Автоматизация звука щ в словах и предложениях. Автоматизация звука. Артикуляционные упражнения. Из горячего колодца Через край водица льётся

ЗВУК [ Щ ]

ВНИМАНИЕ !

К работе над звуком [Щ] можно приступать, когда отработан звук [Ш]. Звук [Щ] похож по артикуляции на звук [Ш], но произносится более мягко и удлинённо, при этом боковые края языка плотнее прижаты к верхним коренным зубам, а кончик поднят (не прижат) к альвеолам.

7. Вначале можно попробовать произнести звук [Щ] по подражанию.

2. Если не получается произнести звук [Щ] по подражанию, предложите ребёнку долго шипеть, как змея: Ш-Ш-Ш. Затем предложите сильно улыбнуться и, удерживая губы в улыбке, продолжать шипеть.

Жила-была щётка. Она обожала всё чистить. Когда она работала, слышался такой звук: Щ-Щ-Щ. (Изобрази, как пела щётка.)

У щётки были сестры: сапожная, зубная и посудная щётки. Все они любили петь. Одёжная щётка пела так: ЩА, ЩА-ЩА, ЩА, ЩА. Сапожная: ЩИ, ЩИ-ЩИ, ЩИ, ЩИ. Зубная: ЩУ, ЩУ-ЩУ, ЩУ, ЩУ. Посудная: ЩЁ, ЩЁ-ЩЁ, ЩЁ, ЩЁ. Повтори по два-три раза песню каждой щётки.

ЗВУК [ Щ ] В СЛОВАХ

Задания с картинками .

7. Повтори название каждой картинки, как чистоговорку. Например, ЩИ-ЩИ-ЩИ – ЩИТ; ЩЁ-ЩЁ-ЩЁ – ЩЁТКА и т. д.

Повторяй за мной слова в разном порядке. Например: щётка - щипцы - щавель или щенок - щепка - щука - щит.

Если картинка отмечена уЩ , представь себе, что таких предметов пять, и сосчитай их. Например: один щенок, два щенка и т. д.

ЗВУК [ Щ ] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Выучи чистоговорки .

I ЩИ-ЩИ-ЩИ~вещи.2. ЩУ-ЩУ-ЩУ – тащу.ЩИ-ЩИ-ЩИ – тащи.ЩУ-ЩУ-ЩУ – угощу.

ЩИ-ЩИ-ЩИ – ищи.ЩУ-ЩУ-ЩУ – пищу.

3. ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ-ищейка.4. ЩЁ-ЩЁ-ЩЁ – ещё.ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ – угощенье.ЩЁ-ЩЁ-ЩЁ – щёлкать.

ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ – прощенье.ЩЁ-ЩЁ-ЩЁ – защёлка.

Изменяй предложения по образцу .

Я ищу щенка (ты, он, она, мы, вы, они).

Я угощаю хищника щами из овощей.

Я защищаю тщедушного щенка.

Я ищу ящик для клещей и щипцов.

Я тащу щуку.

Задания с картинками .

Придумай предложения по картинкам. Например:7. Мама надевает плащ.3. Овощи лежат в ящике.

2. Я поймал щуку.4. На столе щётка и щипцы.

ЗВУК [ Щ ] В СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Выучи скороговорки и стихи .

7. Щуку я тащу, тащу,4. Тощий, немощный Кощей

Щуку я не упущу.Тащит ящик овощей.

2. Волки рыщут, пищу ищут. 5. Два щенка щека к щеке

Щиплют щётку в уголке.

3. Тощий Тимка всех тощее,

Тоще тощего Кощея.

Он не ест у нас ни щей,Вот наши вещи.

Ни борщей, ни овощей. Вот и тощий, как Кощей.

Образуй названия профессий. Чётко выговаривай последний слог.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Щ

ЩА – ЩУ – ЩЁ

ЩУ – ЩИ – ЩЕ

ЩЁ – ЩИ – ЩЕ

ЩА – ЩИ – ЩЕ

ЩА – ЩУ – ЩИ

ЩА – ЩЁ – ЩЕ

Ща - що - щу - щи - ще
Щи - ща - що - щу - ще
Що - ща - щу - щи - ще
Ще - ща - що - щи - щу
Щу - ща - що - щи – ще

АЩ – ОЩ – УЩ

ОЩ – ЕЩ – ОЩ

АЩ – ЯЩ – АЩ

ЮЩ – ЕЩ – АЩ

ЯЩ – ЮЩ – ИЩ

УЩ – ЮЩ – ОЩ

Слова

ЩА: Угощать, пищать, обещать, восхищать, прощать, трещать, вращать, помещать, дощатый, возвращать, извещать, обобщать, вещать, замещать, обещать, дощатый, восхищаться; пища, пуща, гуща.

ЩУ: Щука, щуп, щупать, полощу, трещу, угощу, пищу, ищу.

ЩЁ: Щётка, щёлкать, щёки, ещё, защёлка, лущёный, мощёный, сгущённый.

ЩИ – ЩЕ: Щит, щи, пищит, лещи, плащи, трещит, защита, щель, щепка, ищейка, ущелье, угощенье, вращенье, прощенье, помещение, лещей, плащей.

Пуща, пища, роща, щавель, площадь, ищут, тащут, блещут, плещут, наощупь, овощи, вещи, ящики, клещи, тащит, общий, сварщик, гонщик, видящий, идущий, трещина, щипать, бурлящий, кипящий, гудящий, дымящий, дрожащий, щенок, щетина, щегол, хищник, хищный, мощный, изящный, овощной, гонщик, общий, лещ, вещь, плащ, борщ, овощ, клещ, плющ, хрящ, прыщ, помощь, хищник, изящный, товарищ, помощник.

Чистоговорки

ща, ща, ща - дайте мне борща

щу, щу, щу - я тебя ищу

щи, щи, щи - у меня клещи

ще, ще, ще - он сидит в плаще

ащ, ащ, ащ - мы купили плащ

ощ, ощ, ощ - на лугу хвощ

Ща – ща – ща, ща – ща – ща

Дождь идет - я без плаща.

Ще – ще – ще, ще – ще – ще

Нет дождя, а я в плаще.

Щу – щу – щу, щу – щу – щу

Я тебя не отыщу.

Щи – щи – щи, щи – щи – щи

Ты иди, меня ищи!

Щу – щу – щу, щу – щу – щу

Вот теперь-то отыщу.

Ащ – ащ – ащ – у меня плащ. Ущ – ущ – ущ – вырос плющ.

Ощ – ощ – ощ – вырос хвощ. Ещ – ещ – ещ – в кастрюле лещ.

Предложения

Пищащий щенок.

Считанные вещи.

Мощеная площадь.

Мигающее освещение.

Ящик для овощей.

Сияющий щит.

Сменщик каменщика.

Сущие пустяки.

Сгущеное молоко.

Вощеная бумага.

Дощатые полы.

Важное сообщение.

Устный счет.

Сосновая щепка.

Зубная щетка.

Волейбольная площадка.

Щетка в дощатом ящике.

Защелку защелкивают.

Нащипали щепы.

Защитник защищает.

Дом из щитов – щитовой.

Ткань из плаща – плащевая.

Мешок для вещей – вещевой.

Суп из щавеля – щавелевый.

Все мои вещи – щипцы да клещи.

Щетки делают из щетины.

Площадь большая, а площадка маленькая.

Трещотка трещит.

При прощании прощаются.

Щенка посадили в ящик.

Петя поймал щуку и леща.

Щавелевые щи – полезная вещь.

Замок щелкнул, и щенок остался в комнате.

Щегол щелкал и щебетал.

Каменщик велел стекольщику вынести ящик со стеклом.

Возьми клещи и вытащи из ящика гвозди.

Оля нащипала щавеля и сварила щи.

Солдаты надели плащи защитного цвета.

Сосчитай ящики с овощами.

Оля угощала щавелевыми щами и лещом.

Щетки в ящике, У кота усищи,

Щетки на ящике, У кота глазищи,

Щетки за ящиком, У кота хвостище -

Щетки под ящиком. Вот какой котище!

В роще щебечут щеглы.

Щука – хищная рыба.

Щенок пищит – просит пищи.

На ящике лежат щипцы.

Из гнезда выпал щегленок.

Связная речь

Щенок попал лапой в щель и пищал. Коля пожалел щенка. Он вытащил дрожащего щенка из щели и отнес домой. Дома щенок спал в ящике из-под овощей под плащом. Щенок любил возиться со щеткой. Он тявкал, щелкал зубами и пытался укусить щетку. Видимо, щетка казалась ему большущим щетинистым ежом.

ЩЕГЛЕНОК

Вова сидел на площадке на скамейке. Он услышал, кто-то пищит в кустах. Пищал маленький тощий щегленок. Он, видно, выпал из гнезда. Как его еще коты не съели? Вова отнес щегленка домой. В комнате щегленок осмелел. Он скакал с вещи на вещь: со стола – на диван, с дивана - на щетку в углу, со щетки – на плющ на окне. Так и остался щегленок у Вовы. По утрам щегленок будил Вову щелканьем и свистом. Вова давал щегленку пищу: насыпал щепоть семян, наливал воды. Щегленок с удовольствием съедал угощение, а потом садился на подоконник и таращился на площадь. Тщетно хищные коты подползали к окну. Стекло надежно защищало щегленка.

Щебетал щегол с щеглихой,

Чешуя у щучки, щетинки у чушки.

Щекотал своих щеглят,
А щеглиха-щеголиха
И щеглята-щеголята
По щеглиному пищат.

Ощерив щербатый рот, щенок щетинил свое тощее туловище.

Щука щурёнку пищу не подыщет.

Щеглёнок щупленький у рощи нещадно плакал и пищал.

И сейчас же щётки, щётки затрещали, как трещотки.

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

Щенок за обе щеки уплетает щи из щавеля.

Щипцы да клещи – вот наши вещи.

Щетинка у чушки, чешуя у щучки.

Щучке плыть вокруг леща, плавниками трепеща.

Щуку и леща в роще не сыщешь.

Чащи чаще в нашей пуще,

В нашей пуще чащи гуще.

В синем небе звезды блещут, в синем море волны плещут.

В ящике спящий щенок.

В дождь плащ – нужная вещь.

Тащу, не дотащу, боюсь, что не выпущу.

Волки рыщут, пищу ищут.

У гусыни усов не ищи - не сыщешь.

Всякого щёголя в щегольстве не перещеголяешь.

Щенок жалобно пищит - тащит он тяжёлый щит.

Щуку и леща в роще не сыщешь.

Тощая тёща зятя щадила.
Кучу овощей, щей да борщей,
Щучьих щечек и лещей
Немощному зятю тёща тащила,
Щедро пищей угощала,
Райски кущи предвещала.

Тех же щей не жалей, а погуще налей.

В роще щебечут стрижи,

Чечетки, щеглы и чижи.

Мой руки чище и чаще.

У гуся усов ищи не ищи – не сыщешь.

Жалобно щенок пищит,

Тащит он тяжелый щит.

Рыбак вытащил большущую щуку.

Два щенка щека к щеке грызли щетку в уголке.

Во дворе пищит щенок.

Волки рыщут, пищу ищут.

Ты нас, мама, не ищи – щиплем мы щавель на щи.

Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Тёща угощала нас щами и лещами.

Овощи тащи - будут щи.

Щи да каша - пища наша.

Стихи

СЧИТАЛКА ЩЕНОК

Щуку тощую с реки Щенка кормили молоком,

Притащили рыбаки. Чтоб он здоровым рос.

Щука хищная страшней, Вставали ночью и тайком

Чем страшилище Кощей. К нему бежали босиком -

Мы ей дали овощей Ему пощупать нос.

И погуще жирных щей. Учили мальчики щенка,

Щука шлепнула хвостом, Возились с ним в саду.

Словно щелкнула хлыстом, А он, расстроенный слегка,

И таким ударом крепким

Расщепила стол на щепки.

ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК

Щучка добрая была, На скамейку я встаю,

Дружбу с рыбами вела. Еле ящик достаю.

Из морской капусты щей Открываю ящик,

Щука наварила, Голубой, блестящий.

Окуньков, бычков, лещей Посыпались из ящика

Щами угостила. Письма настоящие.

ЩЕГЛЫ ЩЕТКИ

Пропищал щеглу щегол: Я вам быстро перечислю,

Ставлю вам за пенье – кол, Что я каждой щеткой чищу.

Потому, что вы поете Этой щеткой чищу зубы,

На одной и той же ноте! Этой щеткой башмаки,

Щебетал щегол и щелкал, Этой щеткой чищу брюки,

Раздувал, как шарик, щеки, Все три щетки мне нужны.

Из пруда глядела щука,

Удивлялась: что за штука.

Щучка в речке жила, Щеголь щетку уважает,

Щеткой воду мела, Щеткой щеголь пыль счищает.

Щи варила для гостей, Если вещь не вычищать,

Угощала пескарей. Не в чем будет щеголять!

Щука проглотила щетку, Щеки красные у Саши?

Щетка ей щекочет глотку. Щей он много ел и каши!

Удивительное дело!

Что же я за рыбку съела?

Чищу овощи для щей. Да капустный кочешок.

Сколько нужно овощей? Потеснись-ка ты, капуста,

Три картошки, две морковки, От тебя в кастрюле густо!

Луку полторы головки, Раз-два-три, огонь зажжен -

Да петрушки корешок, Кочерыжка, выйди вон!

1. Автоматизация звука [щ] в прямых слогах:

Ща - ща - ща щу - щу - щу

Ще - ще - ще щи - щи - щи

2. Автоматизация звука [щ] в обратных слогах:

Ащ - ащ - ащ ищ - ищ - ищ

Ущ - ущ - ущ ощ - ощ - ощ

3. Автоматизация звука [щ] в интервокальной позиции:

Аща - аща - аща ощё - ощё - ощё

Ищи - ищи - ищи ущу - ущу - ущу

4. Автоматизация звука [щ] в слогах со стечением:

Тще - тща - тщё тщи - тща - тщу

Тщё - тщу - тщи тщу - тщи - тще

5. Автоматизация звука [щ] в начале слова:

Щавель, щегол, щека, щекотка, щель, щенок, щепа, щетина, щётка, щёчка, щи, щипцы, щит, щука, щупальца.

6. Автоматизация звука [щ] в конце слова:

Клещ, лещ, мощь, овощ, плащ, плющ, помощь, прыщ, хвощ.

7. Автоматизация звука [щ] в середине слова:

Вещи, защита, клещи, пища, помещик, роща, товарищи, угощение, овощи, ущелье.

8. Автоматизация звука [щ] в словах со стечением согласных:

Борщ, морщины, общение, общество.

9. Автоматизация звука [щ] в словосочетаниях:

Щи со щавелем, горящие щепки, хитрющая щука, уплывающий лещ, помощь товарища, мощеная площадь, грызущий щенок.

10. Автоматизация звука [щ] в предложениях:

В роще - зеленеющий хвощ. В роще щебетали щеглы. На ящике лежали клещи. Овощи хранят в ящике. Щенок просил пищи. Хищная щука поймала леща. Хищник рыщет, пищу ищет. Щенок поймал ящерицу.

11. Автоматизация звука [щ] в чистоговорках:

Ща - ща - ща - поймали мы леща.

Щи - щи - щи - сварили щи.

Ще - ще - ще - пойду гулять в плаще.

Щу - щу - щу - монетку я ищу.

12. Автоматизация звука [щ] в скороговорках:

Щёткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

Два щенка, щека к щеке,

Грызли щетку в уголке.

Щуку я тащу, тащу,

Щуку я не упущу.

13. Автоматизация звука [щ] в стихах:

На скамейку я встаю,

Еле ящик достаю.

Открываю ящик,

Голубой, блестящий.

Посыпались из ящика

Письма настоящие.

Щука добрая была,

Дружбу с рыбами вела.

Из морской капусты щей

Щука наварила.

Окуньков, бычков, лещей

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Щ].

Цель :

  • Создать условия для формирования умения четко произносить звук [щ].

Задачи:

  • Уточнить артикуляцию звука [щ].
  • Развивать силу голоса, дыхания, мелкую моторику.
  • Активизировать лексический материал по теме существительные.
  • Воспитывать желание правильно и красиво говорить.

Формируемые УУД:

Личностные :

  • осознание языка как основного средства человеческого общения;
  • восприятие русского языка как явления национальной культуры;
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные :

  • умение задавать вопросы;
  • умение использовать язык для решения учебных задач;
  • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
  • понимание необходимости учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге.

Предметные :

  • умение правильно, точно выполнять артикуляционные движения и удерживать артикуляционные позы;
  • умение правильно произносить звуки речи;
  • умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие звуковые единицы, как звук, слог, слово;
  • способность контролировать свои действия;
  • умение проводить звуковой анализ;
  • умение правильно произносить сочетания звуков, слогов, слоговых рядов;
  • умение ставить ударение в словах, находить ударные и безударные гласные;
  • умение отвечать на вопросы.

Ход занятия

Организационный момент.

Чему учимся на занятиях?

Что помогает нам правильно и красиво говорить?

II. Подготовительный этап.

Мимические упражнения.

Ребята, посмотрите на доску, много снеговичков с разным настроением, давайте вместе с ними погрустим, повеселимся, удивимся.

Будем учиться говорить громко и тихо.

Поднимаясь на горку будем произносить А, спускаясь с горки произносим У.

Будем правильно дышать.

У вас на столах у всех лежать облако со снежинками. Нам нужно чтобы пошел слабый снежок. Делаем вдох через нос, чтобы наши плечики не поднимаем. Выдох через рот.

Пальчиковая гимнастика.

Ребята, вам необходимо взять ленточку и протянуть ее в дырочки.

5) Артикуляционная гимнастика.

Подготовим с вами органы артикуляции к занятию.

Возьмите зеркала.

Артикуляционная гимнастика.

Упражнения:

  • Маляр.
  • Блинчик.
  • Трубочка.
  • Улыбка.
  • Вкусное варенье.

III. Основная часть.

Ребята, сегодня на занятие к вам пришел Незнайка. И ему очень хочется посмотреть, как вы работаете на занятии. А еще Незнайка принес нам дежурный звук, а чтобы узнать какой необходимо отгадать загадку.

Непогода нас застала.
Обувь грязная вся стала,
У порога встала робко.
Ей пришла на помощь … (Щетка).

На какой звук начинается это слово.

Вы догадались, какой звук у нас будет дежурным?

2) Работа с профилем.

Возьмите зеркала и произнесите звук Щ. Назовите что делают органы артикуляции при произношении звука щ.

Давайте дадим характеристику по профилю.

3) Характеристика звука.

Щ — мягкий — согласный — шипящий.

Какому звуку мы давали сейчас характеристику?

4) Развитие фонематического слуха.

Ребята, сейчас я буду называть звуки, а вы должны хлопнуть в ладоши, когда услышите звук щ.

С, щ, ш, з, с, щ, м, ш, м, р, щ, с, ж, ш, Щ.

Среди чего выделяли звук?

Теперь будем выделять звук среди слогов.

Ша, ща, щу, се, со, що, щи, ша, щу, жо.

Среди чего выделяли звук?

Шкаф, овощ, роща, пожар, ящик, щавель.

Среди чего выделяли звук?

5) Чтение слогов.

Ща, ащ, ощ, що, щу, ущ, ящ, щи.

Что выполняли?

6) Работа над лексическим материалом.

роща, овощ, плащ, щенок, щеки, ящик, щавель, прищепки.

Назовите слова. Ребята, что общего у этих слов?

Давайте распределим картинки каждый в свой домик.

Отгадайте загадку:

Наш Емеля без забот.
Пусть хоть полный дом работ!
Для него всё это – скука.
Выручит Емелю … (ЩУКА).

Произнесите все слово «щука».

Сколько слогов в слове? На какой слог падает ударение?

Выложим сигналами слово.

Что мы делали?

8) Физминутка.

Рано утром в парк ходили.
Там снеговика лепили.
А потом с горы катились.
Веселились и резвились (прыжки).
В Таню кинули снежком.
В Вову кинули снежком.
В Мишку кинули снежком.
Получился снежный ком.
Холодно гулять зимой. (кивки головой)
Побежим скорей домой.

9) Будем составлять словосочетания.

Щенок какой?

10) Будем составлять предложения.

Щенок какой? Что делает?

IV. Итог занятия. Рефлексия.

Ребята, какой у нас на занятии был дежурный звук?

Что было для вас трудно?

Незнайке очень понравилось, как вы работали.

Троянова Наталья Александровна,
студентка 4 курса педагогического
колледжа города Зернограда

Автоматизация звука Щ в слогах

1) В прямых слогах:
ща - ща - ща
ще - ще - ще
щё - щё - щё
щи - щи - щи
щу - щу - щу

2) В обратных слогах:
ащ - ащ - ащ
ещ - ещ - ещ
ищ - ищ - ищ
ощ - ощ - ощ
ущ - ущ - ущ

3) В интервокальной позиции:
аща - аща - аща
еще - еще - еще
ищи - ищи - ищи
ощё - ощё - ощё
ущу - ущу - ущу

4) В слогах со стечением согласных:
тще - тще - тще
тщё - тщё - тщё
тщи - тща - тщу
тщу - тщи - тще

Автоматизация звука Щ в словах

1) В начале слова:
щавель, щебень, щегол, щедрость, щека, щеколда, щекотка, щелчок, щель, щенок, щепа, щербина, щетина, щёлочь, щётка, щёчка, щи, щипок, щипчики, щит, щиток, щука, щупальца

2) В конце слов:
клещ, лещ, мощь, овощ, плащ, плющ, помощь, прыщ, хвощ, хлыщ, хрущ, хрящ

3) В середине слова:
вещи, голенище, защёлка, защита, имущество, клещи, лощина, пища, помещик, пощада, роща, сыщик, товарищи, трещотка, угощать, угощенье, овощи, ущелье, хранилище, сгущёнка

4) В словах со стечением согласных:
бетонщик, борщ, морщины, мщение, натурщик, общежитие, общение, общество, сварщик, ямщик, сообщение, стекольщик

Автоматизация звука Щ в словосочетаниях

Щи со щавелем, вещи бетонщика, горящие щепки, грязнущие щёки, ищущий сыщик, лежбище хищника, летящий щегол, мощёная площадь, обращение товарища, освещение помещения, падающий ящик, ползущий плющ, помощь товарища, тёщино угощение, тонущий щенок, увядающая роща, уплывающий лещ, хитрющая щукка, цветущая роща, щебетание щегла, щуплое туловище

Автоматизация звука Щ в предложениях

В озере за рощей мы ловили щук, лещей и подлещиков.
В роще - зеленеющий хвощ.
Восхищённый щёголь примерял изящный плащ и обещал щедро заплатить портному.
Всю ночь в роще щебетали щеглы.
Зрители с восхищением смотрели на плывущего купальщика.
Мощёная площадь ярко освещена к празднику.
На дощатом полу лежали щепки.
На улице хлещет дождь - не забудь надеть плащ.
На ящике лежали клещи.
Недалеко от цветущей рощи находилось пастбище.
Овощи хранят в ящиках в холодном помещении.
Пищащего щенка посадили в ящик.
Пойдём нащиплем щавеля, сварим щи.
Скулящий тощий щенок жалобно просил пищи.
Сообщение было написано на вощёной бумаге.
Товарищ на прощание пообещал сообщить о благополучном возвращении.
Тощему щенку дали хрящ.
Хищная щука спряталась под днищем лодки.
Хищник рыщет, пищу ищет.
Щенок поймал ящерицу.
Щи из щавеля вызвали общее восхищение.
Ящерица юркнула в трещину между камней.

Автоматизация звука Щ в чистоговорках

Ща-ща-ща - поймали мы леща.
Щи-щи-щи - сварили щи.
Ще-ще-ще - пойду гулять в плаще.
Щу-щу-щу - монетку я ищу.
Ащ-ащ-ащ - мама чистит плащ.

В ДОЖДИК

Ща-ща-ща-ща,
В дождь я мокну без плаща.
Щу-щу-щу,
Зонтик я себе ищу.
Ще-ще-ще,
Буду я ходить в плаще.
Щё-щё-щё-щё,
И в сапожках еще.

Автоматизация звука Щ в пословицах

Волки рыщут, пищу ищут.
Вякой вещи - своё место.
Наука людей обогащает, а сама не нищает.
Нос вытащил - хвост увяз, хвост вытащил - нос увяз.
Овощи тащи - будут щи ща борщи.
Товарищ за товарища в огонь бросится.
Щи да каша - пища наша.
Щука - лещу не товариш.

Автоматизация звука Щ в стихах

На скамейку я встаю,
Еле ящик достаю.
Открываю ящик,
Голубой, блестящий.
Посыпались из ящика
Письма настоящие.

*****
Притащили мы в грозу
Щуку тощую в тазу.
Щекотали щуку щепкой,
Прищемили хвост прищепкой.
Мыли щёки щуки щёткой,
Довели её щекоткой.
Щука щётку за щетину -
Отщепнула половину,
Расшвыряла часть вещей,
Пролила кастрюлю щей,
А потом как даст "леща"!
Мы помчались трепеща,
На щеколду дверь закрыли,
Щели щебнем завалили,
Удивлялись сообща:
Сколько слов на букву Щ!

*****
Щёголь щегол над чащобой щебечет,
Щурится, греясь на солнышке, кречет,
Щурка летает в гуще ветвей,
Щёлкает в роще певец-соловей,
Щиплет телёнок траву у реки...
Щедрые, добрые нынче деньки!

*****
Щёголь щётку уважает,
Щёткой щёголь пыль счищает.
Если вещь не вычищать.
Не в чем будет щеголять.

*****
Щука добрая была,
Дружбу с рыбами вела.
Из морской капусты щей
Щука наварила.
Окуньков, бычков, лещей
Щами угостила.
*****
Щавель очень-очень кислый,
Соберу его я в миску.
Борщ из щавеля зеленый
Любят очень Маша с Вовой.

*****
Без плаща не выходи,
Если за окном дожди.
Щуке плащ в реке не нужен,
Ей бы ершика на ужин!

*****
Мой щенок стащил игрушку,
Разорвал вчера подушку,
Щуку из ухи украл,
Щётку для зубов сломал.

*****
Со звуком "Щ"
Считалку учим чётко.
Щенок, щипцы,
Щекотка, щепка, щётка,
Плащик, щёки, щука, лещ,
Счастье, помощь, вещи, клещ.
(И.Мартин)

Автоматизация звука Щ в текстах


Шура и Миша - товарищи. Они нашли щенка. Щеночек был маленький. Он жалобно пищал. Детям стало жалко щенка. Они взяли щеночка домой. Дома они нашли ящик, положили в него ваты, а потом уложили в ящик щеночка.
Шура и Миша напоили его молоком, и щенок скоро уснул в ящике.

Лещ и щука


Два товарища ловили рыбу.
- Серёжа, у тебя клюёт! Тащи быстро, - закричал Петя.
Серёжа вытащил большую щуку. А Петя поймал леща. Они принесли щуку и леща домой.
- Мама, смотри: это щука! А это - лещ!
- Щуку я сварю, а леща поджарю и угощу всех рыбой, - сказала мама.

На обед мама решила сварить щи со щавелем. Она дала детям большую корзину и отправила на базар за овощами. На базаре дети купили овощи и, взяв корзину за обе ручки, потащили её домой. Возле дома щенок щипал траву. Увидев ребят, щенок громко залаял.
- Молодцы ребята, - сказала мама, высунувшись из окна. - Какие вы у меня помощники!

Автоматизация звука Щ в скороговорках

Щебетал щегол с щеглихой,
Щекотал своих щеглят;
А щеглиха-щеголиха
И щеглята-щеголята
По-щеглиному пищат.

Щёткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.

Два щенка, щека к щеке,
Грызли щётку в уголке.

Щуку я тащу, тащу,
Щуку я не упущу.

Щёки красные у Саши,
Щей он много ел и каши.

Пищу на обед ища,
Плавниками трепеща,
И зубаста, и тоща
Ходит щука вкруг леща.

Ты нас, мама, не ищи -
Щиплем щавель мы во щи.
В роще, травы шевеля,
Мы нащиплем щавеля.

Всякого щёголя в щёгольстве
Не перещеголяешь, не перевыщеголяешь.

Загадки "Звук Щ"