Что такое чайлдфри по-русски? Что такое чайлдфри

Термин childfree прибился к нашим берегам с лёгкой руки западной идеологии. Прослойка людей, свободных от детей и неудобств, связанных с тяжёлыми и не всегда приятными обязанностями, объединяется в кланы посвящённых. Растущее во Всемирной паутине число сообществ, не только лоббирующих своё отношение к бездетному образу жизни, но и яростно отстаивающих его, неуклонно растёт. Высказывания часто лишены корректности и содержат ненормативные и обидные выражения, вызывающие бурю негодования у оппонентов. Главное в этом споре – отбросить ожесточение и постараться понять, что у каждого человека есть право самостоятельного выбора.

– это течение, представители которого добровольно и сознательно отказываются от детей. Это нежелание основано на идеологии, которая подразумевает свободу и бездетный образ жизни, а нежелание иметь детей вызвано исключительно в связи с конкретными моральными устоями и мыслями на этот счет и никак не зависят от проблем со здоровьем или бесплодием.

Речь идет о людях, которые имеют твердую позицию о жизни без детей: чайлдфри могут абсолютно осознанно прибегнуть к операции по стерилизации. Представители этого течения не относят себя к какой-либо субкультуре, у них нет идолов. Они просто всю свою сознательную жизнь посвящают саморазвитию и построению собственной жизни без самопожертвования в сторону детей.

Кто же такие чайлдфри?

Существуют некие отличия между слоями этого движения. Одни, определившись с выбором, не считают это проблемой, требующей обсуждения и наличия единомышленников, и продолжают двигаться своим путём. Другие постоянно муссируют эту тему, поднимая её на форумах сообществ, явно желая найти одобрение и поддержку себе подобных. Скорее всего, источник этого кроется в неприятных воспоминаниях детства или надломленной психике. Третьи – люди, которые открыто и агрессивно пропагандируют ненависть не только к детям, но и ко всему, что с ними связано. В любом случае все три категории навсегда отказались от идеи воспроизведения потомства.

История и основные причины возникновения чайлдфри

Свободный от детей образ жизни берет свое начало в США в 1970 году. Наибольшую популярность приобретает в 1990 году в период появления первой организации людей чайлдфри «для не-родителей». С этого момента течение распространяется по миру. Первоначальной причиной возникновения чайлдфри является желание эмансипантов поддержать людей, проявляющие рвение к свободе личности от обязанностей и равенству со всеми, в еще одной сфере. В противовес к термину «бездетный» возникает слово свободный от детей.

Не последними факторами в формировании человека, который осознанно отказывает себе в возможности продолжить род, является низкий уровень достатка и частые контрацептивные меры, предпринятые в прошлом. Первая причина порождает мысли о том, что человек просто не сможет дать своему ребенку то, чего он захочет, потому проще просто не иметь детей. А вторые в свою очередь не имеют возможности иметь детей, так как склонны к ряду заболеваний, порождающих бесплодие.

Причинами появления людей чайлдфри также стали такие факторы:

Некоторые нашли себя в этом течении, в связи с личностной неприязнью к детям с момента зарождения плода в организме матери и заканчивая грудным вскармливанием ребенка и его взрослением;

Люди, которые относят себя к чайлдфри, могут не то, чтобы недолюбливать детей. Они просто считают, что хорошо жить и без них, неся ответственность и заботясь только о себе, саморазвиваясь и не тратя свое время на кого-то другого;

Есть тип людей, которые поначалу не считали себя чайлдфри. Первоочередными целями для себя они видели развитие и карьерный рост, а дети потом. Со временем и возрастном они пришли к тому, что это «потом» гораздо комфортнее в интерпретации «никогда».

На чайлдфри чаще всего не влияют медицинские причины невозможности иметь детей или же религиозные убеждения, которые запрещают продолжение рода. Это люди, которые отказывают себя в этом, пребывая в полном здравии и нормальном психологическом состоянии.

Что их объединяет?

Как правило, чайлдфри – личности успешные, востребованные и хорошо обеспеченные материально. Это не только одинокие представители обоих полов, не состоящие в браке и озабоченные тем, что личные отношения не сложатся, но и семейные пары с едиными взглядами. Там, где жизнь стабильна, люди чаще прислушиваются к своим желаниям. Женщины не представляют себя в роли матери, потому что проблемы, связанные с воспитанием детей не вписываются в их расписание, а мужчины не хотят лишаться комфорта, покоя и внимания со стороны любимой. Действительно, земной путь короток, и к чему такое сомнительное счастье?

Водоворот жизненных удовольствий, интересная и высокооплачиваемая работа, отнимающая силы и время, а также стремление преуспеть в карьере подталкивают к пересмотру приоритетов. Эгоизм выступает на первый план, становится преобладающей чертой характера и заставляет крутиться жизнь только вокруг себя любимых. Инфантилизм суждений, боязнь реальных трудностей и нежелание их преодолевать определили наиболее часто выдвигаемые причины сознательного отказа от потомства:

  • боязнь родов и связанных с ними детских патологий;
  • нерешённый квартирный вопрос;
  • большие материальные затраты;
  • бессонные ночи, подрывающие силы и портящие фигуру;
  • нестабильность экономической и политической обстановки;
  • неспособность поставить на ноги малыша, если брак распадётся;
  • несовершенство медицины и образования.

Перечислять причины можно до бесконечности, некоторые из них откровенно несостоятельны. Тем не менее известные имена учёных, политических деятелей, писателей, художников и артистов пополнили плеяду добровольно бездетных. Среди них: Николай Коперник, Анна Павлова, Рене Магритт, Майя Плисецкая, Ксения Собчак, Опра Уинфри и Александра Маринина.

Статистика и наблюдения за явлением чайлдфри

Статистические данные, которые образовались после длительного изучения и наблюдения за людьми чайлдфри, свидетельствуют о следующем:

  1. Семейные пары чайлдфри – это обычные, чаще всего, здоровые семьи, которые живут в гармонии и любви. Однако отличаются от других нежеланием к продолжению рода. Такие пары путешествуют, все время работают, ищут себя, развивают любимое дело и наслаждаются обществом друг друга. Чаще всего, представители таких семей более образованы и всесторонне развиты. Оба члена семьи богаты, начитаны. Эти люди отмечаются гармонией в отношениях, всю свою нежность, ласку и любовь они дарят друг другу. Такие семьи имеют много друзей.
  2. По статистике люди чайлдфри эгоистичны, менее религиозны, не соблюдают никаких традиций, наделены индивидуализмом и порой жестокостью. Эти люди берегут свое личное пространство, время. Всю энергию они направляют на решение своих собственных проблем, а в случае минутных желаний проявить какие-то чувства, они могут смело завести домашнее животное и всю накопившуюся любовь отдать братьям нашим меньшим.

Люди чайлдфри не показывают своих желаний и убеждений в этом плане, чаще всего, их окружение даже не подозревает о том, что они относятся к таковым. Свобода от детей делает женщин более избирательными, а мужчин серьезными и собранными. Эти люди продумывают каждый свой шаг и планируют все, начиная временем и заканчивая деньгами. Они стабильны в своих мыслях, много читают, имеют завышенные запросы к жизни и обществу, в котором находятся.

В заключение следует сказать, что осуждать людей чайлдфри нельзя. Каждый сам выбирает свой путь. Кто-то пришел к этому в связи с серьезной психологической травмой и так легче, а кто-то принял это решение просто, исходя из каких-то желаний и взглядов. Люди чайлдфри по мнению защитников прав человека – это представители общества с прекрасно развитым социальным умом. Они успешны, богаты и добиваются в жизни не меньше, чем те, у кого есть дети и внуки, просто источник вдохновения и цели у них немного иные.

Сама природа наделила женщин инстинктом воспроизведения потомства. Она не прощает грубого вторжения в свои законы. Люди с традиционными взглядами на семью не представляют жизни без радости общения со своими детьми и готовы нести бремя ответственности в полной мере, считая, что в этом и заключается их великое предназначение. Более того, женщины лишённые счастья материнства по медицинским показаниям, бесстрашно вступают в изнурительную борьбу с бесплодием, не жалея ни сил, ни денег. Но в современном обществе существует и диаметрально противоположное мнение, которое даёт представление о другой стороне медали.

Не получило официального статуса в нашей стране, но собрало достаточное количество верных адептов. Элитная идеология людей, разных по возрасту, вероисповеданию, профессиональной принадлежности и социальному положению, уверенно набирает обороты. К счастью, они остаются в меньшинстве. Мнение и позиция большинства на сегодняшний день остаются неизменными.

Стоит задуматься о том, что желание иметь детей должно быть осознанным, а цели и задачи осуществимыми. Согласитесь, чем больше детей в семье, тем труднее разделить необходимое внимание на всех и, как следствие, стать хорошей матерью каждому. Семье, лишённой стабильной материальной базы, очень трудно обеспечить растущие год от года потребности детей.

Сколько малюток остаётся без материнской заботы и ласки в домах ребёнка? Сколько женщин полны равнодушия к собственным детям, не желая вникать в их проблемы? А сколько детей бросают престарелых родителей на произвол судьбы? Размышляя над этим, невольно возникает вопрос: может быть, теории небольшой прослойки людей, именующих себя чайлдфри, не так уж абсурдны? Ведь даже самая нежизнеспособная идея имеет право на существование.

Чайлдфри: почему оно возникло

34 оценок, Средняя оценка: 4.9 из 5

Комментарий программе «В центре внимания», ТВЦ

1. Почему эти молодые люди не хотят иметь детей (Ваше мнение, как психолога)?


Говоря о движении «чайлдфри» нужно ясно понимать, что люди, решившие не иметь детей и «чайлдфри» - это не одно и то же. Разумеется, это перекрывающиеся области, но никоим образом не совпадающие. Человек, принявший решение не иметь детей, если он находится в ладу с самим собой по поводу принятого решения, не испытывает непрерывной острой потребности обсуждать это решение с другими такими же людьми, тем более - заниматься агитацией собственной позиции.

Явление «чайлдфри» - нечто совершенно иное, чем просто сообщество бездетных людей. Это прослойка людей, занятых активным прорабатыванием темы собственной бездетности. Основное их занятие - взаимная бесплатная психотерапия по поводу их ранености миром, который исповедует ценности детей, детности и деторождения.

Наиболее активная составляющая движения «чайлдфри» - люди с очень тяжелым детством: жертвы родительского насилия (психологического и физического), инцеста, жестокости, воспитанники детских домов и домов ребенка. Понятно, что все, что касается детства, вызывает у них крайне тяжелые переживания, полностью подавить которые невозможно. Но работать с этими переживаниями психотерапевтически - долго, дорого и больно, да и не всем это приходит в голову. Вместо этого такой человек как бы пытается уничтожить вовне те триггеры, которые запускают невыносимо болезненные воспоминания, связанные с детским опытом. Вообще, мечта человека о мире без детей - есть, вероятно, символически выраженное бессознательное желание, чтобы такого детства, как его собственное - не было .

Отдельная, не слишком многочисленная прослойка, составляющая популяцию «чайлдфри» - люди, таким особенным образом переживающие факт собственного бесплодия. Защитный механизм типа «зелен виноград» (в научной психологии именуемый рационализацией) в данном случае приобретает вот такую, довольно уродливую форму.

Чайлдфри озабочены не столько принятием решения о бездетности, сколько своей несвободой от детской темы в целом, что вдвойне забавно, учитывая название их движения. На самом деле они «воюют» не столько за собственное право не иметь детей (ведь этого права у них никто не отнимал), сколько - за право жить в мире без детей . И поскольку это невозможно, то фрустрация вечна и поводы для гнева, а, стало быть - темы для разговоров не иссякают никогда.

Другая смежная тема, активно муссируемая в среде «чайлдфри» - как противостоять миру, который якобы пытается заставить их обзавестись детьми. Феномены этого рода в психологии носят название невротической проекции, когда человеку кажется, будто бы мир испытывает в их адрес их собственные вытесненные желания, в прямой или (как в данном случае) инвертированной форме. Так и здесь - собственное желание (условно говоря) переделать мир в бездетный выдается за желание мира навязать тебе детей и «детские» ценности.

Добавлю, что я сама родила довольно поздно и, тем не менее, не припоминаю фактов особого мирового давления в свой адрес. Скорее всего, миру было безразлично, будут лично у меня дети или нет.

2. Явление «чайлдфри» - это последствия изменений в стране или это существовало и раньше?


Безусловно, иметь много детей становится все труднее. Никто не дарит нам больше просторных квартир, не платит больших денег, не вешает на грудь орденов. Но от этого растет не число «чайлдфри», а просто число малодетных и бездетных пар. К росту популяции «чайлдфри» это прямого отношения не имеет.

3. Как стерилизация может повлиять на психику молодого человека, женщины?


Думаю, никак. Потому, что все, что могло произойти с психикой, уже произошло до стерилизации.

4. Ваши прогнозы на дальнейшее развитие этого явления - будет ли расти число «чайлдфри»?


Не думаю, что их число должно со временем расти, ведь детский психический травматизм в силу общего роста культурного уровня общества должен не расти, а уменьшаться. Хотелось бы верить, что число травматиков расти не будет. Однако, существует и обратный процесс: ценность свободы слова в современном обществе приобретает все больший вес. Поэтому даже если число «чайлдфри» уменьшится, слышно их, тем не менее, будет со временем не хуже, а лучше.

5. Почему в Европе люди с высоким уровнем жизни все меньше задумываются о детях?


Давно замечено, рождаемость обратно зависима от уровня жизни. Наиболее высокая рождаемость там, где наименее безопасно жить. Потому, что когда можешь погибнуть в любой момент, и этот стресс хронический, то нередко защищаться от него люди пытаются, «продолжаясь» в детях. Там же, где жизнь более стабильна, люди лучше слышат другие свои желания. И желание быть хорошей матерью - не последнее, а чем больше у тебя детей, тем менее хорошей матерью ты можешь быть каждому из них. Просто потому, что мама не может безболезненно делиться на 5 частей, как дождевой червь. Кроме того, современная женщина, как правило, все меньше хочет быть домохозяйкой и все больше хочет успеть самореализоваться не только в роли матери.

Спасибо Ольге Лови за консультацию и обсуждение темы.

: Время прочтения:

Или к чему приводят фразы «часики-то тикают», «чего ждем?», «теперь можно и о ребеночке подумать».

«Человек — это, прежде всего, творчество духа, а не биологическая инерция. Ради вероятности новой жизни нельзя ввергать в кризис взрослого человека, уже способного к духовной деятельности... Кроме того, достоинство личности самого ребенка требует, чтобы его рождение было выбором реализовавших себя людей, а не вынужденным шагом со стороны родителей».

Антонио Менегетти

Дословно «чайлдфри» (англ. child free) переводится как «свободные от детей». В этот термин вкладывают два значения:

  • в широком смысле — не связанные между собой люди, которые выбрали для себя бездетность;
  • в узком — это группа людей, которые объединяются для пропаганды бездетности, жестко отстаивают свои взгляды и навязывают их окружающим.

В данной статье речь пойдет о первом варианте — добровольном, личном выборе жизни без детей.

Причины нежелания иметь детей

Причины могут быть разными:

  • отношения с собственными родителями;
  • особенности личности — страх родов и ответственности, неуверенность в себе, отсутствие потребности иметь ребенка, особенности мировоззрения;
  • влияние общества — установка на карьерный рост и достижение успеха, культивирование ценности личной свободы и независимости.

Если человека излишне опекали и баловали в детстве, выстраивали мир вокруг него, ему взрослому будет сложно переключиться из режима жизни «для себя» в режим «и для другого». Он не умеет заботиться о других (иногда и о себе) и не понимает зачем.

Есть и противоположные примеры, когда причиной выступает недостаток родительской любви и заботы. Например, ведущая ток-шоу Опра Уинфри призналась: «Обо мне не заботились в детстве, и я сама не умею этого делать... Однажды я целый день присматривала за четырехлетним ребенком. Я жутко перенервничала, это был сильнейший стресс. Когда вернулась мать малыша, я почувствовала настоящее счастье. В этот момент я окончательно решила, что не хочу иметь детей никогда».

Негативно сказывается неприятие родителями пола ребенка, в первую очередь у девочек. Такие родители не покупают дочери кукол, одевают ее в мальчиковую одежду, делают ей мужские прически и играют с ней в мужские игры. Они иногда проговариваются, что хотели мальчика, иногда ребенок сам случайно узнает об этом от родственников или знакомых. Новость сильно травмирует ребенка. Отказ видеть в дочери девочку и будущую мать, выражение неприятия и отсутствие поддержки ее женственности формирует глубинное неприятие собственного пола и самим ребенком, нарушает его половую идентичность.

Не менее пагубным оказывается возложение на ребенка несвойственной его возрасту роли и ответственности. Например, если при недееспособности или отсутствии матери ее роль в семье берет на себя дочь. Хлебнув столь нелегкого для ребенка «материнства», не каждая готова повторить этот опыт и невольно проецирует его на собственную семью.

С молодого возраста девушки слышат от близких или даже малознакомых людей: «Когда думаешь рожать? Чего ждем? Вот у меня в твои годы...» В данном случае нежелание иметь детей у женщин в психологии означает закономерную реакцию психики на давление извне. Как сказала одна девушка: «При подобных вопросах у меня ощущение, будто меня раздели и прилюдно изучают мои репродуктивные органы». Под давлением человек вынужден отстаивать личные границы, как и право на самоопределение. Крайний вариант самоопределения — нежелание иметь детей, а иногда и ненависть к ним.

Многие слышали от родителей фразы: «Мы посвятили тебе свою жизнь, потратили на тебя лучшие годы!». Подобные фразы формируют установку, что родительство — это тяжкое бремя, которое мешает прожить яркую и счастливую жизнь.

Чайлдфри — это навсегда?

Желание или нежелание иметь детей не обязательно формируется в детстве на всю жизнь, иногда человек меняет свое мнение. В 80-х в Австралии провели исследование, в котором испытуемым дважды задавали вопрос «Хотите ли вы иметь детей?». Первый раз, когда испытуемым было около двадцати лет, второй — когда им исполнилось по тридцать. Результаты сравнивали по двум параметрам: во-первых, появились ли у них дети, а во-вторых, как изменилось их желание или нежелание иметь детей.

За десять лет среди чайлдфри появились те, кто сказал: «Теперь я хочу иметь детей». Это не обязательно означало то, что к этому моменту у них появились дети. С другой стороны, небольшая часть тех, кто в двадцать лет хотел иметь ребенка, так и не завел детей.

Чайлдфри — это безответственно?

Когда чайлдфри обвиняют в безответственности, они возражают, что куда безответственнее рожать и растить малыша без любви и привязанности. Вот как прокомментировала это одна актриса:

«В отличие от многих коллег, я не считаю, что после родов будет трудно, а то и вовсе невозможно вернуться в профессию. И всё же для меня рождение ребенка стало бы шагом назад: моя мечта — это интересные роли, а не дети. Но несмотря на то, что я прекрасно нахожу общий язык с детьми, я не хочу иметь детей. Они требуют колоссальной отдачи энергии, ребенок — это не то, что можно вернуть, подарить или поменять, он останется с тобой навсегда. К сожалению, многие родители и те, кто хочет ими стать, забывают об этом. Такая позиция мне видится менее зрелой, чем выбор чайлдфри: зачем мучить себя и ребенка, если я чувствую, что он будет меня ограничивать?»

Родительство — это не обязанность, а возможность. Иметь или не иметь ребенка — личный выбор каждого. Человек не всегда делает этот выбор осознанно, никто не вправе отнимать его.

Чайлдфри и чайлдхейт

Кто такие чайлдфри разобрались. Но есть еще одно отдельное и наиболее радикальное движение без детей — «чайлдхейт» («детоненавистники»). Если рядовой чайлдфри терпимо или с симпатией относится к чужим детям, для чайлдхейт это немыслимо. Чайлдхейтеры неприкрыто выражают ненависть и презрение ко всему, что связано с материнством и детством.

Их неприязнь к детям и родителям выражается в грубой и неадекватной форме, что приводит к виртуальным потасовкам на форумах и в соцсетях, к скандалам в общественных местах. Чайлдхейтеру ничего не стоит прилюдно обозвать путающегося под ногами ребенка «личинкой» или «свиненышем», а его мать — «безмозглой овуляшкой», «ходячим инкубатором» или «свиноматкой». Доходит и до рукоприкладства.

Жаль, что дурная слава чайлдхейт распространяется и на прочих чайлдфри. Основная и более лояльная к детям часть чайлдфри, вопреки расхожим мифам, — адекватные и достойные люди, а не несчастные и одинокие неудачники, подрывающие основы семьи.

Как понять, что я хочу детей

Чтобы понять, вы чайлдфри или нет, искренне ответьте себе на вопросы:

  1. Вы видите себя в роли матери (отца)? Или только женщины (мужчины), супруга, профессионала?
  2. Вы хотите «продлить себя» в новом человеке? Что вы можете ему дать?
  3. Вы достаточно сильно любите детей, чтобы позволить им навсегда изменить вашу жизнь?
  4. Вы любите этот мир? Вы доверяете ему настолько, чтобы привнести в него новую жизнь?

Если ответить на вопросы самостоятельно не получается, поговорите с близким другом (который способен принять любую вашу позицию) или с психологом.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Чайлдфри. Женщина не хочет детей? Почему современные женщины не хотят детей? Чайлдфри разбор.

Субтитры

Этимология и применение

Термин «childfree » возник в США в противовес слову «childless » («бездетный»). На волне эмансипации защитники прав человека придумали термин childfree (детосвободный), утверждая, таким образом, что отсутствие детей - это привилегия развитого социума .

История слова несколько неясна; по мнению журналиста «Русского Newsweek» Елены Черненко, слово было введено в 1970-х Национальной Организацией для Не-Родителей США (ныне не существующей) . Популярность приобрело в 1990-е, когда Лесли Лафэйетт сформировала одну из первых современных групп чайлдфри, the Childfree Network .

Причины

Сознательная бездетность предполагает веские основания для такого решения. Исследователи выделяют следующие типы чайлдфри:

  • «Реджекторы» испытывают неприязнь к детям как к таковым и всему, что связано с процессом деторождения и грудного вскармливания.
  • «Аффексьонадо» дети представляются лишней обузой, помехой; для аффексьонадо важно не то, что дети им не нравятся, а то, что им очень хорошо жить без них.

Также следующие два типа людей «с натяжкой» относят к чайлдфри :

  • «Волнообразные отказники» всё время меняют решение, хотят они детей или же не хотят, а в условиях современной контрацепции детей они так никогда и не имеют.
  • «Постоянные откладыватели» всё время откладывают рождение детей, стремясь в первую очередь сделать карьеру и устроить жизнь, и постоянное «потом» перерастает в «никогда».

Ф. Н. Ильясов объясняет феномен чайлдфри угнетенностью полового и репродуктивного поведения, приводящей к репродуктивной импотенции, по причине низкой устойчивости субъекта к стрессу конкуренции, разрушающего механизмы репродуктивного целеполагания, а также нарушения половой социализации. «Репродуктивная импотенция - это нежелание или невозможность иметь детей, вследствие неспособности реализовывать те или иные виды репродуктивных действий» .

Чайлдфри в США

В Америке чайлдфри являются устоявшимся феноменом. Сознательно бездетные как социально-демографическая категория имели место задолго до распространения чайлд-фри. Лишь с недавнего времени они начали развивать социальные сети, чтобы противостоять давлению общества, которое не готово понять и принять их образ жизни. В США в целом уже более 40 организаций, объединяющих чайлдфри, каждая из них насчитывает несколько тысяч участников. Согласно исследованиям американского Национального Центра Статистики Здравоохранения, ежегодно увеличивается процент женщин, сознательно не желающих иметь детей: на сегодняшний день до 25 %. Среди белых женщин с высшим образованием процент чайлдфри гораздо выше, чем среди прочих .

Чайлдфри в России

Чайлдфри для России достаточно новое явление. Однако исследователями отмечается, что на сегодняшний день в социальной сети «ВКонтакте » существует чуть более десяти (по состоянию на конец марта 2016 года - более 40 [ ]) открытых для публичного просмотра групп о движении чайлдфри и примерно столько же закрытых. Многие из них стали закрытыми для публичного просмотра после привлечения внимания к ним со стороны СМИ . Данные сообщества насчитывают тысячи активных участников - сторонников идеологии .

Противники движения чайлдфри - люди с традиционным взглядом на семью - нередко характеризуются в интернет-сообществах чайлдфри пейоративно . Как отмечает в своём исследовании лингвист Ю. А. Антонова, «чужие» для представителей интернет-сообщества чайлдфри - это «пролайферы» (люди, выступающие за запрет абортов и контрацепции), в том числе представители Русской православной церкви , общество, которое навязывает традиционные стереотипы семейного счастья (подруги, родители, родственники, коллеги), «невоспитанные дети» («огрызки», «опарыши»), «безответственные родители» («плодятся и штампуют новое человеческое мясо»), многодетные матери («свиноматки», «овуляхи», «детоматки», «размноженцы», «детные», «инкубаторы», «подтирушки», «плодячки», «коровы, рожающие, чтобы их доили», «крысомамки») . В свою очередь, люди с традиционным взглядом на семью зачастую бывают резки к чайлдфри («эгоисты», «люди с психологической травмой», «детоненавистники», «бездетные, защищающие собственную неполноценность», «геи», «лесбиянки», «лица, подкупаемые США с целью уничтожить русскую нацию») .

В 2013 г. прокуратура Санкт-Петербурга сообщила, что руководство «ВКонтакте» заблокировало по её требованию несколько групп и один личный аккаунт , в которых общались сторонники идеологии чайлдфри, сознательно отказывающиеся от деторождения. Прокуратура сочла, что сообщества пропагандировали нарушение прав несовершеннолетних: в них, в частности, «содержалась крайне негативная информация, призывающая к противозаконным действиям по отношению к детям и матерям», а также «отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям» .

Статистика и исследования

Эксперименты Дж. Кэлхуна

В обсуждениях чайлдфри иногда упоминаются проведённые в 1960-70 гг. этологом Дж. Кэлхуном эксперименты над грызунами, в которых стабильно прекращалось деторождение и колония полностью вымирала (наиболее популярен эксперимент «Вселенная-25 », где цифра - порядковый номер эксперимента). В этих экспериментах для мышей создавались идеальные условия, мышиный рай, в котором грызунам не надо было заботиться о еде, воде и болезнях. Первоначальный взрыв рождаемости со временем замедлялся, а мыши начинали демонстрировать девиантное поведение : самцы проявляли пассивность и всё меньше заботились о самках, самки начинали проявлять нервозность и агрессию, часто к своим же детёнышам, и нередко отказывались от деторождения, появились «отверженные» самцы-подростки, не нашедшие социальной роли в мышиной иерархии (предыдущие мыши не успевали умирать). Дальнейший ход эксперимента приводил к появлению мышей, способных только к самому примитивному поведению. Эти мыши, названные «красивыми» из-за отсутствия ран от драк, только ели, пили, спали и следили за внешностью, проявляя, по выражению учёных, «легендарный нарциссизм и самолюбование». «Красивые» избегали конфликтов и выполнения любых социальных функций, в том числе стремления к деторождению. Кэлхун назвал отказ таких особей от сложных поведенческих паттернов «смертью духа». В дальнейшем смертность молодняка составила 100 %, количество беременностей сокращалось до нуля и популяция вымирала .

Полемика

Религиозное

Имели место внутрицерковные дебаты о том, подлежит ли образ жизни чайлдфри осуждению. Религиозные консерваторы говорили, что это - восстание против Бога. Папа Иоанн Павел II постановил, что женатые пары, желающие быть бездетными, осуждены. Христианский автор Альберт Мохлер говорит «Парам не дана возможность выбора бездетности, согласно библейскому откровению. Напротив, нам приказано принимать детей с радостью, как Божьи дары, и растить их с заботой и страхом Божьим». Служители церкви подходят к этой теме так же осуждающе, как к гомосексуалистам , гомосексуальным парам и однополым бракам . Они называют чайлдфри «заражёнными» и «бесплодными язычниками».

Контрацепция и стерилизация

Критики идеи о равноправии «чайлдфри» с родителями или о господдержке образа жизни «чайлдфри» возражают, что для общества, для государства рождение детей является необходимым условием существования, что и объясняет помощь родителям, особенно многодетным, и отсутствие помощи «чайлдфри», а также внимание со стороны СМИ:

Реальность такова, что тот, кто сделал для общества нечто важное, всегда имеет приоритет. Тот, кто воевал - перед теми, кто нет. Фронтовик вошёл - все встали. Конструктор, изобретший космическую ракету, будет жить в академгородке и получать «академическую» пенсию, а вы - нет .

Как движение

Растущая политизация и внимание СМИ привели к появлению второй волны организаций чайлдфри, являющихся политическими во всех отношениях. Хотя множество неудачных попыток создать группу влияния предпринимались в США, первой появилась британская организация, известная как Kidding Aside . Становясь все более «громким» и организованным, движение чайлдфри пока ещё имеет незначительный политический вес и борется за то, чтобы его воспринимали серьёзно. В России данное движение массового понимания также не встречает.

Однако данное направление встречает также и сторонников, среди которых не редкость и молодые люди.

Кто такие чайлдфри? Личная свобода, женское здоровье, финансовое благополучие и крепкая нервная система – казалось бы, что может быть ценнее?

Однако за подобное счастье, по мнению последователей идеологии «чайлдфри», нужно расплатиться радостью материнства и отцовства. Движение childfree – это осознанный отказ людей заводить детей и продолжать свой род.

Чайлдфри: кто это такие и как появились

Термином childfree (с англ. «свободный от детей») можно назвать конкретного человека, движение или саму идею отказа от потомства.

В основе идеологии – индивидуализм, нежелание брать на себя лишнюю ответственность и как-либо ограничивать себя в удовольствиях, которыми располагает жизнь.

Многие участники движения считают это допустимым, «здоровым» . Они активно пропагандируют идею, что бездетность – это и есть радость.

Нужно понимать, что это – сознательная позиция, твердая, непоколебимая и добровольная. Нельзя назвать чайлдфри девушку, которая не может забеременеть по медицинской причине. Или семейную пару, которая временно не хочет детей и пока строит карьеру.

Если раньше тяга к материнству считалась врожденной, естественной для каждой представительницы слабого пола, то в пору феминизма «основной инстинкт» был опровергнут.

Сыграли свою роль и сексуальная революция, и изобретение надежных и доступных контрацептивов. Теперь дамы могут самостоятельно распоряжаться своим телом и получать удовольствие от интимных игр, не рискуя забеременеть.

Первая группа, занимавшаяся пропагандой бездетности, появилась в Америке в начале 90-х годов прошлого века.

Этот термин возник не случайно: в те времена бездетная (childless) семья считалась обделенной, неполноценной. Но сторонницы эмансипации и борцы за права женщин ввели противоположное по сути понятие – childfree.

Основательница группы Лэсли Лафайет воспользовалась термином, придуманным еще в 70-х, и дала идее новый толчок. Он должен было объяснить всем, что бездетность – не порок, а счастье для тех, кто выбрал ее сознательно.

Отказ рожать отпрысков преподносился энтузиастами, как высшая степень эволюции социума. Своеобразная привилегия для тех, кто более развит .

Общество против чайлдфри: причины конфликта

Статистика неумолима: если в 1995 году лишь 6% женщин поддались феминистической идее «дето-свободы», то сегодня их количество выросло до 25% . Для Америки и некоторых других стран это критично с точки зрения демографии.

Отношение со стороны консервативных обществ к чайлдфри резко-негативное. Дело в том, что в ходе пропаганды бездетного образа жизни происходит обесценивание, порицание .

Движение чайлдфри заявляет о своих принципах громогласно и со всех трибун, затуманивая несформировавшийся подростковый мозг и вызывая у юных девушек отвращение к материнству.

Чтобы привлечь больше соплеменников в свои ряды, основательницы групп сравнивают многодетных мам и свободных бездетных. В их статистике выставляется на показ, что чайлдфри – самодостаточные, успешные дамы, с высоким интеллектом, отменным образованием, виртуозной карьерой, собственным бизнесом.

В противовес идут женщины-мамы – якобы отказавшиеся от работы мечты, не закончившие вуз, вынужденно ставшие домохозяйками и живущие ради одобрения супруга и ребенка.

Негативно относится к чайлдфри и церковь, как православная, так и католическая. Папа Римский неоднократно утверждал, что осуждает тех, кто женат и добровольно отказался от продолжения рода.

Цитируя писание, он уверил всех, что Библия велит людям принимать детей с радостью, любовью и заботой, и никому не дана возможность самолично выбирать бездетность . Ведь для верующих деторождение – это еще один способ познать Бога.

Откуда берутся чайлдфри

Типичные чайлдфри – здоровые люди в среднем от 27 до 45 лет, твердо определившиеся в данной жизненной позиции. Это не случайно: в возрасте от 18 до 25 девушки и парни еще размышляют, поглядывая на семейный пример.

Они не знают точно, хотят ли иметь детей. Если за это время даме не пришлось забеременеть, она может склониться к идее бездетности на всю жизнь.

Нельзя утверждать, что статус чайлдфри – непоколебим. Многие респонденты, в 20-25 лет уверявшие, что не желают иметь потомство, к 35 годам кардинально меняли решение. А юные мечтатели к тридцати становились циниками и детофобами.

Традиционно в потенциальные чайлдфри записывают тех, кто имеет солидный доход и хорошее образование и является атеистом . Однако сегодня и ординарные религиозные домохозяйки часто становятся на путь «свободы от детей».

Вид замужних подруг, погрязших в памперсах и ипотечных долгах, вносит свою лепту. А успешная карьера, любовь к походам и путешествиям, спортивный настрой и ассортимент амбиций становятся завершающим акцентом.

Почему чайлдфри отказываются от детей

Параллельно с яростной пропагандой своей позиции, свойственной феминизму как таковому, чайлдфри составляют собственные списки причин «добровольной бездетности».

В топе их аргументов против материнства:
1. Изменение тела.
2. Проблемы со здоровьем после родов.
3. Отсутствие выгоды для себя.
4. Множество разноплановых ограничений.
5. Отвращение к маленьким детям.
6. Необходимость больше зарабатывать (и меньше тратить на себя), чтобы обеспечить потомство.
7. Шум, грязь, беспорядок и невозможность сосредоточиться.
8. Несовершенство мира, в котором нет места для невинных крох.
9. Неспособность совмещать материнство и успешную карьеру.
10. Разрушение брака и чувственных отношений супругов.
11. Личная несвобода, зависимость от желаний и потребностей маленького человека.
12. Боль в процессе деторождения.
13. Принудительный отказ от самореализации.

Существуют и спокойные чайлдфри, не пытающиеся обернуть в свою веру большинство. Они гордятся тем, что подошли к выбору самостоятельно, ответственно и рационально.

Уверяют, что просто не чувствуют себя готовыми дать ребенку то, в чем он будет нуждаться. Они отстаивают свое право быть теми, кем хотят, и решать семейный вопрос без давления со стороны социума, родителей или традиционалистов.