Игры на развитие слогового синтеза. «Игры на развитие слогового анализа и синтеза. Меняем на одном месте»
Статью подготовила учитель-логопед Косых Клавдия Викторовна.
Формирование навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза – первая ступень обучения грамоте, которую предстоит перешагнуть каждому школьнику. Для детей с нормальным речевым развитием этот этап не представляет особых трудностей. Для детей же с речевыми недостатками – это сложное испытание, которое им порой не по силам без специальной коррекционной помощи. Учебная деятельность младших школьников наиболее продуктивна в том случае, когда осуществляется в форме игры с чередованием различных видов работ.
Достаточный уровень сформированности звукобуквенного и слогового анализа и синтеза – профилактика нарушений письма и чтения, которые могут проявляться заменами, перестановками пропусками букв и слогов.
На логопедических занятиях я использую различные многофункциональные игровые методы и приёмы, способствующие не только формированию навыков звукослогового анализа и синтеза, но и развивающие познавательную деятельность учащихся (внимание, память, мыслительные операции, навыки самоконтроля, зрительно-моторные координации), а также стимулирующие познавательный интерес и повышающие речевую активность детей. Дидактические игры и игровые упражнения объединяю общей лексической темой занятия (комплексно-игровой метод), использую в системе, что необходимо для закрепления полученных навыков у детей с речевыми проблемами.
Следует отметить, что представленные мною игровые приёмы, наглядный дидактический материал могут с успехом использоваться учителями начальных классов на уроках чтения и письма в качестве средств формирования звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.
Дидактическая игра «Загадки от курочки Рябы».
Задание №1.
На развитие звуко-слогового состава слова.
В контейнеры от киндер-сюрпризов вкладывается небольшая бумажечка или кружочек, на котором написано задание или буква.
Лексическая тема: «Перелётные птицы».
Курочка Ряба торопилась к вам на занятие, но у ней появились срочные дела и поэтому она не смогла прийти сама. Но она передала вам яйца с заданием, которые вы должны выполнить.
Возьмите каждый по яйцу, откройте его и прочитайте, что написано на листочке. (И,Т,С,А).
У кого, какая буква? (называют, а я записываю их вразброс на доске).
А теперь, послушайте задание от курочки Рябы.
Нужно из этих букв собрать слово. Кто правильно составит, тот и справился с заданием.
Дети составляют, отвечают.
Правильно! А теперь составьте схему этого слова с помощью звуковых фишек.
К каким видам птиц относится аист? (к перелётным)
Каких ещё перелётных птиц вы знаете?
Задание №2.
Лексическая тема: Жизнь животных осенью.
В яйце полоски бумаги, на которых написаны слова.
БЕРЛОГА, ЛОГОВО, ДУПЛО, ГНЕЗДО,
Скажите, кто живёт в …
Задание№3.
Лексическая тема: Перелётные и зимующие птицы.
В яйцах слова: голубь, скворец, ворона, воробей, снегирь.
Какое слово лишнее и почему?
Опишите птицу по плану: как выглядит, чем питается, к какому виду птиц относится.
Задание №4.
Тема: «Родственные слова».
На кружках в «яйце» буквы Г, Н, С, Е.
Составьте слово из букв.
Правильно СНЕГ.
Составьте звуковую схему слова.
От этого слова образовалось множество слов в русском языке.
Назовите каждый по слову.
СНЕГ-СНЕГОПАД, СНЕГОВИК,СНЕЖИНКА,СНЕГУРОЧКА,СНЕГИРЬ.
Задание №5.
На кружках в «яйце» буквы Д,О, П,С,У,А.
Составьте слово из букв. (ПОСУДА).
Сегодня мы поговорим о посуде.
Я буду кидать мяч, а вы должны поймать и ответить сколько в названном мною слове звуков.(тарелка-7,поднос-6 и т.д).
Вариантов подобных заданий множество. Все они используются в зависимости от целей и задач урока.
Очень удобно использовать такой игровой приём на любом этапе урока.
Например, на этапе введения в тему.
Тема: «Дифференциация гласных Ы-И».
Сегодня на занятие пришёл из леса гость, отгадайте, кто же он?
Он огромный и усатый,
И к тому же, полосатый.
Если встретишь, не до игр!
Потому что это-….(тигр).
Всё верно-тигр.(вывешивается картинка).
Этот тигр относится к одному из видов тигров, называется Амурский. Численность этих тигров очень сильно сократилась в последние годы и поэтому этот вид тигров внесён в Красную книгу и находится под охраной государства.
Тигр принёс вам шишки из леса, а в них вложены задания.
Давайте прочитаем, что там написано!(Рысь, мышь, лиса, ишак)
Рысь, мышь, лиса, ишак- одним словом- это...(животные).
А какое слово здесь лишнее? (ишак, т.к это домашнее животное).
А теперь выделите в слове первый слог (ры, мы, ми, и).
Какие звуки повторяются? (Ы-И).
Кто догадался, какие гласные у нас сегодня в гостях? (Ы-И).
Таким образом, используя игровой метод для формирования навыков звукослогового анализа и синтеза, можно предупредить специфические ошибки письма и чтения младших школьников, развить их познавательные способности, создать положительную мотивацию учения, что является залогом успешного освоения программного материала и позволяет ребёнку ярко и интересно прожить каждый урок.
Я повышаю мотивацию к учению с помощью разработки новых интересных заданий, продуманности и отточенности инструкций, повышения значимости оценивания выполненных заданий, условий обучения, при которых происходит раскрытие возможностей ученика и обретение им веры в свои способности. Отбирая методы для работы на уроке, я комбинирую их таким образом, чтобы осуществлялась смена видов деятельности учащихся на занятии и, тем самым реализовался охранительный режим обучения.
Основными задачами заданий такого рода является: умение выделять гласные звуки, воспроизводить слоговые сочетания с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными, объяснять значения слов, закреплять умение делать звуко-буквенный анализ; корригировать внимание, логическое мышление, развивать пространственную ориентацию.
Консультация для родителей.
Тема:
Формирование навыков слогового анализа и синтеза в игре.
Слоговой анализ - деление слов на слоги с определением последовательности и количества слогов в словах.
При формировании слогового анализа и синтеза важно опираться на классификацию А. К. Марковой , которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов.
- Двухсложные слова из открытых слогов (дача).
- Трехсложные слова из открытых слогов (машина).
- Двухсложные слова с закрытым вторым слогом (диван).
- Двухсложные слова со стечением согласных в середине (банка)
- Двухсложные слова из закрытых слогов (компот).
- Трехсложные слова с закрытым последним слогом (бегемот).
- Трехсложные слова со стечением согласных (комната).
- Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом
(ягненок).
- Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка).
- Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол).
- Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт).
- Двусложные слова с двумя стечениями согласных (кнопка).
- Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха).
Опираясь на эту последовательность, я подобрала слова с разной слоговой структурой, напечатала карточки по которым родители дома а мы с детьми в детском саду будем закреплять умение детей делить слова на слоги, чётко произносить слова разной по сложности слоговой структуры. Игровые приёмы будем обсуждать далее.
В процессе развития слогового анализа и синтеза важно учитывать поэтапность формирования умственных действий.
1 этап: с опорой на вспомогательные средства, на внешние действия.
2 этап: формирование действия в речевом плане.
3 этап: формирование действия в умственном плане (на основе слухо – произносительных представлений).
При слоговом анализе расставляют акцент на гласные звуки (они- основа слога). Знакомство с гласными звуками и их выделение в словах способствует формированию слогового анализа.
Игровые упражнения:
- Игра в мяч.
« Встречу слово на дороге.
Разобью его на слоги».
Произнося слово по слогам, ребенок ударяет мячом об пол на каждый слог. Количество ударов соответствует количеству слогов.
- « Телеграф».
Произнося слово по слогам, ребенок отхлопывает ладошками каждый слог.
- « Домики».
Перед детьми домики с разным количеством окошек (от 1 до 4).
Дети должны разложить по домикам картинки или расселить жильцов (игрушки) соотнося количество слогов в словах с количеством окошек в домиках.
- «Слоговой кубик».
На гранях кубика изображено разное количество квадратиков. Ребенок подбрасывает кубик и в зависимости от количества квадратиков на верхней грани подбирает картинку с соответствующим количеством слогов (игрушку и т.д.)
- «Слоговой волчок».
Игра аналогична слоговому кубику. Квадраты приклеены к граням кубика.
- «Слоговое домино».
Играть можно от 1 до 6 человек. На каждой карточке по 2 предметные картинки. Первый играющий выкладывает любую карточку. Второй анализирует количество слогов в словах и выкладывает свою карточку таким образом, чтобы у рядом лежащих картинок количество слогов совпадало.
- «Зарисуй схему».
Предлагаем зарисовать слоговую схему названного слова.
- «Подберу схему».
Предлагаем подобрать готовую схему к заданным словам.
- «Придумай слово к схеме».
10 . «Куклы и подарки».
Необходимо придумать куклам имена, состоящие из 1, 2, 3 слогов
(Том, Катя, Наташа), а затем подарить им подарки. Количество слогов в названии должно совпадать с количеством слогов в именах.
- «Слоговая цепочка».
Ребенку предлагается ряд картинок. Надо выложить из них цепочку по мере увеличения количества слогов в словах.
Сом – веник – машина – телевизор
- «Лото».
Перед детьми лото и карточки с цифрами. Ребенку нужно закрыть картинки цифрами соответствующими количеству слогов в словах.
- Подбери слова с заданным количеством слогов.
- по сюжетной картинке
- выдели из предложения, из текста…
- « Пропускаем мы во двор
Слов особенный набор».
Дети строят воротики из ладошек (ладошки на ребре).
Даем инструкцию: открывать ворота только тогда, когда услышат слово из 1 слога (2, 3).
- « Слог и слог – и будет слово.
Кто добавит слог до слова?»
Взрослый называет слог. Ребенок добавляет свой слог, чтобы получилось слово.
Жи… (вот, раф, вой), ма …(ма, ша)…
- Выделить из предложения слова , состоящие из определенного количества слогов.
- Умные раскраски.
Раскрась только тех зверей, в названии которых один слог.
Раскрась только те фрукты, в названии которых два слога.
Раскрась только те овощи, в названии которых три слога.
- Посчитай количество слогов в словах обведи в кружок нужную цифру.
Вычерчивание схем слогового состава:
Прямоугольник делится на столько частей, сколько слогов в слове.
Слоговой синтез: упражнения, игры-задания.
- «Собери слово».
Из слогов, названных взрослым в разном порядке, составь слова.
лод, хо -…
та, во, ро - …
ты, бе, ге -…
ве, ка, шал - …
ту, ар, тро -…
ша,та,мы -…
мо, гра, та - …
би, рать,за -…
пи,кра,ва -…
чик, бор,за -…
до,про,во,вод -…
лен,дарь,ка -…
- Найди слог, вставь недостающие слоги .
Са__ги
ко __ со
до__га
ма__на
- «Закончи слово».
Ребёнку предлагают склеить два осколочка слова. Взрослый называет 1 – ые «осколочки» (части слова), ребёнок добавляет один и тот же «осколочек» - пропущенный слог, а затем произносит получившееся слово целиком.
Пример 1: мы будем с тобой собирать из частей слова. Я называю тебе первую часть слова, а ты все время будешь добавлять вторую часть, которая звучит: «точка».
Слова для справок: ве(точка), лас(точка), кос(точка), де(точка), лен(точка).
Пример 2 . Синтез слов с последним слогом – за –
Ко(за), сле(за), ро(за), гро(за), зано(за), мимо(за) , стреко(за, Бере(за), глюко(за).
Пример 3 . Высокочастотным является пример использования слов, содержащих закрытый слог: сок. Слова для справок: но(сок), ле(сок), пе(сок), поя(сок), голо(сок). воло(сок), коло(сок).
- «Сложи слова».
Сделай из двух слов одно.
(дан картинный материал: вол, осы, пол, схема предлога ПОД, ушки, корм, мак): корм + ушки; мак + ушки; вол + осы; пол + осы; под + ушки
Екатерина Козгова
Игры для развития слогового анализа и синтеза, звукового анализа и синтеза, формирование лексико-грамматических категорий
Хорошая речь–важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка . Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие . Поэтому поиски и совершенствование практических приемов и методов по предупреждению и устранению дефектов речи у дошкольников, в логопедической, психолого-педагогической практике коррекции речи, не утратили своей актуальности и сегодня. Предлагаю для работы логопедов игры для развития слогового анализа и синтеза , звукового анализа и синтеза , закрепление навыков анализа предложений , формирование лексико-грамматических категорий , развитие логического мышления.
«Один, два, три»
Цель : определение количества слогов в словах ,
Воспитание произвольного внимания, упражнение в построении и перестроении.
Оборудование : доска,крупные предметные картинки
Ход игры : дети ходят врассыпную. На сигнал логопеда : «Внимание» - дети смотрят на картинку на доске и строятся в колонну по одному, парами или тройками в зависимости от количества слогов в названии предмета на картинке
Звуковой анализ и синтез слова
«Мяч в воздухе»
Цель : определение первого и последнего звука в словах
Развивать мелкие мышцы рук
Оборудование : мяч
Ход игры : Все играющие становятся в круг. Один встает в центре круга, высоко над собой бросает мяч, называет любое слово (мяч может ударяться об пол только один раз) . Другой ребенок ловит мяч, бросает его вверх и говорит слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова . Дети бросают и ловят мяч по очереди, по часовой стрелке. Кто ошибается – выходит из игры . Игра продолжается, пока каждый ребенок не скажет по 2-3слова. Оставшиеся в кругу считаются выигравшими, выбывшие – проигравшие.
«Главная буква»
Цель : упражнять детей называть слова на заданный звук
Развивать мелкие мышцы рук , координацию, точность движений и ловкость
Оборудование : мяч, карточки с буквами
Ход игры : Все играющие становятся в круг, перебрасывают мяч друг другу, называя при этом слова на указанный звук
«Живые звуки »
Цель : определение последовательности и количества звуков в слове
Ход игры : Один ребенок – звук «Н» , другой – «О» , третий «С» . Играющие дети называют эти звуки . Затем они прячутся, и логопед приглашает их появиться по одному, спрашивая у остальных детей, какой звук пришел первым , какой вторым, какой последним. В какой последовательности должны встать дети – звуки , чтобы получилось слово? Какое получилось слово?
«Живая стрелка» (закрепление анализа предложений )
Цель : закреплять умение придумывать по картинкам предложения с предлогами, определять количество и последовательность слов в предложениях; упражнять в беге по кругу, в остановках по сигналу.
Оборудование : шапочка со стрелкой, сумка через плечо у водящего, в ней сюжетные картинки.
Ход игры : Ребёнок, изображающий «живую стрелку» , находится в центре круга. Он кружится в правую сторону, дети бегут в противоположную сторону по кругу со словами :
«Стрелка, стрелка покружись,
всем ребятам покажись,
покажи нам поскорее
кто из нас тебе милее!»
«Стрелка» останавливается и указывает на какого-нибудь ребёнка. Он должен придумать предложение по картинке, которую показывает «Живая стрелка» , и определят последовательность слов в предложении и др. задания
«Поймай слово»
Цель : учить детей составлять с заданным словом предложение (по желанию и по уровню развития детей можно поставить задачу : в начале предложения заданное слово, в середине или где угодно)
Ход игры : Ведущий начинает, говорит своё предложение «У нас в группе много игрушек» . Следующий стоящий «Ловит» последнее слово со словом игрушка, составляет предложение. Следующий стоящий «Ловит» его последнее слово в предложении и т. д. по цепочке.
«Земля, вода, огонь, воздух»
Цель : активизировать словарь детей за счет существительных по темам «Рыбы» , «Птицы» , «Дикие животные» и т. д. ; учить бросать мяч точно в руки и ловить его, прижимая к груди; развивать внимание , быструю реакцию.
Оборудование : мяч
Ход игры : Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий (логопед или ребенок) . Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов : земля, вода, воздух, огонь. Если водящий сказал слов «земля» , тот, кто поймал мяч должен быстро назвать какое-нибудь домашнее или дикое животное; на слово «вода» играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово «воздух» - названием птицы. При слове «огонь» - все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками, как бы стараясь потушить огонь. Затем мяч возвращают водящему. Ошибающийся выбывает из игры .
«Я по кругу иду»
Цель : активизировать словарь детей за счёт прилагательных и существительных; закреплять умение согласовывать прилагательное с существительными.
Ход игры : Дети, взявшись за руки. Идут по кругу и говорят : «Я по кругу иду и в него с собой беру» , логопед дает задание – называет прилагательное («Сладкое (сладкие, сладкую) .Кого называет логопед, то ребенок делает шаг в круг и отвечает согласуя прилагательное с существительным («Я возьму с собой в круг…» )сладкое яблоко
«Корзина Красной Шапочки»
Цель : активизировать словарь детей за счет прилагательных и существительных; развитие способности к запоминанию, активизация внимания.
Ход игры : Логопед начинает игру словами : «Красная Шапочка собирается в гости к бабушке. Она положила в корзину сладкий пирог». Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-то своё, например : «Красная Шапочка собирается в гости к бабушке. Она положила в корзину сладкий пирог и яблоки». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то своё и т. д. Можно потом попросить детей нарисовать корзину и всё, что в неё лежит.
«Два слова»
Цель : развивать внимание , словесно-логического мышления и речи.
Ход игры : Логопед произносит два несогласованных между собой слова, например : «кошка, окно» и бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч и придумывает из этих слов фразу, например : «Кошка сидит на окне» . Затем мяч попадает снова к логопеду и ситуация повторяется. Логопед произносит слова, ребенок фразу. (Лошадь, повозка. Карандаш, стол. Аптекарь, лекарство. Шляпа, голова. Дедушка, палка.)
«Согласен – не согласен»
Цель : учить сопоставлять противоположные мнения, учить правильно выстраивать предложения при ответе.
Оборудование : мяч.
Ход игры : Дети становятся в круг, у логопеда в руках мяч. Логопед кидает мяч детям и задает вопрос. Если ребенок согласен он начинает предложение со слов «Я с вами согласен, потому что…» . Вопросы могут быть на разные темы.
1. Я считаю,что лиса это домашнее животное – я с вами не согласен, потому что лиса это дикое животное
2. Я утверждаю, что А – это гласный звук , - да я с вами согласен, звук А поётся , поэтому он гласный звук
3. Я считаю, что перелётные птицы не улетают, а зимуют – нет я с вами не согласен, потому что они улетают в тёплые края
4. Я считаю, что май это летний месяц - …
«Крестики - нолики»
Цель : закреплять знания обобщающих понятий, расширить словарный запас, развивать фонематическое восприятие.
Оборудование : карточка – домик с тремя этажами по три окна, по одной на каждого ребенка; карточки размером с окошко : Х-6 штук, 0 – 6 штук.
Ход игры : Дети сидят за столами перед каждым набор карточек. Логопед дает задание. Дети выполняют. Например, Л : «Я буду называть слова, если это одушевленное слово Х, если неодушевленное О. Я называю слова, если слышите гласный звук – Х , а если согласный - О. Я называю слова : овощи – Х, если фрукты - О» и т. д.
Игры и игровые упражнения на развитие навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза
Выступление на МО учителей начальных классов
Формирование навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза – первая ступень обучения грамоте, которую предстоит перешагнуть каждому школьнику. Для детей с нормальным речевым развитием этот этап не представляет особых трудностей. Для первоклассников же с речевыми недостатками – это сложное испытание, которое им порой не по силам без специальной коррекционной помощи. Учебная деятельность младших школьников наиболее продуктивна в том случае, когда осуществляется в форме игры с чередованием различных видов работ и соревновательных моментов.
Достаточный уровень сформированности звукобуквенного и слогового анализа и синтеза – профилактика нарушений письма и чтения, которые могут проявляться заменами, перестановками пропусками букв и слогов.
На логопедических занятиях я использую различные многофункциональные игровые методы и приёмы, способствующие не только формированию навыков звукослогового анализа и синтеза, но и развивающие познавательную деятельность учащихся (внимание, память, мыслительные операции, навыки самоконтроля, зрительно-моторные координации), а также стимулирующие познавательный интерес и повышающие речевую активность детей. Дидактические игры и игровые упражнения объединяю общей лексической темой занятия (комплексно-игровой метод), использую с системе, что необходимо для закрепления полученных навыков у детей с речевыми проблемами.
Следует отметить, что представленные мною игровые приёмы, наглядный дидактический материал могут с успехом использоваться учителями начальных классов на уроках чтения и письма в качестве средств формирования звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.
I. Игры и игровые упражнения, способствующие формированию навыков
Звукобуквенного анализа и синтеза, чтения слогового и целыми словами.
1. Цель игры «Слова – матрешки» -
расширение поля зрительного
восприятия, развитие внимания,
формирование навыка чтения,
активизация и обогащение словаря.
и найти другие слова, которые
«прячутся» в них. Простой вариант –
с картинками-подсказками, более
сложный – без них. Следующий этап –
найти слова в сплошном наборе букв,
Можно предложить учащимся
определить, являются ли слова-
матрёшки родственными в каждом
случае и почему. Например, метель,
снег ирь, фиолето вый.
2. Вставка букв в слова – известный вид заданий, позволяющий решать целый ряд
коррекционно-развивающих задач:
ü формирование навыка чтения
ü развитие звукового анализа
ü формирование понятия о смыслораз-
личительной роли буквы (сто л – сту л -
вставляя разные буквы, получаем разные
Задания на вставку букв я предлагаю
детям, группируя слова по темам,
что, с одной стороны является
подсказкой, а с другой способствует
употреблению в активной речи слов-
обобщений. Дидактический материал
помещаю в файлы для многократного
использования. Вставка букв через
файл фломастером помогает
ребёнку избежать страха сделать
ошибку: её в любой момент можно
исправить и повторить игру.
Варианты этого вида заданий могут быть следующими:
¨ Вставить разные гласные, чтобы слова не повторялись: Л__ПА, Л__ПА, Л__ПА.
¨ Вставить разные согласные, чтобы слова не повторялись: __ОДА, __ОДА, __ОДА.
¨ Добавить букву, чтобы получилось новое слово: кот(р) – крот, стол(в) – ствол.
¨ Заменить подчёркнутую букву, чтобы получилось новое слово: лис т (лифт), к орона (ворона), город (горох) и др.
¨ Найти в предложении слова, различающиеся одной буквой: «Ваня не скрыл, что вскрыл письмо», «Осы не любят росы». Подчеркнуть эту букву.
Руг д_озд _венит _стреча _троительство
д_уг др_зд з_енит вс_реча ст_оительство
др_г дро_д звен_т вст_еча строит_льство
дру_ дроз_ звени_ встр_ча строительс_во
¨ Найти ошибку в слове (место пропуска буквы не обозначено): помидр, красый, пгода. Записать без ошибки. В случае затруднения либо называется пропущенная буква, либо произносится слово.
¨ Восстановить слово, добавив одну или несколько гласных: лст, грз, грд, брбн.
¨ Найти ошибки (пропуски букв) в словосочетании, предложении, тексте. В случае затруднения необходимо указать число ошибок или ограничить поле восприятия, указав предложение (строчку) с ошибкой. Поиск ошибок в предложениях и текстах способствует формированию навыков самоконтроля на любом занятии. Задание усложняется путем увеличения числа ошибок и добавления их новых видов.
3. Алфавит" href="/text/category/alfavit/" rel="bookmark">алфавита . Затем придумывается слово или фраза из 2-3 слов. По
сигналу дети начинают «печатать»: первая «буква» в слове хлопает в ладоши, затем
вторая и т. д. Когда все слово будет напечатано, все дети хлопают в ладоши.
6. Изографы – многофункциональные игровые пособия, направленные на
формирование целостности зрительного восприятие, звукобуквенного анализа
и синтеза, обобщённого образа буквы. Изографы представляют собой предметы,
изображения которых состоят из видоизменённых букв, расположенных в
пространстве особым образом. Дети должны узнать этот предмет, назвать его,
правильно определить звуковой состав слова – названия и найти все буквы этого
написания словарных слов и как сюрпризный момент урока, повышающий
активность учащихся и способствующий поддержанию их внимания.
7. Составление слов и предложений
по первым зву кам слов-названий
картинок часто использую как
организационный момент начала
занятия или его этапа (узнать тему,
Такие задания включают в себя
операции звукобуквенного анализа,
синтеза, а также развивают слуховую
II . Игры и игровые упражнения, способствующие формированию навыков слогового анализа и синтеза, слогового чтения.
1. Работа по слоговым таблицам (варианты представлены в приложении) способствует формированию навыка слогового чтения, развивает зрительную память, расширяет поле зрительного восприятия. Ребёнок учится читать слог целиком, составлять слова из слогов по схемам. Такую работу я провожу в игровой форме: дети делятся на команды и соревнуются в составлении слов на время.
2. Составление слов из слогов с использованием занимательного дидактического
материала позволяет отрабатывать навык многократно, поддерживая
внимание и интерес учащихся.
В данном варианте игры учащимся
Предлагается найти и соединить
Рыбок так, чтобы получились
слова. Дополнительные задания:
v Сколько рыбок плывут влево? Сколько вправо?
v Каких рыбок можно поменять местами? (чай-ка, ка-чай).
3. Подбор слов на заданный слог
(или с данным слогом) - задание на
активизицию словаря и развитие навыка
слогового анализа. Очень нравится детям
в форме соревнования (кто больше?)
Более сложный вариант задания:
придумать слово на данный слог, в
котором уже определено число слогов.
Например, за… (2) – замок, забор;
ку… (3) - кукушка, курица, купался.
4. Цель игры «Путаница» - составление слова из слогов, предъявляемых на слух. Для
этого необходимо удержать в памяти слоги, поменяв их местами, например,
ки, ру (руки), вы, сли (сливы), неть, чер (чернеть). Игру можно проводить
с перекидыванием мяча.
Другой вариант игры требует удержания в памяти уже большего числа слогов и
элементарных навыков слогового анализа. Инструкция : послушайте стихи, выделяя
последний слог последнего слова каждой строчки (будет сделана пауза); если вы
соедините все слоги, получится ответ на вопрос:
Эй, держи, хватай! В лесу ловят рыжую лису.
Шум и гам. Народу тьма. Громче всех кричит Фома.
Он без куртки, без пальто. Вместо шапки решето.
Из оврага, где ольха, слышны крики петуха.
Изловить лису неплохо, да мешает …(суматоха).
5. В последнее время появилось много готовых дидактических игр на формирование
навыка слогового анализа и синтеза, которые я использую на занятиях. Это серия
q «Слоговое домино» - дидактическая игра на составление слов из слогов, рассчитанная на разный уровень подготовленности учащихся. Игра представляет собой несколько комплектов карточек, разрезанных так, что на каждой карточке находится последний слог одного слова и начальный другого. Правильно разложив карточки по принципу домино, получаем цепочку слов. Облегчённый вариант: кроме слогов на карточках присутствуют картинки, так же, как и слова разрезанные пополам. Усложнённый вариант: без картинок, слова составляются только правильным подбором слогов.
q «Слоговые кубики» - кубики, на гранях которых половинки картинок и слоги, из которых складываются названия картинок. При правильном составлении слов получаются цельные изображения предметов, которые подобраны по тематическим группам (животные, овощи и фрукты, игрушки, мебель, инструменты, посуда)
q «Слоговое лото» – дидактическая игра, включающая 3 варианта
1) Составление трёхсложных слов по первым слогам слов-названий картинок
2) Составление трёхсложных слов по последним слогам слов-названий картинок
3) Составление трёхсложных слов по средним слогам слов-названий картинок
Задача игроков: правильно закрыть картинки на индивидуальных карточках соответствующими слогами на маленьких карточках и прочитать полученные слова.
Игра носит познавательный характер, расширяет представления детей об окружающем мире, обогащает словарь.
q «Составление предложений» игра, основанная на принципах предыдущей: из начальных или последних слогов слов составляются слова и прочитываются предложения.
Таким образом, используя игровой метод для формирования навыков звукослогового анализа и синтеза, можно предупредить специфические ошибки письма и чтения младших школьников, развить их познавательные способности, создать положительную мотивацию учения, что является залогом успешного освоения программного материала и позволяет ребёнку ярко и интересно прожить каждый урок.
Игры на развитие слогового анализа и синтеза
логопед – дефектолог
Кирсанова Наталья Станиславовна
Аудитория: учащиеся 1 класса, имеющие нарушения речи (ФФН, ОНР)
Цель игры: развитие фонематических процессов (анализа, синтеза, представлений)
№1. Игра «Морской бой»
Цель: учить детей ориентироваться на плоскости, совершенствовать умение воспроизводить слог как целостную единицу чтения, развивать слоговой анализ и синтез слов, формировать активный и пассивный словарь учащихся.
Описание игры: детям предлагается игровое поле, на котором изображены клеточки, с написанными в них слогами. Логопед называет место на поле, а дети отыскивают его и записывают написанный в клетке слог. Если корабли называть в определенной последовательности, то из слогов можно составить слова. Для этого названные слоги выписывают, а затем синтезируют, чтобы слова получились.
№2. Игра «Гостинцы от Незнайки»
Цель: развитие навыка слогового анализа и синтеза слов у учащихся начальных классов, совершенствование навыка чтения и психологической базы речи, расширение словарного запаса.
Описание: Незнайка шел к нам в гости с разными гостинцами – вкусностями, но по дороге ему повстречался «слогоед» и отгрыз по одному слогу в словах. Определите, какой слог пропущен в слове, назовите его, а потом назовите слово целиком и подсчитайте количество слогов в слове.