Бунин "Листопад" презентация к уроку по чтению (4 класс) на тему. И.А.Бунин "Листопад" презентация к уроку по чтению (4 класс) на тему Презентация на тему бунин листопад


Задачи урока Познакомить с жизнью и творчеством И.А. Бунина Познакомить с жизнью и творчеством И.А. Бунина Учить чувствовать поэтический мир Учить чувствовать поэтический мир Пополнить словарный запас обучающихся Пополнить словарный запас обучающихся Развивать речь,память,мышление, воображение Развивать речь,память,мышление, воображение


Бунин Иван Алексеевич Родился 22 октября 1870 г. в Воронеже в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Детские годы Бунин провёл частью в Воронеже, частью в наследственном поместье под Ельцом (ныне в Липецкой области). Впитывая от родителей, от дворовых предания и песни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Поступив в 1881 г. в Елецкую гимназию, Бунин был вынужден в 1886 г. её оставить: не хватало денег, чтобы платить за обучение. Курс гимназии, а частью и университета проходил дома под руководством старшего брата, народовольца Юлия.


Широкое признание пришло к нему с выходом в свет повести «Деревня» (1910 г.), где показана современная писателю сельская жизнь. Разрушение патриархального быта и стародавних устоев изображено в произведении с редкой по тем временам жёсткостью. Конец повести, где свадьба описана как похороны, обретает символическое звучание. Вслед за «Деревней», на основе семейных преданий, была написана повесть «Суходол» (1911 г.). Здесь с величественной мрачностью изображено вырождение русского дворянства


В годы Второй мировой войны Бунин жил в Грассе, жадно следил за военными событиями, бедствовал, прятал от гестапо в своём доме евреев, радовался победам советских войск. В это время он писал рассказы о любви (вошли в книгу «Тёмные аллеи», 1943 г.), которые сам считал лучшим из всего им созданного. Послевоенное «потепление» писателя к советской власти было недолгим, но оно успело поссорить его с многими давними друзьями. Последние годы Бунин провёл в бедности, работая над книгой о своём литературном учителе А. П. Чехове.



















Средства выразительности Эпитет - Эпитет -это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету. Эпитет представляет собой сравнение и может быть выражен как именем прилагательным, так и cуществительным, глаголом или наречием. Спавнение -образное выражение, в котором одно явление, предмет, лицо уподобляется другому. Олицетворение -глагол, употребленный в переносном значении, который переносит действие живого существа на другие предметы.









Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МБОУ «Николаевская СОШ“ филиал Белянская ООШ Урок литературного чтения И.А. Бунин "Листопад". Учитель: Королёва Татьяна Александровна, I квалификационная категория

Цель: создавать условия для глубокого целостного восприятия и осмысления поэтического текста. Задачи: 1. Познакомить учащихся с произведением И.А. Бунина «Листопад». 2. Совершенствовать умения анализировать изучаемое произведение. 3. Продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения. 4. Развивать образное мышление, речь, воображение. 5. Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному. 6. Воспитывать любовь к поэзии русских поэтов и красоте родной природы.

Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Сядем прямо, не согнёмся, За работу мы возьмёмся. Придумано кем-то просто и мудро. При встрече здороваться «Доброе утро». И каждый становится добрым, доверчивым, И доброе утро длится до вечера.

Воронеж, Большая Дворянская – на этой улице родился И.А. Бунин

Елецкая гимназия

Вручение И.А. Бунину Нобелевской премии. Стокгольм, декабрь 1933 года.

Домик-музей И.А. Бунина. г. Елец

И.А.Бунин « Листопад »

Словарно-лексическая работа. Объясните значение слова: Завороженный – очарованный, околдованный. Подберите синонимы к словам: Лиловый – фиолетовый, сиреневый. Золотой - жёлтый Багряный – тёмно – красный. Лазурь – светло-синий цвет, синева.

Языковые средства художественной выразительности Сравнения Олицетворения Эпитеты

– изображение явления путём сопоставления его с другим. Сравнение

Терем – в древности на Руси дом в виде башни.

Художественное определение предмета, помогающее нарисовать его существенные признаки. Эпитет

Изображение неодушевлённых предметов в виде живых существ, способных говорить, чувствовать. Олицетворение

Домашнее задание. 1. Выучить понравившийся отрывок наизусть 2. Творческая работа «Проба пера» р.т. стр.38 задание 5.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация-конспект литературного чтения Н.Носов «Живая шляпа"» во 2 классе и ИЗО «Домашние животные» в 3 классе.

Презентация и конспект урока литературного чтения (2 класс) и ИЗО (3 класс) для малокомплектной начальной школы....

Презентация урока литературного чтения в форме игры "Литературное лото"

Игра проводится на уроке литературного чтения (урок закрепления и систематизации знаний). Класс делится на команды (по 2-3 человека) Учитель заранее готовит игровое поле и фишки (для каждой кома...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Класс: 4

  • формированием навыка анализа поэтического текста, продвигать учащихся в постижении художественного образа произведения, учить соотнесению словесного и зрительного образов произведений, постепенно вести детей от элементарного восприятия стихов к пониманию их стилистических особенностей, обогатить словарный запас учащихся;
  • развивающие : развивать речь на примере анализа поэтического произведения, развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение, умение рассуждать и обосновывать свои суждения, развивать индивидуальные особенности учащихся;
  • воспитательные : воспитывать чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней, вызвать радость общения с поэзией.

Оборудование: портрет И.А. Бунина. Репродукция картины И.Левитана "Золотая осень", рисунки с изображением осени, слайды к стихотворению "Листопад" И.А. Бунина.

Ход урока

Проверка домашнего задания.

Чтение стихотворения И.С.Никитина "В синем небе плывут над полями:".

Какие эпитеты выписали из стихотворения?

1. Введение в тему урока.

Послушайте отрывок стихотворения и подумайте о чём пойдёт речь на уроке.

Художница-осень взмахнула кистью,
Жёлтым обрызгала лёгкие листья,
Небо пронзила сизо-лиловым,
Речку покрыла лаком свинцовым.
Из пёстрых узорчатых листьев клёна
Ковёр расстелила на фоне зелёном.

Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (об осени, мы будем читать стихи, будем рассматривать осенние картины).

Дети, мы с вами уже на протяжении нескольких уроков читаем стихи. Не наскучило ли вам это занятие? Почему? (стихи красивые, их легко читать, они быстро запоминаются, в них описывается красота родной природы).

Неужели, чтобы полюбоваться красотой родной природы, нужно обязательно читать стихи, не проще было бы выйти на улицу и увидеть эту красоту? Почему мы не всегда замечаем красивое в окружающей нас природе?

3. Сообщение темы урока.

Сегодня мы вновь отправимся в замечательный мир поэзии, постараемся увидеть некоторые картины осеннего леса глазами И.А.Бунина, разобраться в его чувствах и настроениях.

4. Знакомство с биографией поэта.

Сообщение ученицы:

Иван Алексеевич Бунин родился в 1870г. в Воронеже в дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении на хуторе Бутырки Орловской губернии. В 1881г. поступил в Елецкую гимназию, которую оставил через 4 года из-за болезни. В печати впервые выступил в 17 лет. Оставил богатое наследство своего литературного творчества о радости жизни, любви человеческой. В 1933г.

Бунину присуждена Нобелевская премия в области литературы, деньги от которой он пожертвовал нуждающимся писателям.

5. Работа над стихотворением.

а) -На улице снег, мороз, а мы с вами отправимся в осенний лес. Послушайте стихотворение и подумайте с каким настроением автор его писал. Выразительное чтение учителем. - Какие чувства вы испытали? Кому из вас захотелось побывать в том осеннем лесу, который описывает Бунин, побродить по осенним лесным тропинкам, почувствовать запахи осеннего леса, услышать его звуки?

б ). Перечитывание про себя. Найдите непонятные слова.

в) Лексическая работа. Работа в группах с толковым словарём. Терем - в Древней Руси высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками (с.795).

  • Лиловый - цвета фиалки или тёмных соцветий сирени, фиолетовый (с.327).
  • Багряный - красный густого, тёмного оттенка (с.33).
  • Лазурь - светло-синий цвет, синева (с.318). Слайд 2.

г) Выборочное чтение.

Анализ стихотворения.

1. - Прочитайте ещё раз стихотворение и насладитесь красотой осеннего леса. Постарайтесь представить, о чём пишет Бунин.

На какие части можно разделить этот отрывок? Докажите свою мысль.

2. Анализ первой части отрывка. Слайд 3.

Давайте повнимательнее рассмотрим первую картину осеннего леса. Каким автор изобразил лес? Прочитайте описание леса. Что напомнил осенний лес Бунину? Что же особенно его удивило? Почему он сравнивает лес с расписным теремом? Что общего между ними?

Кто в природной тишине является одушевлённым? Как называется этот приём в художественной литературе?

Что называется олицетворением ? (Олицетворение - перенос значения по сходству признаков с одушевлённого предмета на неодушевлённый).

Какие ещё языковые средства использует автор? (эпитеты). (Повторить в парах).

Работа в группах . Учащиеся находят эпитеты. Игра "Кто больше?"

Физкультминутка "В лесу". Слайд 4. 3.

Что же представляют собой стены бунинского терема? (деревья). Что же ещё в лесу похоже на терем? (берёзы с жёлтою резьбой). Объясните это выражение.

Что автор пишет о ёлочках? Почему автор использует такое сравнение? На что похожи ёлочки? (на башни терема). Какие ещё деревья использует автор в качестве строительного материала для своего терема? (клёны). Итак, терем почти готов: стены - деревья, башни - ёлочки, резьба - берёзы с их жёлтыми листочками.

Чего не хватает в этом лесном тереме? (окон). Прочитайте, как выглядят окна бунинского терема? Что заметили? (автор использует сравнение). Почему появились эти оконца? Для чего же поэт использует сравнения в стихотворении?

Как называет автор окна? (оконца). О каком качестве поэта это говорит? Где ещё можно найти подтверждение этой мысли? (ёлочки). Как вы прочитаете эти слова (ласково, с любовью). - А теперь закройте глаза и представьте эту картину осеннего леса .

Расскажите, что увидели, чем пахнет в осеннем лесу? Прочитайте, какие запахи почувствовал Бунин? Вот видите, и пахнет в осеннем лесу, как в новом тереме.

Вот и давайте попробуем открыть И.А.Бунина, понять его настроение.

Найдите строки, в которых вы чувствуете его отношение к этой картине

1) он удивляется, восхищается "лес, точно терем расписной"

2) он любуется, любит то, о чём пишет "оконца", "ёлочки"

3) он радуется, ему весело: "весёлой, пёстрой"

6. Вывод по 1 части. - В каком образе предстала осень?

7. Физкультминутка для глаз.

8. Анализ 2 части отрывка. Слайд 5-7.

А теперь давайте вглядимся в другую картину осеннего леса. Какова здесь осень? (грустная) Как вы догадались? (и осень тихою вдовой). О чём грустит осень? Найдите слово, которое повторяется несколько раз. Что хотел показать этим повтором автор? (что вся эта красота скоро закончится). Случайно ли это?

Какие слова-краски в этой части использует автор, чтобы описать осень?

Прочитайте эпитеты, которые помогают представить картину пустеющего осеннего леса (пустая поляна, белый мотылёк, последний лепесток).

А как меняются сравнения в этой части? Прочитайте (воздушной паутины ткани, блестят, как сеть из серебра, словно белый лепесток). Подчеркните их.

Как он пишет о тишине? Найдите слова, которые помогают нам представить, услышать эту тишину (вступает тихою вдовой, мотылёк замирает, мёртвое молчанье).- Не заметили ли вы какое слово усиливает эту тишину? (так, такое). Так, значит, ничто не нарушает эту тишину? (нет, нарушает).

Докажите (что можно в этой тишине расслышать листика шуршанье).

А сейчас прочитайте хором эти строчки так, чтобы под ногами зашуршали листья. Не заметили ли вы какие звуки помогают услышать шуршанье? (ж, ш, ч). Такой приём в художественной литературе называют "АЛЛИТЕРАЦИЯ"

Что же это такое? Прочитайте. (чтение правила). Слайд 8. (Специальный подбор согласных звуков для создания определённой картины, более точного описания образа называется звукописью, или аллитерацией.)

Какая же картина, нарисованная Буниным в этой части, возникла в вашем сознании? (Я представляю:)

В каком образе выступает осень в этой части?

9. Работа с репродукцией картины И.Левитана "Золотая осень", 1895г.

Что изобразил художник? О чём эта картина?

Какие деревья здесь занимают центральное место?

Что изображено на дальнем плане? Когда лес бывает таким?

Как догадались, что день солнечный? Различается цвет неба?

Что вы почувствовали, глядя на репродукцию картины?

Вы правы, дивно изображение у Левитана золотой осени. Радостное восприятие жизни звучит в его картине.

Сравните изображение осени в стихотворении и на картине. Что у них общего?

10. Работа над выразительностью. - На что надо обратить внимание, чтобы прочитать стихотворение выразительно?

1. Темп чтения.

2.Тон чтения.

3. Логические ударения.

Работа в парах. Учащиеся выбирают необходимый темп и тон чтения, объясняют свой выбор, выделяют слова, на которые падает логическое ударение, расставляют паузы. Подготовьтесь прочитать стихотворение выразительно. Постарайтесь передать своё отношение к картинам осеннего леса в стихотворении Бунина.

Чтение стихотворения несколькими учениками вслух. (учащиеся оценивают чтение в соответствии с критериями чтения.

11. Итог урока. - Со стихотворением какого поэта мы сегодня познакомились?Что вы запомнили о И.Бунине? Слайд 9.

- Какие языковые средства использовал автор в стихотворении?

Помогли ли вам картина Левитана и стихотворение И.А.Бунина по-новому увидеть природу? Какие же картины осеннего леса нарисовал поэт с помощью слов-красок?

В учебнике нет иллюстрации к этому стихотворению. Что бы вы нарисовали? (Словесное рисование стихотворения учащимися).

Каким настроением проникнуто это стихотворение?

Домашнее задание:

Выразительное чтение стихотворения, отрывок наизусть. Нарисовать осенний лес (по желанию).

Урок литературного чтения в 4 классе

И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями…» 1.Какие облака плывут над полями? а) молочно-белые б) с сизыми краями в) с золотыми краями г) лёгкие, как пёрышки

2.Какое время дня описывает поэт? а) вечер после захода солнца б) закат в) раннее утро 3.Какое время года описывает поэт? а) лето б) весну в) зиму г) осень

4.Какую погоду описывает поэт? а) пасмурную б) ясную в) дождливую г) снежную 5.С чем поэт сравнивает месяц? а) с серебряным подносом б) со стальным серпом в) с огненным шаром

6.Чем месяц обдаёт лес? а) серебряным дождём б) красным заревом в) волнами тихого света 7.Каким поэт называет золотое сиянье звёзд? а) ослепительным б) таинственным в) манящим г) кротким

8.С чем поэт сравнивает окружающую природу? а) с замком б) с теремом в) с храмом г) с песней 9.Что делает поэт? а) зачарованно слушает музыку природы б) в восторге молится от души в) купается в лучах лунного света

И.И.Левитан «Золотая осень»

И.А.Бунин «Листопад»

ИНТОНАЦИЯ Сила голоса Слова-перечисления Вопросительные предложения Тон Доброжелательный Ласковый Заворожённый и др. Темп Нормальный Медленный Убыстрённый Быстрый и др. Ритм Пауза Грамматическая Логическая Ритмическая Логические ударения

Изобразительные средства языка олицетворение сравнения эпитеты

сравнения Лес, точно терем Ёлочки, как вышки Просветы в небо, что оконца Паутина, как сеть Мотылёк, как лепесток

эпитеты Терем расписной Лиловый,золотой,багряный Весёлой,пёстрою стеной Жёлтою резьбой В лазури голубой Ёлочки темнеют,синеют В листве сквозной Тихою вдовой В пёстрый терем На пустой поляне

олицетворение Лес стоит стеной Берёзы блестят Лес пахнет дубом и сосной Осень тихою вдовой вступает Мотылёк замирает Расслышать листика шуршанье

Словарь настроений торжественное восторженное очарованное радостное радужное весёлое светлое Лес,точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, ёлочки темнеют, А между клёнами синеют То там,то здесь в листве сквозной, Просветы в небо,что оконца. восхищённое восторженно- радостное

Сегодня на пустой поляне, Среди широкого двора, Воздушной паутины ткани Блестят,как сеть, из серебра. лёгкое светлое нежное

Сегодня целый день играет В дворе последний мотылёк И,точно белый лепесток, На паутине замирает, Пригретый солнечным теплом. игривое нежное светлое умиротворённое тёплое

Сегодня так светло кругом Такое мёртвое молчанье В лесу и в синей вышине, Что можно в этой тишине Расслышать листика шуршанье. светлое спокойное умиротворённое нежное

И.А.Бунин «Листопад»

Лес, точно терем _________, Лиловый, золотой, ________, Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной. Берёзы жёлтою ________ Блестят в лазури голубой, Как ________, ёлочки темнеют, А между клёнами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что ________. Лес пахнет дубом и ________, За лето высох он от солнца, И ________ тихою вдовой Вступает в пёстрый ________ свой. терем оконца вышки резьбой расписной Осень сосной багряный

Сегодня на пустой поляне, Среди широкого двора, Воздушной ________ ткани Блестят, как сеть из ________ . Сегодня целый день играет В дворе последний ________ И, точно белый лепесток, На паутине _________ , Пригретый солнечным теплом; Сегодня так светло кругом, Такое мёртвое молчанье В лесу и в синей вышине, Что можно в этой ________ Расслышать листика __________ . серебра замирает шуршанье паутины тишине мотылёк