Конспект логопедического занятия а я после согласных. Дифференциация гласных "А" — "Я". Дифференциация букв "А" и "Я" в словах, словосочетаниях и предложениях

Тема: « Дифференциация гласных А-Я»

Конспект занятия для детей 1 – 3 классов: дифференциация гласных А, Я . Развитие фонематического восприятия и формирование четких фонематических представлений.

Цель: учить детей различать гласные А-Я устно и на письме.

Оборудование: индивидуальные зеркала, индивидуальный дидактический материал, таблица с гласными I и II ряда.

Ход занятия

1. Организационный момент. Постановка учебной цели.

Логопед предлагает вспомнить гласные I и II ряда.

2. Повторение ранее пройденного материала.

Логопед. Ребята, как образовались гласные II ряда?

Вывешивается таблица с гласными I и II ряда.

3. Работа с индивидуальными зеркалами.

Логопед. Ребята, возьмите каждый свое зеркало и произнесите четко и ясно звук [а], обратите внимание на положение губ при произношении (рот широко открыт, между зубками большое расстояние, язычок внизу, его кончик чуть отведен вниз, к нижнему нёбу, назад).

Логопед поясняет: при произнесении звука [а]:

Губы в спокойном положении;

Зубы на расстоянии 1 – 1,5 см.;

Широкий распластанный язык спокойно лежит у нижних зубов. Кончик языка касается нижних зубов, боковые края языка слегка касаются нижних боковых зубов;

Мягкое нёбо поднято и прижато к задней спинке языка, воздушная струя идет через рот;

А теперь, ребята, произнесите звуки, которые на письме обозначаются буквой «я» [й, а], и также обратите внимание на положение губ, язычка. Что наблюдали и отметили?

Ученики. Наш язычок сначала находился наверху, «на потолочке», а затем резко уходит вниз.

Логопед. Какой вывод можно сделать?

Ученики. Артикуляция звуков [а] и [й, а] похожа.

4. Работа с индивидуальным дидактическим материалом.

Логопед. Ребята, что мы выяснили, сравнивая парные гласные по таблице?

Ученики. Эти гласные отличаются в написании.

Логопед. Что выяснили при произношении звука [а] и звука [й, а]?

Ученики. Эти гласные отличаются в написании, но сходны в произношении.

Логопед. Теперь, ребята, ознакомьтесь с заданиями индивидуального дидактического материала:

1. Запомни образование буквы «Я».

2. Соедини картинку с буквой, сделай подписи к картинкам.

Дети по очереди читают задания и выполняют их. Логопед помогает и объясняет.

3. Закончи слово, добавив слог с буквой «а» или «я». Обозначь

Образец: рыб – рыбка

4. Исправь ошибки:

5. Вспомни и запиши по порядку месяцы года, которые соответствуют изображенному времени года, обозначь буквы А – Я и твердые – мягкие согласные.

6. Помоги ёжику отнести яблоко или грушу на место. Где должно быть яблоко, а где – груша?

7. Восстанови текст. Расставь порядковые номера предложений. Придумай названия рассказу. Запиши получившийся рассказ и его названия.

Кораблики перевернулись и утонули.

Была весна.

Митя и Аня пускали кораблики.

Вдруг подул сильный ветер.

На улице ярко светило солнце.

После того как ученики прочитали задание 3, логопед уточняет, что если гласная II ряда «я» стоит после гласной, то этот согласный становится мягким; предлагает обозначить согласные звуки следующими символами:

5. Итог занятия.

5.1. Обобщающая беседа.

Логопед. Ребята, над чем мы сегодня работали на логопедическом занятии?

Ученики. Учились различать гласные I и II ряда.

Логопед. Что нового узнали?

Ученики. Если гласная II ряда Я стоит после согласной буквы, то звук, обозначенный на письме этой буквой, становится мягким.

Логопед. Вы, ребята, хорошо поработали, а сейчас предлагаю вам поиграть.

5.2. Задание на развитие слухового внимания и восприятия (5 – 7 минут).

Логопед. Ребята, я познакомлю вас с условием игры и объясню, как с помощью знаков можно «записывать» тот или иной ритмический рисунок. Например, длинными и короткими вертикальными палочками можно обозначать громкость и количество звуковых сигналов (хлопков, ударов в бубен и др.), а горизонтальными палочками – паузы между сериями сигналов.

Логопед рисует на доске для каждого учащегося ритмико-звуковой рисунок и предлагает прохлопать его (исполнить на шумовом инструменте). Остальные ученики слушают и устанавливают соответствие между рисунком и исполнением ученика. Затем можно выполнять это задание с произношением слогов на дифференциацию звуков [а] и [й , а], различную долготу и силу звучания:

Тема:

Дифференциация гласных а-я

Цель:

учить дифференцировать буквы а-я; продолжать учить сравнивать слова по смыслу и по написанию; развивать звуковой и слоговой анализ и синтез; развивать внимание, память, мышление.

Оборудование:

Буквы А-Я; мяч, карточки с заданиями, тетради.

Ход занятия:

1 часть. Орг.момент:

отгадайте слово по действию, определите гласные:

Хрюкает, чавкает - свинья

Плодоносит, растет - яблоко

Прыгает, растет - заяц

Какие были слова? Что лишнее, почему?

2 часть. Работа над материалом:

Допишите буквы, чтобы получилось слово. (в тетрадях у детей написано слово заяц, мяч)

Какие буквы дописали? Что мы знаем о букве Я? В каком слове Я - служит для смягчения согласных?

В каком слове Я - хитрая?

Сегодня, мы еще раз поговорим о парных гласных а-я.

Послушайте слоги:

Ма, на, са, ка, ла, па, ра, та, фа, ва

Мя, ня, ся, кя, ля, пя, ря, та, фя, вя

Скажите какой гласный вы слышите?

Как звучат гласные, которые вы слышали в начале и потом?

Какой гласный влияет на смягчения согласных?

Сравните слова МАЛ - МЯЛ, РАД - РЯД, ЗАВАЛ - ЗАВЯЛ, САД -СЯДЬ - по смыслу и по написанию. Какими буквами различаются эти слова?

Развитие фонематического восприятия. (с мячом).

Прослушайте, запомните и повторите ряды слогов.

Та - тя - та ма - мя - ма бя -ба-бя

Тя-та-т я мя -ма - мя ба -бя -ба

Ра - ря - ра - ря

Ря - ра - ря - ра

Работа по карточки

Прочитайте слова, вставляя пропущенную букву а-я.

Б….к, р…д, м….к, вр…ч, с…дь, м…ч, в….з, т…з, м….со, к….ша, д……дя, гр….ды, шл….па, вр….ги.

Проверка задания.

Работа в тетрадях.

Спишите слова, деля их на слоги, подчеркивая буквы а-я ручками разного цвета.

Доска, марка, змея, пояс, армия, братья, клякса, аист, вялая, земная.

Чтение текста. (карточка) .

Наша Зоя мала. Наташа сама рыла ямку. Маша взяла мяч. Боря искал ягоды. Люба мяла глину. Алла, сядь и сама читай книгу. Алла мала, да умна.

Выпишите слова с буквой -а - в один столбик; с буквой -я - во второй; с буквами - а- я - в третий столбик.

Проверка задания.

Итог занятия:

Какие буквы мы с вами учились различать на письме?

Что дает буква -я -?

Когда она бывает хитрая?

прислала
Ольга Иванова
учитель-логопед

Конспект логопедического занятия «Дифференциация а – я»

Дата:

Тема:

Дифференциация гласных а-я

Цель:

учить дифференцировать буквы а-я; продолжать учить сравнивать слова по смыслу и по написанию; развивать звуковой и слоговой анализ и синтез; развивать внимание, память, мышление.

Оборудование:

Буквы А-Я; мяч, карточки с заданиями, тетради.

Ход занятия:

1 часть. Орг.момент:

отгадайте слово по действию, определите гласные:

Хрюкает, чавкает – свинья

Плодоносит, растет – яблоко

Прыгает, растет – заяц

Какие были слова? Что лишнее, почему?

2 часть. Работа над материалом:

Допишите буквы, чтобы получилось слово. (в тетрадях у детей написано слово заяц, мяч)

Какие буквы дописали? Что мы знаем о букве Я? В каком слове Я – служит для смягчения согласных?

В каком слове Я – хитрая?

Сегодня, мы еще раз поговорим о парных гласных а-я.

Послушайте слоги:

Ма, на, са, ка, ла, па, ра, та, фа, ва

Мя, ня, ся, кя, ля, пя, ря, та, фя, вя

Скажите какой гласный вы слышите?

Как звучат гласные, которые вы слышали в начале и потом?

Какой гласный влияет на смягчения согласных?

Сравните слова МАЛ – МЯЛ, РАД – РЯД, ЗАВАЛ – ЗАВЯЛ, САД –СЯДЬ – по смыслу и по написанию. Какими буквами различаются эти слова?

Развитие фонематического восприятия. (с мячом).

Прослушайте, запомните и повторите ряды слогов.

Та – тя – та ма – мя – ма бя –ба-бя

Тя-та-т я мя –ма – мя ба –бя –ба

Ра – ря – ра – ря

Ря – ра – ря – ра

Работа по карточки

Проверка задания.

Работа в тетрадях.

Чтение текста. (карточка) .

Проверка задания.

Итог занятия:

Какие буквы мы с вами учились различать на письме?

Что дает буква –я -?

Когда она бывает хитрая?

Прочитайте слова, вставляя пропущенную букву а-я.

Б….к, р…д, м….к, вр…ч, с…дь, м…ч, в….з, т…з, м….со, к….ша, д……дя, гр….ды, шл….па, вр….ги.

Прочитайте слова, вставляя пропущенную букву а-я.

Б….к, р…д, м….к, вр…ч, с…дь, м…ч, в….з, т…з, м….со, к….ша, д……дя, гр….ды, шл….па, вр….ги.

Прочитайте слова, вставляя пропущенную букву а-я.

Б….к, р…д, м….к, вр…ч, с…дь, м…ч, в….з, т…з, м….со, к….ша, д……дя, гр….ды, шл….па, вр….ги.

Прочитайте слова, вставляя пропущенную букву а-я.

Б….к, р…д, м….к, вр…ч, с…дь, м…ч, в….з, т…з, м….со, к….ша, д……дя, гр….ды, шл….па, вр….ги.

Работа в тетрадях.

Спишите слова, деля их на слоги, подчеркивая буквы а-я ручками разного цвета.

Доска, марка, змея, пояс, армия, братья, клякса, аист, вялая, земная.

Работа в тетрадях.

Спишите слова, деля их на слоги, подчеркивая буквы а-я ручками разного цвета.

Доска, марка, змея, пояс, армия, братья, клякса, аист, вялая, земная.

Работа в тетрадях.

Спишите слова, деля их на слоги, подчеркивая буквы а-я ручками разного цвета.

Доска, марка, змея, пояс, армия, братья, клякса, аист, вялая, земная.

Работа в тетрадях.

Спишите слова, деля их на слоги, подчеркивая буквы а-я ручками разного цвета.

Доска, марка, змея, пояс, армия, братья, клякса, аист, вялая, земная.

Чтение текста. (карточка) .

Наша Зоя мала. Наташа сама рыла ямку. Маша взяла мяч. Боря искал ягоды. Люба мяла глину. Алла, сядь и сама читай книгу. Алла мала, да умна.

Выпишите слова с буквой –а - в один столбик; с буквой –я – во второй; с буквами – а- я – в третий столбик.

Чтение текста. (карточка) .

Наша Зоя мала. Наташа сама рыла ямку. Маша взяла мяч. Боря искал ягоды. Люба мяла глину. Алла, сядь и сама читай книгу. Алла мала, да умна.

Выпишите слова с буквой –а - в один столбик; с буквой –я – во второй; с буквами – а- я – в третий столбик.

Чтение текста. (карточка) .

Наша Зоя мала. Наташа сама рыла ямку. Маша взяла мяч. Боря искал ягоды. Люба мяла глину. Алла, сядь и сама читай книгу. Алла мала, да умна.

Выпишите слова с буквой –а - в один столбик; с буквой –я – во второй; с буквами – а- я – в третий столбик.

Чтение текста. (карточка) .

Наша Зоя мала. Наташа сама рыла ямку. Маша взяла мяч. Боря искал ягоды. Люба мяла глину. Алла, сядь и сама читай книгу. Алла мала, да умна.

Выпишите слова с буквой –а - в один столбик; с буквой –я – во второй; с буквами – а- я – в третий столбик.

Чтение текста. (карточка) .

Наша Зоя мала. Наташа сама рыла ямку. Маша взяла мяч. Боря искал ягоды. Люба мяла глину. Алла, сядь и сама читай книгу. Алла мала, да умна.

Выпишите слова с буквой –а - в один столбик; с буквой –я – во второй; с буквами – а- я – в третий столбик.

Чтение текста. (карточка) .

Наша Зоя мала. Наташа сама рыла ямку. Маша взяла мяч. Боря искал ягоды. Люба мяла глину. Алла, сядь и сама читай книгу. Алла мала, да умна.

Выпишите слова с буквой –а - в один столбик; с буквой –я – во второй; с буквами – а- я – в третий столбик.

Предлагается конспект занятия с учащимися 1-го класса, имеющими нерезко выраженное общее недоразвитие речи. На занятии дети учатся различать буквы А и Я, учатся сравнивать согласные по твердости – мягкости на уровне звука, слога и слова, предложения. Происходит закрепление знания о гласных.

  • учить различать буквы А и Я;
  • закреплять знания детей о гласных:
  • продолжать учить сравнивать согласные по твердости– мягкости на уровне звука, слога и слова, предложения.

Образовательные:

  • дифференцировать буквы А и Я в собственной речи и в слогах;
  • дифференцировать буквы А и Я в словах;
  • дифференцировать буквы А и Я в предложениях;
  • дифференцировать буквы А и Я в тексте;
  • продолжать учить читать и писать слова с буквами А и Я;
  • обогащать словарь имен существительных, глаголов.

Развивающая: развивать зрительное восприятие, внимание, память.

Воспитательные:

  • воспитывать правильную осанку;
  • воспитывать умение ожидать свою очередь, не выкрикивая с места.

Оборудование:

  • картинки с изображениями вазы, мяча, аиста, яблока, рыбы, змеи;
  • карточки со словами;
  • картинки с буквами А и Я;
  • карточки с буквами Я (раздаточный материал);
  • карточки с текстом;
  • таблица с гласными буквами.

Ход занятия

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас с вами начнется урок, мы будем проходить новую тему, но сначала мы с вами договоримся: вы будите сегодня хорошо работать, отвечать, внимательно слушать меня. Готовы?

II. Основной этап.

1). Введение в новую тему.

  • Итак, встаньте те, чье имя начинается с гласных звуков. Назовите свои имена.
  • Садитесь. Аня, какой первый звук в твоем имени?
  • Скажите, какая буква стоит в конце этого имени?

(Логопед выставляет на доске слово Аня)

– Сколько букв в этом имени?

– Сколько гласных букв?

– Назовите первую букву.

– Какая еще гласная буква есть в этом слове?

– Сколько слогов в этом слове?

– Назовите первый слог.

– Назовите второй.

– Как звучит согласный в слоге ня? (Мягко)

– А теперь давайте отхлопаем количество слогов. Какой слог мы произносим громче?

– А какой тише?

– Итак, на первый слог мы хлопаем громче, а на второй – тише.

  • Всем известна буква А!
    Буква очень славная.
    И к тому же буква А
    В алфавите главная.
    Куча яблок на прилавке...
    И заметил я, друзья:
    Если б яблоку две лапки,
    Сразу б вышла буква Я.

– Итак, сегодня мы с вами будем учится различать буквы А–Я.

На доске висит таблица из 10 букв – вверху буквы А,О, У,Ы,Э, внизу – Я,Ё,Ю,И,Е.

– Давайте вспомним, сколько гласных букв в нашей таблице?

– А звуков?

– Итак, в нашей азбуке живет 10 букв, а звуков только 6. Одна из них буква Я. Эта буква очень хорошая– она помощница, потому что если стоит за согласной буквой, то она обозначает мягкость согласного на письме. Но если эта буква стоит в начале слова или после гласной буквы– то она обозначает 2 звука – [й] и [а].

– Какие еще буквы обозначают мягкость согласных?

– Теперь давайте сравним гласные буквы А– Я по написанию. Одинаково ли они пишутся?

– А теперь давайте сравним по произношению. Воздух у нас свободно выходит, не встречая преграды, рот широко открыт. Эти гласные буквы называются парными, и мы будим сегодня учиться их различать.

2) Дифференциация букв А и Я в собственной речи и в слогах.

– Придумайте сначала слова, которые начинаются на звук [а]. А теперь придумайте слова, в которых первой будет буква Я.

У детей на столах лежат буквы. Один ребенок выходит к доске и становится рядом с логопедом.

– А теперь я проверю ваше внимание и слух. Мне будет помогать Аня. Хлопните в ладоши, если вы услышите слог со звуком[а]. (слоги: МЯ, ЛА,СА, ТЯ, РА, СЯ.)

– А сейчас если в слоге вы встретите букву Я, то вы ее поднимите, (слоги: ТА, СЯ, ПЯ, МА, БЯ, ПА).

3).Дифференциация букв А и Я в словах.

1. Ha доске написаны слова МАЛ, МЯЛ.

– Давайте сравним слова, которые вы видите на доске. Одинаково ли написаны эти слова?

– Какими гласными буквами различаются эти слова?

– Мы заменили одну гласную букву другой. Что получилось?

– Назовите первый согласный звук в слове МАЛ. Как он звучит?

– Какая буква подсказала?

– Назовите первый согласный звук в слове МЯЛ. Как он звучит?

– Какая буква подсказала?

– А теперь давайте проверим на слух – одинаково ли мы произносим эти слова. Мы заменили одну гласную букву другой, и получилось другое слово.

– Что обозначает слово МАЛ?

– Что обозначает слово МЯЛ?

2. На столе у логопеда лежат картинки с изобраоюениями вазы, мяча, аиста, яблока, рыбы, змеи.

– Сейчас вы будите по очереди выходить, брать любую картинку с моего стола, громко ее называть. Те, кому попадется слово со звуком [а] встанут с левой стороны – под буквой А. Те, кому попадется слово с буквой Я, встанут с правой стороны – под буквой Я.

– Куда ты встанешь?

– Почему ты так решил?

– Сколько букв в этом слове?

– Сколько гласных букв в этом слове?

– Назови первый слог.

– Как звучит первый согласный?

– Какая гласная буква подсказала?

– Назови второй слог.

– Как звучит второй согласный? – Какая гласная буква подсказала?(ВАЗА)

Аналогичным образом разбираются другие слова.

– А теперь давайте подведем итоги. Поднимите те картинки, в названии которых вы напишете букву А. А теперь поднимите картинки, в названии которых вы встретили букву Я.

4.) Физминутка

– Встаньте пожалуйста из– за своих парт. Давайте сначала с вами потянем ручки вверх, как будто мы березки. А теперь представьте, что подул ветерок и березки покачнулись – покачайте руками. А теперь березки будут шелестеть листиками (дети покачивая руками должны двигать пальцами).А теперь пускай березки отдохнут. Опустите ручки вниз. А сейчас проделаем тоже самое еще раз. Отдохнули? Хорошо. Садитесь за парты, будем с вами дальше заниматься.

5).Дифференциация букв А и Я в словах(письменная работа) На доске висят карточки со словами. Слова: ваза, мяч, аист, рыбы, змея.

– Мы с вами работали устно. Вы очень хорошо работали, но теперь я немного усложню задание. Теперь мы поработаем письменно. Вы будите распределять слова по столбикам у себя в тетрадях. В первый столбик вы будите писать прописными буквами слова с гласной буквой А, а во второй – с гласной буквой Я.

– А сейчас вы прочитаете то, что написали. Ты прочитай только первый столбик, (с какой гласной буквой работал), а ты второй, ты прочитай слова только с гласной А, а ты только с гласной Я (логопед называет детей по именам).

– У меня на доске написано пять слов, а вы написали только четыре. Какое слово вы не написали? (Рыбы)

– Почему? – Молодцы.

6).Дифференциация букв А и Я в предложении.

– А сейчас давайте посмотрим, знаете ли вы детенышей животных.

– У утки...

– У кошки...

– У лисы...

– У коровы...

– Молодцы! А теперь давайте запишем предложение. (У утки утята.)

– Сколько слов в этом предложении?

– Какое слово стоит первым?

– Какое второе?

– Какое третье?

– С какой буквы мы пишем предложения?

– Что ставим в конце?

– В каком слове вы встретили наши буквы?

– Какие буквы вы встретили?

– Где стоит буква Я?

– Правильно. Буква Я обозначает мягкость согласного.

– Какая еще буква есть?

– Где стоит буква А?

– Как звучит согласный звук перед ней?

– Есть в этом слове еще гласные буквы? Какая?

– Сколько гласных всего в этом слове?

– Сколько слогов?

– Сколько у нас гласных, столько и слогов.

7).Дифференциация букв А и Я в тексте.

– Сейчас мы с вами прочтем небольшой текст.

Яна пошла гулять. Она увидела полянку. Там росли ягоды. Она их собрала.

– А теперь слушаем внимательно мои вопросы и ищем в тексте ответы на них. Что сделала Яна?

– Что росло на полянке?

– Что она увидела?

– Что Яна сделала с ягодами?

– Какие слова в этом тексте вы встретили с гласной буквой А?

– А кто нашел с буквой Я? Какие слова?

– Почему слово Яна вы повторили два раза?

– Какую букву мы напишем первую?

– Какую букву мы напишем последней?

III. Итог.

– Давайте вспомним, с какими буквами мы работали? Звук [а] мы обозначаем буквой А, а вот звука я у нас нет, у нас есть только буква Я. Если она стоит в начале слова или после гласной буквы, то она обозначает два звука. Если же стоит после согласной буквы, то обозначает мягкость согласного на письме.

– Все молодцы, особенно хорошо сегодня занимались.... До свидания.

Дифференциация гласных первого и второго ряда Конспект занятия

Т е м а. Дифференциация гласных первого и второго ряда. Цель. Учить детей различать гласные ы - и устно и на пись­ме.

Оборудование. Текст стихотворения С. Погореловского «Ох и неполадки в Мишкиной тетрадке», таблица с гласны­ми первого и второго ряда

Ход за ня т и я

I. Организационный момент.

Логопед предлагает учащимся вспомнить и назвать гласные первого и второго ряда.

II. Повторение ранее пройденного материала. Логопед предлагает учащимся вспомнить, как образовыва­ются гласные второго рода. Вывешивает таблицу с гласными первого и второго ряда.

а о у э ы
я ё ю е и

Предлагает сравнить пары гласных:а -я, о - ё,у - ю,з - е,ы -и. Выявляется сходство этих пар по артикуляции и раз­личие по написанию.

«Эти гласные называются парными. Чтобы не путать их при письме, будем учиться их различать», - говорит логопед.

III. Работа со стихотворением.

Логопед читает стихотворение.

Что глядишь, корова, Мишку через «ы»,

Строго и сурово? Проучите Мишку -

Мишка-лодырь через «а» Превратите в мышку.

Написал корова. Кошка мышку хвать!

Напишите вы Будет лодырь знать.

Логопед предлагает детям сравнить слова Мишка и мышка по смыслу и написанию. Пишет на доске эти слова. Спрашива­ет, какими буквами отличается написание этих слов.

IV. Дифференциация ы - и в слогах.

1. Прослушайте слоги. Скажите, какой гласный вы слышите.

а) Пы. ты, мы, сы, ры, ды, бы, кы;

б) пи, ти, ми, си. ри.ди. би, ки

«Как произносятся согласные, которые вы слышали снача­ла и потом? (Твердо, мягко)

Какой звук здесь обозначает мягкость согласных?» - спра­шивает логопед.

2. Повторите слоги за логопедом.

Пы - пи - пи, ти - ты - ти сы - сы - си ри -ры -ры ды - ди - ды.

3. Запишите слоги в две строчки: с ы - в первую, с и - во вторую.

Мы, си, сы, ми, ры, ри, ти, ты, кы, ки, ли, пи, пы, лы.

Задание 4. Закончите слова, вставив слоги, данные в скоб­ках.

Гри...(бы), ли...(пы), ле...(пи), бо...(бы), ру...(ки), ры...(бы), ла...(пы), но...(ги), кни...(ги), со...(вы), ке...(ды), бе...(ги), ке д...(ры), ко...(ты), ка...(ти).

V. Итог занятия.

Логопед задает вопрос: «Какие звуки и буквы мы учились сегодня различать?»

Тренировочные упражнения

Задание 1. Вставьте пропущенную букву ы или и. Запишите слова. Прочитайте их.

Р...с, м...с, м...р, с...р, к...т, р...сь, б...т, м...ло, л...па, Л...да, к...но, Р...та, с...ро, с...ла, м...л..., в...л..., в...л...,

л...с..., р...л..., п...л..., п...... .

Задание 2. Закончите слова, дописав букву и или и.

Ног..., стол..., книг..., мак..., сыр..., лом..., шар..., сан..., бус..., кур..., сол..., сор... .

Задание 3. Измените слова по образцу. Назовите в получившихся сло­вах последний слог, затем последнюю букву.

Образец: сад - сады, ды, ы. "

Коза - ..., сова -..., муха - ..., игра - .... оса - ..., ро­за - .... лимон -..., сапог - ..., собака - ..., стакан- ..., куст - ..., рысь - ..., корабль - ..., стол - ..., куча - ... .

Задание 4. Спишите слова, деля их на слоги. Подчеркните слоги с ы, и разными карандашами.

Горы, мухи, кино, рыба, вари, сори, комары, фонари, суха­ри, рыбаки, рынки, киты, рыбки, рыбешки.

Задание 5. Запишите слова графически, напишитеы, ж. Логопед называет слово, учащиеся изображают его графически, учи­тывая количество слогов, над соответствующим слогом пишут буквуы,

илии.)

Соки, мыло, гуси, сыро, соты, вилы, куски, кусты, марки, карты, козлы, сапоги, рыбаки, листики, вагоны, сухари, узо­ры, уроки, музыка, пузыри, моторы.

Задание 6. Составьте слова с буквамиы, и. Сравните эти слова по смыслу и звучанию. Составьте устно предложение с каждым словом:

Ы ы ы ы ы

Задание 7. Спишите слова, подчеркнитеы, и разными карандаша­ми. Объясните, почему после букв ж, ш написали букву и (вспомните правило).

Мыши, камыши, шина, лыжи, ножи, жиры, машины, ту­шил, галоши, решил, ширина, выжили, рыжики, лопухи, пру­жины, тишина, вышина, выжигали, вышивали.