Поймай звук с. Логопедическое занятие "звук и буква а". Игра «Что звучало?»

Игровые приемы постановки звуков.

С помощью этого пособия в занимательной и игровой форме можно проводить постановку звуков, которая способствует быстрому овладению правильной артикуляцией, ускорит процесс автоматизации.

Сказка, в которой живет звук (С).

Педагог и ребенок сидят перед зеркалом. Педагог предлагает ребенку показать рот, губы, рассказывая, что рот-это домик, а губы-двери.

А кто живет в домике?

Язык.

Для чего нам нужны губы и язык?

С помощью губ и языка мы произносим различные звуки.

Педагог: Все звуки должны жить в домике. Но не все звуки могут туда попасть, как у тебя, например звук (С). Нам с тобой предстоит трудное, но интересное путешествие в волшебную сказку, где живет звук (С). Мы должны будем преодолеть все препятствия, которые возникнут у нас на пути, чтобы вернуть этот звук в твой домик. В помощники мы возьмем Старичка Звуковичка. Он прочел много книг и все знает. А еще он умет правильно и красиво говорить и тебя может этому научить.

Трудно отыскать звук (С), придется нам с ним поиграть.

Игра: «Поймай звук».

Цель

Я буду называть звуки, слоги, слова, а ты будешь хлопать, когда услышишь звук (С).

Звуки: С, В, К, М, С, Л, С, К, Н, С.

Слоги: КО-СО-НО-СУ-НУ-ЛЫ-МЫ-СЫ.

Слова: книга, собака, облако, лиса, автобус, дерево, капуста.

Пальчиковая гимнастика:

Со Старичком Звуковичком,

Мы пойдем по сказке звуков.

Нам преграды нипочем,

Не боимся злых мы духов.

Будем с язычком дружить,

И с воздушной струйкой тоже.

Ну а звуки говорить,

Старичок нам всем поможет.

А еще у Старичка Звуковичка есть подружка Воздушная Струйка. У тебя она тоже есть. Подуй на свою ладонь, на вертушку.

Упражнение на дыхание.

«Потянем ниточку».

«Забей мяч в ворота».

«Игра посвистим в пузырек».

Игра «Сдуй снежинку».

Губы -в улыбке, широкий кончик языка на нижней губе. Сделать вдох и на выдохе сдуть бумажную снежинку с ладошки.

Игра «Подуй на свой палец»

Старичок Звуковичок советует нам: чтобы язычок стал послушным, нужно сделать массаж язычка:

  1. Поглаживание широкого кончика языка губами,

Артикуляционная гимнастика.

Посмотри, какое красивое солнышко нарисовал Старичок Звуковичок. (Показать картинку с изображением солнышка).

Оно улыбается, улыбнись и ты ему.

Упражнение: Улыбочка.

Солнце улыбается,

А у тебя получается?

Вот улыбка до ушей,

Хоть завязочки пришей.

Упражнение: Заборчик.

Ну а это вот заборчик,

Язычка мы спрячем кончик,

Зубы крепко ты сомкни,

Губки плавно разведи.

Упражнение: Лопаточка.

Цель: вырабатывать умение удерживать кончик языка широким.

Вот лопаточка лежит,

Язычок наш не дрожит.

Цель

Чистим, чистим, зубы мы,

Будут чистые они.

Отправимся дальше на поиски звука(С). Старичок Звуквичок взял велосипед, но по дороге спустило колесо. Помоги накачать колесо, изобрази насос. Для этого нужно улыбнуться, кончик языка завести за нижние зубы и сильно подуть: «С-с-с..» Какой звук у тебя получился?

Ребенок: звук « С-с-с-с»

Вот мы и нашли звук (С). Теперь он всегда будет жить в твоем домике-ротике, и больше никогда не потеряется.

А чтобы найти брата твердого звука (С), мягкий звук (СЬ), Старичок Звуковичок просит выполнить упражнение «Горка».

Упражнение «Горка»

Цель : выработать умение прижимать боковые края языка к верхним зубам и поднимать переднюю часть спинки языка, упирая при этом его кончик в нижние резцы.

Кончик в зубы ты упри,

Спинку горкой изогни,

Вышла горка,хороша,

Хоть катай там малыша.

А теперь покажи, как открывается кран. Из крана льется вода с каким звуком.? Сильно улыбнись, кончик языка – за зубами, спинка языка горкой; « Сь-сь-сь».

Сказка, в которой живет звук (З).

Сегодня мы отправляемся с тобой в сказку, где живет звук (З). Чтобы найти этот звук, нужно преодолеть много препятствий и трудностей. Ты не боишься? С нами всегда будет Старичок Звуковичок, который будет помогать.

Игра: «Поймай звук».

Называем ряд звуков, слогов, или слов, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит звук (З).

Цель : развитие слухового и фонематического восприятия.

Я буду называть звуки, слоги, слова, а ты будешь хлопать, когда услышишь звук (З).

Звуки: С, З, В, К, М, С,З, Л, З С, К, Н, З.

Слоги: КО-ЗО-НО-ЗУ-НУ-ЗА-ЛЫ-МЫ-ЗЫ.

Слова: книга, заяц, собака, коза, облако, лиса, зубы, автобус, дерево, зонтик.

Чтобы научиться, правильно произносить звуки, с кем еще надо дружить?

Нужно дружить с пальчиками. Давай вспомним пальчиковую гимнастику Старичка Звуковичка.

Пальчиковая гимнастика:

Со Старичком Звуковичком,

Мы пойдем по сказке звуков.

Нам преграды нипочем,

Не боимся злых мы духов.

Будем с язычком дружить,

И с воздушной струйкой тоже.

Ну а звуки говорить,

Старичок нам всем поможет.

А сейчас Старичок Звуковичок предлагает поиграть со своей подружкой Воздушной Змейкой.

Мы со струйкой поиграем,

Плавно воздух выдыхаем.

А потом опять вдохнем,

И на выдохе споем: А-А-А

«Потянем ниточку».

Вдох через нос, долгий выдох через рот. Правая рука будто тянет длинную нитку изо рта.

«Забей мяч в ворота».

Ребенок берет ватный мячик, кладет перед футбольными воротами, забивает мяч сначала плавной струей воздуха, а затем резкой отрывистой.

«Игра посвистим в пузырек».

Губы - в улыбке, широкий кончик языка на нижней губе. Пустой пузырек прижат к подбородку. Ребенок направляет воздушную струю на кончик языка, стараясь попасть в пузырек.

Игра «Сдуй снежинку».

Игра «Подуй на свой палец»

Губы -в улыбке, широкий кончик языка на нижней губе, указательный палец правой руки - пред ртом. Ребенок должен подуть на палец и почувствовать сильную воздушную струю.

Массаж языка:

Старичок Звуковичок советует нам: чтобы язычок стал послушным, нужно сделать массаж язычка:

  1. Поглаживание широкого кончика языка губами,
  2. Поглаживание широкого кончика языка зубами,
  3. Покусывание широкого кончика языка зубами,
  4. Поглаживание широкого кончика языка губами,
  5. Пошлепывание широкого кончика языка: Пя-пя-пя….

Теперь Старичок Звуковичок предлагает поиграть с язычком.

Артикуляционная гимнастика.

Упражнение: Лягушка улыбается.

Цель: закрепить умение улыбаться открытой улыбкой.

Тянуть губы прямо к ушкам,

Очень нравится лягушкам.

Показываем картинку с изображением забора.

Упражнение: Заборчик.

Ну а это вот заборчик,

Язычка мы спрячем кончик,

Зубы крепко ты сомкни,

Губки плавно разведи.

Старичок Звуковичок посадил на огороде картофель, морковь, свеклу. Назови одним словом, что он посадил. (Овощи)

Наступила осень, Звуковичок должен собрать урожай овощей. Что ему для этого нужно? (Лопата).

Упражнение: Лопаточка.

Цель:

Вот лопаточка лежит,

Язычок наш не дрожит.

А еще Старичок Звуковичок любит чистить зубы зубной пастой. А ты чистишь зубы.

Упражнение: «Чистим нижние зубы».

Цель : вырабатывать умение удерживать кончик языка за нижними зубами.

Почистим старательно кончиком языка нижние зубы из стороны в сторону.

Чистим, чистим, зубы мы,

Будут чистые они.

Представьте себе, что сейчас лето и что Старичок Звуковичок предлагает пойти в лес. Какие насекомые не дают покоя нам в лесу?

Комары!

Давай позвеним так, как звенят большие комары: «З-з-з» Для этого нужно улыбнуться, завести кончик языка за нижние зубы, между зубами оставить небольшое расстояние, сильно подуть и включить голос. Какой звук ты произнес?

Звук (З).

Вот мы и нашли звук (З). Теперь он будет жить в твоем домике и никогда не уйдет.

У твердого звука (З), есть мягкий брат (ЗЬ), Послушай, как звенят маленькие комарики: Зь-зь-зь. Для этого нужно широко улыбнуться, выгнуть спинку языка горкой и мягко позвенеть голосом: зь-зь-зь.

Сказка, в которой живет звук (Ц).

Мы продолжаем свое путешествие и отправимся в Волшебную страну звуков, чтобы найти звук (Ц). Это нелегко, но снами всегда будет Старичок Звуковичок.

Игра « Поймай звук».

Цель: развитие фонематического слуха, умение выделять звук (Ц) среди звуков, в слогах и словах. Старичок Звуковичок, предлагает поймать звук Ц. Я, сейчас назову ряд звуков, слогов и слов, а когда ты услышишь звук (Ц), сожми ладошки в кулак.

Звуки: Ч, С, Щ, Ц, Т, Л. Ф, Ц, Ш.

Слога: Са-Щу-Цы-То-Це-Ла-Цу-Зо-Ца-Хи.

Слова: курица, добро, муфта, кольцо, град, птенцы, тир, шитье, сталь, огурцы.

А кто нам еще поможет в поиске звука (Ц)? Конечно пальчики, мы давно уже с ними дружим.

Пальчиковая гимнастика.

«Цветок»

Солнце поднимается-

Цветочек распускается!

Солнышко садится-

Цветочек спать ложится.

«Дерево».

В поле деревце стоит,

Ветер ветки шевелит.

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо!

Кто еще помогает нам в поиске звуков?

Конечно Воздушная Струйка. Старичок Звуковичок предлагает с ней поиграть.

Упражнение на развитие речевого дыхания.

«Потянем ниточку».

Вдох через нос, долгий выдох через рот. Правая рука будто тянет длинную нитку изо рта.

«Забей мяч в ворота».

Ребенок берет ватный мячик, кладет перед футбольными воротами, забивает мяч сначала плавной струей воздуха, а затем резкой отрывистой.

«Игра посвистим в пузырек».

Губы - в улыбке, широкий кончик языка на нижней губе. Пустой пузырек прижат к подбородку. Ребенок направляет воздушную струю на кончик языка, стараясь попасть в пузырек.

Игра «Сдуй снежинку».

Губы - в улыбке, широкий кончик языка на нижней губе. Сделать вдох и на выдохе сдуть бумажную снежинку с ладошки.

Игра «Подуй на свой палец»

Губы - в улыбке, широкий кончик языка на нижней губе, указательный палец правой руки - пред ртом. Ребенок должен подуть на палец и почувствовать сильную воздушную струю.

С кем сейчас мы будем играть, ты узнаешь, если отгадаешь загаку.:

Если б не было его,

Не сказали бы ничего. (Язык).

Сказка о Веселом Языке .

Жил был Веселый Язычок. Он, как и мы, любил играть и путешествовать. Решил он порезвиться. Открыл он одни двери (губы), вторые (зубы) и выглянул из домика. Светило ласковое солнышко. Он решил позагорать (упражнение Лопаточка). Позагорал и спрятался в домик. Но он, перегрелся, и у него поднялась температура. Врач прописал ему лекарство и запретил ему выбегать на улицу. Но через минуту непоседа Язычок опять выглянул на улицу. За это мы его накажем (упражнение непослушный Язычок). Язычолк испугался и обещал быть послушным. Каждый день, даже по вечерам он стал чистить зубы (упражнение почистим зубы). Посмотри, кто это у Старичка Звукоковичка спит? Это малыш. Мама попросила, чтобы он присмотрел за малышом, пока она сходит в магазин. Мы с тобой громко разговариваем, поэтому Старичок Звуковичок говорит нам: «Тс-тс-тс» чтобы мы его не разбудили. Повтори, «тс-тс-тс». А теперь ускорь темп. Какой звук у тебя получился? Верно, звук (ц). Скажи: Ц-ц-ц. Теперь он всегда будет в твоем домике-ротике.

Сказка, в которой живет звук (Ш).

Продолжим с тобой путешествие по волшебной стране звуков. Нам предстоит найти звук (Ш).

Игра: Поймай звук

Цель: развитие фонематического слуха, умение выделять звук (ш) среди звуков, в слогах и словах. Старичок Звуковичок, предлагает поймать звук Ш. Я сейчас, назову ряд звуков, слогов и слов, а когда ты услышишь звук (ш), сожми ладошки в кулак.

Звуки: Ж, С, Ш, Т, К, Ш, Ф, М, Ш, Ч.

Слога: СА-шу-шо-хе-зу-ши-ша-щу-чу-ца.

Слова : снег , хорек, шипы, щетина, кошка, муха, мешок, фуфайка, кашка, мышь.

Игра : Выбери картинки, в названиях которых есть звук (Ш).

Старичок Звуковичок предлагает тебе рассмотреть картинки. Послушай их названия и определи, в каких картинках спрятался звук (Ш).

Игра: Где спрятался звук?

Цель : развитие умения выделять заданный звук (Ш) в слове.

Наши пальчики друзья

Загрустили - ну и зря!

Будем с вами мы играть,

Упражнения выполнять.

Пальчиковая гимнастика «Шарик»

Я надул упругий шарик,

Укусил его комарик.

Лопнул шарик, не беда.

Новый шар надую я!

Упражнение «Фокус»

Цель:

Фокусы делать она мастерица.

Старичок Звуковичок очень любит чаепитие с конфетами. Мы знаем, какой он у нас сладкоежка. Но он разбил свою чашку. Давай поможем Звуковичку, сделаем «чашечку» язычком.

Упражнение «Чашечка».

Цель:

Широкий язык на губу положи

Ох, и вкусное варенье!

Жаль осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу!

Упражнение «Грибок».

Язычок ты присоси,

Связку лучше растяни-

Получается грибок.

Сделать ты его бы смог?

Упражнение « Гармошка».

Цель

К небу язычок прижми,

Челюсть ниже отпусти.

Рот открой, потом прикрой.

Гармонист ты неплохой.

Старичку Звуковичку подарили шарик. Давай представим, какой он, и покажем руками, как будто мы держим его в руках. Шарик развязался и начал сдуваться.

Заведи широкий кончик языка за верхние зубы, губы вытяни вперед, слегка округли и сильно подуй: « Ш-ш-ш». Ладони медленно соедини, шарик сдулся. Какой звук у нас получился? Правильно, звук (Ш). Вот и еще один звук мы с тобой нашли, и теперь ты будешь произносить его правильно.

Сказка, в которой живет звук (Ж).

Сегодня мы постараемся найти звук (Ж). Сначала попробуем его поймать.

Игра «Поймай звук».

Цель: выделение звука (Ж), из рядя звуков, слогов, слов.

Звуки: З, М. Ж., В, Ф, Ж,Н, Б, Ж, Ш.

Слога: зы-жо-за-ши-жу-сы-ча-же-фу-жи.

Слова : коза, лыжи, шкаф, точка, закон, ужин, звери, пиджак, вишня, ножи.

Старичок Звуковичок приготовил картинки. В названиях, каких картинок спрятался звук (Ж). Кто нам помогает искать звуки?

Нам помогают Старичок Звуковичок, пальчики, Воздушная Струйка и Веселый Язычок.

Пальчиковая гимнастика.

Мы рога козы покажем,

И рога оленя даже,

Мы про зайку не забудем –

Шевелить ушами будем.

Чтобы четко говорить,

Надо с пальцами дружить.

Посмотри, что это у Старичка Звуковичка?

Ватная пушинка. Он хотел показать фокус, но у него не получилось. Помоги Звуковичку, покажи, как нужно правильно выполнить это упражнение.

Упражнение «Фокус»

Цель: выработка сильной воздушной струи.

Воздушная Струйка большая озорница,

Фокусы делать она мастерица.

Кусочек ваты положи на кончик носа. Подними язык к верхней губе. Выдохни сильную воздушную струю на кончик языка. Смотри, как красиво взлетает пушинка с кончика носа вверх.

А сейчас поиграем с Веселым Язычком. Мы со Звуковичком будем показывать тебе упражнения, а ты будешь выполнять их язычком.

Упражнение «Чашечка».

Цель: выработка умения делать язык широким, поднимая края языка и удерживая язык в форме «чашечки».

Широкий язык на губу положи

И ровно края ты, на верх подними.

Сделай такую «чашечку», чтобы в неё можно было налить чай и чтобы он не смог из неё вылиться. Еще Звуковичок любит пить чай с вареньем.

Упражнение «Вкусное варенье».

Ох, и вкусное варенье!

Жаль осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу!

(Ребенок облизывает широким кончиком языка верхнюю губу сверху вниз.)

У Старичка Звуковичка есть любимое печенье, с которым он пьет чай. Оно имеет форму грибка и так и называется - « грибок».

Упражнение «Грибок».

Язычок ты присоси,

Связку лучше растяни-

Получается грибок.

Сделать ты его бы смог?

Давай попробуем. Улыбнись, пощелкай язычком медленно. Присоси язык к небу и открой рот шире. Получилась шляпка гриба из языка, ножка из подъязычной связки.

Звуковичок напился чаю и решил всех развеселить, поиграть на гармошке.

Упражнение « Гармошка».

Цель : укрепление мышц языка, формирование умения растягивать подъязычную связку.

К небу язычок прижми,

Челюсть ниже отпусти.

Рот открой, потом прикрой.

Гармонист ты неплохой.

(Ребенок присасывает язык к небу и открывает и закрывает рот).

Упражнение «Лопаточка».

Цель: вырабатывать умение удерживать кончик языка широким.

Вот лопаточка лежит,

Язычок наш не дрожит.

Молодец, хорошо у тебя получается. Представь, что мы летом пошли в лес. Вдруг в траве что то зашуршало - это была змея.. Она увидела нас и зашипела:Ш – Ш –ш, и ты зашипи на неё.

Ребенок: Ш-Ш-Ш.

Правильно ли у тебя работают губы и язык:

Змея, наверное, тебя испугалась и уползла. Мы вышли на полянку. Здесь много цветов, а над ними кружит жук: « Я жук, я жук. На поляне живу, летаю и жужжу.

Губы и язык делай как при звуке «Ш». Пошипи, как змея. А теперь положи ладошку на горлышко, добавь звук, и почувствуй, как дрожит горлышко. Какой звук у тебя получился?

Звук «Ж». Вот и еще один звук мы нашли. Теперь будем всегда говорить его правильно.

Сказка, в которой живет звук «Ч».

Мы уже нашли немало звуков в Волшебной стране. А сейчас отправимся на поиск звука «Ч».

Старичок Звукавичок предлагает тебе послушать небольшое стихотворение. Когда ты услышишь в слове звук «Ч», топни правой ногой.

Девочки и мальчики,

Скачут словно мячики,

Ножками топочут,

Весело хохочут.

У старичка Звуковичка сегодня хорошее настроение, и он решил пойти на прогулку с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика.

Вышли пальчики гулять,

А вторые догонять,

Третьи пальчики бегом,

А четвертые пешком.

Пятый пальчик поскакал,

А в конце пути упал. (Имитация движений пальцев рук).

Устал Звуковичок, и сел отдохнуть. Тут подул ветер, растрепал ему волосы, и челка упала ему на глаза. Он решил ее сдуть. Вытянул язычок « чашечкой», вперед и сильно подул. Но у него это не получилось. Давай ему поможем. Покажи звуковичку, как правильно это делать (сдуй свою челку со лба).

Старичок Звуковичок взял с собой в дорогу бублик, чтобы не проголодаться.

Упражнение « Бублик».

Цель : закрепление умения слегка вытягивать и округлять губы.

Бублик мы изобразили:

Плавно губы округлили,

Их теперь нельзя смыкать:

Бублик надо удержать.

На всякий случай Звуковичок взял лопату - вдруг пригодится.

Упражнение «Лопаточка».

Цель: вырабатывать умение удерживать кончик языка, широким.

Вот лопаточка лежит,

Язычок наш не дрожит.

Еще старичок Звуковичок взял чашечку, чтобы в дороге попить чаю.

Упражнение «Чашечка».

Цель: выработка умения делать язык широким, поднимая края языка и удерживая язык в форме «чашечки».

Широкий язык на губу положи

И ровно края ты, наверх подними.

Шел – шел Старичок Звуковичок, устал и решил попить чаю. Развел костер, налил воду в чайник и повесил над костром. Стал ждать, когда вода закипит. Не заметил, как уснул. Но вода в чайнике закипела, и пар из-под крышки начал вырываться наружу со звуком « ш-ш-ш». А старичок Звуковичок ничего не слышит. Повтори, как шипел пар. Опять не слышит. Уже вода начала выплескиваться из чайника в костер: «ТШ, тш, тш». Повтори в быстром темпе: «тш-тш-тш». Проверь, правильно ли у тебя работают губы и язык:

Губы округлены и слегка вытянуты вперед,

Широкий кончик языка за верхними зубами (чашечка),

Посередине языка идет теплая, плавная воздушная струя.

Поставь руку, проверь, так ли это?

Вот мы и нашли звук «Ч».

Сказка, в которой живет звук « Л».

Сейчас мы отправимся в сказку, где живет звук «Л». Нелегко его найти, но с нами наши верные друзья. Кто это?

Ребенок: Это Старичок Звуковичок, пальчики, Воздушная Струйка, и Веселый язычок.

Они нам помогут, ведь настоящие друзья всегда помогают друг другу.

Попробуй поймать звук «Л» в ряде звуков, слогов, слов.

Цель : закрепление умения определять на слух и выделять звук «Л» из ряда звуков, слогов, слов.

Звуки: В, Д,Л,Б,Ч,Н,Л,Н, Ц, Г, Л.

Слога: ВА, ДА, ЛА, БА. ЧА, НА, ЛА, ЦА, ГА, ВА, ФА, ЛА.

Слова : Вата, дача, лак, банка, чайка, ноты, ласка, цапля, газ, ванна, фата, ландыш.

Веселые пальчики очень дружные. Они часто ходят, друг к другу в гости.

Пальчиковая гимнастика « В гости».

В гости к пальчику большому. Показать домик руками.

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний - Пальцы обеих рук последовательно

Сам мизинчик малышок. соединяются.

Вместе пальчики – друзья, Пальцы обеих рук скрещены,

Друг без друга им нельзя. Сжимаются и разжимаются.

Старичок Звуковичок предлагает отправиться в путешествие на парусной лодке. Но ветер порвал парус. Как ты думаешь, какой был ветер?

Ребенок: Ветер был очень сильный.

Покажи, как он дул? (ребенок выполняет упражнение на развитие речевого дыхания, вдох через нос, выдох через рот).

Что нужно, чтобы починить парус?

Ребенок: Нужна иголочка.

Давай сделаем языком иголочку.

Упражнение « Иголочка».

Цель: выработка умения делать язык узким, напрягая его мышцы.

Старичок Звуковичок зашил иголкой дырку в парусе. Можно плыть на лодке. Давай сделаем лодочку.

Упражнение «Лодочка».

Цель: учить удерживать кончик языка за верхними зубами, при этом опуская среднюю часть вниз. Рот открой широко, кончиком языка дотронься до середины верхней губы. Удерживай под счет до 10. Покатились на лодочке.

Теперь Звуковичок предлагает полетать на самолете. В этом нам поможет Веселый Язычок. Летит самолет высоко за облаками, его и не видно, только слышно как он гудит. Сделай вдох, открой рот, на выдохе произнеси долгий звук: «А-а-а».

При этом высунь кончик языка вперед «иголочкой» и дотронься до середины верхней губы. Повтори несколько раз. А теперь кончик языка заведи за верхние зубы и продолжай гудеть. Получился звук «Л». Вот и еще один звук ты научился говорить правильно.

Сказка, в которой живет звук «Р».

Мы сейчас отправимся с тобой в сказку, где живет звук «Р». Старичок Звуковичок, как всегда с нами. Посмотри, сколько разных предметов он принес. Я буду их называть, а ты, если услышишь в слове звук «Р», возьми этот предмет и поставь в сундучок. Сколько ты выбрал предметов? Посчитай. А что это за предметы? Это орехи. Старичок Звуковичок предлагает поиграть с орехами.

Упражнение для развития мелкой моторики с грецким орехом.

  1. Взять грецкий орех в правую руку и крепко сжать на счет 5. Повторить упражнение левой рукой.
  2. Правая ладонь прямая, пальцы крепко прижаты друг другу. Прокатывать грецким орехом от запястья до кончиков пальцев и обратно. Повторить упражнение для левой руки.
  3. «Колобок»: грецкий орех лежит на левой руке, правая рука сверху. Катаем, катаем, крепко прижимаем. Повторить упражнение для левой руки.

Примечание. После каждого упражнения выполняются упражнения на расслабления рук (уронили ручки вниз и расслабились).

Давай отвезем орехи Старичку Звуковичку на лошадке.

Упражнение «Лошадка».

Цель: укрепление мышц языка, отработка подъема языка вверх.

Когда лошадка скачет, ее копыта цокают. Научи свой язычок красиво цокать. Для этого улыбнись, приоткрой рот, пощелкай медленно язычком.

Решил Звуковичок сделать ремонт, побелить потолок. Мы ему поможем.

Упражнение «Маляр».

Цели: вырабатывание подъема языка вверх и развитие его подвижности.

Ты можешь научить свой язычок «белить потолок» в своем домике-ротике. Улыбнись, открой рот, подними язык бугорочком, води по небу вперед-назад, поглаживая кончиком языка как кисточкой. Чистота и порядок у Старичка Звуковичка. Можно и в лес за грибами сходить.

Упражнение «Грибок».

Цель:

Вырабатывание подъема языка вверх, растягивание подъязычной уздечки.

Делаем «грибок»: улыбнись, приоткрой рот, медленно пощелкай языком. Щелкни языком и присоси его, открой рот шире. Удержи грибок подольше.

Угадай, кого увидел в лесу Звуковичок?

Все время стучит,

Деревья долбит,

Но их не калечит,

А лечит.

Правильно, дятла.

Постучи как дятел.

Упражнение «Дятел».

Цель : укрепление мышц кончика языка, развитие умения удерживать кончик языка у альвеол и ощущать его вибрацию.

Открой рот, кончик языка подними за верхние зубы и постучи: «Д-д-д».

На цветах Звуковичок увидел пчелку. Давай позвеним, как пчелка.

Упражнение «Пчелка».

Цель: выработка умения удерживать кончик языка у альвеол и ощущать его вибрацию.

Пчелка летает от цветка к улью, звенит:»ДЗ-дз-дз». Собирает целый день сок-нектар из цветов и несет его к улью, издавая звуки «Дз-дз-дз».

Открой рот, кончик языка за верхними зубами. Сильно выдохни на кончик языка, произнося звуки «Дз-дз-дз». Почувствуй кончиком языка щекотание от сильной струи воздуха (ветерка).Проверь силу струи воздуха, поднеси тыльную сторону руки ко рту.

Вдруг Звуковичок на дороге увидел машину, которая застряла и буксуе, не может выехать: «Дз-дз-дз». Помоги выехать машине, заведи мотор.

Упражнение «Заведи мотор».

Цель: выработка умения вызывать вибрацию кончика языка.

Открой рот, подними кончик языка за верхние зубы. На сильном выдохе произнеси «дз-дз-дз», в ускоренном темпе. (Чистым пальчиком делать колебательные движения под кончиком языка). Мотор машины начал рычать: « р-р-р». Вот мы и нашли звук «Р». Ты старательно и правильно выполнял пальчиковую гимнастику, упражнения на дыхание, заставлял язычок трудиться, и у тебя появились правильные звуки, которые ты не умел говорить.


Звуки: [у], [о], [д], [ш], [л], [ш], [з], [с], [ш], [p], [ш], [ж], [ш], [ш], [с], [ч], [ш], [ж], [с], [ш].

Подведение итогов занятия.

Занятие №2

Цель: подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [ш]; развитие навыка звукового анализа; развитие фонематического слуха.

Оборудование: зеркало, черные и белые квадраты (фишки).

Ход занятия:

Оpгмомент.

Постановка цели занятия.

2. Показ правильной артикуляции звука [ш] логопедом.

При произнесении звука [ш] губы слегка вытянуты и округлёны, зубы «заборчиком» сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2-3 мм, язык «чашечкой» поднят вверх, воздух теплый, струя направлена посередине языка вверх, голос не звучит.

Артикуляционная гимнастика.

4. «Подумай, не торопись». С помощью картинок подбери слово, которое начинается на последний звук слова:

мак, кот, тыква, альбом, мама, аист, тополь, липа, антенна, автомат, танк, кубики, индюк, капли.

Игра «Чёрный - белый» - развитие фонематического слуха.

Цель: нахождение звука [ш] в словах, воспринимаемых на слух. Поднимите чёрную фишку, если услышите в слове [ш], белую - если данного звука в слове нет.

мак, шапка, дом, уши, шуба, танк, лук, мыши, шкаф.

Подведение итогов занятия.

Занятие №3

Цель: постановка звука [ш]; автоматизация звука [ш] в слогах; развитие фонематического слуха.

Оборудование: зеркало, мяч.

Ход занятия:

Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Постановка звука [ш]. Показ правильной артикуляции звука [ш] логопедом.

Постановка звука [ш] смешанным способом.

3. Артикуляционная гимнастика. (см. Приложение 1, с. 160-163).

4. Закрепление звука [ш] в слогах.

Игра «Здравствуй, пальчик!».

Большой палец поочерёдно здоровается (касается подушечкой) с остальными, при этом ребёнок каждый раз произносит сначала одинаковые, а потом различные приветствия. Когда ребёнок произносит разные слоги, перед ним выкладывается таблица (с гласными А, И, О, У).

Инструкция логопеда:

Поздоровайся с каждым пальчиком, произнося слог ША (ШИ, ШО, ШУ).

Самостоятельное воспроизведение слогов.

5. Автоматизация [ш] в слогах.

а) Повтори за мной:

ша - ша - ша ша - ши - ши ши - ша - ша

ши - ши - ши ши - ша - ша ши - ши - ши

ша - ша - ши ша - ши - ша ши - ши - ша

ши - ша - ши ши - ши - ша ша - ша - ши



б) «Закончи слово» - игра с мячом.

Слогом -ша: Слогом -ши:

Да ша камы ши

(Луша, груша, Алёша, Катюша, галоши, шалаши, ниши)

Что лишнее?»

Дети поднимают руку, услышав лишний слог.

Па - па - па - ба пу - пу - бу - пу

по - по - по - бо пы - пы - бы - пы.

Подведение итогов занятия.

Занятие №4

Цель: автоматизация звука [ш] в слогах; развитие фонематического слуха; развитие навыка звукового анализа.

Оборудование : зеркало, фишки.

Ход занятия:

Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Показ правильной артикуляции звука [ш] детьми.

При произнесении звука [ш] губы слегка вытянуты и округлены, зубы «заборчиком» сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2-3 мм, язык «чашечкой» поднят вверх, воздух теплый, струя направлена посередине языка вверх, голос не звучит.

Артикуляционная гимнастика.

4. Закрепление правильного произношения звука [ш] в слогах.

Игра «Здравствуй, пальчик!».

5. Автоматизация звука [ш] в слогах:

а) Игра «Повтори за мной»:

шо - шо - шо шу - шу - шо ша - ши - шо - шу

ше - ше - ше шу - шо - шу ша - шо - ши - шу

шо - шо - шу шо - шу - шу ша - шу - ши - шо

шу - шо - шо ше - ше - ше ша - шу - шо - ши

шу - шо - шо ше - шо - ше ша - ши - шу- шо

б) «Угадай слово».

Логопед начинает, а ребёнок добавляет часть слова:

ме - ... (шок) ла-шу Мы увидели: Пашу

пу -... (шок) ма-шу Машу

гор -...(шок) пи-шу Мишу

лету -... (шок) ту - шу Дашу

реме -... (шок) про - шу Катюшу

поро -... (шок) ды-шу Алёшу

гребе - .... (шок) ко - шу Наташу

Физкультминутка.

Руки вперёд, вверх, в стороны с одновременным проговариванием слогов: ша - шо - шу - ше.

  • дать понятие о гласных звуках;
  • познакомить с понятиями “звук”, “буква”;
  • развивать фонематический слух, восприятие;
  • развитие навыков звукобуквенного анализа;
  • развитие артикуляционного аппарата;
  • развитие графомоторных навыков;
  • познакомить с буквой А;
  • развитие связной речи;
  • развитие внимания, памяти, воображение.

Оборудование: пособие “Весёлые колобки”, пособие “Красная полянка”, схемы-домики, пособие “Звуки”, пособие “Буквы”, алфавит, буквенный конструктор, сюжетные картинки, тетради, карандаши, зеркала.

Ход занятия

I. Оргмомент.

Логопед здоровается с каждым учеником: Здравствуй, Маша! – Здравствуйте, Татьяна Алексеевна! (и т.д.). Давайте вспомним, какое сейчас время года? (Полный ответ ученика). Стало холодно и чтобы не замёрзли руки, мы надеваем перчатки.

Упражнение “Перчатки”
(во время выполнения упражнения дети называют каждый палец руки)

Логопед: Молодцы! Сегодня я получила необычное письмо. В нём – картинка с весёлыми колобками (показ пособия-картинки). Помогите разобрать, что они произносят? (Дети по-одному пытаются произнести гласные звуки: а, о, у, и, ы, э). Теперь я всё поняла, послушайте и повторите за мной (произносят по образцу логопеда). Обратите внимание, у всех колобков по-разному открыт рот (дети произносят за логопедом, глядя в зеркала). В письме написано, что живут колобки на красной полянке (выставляется пособие-полянка с красными кружочками) и очень любят петь. Нажмите по-очереди пальчиком на красные кружочки и “оживите” их (дети чётко проговаривают гласные звуки).

II. Основная часть.

1. Знакомство со звуком,а”.

Логопед: Послушайте ещё раз (логопед произносит гласные звуки, показывая на колобков). Что произносят колобки? (Ответы детей). Произносят колобки ЗВУКИ (показ пособия). Всё, что слышим – это ЗВУКИ (дети повторяют хором).

Логопед: Самый старший – звук,а”. Давайте хором споём его: А-а-а… (Дети поют). Представьте, что у вас в руках ленточка, растягиваем ленточку и поём звук: А-а-а… (Выполняют по показу логопеда). Ленточка длинная или короткая? (Ответы детей). Намотаем ленточку на палец: А-а-а… Звук,а” можно тянуть и петь. Посмотрите, как широко отрыт рот, ничего не мешает, нет преграды для звука (произношение звука перед зеркалом). Звук,а” произносим голосом, т.е. он гласит. Его называют “гласный” (дети повторяют хором – “гласный”). Гласные звуки живут на красной полянке. Их обозначают красным цветом.

2. Развитие фонематического слуха.

Логопед:

Всем внимание! Раз – два,
Начинается игра.

Игра “Поймай звук”
(дети хлопают, если в слоговой дорожке услышат звук,а”: ау, оа, ио,..)

3. Определение позиции звука в слове.

Логопед: В этих домиках (раздача пособий - схем) живут слова со звуком,а”. Он может быть в начале, середине и в конце слова. Например, в слове “Аня” звук,а” находится в начале слова (педагог определяет звук красным магнитом на доске, дети красным кружком – в своих схемах). Следующее слово – август, автобус, мак, лиса (дети определяют позицию звука на схеме и поднимают руку. Логопед добивается полного ответа). Молодцы!

4. Знакомство с буквой А.

Логопед: Скоро вы научитесь читать и писать. Чтобы хорошо читать - надо знать буквы. Что же такое БУКВА? Послушайте стихотворение В.Измайлова “Как появились буквы”: (выставить пособие – алфавит). Вот и наш гласный звук,а” можно записать знаком (показ на доске). Получилась БУКВА А, которая так и называется гласная БУКВА А (показ буквы А и её место в алфавите).

Буквы – видим, пишем (показ пособия).

Звуки – слышим (показ пособия).

(Дети повторяют хором, затем по - одному).

Посмотрите внимательно, на что похожа буква А? (Ракета, треугольник, человечек, кораблик). А ещё она похожа на аиста. Смотрите, вот длинные ноги, дорисовать голову и клюв – получится аист. Давайте вспомним игру “Аист”.

5. Физминутка.

Игра “Аист”
(дети встают в кружок)

6. Формирование образа буквы А.

Логопед: Попробуем написать букву А в воздухе (дети выполняют совместно с логопедом). А теперь возьмите буквенный конструктор и попробуйте выложить букву А из палочек:

Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок,
Ты эту букву знаешь? Да?
Перед тобою буква А!

(Логопед проговаривает во время показа)

6. Печатанье буквы А в тетрадях.

7. Развитие фонематического слуха.

Игра “Доскажи словечко”
(логопед загадывает загадки, в которых ответы - отгадки со звуком,а”)

Например:

Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны,
Так приятен он на вкус,
А зовут его… (арбуз).

(Назовите первый звук в слове “арбуз”)

8. Развитие связной речи.

Игра “Составь предложение”
(логопед раздаёт сюжетные картинки с изображением слов со звуком,а”.
Дети составляют предложение и называют слова со звуком,а”)

Машина везёт арбузы.

Мальчик чистит апельсин.

Заяц ест капусту.

Папа и мама собирают урожай.

Логопед :

С каким звуком мы познакомились?

С какой буквой мы познакомились?

Почему их называют гласными?

Каким цветом обозначают гласные?

Какие гласные звуки можете назвать?

Что мы слышим?

Что мы видим и пишем?

(Ответы полные по поднятой руке или по выбору логопеда)

Логопед: А теперь первым встанет тот, кто придумает слово со звуком,а” в середине слова (дети называют слова, встают; логопед хвалит и прощается с детьми).

Цель:

  • закреплять правильное произношение звука А;
  • учить слышать и выделять звук А в начале, середине, конце слова;
  • познакомить с понятием “гласный” звук;
  • ввести новое обозначение гласного звука (красный цвет);
  • познакомить с буквой А;
  • учить читать букву А;
  • обучать навыкам звуко-буквенного анализа и синтеза слогов и слов;
  • закреплять правильное согласование местоимений МОЙ, МОЯ, МОЕ, МОИ с именами существительными;
  • закреплять правильное употребление имен существительных в Р. п., ед. и мн. числе;
  • обогащать предметный словарь со звуком А;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • развивать пространственную ориентацию на плоскости;
  • развивать память, внимание, мышление;

Оборудование:

Кукла Алла, картинки со звуком А (на усмотрение педагога – в сильной, слабой позиции; в начале, середине слова) – аист, акула, антилопа, астра, астры, азбука, азбуки, айва, антенна, антенны, арбуз, арбузы, аптека, апельсин, апельсины, абрикос, абрикосы, банан, бананы, ананас, ананасы, лиса, комар; зеркала логопедические индивидуальные; картинка артикуляции звука А; картинка девочка качает куклу; доска магнитная; маркер черный, красный; карточка буква А; карточка – картинка “На что похожа буква А” – “А – шалашик, и смотри; есть скамеечка внутри” (В. Савичев); настенная Азбука; буквы – заготовки, для прописывания пальчиком, с тактильной поверхностью (бархатная или наждачная бумага); кружки из картона красного цвета; карточки “Светофоры” с фишками, для определения места звука в слове; тетрадки (половинки обычной тонкой тетради в клетку); карандаши (простой, красный);

Организационный момент: Отгадывание загадок: Стоит на крыше верхолаз – и ловит новости для нас (Антенна) А. Масленникова; Сам алый сахарный, кафтан зеленый, бархатный (Арбуз); Яркий, сладкий, налитой, Весь в обложке золотой! Не с конфетной фабрики – А из далекой Африки (Апельсин); Какой звук мы услышали в отгадках – звук А; Если дети хорошо слышат и различают звук А, педагог может предложить детям отгадки со звуком А в сильной позиции, в середине и конце слова: Висит груша – нельзя скушать (Лампа); Не зверь, не птица, а нос, как спица (Комар); Рыжая с пушистым хвостом, живет в лесочке под кустом (Лиса);

Фонетическая гимнастика “Куколка усни”

К нам в гости сегодня пришла кукла Алла. Мы Алле покажем, как мы умеем слышать и различать звук А. Девочка качает куколку: А а А а А а А а А а; Произносим то тихо, то громко. Рассматривание артикуляции. Уточнение артикуляции. Картинка артикуляции звука А. Для мальчиков другая картинка – “Заболел зуб”. Звук А произносится сначала громко, затем тихо. Дети произносят звук все вместе, затем по одному. Молодцы.

Игра “Назови картинку”

Дети называют картинки со звуком А (на усмотрение педагога), выделяя звук голосом. В игре используются карточки “Светофоры” с фишками для определения места звука А в слове.

Игра “Жадина”

Логопед раскладывает перед детьми картинки. Просит их правильно назвать. Затем участники игры по очереди закрывают ладошкой любую картинку и говорят: - Моя лампа. Мой ананас. Мои арбузы и т. д. Логопед следит за правильностью выполнения задания.

Игра “Чего нет”

Логопед раскладывает перед детьми картинки. Просит их назвать а заодно и проверить спрятался ли звук А в слове. Затем педагог просит детей назвать подряд все картинки, запомнить их – сфотографировать глазками. А теперь дети закрывают глаза – логопед убирает одну картинку, спрашивая: - Чего нет? Одну любую картинку убираем три раза. Две картинки прячем два раза. Три картинки один раз. Отработка правильного употребления существительных ед. и мн. числа в Р.падеже.

.Игра “Поймай звук”

Логопед предлагает детям потренировать ушки. Как только услышите звук А, поймайте звук, хлопните в ладошки. В игре можно дать слова на звуки У или И для сравнения. Таким образом подготавливая детей к дифференциации звуков А – У или А – И. Примерный лексический материал: ангел, астра, Астрахань, утюг (не хлопаем), аист, ананас, сад, петух, овца, лиса, ус и т.д..

Физ. минутка;

Игра “Апельсин”:

Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра.
А для волка...кожура.
Он сердит на нас – беда!
Разбегайтесь кто куда.

Логопед на ушко каждому ребенку говорит каким зверьком он будет. Ребенок подходит за своей долькой, когда назовут его зверя. В конце неожиданно обнаруживается волк, который отбирает дольки у тех, кто не успел от него убежать. В конце игры все как бы отламывают по кусочку от своих долек волку, и он становится добрым. Дети гладят его по головке.

Игры с мячом “А ну-ка, повтори”

Дети встают в круг, логопед бросает мяч ребенку и просит его повторить чистоговорки:

Та – та –та – хвост пушистый у кота;
- га –га – га – у оленя есть рога;
- ха – ха – ха – не поймать нам петуха;
- ча – ча – ча – сидит зайчик у врача;
- жа – жа – жа – убежали два ежа; и т. д.

Игра “Эхо”

Логопед просит детей повторить ряды слогов – сначала громко, затем тихо:

Та – та – да
Да – да – та
Па – па – ба
Ба – ба – па и т.д.

Проговори поговорку: Много снега, много хлеба (объяснить смысл).

Игра “Загадки – добавлялки”

Дети в стихотворения добавляют слова по смыслу.

Я сегодня утром рано,
Умывался из – под...(крана).

Для птенцов и для зверят,
Тоже нужен детский.....(сад).

Не послушал Зайка папу,
Отдавили Зайке...(лапу).

Спи, мышонок, до утра,
Дам тебе я...(комара).

Солнце светит слишком ярко,
Бегемоту стало...(жарко).

Слезы льются у Оксанки,
У нее сломались...(санки).

Нам темно, мы просим папу
Нам включить поярче...(лампу).

Сшил себе котенок тапки,
Чтоб зимой не мерзли....(лапки).

Жил у нас один чудак,
Разводил в саду он...(мак).

Какой звук слышали в добавлялках? (Звук А).

Буква А

Показ буквы – карточки А. Нахождение и показ буквы А на настенной Азбуке. Показ карточки “На что похожа буква А” - А – шалашик, и смотри, есть скамеечка внутри (В.Савичев). Прописывание буквы А в воздухе, прописывание буквы пальчиками на тактильных карточках – буквах.

Понятие “гласный” звук

Дети произносят звук А, рассматривая при этом в зеркало артикуляцию. Звук А – ротик открыт, нет преграды. Звук поется голосом. Звук А не имеет преграды – он гласный звук. Гласные звуки обозначать будем красным цветом. Логопед под буквой А рисует маркером красный кружок.

Работа в тетрадях

Дети печатают букву А в тетрадях. Под буквой А рисуют красный кружок, проговаривая при этом, что буква А обозначает звук А. Звук А не имеет преграды – он гласный звук. А гласный звук обозначаем красным цветом.

Игра “Придумай слово”

Логопед предлагает детям придумать слова, сначала на звук А (в начале слова), затем со звуком А (в середине и конце слова). Затем логопед предлагает придумать имена для мальчиков и для девочек со звуком или на звук А.Дети называют имена: Аня, Алла, Алиса, Алсу, Андрей, Алик, Артем и т.д.

Итог занятия

Логопед спрашивает детей: - С каким звуком мы сегодня играли? У звука А нет преграды – как называется такой звук (гласный). Как обозначаем гласный звук? Какой буквой обозначаем звук А? (Буквой А). На что похожа буква А? (крыша домика, шалаш). Как мы ее пишем? Молодцы. Наше занятие закончено.