Из книжной сокровищницы древней руси. История букваря Другое название букваря

История Букваря

По-древнерусски первая буква алфавита называется аз, вторая – буки. Вот и получилось аз-буки, или азбука. А слово букварь означает «собрание букв», ровно как словарь – «собрание слов».

Первоначально под азбукой понимали алфавит, приспособленный для обучения грамоте. Древнейшие славянские азбуки в виде надписей, нацарапанных на стенах сооружений, относятся к IХ веку. Самая древняя русская учебная азбука относится к ХI веку и записана на берестовой грамоте. Азбука древнее Букваря.

Букварём стали называть печатные азбуки, в состав которых входили не только алфавит и слоги, но и материал для чтения.

Букварь – это учебник для обучения грамоте, пособие по развитию речи и логического мышления у детей.

В России первый славяно-русский букварь появился в 1574 году Ивана Федорова. Написан букварь на старославянском языке. Некоторые его страницы украшены орнаментами из сплетающихся листьев, бутонов, цветов и шишек. Первую страницу занимают 45 строчных букв. Причём алфавит приводится в прямом и обратном порядке. Такой приём повторения алфавита помогал лучшему запоминанию. В этом букваре есть и двух-, и трёхбуквенные слоги, и знаки препинания. В нём есть так же разделы по грамматике и по орфографии. В материал для чтения включены молитвы, притчи, наставления.

В современном алфавите 33 буквы. Каждая буква означает звук (исключение - мягкий знак и твёрдый знак). Бывают звуки согласные и гласные.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка

Hо не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

(Валентина Берестова о гласных и согласных)

Согласные звуки могут быть звонкими и глухими.

Я, Ё, Ю, И, Е будут мягкими.

Звуки в слогах перед гласными А, О, У, Ы, Э будут твёрдыми.

На каждый звук можно придумать слово.

Вывод: Звуки живут в словах вокруг нас.

Наверное нет таких кто бы никогда в своей жизни не встречался бы с Букварем, или просто не слышал этого слова.

Из истории происхождения названия Букварь:

Буква А похожа на перевернутую вниз рогами голову быка. Бык на языке древних воинствующих народов Аравии назывался алеф.

Вторая буква алфавита была похожа на дом. Дом назывался бет. Алефбет - это название состоит как бы из двух склеенных первых букв древней азбуки.

Во время своих путешествии слово алефбет все время изменялось и дошло до нас как алфавит.

Но было у нас для него и второе имя - азбука. А оно откуда? По-древнерусски первая буква алфавита называлась аз, вторая -буки. Вот и получилось: аз-буки, или азбука. А слово букварь означает «собрание букв» , равно как словарь - «собрание слов».

Букварь – первая книга для обучения грамоте.

Буквари существуют относительно с давних времен и первые азбуки были не такими, какими мы их привыкли видеть сейчас.

Для начала заглянем в исторический музей: самые древние ножи, топоры да и вообще орудия труда – все каменные. И, как ни странно, самые древние книги тоже сделаны из камня. Дивные для современного человека книги, ибо их страницы – это стены дворцов, памятники и надгробные плиты. Все правильно, только камень мог сохраниться, не истлеть за столько тысяч лет.

Однако древние грамотеи учились не по букварю. И тем более – не по написанным знаниям. Если вздумаете искать каменный букварь в музеях – только зря потеряете время. Ни одному жрецу в голову даже не приходила мысль высечь буквы над входом в храм, не то чтобы уже перейти к делу.

Первые буквари были напечатаны, как только человечество изобрело книгопечатание. Один из первых русских букварей вышел в типографии Ивана Федорова только аж в конце шестнадцатого века.

Этот букварь даже отдаленно не напоминал современный. Прошло больше, чем четыреста лет, и язык за это время сильно изменился – даже историк вряд ли бы понял все, что написано в этом букваре. Книга была написана на древнеславянском языке, который в наши дни используется лишь в церковном книгопечатании.

В те времена превалировало мнение, что основная задача грамотного человека – научиться читать именно церковные книги. Не зря в первом букваре были напечатаны такие слова: « детям, хотящим разумети писание…» Это значит не «детям, хотящим научиться писать», а « детям, хотящим знать Священно Писание». Основными текстами в древних букварях были молитвы.

В 1823 году был издан еще один букварь под названием « Драгоценный подарок детям, или Новейшая полная российская азбука, содержащая в себе новый способ учения, разные молитвы, символ веры и десять заповедей»

В 1863 году появился на свет букварь Прокофьева: «Энциклопедический русский учитель или Полная русская азбука, содержащая в себе: русскую азбуку, молитвы утренние, на сон грядущий и молитвы перед трапезой и после оной, Заповеди Господни, три добродетели богословские, девять блаженств евангельских. С привосокуплением священной истории Ветхого и Нового Завета»

Вскоре в 1897 году появился букварь Антонова, под названием: «Русская азбука, содержащая в себе: гражданскую и церковнославянскую азбуки, склады всех народов, молитвы, заповеди, анекдоты, таблицы умножения»

И, наконец, русский букварь, изданный в двадцатом веке в Париже имел сравнительно краткое название: « Святой пророк Наум, наставь на ум!»

По одному из этих букварей выучил грамоту известный русский педагог Константин Ушинский, издавший в 1864 году свой собственный букварь «Родное слово», совсем не похожий на предшествующие. Он начинался с простейших слов. Рядом с рисунком детей в лесу было написано «ау», рядом с плачущим младенцем слово «уа», потом усатый богатырь и надпись «ус», картинка осы с надписью «оса»

Через восемь лет после появления «Родного слова» вышла в печать «Азбука» Льва Толстого.

Пройдут годы – и букварь снова видоизменится. Но его функция всегда останется неизменной и нужность неоспоримой – первая ступенька на пути в огромный мир знаний.

1. Прочитай отрывок из древнего повествования. Найди и подчеркни слова, которыми называют эту летопись историки. Напиши имя летописца.

«Се повести временных лет , откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть».

Имя летописца — Нестор

2. Мудрая Черепаха предлагает вам задание. Узнайте, как называется алфавит, созданный Кириллом и Мефодием. Разгадайте слова. Затем впишите первую букву каждого из слов в квадратики по порядку, и вы узнаете название этого алфавита.

1, 4. Фамилия изобретателя книгопечатания.
2. Запись из года в год.
3. Другое название букваря.
5. Краска жёлтого цвета.
6. Буква типографского набора.
7. Знак древнеегипетского письма.
8. Так на Руси называли столицу Византии.
9. Совокупность букв, расположенных по порядку.

3. Рассмотри, как красиво оформляли начальную букву текста создатели древнерусских книг. Напиши 1-2 предложения на тему «Почему мы изучаем историю?» и попробуй так же украсить начальную букву, с которой начинается твой текст.

зучая историю мы узнаём как жили наши далёкие предки, какие подвиги они совершали и какие шедевры создавали. А ещё мы можем узнать много интересного о предметах, которыми пользовались в прежние времена и которыми мы пользуемся и сейчас.