Анализ программы специальной коррекционной школы 5 вида. Виды коррекционных школ. Пальчиковые игры для детей

В связи с необходимостью разработки новых образовательных стандартов для коррекционных школ, в том числе и для школ V вида, актуальной является проблема определения специфики изучения различных разделов блока лингвистических дисциплин детьми с тяжелыми нарушениями речи.

В настоящее время учащиеся с тяжелыми нарушениями речи в 5-10 классах обучаются по программе массовой школы. При этом требования программы, естественно, не учитывают особенностей аномального развития учащихся. Однако наблюдения учителей показывают, что дети с тяжелыми нарушениями речи испытывают значительные трудности в обучении на протяжении всего школьного курса. Это требует создания специальных коррекционно-ориентированных методических материалов для обучения данного контингента школьников.

Необходимо учитывать следующие особенности распределения материала и содержания работы по развитию связной письменной речи в 5-10 классах.

  1. Важным компонентом работы является привлечение заданий, направленных на преобразование текста (структурное, лексико-грамматическое). Это позволяет школьникам осознать композиционно-смысловое единство текста, использовать вариативные средства для выражения одной и той же мысли.
  2. Изучение различных типов речи начинается с повествования, поскольку в таких текстах развертывание сообщения соответствует фактическому ходу событий, тексты-повествования достаточно просты по структурному оформлению.
  3. Обучение рассуждению проводится в устном плане и тесно увязывается с изучением программного материала по русскому языку, литературе, предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов. Это позволяет реализовать коммуникативный прин цип обучения, в соответствии с которым первоочередной является задача развития устной речи, а с другой стороны, установить межпредметные связи.
  4. Коммуникативный принцип реализуется также путем включения письменной речи в те виды деятельности учащихся, которые могут быть впоследствии социально востребованы (составление деловых бумаг. писем и т.п.)
  5. Особое внимание в работе уделяется содержанию, структуре, языковому оформлению текстов. В связи с этим большое место отводится анализу готовых текстов, изложениям, составлению собственных текстов на основе созданной модели, по аналогии с анализируемым текстом.
  6. Исследования и школьная практика показывают, что сочинение в том виде, в котором оно существует в массовой школе, недоступно большинству учащимся с тяжелыми нарушениями речи. Данный вид работы мы обозначили как составление текста с использованием различного рода содержательных и смысловых вербальных и невербальных опор, которые в совокупности представляют собой модель анализируемого или создаваемого высказывания.
  7. Формирование основных лексических понятий переносится с уроков русского языка на уроки развития речи и увязывается с работой по обогащению словарного запаса учащихся.

Разделы: Логопедия

Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение создает специфически человеческие способы социального контакта между людьми, благодаря которым развиваются высшее формы познавательной деятельности коллективного труда. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий.

Отклонение в развитии речи не могут не сказаться на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими и нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения и письма, а вследствие этого и других школьных навыков и знаний. Как реакция на дефект изменяются черты характера – появляется замкнутость, неуверенность в себе, негативизм, которые усугубляют влияние неполноценной речи на формирование психики ребенка. Преодоление и предупреждение речевых нарушений способствуют гармоническому развитию творческих сил личности.

Для детей, имеющих тяжелые нарушения речи, создаются специальные (коррекционные) классы V вида, поскольку принципы и структура обучения детей с ТНР должны быть совершенно иными. Для того, чтобы обучение детей в данных классах было наиболее эффективным требуется программа логопедического сопровождения учащихся.

Предлагаемая программа составлена в соответствии с государственными стандартами обучения чтению и русскому языку в начальной школе, структурой речевого дефекта и отражает современные подходы к коррекции нарушений речи с позиций принципа природосообразности образовательного процесса.

Целью данной программы является предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной речи. Для реализации поставленной цели, определены следующие задачи работы:

  1. Своевременная диагностика аномалий речевого развития у учащихся;
  2. Коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладении школьной программой;
  3. Предупреждение и профилактика речевых нарушений.

Программа предназначена для учащихся 1–4 специальных (коррекционных) классов V вида и рассчитана на 4 года обучения.

Программа опирается на теоретические положения и принципы о тесном взаимодействии развития речи и мышления, на представление о семантике, как ведущем уровне речевой деятельности, на принцип учета возрастной динамики функциональной асимметрии полушарий головного мозга и принцип формирования метаязыковой деятельности на основе практического уровня овладения языком.

Программа определяет содержание, основные пути развития речи и направлена на создание условий для получения ими качественного образования и коррекции нарушений речи.

Программа представляет собой определённую систему содержания, форм, методов и приёмов логопедического воздействия и включает в себя 3 этапа коррекционно-развивающего обучения, на каждом из которых определены цель, задачи и содержание коррекционно-логопедической и коррекционно-воспитательной работы и сроки работы.

I этап коррекционно-развивающего обучения осуществляется с 15 сентября по 15 мая первого года обучения. Целью данного этапа является восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. Для реализации цели первого этапа поставлены задачи коррекционной работы:

  1. Коррекция звукопроизношения;
  2. Развитие фонематического слуха;
  3. Развитие звукового анализа и синтеза;
  4. Развитие слоговой структуры слова.

Содержание коррекционно-логопедической работы на I этапе предполагает формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукового состава слова. Содержание коррекционно-воспитательной работы заключается в формировании навыков учебной деятельности, развитии наблюдательности к языковым явлениям, развитии слухового внимания, памяти, самоконтроля, способности к переключению.

К концу первого этапа у детей должны быть сформированы:

  • Направленность внимания на звуковую сторону речи;
  • Восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
  • Уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова;
  • Поставлены и отдифференцированы все звуки;
  • Уточнен и активизирован имеющийся у детей словарный запас и уточнены конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
  • Введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слово, гласные, согласные, твердые – мягкие согласные, звонкие – глухие согласные, предложение и т.д.

II этап коррекционно-развивающего обучения осуществляется с второго года обучения по ноябрь третьего года обучения. Целью данного этапа является восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка, а также поставлены задачи коррекционной работы:

  1. Обогащение словарного запаса путём введения новых слов и словообразования;
  2. Работа над словосочетанием и предложением.

Содержание коррекционно-логопедической работы на II этапе предполагает уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования; уточнение значений используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций. Содержание коррекционно-воспитательной работы на II этапе это формирование навыков организации учебной работы; организация навыков самоконтроля.

По истечении II этапа коррекционно-развивающего обучения учащиеся должны в практическом плане научиться:

  • Ориентироваться в морфологическом составе слова, т.е. уметь определять, посредством каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и изменяются их значения;
  • Активно пользоваться различными способами словообразования;
  • Правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь между формой и значением);
  • Передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развернутом высказывании.

III этап коррекционно-развивающего обучения продолжается с ноября третьего года обучения по май четвертого года обучения. Целью III этапа является развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания: программирование смысловой структуры высказывания; установление связности и последовательности высказывания; отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки). Задачами III этапа являются:

1. Формирование практических представлений о тексте. Развитие умений и навыков узнавать существенные признаки связного высказывания осуществляется в процессе сравнения текста и набора слов; текста и набора предложений, текста и его искаженных различных вариантов (пропуск начала, середины, конца текста; добавление в текст слов и предложений не по теме; отсутствие слов и предложений, раскрывающих основную тему текста).

2. Развитие умений и навыков анализировать текст: определять тему рассказа (текста), определять основную мысль текста, определять последовательность и связность предложений в тексте; устанавливать смысловую зависимость между предложениями; составлять план связного высказывания.

3. Развитие умений и навыков построения самостоятельного связного высказывания: определять замысел высказывания; определять последовательность развертывания высказывания (план); определять связность предложений и смысловую зависимость между ними; отбирать языковые средства, адекватные замыслу высказывания; составлять план связного высказывания.

К концу III этапа дети должны уметь:

  • Определять тему высказывания;
  • Отделять главное от второстепенного;
  • Строить собственные сообщения в логической последовательности;
  • Делить текст по смыслу на отдельные части;
  • Выделять смысловые опорные пункты;
  • Составлять план пересказа, изложения.

Для практической направленности предусмотрены следующие виды деятельности работы:

  • анализ и оценка функционального состояния артикуляционного аппарата;
  • составление алгоритма по работе со смешиваемыми звуками (оппозиционными) и буквами (сходными графически), по работе с текстом, по подготовки к списыванию и письму под диктовку;
  • работа в логопедических тетрадях;
  • организация и проведение занятий в игровой форме.

Ведущей технологией является технология коррекционно-развивающего обучения, цель которой научить детей использовать полученные знания в самостоятельной речи и в письменных работах.

Прогнозируемые результаты реализации программы:

  1. ученик, с положительной мотивацией к изучению русского языка;
  2. ученик, умеющий самостоятельно писать слуховые, зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.

Каково отношение окружающих людей к детям-инвалидам? В большинстве своем взрослые относятся к ним, как к «бедненьким и несчастненьким», а детское сообщество отвергает их как «ненормальных». Очень редко особый ребенок встречает заинтересованность со стороны других людей, желание подружиться.

Еще хуже обстоят дела с обучением. Не в каждой школе готовы обучать ребенка с особыми образовательными потребностями. Пока инклюзия - обучение в массовой общеобразовательной школе - остается только мечтой родителей особых детей.

Судьба многих таких детей - обучение в коррекционных школах, которые не всегда находятся рядом с домом, а, зачастую, в другом городе. Поэтому чаще всего им приходится жить в учебном заведении интернатного типа.

В настоящее время виды коррекционных школ определены с учетом первичного дефекта учащихся. Каждое из восьми видов общеобразовательных учреждений для детей с особыми образовательными нуждами имеет свою специфику.

Специальное коррекционное 1 вида принимает в свои стены неслышащих детей. Задача педагогов - научить общаться с окружающими, освоить несколько видов речи: устную, письменную, дактильную, жестовую. В учебное расписание включаются курсы, направленные на компенсацию слуха посредством использования звукоусиливающей аппаратуры, коррекция произношения, социально-бытовая ориентировка и другие.

Подобную работу проводит и коррекционная школа 2 вида, но только для слабослышащих или поздноглохших детей. Она направлена на восстановление утраченных слуховых способностей, организации активной речевой практики, обучению коммуникативным навыкам.

Первый и второй виды коррекционных школ осуществляют образовательный процесс на трех ступенях общего образования. Однако глухим школьникам требуется на два года больше, чтобы освоить программу начальной школы.

Третий и четвертый виды коррекционных школ предназначены для детей с нарушением зрения. Педагоги этих специальных учебных заведений организуют процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы сохранить другие анализаторы, развить коррекионно-компенсаторные навыки, обеспечить социальную адаптацию детей в обществе.

В коррекционную школу 3 вида направляются незрячие дети, а также дети с от 0,04 до 0,08 со сложными дефектами, ведущими к слепоте. В учебное заведение 4 вида принимаются дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 с возможностью коррекции. Специфика дефекта предполагает обучение с использованием тифлооборудования, а также специальных дидактических материалов, позволяющих усваивать поступающую информацию.

Специальное коррекционное учреждение 5 вида предназначено для детей, имеющих общее недоразвитие речи, а также тяжелую речевую патологию. Основная цель школы - коррекция речевого дефекта. Весь учебно-воспитательный процесс организован таким образом, чтобы дети имели возможность развивать речевые навыки в течение всего дня. При устранении речевого дефекта, родители имеют право перевести ребенка в обычную школу.

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата могут обучаться в коррекционной школе 6 вида. В коррекционном учреждении осуществляется восстановление двигательных функций, их развитие, коррекция вторичных дефектов. Особое внимание уделяется воспитанников.

Коррекционная школа 7 вида принимает детей с задержкой психического развития, причем с возможностями интеллектуального развития. В школе осуществляется коррекция психического развития, развитие познавательной деятельности и формированию навыков учебной деятельности. По результатам воспитанники могут быть переведены в общеобразовательную школу.

Коррекционная школа 8 вида нужна детям с умственной отсталостью для обучения по специальной программе. Цель обучения - социально-психологическая реабилитация и возможность интеграции ребенка в общество. В таких школах существуют классы с углубленной трудовой подготовкой.

Почти все перечисленные виды коррекционных школ обучают детей в течение двенадцати лет, имеют в своем штате специалистов дефектологов, логопедов, психологов.

Безусловно, что дети, проучившиеся столько лет в интернатном учреждении, имеют определенные трудности в социальной ориентировке. Большая роль в интеграции особых детей в общество принадлежит не только коррекционным школам, но и родителям. Семья, борющаяся за своего ребенка, обязательно сможет помочь ему адаптироваться в окружающем мире.

Разделы: Логопедия

Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение создает специфически человеческие способы социального контакта между людьми, благодаря которым развиваются высшее формы познавательной деятельности коллективного труда. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий.

Отклонение в развитии речи не могут не сказаться на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими и нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения и письма, а вследствие этого и других школьных навыков и знаний. Как реакция на дефект изменяются черты характера – появляется замкнутость, неуверенность в себе, негативизм, которые усугубляют влияние неполноценной речи на формирование психики ребенка. Преодоление и предупреждение речевых нарушений способствуют гармоническому развитию творческих сил личности.

Для детей, имеющих тяжелые нарушения речи, создаются специальные (коррекционные) классы V вида, поскольку принципы и структура обучения детей с ТНР должны быть совершенно иными. Для того, чтобы обучение детей в данных классах было наиболее эффективным требуется программа логопедического сопровождения учащихся.

Предлагаемая программа составлена в соответствии с государственными стандартами обучения чтению и русскому языку в начальной школе, структурой речевого дефекта и отражает современные подходы к коррекции нарушений речи с позиций принципа природосообразности образовательного процесса.

Целью данной программы является предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной речи. Для реализации поставленной цели, определены следующие задачи работы:

  1. Своевременная диагностика аномалий речевого развития у учащихся;
  2. Коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладении школьной программой;
  3. Предупреждение и профилактика речевых нарушений.

Программа предназначена для учащихся 1–4 специальных (коррекционных) классов V вида и рассчитана на 4 года обучения.

Программа опирается на теоретические положения и принципы о тесном взаимодействии развития речи и мышления, на представление о семантике, как ведущем уровне речевой деятельности, на принцип учета возрастной динамики функциональной асимметрии полушарий головного мозга и принцип формирования метаязыковой деятельности на основе практического уровня овладения языком.

Программа определяет содержание, основные пути развития речи и направлена на создание условий для получения ими качественного образования и коррекции нарушений речи.

Программа представляет собой определённую систему содержания, форм, методов и приёмов логопедического воздействия и включает в себя 3 этапа коррекционно-развивающего обучения, на каждом из которых определены цель, задачи и содержание коррекционно-логопедической и коррекционно-воспитательной работы и сроки работы.

I этап коррекционно-развивающего обучения осуществляется с 15 сентября по 15 мая первого года обучения. Целью данного этапа является восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. Для реализации цели первого этапа поставлены задачи коррекционной работы:

  1. Коррекция звукопроизношения;
  2. Развитие фонематического слуха;
  3. Развитие звукового анализа и синтеза;
  4. Развитие слоговой структуры слова.

Содержание коррекционно-логопедической работы на I этапе предполагает формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукового состава слова. Содержание коррекционно-воспитательной работы заключается в формировании навыков учебной деятельности, развитии наблюдательности к языковым явлениям, развитии слухового внимания, памяти, самоконтроля, способности к переключению.

К концу первого этапа у детей должны быть сформированы:

  • Направленность внимания на звуковую сторону речи;
  • Восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
  • Уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова;
  • Поставлены и отдифференцированы все звуки;
  • Уточнен и активизирован имеющийся у детей словарный запас и уточнены конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
  • Введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слово, гласные, согласные, твердые – мягкие согласные, звонкие – глухие согласные, предложение и т.д.

II этап коррекционно-развивающего обучения осуществляется с второго года обучения по ноябрь третьего года обучения. Целью данного этапа является восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка, а также поставлены задачи коррекционной работы:

  1. Обогащение словарного запаса путём введения новых слов и словообразования;
  2. Работа над словосочетанием и предложением.

Содержание коррекционно-логопедической работы на II этапе предполагает уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования; уточнение значений используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций. Содержание коррекционно-воспитательной работы на II этапе это формирование навыков организации учебной работы; организация навыков самоконтроля.

По истечении II этапа коррекционно-развивающего обучения учащиеся должны в практическом плане научиться:

  • Ориентироваться в морфологическом составе слова, т.е. уметь определять, посредством каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и изменяются их значения;
  • Активно пользоваться различными способами словообразования;
  • Правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь между формой и значением);
  • Передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развернутом высказывании.

III этап коррекционно-развивающего обучения продолжается с ноября третьего года обучения по май четвертого года обучения. Целью III этапа является развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания: программирование смысловой структуры высказывания; установление связности и последовательности высказывания; отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки). Задачами III этапа являются:

1. Формирование практических представлений о тексте. Развитие умений и навыков узнавать существенные признаки связного высказывания осуществляется в процессе сравнения текста и набора слов; текста и набора предложений, текста и его искаженных различных вариантов (пропуск начала, середины, конца текста; добавление в текст слов и предложений не по теме; отсутствие слов и предложений, раскрывающих основную тему текста).

2. Развитие умений и навыков анализировать текст: определять тему рассказа (текста), определять основную мысль текста, определять последовательность и связность предложений в тексте; устанавливать смысловую зависимость между предложениями; составлять план связного высказывания.

3. Развитие умений и навыков построения самостоятельного связного высказывания: определять замысел высказывания; определять последовательность развертывания высказывания (план); определять связность предложений и смысловую зависимость между ними; отбирать языковые средства, адекватные замыслу высказывания; составлять план связного высказывания.

К концу III этапа дети должны уметь:

  • Определять тему высказывания;
  • Отделять главное от второстепенного;
  • Строить собственные сообщения в логической последовательности;
  • Делить текст по смыслу на отдельные части;
  • Выделять смысловые опорные пункты;
  • Составлять план пересказа, изложения.

Для практической направленности предусмотрены следующие виды деятельности работы:

  • анализ и оценка функционального состояния артикуляционного аппарата;
  • составление алгоритма по работе со смешиваемыми звуками (оппозиционными) и буквами (сходными графически), по работе с текстом, по подготовки к списыванию и письму под диктовку;
  • работа в логопедических тетрадях;
  • организация и проведение занятий в игровой форме.

Ведущей технологией является технология коррекционно-развивающего обучения, цель которой научить детей использовать полученные знания в самостоятельной речи и в письменных работах.

Прогнозируемые результаты реализации программы:

  1. ученик, с положительной мотивацией к изучению русского языка;
  2. ученик, умеющий самостоятельно писать слуховые, зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.

Предварительный просмотр:

Особенности обучения и воспитания

детей в школе V вида

Целью специального образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в частности с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР), является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе. Приобретённые в школе умения позволят речевым детям рационально и эффективно применить свои знания в реальной жизненной ситуации, самостоятельно добиться поставленных целей. Организация учебной деятельности как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя, тесно связана с проблемой развития его речи .

Разговорная речь детей, поступающих в школу в большинстве случаев малословна, тесно связана с определённой ситуацией. У детей с ОНР, а именно у учащихся школы V вида, к началу школьного обучения недостаточно сформированы языковые средства, задерживается формирование коммуникативной и обобщающей функции речи. Эти особенности речевого развития учащихся определяют специфику обучения в школе V вида. Основным учебным предметом, который служит в наибольшей степени коррекционным целям, является начальный курс русского языка. Содержание уроков по этому предмету в специальной школе имеет несколько направлений: устранение нарушений речевого развития, организацию речевой практики, обучение письму и чтению, систематическое изучение сведений по грамматике, правописанию, подготовку к дальнейшему усвоению русского языка как предмета. В процессе специального обучения языку осуществляется также развитие познавательной деятельности на материале речевых фактов, постепенное формирование отвлечённого словесного мышления, создание прочной основы для дальнейшего повышения образовательного и культурного уровня учащихся.

Основная задача развития речи состоит в том, чтобы приблизить учеников к уровню практического владения родным языком в норме, т.е. научить пользоваться речью как средством общения. С этой целью систематически проводится совершенствование форм речевого общения и средств языка по следующим взаимосвязанным направлениям:

а). развитие у детей различных видов устной речи (диалогической, монологической) на основе обогащения знаний об окружающем мире; б). формирование и расширение лексической стороны речи; в). практическое овладение основными закономерностями языка на основе усвоения смысловых и грамматических отношений; г). формирование лексико-грамматической готовности к осознанному усвоению других разделов родного языка (обучение грамматике, грамоте, правописанию).

Исходным положением для системы работы по развитию речи является принцип коммуникативной направленности речи . Соблюдение его предполагает формирование общения в процессе активной речевой деятельности, создание у учащихся мотивированной потребности к речи путём стимуляции их речевой активности и моделирования ситуаций, способствующих порождению самостоятельных и инициативных высказываний. Учащиеся с общим недоразвитием речи вовлекаются в коммуникативную деятельность с самых ранних этапов обучения, ещё не владея всей языковой системой. В начале обучения в школе V вида используется преимущественно ситуативная форма общения, а затем формируется база для контекстной речи. В это время формируется диалог в учебной и игровой ситуации (1класс) с постепенным переходом к краткой беседе по представлениям детей (2-й, 3-й классы). В 3-ем, 4-ом классах осуществляется развитие связной устной речи при проведении тематических бесед. Обращается внимание на правильную последовательность в передаче событий, включение элементов рассуждения, оценки и доказательности.

Овладение грамматическим строем языка, морфологическими и синтаксическими элементами осуществляется практическим путём, без употребления грамматических терминов. Выделяя для изучения ту или иную грамматическую категорию или форму, учитель подводит учащихся к определённым грамматическим обобщениям. В 1-ом, 2-ом, 3-ем классе учащиеся практически овладевают основными грамматическими закономерностями языка. Начиная с 3-го класса у детей формируется умение употреблять сложные предложения и закрепляются навыки использования усвоенных типов предложений в связной речи. В 4-ом, 5-ом классах предусматривается практическое обобщение усвоенных грамматических закономерностей. На основе развития устной речи вырабатываются умения и в области письменной речи. Методика обучения письменной речи носит коррекционно-пропедевтический характер.

Главным звеном в коррекционно-развивающей работе являются занятия с учителем-логопедом . Цель занятий - упорядочение и развитие у детей звуковых, морфологических и синтаксических обобщений. На этой основе происходит формирование и совершенствование связной (контекстной) речи, её устной и письменной формы. На логопедических занятиях создаются предпосылки полноценной учебной деятельности. Дети обучаются давать развёрнутые ответы, в основе которых лежат: а). анализ и синтез; б). обобщение; в). группировка материала; г). сопоставление, сравнение изучаемого материала.

Важной задачей логопедических занятий является обучение рассказу по картинке, по серии картинок; описательные, повествовательные рассказы; рассказ по плану, по вопросам, по опорным словам; рассказ по заданному началу или концовке. Умение составлять рассказы позволяет выявить способность ученика устанавливать причинно-следственные связи, определять временные рамки происходящего события. На логопедических занятиях дети также пересказывают монологические тексты, рассказывают о реальных и воображаемых событиях, предметах, учатся сочинять, что способствует формированию коммуникативных навыков, используемых в повседневной жизни.

Полученные речевые умения и навыки школьники закрепляют на часах развития речи и звуковой культуры речи , которые проводят воспитатели во второй половине дня. Педагоги используют различные методы и приёмы по пропедевтике и коррекции устной и письменной речи, по развитию разных её видов и форм. Так, ученики читают и пересказывают произведения, рассуждают и составляют рассказы на заданную или свободную тему, пишут мини-сочинения, коллективно обсуждают их, делятся впечатлениями, высказывают свою точку зрения. Одним словом, учащиеся на часах развития речи и звуковой культуры речи используют разные виды речи.

Постепенно школьники научаются осознавать цели и условия общения, сознательно пользоваться языковыми средствами, с помощью которых может быть решена коммуникативная задача, активно взаимодействовать в конкретной ситуации общения. Учащиеся овладевают умением адекватно усваивать и передавать информацию в процессе межличностного общения, руководить коллективными формами работы, правильно реагировать на различные ситуативные факторы общения. Под влиянием всестороннего коррекционного обучения и воспитания у выпускников специальной школы V вида происходят позитивные изменения в развитии речевой и познавательной деятельности. Всё это позволяет положительно оценить возможности их полной социальной адаптации.