Выставки по первой мировой войне. Музеи,выставки,экспозиции пмв. Победным маршем к смерти

14.10.2012

Книжно-иллюстративная выставка "Первая мировая война. Неизвестные страницы"

В универсальном читальном зале №1 Тюменской областной научной библиотеки открыта выставка «Первая Мировая война. Неизвестные страницы».

Первая мировая война (28 июля 1914 - 11 ноября 1918), первый военный конфликт мирового масштаба, в который были вовлечены 38 из существовавших в то время 59 независимых государств. Около 73,5 млн. человек были мобилизованы; из них убиты и умерли от ран 9,5 млн., более 20 млн. ранены, 3,5 млн. остались калеками. Всего Первая мировая война длилась 51 месяц и 2 недели. Охватила территории Европы, Азии и Африки, акватории Атлантики, Северного, Балтийского, Черного и Средиземного морей.

В результате первой мировой войны были ликвидированы Германская, Российская, Австро-венгерская и Османская империи. Австро-Венгрия и Османская империя были разделены, а Россия и Германия, перестав быть монархиями, были урезаны территориально и экономически ослаблены.

Первая мировая война ускорила развитие общественных процессов, явилась одной из предпосылок, обусловивших революции в России, Германии, Венгрии, Финляндии. Цель выставки – на основании документальных материалов воссоздать историю Первой мировой войны, отдать дань уважения русским офицерам и солдатам, честно исполнившим свой долг перед Родиной.

На выставке представлено 28 изданий: книги, журнальные статьи, фильмы на электронных оптических дисках (DVD-ROM). Основу экспозиции составляют издания, отражающие основные этапы и аспекты последней войны Российской империи. Среди них монография Анатолия Ивановича Уткина «Первая мировая война». История первой мировой войны до сих пор таит много белых пятен и ставит вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. В чем кроются истоки одной из самых кровавых войн в истории человечества? Каковы причины трагедии, обрушившейся на Россию в начале века? Почему союзники — страны Антанты - бросили Россию на произвол судьбы? Верна ли сегодняшняя политика сближения России с Западом, или, быть может, у нас свой путь? На эти вопросы и пытается аргументировано отметить автор в своей книге.

Вся история Первой мировой войны – от рокового выстрела в Сараево до противоречивых мирных соглашений – представлена в одной книге известного современного историка Нормана Стоуна. Ярко и необыкновенно увлекательно написанная книга дает полномасштабную картину причин Первой мировой, ее хода и негативных последствий для геополитики XX века.

Книга английских морских историков Ричарда Гибсона и Мориса Прендергаста «Германская подводная война 1914-1918 гг.», написанная на основании многих источников, появившихся сразу после мировой войны, содержит богатый фактический материал, детально освещающий ход операций германских подводных лодок, проходивших в годы Первой мировой войны.

В числе наиболее значимых изданий, представленных на выставке, биографический энциклопедический словарь Константина Александровича Залесского «Первая мировая война». В книге собрано более 300 биографий крупнейших военачальников Первой мировой войны 1914-1918 годов. Они возглавляли фронты, флоты, руководили величайшими сражениями, равных которым мир не знал до XX века.

Материалы журнальных статей, представленных на выставке, повествуют об организации армии и тыла, о снабжении армии, помощи раненым и положении военнопленных, о союзниках и противниках России, о деятельности по сбору документов первой мировой войны. Экспозицию дополняют 6 фильмов документального сериала «История России ХХ в.»: «АВГУСТ 1914г. ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ»; «ПЕРВЫЕ КОНЦЛАГЕРЯ ТАЛЕРГОФ И ТЕРЕЗИН»; «ТАННЕНБЕРГ»; «ГАЛИЦИНСКАЯ БИТВА»; «ВЕЛИКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ»; «ГОРЛИЦКИЙ ПРОРЫВ». Каждая серия фильма посвящена наиболее значимым событиям в истории Российской Империи рассматриваемого периода. Фильмы насыщены огромным количеством событий и фактов. Режиссер проекта - Смирнов Николай Михайлович, военный эксперт-журналист, автор проекта "Наша стратегия" и цикла передач "Наш взгляд. Русский Рубеж".

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К ВЫСТАВКЕ:

1. Александр Михайлович (великий князь; 1866-1933). Книга воспоминаний: биография (Автобиография) / Александр Михайлович; предисл. и комм. А.Виноградова. - М. : Современник, 1991. - 271 с.

2. Айрапетов, О. После августа четырнадцатого: [судьбы войск и их начальников] / О. Айрапетов //Родина. – 2011. - № 1. - С.114-115.

3. Болтунов, М. Е. Дипломаты в погонах / М. Е. Болтунов. - Москва: Кучково поле, 2011. - 365, с.

4. Брюханов, В. А. Учитель и Ученик: суперагенты Альфред Редль и Адольф Гитлер: историческая литература / В. А. Брюханов. - Москва: Интеллектуальная книга, 2010. - 317, с.

5. Виллмотт, Г. П. Первая мировая война: [иллюстрированная хроника первого глобального конфликта] / Г. П. Виллмотт; пер. с англ.: А. Дорошевич, Д. Карельский. - Москва: Ломоносов, 2010. - 335 с. : карты, портр., фот.

6. Вильсон, Х. Р. Линкоры в бою 1914-1918 гг. : переводное издание / Х. Вильсон. - М. : Изографус; Нижний Новгород: Нижегор. кн. изд-во, 2002. - 429, c. ; 21. - (Военно-морская библиотека).

7. Гибсон, Р. Германская подводная война 1914-1918 гг. : [пер. с англ.] / Р. Гибсон, М. Прендергаст. - Москва: Вече, 2011. - 382, с.

8. Григоренко В. На Дунае в 1914 году: [по рассказам участника войны] / В. Григоренко //Родина. – 2010. - № 11. - С.134-138.

9. Гущин, Ф. А. Пленные генералы Российской императорской армии: 1914-1917 / Ф. А. Гущин, С. С. Жебровский. - Москва: Русский путь, 2010. - 381, с. : портр.

10. Жигальцова, Л. «Умирать стоит, спасая других. Иначе обидно…»: [Гибель баронессы Мейндорф] / Л. Жигальцова //Родина. – 2010. - № 3. - С.44-48.

11. Залесский, К. А. Первая мировая война: [Правители и военачальники]: Биогр. энциклопед. словарь / К.А. Залесский. - М. : ВЕЧЕ, 2000. - 573, с.

12. Каролинский, Г. Последний мирный год 1913 / Г. Каролинский. - Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2010. - 407, с.

13. Каширин В. «Усусам» по сусалам, или взятие Маковки: [Победа русских войск на высоте 958 в Сколевских Бескидах] / В. Каширин // Родина. – 2010. - № 4. - С.72-77.

14. Керсновский, А. История русской армии: 1881-1916 гг. / А. Керсновский. - Смоленск: Русич, 2004. - 510, с. : ил.

15. Людендорф, Э. Мои воспоминания о войне = Meine Kriegserinnerungen: первая мировая в записках германского полководца, 1914-1918 / Э. Людендорф. - Москва: Центрполиграф, 2007. - 349, с.

16. Мартынов, Б. Ф. Русский Парагвай: повесть о генерале Беляеве, людях и событиях прошлого века / Б. Ф. Мартынов. - Москва: Военное изд-во, 2006. - 236, с., л. ил., портр. : ил.

17. Мировые войны ХХ века: в 4-х книгах / Ред. В. А. Золотарев, Ред. Ю. В. Кудрина; Ин-т всеобщей истории, Ассоциация историков первой мировой войны, Ассоциация историков второй мировой войны. - М. : Наука, 2002.

18. Кн.1: Первая мировая война. Исторический очерк / Отв. ред. Г. Д. Шкундин, Науч. ред. В. Л. Мальков. - 2002. - 686 с.

19. Кн.2: Первая мировая война: документы и материалы / Сост. А. П. Жилин, Отв. ред. В. К. Шацилло. - 2002. - 581 с.

20. Миротворская, Н. А. Две тетради: дневник Натальи Александровны Миротворской / Н. А. Миротворская; ред. М. Фрейдкин. - Москва: Галерея СТО, 2010. - 296 с.

21. Оськин, М. В. Первая мировая война / М. В. Оськин. - Москва: Вече, 2010. - 367 с., л. ил., цв. ил., портр., факс. : ил

22. Первая мировая война [Электронный ресурс] : ист. лит. Фильм 14. Август 1914 года. Западный фронт; Фильм 15. Первые концлагеря Талергоф и Терезин / реж. Н. Смирнов; сцен. М. Ширяев; комп. С. Дягилев; продюс. А. Алексеев. - Электрон. дан. - Москва: Новое время, 2007. - 1 эл. опт. диск (DVD-ROM).

23. Первая мировая война [Электронный ресурс] : ист. лит. Фильм 16. Танненберг; Фильм 17. Галицийская битва / реж. Н. Смирнов; сцен. М. Ширяев; комп. С. Дягилев; продюс. А. Алексеев. - Электрон. дан. - Москва: Новое время, 2007. - 1 эл. опт. диск (DVD-ROM).

24. Первая мировая война [Электронный ресурс] : ист. лит. Фильм 18. Великое отступление; Фильм 19. Горлицкий прорыв / реж. Н. Смирнов; сцен. М. Ширяев; комп. С. Дягилев; продюс. А. Алексеев. - Электрон. дан. - Москва: Новое время, 2007. - 1 эл. опт. диск (DVD-ROM).

25. Первая мировая в жизнеописаниях русских военачальников [Текст] / Р. М. Португальский, П. Д. Алексеев, В. А. Рунов. - М. : ЭЛАКОС, ТОО "Принт-экспресс", 1994. - 398 с.

26. Стоун, Н. Первая мировая война: краткая история / Норман Стоун; пер. с англ. И. В. Лобанова. - Москва: ACT: АСТ МОСКВА, 2010. - 219, с.

27. Уткин, А. И. Первая мировая война: монография / А. И. Уткин. - М. : Алгоритм, 2001. - 592 с.

28. Шацилло, В. К. Первая мировая война, 1914-1918: факты: документы / Вячеслав Шацилло. - М. : ОЛМА-пресс, 2003. - 477, с.

Выставка «1914. Да поднимется вся Россiя на ратный подвигъ»
Историко-документальная межмузейная выставка, приуроченная к столетию начала Первой мировой войны, проходила в семи залах Арсенального каре Гатчинского дворца с 24 сентября 2014 года по 31 января 2015 года.
В семи залах дворца представлены около 500 предметов из частных коллекций, музеев и государственных архивов, рассказывающих историю Первой мировой войны.

Сама выставка условно разделялась на несколько частей, повествующих о различных сторонах конфликта.

Посетители могли познакомиться с главными союзническими блоками государств и расскажут об дипломатических отношениях между странами.
Особое внимание выставки обращено на амуницию войск стран участников конфликта. Так, можно увидеть форму и оружие Российской Империи, Франции, Австро-Венгерской Империи, Германской Империи.



Экспозицию дополняли оригинальные документы, боевые награды. В отдельном зале выставки была представлена история медицинского обеспечения Русской Армии.

Сообщения объединены, 24 окт 2017 , время первого редактирования 24 окт 2017
Как рассказал старший научный консультант выставки, преподаватель СПбГУ Андрей Павлов, впервые собрана столь подробная и разноплановая экспозиция о Первой мировой войне
- Раньше не было таких комплексных экспозиций, и интересно, что мы, собирая эту выставку, не взаимодействуя с московскими экспозиционерами (в Москве выставка открылась в Государственном историческом музее), пришли к одной и той же идее - представить войну в «разрезе», где бы различные аспекты сложились в общую картину. Мы постарались показать войну как явление не только военной стратегии, а прежде всего - политики. Вообще Первая мировая - это первая в истории человечества война, где воевали не монархи с их армиями, а народы. Первая крупная война, где было задействовано такое огромное количество ресурсов, где европейские общества работали на войну, где на нее были нацелены все производства.

Семь залов - семь тем, которые раскрывают содержание войны. Встречи политических деятелей Европы, действия царя Николая II в канун и во время Первой мировой, воинские звания, награды, печать в годы боев (включая плакаты, художественную литографию, открытки), военная авиация, быт войны, бои на суше и морские сражения, создание Туземной армии, устройство и работа лазаретов, участие членов царской семьи, работавших в войну в лазаретах (в частности - императрицы Александры Федоровны), в спасении раненых - на этом акцентирована выставка. Представлены те экспонаты, которые редко видел зритель: военная амуниция, предметы быта – офицерская походная кровать, печка, посуда, латунный умывальник, сундучок для полковой кассы. Что-то выставлено вообще впервые - например, литавры лейб-гвардии Кирасирского полка. Увеличенная фотография из Центрального государственного кино-фотоархива Санкт-Петербурга (ателье Карла Буллы), где кавалерийский Кирасирский полк Ея Величества выстроился на плацу на фоне Гатчинского дворца, демонстрирует мощь и боевой дух русской армии. Надо заметить, что именно в Гатчине были открыты до войны 1914 года первые авиационные курсы в стране, здесь испытывали знаменитые военные самолеты «Илья Муромец», под крыльями которых можно было устанавливать огнестрельные орудия.

Главным союзником России в этой войне выступала Франция. Интересная подробность: 350 тысяч касок было выпущено во Франции для солдат русской армии. На выставке можно увидеть эти каски, достаточно изысканные при своей прочности. Поражает «пижонством» и мундир офицера пехотного полка австрийской армии с блестящими серебряными пуговицами.

Удивляют по сути рыцарские доспехи, которые использовали солдаты армии противника - Германии: это чугунные «фартуки», которые закрывали всю переднюю часть тела - от шеи до бедер. Присутствовавшие на немецких касках «рожки» - это, оказывается, винты, на которые прикручивались металлические забрала (шлемы) на голову. Высунувшись из окопа, солдат таким образом уберегал голову от пуль. Правда, от жесткой встречи со снарядом у воина просто ломалась шея, так что шлемы практически не использовались. Поскольку война была нередко именно окопной, в ход нередко шли кинжалы или вообще доморощенные орудия - кистени, кастеты, булавы, палицы.

Первая мировая война была очень жестокой и кровопролитной, миллионы погибших, десятки миллионов раненых, в ней впервые были применены газовые атаки, поэтому в ранце каждого солдата находился необходимый предмет - противогаз.

На выставке можно увидеть архивные снимки, связанные с приездом в Россию накануне войны глав европейских государств, прежде всего президента Франции Раймона Пуанкаре, в 1915 году - генерала П. По, на которых запечатлены заседания, встречи, военные парады и учения, визиты французских офицеров на русский фронт. Прекрасные цветные хромолитографии из Эрмитажа в деталях демонстрируют подробности сражений на суше, на море и в воздухе. Впечатляют и такие экспонаты - крупные красные кресты на сумках, на белых фартуках сестер милосердия. В этом своя эстетика Первой мировой…

Выставка оставляет сильнейшее впечатление, так как дает почувствовать единение нации, связать события вековой давности с настоящим тревожным временем, построить свои аналогии.

В Гатчинском дворце параллельно открылась и выставка одного экспоната «Августейшему однополчанину…» - палаш великого князя Михаила Александровича, преподнесенный ему офицерами лейб-гвардии Кирасирского Ея Величества полка (синими кирасирами) в 1909 году. Палаш является «потомком» рыцарского меча и из-за своей величины и громоздкости уже в XIX веке использовался не в армии, а только в мирное время на парадах. Представленный палаш изготовлен в 1909 году в Санкт-Петербурге мастерами фирмы «Шаф и сыновья».

Обе выставки продлятся до 31 января 2015 года.

От-дел изо-из-да-ний РГБ к сто-ле-тию со дня на-ча-ла Пер-вой ми-ро-вой вой-ны под-го-то-вил вы-став-ку от-кры-ток. Кар-точ-ки от-ра-жа-ют по-ли-ти-че-скую и бы-то-вую сто-ро-ны во-ен-но-го кон-флик-та: по фо-то-гра-фи-че-ским и ри-со-ван-ным изоб-ра-же-ни-ям мож-но по-лу-чить све-де-ния о стра-нах — участ-ни-цах вой-ны, по-зна-ко-мить-ся с тек-стом ма-ни-фе-ста рус-ско-го ца-ря, по-чув-ство-вать на-стро-е-ния рус-ско-го об-ще-ства, по-лу-чить пред-став-ле-ние о раз-ви-тии ис-кус-ства гра-фи-ки и фо-то-гра-фии в на-ча-ле ХХ ве-ка. Вы-став-ка от-кры-та до 27 сентября.

20 июля 1914 года в от-вет на объ-яв-ле-ние Гер-ма-ни-ей вой-ны Рос-сии был под-пи-сан вы-со-чай-ший ма-ни-фест о вступ-ле-нии Рос-сии в вой-ну. Ни-ко-лай II объ-явил его с бал-ко-на Зим-не-го двор-ца пе-ред ты-ся-ча-ми лю-дей, со-брав-ши-ми-ся на Двор-цо-вой пло-ща-ди в Санкт-Петербурге. В ма-ни-фе-сте вы-ра-жа-лось по-же-ла-ние, что-бы «в этот год страш-но-го ис-пы-та-ния внут-рен-ние спо-ры бы-ли за-бы-ты, что-бы со-юз ца-ря и на-ро-да укреп-лял-ся». Текст ма-ни-фе-ста, сним-ки июль-ских ма-ни-фе-ста-ций и мо-би-ли-за-ции, де-мон-стри-ру-ю-щие пат-ри-о-ти-че-ский подъ-ем, по-яви-лись на стра-ни-цах га-зет и на от-крыт-ках.

Од-ни-ми из них бы-ли и фо-то-гра-фии из-вест-но-го пе-тер-бург-ско-го фо-то-гра-фа на-ча-ла ХХ ве-ка Кар-ла Бул-лы, ко-то-рые мож-но уви-деть на ны-неш-ней вы-став-ке в РГБ. Вско-ре к фо-то-гра-фи-че-ским от-крыт-кам до-ба-ви-лись ри-со-ван-ные изоб-ра-же-ния, ав-то-ра-ми ко-то-рых ста-ли луч-шие ху-дож-ни-ки то-го вре-ме-ни. Мож-но ска-зать, что от-крыт-ки со-про-вож-да-ли во-ен-ный кон-фликт на всем его про-тя-же-нии.

В на-ча-ле вой-ны в нее вклю-чи-лись восемь го-су-дарств Ев-ро-пы: Гер-ма-ния и Ав-ст-ро-Вен-грия про-тив Ве-ли-ко-бри-та-нии, Фран-ции, Рос-сии, Бель-гии, Сер-бии и Чер-но-го-рии. К кон-цу вой-ны в нее уже бы-ло во-вле-че-но боль-шин-ство стран ми-ра: четыре го-су-дар-ства участ-во-ва-ли на сто-ро-не ав-ст-ро-гер-ман-ско-го бло-ка и 34 на сто-ро-не Ан-тан-ты.

Ил-лю-стри-ро-ван-ные от-крыт-ки и дру-гие ви-зу-аль-ные ма-те-ри-а-лы, осо-бен-но в пер-вый год вой-ны, на-гляд-но зна-ко-ми-ли со стра-на-ми-участ-ни-ка-ми, пред-став-ляя лич-но-сти ца-рей и пра-ви-те-лей, кар-ты Ев-ро-пы, на-ци-о-наль-ные фла-ги и гим-ны, ви-ды об-мун-ди-ро-ва-ния сол-дат. На от-крыт-ках мож-но уви-деть ин-те-рес-ную изо-ста-ти-сти-ку: чис-лен-ность на-се-ле-ния и ар-мий, объ-е-мы хлеб-ных за-па-сов. На-при-мер, на од-ной из кар-то-чек на вы-став-ке по-ка-за-но ко-ли-че-ство ло-ша-дей во-ю-ю-щих дер-жав: боль-ше все-го со сто-ро-ны Рос-сии (33 млн го-лов).

В на-ча-ле вой-ны ху-до-же-ствен-ную ин-тел-ли-ген-цию за-хлест-ну-ла вол-на пат-ри-о-тиз-ма. В мо-мент во-ен-ной угро-зы вне-сти свою леп-ту в по-мощь ра-не-но-му, убе-дить сра-жа-ю-щих-ся в ис-то-ри-че-ской не-из-беж-но-сти про-ис-хо-дя-ще-го, все-лить уве-рен-ность в по-бе-де — все эти за-да-чи ве-ли-ко-леп-но ре-ша-лись ху-до-же-ствен-ны-ми сред-ства-ми пла-ка-та.

Идея «рус-ско-го на-ци-о-наль-но-го» ста-ла в пла-ка-те осо-бен-но ак-ту-аль-ной и вдох-но-ви-ла мно-гих из-вест-ных жи-во-пис-цев и гра-фи-ков. В их чис-ле Аб-рам Ар-хи-пов, бра-тья Вас-не-цо-вы, Сер-гей Ви-но-гра-дов, Кон-стан-тин Ко-ро-вин, Лео-нид Па-стер-нак, Иг-на-тий Ни-вин-ский и дру-гие. Мно-гие из них ра-бо-та-ли без-воз-мезд-но. Од-ним из пер -вых был со-здан пла-кат «На по-мощь жерт-вам вой-ны» Лео-ни-да Па-стер-на-ка, вы-звав-ший да-же лич-ную ре-ак-цию ца-ря. Этот пла-кат в ви-де от-крыт-ки мож-но уви-деть и на вы-став-ке в РГБ — изоб-ра-же-ния то-гда ти-ра-жи-ро-ва-лись од-но-вре-мен-но для пла-ка-тов и от-кры-ток.

Не-ма-ло от-кры-ток бы-ло по-свя-ще-но и ра-бо-те бла-го-тво-ри-тель-ных ор-га-ни-за-ций, чис-ло ко-то-рых в го-ды вой-ны зна-чи-тель-но уве-ли-чи-лось. На-ря-ду с су-ще-ство-вав-ши-ми Рос-сий-ским Крас-ным Кре-стом и Рос-сий-ским об-ще-ством Зе-ле-но-го Кре-ста, в оз-ник-ло мно-го но-вых, ре-шав-ших ло-каль-ные за-да-чи. На-при-мер, Ко-ми-тет по ока-за-нию по-мо-щи се-мьям лиц, при-зван-ных на вой-ну, Ко-ми-тет «Кни-га — сол-да-ту», Мос-ков-ский ко-ми-тет по снаб-же-нию та-ба-ком во-и-нов пе-ре-до-вых по-зи-ций.

Бла-го-тво-ри-тель-ность ста-ла за-да-чей не толь-ко земств, спе-ци-аль-ных ко-ми-те-тов, об-щин, но и част-ных лиц. Труд-но пе-ре-оце-нить и вклад ко-ми-те-тов, дей-ство-вав-ших под по-кро-ви-тель-ством чле-нов Им-пе-ра-тор-ско-го до-ма, сре-ди ко-то-рых бы-ли Им-пе-ра-три-ца Алек-сандра Фе-до-ров-на и до-че-ри ца-ря. Так, на од-ной из фо-то-гра-фи-че-ских кар-то-чек за-пе-чат-лен ви-зит Им-пе-ра-три-цы и Ве-ли-ких кня-жон Оль-ги и Та-тья-ны в Цар-ско-сель-ский двор-цо-вый ла-за-рет.

На-ря-ду с ре-а-ли-сти-че-ски-ми и са-ти-ри-че-ски-ми сю-же-та-ми в от-крыт-ках осо-бую на-груз-ку нес-ли ал-ле-го-ри-че-ские и сим-во-ли-че-ские изоб-ра-же-ния. Осо-бым со-дер-жа-ни-ем на-пол-ни-лась и вся го-су-дар-ствен-ная сим-во-ли-ка — дву-гла-вый орел, трех-цвет-ный флаг, зна-ки им-пе-ра-тор-ской вла-сти. Их с по-чте-ни-ем и лю-бо-вью изоб-ра-жа-ли на от-крыт-ках.

Кро-ме то-го, вой-на все-гда вос-при-ни-ма-лась на-род-ным со-зна-ни-ем как ми-сти-че-ское яв-ле-ние — не про-сто сра-же-ние двух враж-ду-ю-щих го-су-дарств, но борь-ба на-чал Добра и Зла. Ис-хо-дя из та-кой трак-тов-ки, не-ред-ко воз-ни-кал об-раз вра-га — же-сто-ко-го из-вер-га, уни-что-жа-ю-ще-го на сво-ем пу-ти все жи-вое. На борь-бу с ним не-ред-ко вдох-нов-ля-ли об-ра-зы рус-ских бо-га-ты-рей и свя-тых во-и-нов — Дмит-рия Дон-ско-го, Ге-ор-гия По-бе-до-нос-ца, ри-со-ван-ные изоб-ра-же-ния ко-то-рых мно-жи-лись на по-пу-ляр-ных от-крыт-ках.

В сю-же-тах от-кры-ток Пер-вой ми-ро-вой вой-ны зна-чи-тель-ное ме-сто от-ве-де-но пра-во-слав-ной ве-ре. В усло-ви-ях же-сто-ких стра-да-ний и раз-лу-ки мил-ли-о-нов се-мей ве-ра в Бо-га укреп-ля-ла дух, по-мо-га-ла до-стой-но пе-ре-жить вой-ну. Про-во-жая на ф ронт род-ных, же-ны и ма-те-ри да-ва-ли во-и-нам об-раз-ки свя-тых, бла-го-слов-ля-ли, го-ря-чо мо-ли-лись о со-хра-не-нии их жиз-ней. Все это слу-жи-ло мо-ти-ва-ми для от-кры-ток. «Гос-подь не оста-вит дом доб-ро-го во-и-на», — со-об-ща-ет од-на из кар-то-чек, изоб-ра-жа-ю-щая гор-ни-цу с мо-ля-щей-ся сол-дат-ской ма-те-рью и вхо-дя-ще-го в ок-но ан-ге-ла.

Выс-шие си-лы по-мо-га-ли как род-ным во-и-нов, так и им са-мим на по-ле бит-вы. Так, на обо-ро-те дру-гой от-крыт-ки из фон-дов РГБ мож-но най-ти то-му под-твер-жде-ние. Здесь при-во-дит-ся со-об-ще-ние из «Бир-же-вых ве-до-мо-стей» от 25 сен-тяб -ря 1914 го-да: «По-сле на-ше-го от-ступ-ле-ния наш офи-цер с це-лым по-лу-эс-кад-ро-ном ви-дел ви-де-ние. Они толь-ко что рас-по-ло-жи-лись на би-ву-а-ке. Бы-ло 11 ча-сов ве-че-ра. То-гда при-бе-га-ет ря-до-вой с удив-лен-ным ли-цом и го-во-рит: "Ва-ше вы-со-ко-бла-го-ро-дие, иди-те". По-ру-чик Р. по-шел и вдруг ви-дит на не-бе Бо-жию Ма-терь с Иису-сом Хри-стом на од-ной ру-ке, а дру-гой ру-кой ука-зы-ва-ю-щей на за-пад. Все ниж-ние чи-ны сто-ят на ко-ле-нях и мо-лят-ся не-бес-ной По-кро-ви-тель-ни-це. По-том это ви-де-ние из-ме-ни-лось в боль-шой крест и ис-чез-ло. По-сле это-го разыг-ра-лось боль-шое сра-же-ние на за-па-де под Ав-гу-сто-вым, озна-ме-но-вав-ше-е-ся боль-шой по-бе-дой».

Первая мировая война: около 15 миллионов убитых на полях сражений и мирных жителей, бесчисленные инвалиды, рухнувшие империи и - как результат - перекроенная карта Европы... Как рассказать обо всем этом, как показать на выставке войну, которую называют "пра-катастрофой" ХХ века? В Немецком историческом музее в Берлине нашли оптимальное решение. Экспозиция ведет вдоль 14 ключевых пунктов Первой мировой войны. Тщательно подобранные экспонаты показывают прошлое наглядно, история реконструируется и на примере частных судеб.

Победным маршем к смерти

Начинается выставка уже в фойе, где лаконично обрисована геополитическая обстановка в Европе накануне великой бойни: тогда, в начале двадцатого столетия, континент лихорадило от взаимных претензий и властных амбиций. Европейскими столицами заправляли аристократические элиты, бизнес и банки получили огромную власть, короли, цари и кайзеры были друг другу родственниками. Что-то вроде одной большой семьи, которую раздирали политические и экономические распри и среди членов которой шла конкурентная борьба за передел мира.

Германская империя в лице кайзера Вильгельма II, начиная с 1890 года, проводила опасную политику, заявляя претензии на колонии и за несколько лет построив угрожающих размеров военно-морской флот. Это наглядно представлено в экспозиции. Близка и понятна нам сегодня повседневная жизнь больших городов той эпохи, их мирный быт. Но чуждыми представляются военные марши, звучавшие повсюду. Агрессия ощущается почти физически.

Спустя шесть недель после покушения на наследника австрийско-венгерского престола и его супругу в Сараево началась война. Мир обезумел. В Немецком историческом музее посетитель выставки проходит мимо разрушенных стен, обклеенных европейскими газетами тех недель, а затем подходит к картине Августа фон Каульбаха (August von Kaulbach) "Германия" ("Germania"). Длинноволосая, белокурая валькирия в доспехах, с мечом и щитом, готова встретить неприятеля.

КОНТЕКСТ

"Тогда верили, - поясняет Андреас Никс (Andreas Nix), один из кураторов выставки, - что война ведется справедливая, оборонительная". И на фронт шли так, как это делали в XIXвеке, под развевающимися штандартами, маршевой поступью. Вот только этот марш встречал огненный смерч пулеметных очередей.

Новое оружие

В период между 1914 и 1918 годами на стороне Германии воевали около 12 миллионов человек. А всего в Первой мировой войне участвовало около 60 миллионов солдат. Во время сражения на Марне, одного из ключевых сражений Первой мировой, она впервые проявила себя в новом измерении. Пулеметы и скорострельная артиллерия косили солдат рядами, и количество жертв первых недель войны оказалось неожиданно высоким. Солдаты начали рыть траншеи и окопы, возводить брустверы и строить блиндажи. Скоро они образовали густую сеть, протянувшуюся от берегов Ла-Манша до швейцарской границы. Фронт застыл, никто уже не говорил о скорой победе. Белые перчатки, которые один из немецких солдат хранил в своем вещмешке на случай победного вступления в Париж, так и не пригодились их владельцу. Первая мировая война затянулась надолго.

Во время боев в тесных окопах для взаимного истребления использовались архаичные средневековые палицы, которые тоже стали экспонатами выставки. На земле, в воздухе и на море, однако, уже шла конкурентная борьба за более современное, более смертоносное оружие. 22 апреля 1915 года немецкие войска во время сражений в окрестностях бельгийского городка Ипр применили хлорный газ - первое в истории химическое оружие. В "кромешном аду" Вердена до конца 1916 года было взорвано 26 миллионов обычных снарядов и 100 тысяч снарядов, начиненных ядовитыми газами.

В Немецком историческом музее эти невероятные цифры дополняют инсталляции: за марлевой занавеской, например, висят подсвеченные противогазы. При приближении к ним включается шум трещоток, которые в реальных окопных условиях Первой мировой предостерегали солдат о начале газовой атаки.

Тотальная война

Экспозиция в Берлине следует построена хронологически. Она рассказывает о сражениях на Востоке и Западе, о войне в Африке, о фронтах Османской империи и о боях на горных перевалах. В качестве "бытовых" экспонатов выставлены лыжи, туалетная бумага и настольные игры, "Полевые шашки", например, легко умещались в солдатских ранцах вместе с фотографиями и письмами из дома. На выставке показаны также "патриотические" игрушки, в частности, миниатюрный походный лазарет. Будни солдатской жизни – это и увековеченные на фотографиях калеки, повешенные пленных, которых подозревали в шпионаже, дневниковые записи...

В общей сложности, около 500 экспонатов из 13 стран - оружие, униформа, предметы повседневного обихода, а также дневники, письма, рисунки, картины, фотографии, фильмы - показывают в Немецком историческом музее, какой страшной была Первая мировая война, эта первая в ХХ веке тотальная катастрофа.

Государственный исторический музей открывает масштабную международную выставку, посвященную 100-летию начала Первой мировой войны.

Главная задача выставки — восстановить историческую память о войне, которая долгие годы была в нашей стране забыта, а в учебниках истории упоминалась как «империалистическая».

Коллекцию, связанную с историей Первой мировой войны, в Историческом музее стали собирать сразу же после начала военных действий: в августе 1914 года в музее был создан Отдел текущей войны. Впоследствии музейные фонды пополнялись материалами трофейных комиссий, коллекциями Военно-исторического и Артиллерийского исторического музеев, комплексами, передававшимися семьями участников войны, а также предметами, привезенными из экспедиций с мест боев. В результате в Историческом музее сложилось достаточно крупное собрание памятников по истории Первой мировой войны.

Среди чудом сохранившихся в революционные времена экспонатов - реликвии полковых музеев российской армии, рассказывающие об участии в боевых операциях прославленных полков - лейб-гвардии Преображенского, Финляндского, 4-го Стрелкового Императорской фамилии и ряда других воинских подразделений и военных училищ.

На выставке будут представлены знамена, оружие, боевые награды, предметы военного быта, карты сражений, а также плакаты, рисунки, документы, фотографии.

В музее хранится коллекция живописных работ, выполненных во время боевых действий бригадой фронтовых художников. Это и сюжетные сцены, и изображения георгиевских кавалеров – нижних чинов, офицеров и генералов, в том числе Н. Юденича, М. Алексеева, Г. Хана Нахичеванского, великого князя Николая Николаевича.

Огромную ценность представляют экспонаты, связанные с именами генералов А. Брусилова, С. Ванкова, А. Гутора, И. Довбор-Мусницкого. Впервые на выставке экспонируются мундир маршала Британской армии, принадлежавший императору Николаю II и комплект обмундирования шефа 27-го драгунского полка короля Великобритании Эдуарда VII.

С помощью документальных кино- и фотодокументов будут показаны события, происходившие на войне. Мультимедийными средствами будет наглядно воссоздано огромное пространство фронтов Первой мировой войны.

Для выставки в Историческом музее свои материалы предоставили многие российские и зарубежные музеи и архивы: Имперский военный музей (Лондон), Музей Армии (Париж), Баварский музей армии (Ингольштадт), Политехнический музей, музей Путиловского завода, архивы Историко-документального департамента МИД РФ, ГАРФ, архив кинофотодокументов, Политический архив МИДа Германии и другие.

Организаторы выражают надежду на то, что выставка «Первая мировая. Последняя битва Российской империи» станет не только значимым событием культурной, общественной и научной жизни Москвы и России, но и послужит импульсом к созданию музея Первой мировой войны в нашей стране.

К выставке подготовлены сборник научных исследований и каталог.