Внешность славян. Персия и сопредельный мир. Персы, арабы и турки

Персидская империя была уничтожена, а ее столица – Персеполь – разграблена и сожжена. Последний из царей Ахеменидской династии Дарий III со своей свитой отправился в Бактрию, надеясь собрать там новое войско. Но Александру удалось нагнать беглеца. Чтобы не оказаться в плену, Дарий приказал своим сатрапам убить его, а самим - бежать дальше.

После гибели царя в покоренной Персии наступила эпоха эллинизма. Для простых персов это было подобно смерти.

Ведь произошла не просто смена владыки, их захватили ненавистные греки, которые быстро и жестко стали заменять исконно персидские обычаи своими, а значит, совершенно чуждыми.

Даже приход племени парфян, который произошел во II веке до н.э. ничего не изменил. Кочевое иранское племя сумело изгнать с территории древней Персии греков, однако и само попало под влияние их культуры. Поэтому даже при власти парфян на монетах и в официальных документах использовался исключительно греческий язык.

Но хуже всего было то, что храмы возводились по греческому образу и подобию. И большинство персов считало это кощунством и святотатством.

Ведь Заратуштра завещал их предкам, что поклоняться идолам нельзя. В качестве символа Бога нужно считать только неугасимое пламя, ему же следовало приносить жертвы. Но что-либо изменить персы были не в силах.

Поэтому от бессильной злобы они все постройки эллинского периода называли «строениями Дракона».

Персы терпели греческую культуру вплоть до 226 года н.э. Но, в конце концов, чаша переполнилась. Восстание поднял правитель Парса Ардашир, и ему удалось свергнуть династию парфян. Этот момент принято считать рождением второй персидской державы, во главе которой встали представители династии Сасанидов.

В отличие от парфян, они всячески старались возродить ту самую, древнюю культуру Персии, начало которой положил еще Кир. Но сделать это оказалось непросто, поскольку греческое засилье практически полностью стерло в памяти наследие Ахеменидов. Поэтому в качестве «путеводной звезды» для воспрянувшего государства было выбрано общество, о котором рассказывали зароастрийские жрецы. И так получилось, что Сасаниды попытались возродить такую культуру, которой в реальности и никогда не существовало. А во главе угла встала религия.

Но народ Персии с воодушевлением воспринял идеи новых правителей. Поэтому при Сасанидах вся эллинская культура начала быстро растворяться: храмы разрушили, а греческий язык перестал быть официальным. Вместо статуй Зевса персы стали возводить жертвенники огня.

При Сасанидах (3-й век н.э.) произошло еще одно столкновение с враждебным западным миром – Римской империей. Но на сей раз это противостояние завершилось победой персов. В честь знаменательного события царь Шапур I приказал высечь на скалах барельеф, где был изображен его триумф над римским императором Валерианом.

Столицей Персии стал город Ктесифон, возведенный некогда парфянами. Вот только персы его существенно «причесали» под стать своей новообретенной культуре.

Персия начала бурно развиваться благодаря грамотному использованию систему орошения земель. При Сасанидах территория древней Персии, а также Месопотамия становится буквально пронизанной подземными водопроводами из глиняных труб (каризы). Их очистка проводилась при помощи колодцев, вырытых с интервалом в десять километров. Такая модернизация позволила Персии успешно выращивать хлопок, сахарный тростник и развивать виноделие. В тоже время Персия стала едва ли не главным мировым поставщиком самых разнообразных тканей: от шерстяных до шелковых.

ПЕРСЫ, фарсы, ирани (самоназвание), народ, основное население центральной и восточной части Ирана (районы Тегерана, Исфахана, Хамадана). Численность 25300 тыс. человек. Живут также в США (236 тыс. человек), Ираке (227 тыс. человек) и других арабских странах, Афганистане (50 тыс. человек), Пакистане , Германии , Австрии и Великобритании и др. Говорят на персидском (фарси) языке иранской группы индоевропейской семьи. Письменность на основе арабского алфавита. Персы - мусульмане-шииты.

Древнеиранские племена проникли на территорию Ирана (из Средней Азии или Северного Причерноморья) в конце 2-го тысячелетия до нашей эры. Тогда же зародилась древнеиранская религия - зороастризм, сохранившаяся у современной этноконфессиональной группы персов - гебров и у переселившихся в Индию парсов. Занимали господствующее положение в государствах Ахеменидов (VI-IV вв. до нашей эры) и Сасанидов (III-VII вв. нашей эры). Арабское завоевание (VII век) принесло ислам, влияние арабского языка и культуры; мусульманская культура стран Передней и Южной Азии в свою очередь впитала многие иранские черты.

В дальнейшей этнической истории персов участвовали арабы, тюрки (при господстве Сельджуков, XI-XII века, и др.), монголы (в правление династии Хулагуидов, XIII-XIV века). В начале XVI века персы были объединены под властью иранской династии Сефевидов, с конца XVIII века - тюркской династии Каджаров. В середине XIX века началось формирование персидской нации, ассимиляция персами других, прежде всего ираноязычных, народов. В XX веке усилились процессы национальной консолидации персов. В 1979 провозглашена Исламская республика.

Основное традиционное занятие - пашенное земледелие, в том числе поливное (пшеница, ячмень, рис, табак, клевер, просо, джугара, хлопок, чай, сахарная свёкла), распространены садоводство и виноградарство. Разводят главным образом мелкий рогатый скот. Персы, живущие в городах, - ремесленники, торговцы, служащие. Развита нефтяная промышленность. Персы составляют основную массу городского населения. Ремёсла - производство ковров, шерстяных тканей, набивных ситцев (каламкар), изделий из металла, инкрустация перламутром, костью, чеканка по металлу. Города Кум и Кашан славятся своей керамикой.

Традиционное городское жилище глинобитное или кирпичное, с плоской крышей камышового плетения на деревянных балках, обращено к улице глухой стеной, у зажиточных персов во внутренней части усадьбы - сад с бассейном; делится на внешние мужские комнаты (бирун) и внутренние покои (эндерун) для женщин и детей. Внутреннее убранство - ковры, тюфяк, низкая мягкая мебель. Помимо каминов и печей сохраняется традиционный способ обогрева - жаровня под широким столом (курси). В стенах - ниши с утварью, лампами, посудой и др.

Сельские поселения и жилища - нескольких типов. Селения нерегулярной планировки состоят из глинобитных жилищ на каркасе из деревянных столбов, крыши плоские, со слоем соломы или камыша, окон нет, свет проникает сквозь отверстия в крыше или стене. Иногда дом имеет террасу (айван). Другой тип селения - кале (крепость) с глинобитной оградой и воротами. Жилища глинобитные или из сырца, с куполообразной крышей расположены вдоль ограды и тесно примыкают друг к другу. В богатых лесом останах Гилян и Мазендеран дома бревенчатые с конической или двускатной крышей.

Традиционный городской костюм мужчин - белая рубаха и чёрные хлопчатобумажные штаны, поверх безрукавка и кафтан (каба), белые туфли с вязаным верхом и подошвой из прессованных тряпок. Состоятельные персы носят суконный сюртук (сердари) с отложным или стоячим воротником, складками на талии. Сельский костюм - рубаха из белой ткани и синие штаны, короткий синий кафтан и овчинный тулуп; головной убор (кулах) из войлока, овальной или конической формы, чалма, под которой шапочка (аракчин).

Женский домашний костюм - рубаха, штаны, кофта и короткая плиссированная юбка, на улице носят широкие чёрные шаровары с пришитыми к ним чулками, чёрную чадру, закрывающую всю фигуру, лицо скрывают белым покрывалом (в Исламской Республике Иран чадру обязаны носить все женщины), обувь - туфли без задников. Мужчины часто носят европейский костюм из местной, в том числе верблюжьей, шерсти.

Пища - рис, мясо, овощные маринады, лепёшки, овечий сыр и молочные продукты, чай, фруктовые сиропы.

Особенно торжественно персы отмечают день памяти шиитского имама Хусейна (ашура, или шахсей-вахсей) - 10-е число лунного месяца мухаррама, в первые десять дней мухаррама устраивают траурные церемонии, религиозные мистерии (таазие). Из доисламских праздников отмечают Новый год (Ноуруз) в течение 13 дней после весеннего равноденствия с разведением обрядовых костров, народными гуляньями.

С богатым персидским фольклором связана классическая иранская поэзия (рубаи, газели и др.); бытуют эпические сюжеты и легенды о богатыре Рустаме и др.

Персы, арабы и турки

Древние арабы, как и их родичи евреи, носили Бороды и так же оставляли их нетронутыми, хотя вера этого народа менялась не раз. Со времен Магомета мы можем рассматривать арабов в наших целях вместе с турками и персами, поскольку все они оказывали равное уважение к Бороде, считая, что она усовершенствует и придает завершенность лицу мужчины, а также является признаком свободы, бритье же почитали знаком унижения и рабства 5 . Магомет, установивший крашенье Бороды, предпочитал, чтобы она была соломенного цвета – цвет, традиционно ассоциирующийся с Авраамом. Одной из особенностей персидской ереси было предпочтение черному цвету Бороды и особой ее форме; еще к вопросу об этих мелких различиях: когда персы вели войну против узбекских татар, они взяли за обычай складывать отрезанные Бороды врагов к ногам своего шаха.

В качестве примера уважения, оказываемого Бороде, можно процитировать обычную магометанскую клятву: «Клянусь Бородой Пророка!» – а также форму просьбы: «Твоей Бородой, или жизнью твоей Бороды!» Турки указывают на свою и говорят: «Неужто ты думаешь, что эта достопочтенная Брада может лгать?» Достоверность мужского слова до такой степени принято было оценивать по Бороде, что при поисках свидетеля длина ее считалась обязательным подтверждением квалификации. Прикосновение к чужой Бороде, если только не для почтительного поцелуя, считалось у этих людей большим оскорблением. При встрече двух друзей поцеловать Бороду – иногда взаимно – соответствовало нашему рукопожатию, вопросу «как дела?», а «да сохранит Господь твою Бороду» призывало благословение на друга. В семье Борода также была предметом благоговейной привязанности: жена и дети целовали ее с нежной и уважительной любовью. Чтобы показать высокую ценность чего-либо, говорили: «Это стоит больше одной Бороды» 6 .

«Позор на твою Бороду!» – выражение упрека, а «Я плюю на твою Бороду!» – глубочайшего презрения. Когда персидский шах в 1826 г. разговаривал с нашим послом (сэром Джоном Малькольмом) о русских, то, чтобы показать, как низко он их ставит, он сказал: «Я плюю на их бороды» 7 .

Отрезание Бороды означало глубокое бесчестье и унижение. Известный глава ваххабитов Сауд брил Бороды в качестве наказания за тягчайшие преступления. Он долго мечтал купить жеребца у шейха племени Шахмэни, но все его предложения отклонялись. Шейх кахтанцев, когда его приговорили лишиться всех волосяных знаков отличия, при приближении брадобрея воскликнул: «О, Сауд, возьми жеребца Шахмэни как выкуп за мою Бороду!» Предложение было принято, и владелец продал жеребца за 2500 долларов, уверяя, что он не отдал бы его ни за какие деньги, если бы не нужно было спасать Бороду знатного кахтанца.

Даже когда болезнь или несчастный случай требуют удаления всей или части Бороды, араб пойдет на это только при самой крайности; после этого он живет в затворничестве, а если ему приходится выходить, надевает плотную черную вуаль, пока его подбородок не появляется «со всей первоначальною красой, густо рдеющей на нем».

Почти каждый магометанин носит с собой расческу с единственной целью – приводить в порядок Бороду, чем занимается часто, особенно после молитв; богомолец обычно остается тщательно орудовать расческой, сидя на пятках. Выпадающие волосы аккуратно собирают и либо хоронят вместе с хозяином, либо прежде него кладут в могилу, предварительно разрезав каждый, чтобы отпустить на волю ангелов-хранителей.

Душить и окуривать Бороду благовониями – обычная восточная привычка.

Во время траура персы бреются, и Геродот рассказывает один случай, когда они также обрезали гривы и хвосты коням в память о полководце Мардонии.

Рассказывают, что один умник-султан брил свою Бороду, говоря: «Негоже советникам водить султана за Бороду, как они поступали с нашими праотцами!» – и забывая, что для них все еще оставалась удобнейшая ручка, его нос, за который, как вы, дамы и господа, знаете, людей водят с незапамятных времен. Так что, будем надеяться, никто не станет приводить это как исторический прецедент в пользу бритья.

К счастью, его преемник был мудрее, и султан доныне отличается прекрасной Бородой 8 , как и персидский шах, все арабы и их властители.

Из книги Статьи автора Фейхтвангер Лион

«Персы» Эсхила У истоков европейской драматической литературы стоит исполинская, неповторимая, как египетские пирамиды, драма Эсхила, единственная дошедшая до нас историческая драма древних: «Персы». Влияние, которое эта драма оказала и, вероятно, будет оказывать и

Из книги Русские плюс... автора Аннинский Лев Александрович

…ТУРКИ РАЗГОВОР БЫВШИХ ГИГАНТОВ Эти заметки - плод двух моих коротких поездок в Турцию. Я не решился бы ни на какие геополитические или страноведческие рассуждения на этот счет, но, оказавшись на том берегу (который нам, согласно известной старой песенке, «не нужен»),

Из книги О железной стене автора Жаботинский Владимир

О ЖЕЛЕЗНОЙ СТЕНЕ (Мы и арабы 1923) Вопреки доброму правилу – начинать статью с существа – приходится начать эту с предисловия, притом еще личного. Автора этих строк считают недругом арабов, сторонником вытеснения и т. д. Это неправда. Эмоциональное мое отношение к арабам –

Из книги Газета Завтра 899 (6 2011) автора Завтра Газета

Исраэль Шамир «Мы - не рабы! Мы - арабы!» Революция в Египте - противоречивый, незавершенный процесс. Ошеломивший своей внезапностью, породивший восторг идеалистов, разочарование скептиков, дающий бесконечные поводы аналитикам, -этот процесс еще продолжается. Многие

Из книги Газета Завтра 334 (17 2000) автора Завтра Газета

Михаил Вербитский БУШ, НАРКОТИКИ И АРАБЫ (Занимательная конспирология) Англичане знамениты своими секретными службами, аристократией и имперской культурой. Подходящей карьерой для английского аристократа виделся Оксфорд или Кэмбридж, затем долгая служба в

Из книги Русский апокалипсис автора Ерофеев Виктор Владимирович

Братья-турки Аллах велик, но вещи сильнее Аллаха. Стамбул оккупирован чужими вещами, предметами. Над Босфором стоит дикий крик. Это не чайки, а турки кричат. Трудно привыкнуть к турецкой речи. Она разрывает внутренности, как асимметричные пули. Мальчишки бегут за трамваем.

Из книги Ничего, кроме правды автора Либерман Авигдор

Из книги Истории больше нет: Величайшие исторические подлоги автора Степаненко Андрей Георгиевич

Спекулятивные персы Хочу напомнить, что судьба Вавилона плотно переплетена с историческими судьбами Палестины и Персии, а даже само слово «перс» – жертва огромного количества натяжек и спекуляций.Во-первых, «перс», «фарси» слишком уж близко стоят с «фарисей»; эти слова

Из книги Кокон. История одной болезни (сборник) автора Бояшов Илья Владимирович

Главка третья: Душа и древние персы К счастью для исследователей древнеперсидской религии, душа по зороастрийскому учению представляла из себя единое целое. Вообще, что касается ее посмертной судьбы: прибытия на Божий суд, неизбежных мучений (в том случае, если она

Из книги Место под солнцем автора Нетаниягу Беньямин

Британия и арабы переходят к совместным действиям Уотерс-Тейлор встретился с Хадж-Амином эль-Хусейни. Майнерцаген докладывал об этой встрече: "Они встретились в среду перед Пасхой, и Уотерс-Тейлор сказал лидеру арабских радикалов, что в Пасху представляется прекрасный

Из книги Миллениум-мифы [сборник] автора Векшин Николай Л.

Арабы переписывают историю Чтобы склонить на свою сторону симпатии западной публики, арабам пришлось внести существенные коррективы в собственную концепцию ближневосточного конфликта. Никого на Западе нельзя было привлечь разговорами о том, что Израиль – это "раковая

Из книги Нефть, PR, война автора Коллон Мишель

Алия и арабы Проводя правильную политику поощрения репатриации и рождаемости, Израиль может удвоить свое еврейское население в течение ближайших двух десятилетий. Многим евреям эта цель кажется сегодня недостижимой, но не так оценивают ситуацию наши враги. Несмотря на

Из книги автора

Первое: Арабы должны признать право Израиля на существование Израиль может добиться установления мира со всеми своими арабскими соседями. Но чтобы этот мир оказался прочным и долговечным, он должен строиться на основе безопасности, справедливости и, прежде всего,

Из книги автора

Бывают турки На лодке вместе трое плыли: Медведев, Путин, Саркози. Обаму вслух они хвалили. Бывают турки на

Из книги автора

Жертвы чисток: не только сербы, но и цыгане, турки, хорваты, евреи, мусульмане... С самого начала этнических чисток из уст уполномоченных НАТО и со страниц некоторых послушных СМИ звучали маловразумительные объяснения... Из этих объяснений явствовало, что волна

Марина Баканова

Противостояние арабов и персов - давняя история. Так сложилось, что ислам, возникнув на Аравийском полуострове, быстро распространился за его регионы. В том числе - и Персидскую империю. На тот момент реально было два крупнейших политических игрока в регионе - Персия и Византия. И если Византия успешно придерживалась ортодоксальной ветви христианств (вплоть до активизации турков), то Персия разменяла зороастризм на ислам.

Однако, деление ислама на суннитские и шиитские течения дало первую трещину в отношениях арабов и персов. Более того, самой столицей исламского халифата очень быстро стал Багдад (персидская столица) и арабы оказались не у дел.

Это продолжалось довольно длительное время, практически до тех пор, пока арабские государства не избавились первоначально от турецкого владычества (Османской империи), а затем уже от английского и французского присутствия. Но и в это время ирано-арабские отношении строились на иранских условиях.

Все изменила нефть.

Стремительно богатеющие страны Залива оставили иранцев не у дел. И даже то, что Иран обладал более чем внушительными запасами «черного золота» ситуации уже не изменило. Особенно на фоне исламской революции в Иране и приходе ортодоксальных шиитов к управлению страной.

Единственное, что смягчало ситуацию - это умение арабских стран договариваться с Европой и Северной Америкой. И полное нежелание этого делать со стороны Тегерана. Иран пожелал независимости и в принципе получил ее, разменяв на многочисленные санкции со стороны международного сообщества. Чему несказанно обрадовался Эр-Риад, и моментально начал диктовать цены на рынке нефти. С Россией и Южно-Американскими поставщиками до поры до времени удавалось договориться.

Что же поменялось в ситуации, при снятии санкций с Ирана?

Новый игрок вступил на рынок, пока еще слабо и неуверенно, но тем не менее — успешно. Оголодавшая за время эмбарго, экономика Ирана может начать стравливать цены на нефть. Более того — Тегеран может предложить европейским странам и выгодные кредиты и уменьшить налоговое бремя внутреннего рынка.

Есть и еще несколько «но».

Человеческие ресурсы Ирана намного выше аналогичных в арабских странах. Собственно к этому привела политика «жадности». Не желая распылять нефтедоллары на эмигрантов из бедных стран арабы «закрыли» возможность получения гражданства. Собственных граждан у этих стран очень мало, большинство из проживающих в них - временные рабочие. А они не имеют ни особой возможности, ни особого желания служить в армии. Так и получается - что страны Залива имеют очень малочисленные армии, зато - хорошо вооруженные, за наличные деньги купить оружие не проблема.

В этом плане Иран имеет весомое преимущество в человеческом факторе, однако - эмбарго подорвало его возможности по закупке вооружения или развитию собственного производства. Снятие санкций и получение прибыли от продажи нефти позволит в довольно короткие сроки эту маленькую пропасть ликвидировать, при этом - численный перевес все равно останется за Ираном.

И в таком случае смешно не будет уже арабам. То, как персы умеют воевать, помнят поколениями и передают из уст в уста. А договариваться и идти на уступки арабам не очень и хочется. Власть - она глаза застит получше иной повязки!

Кроме того, есть крайне интересные особенности наложения фактора религиозного противостояния на карту ресурсов. Уникальность Королевства Саудовская Аравия в том, что правящая семья, а значит и те, кто обладает всей полнотой возможностей использовать природные ресурсы и получать с этого большинство прибыли - сунниты. Однако, районы нефтедобычи и нефтепереработки преимущественно шиитские. И это при том, что шиитское меньшинство в Королевстве в принципе носит характер второсортности и подвергается преследованиям как просто со стороны суннитов, так и со стороны шариатского суда и королевской семьи.

Абсолютно аналогичная ситуация и в Бахрейне. Более того - здесь шиитское меньшинство крайне радикальное и провоцировало акции неповиновения уже не раз. Вплоть до ареста лидеров и разгона демонстраций с помощью полиции и армии.

Усиление роли Ирана может спровоцировать рост суннитско-шиитской напряженности в регионе, или более того - к блокировке нефтяного крана. А это - деньги, на которые собственно арабские страны и существуют.

Попытка запугать Тегеран пакистанской ядерной бомбой провальна сама по себе. Во-первых, такая бомба накроет весь регион, самим арабским странам не посчастливится от ее применения, а уж если ветер повернет не в том направлении - то о безопасном проживании на исторической родине надолго можно будет забыть. Во-вторых, сам Иран небезуспешно давит на Пакистан путем поддержки белуджистанских сепаратистов. Так что - даст ли Исламабад бомбу в руки Эр-Рийяда? Честно говоря - маловероятно. Тем более - что и Пакистан тоже накрыть может. А самоубийц в этом государстве среди политиков нет.

Скорее всего - даже при сильном давлении Пакистан будет отнекиваться и отговариваться. Благо - пакистанцы действительно умеют «тянуть резину» на абсолютно пустом месте.

Более того. Снятие санкций с Ирана было в первую очередь выгодно США. В условиях падения собственных рынков и развала экономики Вашингтон не постесняется «залезть в карман ближнего своего». В данном случае - обогатиться на Иране, за счет падения экономики КСА. Выгодно, безопасно и удобно, поскольку заставит впредь Эр-Рийяд лучше прислушиваться к голосу Вашингтона.

Могут ли иранцы и арабы восстановить отношения? Сложно ответить однозначно. Народы разделяет многовековая вражда - и политическая, и экономическая, и религиозно-национальная. Слишком много обид и вековых споров, распрей, недопонимания... И в принципе - даже если бы и случилось чудо и страны вдруг «загорелись» желанием дружить, то это все равно вряд ли бы получилось. Американская политика правит под лозунгом «разделяй и властвуй», а значит - любые переговоры оказались бы так или иначе сорванными.