Различение на письме суффиксов прилагательных к и. Конспект урока «Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-«. И значит, в прилагательных пишется суффикс -ск-, если

Урок в 6 классе.

Тема Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: формирование знаний учащихся о суффиксах прилагательных –к и –ск

Планируемые достижения:

Личностные: формирование у учащихся положительного отношения к учению, познавательной деятельности.

Предметны е: ученик научится различать на письме суффиксы прилагательных –к

и -ск.

Метапредметные:

Познавательные: ученик научится проводить наблюдения под руководством учителя; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: ученик научится работать в группе; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Регулятивные: ученик научится планировать пути достижения целей; получит возможность научиться самостоятельно ставить учебные цели и задачи.

Раздаточный материал: лист самооценки, карточки с заданиями.

Необходимое оборудование: учебник, интерактивная доска.

Ход урока:

I . Мотивация к учебной деятельности.

Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

У каждого из вас на столе лежит лист самооценки. В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность, проставляя галочки в нужный столбик:

ФИ_____________________________

Выполнил безошибочно

Выполнил с небольшим количеством

ошибок.

Испытывал большие затруднения

Оценка

Домашнее задание упр.374

Составление алгоритма.

Выполнение упражнения 376 устно.

Устная работа по карточкам.

Графический диктант

Письменная работа по карточкам

II .Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Сейчас проверим домашнее задание, сверив с эталоном.

Эталон упр.374

Кто выполнил упражнение без ошибок? Какие ошибки допустили? Почему?

Не забудьте оценить свои знания в листе самооценки.

III . Выявление места и причины затруднения.

Задание 1 . На доске записаны суффиксы прилагательных: -лив-, -ив-, -ов-, -ев-, -онн-, -енн-, -ан-, -ян-, -ин-.

Ребята, на доске записаны части слова .

Как они называются? (Суффиксы) Да, суффиксы.

А что делают суффиксы? Какую проводят работу? (Служат для образования новых слов) Верно, они служат для образования новых слов. Фронтальная проверка.

Задание 2. От записанных на карточках существительных при помощи суффиксов образуйте новые (однокоренные) слова. Полученные слова запишите.

Трус – трусливый солома – соломенный

Льстец – льстивый кожа – кожаный

Свинец – свинцовый лед – ледяной

Плюш – плюшевый гусь – гусиный

лекция – лекционный

К какой части речи относятся слова, образованные при помощи суффиксов?

Как называется такой способ образования слов?

Задание 3. Запишите словосочетания, заменяя одно из существительных прилагательным:

коллекция любителя, судно для ловли рыбы, дача соседа, язык немцев, снаряжение туриста.

Выделите суффиксы. Какие суффиксы использовались для образования имён прилагательных?

Посмотрим, как вы выполнили задание.

Какие суффиксы использовались для образования имён прилагательных?

Итак, что же получилось? Задание дала всем одно, а выполнили вы его как?

Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Сформулируйте, исходя из записанных примеров, тему сегодняшнего урока. -Так. Кто может выразить точнее? Кто думает иначе?

I V. Построение проекта выхода из затруднения

- Запишите дату, тему урока . Как вы думаете, какова цель нашего урока? Что мы должны узнать и чему научиться?

(- Узнать, условия выбора суффиксов -К- и -СК-.

Научиться правильно писать прилагательные с суффиксами -К- и -СК-).

- А как мы можем сформулировать тему нашего урока?

V. Реализация построения проекта.

Учащимся раздаётся материал для наблюдения:

бедняк – бедняцкий француз – французский

молодец – молодецкий море – морской

ткач – ткацкий дети – детский

немец – немецкий город –городской

Посмотрите на 2 столбика слов. В первом слова с суф-сом -К-, во втором - -ск-. Они помогут вам открыть самостоятельно правило.

Сравните свой вывод с правилом в учебнике.

Всё верно? (открытие нового знания.)

О чем мы не сказали? (открытие нового знания.)

Что добавим к нашему выводу?(В прилагательных, имеющих краткую форму , пишется суффикс –К). Составьте алгоритм, объединившись в группы.

Алгоритм « Правописание суффиксов прилагательных - к- и -ск- »

А теперь посмотрите, как это правило звучит поэтически.

В слове К, Ц, Ч смотри.
Если эти буквы три
Смотрят на тебя с листка,
Ты подставь к ним суффикс К.

А еще не забывай,
Краткой формой проверяй!
Знай, что здесь наверняка
Тоже будет суффикс К.

И еще даю совет:
Если краткой формы нет,
К,Ц, Ч не отыскать,

Значит здесь СК писать!

Пользуясь опорной схемой-правилом и стихотворением, исправьте ошибки в прилагательных на доске.

Выполнили мы поставленную цель?

V I . Первичное закрепление во внешней речи.

Учитель. Какой следующий шаг в нашей познавательной деятельности?

Ученик. Закрепить наши знания и применять их на практике.

Учитель. Верно. Сейчас поработаем фронтально с упражнением 376 устно. Прочитайте цель упражнения. Отвечаем «по цепочке», используя алгоритм, который вы составили.

Вставьте пропущенные буквы в записанные на карточке слова, объясните правописание (устно в парах).

Новошешмин ий район, Слобода Волчин ая, ул. Октябрь ая, дом 12 .

Придумайте предложение, включив туда указанный адрес.

Какие буквы вставили на месте пропусков? У всех так?

Какое слово вызвало затруднение? (октябрьский) Почему? (нужен или нет Ь). Нужен.

СЛАЙД 5

Правописание буквы Ь перед суффиксом-СК-

На экране таблица-графическая схема правила. Попробуем ее прочитать.

- После какой согласной в прилагательных с суффиксами -СК- пишется буква Ь?

- Когда буква Ь не пишется?

- Какое слово составляет исключение?

Как напишем Октябрьский?

Подберите по одному примеру в каждых столбик.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Заменить словосочетания сущ.+сущ. словосочетаниемприл.+сущ.и записать, выделив суффиксы прилагательных.

пейзаж моря

поселок рыбаков

кафтан мужика

взгляд женщины

язык англичанина

песня матросов

жители Одессы

горы Кавказа

представитель Украины

Эталон

морской пейзаж

рыбацкий поселок

мужицкий кафтан

женский взгляд

английский язык

матросская песня

одесские жители

кавказские горы

украинский представитель

Графический диктант. СЛАЙД 6

Запишите в тетради №№ прилагательных с суффиксом -К- .

1. деревен_ая улица

2. дерз_ий поступок

3. казан_ий вокзал

4. рус_ий язык

5. казах_ие степи

7. сель_ий житель

8. бурлац_ий труд

9. звер_ий аппетит

10. рез_ий запах

_____________________________________________________________________________________

Эталон

1. деревенСКая улица -СК-

2. дерзКий поступок -К-

3. казанСКий вокзал -СК-

4. русСКий язык -СК-

5. казахСКие степи -СК-

7. сельСКий житель -СК-

8. бурлацКий труд -К-

9. зверСКий аппетит -СК-

10. резКий запах -К-

Взаимопроверка. Оцените свою работу. Ответ: 2, 8, 10

V III . Включение в систему знаний и повторение.

Индивидуальная работа учащихся на карточках.

1.

1) Родитель…ая доброта безмерна, как море.

2) Брат…ая любовь крепче каменных стен.

3) В лицо ямщиц….им ветром било.

4) После дождя трава всегда скольз…ая.

5) В залихват…ом степном разгоне колокольчик хохочет до слёз.

6) Целует октябрь…ая стужа обмёрзшие пальцы мои.

7) В комнате ощущался рез…ий запах ландышей.

2.

Задание: образуй словосочетания прилагат.+ сущ. от данных словосочетаний сущ.+сущ. Данное словосочетание не пишем.

Язык калмыков, труд горняка, сабля черкеса, костюм матроса, доспехи рыцаря, одежда казаков, песня бурлаков, танец казахов, игрушки для детей, сеть рыбака.

3

Запишите прилагательные, которые образованы от данных существительных. В каких из них вы напишете ь перед суффиксом -ск-? Как называется способ, с помощью которого образованы записанные прилагательные? С любым прилагательным составьте предложение.

Село, апрель, июль, февраль. Казань, Кубань, Сибирь, зверь, январь, богатырь, секретарь.

Июнь, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

4. Спишите словосочетания, обозначьте орфограмму.

Дерз….ий ответ, скольз..кая дорога, богатыр…ий размах, рыба…ая лодка, январ….ие морозы, сибир…ие просторы, вес…ие доказательства, рыцр…ое поведение, матрос…кая дружба, вяз…ое болото, кузнец…ая мастерская

I Х. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель. Ребята! Вы очень плодотворно поработали сегодня на уроке. Давайте ответим на вопросы анкеты, которую вы видите на доске.

  • сегодня я узнал…

    было интересно…

    было трудно…

    я понял, что…

    теперь я могу…

    я научился…

    у меня получилось …

    я смог…

    я могу себе поставить отметку…

X . Домашнее задание.

& 65 , повторить правило,

выполнить письменно упр.377 .

Составить рассказ, используя как можно больше слов с суффикс -к-, -ск-.

Братская помощь; студенческий коллектив; героический поступок, университетская библиотека; польский язык; немецкая песня; матросский танец; французские духи; сельское хозяйство; апрельский пейзаж, одесский порт, Белорусский вокзал. (24 слова)

Контрольные диктанты

1. Мощь и богатство русского языка отмечал Михаил Васильевич Ломоносов, он находил в нем «великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языка». 2. Что может быть важнее человеческой жизни! (Сол.) 3. Глаза и сердце человеческие ищут красоту. (Н. Рерих.) 4. Русский народ даво привык говорить словами крыловских басен. (Н. Рерих.) 5. Вокруг нас богатырским размахом распростерлась степь (М. Г.) 6. Моросит за окном ноябрьский дождь. (Пришв.) 7. Печально склоняется ива у братских солдатских могил. (М. Дудин.) 8. Сибирская природа величественна и загадочна 9. В геологическом музее были выставлены уральские самоцветы. 10. Участники школьного вечера исполнили матросский танец. 11. Нож - самый старый из стоповых приборов. До бронзового века ножи были каменные. С появлением металла ножи стали делать из железа и стали. Ножи для парадного стола были серебряными или золотыми. (119 слов)

Самые мягкие, трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами и художниками об осени. Левитан, так же как и Пушкин, и Тютчев, и многие другие, ждал осени как самого дорогого и мимолетного времени года.

Осень снимала с лесов, полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотым пурпуром и серебром… Воздух был чище, холоднее и дали были гораздо глубже, чем летом.

Левитан оставил около ста осенних картин. На них знакомые с детства вещи: маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые березы; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди по лесным порубкам. Во всех пейзажах лучше всего передана печаль прощальных дней, осенних листьев, тихого, чудесного перед холодом, предзимнего солнца. (К. Паустовский.) (121 слово)

Тема: Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-

Цели: 1) Знать: об образовании с помощью суффиксов -к- и -ск- имён

прилагательных; условия написания данных суффиксов словах;

уметь: различать на письме суффиксы -к- и -ск-, видеть условия

верного написания слов с данными суффиксами, графически

обозначать орфограммы;

2) Развивать память, внимание, грамотную монологическую и

лингвистическую речь, мышление, орфографическую зоркость;

3) Воспитывать трудолюбие, корректность в общении, любовь к природе.

Оборудование: — карточки с разноуровневыми заданиями;

— карточки с алгоритмом рассуждения;

— сигнальные карточки;

I . Организационный момент.

(Проверка готовности учащихся к уроку)

II . Повторение и закрепление изученного материала.

1) Сообщение темы и целей урока.

— Сегодня на уроке мы продолжим узнавать с новой стороны нашего давнего знакомого, которого зовут « Имя прилагательное ». Он раскрыл нам уже довольно много секретов о себе, вот и сегодня нам откроется ещё одна тайна.

А вот о какой орфограмме пойдёт речь, вы сейчас скажите сами, внимательно посмотрев на записанные на доске слова, не обращая внимание на слова в скобках.

Что объединяет данные слова с точки зрения русского языка?

Почему же слова одной и той же части речи я написала в два столбика?

В какой части слова может находиться орфограмма, над которой мы будем сегодня работать?

Давайте теперь попробуем определить, а при каких условиях в прилагательных пишется суффикс -к-?

К какой части речи относятся слова, данные в скобках?

С какой целью выделена основа и подчёркнута конечная согласная?

Вязкий (вязок) французский

Ткацкий (ткач) матросский

Рыбацкий (рыбак)

Немецкий (немец)

— Итак, сегодня мы учимся различать на письме суффиксы прилагательных –к- и –ск-. А при каких условиях в прилагательных пишется суффикс -к-? -ск-?

2) Чтение теоретического материала учебника.

— Давайте посмотрим, правильный ли вывод мы сделали.

— Чтение правила с. 136 (учебник Ладыженской Т. А.)

3) Отработка умения объяснения орфограммы по опоре с громким проговариванием.

Задание № 1. Объяснить правописание суффиксов прилагательных -к- их —ск- с помощью алгоритма. (Орфограмму обозначить прямо на карточке)

РЕЗКИЙ ДЕРЕВЕНСКИЙ БУРЛАЦКИЙ

СИБИРСКИЙ МОЛОДЕЦКИЙ СОЛДАТСКИЙ

ПЛОТНИЦКИЙ НИЗКИЙ БЛИЗКИЙ

Алгоритм « Правописание суффиксов прилагательных — к- и -ск- »

суффиксы прилагательных — к- и -ск-

-ск-

4) Предупредительный диктант

(1 ученик работает на доске, записывая слова с изучаемой орфограммой с объяснением)

327 (с. 136 в учебнике)

5) Индивидуальная работа учащихся на карточках.

Группа №1.

1) Родитель…ая доброта безмерна, как море.

2) Брат…ая любовь крепче каменных стен.

3) В лицо ямщиц….им ветром било.

4) После дождя трава всегда скольз…ая.

5) В залихват…ом степном разгоне колокольчик хохочет до слёз.

6) Целует октябрь…ая стужа обмёрзшие пальцы мои.

7) В комнате ощущался рез…ий запах ландышей.

Группа №2.

Задание: образуй словосочетания прилагат.+ сущ. от данных словосочетаний сущ.+сущ. Данное словосочетание не пишем.

Язык калмыков, труд горняка, сабля черкеса, костюм матроса, доспехи рыцаря, одежда казаков, песня бурлаков, танец казахов, игрушки для детей, сеть рыбака.

Группа №3.

Используя данные словосочетания, придумайте и напишите рассказ.

Русская зима, деревенская изба, тульский самовар, цейлонский чай, близкие друзья, туристский поход, июльская жара, резкий ветер, скользкий лёд, январская песенка.

6) Тестирование.

Выпишите цифры, после которых написаны слова с ошибками.

1-казанский 6- гигантский

2-руский 7-низский

3-тибецкий 8- кузнецкий

4- дерзкий 9- гороцкой

5-плотницкий 10-зверский

III . Итог

— При каком условии в прилагательных пишется суффикс -к-? -ск-?

IV . Домашнее задание.

Группа1. Спишите словосочетания, обозначьте орфограмму.

Дерз….ий ответ, скольз..кая дорога, богатыр…ий размах, рыба…ая лодка, январ….ие морозы, сибир…ие просторы, вес…ие доказательства, рыцр…ое поведение, матрос…кая дружба, вяз…ое болото, кузнец…ая мастерская.

Группа 2 §57 № 329

Группа 3. Составить рассказ, используя как можно больше слов с суффикс -к-,

Разработка урока русского языка в 6 классе учителя русского языка и литературы МБОУ «Иляксазская ООШ» Бадертдиновой Резеды Илдусовны.ТЕМА: Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-
Цели: познакомить с условиями различения суффиксов -к-и -ск- в прилагательных и образованием слов с данными суффиксами; развивать навыки морфемного разбора слов, самостоятельной работы, орфографическую зоркость; воспитать интерес к изучению языка; способность к самооценке.
Планируемые результаты: знание условий написания суффиксов -к- и -ск- в прилагательных; правильное образование слов с данными суффиксами; владение навыками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Оборудование: ноутбук, проектор, карточки.
Ход урока
1. Мотивационный этап.
- Здравствуйте, ребята! Добрый день!
Ребята, представьте, что мы с вами снежинки.
Вот пошел сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю.
Сначала опустились маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики).
Все снежинки оказались на земле. Тихо все кругом, наступила звездная ночь.
Но с восходом зимнего солнца снежинки начали просыпаться, они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и сказали друг другу “Доброе утро!”
Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.
Успехов вам и удач!
Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня и активно поработаем. Открыли тетради, пишем сегодняшнее число, классная работа.(1 СЛАЙД)
2. Актуализация знаний.
Учитель: - Какой раздел мы изучали на прошлых уроках? (Им.прилаг.)
- К какому разделу языкознания относятся имена прилагательные? (морфология)
- Ребята, давайте поиграем игру: «Да или нет» (порядок игры учащиеся знают заранее)
Игра: 1.Имена прилагательные отвечают на вопросы Кто? Что? (нет)
2. Имя прилагательное обозначает признак предмета.(да)
3. Имя прилагательное имеют 4 разряда. (нет)
4. Имя прилагательное изменяется по родам и числам.(да)
5. Слова «весенний», «сельский», «кирпичный» - это относительные прилагательные.(да)
6. К притяжательным прилагательным можно подбирать антонимы и синонимы?(нет)
7. Суффиксы –ан-, -ян- пишутся с нн? (нет)

3. Работа по теме урока. Выявление затруднения.
Работа с карточками. (раздаются карточки учащимся)
Задание разделить на 2 колонки эти слова. (2 СЛАЙД)
Весенний, ломкий, экстренный, антенный, киргизский, письменный, гусиный, серебряный, резкий, вязкий, французский, жизненный, ястребиный, ткацкий, оловянный, казацкий, немецкий, голландский.
Взаимопроверка.
Учитель:
- По какому принципу вы разделили эти слова? (Слова с суффиксами -н- и- нн- – 1 колонка; 2 колонка- другие прилагательные.)(СЛАЙД 3)
4. Разработка плана по выходу их создавшегося затруднения, поиск оптимального решения.
Учитель:
- Выделим основы и суффиксы в этих прилагательных. С какими из них мы уже знакомы? (н,нн). Значит, какая задача стоит перед нами? (определить как образованы эти прилагательные
Ученики работают у доски. Объясняют:
ломкий лом - корень, к - суффикс, ий - окончание, ломк - основа слова.
киргизскийкорень [киргиз] + суффикс [ск] + окончание [ий]
вязкий вяз - корень, к - суффикс, ий - окончание, вязк - основа слова.
резкий- рез-корень, к-суффикс, ий- окончание
французский- француз-корень, ск-суффикс,ий-окончание
ткацкий корень - ТКАЦ; суффикс - К; окончание - ИЙ; Основа слова: ТКАЦК
казацкий корень - КАЗАЦ; суффикс - К; окончание - ИЙ; Основа слова: КАЗАЦК
немецкий нем - корень, ец, к - суффиксы, ий - окончание, немецк - основа слова
голландский- голланд- корень, ск-суффикс
Учитель: - Какие суффиксы мы здесь выделили? (К,СК). Проблема какова? Что мы не знаем? Что предстоит узнать? (Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-)
Учитель:
- Формулируем тему урока: Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-
(СЛАЙД 4)
5. "Открытие" нового знания.
Учитель:
- А как же их различить? Сегодня наша новая тема будет касаться двух разрядов прилагательных: качественных и относительных. Как определить разряд?
- Какие прилагательные могут быть в большей или меньшей степени и иметь краткую форму? (качественные)- Какие прилагательные не могут быть в большей или меньшей степени и не иметь краткую форму? (относительные)-Попробуйте образовать краткую форму прилагательных.
(Вязкий - вязок, резкий – резок, ломкий – ломок) (СЛАЙД 5)
-Из всех прилагательных можно образовать краткую форму
(нет)
Учитель: Вот это первая часть правила. Сделайте вывод:
(Суффикс -к- пишется в прилагательных (качественных),
имеющих краткую форму).
Учитель:
- Рассмотрим остальные слова. Это какие прилагательные по разряду?
(Относительные.)
- От каких существительных они образованы?(СЛАЙД 6)
(Казак, ткач и немец. Киргиз, француз, Голландия)Учитель:
- А почему у 3 ёх из этих слов окончание К, а у других - СК. Для того, чтобы легче было вам определить разобраться в этом предлагаю обратиться к учебнику (читают правила)
- Кто сделает вывод?(Вторая часть правила: «Суффикс -к- пишется в относительных прилагательных, образованных от существительных с основой на -к, -ч, -ц».)
- И какой разряд у прилагательных, которые написаны черным шрифтом?
(Относительные)
-Там есть в основе слов буквы к, ч, ц?
(Нет)
Учитель: Сделаем вывод: (В остальных относительных прилагательных пишется суффикс -ск-.) (СЛАЙД 7)
– Сколько в правиле условий выбора написания суффикса -к- и -ск-?(Два)
- Что вы можете сказать о написании суфф. -К-? Сформулируйте вывод, когда пишется суфф. -К-. При каких условиях употребляется суфф. - СК-?Суффикс -к- пишется:
1)в прилагательных, имеющих краткую форму; (т.е. у качеств.)
2) в прилагательных (относит.), образованных от некоторых существительных с основой на -к, -ч, -ц».
В других прилагательных (относит.) пишется суффикс -ск-.
-Перед вами таблицы, вы должны заполнить пропущенные места.
-Сделаем вывод для того, чтобы правильно написать слово с суффиксами – К-,-СК-Ученик:
мы:
1. выделяем морфемы в слове;
2.определяем разряд прилагательного;
3. если относительное, то смотрим на какой согласный заканчиваетя основа слова, от которого образовано прилагательное.
4 вспоминаем орфограмму
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
6.Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
Упр. 376 - комментированное заполнение таблицы, самостоятельное конструирование сложных предложений.
-Какие трудности вы испытали когда делали это упражнение7Упр. 377 - обсуждение вопросов и заданий, формулирование учениками правила: если основа имени существительного оканчивается на -нь и -рь, то перед суффиксом -ск- буква ь не пишется, например: конь - конский, январь - январский, Рязань - рязанский, Сибирь - сибирский; исключения составляют прилагательные, образованные от названий месяцев: июньский, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский (но: январский), а также выражение день-деньской.
2. Словарная работа: орфоэпическая работа
Запишите в орфоэпический словарик слово украинский, поставьте ударение.
Запишите в орфографический словарик слово январский, подчеркните орфограмму.
Составьте предложения с этими словами.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель:
- Какую тему мы с вами проходили?
- Какая была учебная задача?
- Какими способами мы достигли цели7(рассуждали, выполняли задания, упражнения)
- В начале урока мы с вами поставили цель: узнать условия выбора написания суффиксов -К- и -СК- в прилагательных и уметь их различать
- В конце урока мы с вами научились правильно выбирать, когда писать суффиксы К и СК в прилагательных?
- Заполните тетради самооценки
Домашнее задание: 1)Учебник: § 65; 2)упр. 378 (подготовиться к диктанту).
3)Выполнить задания:
Тот, кто понял, но сомневается (задания 1,3)
Понял, но не может объяснить другим (задания4,5)
Понял может объяснить другим (задание 2)
Для умников и умниц (придумать сказку или рассказ на эту тему)
Приложение. Задания для домашней работы.
Задание № 1: образуйте от существительных прилагательные с суффиксами -ск-, -к-; суффиксы выделите. Какого разряда все эти прилагательные?
Образец: пассажир - пассажирский.
(1) Узбек, (2) молодец, (3) немец, (4) бурлак, (5) монгол, (6) богатырь, (7) рыбак, (8) море, (9)француз, (10) Русь, (11) март, (12) учитель, (13) киргиз.Задание № 2: спишите прилагательные, вставляя суффиксы -ск- или -к-; объясните способ образования прилагательных:
Образец: украинский - Украина.
(1) Сибир…ий, (2) январ…ий, (3) ткац…ий, (4) кубан…ие, (5) рыбац…ий, (6) немец…ий, (7)город…ой, (8) одес…ий, (9) мор…ой.
Задание № 3: вставьте пропущенные буквы; выделите суффиксы; волнистой чертой подчеркните относительные прилагательные:
(1) Низ…ий, (2) сентябрь…ий, (3) близ…ий, (4) рез…ий, (5) немец…ий, (6) гигант…ий, (7)дерз…ий, (8) октябрь…ий, (9) турист…ий, (10) матрос…ий, (11) казац…ий, (12) сибир…ий,(13) январ…ий, (14) казан…ий, (15) декабрь…ий, (16) низ…ий, (17) вяз…ий, (18) дет…ий,(19) ткац…ий, (20) кавказ…ий, швед…ий, (21) белорус…ий, (22) комендант…ий.
Задание № 4: распределите прилагательные в две колонки: 1) суффикс -ск-; 2) суффикс -к-:
(1) Рыбац…ий, (2) лейтенант…ий, (3) кузнец…ий, (4) гигант…ий, (5) калмыц…ий, (6) киргиз…ий, (7) горняц…ий, (8) эскимос…ий, (9) стрелец…ий, (10) индус…ий.
Задание № 5: выделить суффиксы прилагательных, определите их разряд:
(1) Настойчивый, (2) отзывчивый, (3) участливый, (4) расчетливый, (5) бревенчатый, (6)уступчатый, (7) игривый, (8) дождливый, (9) полевой, (10) сиреневый, (11) лёгонький, (12)серенький, (13) маленький, (14) парчовый, (15) песцовый, (16) ситцевый, (17) грушевый, (18)беловатый, (19) желтоватый, (20) синеватый, (21) близкий, (22) низкий, (23) рыбацкий, (24)ткацкий, (25) киргизский, (26) декабрьский.Тот, кто понял, но сомневается (1,3)
Понял, но не может объяснить другим(4,5)
Понял может объяснить другим(2)
Для умников и умниц:придумать сказку на эту тему про суффиксов –К-,-СК
ФИО:
Класс:
Я узнал(а)
Мне удалось научиться Я оцениваю свою работу на уроке на«_____»