Правописание гласных о е на конце наречий. Просмотр содержимого презентации «Гласные О-А на конце наречий»

Степени сравнения наречий

Наречие

Деепричастия совершенного вида

Деепричастия несовершенного вида

Деепричастный оборот

Деепричастие как особая форма глагола

Гласные перед -Н-, -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных

Пропев до конца песню , раненые начали петь ее сначала.

Голубь, увидя детей , взлетел вверх.

Он что-то писал, наклонив голову .

Деепричастия несов. вида не образуются от глаголов:

1. с основой, состоящей из одних согласных:

шьют, льют, жмут, ткут;

2. с основой на г, к:

бегут, текут;

3. с основой настоящего времени на шипящий и с основой неопр. формы на з, с, ст, х:

мажут - мажут.

Вопросы, на которые отвечают наречия Значение наречий Примеры
Как? Каким образом? образа действия Быстро, медленно, прочно, хорошо, по-хорошему, вслух, наизусть, пешком, никак, ...
Когда? С каких пор? До каких пор? Как долго? времени Сегодня, завтра, утром, скоро, теперь, давным-давно, зимой, ...
Где? Куда? Откуда? места Вверху, внизу, справа, слева, везде, издали, вблизи, позади, ...
Почему? Отчего? причины Сгоряча, сослепу, со зла, спроста, поневоле, потому, поэтому.
Зачем? С какой целью? Для чего? цели Нарочно, назло, незачем, затем, зачем.
Сколько? Во сколько? Насколько? В какой степени? В какой мере? меры и степени Очень, вдоволь, весьма, слишком, досыта, вполне, едва-едва, почти, дважды, ...


Ь на конце наречий

После шипящих на конце наречий пишется ь:

прочь, вскачь, невмочь, наотмашь.

Исключения: уж, замуж, невтерпеж.

-Н-, -НН- в наречиях на -О (-Е)

НЕ и НИ в наречиях

Урок по русскому языку по теме

«Правописание гласных на конце наречий»

Хацкова Наталья Алексеевна, учитель начальных классов

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Педагогические задачи: Создать условия для изучения правописания гласных на конце наречий, совершенствовать умения различать наречия и приводить примеры, способствовать развитию орфографической зоркости, содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Планируемые предметные результаты: освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи. Развитие умения учащихся составлять алгоритм решения орфографической задачи – строгую логическую последовательность действий.

Метапредметные УУД: формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы. Развитие исследовательских умений учащихся.

Личностные УУД: формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности. Содействие развитию у детей умений общаться в коллективе, работать в паре.

Оборудование: Учебник « Русский язык» С.В.Иванов 4 класс. Карточки для индивидуальной работы. Интерактивная доска.

Организационная структура урока

I. Организационный момент

Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.

II. Актуализация опорных знаний. Чистописание

Работа в тетрадях.

Запишем число, классная работа.

1. - Как всегда урок мы начнём с минутки чистописания, на которой повторим правописание строчных букв а и о и элементы соединения этих букв.

Прописать каллиграфические соединения по образцу.
На доске: ао оа на за до

Девиз минутки чистописания: «Красиво писать – красоту творить!»

Нет большей грубости, чем прерывать другого во время его выступления. (Джон Локк)

Прочитайте высказывание Джона Локка про себя, вслух.

Объясните смысл высказывания.

Вы с этим высказыванием согласны?

Запишите в тетрадь.

2. - Послушайте стихотворение юной поэтессы Эли Куклиной и подумайте, какие слова привлекли её внимание.

Наш язык и скромен и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Ты скажи: «Кругом бело»!

И увидишь зимнее село.

Если скажешь слово ты «темно»-

Сразу вечер поглядит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты-

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну а если скажешь ты «красиво» -

Пред тобою сразу вся Россия!

И так, какие же слова привлекли внимание девочки? (Появляется стихотворение с выделенными наречиями)

Исследуем эти слова, что их объединяет?

Как вы думаете над какой частью речи мы сегодня продолжим работать и чем будем заниматься? (Будем говорить о наречии и повторять всё, что мы уже знаем о нём).

Верно.

Повторение о наречии.

Расскажите всё, что знаете о наречии?

Наречие – это …

обозначает …

отвечает …

в предложении может быть …

может быть связано с …

образовано …

(Наречие – это неизменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? и в предложении является обстоятельством.

Как понять неизменяемая? (не склоняется и не спрягается)

Ребята, как вы считаете, всё ли вы узнали о наречиях?

(- Нет, мы только начали с ними знакомиться.

Готовы узнать что – то ещё о наречии?

(- Да.)

III. Открытие новых знаний.

(работают в парах)

слева вправо

справа направо

изредка начерно

досыта засветло

дочиста запросто

Слова какой части речи записаны на доске?

Докажите.

Как они образованы?

Что объединяет все наречия, записанные в первом столбике?

Что объединяет все наречия, записанные во втором столбике?

На какой вопрос вам предстоит ответить?

Вы можете сейчас ответить на этот вопрос?

Какова же тема нашего урока?

Правописание гласных на конце наречий.

(Наречия. Образованы приставочно – суффиксальным способом. В состав наречий входит суффикс –о. В состав наречий входит суффикс – а. В каких случаях на конце наречий пишется буква «О», а в каких буква «а». Правила написания гласных на конце наречий.)

Попробуем сформулировать цель урока:

    Познакомить с правописанием … (наречий с приставками)

    Узнать, в каких случаях пишется … (суффикс –о, а в каких случаях суффикс – а)

    Учиться правильно писать гласные на конце наречий с … (приставками)

Сегодня на уроке вы побываете в роли исследователей

Работа предстоит сложная. У нас всё получится, если будем работать сообща, помогать друг другу и ответственно относиться к выполняемой работе.

Какие у вас есть предположения?

(В наречиях с приставками: в- на- за- пишется буква – о, а с приставками: из- до- с- пишется буква – а.

Как проверить верно ли ваше предположение?

IV. Первичное закрепление нового знания.

    Выполнение упражнения под руководством учителя.

(Проговаривается правило)

Издавна, сначала, дочерна, затемно, задолго.

    Уч. стр. 68 Упр. 1.

Работа в паре. От чего зависит правописание гласных О А на конце наречий.

(Выделите приставки)

Проверка по эталону на доске

изредка запросто

засветло начерно

досыта вправо

заново снова

    Уч. стр. 68 Упр. 2 (дополнительно)

(Записываем, продолжая столбики)

Затемно, издавна, сначала, досыта, задолго, дочерна, запросто

    Уч. стр. 68 Упр. 3

Насухо, досуха, дочиста, начисто, слева, налево, справа, направо

Кто не допустил ошибок, поставьте «+» (на полях)

Кто немного сомневался, « - / +»

Кто допустил ошибки « ? » (нужно ещё потренироваться)

V. Физкультминутка.

Влево наклонись, вправо наклонись,
Вниз опустись – вверх поднимись,
А теперь чуть-чуть попрыгай:
Влево, вправо повернись
И тихонечко садись.

Назовите наречия, которые помогли вам отдохнуть.

VI. Закрепление нового материала.

Мы живем недалеко.
Нас найти совсем легко.
Сперва направо вы пойдете,
Потом налево повернете,
И прямо тут же за углом
Семиэтажный будет дом.
Но только мы живем не в нем:
(И. Иртеньев)

Выписать наречия, объяснить орфограммы.

(недалеко, легко, сперва, направо, налево, прямо,)

Творческая работа

Представьте себе: вы приглашаете к себе в гости друзей. Запишите 2-3 предложения, объясняя им, как найти ваш дом. Кроме наречий, которые встречаются в стихотворении И. Иртеньева, можете использовать следующие: справ-, слев-, рядом, напротив, поблизости, впереди, сначал-. Постарайтесь точнее передать адрес. М Горький писал о наречии: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной. образной, выразительной»

VII. Самостоятельная работа.

Проговорите пропущенные орфограммы и запишите текст:

В лесу еще свеж… и сыр… от утренней росы. Мокрые ветки то слев…, то справ… ложатся на плечи. Снача… нужно повернуть направ…, и через двадцать шагов будет родник. Но нужн… быть внимательным: здесь водятся гадюки. Правда, людей они не трогают, боятся. Но ногой лучш… на неё не наступать. Интереснее издалек… наблюдать, как изредк… поглядывает на тебя серо-зелёная гадючка. Угрожающ… прошипит что-то на своём гадючьем языке и быстр: скроется в зарослях.

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

- Наш урок подошёл к концу.

С каким орфографическим правилом вы сегодня на уроке познакомились?

Какой вывод вы сделали?

Где можно использовать эти знания?

Выполните тестовые задания, проверьте правильность выполнения по эталону.

Выполнение теста

1. Укажите ряд, в котором во всех наречиях на месте пропусков пишется буква «а»

а) занов…, насух…
б) досыта, слева
в) справ…, влев…
г) издалек…, запрост…

2. Укажите ряд, в котором во всех наречиях на месте пропусков пишется буква «о»

а) задолг…, сначал…
б) начерн…, дочист…
в) засветло, направо
г) издавн…, слев…

3. Укажите ряд, в котором во всех наречиях на месте пропусков пишется буква «о»

а) изредк…, начист…
б) ещ…, дотл…
в) свежо, задолго
г) горяч…, снов…

Проверка по эталону.
Самооценка.

IX. Итог урока

А сейчас узнаем не зря ли мы провели время на уроке.

Вам, ребята, предлагается выразить ваше отношение к уроку…

На уроке мне было… ,
потому что….

Особенно

хорошо, ужасно, интересно, скучно, страшно, сначала,

сегодня, правильно, когда-нибудь, навечно, навсегда, отлично, бесполезно

X. Домашнее задание:

уч. стр.68, правило наизусть

выписать из словарика наречия

составьте стихотворение на рифму

далеко … глубоко

весело … высоко

Спасибо за урок.

Тема: Правописание гласных на конце наречий.

Цель: формирование навыков правописания гласных О, А, на конце наречий.

Задачи:

1) Самостоятельно получить сведения о правописании гласных на конце наречий с приставками в-,на-, за-, из-(ис-) . до-, с-, графически объяснять написание гласных на конце наречий.

2) Развивать умение сопоставлять, выделять существенные признаки, по которым можно применять правила правописания гласных на конце наречий, навык самостоятельной работы,коллективных способов обучения, как средства формирования учебной деятельности.

3) Воспитывать внимательное отношение друг к другу, желание помочь товарищу.

Тип урока: урок умений инавыков

Оборудование: для учителя: мел доска учебник УМК «Школа 21 века»,словарные слова.

Для обучающихся: учебник, тетради, словари, журнал «Миша»

Ход урока.

этапы

Дя-ть учителя

примечание

Организационный момент

Давайте улыбнемся друг другу!

Я рада видеть ваши улыбки, и думаю, что нам всем этот урок принесет радость общения друг с другом. Я желаю вам творческих успехов и удачи

Словарно-орфографическая работа

1.Мин чистописания.

2. Мозговой штурм.

Сколько звуков в слове «петь»?

Сколько букв в названии нашей страны?

Назовите синоним к слову финиш.

Назовите главные члены предложения?

Назовите 5 приставок

Назовите неизменяемую часть речи?

Назовите лишнее слово: аккуратно, наверху, бегут, налево, направо, вместе.

Что еще можно сказать об этих словах?

Запишите словарные слова.

Назовите антоним к выражению «в час по чайной ложке»

Что значит шиворот -навыворот?-

Знать назубок-

Знание назубок сегодняшней темы, поможет нам писать сочинения, диктанты без ошибок.

ОАОА

6 Россия

Конец

Подлежащее сказуемое

В из за над под

Наречие

Бегут

Сл слов

Сломя голову

Наоборот

Знать хорошо

Введение в тему

А что за тема урока постарайтесь догадаться, послушав стихотворение:

Горько, кисло, сладко, вкусно, тяжело, печально,грустно, вправо, влево, глубоко, справа слева высоко.

К какой части речи относятся слова?

Что вы знаете о наречие? Что еще хотите узнать?

А мы сегодня узнаем от чего зависит написание гласных О и А на конце наречий.

Наречие

Работа по теме урока.

У наречий много секретов давайте разгадаем один из них.

1 Спишите наречия. :Добела, заново, докрасна, издавна, начисто, влево, вправо, издалека., снова, справа.

2 Выделите приставку, и суффикс.

3 Распределите их на 2 группы.

По какому признаку распределили? От чего же зависит правописание гласной на конце наречий?

С.41 правило.

4 сценка. (1 ученик с места выкрикивает) НавзаО и досизА! НавзаО и досизА!

Замечательная штука!

Что это ты придумала?

Это не я придумала.В Журнале «Миша» я прочитала советы мудреца. Этот мудрец советует заучить два волшебных слова. Они помогают запомнить что в наречиях с приставками НА, В, ЗА пишется на конце буква О, а в наречиях с приставками до, С, Из, на конце пишется буква. ведь ловко придумано.

Да неплохо придумано.Но и у меня есть еще один секрет.Достаточно взять слово ОКНО. С таким предлогом, как приставка у наречия, и разу определишь, О или А. Налево- на окно, засветло- за окно, издавна- из окна

На, за в - О

Из до с-А

в) Выводы детей. в наречиях приставками

Из, -до, -с, пишется суффикс -а;

С приставками -на, - за, -в, суффикс о.

На, за в - О

Из до с-А

Закрепление

1.Работа по учебнику.с 41 упр2

2. Под диктовку. запись предложения:

Справа от дороги лежали большие камни. Синтаксический разбор

. (невоск, повеств, распр, грамматическая основа- камни лежали.)

Итог урока

Какой секрет вы сегодня сумели разгадать?

Чем был интересен урок?

Дом задание.

С.42 упр.2

Приложение №1

Знать назубок

Было время, когда знать назубок понималось почти буквально. Эта поговорка возникла из обычая проверять на зуб подлинность золотых монет, колец и других изделий из благородного металла. Прикусишь монету зубами, и если остались на ней вмятины, – значит подлинная, не поддельная. А то ведь могла попасться фальшивая: внутри полая или залитая металлом.

Где раки зимуют

Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить очень трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озерка или реки и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. Промёрзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел.

Шиворот-навыворот

Это выражение связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина наказывали не только тем, что заставляли надевать по-шутовски вывороченную наизнанку шубу или богатую боярскую одежду с расшитым воротником-шиворотом, но и тем, что сажали его в таком виде, опозоренного, на коня лицом к хвосту. В таком виде возили его по всему городу, под свист и улюлюканье уличной толпы.


Наречия с приставками е-, за-, на-, образованные от кратких прилагательных, имеют на конце букву о (влево, засветло, намертво ), наречия такого же происхождения с приставками до-, из-, с- имеют на конце букву а (докрасна, издавна, справа).

Наречия на шипящую

На конце наречий после шипящих пишется буква ь, например: настежь, навзничь, наотмашь.

Исключения: замуж, невтерпёж, уж.

Отрицательные наречия

В отрицательных наречиях под ударением пишется не, без ударения - ни (в обоих случаях написание слитное), например: некогда отдыхать - никогда не болел, негде гулять - нигде не работал, неоткуда ждать писем - ниоткуда не приходили известия.

Слитное написание наречий

Трудности в написании наречий чаще всего связаны с тем, что эта часть речи почти непрерывно пополняется словами из других частей речи, причем не всегда можно установить, закончился ли уже этот переход или какое-нибудь сочетание предлога с существительным находится на полпути к превращению в наречие. Поэтому при употреблении наречий приходится часто обращаться к орфографическим справочникам.

Можно говорить о трех типах написания наречий (включая сюда и близкие к наречиям по значению и по синтаксической роли выражения): слитном, дефисном и раздельном.

1. Пишутся слитно наречия, образованные соединением предлогов-приставок с наречиями, например: доныне, донельзя, навсегда, послезавтра. От этих слов следует отличать раздельно пишущиеся сочетания предлогов с неизменяемыми словами, употребляемыми в этих случаях в значении существительных; ср.: Назавтра погода переменилась (т.е. на следующий день, в значении наречия). - Отъезд назначен на завтра (т.е. на завтрашний день, в значении существительного).

П р и м е ч а н и е. О правописании местоименных наречий (зачем, отчего, почему и др.) см. § 61, п. 4.

  • 2. Пишутся слитно наречия, образованные соединением предлогов- приставок в- и на- с собирательными числительными, например: вдвое, надвое (но: по двое).
  • 3. Пишутся слитно наречия, образованные соединением предлогов- приставок с краткими прилагательными, например: вправо, запросто, начисто, досыта, изредка, сызнова (см. § 53), подолгу, попусту, неподалеку, вкратце", ср.: народу помногу (много) на выставке бывает - не встречаться по многу месяцев.
  • 4. Пишутся слитно наречия, образованные соединением предлогов- приставок с полными прилагательными и местоимениями, например:

броситься врассыпную, пилить вручную, искать вслепую, идти наудалую, играть втемную, подойти вплотную, результат вничью. Но если имя прилагательное начинается с гласной, то предлог в пишется отдельно: в открытую (см. § 58, и. 4).

5. Пишутся слитно наречия, имеющие в своем составе такие существительные или такие именные формы, которые в современном литературном языке не употребляются, например: вдоволь, взаперти, всмятку, втихомолку, дотла, изнутри, наземь, наискось, наспех, натощак, наугад, наяву, невзначай, невпопад, поодаль, поперек, пополам, пополудни, сзади, снаружи, спозаранку, спросонок, чересчур и др.

Примечание. Некоторые из подобных наречий включают в свой состав имена существительные, которые в словарях отмечаются ещё как самостоятельные слова, но которые употребляются весьма редко, иногда в условиях специального контекста, например: вблизи (ср.: очки для дали и для близи), исстари (ср.: о чудесах вещает старь).

6. Пишутся слитно наречия, если между предлогом-приставкой и существительным, из которых образовалось наречие, не может быть без изменения смысла вставлено определение (прилагательное, числительное, местоимение) или если к существительному не может быть поставлен падежный вопрос, например: вдобавок, вместе, вмиг, вновь, вокруг, вослед, вплоть, вовремя, впоследствии, вполовину, вправду, вразрез, вскорости, вслух, замужем, навстречу, назло, наизнанку, накануне, налицо, наоборот, наотрез, наперебой, наполовину, напоказ, напоследок, например, напрокат, напролет, наряду, насилу, наудачу, начистоту, отчасти, подряд, подчас, поневоле, поутру, сбоку, сразу, тотчас и др.

Примечание 1. Многие из указанных наречий в зависимости от контекста (наличия пояснительных слов) и значения выступают в качестве сочетания предлога с существительным и пишутся раздельно; ср.: сделать вмиг (мигом) - струсить в миг опасности, быть вправду довольным (на самом деле) - верить в правду, вразрез с чужим мнением - в разрез на руке попала соль, вернуться вскорости (скоро) - выигрыш в скорости, идти навстречу друзьям - любоваться на встречу друзей, сделать назло - обрушиться на зло и несправедливость, надеть шляпу набок (боком) - повернуться на бок (ср. на правый бок), испугаться насмерть - идти на смерть, вернуться наутро (утром) -отложить на утро, костюм впору (по мерке) - приехать в пору (вовремя) и т.п.

Примечание 2. В рассматриваемую и в предыдущую (см. и. 5) группы входят также многие наречия в значительной части терминологического и профессионального характера, с приставкой в- и конечным слогом -ку, в большинстве своем они пишутся слитно, но есть и случаи раздельного написания. Пишутся слитно: вдогонку, вперемежку, вперемешку, вприкуску, вприпрыжку и др.

Пишутся раздельно: в насмешку, в рассрочку, также в диковинку (другого образования) и разные по происхождению сочетания, в которых существительное начинается с гласной буквы: в обнимку, в одиночку (см. § 58, и. 4).

7. Пишутся слитно наречия с пространственным и временным значением, имеющие в своем составе существительные верх, низ, перед, зад, высь, даль, глубь, ширь, начало, конец, век, хотя перед некоторыми из них возможна постановка определяющего слова, например: вверх (ср. в самый верх), вверху, кверху, наверх, вниз, внизу, книзу, снизу, доверху, перед, назад, ввысь, вдаль, вдали, вглубь, вширь, вначале, сначала, вконец, наконец, ввек, навек, навеки, довеку и др. Раздельно эти слова пишутся только при наличии в самом предложении пояснительных слов к указанным существительным или по смыслу контекста, например: к низу дома, в глубь веков, в даль туманную, в начале лекции, на веки вечные, во веки веков, повторить правило с начала (т.е. «от начала») ср.: Все зависит от того, откуда рассматривать человеческую биографию - с начала или с конца (Л. Леонов).

Урок русского языка в 4 классе

Кучмасова О.И. Учитель начальных классов МКОУ «Лицей № 7имени Шуры Козуб с. Новоивановского»

Тема:

Цель: знакомство с правописанием гласных –о и –а на конце наречий.

Планируемые результаты:

    предметные: знания о наречии, умение составлять алгоритм решения орфографической задачи, навык правописания гласных на конце наречий;

    метапредметные: умение анализировать и обобщать информацию; контроль собственных действий в соответствии с алгоритмом; понимание информации, представленной в виде модели; обогащение словарного запаса учащихся; осуществление оценки/самооценки действий;

    личностные: познавательный интерес к русскому языку, соблюдение культуры общения в группе со сверстниками.

Оборудование:

    проектор, компьютер, презентация;

    стенд с планом урока;

    карточки для работы в группах,

    алгоритм работы по правилу,

    треугольники /карточки для рефлексии и самооценки/,

    карточки с домашним заданием,

    солнце и тучка.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Начинаем наш урок.

Прочитайте пословицу (Слайд 2 ):

Выучишь правило – выполнишь ….. задание.

Какое слово пропущено? (верно)

Какой частью речи оно является? (наречие)

В тетради запишите число и спишите пословицу. Она подскажет, чем мы сегодня займемся на уроке.

Что мы сегодня будем делать на уроке? Какие цели и задачи поставим перед собой? Сформулируйте предложения, используя глаголы (повторять, изучать, применять). (Слайд 3)

2. Планирование учебной деятельности

Исходя из вышеизложенного, давайте познакомимся с планом сегодняшнего урока (на стенде).

    Повторение: такие разные наречия

    Время открытий

    Составление алгоритма действий

    Применение нового правила

    Такие нужные наречия (составление предложений с использованием наречий)

    Подведение итогов

3. Актуализация знаний :

1) работа по карте «Город НАРЕЧИЙ» (Слайд 4)

Что мы уже знаем о наречиях?

    Наречие – это часть речи, которая обозначает признак действия, признак другого признака и признак предмета.

    Наречия отвечают на вопросы где? когда? как? зачем? в какой мере?

    Наречия образуются от качественных имен прилагательных и от формы творительного падежа имен существительных.

    Наречия не изменяются.

    Наречия примыкают к главному слову и могут пояснять глагол, имя прилагательное, реже имя существительное.

    Наречия чаще всего в предложении являются обстоятельствами, но иногда могут быть определением.

    Чаще всего наречие поясняет глагол, реже прилагательное или существительное.

К какому слову относится наречие в пословице? На какой вопрос отвечает? (Слайд5)

Каким членом предложения является слово верно в пословице?

2) работа с фразеологизмами: повторение изученных орфограмм (Слайд 6)

Замените фразеологизм наречием:

    Рукой подать (близко)

    За тридевять земель (далеко)

    Положа руку на сердце (честно)

    В два счета (легко)

    На вес золота (дорого)

Самопроверка.

Назовите, какие орфограммы встретились в словах? (правописание проверяемых безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных, суффикс –о на конце наречий)

4. Знакомство с темой урока: выявление места затруднений (Площадь Грамотности)

Настало время познакомиться с темой урока.

Почему часть улиц, ведущих на площадь Грамотности зеленые, а другие белые? (известные и неизвестные правила) (Слайд7)

Какие орфограммы, встречающиеся при написании наречий, мы знаем? (безударные проверяемые гласные, парные и непроизносимые согласные, правописание приставок) (Слайд 8)

А сегодня мы познакомимся еще с одним правилом. Как вы думаете, в какой части слова встретится это правило? В суффиксах или в окончаниях наречий?

Я очень надеюсь, что вы сможете раскрыть тайну правописания суффиксов наречий. (Слайд 9)

5. «Время открытий» (работа в группах по построению проекта выхода из затруднений) (Слайд 10)

Вы будете совершать свои открытия в группах по 4 человека.

Посмотрите на экран. На слайде наречия разбиты на 3 столбика. Каждая группа должна ответить на свой вопрос. В случае затруднения можно воспользоваться подсказками.

запросто

засветло

издалека

докрасна

1 группа :

(нет приставок, оканчиваются на –о)

Подсказки (1 группа)

2 группа :

(есть приставки в-, на-, за-, оканчиваются на –о)

Подсказки (2 группа)

1. От каких слов образованы наречия? Какой частью речи выражены эти слова?

2. Каким способом образованы наречия?

4. Какой суффикс пишется на конце наречий?

3 группа :

(есть приставки с-, из-, до-, оканчиваются на –а)

Подсказки (3 группа)

1. От каких слов образованы наречия? Какой частью речи выражены эти слова?

2. Каким способом образованы наречия?

3. Есть ли у наречий приставки? Если есть, то какие?

4. Какой суффикс пишется на конце наречий?

4 группа : сух_, досух_, насух_.

Подсказки (4 группа)

5 группа : Распределить по столбикам слова дочист_, чист_, начист_. Вставьте пропущенные буквы. Объясните ваш выбор.

Подсказки (5 группа)

1. Что общего у ваших слов с наречиями, написанными на слайде?

3-его столбиков.

3. Какой суффикс пишется на конце наречий?

6 группа :

Подсказки (6 группа)

Ответы докладчиков. (Слайды 11-17)

6. Физминутка

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали,

На носочках потянулись

И друг другу улыбнулись!

Как пружинки мы присели

И тихонько вместе сели.

7. Составление алгоритма действий по правилу (Слайд 18)

Давайте обобщим все сказанное и составим алгоритм действий по правилу.

От чего зависит написание суффиксов –о и –а на конце наречий? (от приставок)

Какой вопрос поможет начать рассуждать? (Есть ли у наречия приставка?)

Если у наречия нет приставки, какой суффикс надо писать? (-о)

Какой вопрос мы задаем, если у наречия есть приставка? (Какая приставка?)

Если у наречия есть приставки за-, на-, в-, какой суффикс надо писать? (-о)

Какие приставки указывают на суффикс –а? (из-, до-, с-)

/Выключить проектор!/

8. Применение правила

Работа по учебнику:

Откройте учебник на странице 68, найдите значок «Тайны языка».

Можно ли сказать, что эта тайна для нас уже раскрыта?

Давайте выполним упражнения из учебника. В случае затруднений пользуйтесь

алгоритмом на карточке.

1) с.68 упр.1 – Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (фронтальная работа с объяснением)

2) с.68 упр.2 – Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону на слайде (Слайд 19)

/Включить проектор для проверки!/

3) с. 69 упр.3 – Включение в систему знаний (работа в парах)

4) * Докажите, что вы запомнили правило. Работа в рабочей тетради на печатной основе: с.12 упр.1 – дополнить правило

9*. Составление предложений/ Рефлексия (Слайд 20)

«Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной» (М.Горький)

Возьмите, пожалуйста, «волшебный» треугольник того цвета, который соответствует вашему настроению на уроке.

Допишите предложения, вставляя подходящие наречия (рефлексия). Старайтесь употреблять разные наречия, избегать слова «хорошо». Можете воспользоваться наречиями на слайде. (Слайд 21)

10. Подведение итогов

Вспомним, какие задачи ставили на урок. (Слайд 22) Достигли?

Какие пункты плана мы не выполнили?

Какую тайну открыли?

Прикрепите на доску желтые треугольники, как лучи солнца, и голубые треугольники, как капли дождя из тучки.

Посмотрите на слово известно и доверчиво. (Слайд 23) Почему они не подчиняются нашему алгоритму?

Посмотрите на улицу «Правописания суффиксов наречий». (Слайд 24) Что вы заметили? (Она еще не вся зеленая. Значит, мы еще не все знаем о правописании суффиксов наречий.)

Но об этом мы узнаем завтра… А если найдутся желающие разгадать эту тайну сегодня – я буду рада.

11. Домашнее задание (Слайд 25)

    Вставить пропущенные буквы на карточке

    (выписать наречия с суффиксами –о, -а, объяснить их написание)

    * А почему??? - Попытаться объяснить написание слов известно и доверчиво (по желанию)


«Алгоритм»


быстро вправо слева

весело налево издалека

Правописание гласных на конце наречий

быстро вправо слева

весело налево издалека

Правописание гласных на конце наречий

быстро вправо слева

весело налево издалека

Правописание гласных на конце наречий

быстро вправо слева

весело налево издалека

Просмотр содержимого документа
«Вопросы для групп»

1 группа

Что общего в составе слова у наречий 1-ого столбика?

2 группа

Что общего в составе слова у наречий 2-ого столбика?

_________________________________________________________

3 группа

Что общего в составе слова у наречий 3-его столбика?

_________________________________________________________

4 группа

сух_, досух_, насух_.

Вставьте пропущенные буквы. Объясните ваш выбор.

_________________________________________________________

5 группа

Распределите по столбикам слова дочист_, чист_, начист_.

Вставьте пропущенные буквы. Объясните ваш выбор.

_________________________________________________________

6 группа

Определите общее между наречиями каждого столбика.

Попробуйте предположить, когда на конце наречий пишется –о, а когда –а.

Просмотр содержимого документа
«Оценочный лист_треугольник 2 сторона»

Оцени свою работу на уроке

напротив утверждения.

Я знаю

Я умею

Я могу правильно писать суффиксы –о и –а на конце наречий.

Оцени свою работу на уроке

Поставь знаки «+», «-», «+/-»

напротив утверждения.

Я знаю правило правописания гласных на конце наречий.

Я умею пользоваться алгоритмом при рассуждении о правописании суффиксов наречий.

Я могу правильно писать суффиксы –о и –а на конце наречий.

Оцени свою работу на уроке

Поставь знаки «+», «-», «+/-»

напротив утверждения.

Я знаю правило правописания гласных на конце наречий.

Я умею пользоваться алгоритмом при рассуждении о правописании суффиксов наречий.

Я могу правильно писать суффиксы –о и –а на конце наречий.

Я знаю правило правописания гласных на конце наречий.

Я умею пользоваться алгоритмом при рассуждении о правописании суффиксов наречий.

Я могу правильно писать суффиксы –о и –а на конце наречий.

Просмотр содержимого документа
«Подсказки для групп»

Советы (1 группа)

1. От каких слов образованы наречия? Какой частью речи выражены эти слова?

2. Каким способом образованы наречия?

3. Есть ли у наречий приставки?

4. Какой суффикс пишется на конце наречий?

________

Советы (2 группа)

1. От каких слов образованы наречия? Какой частью речи выражены эти слова?

2. Каким способом образованы наречия?

3. Есть ли у наречий приставки? Если есть, то какие?

4. Какой суффикс пишется на конце наречий?

Советы (3 группа)

1. От каких слов образованы наречия? Какой частью речи выражены эти слова?

2. Каким способом образованы наречия?

3. Есть ли у наречий приставки? Если есть, то какие?

4. Какой суффикс пишется на конце наречий?

Советы (4 группа)

1. Что общего у ваших слов с наречиями, написанными на слайде?

2. Есть ли у наречий приставки? Сравни приставки в наречиях 2-ого и

3-его столбиков.

3. Какой суффикс пишется на конце наречий?

__________________________________________________________

Советы (5 группа)

1. Что общего у ваших слов с наречиями, написанными на слайде?

2. Есть ли у наречий приставки? Сравни приставки в наречиях 2-ого и

3-его столбиков.

3. Какой суффикс пишется на конце наречий?

__________________________________________________________

Советы (6 группа)

1. Есть ли приставки у наречий каждого столбика? Если есть, то какие?

2. Какой суффикс пишется на конце наречий каждого столбика?

3. От чего зависит написание суффиксов на конце наречий?

Просмотр содержимого презентации
«Гласные О-А на конце наречий»


Русский язык

4 класс

Правописание гласных на конце наречий

Кучмасова О.И.,

учитель начальных классов МКОУ «Лицей № 7 имени Шуры Козуб

с. Новоивановского»



  • повторить
  • выучить
  • применять

Город Наречий

Башня

Постоянства

Замок Наречий

Улица Друзей

Дом образования

Наречий

Площадь

Грамотности


как?


  • Рукой подать – бли з ко
  • За тридевять земель – д а л е ко
  • Положа руку на сердце – чес т но
  • В два счёта – л ег ко
  • На вес золота – дор о го




«Время открытий»

близко

вправо

далеко

честно

влево

издалека

изредка

направо

легко

набело

дочиста

досыта

запросто

слева

засветло

снова


«Время открытий»

близко

вправо

далеко

влево

честно

издалека

изредка

направо

легко

дочиста

набело

запросто

досыта

засветло

слева

снова


«Время открытий»

близко

вправо

далеко

издалека

влево

честно

направо

изредка

легко

набело

дочиста

досыта

запросто

слева

засветло

снова


«Время открытий»

близко

вправо

далеко

влево

честно

издалека

легко

направо

изредка

набело

дочиста

запросто

досыта

слева

засветло

снова


«Время открытий»

близко

далеко

вправо

влево

честно

издалека

легко

направо

изредка

набело

дочиста

досыта

запросто

сух о

засветло

слева

снова

насух о

досух а


«Время открытий»

близко

вправо

далеко

влево

честно

издалека

легко

направо

изредка

набело

дочиста

запросто

досыта

засветло

сух о

слева

снова

насух о

досух а


«Время открытий»

близко

вправо

далеко

издалека

влево

честно

изредка

направо

легко

дочиста

набело

запросто

досыта

слева

засветло

сух о

снова

насух о

чист о

досух а

начист о

дочист а


«Время открытий»

близко

далеко

вправо

издалека

влево

честно

изредка

направо

легко

набело

дочиста

досыта

запросто

слева

засветло

сух о

снова

насух о

чист о

досух а

начист о

дочист а


Составление алгоритма действий

Есть ли в слове приставка?

Какая приставка?


Упражнение 2

затемн о , издавн а , сначал а , досыт а , задолг о , дочерн а , запрост о


«Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной». М.Горький



  • повторить изученные правила о наречии
  • выучить правило «Правописание гласных –о и –а на конце наречий»
  • применять правило на письме

известно

доверчиво



Домашнее задание

  • Работать по карточке
  • (выписать наречия с суффиксами –о, -а, объяснить их написание)
  • * А почему???