное путешествие, чем досаждать окружающим своими капризами, болезнями и нравоучениями.

«Сорвите, умчите, мы ждать не хотим, летите, летите! Мы с вами летим!», — именно так юный Тютчев формулирует свое отношение к старости. Создавая это стихотворение, поэт убежден, что умрет достаточно молодым, и ему не доведется испытать те чувства, которые свойственны людям пожилого возраста на пороге естественной смерти. Автор рассчитывает на то, что его жизнь оборвется внезапно, и у него не будет времени на сожаления о том, что она оказалась столь скоротечной.

Правда, сбыться юношеским надеждам Тютчева было не суждено, так как последние полгода перед смертью он провел в постели, полностью парализованный и зависимый от близких ему людей. Тем не менее, в какой-то степени стихотворение «Листья» оказалось пророческим, так как Тютчев до самых последних дней своей жизни не смог смириться с тем, что его тело отказывается выполнять команды мозга, дряхлеет и утрачивает жизненную силу. Именно поэтому, пережив свой первый инсульт в декабре 1872 года, поэт не захотел прислушиваться к увещеваниям врачей, и уже 1 января отправился с дружеским визитом к знакомым. Это решение стало для поэта роковым, так как во время прогулки с ним случился повторный инсульт, после которого Тютчев уже не смог оправиться. Равно как и не сумел опровергнуть истину о том, что у каждого человека – своя судьба, и попытки ее изменить, подстроив под собственные желания, лишь в исключительных случаях могут увенчаться успехом.

Роман «Обломов» был написан И.А. Гончаровым в 1859 году. Когда произведение было опубликовано, оно захватило всё внимание общества. Критики и писатели назвали роман «знамением времени» (Н.А.Добролюбов), «капитальнейшей вещью, которой давно не было» (Л.Н. Толстой), в обиходе появилось новое слово: «обломовщина». И.С. Тургенев однажды заметил: «Пока останется хоть один русский – до тех пор будут помнить «Обломова»». Начиная читать это

Как моя мама с третьего класса знала, что она будет математиком, так и я с того времени, как начали изучать в школе биологию, увлекся ею.Все в ней интересовало меня: и то, что учеными давно открыто и исследовано, и то, над чем ломают головы до сих пор. В старших классах я стал посещать воскресную биологическую школу при ХГУ имени Каразина. Сколько нового и интересного ожидало меня здесь! Мы глубже, чем в школе, занимались биологическими

Пьесы Островского не были выдуманы. Эти произведения были рождены самой жизнью, а автор лишь привел их и облик в форму печатного слова. Каким же было это время, порождавшее столь чудовищные события? Вспомним историю. Конец пятидесятых годов прошлого века - переломный момент в судьбе России. Еще живо крепостное право, но это уже агония. Уже зародились разночинцы; уже проник на Русь гуманизм. Но уже набрали силу “новые люди старог

Рассказ Платонова «Неизвестный цветок» заставляет читателя всерьез задуматься о трудностях человеческой жизни, хотя, на первый взгляд, речь здесь идет об обычном цветке. Впрочем, не таком уж и обычном.. . Маленькое семечко упало в таком месте, где цветам расти очень и очень тяжело, - «приютилось оно в ямке меж камнем и глиной» . Но все-таки семечко нашло в себе силы прорасти, и на камне появился маленький цветок. «Нечем было ему питатьс

На картине решетникова Опять двойка изображен ученик, вернувшийся домой с плохой отметкой. Он понимая свою вину, опустив глаза, смотрит вниз. Ему стыдно, но видимо уже не первый раз, До прихода мальчика домой все занимались своими делами. Мама готовила. Это можно понять по фартуку, надетому на неё. Сестра прилежно учила уроки. А младший братик беззаботно катался на велосипеде. В момент прихода ученика все, поняв что случилось, о

В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» характер героя 60-х годов XIX века, разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху-процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Преступление страшное, но я, как, наверное, и некоторые другие читатели, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется героем трагическим. В чем же трагедия

Поэма написана М.Ю.Лермонтовым в 1839 году. Это произведение завершает линию замыслов поэта, зародившихся еще в 1830-1831 годах. В него вошли и целые фрагменты из ранних, ненапечатанных поэм: «Исповеди», «Боярина Орши». Герой поэмы пытается вырваться из мира, обрекающего его на одиночество. Мцыри - это «естественный человек», которому навязаны угнетающие его внутренние чувства общественные отношения. В герое велико чувство отрицания, та

Побег Робинзона из дому. (Робинзон - третий сын в семье, баловень, с детских лет его голова набита «всякими бреднями» - мечтами о морских путешествиях. На корабле, где капитаном был отец его приятеля, он отплывает из Гулля в Лондон. Судно тонет, но Робинзон спасается.) Бегство Робинзона Крузо от пиратов. (Робинзон попадает на другой корабль. На корабль нападают пираты. Робинзона и нескольких его товарищей привозят в морской порт Салех.

Иван Иванович Шишкин - знаменитый русский художник-пейзажист.Его кисти принадлежат многие шедевры, среди которых картина "Парк в Павловске", написанная в 1889 году.На картине изображена небольшая речка, деревья, склонившиеся над ней.Создается впечатление уединенности, умиротворения. Наверное, редко кто заглядывает в этот уголок парка. Лишь художник случайно набрел на него и остановился, завороженный открывшейся перед ним картиной. Дер

Стихотворение “Листья” : листья – символический образ яркой, но краткой жизни.

Все стихотворение построено на олицетворении: листья предстают перед нами как живые существа, которые чувствуют и мыслят; от их имени ведется рассказ. Главные чувства, которые переданы в этой поэтической пьесе: порыв, стремление, радость от воспоминаний, желание не расставаться с этой радостью.

Символический уровень: иглы сосен и елей – люди, которые не умеют ярко жить и чувствовать. Их ощущение жизни бедно, тускло, сравнимо с “тощей зеленью” иголок. Они не чувствуют опустошения (их зелень “ввек не желтеет”) , но никогда не ощущают подлинной полноты жизни (“ввек не свежа”) .

Листья – символический образ людей, проживающих свои дни насыщенно, полно и глубоко, не желающих чувствовать вполнакала. Листья не желают мириться с невозможностью жить так же богато и радостно, как прежде, и готовы лучше отказаться от такой жизни, нежели прозябать на докучных ветвях.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Облетающие листья, тучи, буря – это понятные всем приметы поздней осени. Поэт использует описание осени для создания метафоры. Осенняя буря...
  2. В августе 1925 года Есенин написал стихотворение “Листья падают, листья падают…”, настроение которого весьма характерно для позднего творчества поэта. Во...
  3. Лирика Рубцова – это главным образом внимание к природе и человеческой душе. Советский поэт следовал традициям, заложенным классическими русскими авторами....
  4. Федор Тютчев как поэт, проповедующий идеи романтизма, сформировался примерно к середине 19 века. Однако первые стихи им были написаны еще...
  5. Аполлон Майков по праву считается одним из основоположников лирического направления в русской поэзии. Его авторству принадлежит несколько сотен стихов, которые...
  6. Пейзажная лирика занимает значительное место в наследии Рубцова. По мнению литературоведов, его индивидуальная творческая манера формировалась под влиянием произведений признанных...
  7. Стихотворение, написанное в 1858 году, также демонстрирует черты импрессионизма в творчестве А. А. Фета. Творческий акт, по А. А. Фету,...

«Ель рукавом мне тропинку завесила…»

Цели :

16. Образовательные:

– Познакомить с особенностями мировосприятия поэтов.

– Показать взаимосвязь человека и природы в поэзии Тютчева.

– Показать импрессионистические моменты лирики Фета.

– Показать сходства и различия творческого мироощущения поэтов.

17. Развивающие:

– Развивать способность наслаждаться красотой природы.

– Развивать способность наблюдать за движением авторской мысли.

– Развивать способность видеть художественные образы в тексте.

– Развивать способность видеть точки соприкосновения и расхождения в поэтических мирах двух авторов.

18. Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование и наглядность:

Выставка книг, портрет, аудиозапись романса на стихи Тютчева в исполнении Л. Казарновской, подборка репродукций картин Клода Моне.

Литература:

Литература: Справ. шк./сост. Н. Г.Быкова, М., 1997.

Ход урока :

I Оргмомент .

II Психологическая подготовка:

Дети слушают аудиозапись, после этого учитель говорит:

Ребята сейчас вы услышали романс в исполнении на стихи великого русского поэта Федора Ивановича Тютчева.

III Слово о Тютчеве :

Поэзия Тютчева занимает совершенно особое место в русской литературе. Неслучайно современники ставили его в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым. Тютчев «создал речи, которым не суждено умереть» - писал о поэте Иван Сергеевич Тургенев .

Творческий путь Тютчева начался очень рано. Уже в 12 лет он переводил древнегреческих поэтов. Творчество Тютчева всегда было очень тесно связано с европейской культурой, ведь 22 года Тютчев, будучи русск5им дипломатом, прожил в Германии. Но тем не менее Тютчев был одним из не многих поэтов, который понимал все тонкости русской души, даже находясь вдали от Родины, который осознавал, что «умом России не понять» и оттого всегда слушал ее сердцем.

За границей Тютчев постоянно пытался найти отголоски русской природы, что-то такое, что бы напомнило ему о России: восход и закат, майская , смена времен года.

Природа у Тютчева изменчива, динамична. Она не знает покоя, все в борьбе противоборствующих сил, она многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Особенно привлекают Тютчева переходные, промежуточные моменты природы. Он изображает осенний день, напоминающий о недавнем лете. Он рисует первое пробуждение природы, перелом от зимы к весне.

Человек же в поэзии Тютчева слаб и величественен одновременно. Немощный перед лицом судьбы, он велик своей тягой к беспредельному. Для поэта несомненно величие человека, оказавшегося свидетелем исторических событий. Именно такого человека, попавшего в водоворот времени, видим мы в одном из самых знаковых стихотворений Тютчева «Листья».

IV Работа с текстом («Листья»):

Сначала читает вслух учитель, спрашивает, какие чувства испытали ученики после услышанного, какую картину природы себе представили; Учитель отмечает, что всем представились разные картины и, чтобы разобраться почему так происходит предлагает сделать построфный анализ. Ученики построфно читают стихотворение и разбирают каждую строфу, затем снова ее перечитывают, учитель же работает на эмоциональное восприятие и обращает внимание на главные образы стихотворения.

Пусть сосны и ели

Всю зиму торчат,

В снега и метели

Закутавшись, спят,-

Их тощая зелень,

Как иглы ежа,

Хоть ввек не желтеет,

Но ввек не свежа.

Какое настроение звучит в этой строфе? (Смирение. Слово «пусть»). Что указывает на негативное отношение автора к картине, описанной в данной строфе? ( «торчат», эпитет «тощая», сравнение «как иглы ежа»). Динамично ли повествование в данной строфе? (Нет. Здесь больше тоски).

Мы ж, легкое племя,

Цветем и блестим

И краткое время

На сучьях гостим.

Все красное лето

Мы были в красе-

Играли с лучами,

Купались в poce!..

О ком Тютчев говорит «Мы»? (А листья). Как присутствует автор в данной строфе? (Наблюдает за всем со стороны). Как меняется настроение в данной строфе? (Становится приподнятым и даже радостным). Благодаря каким словам это происходит? (Эпитеты «легкое», «красное», глаголы «цветем и блестим», «играли, купались»).

Но птички отпели,

Цветы отцвели,

Лучи побледнели,

Зефиры ушли.

Так что же нам даром

Висеть и желтеть?

Не лучше ль за ними

И нам улететь!

Как меняется настроение в этой строфе? (Снова становится грустным). Какие глаголы на это указывают? (Отпели, отцвели, побледнели, ушли). Посредствам чего в строфе выражается сомнение? (Риторический вопрос).

О буйные ветры,

Скорее, скорей!

Скорей нас сорвите

С докучных ветвей!

Сорвите, умчите,

Мы ждать не хотим,

Летите, летите!

Мы с вами летим!..

Как изменяется темп в этой строфе? (Снова ускоряется). Как выражается смятение? (Повтор глаголов в повелительном наклонении, восклицательные предложения).

Учитель читает вновь стихотворение целиком и говорит: мы с вами видим, что поэзия Тютчева построена на контрастах: динамика и статика, жизнь и смерть, грусть и воспоминания о радостных днях. Но для Тютчева, прежде всего, важны не эти крайние точки, а переходные состояния.

V Слово о Фете : Интерес к переходным состояния воплотился и в творчестве другого гениального русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета. Как и художники-импрессионисты, Фет стремился детально изучить любое явление. Импрессионизм – это направление, зародившееся во Франции, представители которого пытались запечатлеть на своих полотнах мгновенное впечатление человеческой души.

Посмотрите на эти работы Клода Моне: он изображает обычный стог сена в разное время суток и каждый раз этот стог воспринимается по-разному. Подобно этому, в поэзии Фета любая обыденная вещь, в зависимости от человеческого впечатления может предстать абсолютно по-разному.

Будучи очень парадоксальным поэтом и человека, Фет сумел соединить в своей натуре практичного помещика Шиншина и романтического поэта Фёта. Творческая жизнь поэта прерывалась несколько раз: были такие длительные периоды, в которые Фет не написал ни строчки. Но тем не менее размышлять о судьбе человека, о месте в мире Фет не прекращал никогда.

Мы остановимся на стихотворении «Ель рукавом мне тропинку завесила…», в котором как нельзя ярче представлен этот бесконечный поиск человека своего места в мире.

VI Работа с текстом («Ель рукавом мне тропинку завесила») :

Сначала читает вслух учитель. Какую картину вы представили себе после этого стихотворения? (Дети называют). Видите, картины снова разные. А почему, как вы думаете? (В этом стихотворении тоже целая палитра чувств).

Но если в стихотворении Тютчева настроение в строфах звучало по контрасту, то, как строится контраст у Фета? (Противоположные чувства присутствуют в каждой строфе). Давайте посмотрим, так ли это.

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -

Я ничего не пойму.

Какие контрасты мы видим в этом четверостишии? (шумно и жутко, грустно и весело). Как представлен автор? (Образом лирического , повествование ведется от первого лица). Что передает смятение лирического героя? (Строка «Я ничего не пойму»).

Ветер. Кругом все гудет и колышется,

Листья кружатся у ног.

Чу, там вдали неожиданно слышится

Тонко взывающий рог.

Каков ритм этого четверостишия? (Немного неровный, паузы внутри строк). Какие слова нагнетают обстановку? (Глаголы «гудет и колышется», междометие «чу»).

Сладостен зов мне глашатая медного!

Мертвые что мне листы!

Кажется, издали странника бедного

Нежно приветствуешь ты.