Логопедия. Когда нужно обращаться к логопеду? В развитии речи важно не упустить золотое время

Логопед – специалист, который занимается устранением всевозможных дефектов речи. Но как понять, стоит ли к нему обратиться, или же ребёнок разговаривает нормально для своего возраста? Узнайте это, чтобы речь вашего чада была правильной.

Почему нарушается речь?

Причины нарушений речи у ребёнка могут быть самыми разнообразными. Это патологическое развитие беременности и возникшие в период вынашивания осложнения, родовые травмы, ухудшение слуха, наследственная предрасположенность, неправильный прикус и аномалии строения челюстно-лицевого аппарата, длительное и постоянное сосание пальца, соски или иных предметов, недостаточность внимания, так называемая педагогическая запущенность (родители не участвуют в развитии ребёнка), врождённые, инфекционные или травматические поражения отвечающих за речь отделов головного мозга и так далее.

Важно знать! Чем раньше выявлены причины нарушений, тем больше шансов на восстановление нормальной речи.

Когда стоит обратиться к специалисту?

Строго определённого возраста, в котором нужно посещать логопеда, нет. Во-первых, речь ребёнка начинает развиваться с 4-6 месяцев, когда кроха издаёт первые звуки, пусть непонятные, но очень важные. Во-вторых, отклонения могут возникнуть в любом возрасте, причём внезапно. И даже если малыш разговаривал нормально, это не значит, что всё так и будет в дальнейшем. В-третьих, нарушения речи могут спровоцировать некоторые проблемы со здоровьем, не касающиеся речевого аппарата. И выявить некоторые из них на ранних стадиях порой непросто. Ниже будут рассмотрены случаи, в которых обращение к специалисту обязательно.

Явные нарушения речи

Итак, когда и в каком возрасте обращаться к логопеду? В таблице рассмотрены нарушения, возникающие в разные периоды роста и развития ребёнка, при которых необходима помощь специалиста.

Возраст ребёнка Нарушения
Начиная с 5-7 месяцев до года Малыш не гулит, не произносит никаких звуков, не реагирует на своё имя и обращения к нему, ближе к году не повторяет простые слоги.
От года до полутора лет Ребёнок не повторяет и не произносит простые слова из одного слога («баба», «мама», «дядя», «папа») или совсем не разговаривает.
1,5-2 года Малыш молчит, не проявляет интерес к речи взрослых, свои желания и потребности объясняет жестами, мычанием или простыми звуками.
2,5 года Ребёнок не говорит фразы из двух слов (пусть упрощённых и несколько изменённых), не выполняет простые просьбы, такие как «принеси игрушку», «иди сюда».
3 года Ребёнок внезапно заговорил после длительного молчания, но большую часть слов произносит неверно или, вообще, «лепечет» на своём языке. Малыш не может корректно воспроизводить простейшие ритмичные слоги («тук-тук, тук-тук, тук-тук»), не выполняет артикуляционные движения (не высовывает язык, не складывает губы трубочкой, не задерживает улыбку на пять секунд), часто заменяет слова жестами при общении, не выполняет состоящие из трёх частей простые просьбы («иди сюда, возьми мяч и принеси его мне»). Насторожить должно повышенное слюнотечение во время попыток разговаривать.
3-3,5 года Малыш продолжает упрощать произносимые слова, не склоняет их, не различает звуки в словах с похожим звучанием (крыса и крыша, почка и бочка).
4-5 лет Ребёнок говорит нечётко, его речь смазана, многие звуки произносятся неверно, малыш не умеет соединять слова и строить предложения, не стремится к общению, редко разговаривает, ничего не рассказывает.
Школьный возраст (6-8 лет). Ребёнок не воспроизводит произнесённые учителем буквы, слоги и слова, не может повторять длинные слова, не отвечает на заданные вопросы, во время письма пропускает буквы и тем более слоги и части слов, испытывает трудности при пересказах, чтении и разучивании стихотворений.

Совет: начать коррекцию речи следует как можно раньше, так как помочь маленькому ребёнку гораздо проще, чем взрослому.

Патологии, нарушающие речь и требующие обращения к логопеду

В детском возрасте обязательны регулярные посещения не только педиатра, но и узких специалистов, которые могут выявить отклонения на ранних стадиях и помочь устранить их. И некоторые нарушения способны менять речь. Рассмотрим несколько таких случаев:

  1. Хирург обнаружил, что уздечка очень короткая, и посоветовал подрезать её. При таком дефекте кончик языка не дотягивается до нёба, когда рот открыт, что мешает чётко и верно произносить некоторые звуки.
  2. Отоларинголог диагностировал снижение слуха. Если малыш плохо слышит, он не сможет корректно воспринимать, обрабатывать и воспроизводить звуки.
  3. Стоматолог заметил неправильный прикус или рост зубов (как коренных, так и молочных), а также аномалии строения челюсти.
  4. Есть врождённые пороки: расщелина в нёбе, «заячья губа», «волчья пасть».

Тревожные признаки

Есть некоторые признаки, указывающие на то, что речь требует коррекции. Родителям следует обратить внимание на такие моменты:

  • Ребёнку трудно успевать за своими мыслями, он словно захлёбывается словами.
  • Малыш иногда «сглатывает» некоторые слоги.
  • Не хватает дыхания на произнесение фразы или короткого предложения, вдох делается во время разговора, что похоже на всхлип.
  • Чадо говорит «в нос», но при этом насморка и простуды нет.
  • Нет стремления к общению, желания описывать увиденное или услышанное словесно.
  • Ребёнок говорит невыразительно, монотонно.

Как можно помочь ребёнку самостоятельно?

Некоторые упражнения можно выполнять вместе с ребёнком в домашних условиях:

  1. Чаще разговаривайте и общайтесь с ребёнком, рассказывайте ему что-то, просите отвечать, повторять слова, описывать происходящее. Корректно и ласково исправляйте допускаемые ошибки.
  2. Больше читайте малышу, например, рассказы, сказки, простые детские стишки.
  3. Регулярно устраивайте занятия артикуляционной гимнастикой. Посоветовать упражнения может логопед, но можно просто вместе делать простые движения: высовывать язык, касаться им нёба и щёк, удерживать его между зубами и при этом выпускать воздух, широко открывать рот, улыбаться и замирать в таком положении на несколько секунд, складывать губы в трубочку.
  4. Обязательно развивайте мелкую моторику, ведь она стимулирует развитие речи. Можно устраивать , лепить, рисовать.

Своевременная помощь логопеда позволит обнаружить дефекты речи и научить ребёнка разговаривать правильно и чётко.

Когда ребёнку нужен логопед?

Как говорят, проще предупредить болезнь, чем её лечить. Так же и в логопедии. Я бы посоветовала посещать логопеда «профилактически» с трёх лет. Не обязательно сразу идти к частному логопеду и платить за консультации - во многих поликлиниках есть бесплатный логопед, запишитесь к нему на приём. Там анализов не берут, уколов не ставят, даже игрушки и картинки могут дать.

Логопедическая диагностика состоит не только в проверке правильности звуков ребёнка, но и многих других полезностей, если это, конечно, грамотный логопед. Например, логопед проверяет внимание ребёнка, как зрительное, так и слуховое, его представления об окружающем мире, физическое состояние речевого аппарата, насколько развит интеллект ребёнка и соответствует ли он возрасту малыша, насколько богата его речь (здесь не только количество слов, но способность образовывать слова при помощи суффиксов, приставок и т.д., правильно изменять слова - род, число, падеж), насколько ребёнок понимает обращённую к нему речь, умеет ли он составлять рассказы по картинкам. И это лишь общая структура диагностики. Выглядит громко, но на деле всё выясняется в простой игре.

Но кто же просто так пойдёт к врачу, а в нашем случае к логопеду? Многие либо тянут до последнего, либо переживают за каждую мелочь. Как не впадать в крайности? Вот Вам подсказка, которая поможет определить, что в Вашем случае помощь специалиста уже точно необходима.

  1. Ребёнок не говорит в 3 года . Понятие самой речи у всех разное. Для кого-то «не говорит» значит не выговаривает какие-то звуки, для других – говорит на «своём», для третьих – молчит. Вот «молчит» - это тот случай, когда к логопеду нужно обратиться, не раздумывая. Важно выявить причину этого молчания. При этом помните, что за речью развивается мышление.
  2. Говорит на своём в 3 года . Чаще всего ребёнок разговаривает на «своём» языке долго, если его в семье понимают. Многие знают, как часто дети, которые плохо разговаривают, пойдя в садик за короткие сроки, учатся говорить чётко и ясно. Там нет взрослых, которые будут угадывать их слова и желания, там такие же дети, и они бесцеремонны. Либо говоришь чётко, либо играешь сам и без игрушек. Хотя есть и исключения. Но во всём лучше соблюдать золотую середину, не доводить ребёнка до истерики, если у него никак не получается сказать нужно слово. Если малышу трудно, дайте ему варианты ответов («Тебе нужна большая или маленькая машинка?»), задавайте вопросы, на которые нельзя ответить «да или нет», тем самым Вы будете стимулировать его речь.
  3. Ребёнок путает звонкие и глухие (мягкие и твёрдые) . Если ребёнок в 3-4 года стойко заменяет «п» на «б» и наоборот (в-ф, г-к, д-т) во всех словах – обратитесь к логопеду. Но если ребёнок делает это периодически, он встраивает новые звуки в свою речь, и это процесс сложный, для него нужно время. Тут можно только поддержать ребёнка, хвалить, когда получилось правильно, не коверкать, не смеяться и не повторять за ним неправильно. Такая же история, когда в 4-5 лет появляется «ш» и «ж». Детки удивительно умеют сами себя обучать. Была у меня девочка, мы договорились с её родителями на неделе о первом занятии, так как у неё не было «ш» и «ж». Пока я шла, малышка сама заговорила! Нам осталось лишь закрепить усвоенный материал, я научила её упражнениям и оставила на два месяца закреплять, так как для следующего звука было рано. Как я и предполагала, «р» она тоже сама научилась говорить.
  4. Ребёнок картавит, шепелявит или гнусавит . Это те случаи, когда без логопеда не обойтись. У ребёнка уже закрепилась неправильная модель звука, она ему удобна и переходить на более сложный сам он не захочет и навряд ли сможет. Знаю, в интернете полно видео и статей, как самостоятельно поставить «р», но это кажется простым, когда уже не один раз это делал. Есть много нюансов, которые важно учитывать. Если Вы попробовали, и ничего не получилось, обратитесь к логопеду. Негативный опыт закрепляется у ребёнка молниеносно. Это может затруднить и удлинить работу логопеда.
    Если в Вашей семье или близком окружении есть человек, который картавит, шепелявит или гнусавит, внимательно следите за речью Вашего ребёнка. Он может перенять эту привычку.
  5. Если ребёнок говорил хорошо и резко стал сдавать назад в речевом развитии . Без вопросов нужно идти к логопеду и неврологу. Здесь могут быть серьёзные нарушения, особенно если этому предшествовала какая-то травма.

Конечно, это не относится к случаям, когда в семье появился братик или сестричка, и ребёнок начал больше употреблять уменьшительно-ласкательных слов и смягчать звуки, желая тем самым обратить на себя внимание родителей.

Итак, если Вы собрались к логопеду, имейте в виду, что к нему лучше приходить после приёма следующих детских врачей: стоматолога-ортодонта (скажет, правильно ли растут зубки, хватает ли им места, проверит состояние челюсти), невропатолога (была у меня девочка четырёх с половиной лет, которая практически не разговаривала, разве что на каком-то своём; все говорили родителям, мол, заговорит, благо мама решилась и пошла к невропатологу - оказалось, после тяжёлых родов некоторые мозговые структуры так и не сформировались, курс уколов сотворил чудеса, а так могла я с ней заниматься долго и безрезультатно), отоларинголога (ведь ухо, горло, нос – важнейшие органы в речи), хорошо бы и психиатра, но в нашем обществе к таким врачам относятся с опаской, поэтому можно сходить в детскому психотерапевту. Таким образом, после данных специалистов логопед сможет составить чёткую картину развития речи Вашего ребёнка. Сомнений не будет, и логопед сможет дать дельные рекомендации, если они вообще будут нужны.

Помните: в логопедии время – главный враг. Чем раньше выявлена проблема, тем проще её устранить и предупредить новые неприятности. Поставить звук не так трудно, сложно внедрить его в уже установленную речь, избавиться от привычки. Попробуйте в любом простом предложении заменить все «к» на «л». В этот момент Ваш мозг будет очень активно бороться с привычкой, но Вы - взрослые, у Вас есть мотивация и способность себя заставить что-то сделать, у детей этого нет, правда, нет и многолетнего опыта за плечами.

Важно, чтобы всё было вовремя! Не торопитесь с речью, проходите все этапы постепенно. Ребёнок, начавший слишком рано говорить, чаще всего эмоционально неустойчив, так как до речи у малышей формируется именно эмоциональная сфера. В год угадывайте желания Вашего малыша, чтобы он был уверен в Вашей любви и заботе! Отношение родителей к ребёнку должно меняться с его возрастом. То, что было приемлемо в год, неприемлемо в три. Развивайтесь вместе, ведь Ваши дети – это шанс прожить снова детство, окунуться в мир волшебства и беззаботности!


В каких случаях ребенку нужна помощь логопеда? Какой возраст оптимален для обращения к специалисту и постановки сложных звуков? Как родители могут помочь в развитии речи? На эти и другие вопросы читателей «Ю-мамы» отвечает Дениза Раисовна, логопед медико-оздоровительного центр «Мамин клуб».

—Как узнать, требуется ли конкретному ребенку помощь логопеда? Перечислите основные ситуации, которые являются поводом для обращения к специалисту.

— Как правило, внимательные мамы сами замечают, если с ребенком что-то не так. Возрастные нормы относительны, поэтому не стоит сравнивать своего малыша с другими детьми. Но наблюдательными быть нужно. Назову некоторые моменты, которые однозначно должны насторожить родителей и заставить их как можно раньше обратиться к логопеду.

* Обязательно нужно показаться специалисту уже в возрасте двух лет, если были отклонения в течении беременности и родов. Когда головной мозг плода или младенца испытывает гипоксию, могут пострадать и речевые центры.

* Не менее важное показание — отклонения в строении речевого аппарата. К примеру, короткая уздечка, слабость мышц языка, саливация (обильное течение слюнок), неподвижный или мало подвижный корень языка, неправильный прикус и т.д.

* Почти наверняка есть проблемы с речью, если ребенок не гулит в младенчестве, если к году не произносит даже примитивные слова: «мама», «папа», если в его попытках обратиться к вам вы не чувствуете разных интонаций.

* Если ребёнок в возрасте двух-трех лет так и не заговорил, пользуется только звукоподражанием — это однозначно речевая задержка, необходимо обратиться к специалисту. Так же, если к 3-3.5 годам не сформированы предложения и активный словарный запас, ребенок только односложно отвечает на вопросы взрослых.

— Что делать, если ребенок отстает от возрастных норм? Как родителям реагировать на диагнозы?

— В первую очередь, не паниковать. Каждый ребёнок индивидуален, кто-то начинает говорить чуть раньше, кто-то — чуть позже. К примеру, бывают детки, которые все понимают, но молчат до двух лет, накапливают словарный запас, а потом начинают говорить полно и связно, бывает, даже лучше сверстников.

Но думать, что всё придёт само со временем, и сидеть сложа руки в ожидании такого благополучного исхода тоже не стоит. Если впоследствии выяснится, что у ребенка все-таки есть какие-то проблемы, то лучшее время для их устранения и формирования будет уже упущено.

— Всё-таки, с какого возраста есть смысл заниматься с логопедом, в частности, ставить сложные звуки? Многие говорят, что до пяти лет в этом нет смысла.

— Действительно, если ребёнок в целом развивается нормально, то до пяти лет какие-то небольшие отклонения не пугают родителей. Они ждут, что ребенок со временем сам начнет выговаривать соноры, шипящие и свистящие. Бывает и так. Но порой к школе ребёнок приходит с задержкой речевого развития, не сформированным фонематическим слухом. Чувствуя, что говорит неправильно, он может начать стесняться и замыкаться, особенно, если сверстники его не понимают, дразнят.

Более того, до пяти лет ребенок все впитывает как губка, ему куда легче усваивать новое. Важно не упустить это золотое время.

Поэтому на вопрос, в каком возрасте обращаться к логопеду, я отвечу: в любом! Моим самым маленьким клиентам всего один год и три месяца. В особенности важно рано начать коррекцию, если есть грубые нарушения, о которых мы говорили выше.

— Наша читательница задает вопрос. Ребенку четыре с половиной года. Когда говорит медленно и старается, речь — разборчивая. Но если торопится, то многие звуки глотает или заменяет на другие. На занятиях малышу трудно усидеть на месте, он постоянно бегает и прыгает. Есть ли смыл продолжать работу с логопедом в этом возрасте или лучше отложить?

— Если в четыре с половиной года ребёнку сложно, то дальше может стать ещё сложнее, поэтому нельзя терять время. Очевидно, что дети до пяти лет менее усидчивые. Зато это сензитивный период, когда можно достичь наилучших результатов. Разумеется, занятия должны быть адаптированы к возрасту ребенка, состоять из разнообразной игровой, в том числе двигательной активности. В игре можно заложить многое для правильного произношения и восприятия.

Я сталкивалась с тем, что родители жалуются: «Мой ребёнок не усидчивый, он ни за что не выдержит сорок минут на занятии». А потом удивляются, когда их любимое дитя не хочет уходить даже после часа, проведенного с логопедом.

— Как вам это удается?

— Интересно подобранный дидактический материал, смена деятельности, доброжелательная атмосфера.

— Расскажите подробнее, как проходят занятия логопеда в «Мамином клубе»?

— В первую очередь мы ориентируемся на комплексный подход к развитию ребенка. Логопед — отнюдь не узкопрофильный специалист, который занимается постановкой звуков. Основа моих занятий — это общий массаж и массаж речевого аппарата, пальчиковая, дыхательная, мимическая и артикуляционная гимнастика, а также развитие фонематического слуха.

Игровой материал я подбираю, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

Деткам, особенно маленьким или гиперактивным, нужна постоянная смена деятельности. К примеру, сначала массаж речевой зоны, потом полепить из пластилина, чтобы получить пусть небольшой, но результат. Потом попрыгать, сделать дыхательную гимнастику. Потом почитать и пересказать сказку. На протяжении всего занятия автоматизируется определенный звук. После каждого действия я стараюсь хвалить ребенка: «Молодец, ты справился!» Переживание ситуации успеха мотивирует его на то, чтобы работать дальше.

А вообще, самое главное, как мне кажется, — любить ребёнка, всецело его принимать, искренне желать помочь ему. Когда ребёнок пришёл ко мне, это уже не только ребёнок мамы и папы, но и немножко мой ребенок.

— Вы упомянули массаж. Какую связь он имеет с логопедическими проблемами?

— Самую прямую! Массаж — это отличный способ пробудить весь организм, привести его в хорошую физическую форму. Причем в массаже нуждаются не только малыши, но и школьники с речевыми проблемами. Также полезны любые водные процедуры — обливания, занятия в бассейне. Благодаря им детки становятся спокойнее, снимается повышенный мышечный тонус, а результаты логопедической работы заметно улучшаются.

В «Мамином клубе» работает прекрасный массажист, открыт бассейн для деток с рождения до пяти лет. Мы рекомендуем обязательно сочетать занятия по развитию речи с этими общеукрепляющими процедурами.

Непосредственно на своих занятиях я также провожу массаж речевых зон. Он позволяет отлично подготовить губки, щечки и язычок к тому, чтобы правильно произносить звуки.

— Как родители со своей стороны могут помочь ребенку с нарушениями речи? Зависит ли результат работы специалиста от участия в процессе мам и пап?

— Помощь родителей очень важна. Зачастую родители приводят ребенка на занятия в центр только два-три раза в неделю, а в идеале нужно заниматься каждый день, поэтому мы даем детям домашние задания. Если родители добросовестно и регулярно выполняют с ребенком все упражнения, то результат гарантирован.

Важно создать для ребенка комфортные условия и благоприятный настрой на успешное занятие. Он должен получать удовольствие от своих побед, от своего результата. Родителям необходимо подбадривать, поощрять любознательность и усердие, потому что дети с радостью стараются повторить ситуации успеха.

Для создания спокойной атмосферы важно, чтобы и сами родители были терпеливы и заинтересованы.

— Появились ли в последние годы какие-то новые методы решения логопедических проблем?

— Все новое — это хорошо забытое старое. Казалось бы, новые направления существуют. К примеру, сказкотерапия, пескотерапия. Но на самом деле подобные приемы использовались с незапамятных времён, просто не было таких красивых терминов. Во все времена детям рассказывали сказки, разными способами развивали мелкую моторику.

Некоторые родители склонны доверять методам нетрадиционной медицины. К примеру, иглоукалывание по су-джок. Конечно, можно пробовать что-то нестандартное, но нужно понимать, что чудодейственных средств не существует. Поэтому полагаться исключительно на одну методику нельзя. Всегда необходим комплекс разноплановых мер. В случае тяжелых нарушений его неизбежно придется дополнять медикаментозными средствами.

— Вернемся к вопросам наших читателей. Можно ли рассчитывать, что горловой «р» постепенно сменится на правильный звук?

— Такого не бывает. Если ребёнок заменяет «р» на «л», еще может произойти самопроизвольная коррекция. Но если «р» — горловой — работает спинка языка. Без помощи логопеда это не исправить.

— Какие ошибки на письме свидетельствуют о необходимости показать своего школьника логопеду?

— Письменная речь, так же как и устная, относится к сфере деятельности логопеда. Скорее всего, возникшим в школе проблемам предшествовали нарушения в произношении звуков, просто родители могли не придавать этому значения. Когда ребёнок произносил звуки с заменой, взрослые считали это милым и забавным. И только столкнувшись с проблемами в учебе, начали бить тревогу.

О логопедических сложностях свидетельствуют специфические повсеместно повторяющиеся ошибки: смешение букв, обозначающих звуки, сходных по начертанию («б» и «д», «л» и «м»), либо близких по звучанию (чаще смешиваются буквы, обозначающие свистящие, шипящие звонкие, глухие), пропуски букв, их перестановки, добавление лишних букв и слогов.

С каждым годом детей, у которых возникают подобные проблемы на письме, становится все больше и больше. К сожалению, в школах зачастую всех учеников оценивают по одной шкале и не учитывают, что дети с речевыми проблемами нуждаются в особом отношении. В идеале необходим школьный логопед.

— Может ли помочь логопед, если у ребенка есть серьезные неврологические заболевания, и он в возрасте трех лет практически не произносит никаких звуков?

— К логопеду нужно обращаться обязательно. Но ребенка со сложными диагнозами обязательно нужно наблюдать у нескольких специалистов: логопед-дефектолог, психолог и невропатолог, который назначит медикаментозное лечение.

— Есть ли смысл заниматься с логопедом, если ребенку предстоит делать хирургическую операцию, затрагивающую речевой аппарат?

— Занятия в этом случае нужны как до хирургического вмешательства, так и после него. До операции логопед поможет сформировать фонематический слух, который станет основой для дальнейшего развития речи.

— Стоит ли полагаться на то, что речевые проблемы ребенка решат в детском саду?

— В дошкольных учреждениях работают хорошие специалисты, но они очень ограничены во времени. Как правило, детей берут на занятия всего два раза в неделю, причем одно занятие — групповое, другое — индивидуальное продолжительностью 15-20 мин. Что можно успеть за этот время? К примеру, у меня 10-15 минут уходит только на массаж речевого аппарата.

Поэтому, если у ребенка есть сложности, не стоит рассчитывать, что с ними удастся полностью справиться в детском саду. Либо к работе придется очень активно подключаться самим родителям, либо обращаться в специализированные центры, где логопед сможет оказать индивидуальную помощь.

— Как выбрать хорошего логопеда?

— Мне сложно выделить конкретные критерии. Думаю, самое лучшее - ориентироваться на отзывы других мам. Наблюдать за результатами. И, конечно, учитывать, как ваш ребёнок относится к специалисту, насколько ему комфортно с ним. Дети не принимают фальшь и, наоборот, чувствуют, если им хотят помочь.

— Современные дети много времени проводят перед телевизором и активно пользуются гаджетами. Как это сказывается на развитии речи?

— Переизбыток мультфильмов и других телевизионных программ приводит к тому, что дети перестают понимать, что они смотрят. Я считаю, что нужно выбирать только хорошие добрые мультики, при этом ограничить время их просмотра. И самое главное — обсуждать с ребенком то, что он увидел: как он понял сюжет, кто из героев ему понравился и т.д.

То же самое касается и гаджетов. Да, полностью обойтись без них в нашем веке сложно. Да, сейчас немало интересных развивающих программ. Но использование электронных устройств можно разрешать только в очень-очень разумных пределах! В противном случае ребёнок теряет чувство реальности, страдают и зрение, и речь, и память.

— Как я уже говорила, важно с грудничкового возраста заниматься общефизическим развитием: массаж, бассейн, гимнастика, закаливание и т.д. Создавайте для растущего ребенка возможность много двигаться. Обязательно делайте пальчиковую гимнастику и развивайте мелкую моторику — ведь ручки — это второй орган речи. Очень полезно играть в мяч, раскрашивать карандашами, делать дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз.

Сейчас и в интернете, и в литературе много информации о том, как делать артикуляционную гимнастику. Только помните, что очень важно выполнять упражнения правильно и четко, непременно делайте это перед зеркалом. Определенные виды массажа речевых зон можно провести в домашних условиях с помощью зубной щетки.

Для развития речи очень важно, как родители общаются с ребенком. Разговаривают ли они с ним с самого рождения или молча кормят и кладут в кроватку? Читают ли они ему книжки? Поют ли песенки? Насколько правильно сами произносят сложные звуки?

Не бойтесь пользоваться полноценной взрослой речью, когда общаетесь с малышом. Поверьте, невозможно сформировать “богатый” словарный запас, если всю жизнь слышишь одни «уси-пуси». Объясняйте, что значат сложные слова, помогайте украсить речь интересными оборотами. Одним словом, не упрощайте все, не бойтесь идти вперед. И вскоре ваш ребенок начнет самостоятельно строить красивые правильные предложения.

В каком возрасте пора показать ребенка логопеду?

Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду к пяти годам, в настоящее время уже устарело. Дело в том, что к этому возрасту речь ребенка уже во многом сформирована, а наиболее благоприятным периодом для развития речи является возраст 2-3 года. Именно в этом возрасте надо поинтересоваться, все ли хорошо у вашего ребенка с речью. И даже если логопед в поликлинике скажет, что развитие ребенка соответствует возрасту, надо ежегодно посещать логопедический кабинет, чтобы отслеживать динамику формирования речи. Ведь то, что является нормой в три года, в четыре уже является отставанием. Если же у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребенок наблюдался у невропатолога, то в этом случае надо особенно внимательно следить за становлением речи. Тогда маме не придется слышать так часто задаваемый логопедами вопрос: «А где вы были все это время?»

Может ли мама сама определить, нужен ли ребенку логопед?
Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи, считается, что темп его речевого развития отстает от нормы. Трехлетний ребенок употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы потому что, если, когда. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, из-за, из-под, союзы что, куда, сколько. К этому времени появляются свистящие звуки (с, з, ц), ы, э, несколько позднее - шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5-5,5 годам. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями («одежда», «овощи» и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.). Если речь вашего ребенка значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду. Однако очень часто родители привыкают к речи своего ребенка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если этот ребенок единственный в семье. Поэтому рекомендуется первый раз посетить логопеда поликлиники в три года и затем ежегодно посещать с профилактической целью. Если же лепет у вашего ребенка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью следует раньше.

Могут ли родители сами исправить речь своего ребенка?
Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка. В настоящее время появилась масса книг, помогающих родителям развивать речь ребенка, например Максаков А.И. Тумакова Г.А. «Учите, играя»; Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»; Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи».

Иногда бывает достаточно привлечь внимание ребенка к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики (узнайте у логопеда как правильно ее выполнять).
Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему, например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься. Особое внимание уделяйте собственной речи, т.к. для детей в возрасте от 1 года до 6-ти лет речь родителей является образцом для подражания и служит основой последующего речевого развития.
Важно придерживаться следующих правил:
- нельзя «сюсюкать» с ребенком, т.е. говорить лепетным языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;
- желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, умеренной по темпу;
- общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми для детей словами, непонятными выражениями, оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки, сказки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать: рассмотрите яркую картинку, сходите на экскурсию и т.п.
- ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту.

Как попасть на занятия к логопеду?
Если вы решили обратиться к логопеду, сначала надо направиться в поликлинику. Логопед поликлиники консультирует родителей по вопросам развития речи, проводит диспансеризацию детей в детских садах и школах и занимается коррекцией несложных нарушений речи у детей самого разного возраста. Он же направляет ребенка при более выраженных нарушениях на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) для уточнения диагноза и, при необходимости, определении ребенка в специализированную группу детского сада. В детском саду логопед занимается только с детьми, зачисленными в его группу.

Чем занимается логопед?
Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входит расширение и обогащение словарного запаса детей, исправление грамматических ошибок и обучение грамоте.
Моему старшему ребенку логопед помог за шесть занятий,
так стоит ли идти в логопедическую группу?
Нарушение речи может выражаться только в неправильном произношении звуков (дислалия или ФФН). В этом случае достаточно обратиться к логопеду поликлиники. Процесс коррекции речи при таком нарушении может занять от одного месяца до года в зависимости от количества неправильно произносимых звуков и индивидуальных особенностей ребенка. При общем недоразвитии речи (ОНР) нарушены не только звуки (иногда до 16 и более). Нарушена слоговая структура слов: «петерь» - теперь, «масалет» - самолет, «агат» - виноград. Словарь бедный, часто допускаются словесные замены: каска – «шапка», донышко – «подошва», пила – «нож». Ребенок с трудом строит фразу, при этом часто с грамматическими ошибками. Коррекция таких нарушений речи возможна только при ежедневном комплексном медико-педагогическом воздействии в условиях специализированной группы и может занять до 2-3 лет и более.

Станет ли мой ребёнок "как все"?

Родители часто спрашивают, сможет ли ребенок исправить все имеющиеся нарушения. Результат коррекционной работы зависит от многих факторов: степени выраженности нарушений, наличия сопутствующих заболеваний, своевременности оказания помощи и регулярности занятий, комплексности воздействия, заинтересованности самого ребенка и родителей в исправлении нарушений. Во многих случаях процесс коррекции занимает не один год и требует большого терпения от всех участников процесса. Дети с нарушениями развития, безусловно, нуждаются в квалифицированной помощи коррекционного педагога. Но в не меньшей степени они нуждаются в адекватной помощи родителей. При отсутствии достаточно эффективной и ранней диагностики развития ребенка, именно родители должны, заподозрив отставание или нарушение развития ребенка, обратиться за помощью к специалистам и сами активно включится в работу. Ведь никто лучше мамы и папы не найдет подхода к ребенку и никто так не заинтересован в конечном результате.

У ребенка в медицинской карте стоит диагноз ЗРР. Что это?

Диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР) означает, что развитие речи у ребенка идет медленнее, чем положено. Это может быть обусловлено наследственными причинами (папа или мама тоже поздно начали говорить), частыми болезнями ребенка. В этом случае все силы организма уходят на борьбу с болезнью, а не на развитие, в том числе и речи. Задерживаться развитие речи может и в том случае, если с ребенком мало разговаривают, читают. Радио и телевидение не помогают формированию речи. На начальных этапах речевого развития ребенок должен не только слышать речь, но и видеть артикуляцию взрослого. Речь должна быть простой, четкой и доступной. Если задержка развития речи обусловлена этими причинами, вмешательства специалиста не требуется. Достаточно создать ребенку благоприятные условия для развития.

Однако бывает, что задержка развития речи вызвана вредными воздействиями во время беременности, родов или в первые годы жизни ребенка (стрессы, инфекции, травмы и многое другое), о которых родители иногда и не догадываются. В этом случае развитие речи не только запаздывает, но и нарушается. Здесь уже не обойтись без медицинской и педагогической помощи.

ЗРР ставится обычно детям до 3-3,5 летнего возраста. После этого возраста, а иногда и раньше, если речь ребенка по-прежнему не соответствует возрастной норме, можно говорить не о задержанном, а о нарушенном развитии речи. В этом случае необходимо обратиться к неврологу и логопеду.

В основе обучения чтению - не буква, а звук. Прежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует научить его находить на слух звук [м] в слогах, словах. На первых порах следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково - [м], [б], а не эм или бэ. Говоря так, мы произносим два звука - [э] и [м]. Это только путает детей. Другая грубая ошибка заключается в побуквенном чтении, т. е. ребенок сначала называет буквы: М А - и только после этого складывает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Если ребенок и сможет таким способом прочитать слова из трех-четырех букв, то чтение более сложных слов окажется недоступным. Правильное чтение - это чтение слогами (пока не будет сформировано беглое чтение). Пусть поначалу ребенок долго тянет первую букву слога, пока не распознает следующую букву. Главное, чтобы он не останавливался после первой буквы, слитно прочел буквы слога. В первую очередь детей учат читать слоги типа АП, УТ, ИК и т.п. Затем переходят к слогам типа МА, НО, ВУ. После того, как будет достаточно автоматизирован навык чтения слогов, переходят к чтению слов типа МАК, ЛУНА, ПАЛКА и т.д. по нарастанию сложности слов. Если в устной речи ребенок заменяет некоторые звуки, например [Ш] на [С] («сапка») или [Р] на [Л] («лыба»), не рекомендуется учить с ним соответствующие буквы, пока не будет полностью исправлено звукопроизношение. В противном случае у ребенка может сформироваться неправильная связь между звуком и обозначающей его буквой. Прежде чем учить ребенка письму, необходимо сформировать правильный захват ручки. Многие дети делают это неправильно. Руки ребёнка должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки (у правшей) немного выступал за край стола, и рука свободно двигалась по строке, а левая лежала на столе и придерживала лист. Ручка кладется на верхнюю часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают её на расстоянии 1,5–2 см. от конца стержня. Научите ребенка ориентироваться на листе бумаги: показывать верхний правый, левый нижний угол, середину листа и т.д. Затем учат видеть строчки, находить начало, конец строчки.

Как помочь ребенку, если он забывает, путает,
неправильно пишет буквы?
Если ребенок пишет буквы не в ту сторону (зеркально), путает расположение элементов букв чаще всего это следствие несформированных пространственных представлений. Проверьте, умеет ли ваш ребенок правильно показывать свое правое ухо, левую ногу и т. д. Очень полезны игры-занятия типа «Танграм», «Пифагор», «Сложи квадрат», различные «конструкторы». Бывает, что ребенок путает совершенно непохожие по написанию буквы: М и Б, Т и Д. Причиной этого может быть, то что ребенок плохо различает соответствующие звуки на слух. При этом физический слух у него может быть абсолютно нормальным. Поучите ребенка находить на слух трудные звуки в слогах, словах. Чтобы ребенку было легче запоминать буквы, рекомендуются следующие приемы:
- раскрашивание буквы, штриховка - Лепка ребенком буквы из пластилина.
- Вырезание ребенком буквы по контуру, нарисованному взрослым.
- «Написание» широкими жестами всех изучаемых букв в воздухе.
- Сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами: буква У – заячьи ушки и т.д.
- Обводка пальцем буквы, вырезанной из мелкой наждачной бумаги или бархатной бумаги, узнавание букв на ощупь с закрытыми глазами.
- Выкладывание буквы из различных материалов: тесьмы, пуговиц, спичек и т.д.
- Обводка ребенком букв, написанных взрослым.
- Письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.

Может ли у моего ребенка появиться заикание?
Заикаются примерно 2% детей, т.е. один из пятидесяти. Причем заикание у мальчиков встречается в четыре раза чаще, чем у девочек. Обычно заикание возникает в период от 2 до 5 лет. Очень часто родители считают причиной испуг, болезнь или другой стресс. На самом деле многие дети пугаются животных или чего-то другого, но заикания при этом не возникает. Следовательно, истинная причина в ослабленности центральной нервной системы ребенка, а испуг послужил лишь пусковым механизмом. Спровоцировать заикание может внезапное изменение в худшую сторону обстановки в семье, режима. Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ.

Одной из распространенных причин появления заикания у детей является непосильная для них речевая нагрузка (повторение непонятных и трудных слов; декламация сложных по содержанию и больших по объему стихотворений; запоминание сказок, рассказов, не соответствующих возрасту и развитию ребенка). Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. Заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся двигательной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук (сила, ловкость, подвижность кисти и пальцев рук). Таким детям не рекомендуется много смотреть телевизор, особенно на ночь.

Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно темном. Перед сном лучше играть в тихие, спокойные игры. Не пытайтесь добиться ответа у ребенка, когда он плачет, судорожно всхлипывая. Это может спровоцировать заикание. Сначала успокойте его.
Заикание иногда может возникнуть по подражанию, если кто-то в окружении ребенка заикается. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания: ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь.); употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и); повторение первых слогов или целых слов в начале фразы; вынужденные остановки в середине слова, фразы; затруднения перед началом речи. При возникновении первых признаков заикания надо обратиться к психоневрологу.

Эта статья была автоматически добавлена из сообщества

Когда необходимо обращаться к логопеду?

Консультация для родителей.

Часто родители детей-дошкольников спрашивают у меня: когда нужно бить тревогу и вести ребёнка к логопеду? Что является предвестником речевых нарушений у детей?

Если мы обратим внимание на интенсивное развитие речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста, то заметим, как быстро необычные по звучанию и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи, активно обогащается словарный запас ребёнка в период от 1 до 3 лет. Но, разумеется, быстрый переход на уровень речевого развития возможен только в благоприятных условиях – в первую очередь, при полноценном общении ребёнка со взрослыми. Если общение со взрослыми недостаточно или, наоборот, близкие исполняют все желания ребёнка, ориентируясь на его автономную речь, освоение речи замедляется. Наблюдается задержка речевого развития и в тех случаях, когда растут близнецы, интенсивно общающиеся друг с другом на общем детском языке.

Речевая активность ребёнка обычно резко возрастает между 2 и 3 годами. Расширяется круг его общения – он уже может общаться с помощью речи не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми, с детьми.

До четырёх с половиной лет неправильное произношение звуков нормально для ребёнка. До этого возраста ещё формируется звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Но у них ещё сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают неправильно произнесённые детские слова. Позже формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков, ребёнок перестаёт узнавать неверно сказанные слова, он и слышит, и говорит правильно.

А если нет? Некоторые родители высказывают мысль: «Ну и пусть не выговаривает. Вырастет – научится правильно говорить». Даже логопеды иногда высказывают «крамольную» мысль: ну и пусть не выговаривает,- если только вы не пророчите своему ребёнку карьеру политика или актёра и если «лыба» не вызвана неврологическими проблемами.

Но, к сожалению, есть дети, которые ни в 3 года, ни в 5 лет, ни в 7 - не могут самостоятельно научиться правильно говорить все звуки. А чем страше ребёнок, тем сложнее выправить его речевой дефект. И даже если в школе с ним будет работать логопед, не факт, что ребёнок начнёт говорить чисто и наверстает оставание в речевом развитии, так как период интенсивного развития всех сторон речи уже упущен. И это уже грозит обернуться трудностями при письме и чтении, а значит, и проблемами в школе. Если у вас именно этот случай, без помощи специалиста не обойтись.

Чем старше ребёнок, тем сложнее исправить его произношение, а после 14 лет это становится практически невозможно. Таким образом, следует обратить пристальное внимание на речь ребёнка в следующих случаях:

  1. ребёнок взаимозаменяет звуки. Одно дело, если вместо «жук» он говорит «зук» или как-то по-другому искажает слово, - это лишь неумение выговаривать звук [ж]. Но, если он не только говорит «зук» вместо «жук», но и «золтый» вместо «жёлтый». Значит, он не «слышит», не различает звуки [з] и [ж], а потому взаимозаменяет их. Такие ошибки сами собой не исправляются. Поэтому не ждите, когда ребёнку исполнится 7 лет и ему пора будет идти в школу, ведите его к логопеду;
  2. ребёнок проглатывает слоги или, наоборот, добавляет лишние. И в два, и даже в три года можно коверкать слова почти до неузнаваемости, но и в «авторской версии» слово должно состоять из правильного количества слогов. Та же «шапка» может быть «шака», «сапа», «пака», по не «шап» или «шапака»;
  3. дети могут опускать или добавлять согласные, но не гласные. Ведь гласные - это основа слова, ритмика. И нарушение слоговых структур - сигнал, что ребёнок не слышит ритма слова. При нормальном развитии эта функция формируется к двум - двум с половиной годам;
  4. ребёнку больше чем три с половиной года, но он говорит вяло, как бы прожёвывая слова. Придётся обращаться к логопеду за специальными упражнениями, как и в случае, если малыш говорит «в нос». Такой «прононс» не всегда связан с разросшимися аденоидами. Сводите ребёнка сначала к врачу: действительно ли виноваты аденоиды? Приставьте зеркальце к носу ребёнка, и пусть он что-нибудь скажет. От дыхания зеркальце может слегка запотеть, но если оно запотеет сильно, значит, струя воздуха идёт через нос, а ведь наша речь предполагает ротовое дыхание при произнесении всех звуков, кроме [м] и [н].

Не отправляйте дело с речевым развитием ребёнка в долгий ящик, впоследствии это может отразится на развитии уже письменной речи. Обратитесь за помощью или за советом к логопеду вашей школы. Очень много полезной информации вы можете найти на логопедических сайтах всемирной информационной сети. Берегите своих детей! Предоставьте им возможность всестороннего полноценного развития.