Дворец гаруна аль рашида. Империя харуна ар-рашида

Год издания: 1965

Страна: Венгрия

Будущий герой сказок был сыном халифа Мухаммада ибн Мансура аль-Махди и его рабыни аль-Хайзуран. Она была очень властной женщиной — буквально заставила влюбленного халифа освободить её и официально на ней жениться. Наследником халифа считался его старший сын от другой жены — Муса, но аль-Хайзуран продолжала интриговать. В конце концов, её муж согласился сделать наследником юного Гаруна и отправился в провинцию, которой управлял Муса, чтобы уговорить старшего сына отказаться от престола в пользу брата. В пути халиф скоропостижно скончался — видимо, в его окружении имелись и сторонники Мусы. Старший сын взошел на престол, но процарствовал всего год. Подговоренные аль-Хайзуран рабыни, вызванные потешить молодого халифа, задушили его подушкой. Трон Аббасидского халифата, простиравшегося от Закавказья до Гибралтара, наконец-то достался 21-летнему Гаруну аль-Рашиду.

Нового халифа не очень интересовала власть. От его имени правили мать и воспитатель Яхья ибн Халиб. Сам же Гарун предавался прилагавшимся к титулу удовольствиям. Он проводил время в пирах, оргиях в гаремах и прочих подобных увеселениях. Возможно, он действительно бродил инкогнито по ночному Багдаду в сопровождении неразлучного друга Джафара, сына Яхьи, но только в поисках новых приключений. В 789 году его мать умерла. Траур по ней лишь ненадолго прервал праздник жизни, который затянулся на 17 лет.

Всё неожиданно изменилось в 803 году. Во время ночного пира Джафар, сказавшись нездоровым, удалился в свои покои. Примерно через час Гарун подозвал доверенного евнуха и попросил его принести ему голову Джафара. Разбуженный визирь решил, что произошла ошибка, и вернулся в зал, где шел пир. Гарун удивился: «Я же велел не привести Джафара, а принести его голову». Верного друга обезглавили тут же в углу. Тело его разрубили на 17 частей и положили куски на всех багдадских мостах. Казни и изгнания посыпались на всё семейство Яхьи.

Гарун аль-Рашид решил править сам. Делал он это очень жестоко. Железной рукой халиф подавлял мятежи в далеких провинциях, а затем, устраняя потенциальных конкурентов, казнил военачальников, которые подавляли эти восстания. Репрессии обрушились и на жителей Багдада. Опасаясь бунта в столице, халиф почти в ней не жил, перенеся свою резиденцию в Ракку. Гарун аль-Рашид был фанатичным мусульманином. Он разрушил все христианские храмы в халифате, а также на приграничных территориях, заставил подданных-христиан носить особую одежду. Перепуганная Византия согласилась платить халифу ежегодную дань.

Государство, построенное на страхе, просуществовало недолго. Вскоре после смерти Гаруна аль-Рашида в 809 году его сыновья затеяли междоусобную войну, и Аббасидский халифат рассыпался.

Таково было великолепие, богатство и благоденствие его правления, что эту эпоху называют золотым веком.
Аль-Масуди

Во всем мире хорошо знают одну из самых популярных фигур в арабо-мусульманском мире - пятого халифа династии Аббасидов знаменитого Харуна ар-Рашида. Он является прославленным героем многочисленных народных преданий и обрел свое бессмертие и мировую известность в сказках «Тысячи и одной ночи».

Двадцать три года его правления были мирным временем народного благополучия, экономического подъема, интеллектуального взлета и победоносных походов против христианской Византии. Однако при нем начался политический распад и общий упадок могущественной Аббасидской империи. Последовавшие после смерти ар-Рашида произвол властей и тяготы гражданских междоусобиц, побуждали народ с умилением вспоминать о времени его царствования и всячески идеализировать его эпоху.

Будущий халиф родился в Рейе в 763 г. Он был третьим сыном халифа аль-Махди и его вторым ребенком от йеменской рабыни аль-Хайзуран, которой халиф даровал свободу и на которой женился. В то время каждая из халифских жен стремилась пристроить на престоле своего сына, умелая же интриганка аль-Хайзуран не только преуспела в этом, но и смогла оказывать влияние на государственные дела во время правления ар-Рашида.

Детство Харуна прошло в халифском дворце в обстановке придворной роскоши, в окружении богословов, поэтов и музыкантов. Воспитание Харуна было поручено наставнику из иранской династии Бармакидов - Йахье ибн Халиду. Представители рода Бармакидов – наследственные советники и визири аббасидских халифов – играли значительную роль в управлении государством.

Будущий халиф в 15 лет был назначен правителем Ифрикии (современный Тунис), Сирии, Армении и Азербайджана. Молодой принц называл наставника Йахью «отцом», который помог ему наладить управление в провинции, сместив с должностей вороватых чиновников. В это время Харун получает прозвище «справедливый» - ар-Рашид.

Оказавшись на престоле, в первые годы правления Харун ар-Рашид полностью возложил руководство государственными делами на Йахью, которого назначил своим визиром. Поэт Аль-Маусили оставил такие строки в память о начале правления ар-Рашида:

Разве ты не видел, что солнце было больным.
А когда стал править Харун, засияло оно снова.
Везением Доверенного Аллаха Харуна, обладателя щедрости.
Харун - правитель [солнца], а Йахъа вазир его.

Став халифом, Харун ар-Рашид постарался сделать первое время своего правления радостным для подданных: во время праздников и поездок по стране он миловал осужденных, щедро раздавал людям подарки, основывал мечети и караван-сараи. Однако богатство халифской казны обеспечивалось установлением чрезмерно высоких налогов.

Аббасиды постоянно стремились подчеркнуть религиозный характер своей власти. «Повелитель правоверных» девять раз ездил в паломничество в Мекку, ежедневно совершал сто земных поклонов, ревностно боролся с ересями.

Аббасидских правителей издавна привлекал Константинополь: Харун ар-Рашид стал инициатором нескольких победоносных походов против христианской Византии, во многих из которых лично принимал участие.

Вопреки сложившемуся мнению о «золотом веке» в истории халифата годы правления Харуна ознаменовались многочисленными волнениями и мятежами. Антиаббасидские восстания вспыхивали в Египте, Сирии, Йемене, восточных провинциях и в столице халифата - Багдаде. В Марокко, Алжире и Ифрикии (современный Тунис) установилась власть местных династий, плативших ежегодную дань Багдаду.

Вся аббасидская цивилизация отличалась высоким интеллектуальным уровнем развития, Харун ар-Рашид также покровительствовал деятельности ученых, поэтов и переводчиков, знакомивших арабов с сочинениями индийских, иранских, а позднее и греческих авторов.

Время правления Харуна ар-Рашида характеризуется активными торговыми и дипломатическими связями с внешним миром - от Китая до Восточной Африки. Историки говорят, халиф поддерживал дружеские отношения с королем франков Карлом Великим (742-814). Известна легенда, не подтвержденная арабскими источниками, согласно которой два государства обменивались посольствами – Карлу Великому были отправлены драгоценные подарки - ковры, пряности, золотые часы и, главное, белый индийский слон по имени Абуль-Аббас. В благодарность Карл тоже отправил халифу дары, но куда более скромные. Приняв франкских послов, Харун ар-Рашид благосклонно принял подарки и, как утверждают историки, даже отдал Карлу ключи от церкви Гроба Господня в святом городе Иерусалиме. Послы принесли в Европу истории о невиданном богатстве халифского дворца, где их водили по бесконечным залам, убранным коврами и золотой парчой, показывали львов, тигров и слонов в дворцовом зверинце.

Действительно, двор Харуна ар-Рашида был центром традиционных арабских искусств, а о роскоши придворной жизни ходили легенды. Согласно одной из них, только свадьба Харуна стоила казне 50 миллионов дирхемов. Двор пил из золотых кубков, а любимая жена Харуна Зубайда ела только из посуды из драгоценных металлов. Ложки были золотыми или хрустальными, и даже столы накрывали скатертями из золота или серебра. Если говорить о гареме легендарного халифа, то в нем оказались 200 женщин, включая жен его отца и брата. Всего у Харуна ар-Рашида было около 20 детей.

На протяжении первых семнадцати лет царствования Харун ар-Рашид почти полностью передоверил управление халифатом Бармакидам, Йахъе и его сыну Фадлу. Второй сын Йахъи – Джафар – близкий друг и неотлучный спутник халифа, обладал большим влиянием на него. Джафар был красноречив, хорошо воспитан, образован - словом, обладал теми достоинствами, которые были необходимы для сотрапезника, или надима, способного развлечь капризного властелина приятной беседой или интересным рассказом.

Всемогущество Йахьи было связано главным образом с его преданностью влиятельной матери Харуна, перед которой он отчитывался во всех своих действиях и указаниям которой неукоснительно следовал. Бармакиды за длительное время государственной службы успели заработать не только безграничное могущество, но и сумели нажить огромное богатство – дворец Джафара не уступал по роскоши дворцу самого халифа.

После смерти аль-Хайзуран в 789-790 гг. Харун решил избавиться от рода Бармакидов – освободившись от влияния матери, халиф стремился сосредоточить в своих руках всю полноту государственной власти. Харун ар-Рашид жестоко расправился с Бармакидами – Йахъя, которого халиф называл «отцом», и Фадл были заточены в тюрьму, а близкий друг Джафар был убит. Жестокой казни подверглись жены и дети Бармакидов, их родственники, назначенные ими чиновники - больше тысячи человек. Халиф сам присутствовал при казнях и пытках.

Так, «золотой век» Харуна ар-Рашида захлебнулся в крови. О расправе над Бармакидами в «Тысячи и одной ночи» написано так: «Эта печальная история запятнала правление Харуна ар-Рашида кровью, которую не смыть и водами четырех рек». Историк аль-Масуди писал, что «процветание империи уменьшилось после падения Бармакидов, и все убедились, насколько несовершенными были действия и решения Харуна ар-Рашида и дурным его правление».

Второй период правления после расправы над Бармакидами Харун ар-Рашид провел вдали от столицы Багдада – в Ракке. Последние его решения и действия способствовали началу политического распада империи. Перед смертью в 809 г. Харун ар-Рашид разделил халифат между двумя наследниками: аль-Мамуном – первенцем от наложницы Мараджиль, и аль-Амином – вторым сыном от любимой первой жены Зубейды. Противостояние двух братьев после смерти ар-Рашида привело к гражданской войне и последующему упадку империи.

Харун ар-Рашид на страницах сказок «Тысячи и одной ночи» и народных преданий.

Отражение благополучной эпохи правления ар-Рашида можно найти на страницах «Тысячи и одной ночи», оно часто приукрашено, возможно, искажено, но в целом верно, если искать в нем не историческую правду, а картину общества и атмосферы. Время правления Харуна ар-Рашида – «золотой век», по которому тосковали последующие поколения, который идеализировали в легендах и рассказах. Бесчисленные авторы дополняли основные черты сложившегося в народной памяти образа Харуна ар-Рашида всевозможными фольклорными деталями и историями, дальше расширяли и обогащали повествование.
В сказках «Тысячи и одной ночи» капризный халиф в поисках развлечений и забав бродит переодетым по ночному Багдаду со своим верным спутником Джафаром. Наблюдая за жизнью города, великодушный Харун часто вторгается в происходящие события – чтобы уладить все конфликты, помочь нуждающимся, помирить влюбленных, наказать порок, вознаградить добродетель. Авторы сказок, рассказов, в соответствии с представлениями людей средневекового общества, с полным пониманием относились к самодурству капризного, вздорного, а порой и жестокого властелина, рассматривая это как дело естественное и нормальное.

Так, в народной литературе – иногда вопреки фактам истории – реализуется народная память о некогда бывшей идеальной эпохе, когда всем управляли строгие, но справедливые властелины, оберегавшие людей от чиновников-лихоимцев и других несчастий. Масуди, писавший более чем через сто лет после смерти Харуна, отразил память, которую оставил о себе праведный халиф: «Таково было великолепие, богатство и благоденствие его правления, что эту эпоху называют золотым веком».

Лейсан Тимергалиева

Предшественник: аль-Хади Преемник: аль-Амин Вероисповедание: ислам Рождение: 17 марта (0763-03-17 )
Рей Смерть: 24 марта (0809-03-24 ) (46 лет)
Тус , Хорасан Место погребения: Дворец «Хамид ибн Гахтаби», Мешхед Род: Аббасиды Отец: Мухаммад ибн Мансур аль-Махди Мать: аль-Хайзуран Дети: аль-Амин
аль-Мамун
аль-Мутасим

Абу́ Джафа́р Хару́н ибн Муха́ммад , более известный как Хару́н ар-Раши́д (араб. هارون الرشيد ‎; февраль , Рей (или 17 марта , ) - 24 марта , Тус) - арабский халиф , правитель Аббасидского халифата в (с 14 сентября) - 809 годах .

Прозвище ар-Рашид («Праведный») получил не от потомков, а от своего отца, халифа Мухаммада ибн Мансура аль-Махди , когда был назначен наследником престола.

Краткое жизнеописание

Стал халифом и правил с помощью визирей из семьи Бармакидов , представлявших иранскую феодальную аристократию, а после их отстранения в 803 году стал править единолично. Этот процесс сопровождался репрессиями , в ходе которых попали в заключение или были казнены многие представители Бармакидов (в том числе знаменитый визирь Джафар , которого цикл «Тысячи и одной ночи » изображает другом и постоянным спутником халифа в его ночных путешествиях по Багдаду) .

Первый период правления Харуна ар-Рашида ознаменовался экономическим и культурным расцветом. Халиф основал в Багдаде большой университет и библиотеку, поощрял занятия науками, поэзией и музыкой . К Харуну ар-Рашиду был приближен поэт Аббас ибн аль-Ахнаф , представитель поколения, отказавшегося от канонизированных форм доисламской поэзии. При нём в Халифате достигли значительного развития сельское хозяйство, ремёсла, торговля и культура (преимущественно литература). Вместе с тем наметились признаки его распада: антиправительственные восстания в Дейлеме, Сирии и других областях.

Образ в культуре

См. также

Напишите отзыв о статье "Харун ар-Рашид"

Примечания

Литература

  • Кло А. Харун ар-Рашид и времена «Тысячи и одной ночи» / Перевод А. Санина. - СПб. : Евразия, 2012. - 384 с. - (Clio). - 1000 экз. - ISBN 978-5-91852-017-8 .
  • Пирен А. Империя Карла Великого и Арабский халифат. Конец античного мира / Перевод С. Меркулов. - М .: Центрполиграф, 2011. - 342 с. - 3000 экз. - ISBN 978-5-9524-4969-5 .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Харун ар-Рашид

– Про что я думаю? – спросил князь Андрей с удивлением.
– Про жизнь, про назначение человека. Это не может быть. Я так же думал, и меня спасло, вы знаете что? масонство. Нет, вы не улыбайтесь. Масонство – это не религиозная, не обрядная секта, как и я думал, а масонство есть лучшее, единственное выражение лучших, вечных сторон человечества. – И он начал излагать князю Андрею масонство, как он понимал его.
Он говорил, что масонство есть учение христианства, освободившегося от государственных и религиозных оков; учение равенства, братства и любви.
– Только наше святое братство имеет действительный смысл в жизни; всё остальное есть сон, – говорил Пьер. – Вы поймите, мой друг, что вне этого союза всё исполнено лжи и неправды, и я согласен с вами, что умному и доброму человеку ничего не остается, как только, как вы, доживать свою жизнь, стараясь только не мешать другим. Но усвойте себе наши основные убеждения, вступите в наше братство, дайте нам себя, позвольте руководить собой, и вы сейчас почувствуете себя, как и я почувствовал частью этой огромной, невидимой цепи, которой начало скрывается в небесах, – говорил Пьер.
Князь Андрей, молча, глядя перед собой, слушал речь Пьера. Несколько раз он, не расслышав от шума коляски, переспрашивал у Пьера нерасслышанные слова. По особенному блеску, загоревшемуся в глазах князя Андрея, и по его молчанию Пьер видел, что слова его не напрасны, что князь Андрей не перебьет его и не будет смеяться над его словами.
Они подъехали к разлившейся реке, которую им надо было переезжать на пароме. Пока устанавливали коляску и лошадей, они прошли на паром.
Князь Андрей, облокотившись о перила, молча смотрел вдоль по блестящему от заходящего солнца разливу.
– Ну, что же вы думаете об этом? – спросил Пьер, – что же вы молчите?
– Что я думаю? я слушал тебя. Всё это так, – сказал князь Андрей. – Но ты говоришь: вступи в наше братство, и мы тебе укажем цель жизни и назначение человека, и законы, управляющие миром. Да кто же мы – люди? Отчего же вы всё знаете? Отчего я один не вижу того, что вы видите? Вы видите на земле царство добра и правды, а я его не вижу.
Пьер перебил его. – Верите вы в будущую жизнь? – спросил он.
– В будущую жизнь? – повторил князь Андрей, но Пьер не дал ему времени ответить и принял это повторение за отрицание, тем более, что он знал прежние атеистические убеждения князя Андрея.
– Вы говорите, что не можете видеть царства добра и правды на земле. И я не видал его и его нельзя видеть, ежели смотреть на нашу жизнь как на конец всего. На земле, именно на этой земле (Пьер указал в поле), нет правды – всё ложь и зло; но в мире, во всем мире есть царство правды, и мы теперь дети земли, а вечно дети всего мира. Разве я не чувствую в своей душе, что я составляю часть этого огромного, гармонического целого. Разве я не чувствую, что я в этом огромном бесчисленном количестве существ, в которых проявляется Божество, – высшая сила, как хотите, – что я составляю одно звено, одну ступень от низших существ к высшим. Ежели я вижу, ясно вижу эту лестницу, которая ведет от растения к человеку, то отчего же я предположу, что эта лестница прерывается со мною, а не ведет дальше и дальше. Я чувствую, что я не только не могу исчезнуть, как ничто не исчезает в мире, но что я всегда буду и всегда был. Я чувствую, что кроме меня надо мной живут духи и что в этом мире есть правда.
– Да, это учение Гердера, – сказал князь Андрей, – но не то, душа моя, убедит меня, а жизнь и смерть, вот что убеждает. Убеждает то, что видишь дорогое тебе существо, которое связано с тобой, перед которым ты был виноват и надеялся оправдаться (князь Андрей дрогнул голосом и отвернулся) и вдруг это существо страдает, мучается и перестает быть… Зачем? Не может быть, чтоб не было ответа! И я верю, что он есть…. Вот что убеждает, вот что убедило меня, – сказал князь Андрей.
– Ну да, ну да, – говорил Пьер, – разве не то же самое и я говорю!
– Нет. Я говорю только, что убеждают в необходимости будущей жизни не доводы, а то, когда идешь в жизни рука об руку с человеком, и вдруг человек этот исчезнет там в нигде, и ты сам останавливаешься перед этой пропастью и заглядываешь туда. И, я заглянул…
– Ну так что ж! вы знаете, что есть там и что есть кто то? Там есть – будущая жизнь. Кто то есть – Бог.
Князь Андрей не отвечал. Коляска и лошади уже давно были выведены на другой берег и уже заложены, и уж солнце скрылось до половины, и вечерний мороз покрывал звездами лужи у перевоза, а Пьер и Андрей, к удивлению лакеев, кучеров и перевозчиков, еще стояли на пароме и говорили.
– Ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо жить, надо любить, надо верить, – говорил Пьер, – что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там во всем (он указал на небо). Князь Андрей стоял, облокотившись на перила парома и, слушая Пьера, не спуская глаз, смотрел на красный отблеск солнца по синеющему разливу. Пьер замолк. Было совершенно тихо. Паром давно пристал, и только волны теченья с слабым звуком ударялись о дно парома. Князю Андрею казалось, что это полосканье волн к словам Пьера приговаривало: «правда, верь этому».

ГАРУН АР-РАШИД (766–809), пятый багдадский халиф из династии Аббасидов.

Родился в феврале 766 в Рее (близ совр. Тегерана). Сын халифа аль-Махди (775–785) и аль-Кайзуран, бывшей рабыни из Йемена. Его воспитателем был Яхья бен Халид, представитель знатного иранского рода Бармекидов (Бармакидов). В 781, в пятнадцатилетнем возрасте, был поставлен во главе похода против Византийской империи. В 782 с огромной армией вторгся в Малую Азию, разбил византийского стратега Никиту и дошел до Хрисополя (совр. Ускюдар, Турция) на азиатском берегу Босфора напротив Константинополя. Это вынудило регентшу Ирину подписать мирный договор с условием уплаты Багдадскому халифату ежегодной дани в 70 тыс. золотых динаров. По возвращении удостоился торжественной встречи, получил почетное прозвище ар-Рашид (Справедливый), был назначен наместником Туниса, Египта, Сирии, Армении и Азербайджана и признан вторым (после своего брата аль-Хади) в линии наследования престола.

После смерти отца в 785 поддержал переход власти к аль-Хади. Однако вскоре его отношения с новым халифом, по-видимому, ухудшились; аль-Хади решил назначить преемником своего сына Джафара. Когда же 14 сентября 786 аль-Хади скончался (есть версия, что он был задушен по приказу матери, аль-Кайзуран), Гарун ар-Рашид заставил Джафара отказаться от своих прав на престол и занял его сам.

Став халифом, сместил всех визирей и наместников провинций, назначенных его предшественником, заменив их своими ставленниками. Главным визирем стал Яхья бен Халид; важные посты получили также его сыновья и другие члены клана Бармекидов. Однако в первые годы правления Гаруна ар-Рашида реальная власть находилась в руках аль-Кайрузан. После ее смерти в 789 резко возросло политическое влияние Бармекидов. В 803 халиф устроил резню Бармекидов (был казнен и Яхья бен Халид); их огромные богатства были конфискованы.

Царствование Гаруна ар-Рашида выпало на время внутреннего ослабления Багдадского халифата. Ему пришлось постоянно бороться с восстаниями и сепаратистскими движениями. В 788 халиф подавил мятеж Яхьи, потомка халифа Али (656–661) и Фатимы (дочери пророка Мухаммеда), в Табаристане (в Северном Иране), но не смог помешать его родственнику Идрису основать независимое государство в Марокко (царство Идрисидов). В 788 и 794–795 посылал войска в Египет, где происходили массовые антиналоговые выступления, в 796 – в Сирию для усмирения сторонников свергнутой в 750 династии Омейядов . В 800 был вынужден признать Ибрагима бен аль-Аглаба автономным правителем Ифрикии (совр. Тунис и Восточный Алжир) на условиях уплаты значительной дани (княжество Аглабидов). Только в 804 он сумел справиться с начавшемся еще в 795 антиаббасидским движением в Йемене.

Стремился укрепить единство государства на базе официального ислама, делая ставку на духовенство и суннитское большинство населения. Осуществлял репрессии против оппозиционных движений в исламе (шиитов , хариджитов), проводил политику ограничения прав немусульманских групп в халифате.

Во внешней политике основное внимание уделял отношениям с Византией. Осенью 791 войска Гаруна ар-Рашида вторглись на ее территорию и вынудили византийского императора Константина VI (780–797) заключить унизительный мир, согласившись ежегодно уплачивать дань халифату. Осенью 797, после свержения Константина VI, организовал поход во Фригию и заставил императрицу Ирину (797–802) подтвердить обязательство ежегодной выплаты дани. Отказ нового византийского императора Никифора I (802–811) от этого обязательства спровоцировал очередной всплеск военных действий между двумя странами: в 805 арабы захватили о.Кипр, в 806 вторглись в Малую Азию и взяли Гераклею Понтийскую (совр. Эрегли, Турция) и Тиану (совр. Кемергисар, Турция), в 807 овладели о.Родос.

Гарун ар-Рашид превратил Багдад в самую блестящую и одновременно интеллектуальную столицу Востока. Возвел для себя роскошный дворец; строил школы, больницы, библиотеки. Активно покровительствовал наукам и искусствам. Привлекал ко двору знаменитых ученых, поэтов, врачей и музыкантов, в том числе чужеземцев. Сам увлекался наукой, писал стихи. Установил контакты с Китаем и Франкским государством (переписывался с Карлом Великим). Ввел обязательное использование бумаги, незадолго до него проникшей из Китая, в административном делопроизводстве.

В начале 809 повел войска в Среднюю Азию для подавления вспыхнувшего в 806 в Мавераннахре восстания Рафи ибн Лейса, но в пути заболел и 24 марта 809 умер в Тусе (провинция Хорасан), где и был похоронен.

Фигура Гаруна ар-Рашида была идеализирована в арабском фольклоре. Он стал одним из героев «авантюрных» новелл Тысячи и одной ночи , где предстает добрым, мудрым и справедливым государем, защищающим простых людей от нечестных и корыстолюбивых чиновников и судей. В ней Гарун ар-Рашид, переодевшись в купеческое платье, ходит в сопровождении визиря Джафара (сына Яхьи бен Халида) по ночным улицам Багдада и посещает базары и караван-сараи, чтобы узнать об истинном положении дел в стране и нуждах своих подданных.

Иван Кривушин

Гарун аль-Рашид, халиф из сказок «Тысячи и одной ночи

1230 лет назад, 14 сентября 786 года, правителем Абассидского халифата стал Харун ар-Рашид (Гарун аль-Рашид), или Справедливый (766-809), - пятый багдадский халиф из династии Аббасидов.

Харун превратил Багдад в блестящую и интеллектуальную столицу Востока. Он возвел для себя роскошный дворец, основал в Багдаде большой университет и библиотеку. Халиф строил школы и больницы, покровительствовал наукам и искусствам, поощрял занятия музыкой, привлекал ко двору ученых, поэтов, врачей и музыкантов, в том числе иностранцев. Сам увлекался наукой и писал стихи. При нём в Халифате достигли значительного развития сельское хозяйство, ремёсла, торговля и культура. Считается, что правление халифа Харуна ар-Рашида ознаменовалось экономическим и культурным расцветом и сохранилось в памяти мусульман как «золотой век» Багдадского халифата.

В результате фигура Харуна ар-Рашида была идеализирована в арабском фольклоре. Он стал одним из героев сказок «Тысячи и одной ночи», где предстает добрым, мудрым и справедливым правителем, защищающим простых людей от нечестных чиновников и судей. Притворяясь купцом, он бродил по ночным улицам Багдада, чтобы можно было общаться с простыми людьми и узнать об истинном положении дел в стране и нуждах своих подданных.

Правда, уже в правление Харуна наметились признаки кризиса халифата: произошли крупные антиправительственные восстания в Северной Африке, Дейлеме, Сирии, Средней Азии и других областях. Халиф стремился укрепить единство государства на базе официального ислама, делая ставку на духовенство и суннитское большинство населения, а против оппозиционных движений в исламе осуществлял репрессии и проводил политику ограничения прав немусульманского населения в халифате.

Из истории Арабского халифата

Арабская государственность зародилась на Аравийском полуострове. Наиболее развитой областью был Йемен. Более ранее по сравнению с остальной Аравией развитие Йемена было вызвано посреднической ролью, которую он играл в торговле Египта, Палестины и Сирии, а затем и всего Средиземноморья, с Эфиопией (Абиссинией) и Индией. Кроме того, в Аравии было ещё два крупных центра. На западе Аравии была расположена Мекка - важный перевалочный пункт на караванном пути из Йемена в Сирию, процветавший за счет транзитной торговли. Другим крупным городом Аравии была Медина (Ясриб), которая была центром земледельческого оазиса, но здесь были и торговцы и ремесленники. Так, если к началу VII в. большая часть арабов, проживавших в центральных и северных областях, оставалась кочевниками (бедуины-степняки); то в этой части Аравии шел интенсивный процесс разложения родоплеменного строя и начали складываться раннефеодальные отношения.

Кроме того, старая религиозная идеология (многобожие) переживала кризис. В Аравию проникло христианство (из Сирии и Эфиопии) и иудаизм. В VI в. в Аравии возникло движение ханифов, признававших только единого бога и заимствовавших у христианства и иудейства некоторые установки и обряды. Это движение было направлено против племенных и городских культов, за создание единой религии, признающей единого бога (аллаха, арабское ал - илах). Новое учение возникло в самых развитых центрах полуострова, где феодальные отношения получили большее развитие, - в Йемене и городе Ясрибе. Движением была захвачена и Мекка. Одним из представителей его был купец Мухаммед, который и стал основателем новой религии - ислама (от слова «покорность»).

В Мекке это учение встретило оппозицию со стороны знати, в результате чего Мухаммед и его последователи вынуждены были в 622 г. бежать в Ясриб. От этого года ведется мусульманское летоисчисление. Ясриб получил название Медины, т. е. города Пророка (так стали называть Мухаммеда). Здесь была основана мусульманская община как религиозно-военная организация, которая вскоре превратилась в крупную военно-политическую силу и стала центром объединения арабских племен в единое государство. Ислам с его проповедью братства всех мусульман, независимо от племенного деления, был принят прежде всего простыми людьми, которые страдали от притеснений племенной знати и давно потерял веру в могущество племенных божков, не защитивших их от кровавой родоплеменной резни, бедствий и нищеты. Сначала племенная знать и богатые торговцы выступали против ислама, но затем признала его пользу. Ислам признавал рабство, защищал частную собственность. Кроме того, создание сильного государства было и в интересах знати, можно было начать внешнюю экспансию.

В 630 г. между противоборствующими силами было достигнуто соглашение, по которому Мухаммед был признан пророком и главой Аравии, а ислам новой религией. К концу 630 г. значительная часть Аравийского полуострова признала власть Мухаммеда, что означало образование Арабского государства (халифата). Так были созданы условия для объединения оседлых и кочевых арабских племен, и начала внешней экспансии против соседей, которые погрязли во внутренних проблемах и не ожидали появления нового сильного и единого врага.

После смерти Мухаммеда в 632 г. устанавливается система правления халифов (заместителей пророка). Первые халифы были сподвижниками пророка и при них началась широкая внешняя экспансия. К 640 г. арабы завоевали почти всю Палестину и Сирию. При этом многие города так устали от репрессий и налогового гнета ромеев (византийцев), что практически не оказывали сопротивления. Арабы в первый период были довольно терпимы к другим религиям и иноземцам. Так, такие крупнейшие центры как Антиохия, Дамаск и другие сдались завоевателям лишь при условии сохранения личной свободы, свободы для христиан и иудеев их религии. Вскоре арабы завоевали Египет и Иран. В результате этих и дальнейших завоеваний было создано огромное государство. Дальнейшая феодализация, сопровождавшаяся ростом власти крупных феодалов в их владениях, и ослабление центральной власти, привели к распаду халифата. Наместники халифов - эмиры постепенно добились полной независимости от центральной власти и превратились в суверенных правителей.

Историю Арабского государства делят на три периода по названию правящих династий или месту нахождения столицы: 1) Мекканский период (622 - 661 гг.) - это время правления Мухаммеда и близких его сподвижников; 2) Дамасский (661-750 гг.) - правление Омейядов; 3) Багдадский (750 - 1055 гг.) - правление династии Аббасидов. Аббас - дядя пророка Мохаммеда. Его сын Абдалла стал основателем династии Аббасидов, которая в лице внука Абдаллы, Абул-Аббаса, в 750 г. заняла трон багдадских халифов.

Арабский халифат в правление Харуна

Правление Харуна ар-Рашида

Харун ар-Рашид родился в 763 г. и был третьим сыном халифа аль-Махди (775-785). Его отец был более склонен к жизненным удовольствиям, чем к государственным делам. Халиф являлся большим любителем поэзии и музыки. Именно в период его правления стал складываться тот образ двора арабского халифа, славный своей роскошью, утончённостью и высокой культурой, которые позднее прославился в мире по сказкам «Тысячи и одной ночи».

В 785 году трон занял Муса аль-Хади - сын халифа аль-Махди, старший брат халифа Харуна ар-Рашида. Однако он правил всего год с небольшим. Судя по всему, его отравила собственная мать - Хайзуран. Она поддерживала младшего сына Харуна ар-Рашида, так как старший сын пытался вести самостоятельную политику. С восшествием на престол Харуна ар-Рашида Хайзуран стала почти полновластной правительницей. Главной её опорой был персидский род Бармакидов.

Халид из династии Бармакидов был советником халифа аль-Махди, а его сын Яхья ибн Халид был главой дивана (правительства) принца Харуна, который в то время был наместником запада (всех провинций к западу от Евфрата) с Сирией, Арменией и Азербайджаном. После вступления на престол Харун ар-Рашида Яхья (Йахья) Бармакид, которого халиф называл «отцом», был назначен визирем с неограниченными полномочиями и в течение 17 лет (786-803) правил державой с помощью своих сыновей Фадла и Джафара. Однако после смерти Хайзуран род Бармакидов стал постепенно утрачивать былое могущество. Освободившись от опеки матери, честолюбивый и хитрый халиф стремился сосредоточить в своих руках всю полноту власти. При этом он старался опираться на таких вольноотпущенников (мавали), которые не проявляли бы самостоятельности, полностью зависели бы от его воли и, естественно, были ему полностью преданы. В 803 г. Харун сверг могущественный род. Джафар был убит по приказу халифа. А Яхья с остальными тремя его сыновьями был арестован, их имения были конфискованы.

Таким образом, в первые годы своего правления Харун во всем полагался на Яхью, которого назначил своим визирем, а также мать. Халиф преимущественно занимался искусствами, особенно поэзией и музыкой. Двор Харуна ар-Рашида был центром традиционных арабских искусств, а о роскоши придворной жизни ходили легенды. Согласно одной из них, только свадьба Харуна стоила казне 50 млн. дирхемов.

Общая же ситуация в халифате постепенно ухудшалась. Арабская империя начала путь к своему закату. Годы правления Харуна ознаменовались многочисленными волнениями и мятежами, вспыхивавшими в разных областях империи.

Процесс развала начался в наиболее удаленных, западных областях империи еще с установления власти Омейядов в Испании (Андалусии) в 756 г. Дважды, в 788 и в 794 гг., вспыхивали восстания в Египте. Народ был недоволен следствие высоких налогов и многочисленных повинностей, которыми была обременена эта богатейшая провинция Арабского халифата. Она была обязана снабжать всем необходимым аббасидскую армию, направляемую в Ифрикию (современный Тунис). Военачальник и наместник Аббасидов Харсама ибн Айан жестоко подавил восстания и принудил египтян к повиновению. Более сложной оказалась ситуация с сепаратистскими устремлениями берберского населения Северной Африки. Эти области были удалены от центра империи, и из-за условий местности аббасидской армии трудно было справиться с мятежниками. В 789 г. в Марокко установилась власть местной династии Идрисидов, а через год - в Ифрикии и Алжире - Аглабидов. Харсама сумел подавить мятеж Абдаллаха ибн Джаруда в Кайраване в 794-795 гг. Но в 797 году в Северной Африке вновь вспыхнуло восстание. Харун вынужден был примириться с частичной утратой власти в этом регионе и возложить правление Ифрикией на местного эмира Ибрахима ибн аль-Аглаба в обмен на ежегодную дань в размере 40 тыс. динаров.

В отдаленном от центров империи Йемене также было неспокойно. Жестокая политика наместника Хаммада аль-Барбари привела к восстанию в 795 г. под руководством Хайсама аль-Хамдани. Восстание продолжалось девять лет и закончилось высылкой его лидеров в Багдад и их казнью. Сирия, населенная непокорными, враждующими между собой арабскими племенами, которые были настроены в пользу Омейядов, пребывала в состоянии почти непрерывных мятежей. В 796 г. положение в Сирии оказалось настолько серьезным, что халифу пришлось направить в нее войско во главе со своим любимцем Джафаром из рода Бармакидов. Правительственной армии удалось подавить мятеж. Возможно, что волнения в Сирии были одной из причин переезда Харуна из Багдада в Ракку на Евфрате, где он проводил большую часть времени и откуда направлялся в походы против Византии и в паломничество в Мекку.

Кроме того, Харун столицу империи не любил, жителей города опасался и предпочитал появляться в Багдаде не слишком часто. Возможно, это было связано с тем, что расточительный, когда дело шло о придворных развлечениях, халиф был весьма прижимист и беспощаден при сборе налогов, и поэтому у жителей Багдада и других городов, не пользовался симпатией. В 800 г. халиф специально приехал из своей резиденции в Багдад, чтобы взыскать недоимки при уплате податей, причем недоимщиков беспощадно били и сажали в тюрьму.

На востоке империи ситуация также была нестабильной. Причём постоянные волнения на востоке Арабского халифата были связаны не столько с экономическими предпосылками, сколько с особенностями культурно-религиозных традиций местного населения (в основном - персов-иранцев). Жители восточных провинций были в большей мере привязаны к собственным старинным верованиям и традициям, чем к исламу, а иногда, как это было в провинциях Дайлам и Табаристан, вовсе чужды ему. Кроме того, обращение жителей этих провинций в ислам к VIII в. еще не завершилось полностью, и Харун лично занимался в Табаристане исламизацией. В результате недовольство жителей восточных провинций действиями центрального правительства приводило к волнениям.

Иногда местные жители выступали за династию Алидов. Алиды - потомки Али ибн Аби Талиба - двоюродного брата и зятя пророка Мухаммада, мужа дочери пророка Фатимы. Они считали себя единственными законными преемниками пророка и претендовали на политическую власть в империи. Согласно религиозно-политической концепции шиитов (партия сторонников Али) верховная власть (имамат), подобно пророчеству, рассматривается как «божественная благодать». В силу «божественного предписания» право на имамат принадлежит только Али и его потомкам и должно переходить по наследству. С точки зрения шиитов, Аббасиды были узурпаторами, и Алиды вели с ними постоянную борьбу за власть. Так, в 792 году один из алидов, Яхья ибн Абдаллах, поднял восстание в Дайламе и получил поддержку со стороны местных феодалов. Харун отправил в Дайлам аль-Фадла, который при помощи дипломатии и обещаний амнистии участникам восстания добился сдачи Яхьи. Харун коварно нарушил слово и нашел предлог, чтобы отменить амнистию и бросить лидера восставших в тюрьму.

Иногда это были восстания хариджитов - религиозно-политической группировки, обособившаяся от основной части мусульман. Хариджиты признавали законными только двух первых халифов и выступали за равенство всех мусульман (арабов и неарабов) внутри общины. Считали, что халиф должен быть выборным и обладать только исполнительной властью, а судебная и законодательная власть должна быть у совета (шура). Хариджиты имели сильную социальную базу в Ираке, Иране, Аравии, да и в Северной Африке. Кроме того, существовали различные персидские секты радикальных направлений.

Наиболее опасными для единства империи во времена халифа Харуна ар-Рашида были выступления хариджитов в провинциях Северной Африки, Северной Месопотамии и в Сиджистане. Руководитель восстания в Месопотамии аль-Валид аш-Шари в 794 году захватил власть в Нисибине, привлек на свою сторону племена аль-Джазиры. Харуну пришлось отправить против повстанцев войско во главе с Иазидом аш-Шайбани, который сумел подавить восстание. Другое восстание вспыхнуло в Сиджистане. Его вождь Хамза аш-Шари в 795 году захватил Харат и распространил свою власть на иранские провинции Кирман и Фарс. Харуну так и не удалось справиться с хариджитами до самого конца его царствования. В последние годы VIII и в начале IX в. Хорасан и отдельные области Средней Азии также были охвачены волнениями. 807-808 гг. Хорасан фактически перестал подчиняться Багдаду.

При этом Харун проводил жесткую религиозную политику. Он постоянно подчеркивал религиозный характер своей власти и жестоко наказывал за всякое проявление ереси. По отношению к иноверцам политика Харуна также отличалась крайней нетерпимостью. В 806 г. он распорядился разрушить все церкви вдоль византийской границы. В 807 г. Харун приказал возобновить старинные ограничения для иноверцев в отношении одежды и поведения. Иноверцы должны были подпоясываться веревками, голову покрывать стегаными шапками, туфли носить не такие, какие носили правоверные, ездить не на лошадях, а на ослах и т. д.

Несмотря на постоянные внутренние мятежи, волнения, восстания неповиновения эмиров отдельных областей, Арабский халифат продолжал войну с Византией. Пограничные рейды арабских и византийских отрядов происходили почти ежегодно, и во многих военных экспедициях Харун лично принимал участие. При нем была выделена в административном отношении особая пограничная область с укрепленными городами-крепостями, сыгравшими в войнах последующих столетий важную роль. В 797 году, воспользовавшись внутренними проблемами Византийской империи и её войной с болгарами, Харун проник с армией далеко в глубь Византии. Императрица Ирина, регентша малолетнего сына (позднее самостоятельная правительница), вынуждена была заключить с арабам