Тема матери в произведении толстого детство. Образ и характеристика Мамы (Маменьки) в повести Детство Толстого сочинение

О матери Николенька Иртеньев вспоминает с неж­ностью, любовью и благодарностью, как о чем-то са­мом светлом в своей жизни. С детства врезались в па­мять мальчика звуки ее голоса, сладкого и приветли­вого, нежный, ласковый взгляд, “чудесные, нежные” руки матери. Николенька угадывал присутствие мате­ри даже во сне: “по одному прикосновению узнаешь ее и еще во сне невольно схватишь эту руку и крепко, крепко прижмешь ее к губам”.

Когда, бывало, мальчик засыпал в гостиной под разговоры взрослых, мать, проводив гостей, подходили к нему, нежно гладила по волосам. В это время “ничьи равнодушные взоры” не стесняли ее и она не боялась излить на него “всю свою нежность и любовь”. Обра­щения матери к сыну всегда очень ласковые: “моя ду­шечка”, “мой ангел”.

Как и всякой любящей матери, Николенькиной хо­чется, чтобы, если ее вдруг не станет, дети запомнили ее саму и ее к ним любовь. Поэтому, когда, сильно прижавшись к матери, Николенька говорит ей о своей любви, “она молчит с минуту, потом говорит: “Смотри, всегда люби меня, никогда не забывай. Если не будет

твоей мамаши, ты не забудешь ее? Не забудешь, Нико­ленька?” После этого мать еще нежнее целует сына, чем вызывает у него слезы. И тогда Николенька начи­нает читать свои детские молитвы, в которых просит Бога сохранить жизнь всем его родным.

С любовью относясь к детям, мать старалась воспи­тывать их разносторонне. Дети много читали, учились игре на фортепиано, танцам.

Нежность натуры матери проявляется и в ее отно­шениях к своей няне, а затем экономке Наталье Савишне. Желая отблагодарить женщину за ее любовь и преданность, мать выдала ей вольную.

Добрая, чуткая, заботливая, нежная и любящая женщина, мать Николеньки Иртеньева воплотила в се­бе все черты матери писателя.

Глоссарий:

– сочинение детство толстой

– ОБРАЗ МАТЕРИ В ПОВЕСТИ ДЕТСТВО

– Образ матери в повести Толстого Детство

– сочинение на тему детство толстого

– сочинение детство толстого


Другие работы по этой теме:

  1. Николенька Иртеньев производит впечатление весе­лого, доброго, воспитанного мальчика. Таких много во­круг. О доброте мальчика можно судить уже по отноше­нию его к своей матери. Разве может...
  2. В произведении Л. Н. Толстого “Детство” 15 глава является своеобразным лирическим отступлением. Здесь дается описание прекраснейшей поры в жизни Николеньки – детству. Эти воспоминания передают...
  3. Учитель Карл Иваныч 12-го августа 18…, на третий день после дня рождения Николеньки Иртеньева, когда ему исполнилось 10 лет, Карл Иванович разбудил его, ударив над...
  4. Я думаю, что для Николеньки быть человеком комильфо – это, во-первых, знать в совершенстве французский язык. Если кто-то плохо разговаривал на нем, у него тотчас...
  5. 1. Душевное участие в решении вопросов. 2. Споры и конфликты взрослых. 3. Восприятие образа Гриши. 4. Любовь и творческие опыты. 5. Окончание счастливой поры. Сознание...

Детство — это повесть Толстого, которая является частью его большого недописанного романа. Каждая часть романа — это определенный этап в жизни героя и вот как раз повесть Детство, которую писатель написал в 1852 году, ведает нам о детстве. Здесь же мы знакомимся с второстепенной героиней, матерью Николеньки Иртеньева. О ней мы и поговорим в нашем , давая характеристику образа матери Николеньки из повести Детство Толстого.

Образ и характеристика матери в повести Детство

В жизни любого человека главными ключами является образ матери и ее добрые, душевные характеристики. Мама — это тот человек, который на протяжении всей жизни сопутствует нам, является опорой и поддержкой каждому человеку.

Какой же образ матери создает Толстой в своем произведении? На этот вопрос мы найдем ответ в самой повести. И здесь мы видим только светлые воспоминания героя. Николенька вспоминает маму с любовью и нежностью. Ее голос нежный, спокойный, ласковый запомнился навсегда. Ее взгляд полный нежности и любви, и нежные руки будут помниться всегда. Мама для Николеньки стала источником всего прекрасного.

Автор в повести создает добрый, чуткий, любящий образ матери, где передал все черты своей мамы. Из работы Толстого мы знаем, что по происхождению это была княжна Наталья Николаевна. Она была воплощением ангела, добрым, ласковым человеком с искренней улыбкой. Она была робкой и уступчивой, отзывчивой, поэтому всегда помогала бродягам, нуждающимся и юродивым. Мать Николеньки увлекалась вышиванием, любила играть на рояле. Эта женщина, хоть и была несчастна в браке, любит мужа и все ему прощает.

Изучив повесть Детство, мы узнаем, что жизнь ее была недолгой. Мать героя умирает в муках, когда Николеньке было всего десять. С ее смертью мальчик вмиг повзрослел.

ВОРОНОКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ТЕМА УРОКА:

(8 класс )

РАЗРАБОТАЛА: учитель русского языка и литературы

Пашутко Ирина Борисовна

ЦЕЛИ:

1) Образовательная: продолжить изучение текста произведения,

расширить представление о главных героях повести;

2) Развивающая: развивать навыки комментированного чтения, умения

выделять главное, сопоставлять, анализировать, выделять главное,

делать выводы на основе личностных наблюдений;

3) Воспитательная: воспитывать нравственные качества: любовь к

Матери, доброту, заботу о близких.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:

1) Наглядность: портреты матерей поэтов, писателей;

2) Тема урока: «Образ матери в повести Л.Н.Толстого «Детство»

«…Это не человек был, а ангел небесный»

3) ЭПИГРАФ: На земле хороших

людей немало,

Сердечных людей

немало,

Но всё-таки лучше

всех на земле

Мама. Моя мама.

(Р.Рождественский)

4) Словарная работа: мама – маменька - матушка

ХОД УРОКА

1. Орг.момент.

П. Подготовка к восприятию:

Звучит музыка (Витас «Мама»). После проигрывания 1-го куплета

учитель читает стихотворение И.А. Бунина «Помню долгий зимний

вечер».

Ребята, какое главное ключевое слово, объединяющее стихотворение

Бунина и песню в исполнении Витаса сейчас прозвучало?

(Ответ: мама )

Итак, как вы думаете, о ком пойдёт сегодня речь на уроке?

(Ответ: о матери Николеньки)

Учитель: Конечно, о маме. Мы продолжаем изучение повести

Л.Н. Толстого «Детство», и тема урока: «Образ матери в повести

Л.Н.Толстого «Детство»

(Запишем тему урока)

Ш. Работа по теме.

1. Учитель: Л.Н.Толстой – 19 век, И.А.Бунин – 20 век, Витас – 21 век.

Что вы можете сказать по этому? Какой сделать вывод?

(Ответ: во все века и времена всем людям знакомо, близко, дорого и

понятно самое родное слово – мама)

Учитель: Эпиграфом к нашему уроку могут служить слова Р.Рождественского, знакомые, наверное, каждому человеку.

Прочитаем их.

(Дети читают)

Согласны ли вы с поэтом?

(уч-ся высказывают своё мнение)

2. Учитель: Каждую секунду в мире рождается 3 человека, и каждая мама начинает жить дыханием ребёнка, его слезами и улыбками. На свете не существует человека, роднее и ближе матери. Её любовь к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности. Мать всегда помнит о своём ребёнке, где бы он ни находился, что бы он ни делал.

А вот как дети относятся к самому близкому и родному человеку на земле.

Послушайте такую историю.

Случилось это в одной школе. Шёл урок русского языка. Дети писали сочинение на тему «Самый главный в жизни человек». Когда учительница раздала проверенные работы, то у одного мальчика во всём тексте было подчёркнуто красными чернилами слово «мама», которое он везде написал с большой буквы. Одноклассники стали над ним смеяться: «Такое простое слово, а ты не знаешь, как его писать». Учительница спросила мальчика, почему он так написал. Он встал и гордо и очень серьёзно сказал: «А как же иначе. Ведь «мама» - это самое главное слово на земле».

Проблемный вопрос: Как вы думаете, посчитала ли учительница это за ошибку или согласилась с мальчиком?

(Дети отвечают)

Учитель: Учительница не вынесла это ошибкой, она лишь указала на

правильность написания, а за сочинение поставила оценку «5»

за безграничную любовь мальчика к маме.

3. Учитель: Образ матери проходит через творчество многих поэтов, писателей, музыкантов, художников. Обратимся к портретам. А знаете ли вы, портреты чьих родителей перед вами (каких поэтов и писателей?)

(Дети называют)

Учитель: Толстой тоже обратился в своей автобиографической повести к образу матери.

Чьими глазами мы её видим?

(Ответ: глазами Николеньки)

Учитель: (Словарная работа ) Мама – маменька – матушка.

Чем отличаются эти однокоренные слова?

(Ответ: эмоционально-экспрессивной окраской.

Суф. – ушк, -еньк – уменьшительно-ласкательные. Указывают на то, что герой с любовью относится к своей матери)

4. Учитель: Давайте докажем это, опираясь на текст произведения. (Работа с текстом)

Обратимся к тексту гл. «Маman ».

Задание: Найдите лирические отступления, в которых говорится о матери. Зачитайте.

(Уч-ся читают)

Что в образе матери наиболее запечатлелось в памяти героя и почему?

(Ответ: Глаза - …зеркало души, руки - …нежные, заботливые, улыбка - …ласковая)

Как вы понимаете слова «Если бы в тяжёлые минуты жизни я хоть мельком смог увидеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе»?

(Уч-ся отвечают).

А кто прочитал весь текст? Найдите в главе 15 описание ещё одного важного элемента, запомнившегося Николеньке в матери.

Учитель: Таким вы увидели портрет матери (её внешние черты). А каким она была человеком? Какие черты характера были ей присущи?

Задание: (работа в группах)

1-я группа - напишите черты характера, которые присущи матери вообще, в идеале.

2-я группа – опишите черты характера, которые были присущи матери Николеньки, и подтвердите примерами из текста.

(Дети работают 3-5 минут)

Учитель: А теперь давайте сравним. (Уч-ся зачитывают)

Учитель: Вывод: перед нами идеальный образ матери, которая всю себя, свою любовь и нежность отдаёт детям и мужу.

Мать тонко чувствует своих детей. Как и всякая мать, наша героиня боится оставить своих детей сиротами. Горячая любовь к матери исторгает из души ребёнка чистую молитву.

Какую?

(Ответ: «Спаси, Господи, папеньку и маменьку» - гл.15)

С чем сравнивается любовь к матери?

(Ответ: с любовью к Богу. Потому что Бог, его заповеди были высшей ценностью человека, мерилом его нравственности и порядочности)

Учитель: Да! Мы убедились в том, что Николенька очень любит свою мать. Поэтому смерть мамы - сильнейшее душевное потрясение для ребёнка.

Задание: Прочитайте письмо матери, которая пишет его, предчувствуя смерть (Гл.25). ?? Из скольки частей состоит это письмо?

(Ответ: из 2: на русском языке и франц.)

Зачитайте 1-ю часть , где говорится о том, как она себя чувствует, и где проявляется забота матери о ближних.

Учитель: Всего несколько слов о себе (всё хорошо) и столько заботы о ближних!

Зачитайте 2-ю часть. ?? Почему на французском языке она написала совсем другое, чем на русском?

(Ответ: не хотела пугать детей. Снова великая забота о близких: даже на пороге смерти мать думает не о себе, а о детях)

?? Какие черты характера раскрываются в этом отрывке?

(Ответ: доброта, забота, тактичность, безграничная любовь к детям и мужу)

5. Учитель: Мать для ребёнка – высший идеал, она наделена чувством прекрасного, бескорыстной любовью, тактом, полным самоотвержением ради близких людей.

(Работа со словами, отражёнными в заглавии темы)

Как вы понимаете слова Натальи Савишны, отражённые в заглавии темы: «…Это не человек был, а ангел небесный».

(Уч-ся отвечают)

6. Учитель: А часто ли люди просто так вспоминают о своих матерях, думают, беспокоятся о них? Как часто нам приходится слышать слова, что не успел всё сказать и сделать для самого родного человека. Только в горькие минуты жизни начинаешь осознавать, что дороже человека нет на свете. Мама спасёт и поможет. Мама выдержит всё то, что другому не под силу.

Вот одно из солдатских писем: (связь с современностью)

(Читает учащийся)

«Милая мама! Не хватает всех ласковых слов, чтобы рассказать о моей любви к тебе…

Мама! Наверное, слаще и роднее этого имени нет на белом свете. С самого рождения до конца дней ты единственная, которая не способна предать, обидеть, разлюбить. Я дорожу теплотой твоих рук. Иногда ты бываешь сердитой, грустной, да и я порой веду себя не примерно, но даже в такие минуты твои глаза всегда выражают безграничную доброту и понимание. Нет судьи справедливее тебя!

Мама! Когда другие не понимают меня, ты находишь оправдание моим просчётам, а потом, конечно же, учишь меня правильно поступать. В самую трудную минуту я обращаюсь к тебе за помощью, зная наперёд, что не получу отказа. Страшными для меня бывают минуты, когда тебе нездоровится, когда ты устаёшь. Я жизни не представляю без тебя!»

Учитель: Итак, вы только что услышали отрывок из солдатского письма. А вам задание:

(1 уровень): напишите письмо от лица Николеньки к его маме,

(2 уровень): кто не сможет от лица героя, тот напишет письмо, обращаясь к своей маме с самыми добрыми нежными и ласковыми словами.

(Творческое разноуровневое задание)

(Уч-ся выполняют в течение 5-7 минут. Зачитывают полученные работы)

!У. ВЫВОДЫ:

Учитель : Итак, мы сегодня поговорили о самом дорогом на земле человеке – о маме. Всё, что нам дорого, что свято, связано с её именем (Родина –мать, Мать-земля кормилица). По отношению к матери судят, каков человек.

Скоро вы вырастете, разъедитесь в разные уголки страны, но где бы вы ни были, всегда помните о том, что есть на земле человек, который не спит, тревожась за вас, волнуясь каждую минуту.

И закончить урок хочется также словами Р.Рождественского

(Учитель читает стихотворение «В комнате звучит надрывный кашель…»

У. Д/З Написать небольшое сочинение:

1-й уровень – о своей маме (сочинение-описание).

2-й уровень – «Что общего между моей мамой и матерью Николеньки» (сочинение со сравнительным анализом).

ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН

Помню – долгий зимний вечер,

Полумрак и тишина;

Тускло льется свет лампады,

Буря плачет у окна.

«Дорогой мой, - шепчет мама, -

Если хочешь задремать,

Чтобы бодрым и весёлым

Завтра утром быть опять, -

Позабудь, что воет вьюга,

Позабудь, что ты со мной,

Вспомни тихий шёпот леса

И полдневный летний зной;

Вспомни, как шумят берёзы,

А за лесом у межи,

Ходят медленно и плавно

Золотые волны ржи».

И знакомому совету

Я доверчиво внимал

И, обвеянный мечтами,

Забываться начинал.

РОБЕРТ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ

В комнате звучит надрывный кашель –

Старенькая женщина слегла.

Много лет она в квартире нашей

Одиноко в комнате жила.

Письма были, только очень редко,

И тогда, не замечая нас,

Всё ходила и шептала: «Детки,

Вам ко мне собраться бы хоть раз.

Ваша мать согнулась, постарела:

Что ж поделать – старость подошла.

Как бы хорошо мы посидели

Рядышком у этого стола.

Вы под этот стол пешком ходили,

Песни пели до зари,

А теперь разъехались, забыли,

Вот поди же всех вас собери».

Заболела мать, и той же ночью

Телеграф не успевал кричать:

Дети, срочно, толь очень срочно приезжайте –

Заболела мать.

Из Одессы,Талина, Игарки,

Отложив до времени дела,

Дети собрались, да только жалко –

У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,

Мягкую седеющую прядь,

Для чего же дали вы разлуке

Так надолго между нею стать?

Мать ждала вас в дождь и непогоды,

Тягостны бессонницы ночей,

Разве горя дожидаться надо,

Чтоб приехать к матери своей?

Неужели только телеграммы

Привели вас к скорым поездам?

Слушайте! У кого есть мама,

Приезжайте к ней без телеграмм!

Типичной для дворянской семьи является речь матери Николеньки Натальи Николаевны. Вторая глава, которая так и называется "Maman" (французское слово), посвящена этой героине. Но на этой главе не заканчивается ее характеристика. "С этой ранимой женщиной мы знакомимся на протяжении всей повести "Детство" .

Наталью Николаевну Николенька называет либо "maman", либо "матушка", либо "мамаша" (в минуты особой любви). Герою очень запомнились такие ее черты: "когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом все как будто веселело". У матушки "милый знакомый голос", "чудесная нежная ручка". "Мaman говорит с кем-нибудь, и звуки ее голоса так сладки, так приветливы", - читаем мы на страницах повести. Исходя из этого описания, мы видим перед собой, "истинную женщину и мать, нежную, любящую, чувствительную". .

Наталья Николаевна знает несколько иностранных языков (французский, немецкий). Как настоящая аристократка она получила хорошее воспитание и образование. Но с детьми и учителем Карлом Иванычем Наталья Николаевна предпочитает разговаривать по-немецки:

Ich danke, lieber Благодарю, милый (нем. ). Карл Иваныч, - и, продолжая говорить по-немецки, она спросила: - Хорошо ли спали дети? .

Здесь мы видим, что Наталья Николаевна с искренней симпатией относится к Карлу Иванычу. Ей также небезразлично и то, как спали дети. Она буквально допытывается про то, что случилось с Николенькой. При этом интонация ее голоса повысилась только тогда, когда и без того глуховатый учитель из-за музыки не услышал ее вопроса. Попросив Мими подождать минутку, она продолжает говорить мягко, спокойно и приветливо:

"Наденьте, Карл Иваныч... Я вас спрашиваю, хорошо ли спали дети?" - сказала maman, подвинувшись к нему и довольно громко.

"Постойте на минутку, Мими, - сказала maman Марье Ивановне с улыбкой, - ничего не слышно" .

Для языка мамы главного героя характерно в большей степени наличие мягких и глухих согласных. "Данная тенденция обусловлена желанием создать атмосферу спокойствия, психологического комфорта в семье", - поясняет Л. А. Капанадзе .

Обращаясь к Николеньке, Наталья Николаевна спрашивает опять же по-немецки:

Ты плакал сегодня?

Я не отвечал. Она поцеловала меня в глаза и по-немецки спросила:

О чем ты плакал?

При этом герой подчеркивает такую особенность речи матушки:

"Когда она разговаривала с нами дружески, она всегда говорила на этом [немецком] языке, который знала в совершенстве" .

Как уже упоминалось ранее, Наталья Николаевна также владеет французским языком. Слово "папа" она произносит на французский манер, с ударением на последнем слоге, что было довольно актуально в то время. Определить это нам также помогает отсутствие в Д.п. соответствующего окончания в этом слове ("папе"):

Ну, ступайте теперь к папа, дети, да скажите ему, чтобы он непременно ко мне зашел, прежде чем пойдет на гумно. .

С Марьей Ивановной (на тот же манер "Мими") она говорит по-французски. Наглядного примера диалога этих двух женщин в повести нет. Однако имя "Мими" вместо "Марья Ивановна" и постоянное требование самой гувернантки девочек говорить по-французски демонстрируют нам то, что из уважения к этой женщине мать Николеньки общается с ней именно на этом языке. В целом отдельные обрывки фраз дают понять нам о наличии знания Натальей Николаевной французского:

"...Насчет предсказаний, - прибавила она со вздохом и, помолчав немного, - je suis payee pour y croire; я верю в них недаром (франц. ). я тебе рассказывала, кажется, как Кирюша день в день, час в час предсказал покойнику папеньке его кончину" (глава "Юродивый" ).

"La belle Flamande Красавица фламандка (франц. )., как ты называешь ее..." (глава "Письмо" ) .

Глава "Детство" проникнута особым лиризмом. Герой вновь вспоминает лучшие моменты жизни, связанные с матушкой. В этой главе можно увидеть, что в минуты особой нежности Наталья Николаевна разговаривает с Николенькой по-русски:

"Ты опять заснешь, Николенька, - говорит мне maman, - ты бы лучше шел на верх".

"...maman сказала, что она сама разбудит меня... и над ухом мои звучит милый знакомый голос: "Вставай, моя душечка: пора идти спать".

"Вставай же, мой ангел".

Внимание и доброта ее описываются на многих страницах повести, но вот только один эпизод, который касается юродивого Гриши (глава "Юродивый" ). Наталья Николаевна просит мужа не выпускать собак, чтобы

они не причинили вреда юродивому:

Вели, пожалуйста, запирать своих страшных собак, а то они чуть не закусали бедного Гришу, когда он проходил по двору. Они этак и на детей могут броситься

По дальнейшему поведению отца Николеньки можно понять, что он негативно относится к странникам вроде Гриши. Н. В. Кудрявая отмечает: "Наталья Николаевна - женщина набожная, религиозная. Она верит разным предсказаниям, в том числе и тому, что говорит Гриша" . Назревает родительская ссора. Однако мать Николеньки пытается ее избежать:

Видно было, что матушка на этот счет была совершенно другого мнения и не хотела спорить.

Передай мне, пожалуйста, пирожок, - сказала она. - Что, хороши ли они нынче? .

Первая фраза героини выражает ее недовольство. Голос ее строг, однако на крик она не переходит. Здесь мы даже можем увидеть просторечное слово "этак", что выражает своеобразную демократичность ее языка. То есть можно сказать, что "Наталья Николаевна так расстроена, что ее обычный литературный язык приобретает некоторые разговорные черты" .

Второй фразой мать Николеньки миролюбиво пытается сменить тему. Она, как всегда, мила и вежлива. Возвращается ее правильная речь.

Следует отметить также, что Наталья Николаевна употребляет в своей речи и такие простонародные слова и выражения, как "почем знать", "позовите-ка", "покуда".

"Ах, не говори этого, мой друг, - прервала его maman, как будто испугавшись чего-нибудь, - почем ты знаешь?" (глава "Юродивый" )

"Позовите-ка Наталью Савишну, чтобы она порадовалась на своего любимчика", - сказала maman (глава "Наталья Савишна" ).

"День был прекрасный, и мне вздумалось пройтись пешком до большой дороги, покуда вытаскивали коляску" (глава "Письмо" ) .

Присутствует в повести и образец эпистолярного стиля героини (глава "Письмо" ). Это предсмертное письмо, адресованное мужу, с рассказом о своем состоянии здоровья и просьбой привезти детей попрощаться. Письмо длинное, обстоятельно написанное на двух языках - русском и французском, содержит множество подробностей. Такие письма были типичны для дворянского круга. Дети и муж были достаточно долго разлучены с maman, она сообщала им в письме о ходе дел в имении, о гостях, советовалась и обсуждала с мужем деловые вопросы:

"На другой день у меня был жар довольно сильный и приехал наш

добрый, старый Иван Васильич, который до сих пор живет у нас и обещается скоро выпустить меня на свет божий... La belle Flamande, как ты называешь ее, гостит у меня уже вторую неделю... Теперь поговорим о серьезном: ты мне пишешь, что дела твои идут нехорошо эту зиму и что тебе необходимо будет взять хабаровские деньги. Мне даже странно, что ты спрашиваешь на это моего согласия. Разве то, что принадлежит мне, не принадлежит столько же и тебе?.." .

Далее Наталья Николаевна не упрекает мужа в том, что он азартный человек. Она пишет лишь о том, что игра отнимает у нее "часть нежной привязанности", и беспокоится о будущем материальном благополучии детей. Наконец, просит его поскорее вернуться домой:

"Христос с тобой, мой дружок, поезжай и возвращайся поскорее. Нам всем без тебя так скучно!" .

Эта часть письма, как отмечает рассказчик, была написана на русском языке. Тон письма спокойный. Но вместе с тем в нем присутствуют восклицательные предложения, которыми женщина подчеркивает то, что особенно ее волнует:

"...(Ты не узнаешь ее [Любочку]: такие она сделала успехи!)... Чудесный старик этот Иван Васильич!.. Меня так же мало радует твой выигрыш, как огорчает проигрыш; меня огорчает только твоя несчастная страсть к игре, которая отнимает у меня часть твоей нежной привязанности и заставляет говорить тебе такие горькие истины, как теперь, а богу известно, как мне это больно!.. Да, это тяжелый крест, который послал нам обоим господь!.." .

Следующая часть письма была написана по-французски, связным и неровным почерком, на другом клочке бумаги. В нем героиня говорит о своем истинном состоянии здоровья. Она предчувствует скорую смерть. Это письмо содержит много риторических вопросов, касающихся ее и семьи:

"Не верь тому, что я писала тебе о моей болезни; никто не подозревает, до какой степени она серьезна... Кончится ли вместе с жизнию моя любовь к тебе и детям?.. Я спокойна, и богу известно, что всегда смотрела и смотрю на смерть как на переход к жизни лучшей; но отчего ж слезы давят меня?.. Зачем лишать детей любимой матери? Зачем наносить тебе такой тяжелый, неожиданный удар? Зачем мне умирать, когда ваша любовь делала для меня жизнь беспредельно счастливою?.. Неужели они [дети] когда-нибудь забудут меня?!" .

"Это прощальное письмо - крик души умирающего человека, беспокоящегося за будущее близких людей после его смерти, - отмечает Р. Р. Чайковский. - Две части этого письма противоположны не только по своей сути, хотя и касаются практически одних и тех же вещей и людей, но и по своему написанию: на русском языке - первая часть, на французском - вторая" . К тому же обращают на себя внимание различные интонации, характеризующие эти части: спокойная - в первой, повышенная - во второй. Таким образом, это письмо характеризует мать Николеньки как личность, способную в письменной речи выражать свои мысли и чувства так же полно и правильно, как и в устной.

Следует также сказать еще о некоторых особенностях речи Натальи Николаевны. В области словообразования у нее встречается много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: "душечка", "голубушка", "пирожок", "дружок" и другие.

"Что с вами, голубушка Наталья Савишна?" - спросила maman, взяв ее за руку (глава "Наталья Савишна" ).

"Вставай, моя душечка: пора идти спать" (глава "Детство" ).

"Я тебя просила передать мне пирожок", - повторили она, протягивая руку (глава "Юродивый" ).

"Христос с тобой, мой дружок, поезжай и возвращайся поскорее" (глава "Письмо" ).

Детей Наталья Николаевна также называет ласково: "Любочка", "Катенька", "Николенька".

"Любочка сама хотела писать тебе... Катенька все так же мила..." (глава "Письмо" ).

Если не будет твоей мамаши, ты не забудешь ее? не забудешь, Николенька? (глава "Детство" ) .

Кроме того, у маменьки во многих словах встречается приставка за- в значении "начало действия": "заснешь", "зашел", "забудешь", "закусали".

"Ты опять заснешь, Николенька, - говорит мне maman, - ты бы лучше шел на верх" (глава "Детство" ).

"Ну, ступайте теперь к папа, дети, да скажите ему, чтобы он непременно ко мне зашел, прежде чем пойдет на гумно" (глава "Maman" ). .

Наталья Николаевна чаще других использует слова религиозного характера: "бог мой", "Христос с тобой", "богу известно", "его святая воля", "матерь божия" - что говорит не только о ее вероисповедании, но и о нравственных ценностях. Эти выражения мы наблюдаем уже в последних главах, где героиня чувствует свою близость к Богу:

"Христос с тобой, мой дружок, поезжай и возвращайся поскорее".

"Покоримся воле его".

"Да будет его святая воля".

"Матерь божия, не оставь их!.." .

На наш взгляд, лексический уровень Натальи Николаевны наиболее показателен, так как отражает ее богатый индивидуальный словарный запас. "Именно на лексическом уровне, - пишет А. Л. Чернявский, - хорошо прослеживаются характер и внутренний мир этой героини" .

Также интересны обращения maman, которых так много в ее речи ("мой ангел", "моя душечка", "мой друг"). Разумеется, такого рода обращения выполняют не только контактно-устанавливающую функцию, но и оценочную. Например, "мой друг" Наталья Николаевна использует по отношению к мужу, причем употребляет довольно часто. Это обращение говорит о привязанности и уважении героини к супругу. К Николеньке же она испытывает искренние теплые материнские чувства.

Вставай же, мой ангел (глава "Детство" ).

"Вот тебе, мой друг, подробный отчет в том, как я занемогла и как сама в том виновата" (глава "Письмо" ). .

В речи матери так же, как и в речи Николеньки, часто звучит междометие "ах" (глава "Юродивый" ). Это лишний раз подчеркивает ее эмоциональную, чувствительную натуру.

"Ах да, я было и забыла попросить тебя об одной вещи..."

"Ах, не говори этого, мой друг..." .

Наталья Николаевна употребляет очень много прилагательных: "славный старик", "доброе письмо", "жизнь беспредельно счастливая", "чудные планы", "апрельское солнышко". Это не просто прилагательные - это эпитеты, которые делают речь маменьки выразительной, образной. Ни у одного из героев мы такого количества прилагательных больше не видели.

"Я очень рада, - сказала maman, - за детей, за него [Карла Иваныча]: он славный старик" (глава "Занятия в кабинете и гостиной" ).

"Сейчас только, в десять часов вечера, получила я твое доброе письмо... Доктор говорит, что дня через три я буду совсем здорова и мне можно будет подышать свежим воздухом и погреться на апрельском солнышке... Я делаю чудные планы о том, как мы проведем его, и недостает только тебя, чтобы им осуществиться" (глава "Письмо" ) .

Жанроведческий подход к языку Натальи Николаевны позволяет указать следующее. В ее речи доминируют оценочные речевые жанры (и, причем с положительной оценочностью): просьба, похвала, благодарность, обращение и приветствие, пожелания, а также информативные жанры: совет, предупреждение, сообщение.

"Ich danke, lieber Карл Иваныч. Хорошо ли спали дети?" (глава "Maman" )

"Вели, пожалуйста, запирать своих страшных собак, а то они чуть не закусали бедного Гришу..." (глава "Юродивый" ).

"Ты это знай, Николенька, что за твое лицо тебя никто не будет любить; поэтому ты должен стараться быть умным и добрым мальчиком" (глава "Княгиня Корнакова" ).

"Ты опять заснешь, Николенька, ты бы лучше шел наверх" (глава "Детство" ) .

Ее речевые жанры всегда личностно ориентированы на доброжелательное отношение к собеседнику.

Таким образом, язык Натальи Николаевны более мягок, певуч, "ласкателен", "религиозен". Это обусловлено и социальной ролью матери в семье, и ее мировоззрением, и ее характером. "Исходя из речевых характеристик главного героя и его матери, можно утверждать, что Николенька подражает своей матери во всем: употребляет в речи те же слова, те же интонации" . Такой языковой феномен объясняется, прежде всего, сложившимися взаимоотношениями в семье.

Наконец, речь этой героини позволяет нам увидеть в ней чувствительную, любящую, ранимую и одновременно сильную женщину. Поэтому неудивительно ее огромное влияние на формирование личности младшего сына.

7 класс. Литература.
«Это не человек был, а ангел небесный» (образ матери в повести Л.Н Толстого «Детство»).
Цель: анализ главы «Маман», поиск ответа на вопрос «Почему для главного героя повести мама была ангелом? »
Развитие умения работать с текстом (анализ прочитанного), развитие творческих способностей, развитие умения выразительного чтения, умения работать в группе.
Воспитание нравственных качеств: уважение и любовь к женщине (к матери).
Коррекция процесса мышления.
Тип: изучение нового материала.
Ход
1.Оргмомент.
Здравствуйте, ребята. Посмотрите, все ли готово к уроку: учебник, ручка, тетрадь, дневник. Сегодня у нас на уроке гости, поэтому вы как люди воспитанные поделитесь с нашими гостями своими добрыми улыбками.
2. Подготовка к изучению нового материала. Постановка учебной задачи. Запись темы урока в тетрадь.
3.Изучение.
а) Словарная работа.
Ангел- 1) посланник Бога,
2) безгрешный человек.
3) обращение к любимой женщине.

Б) Дома вы прочитали 2 главу из повести «Детство», которая называется «Маман». Удивило ли вас название? А все дело в том, что в 19 веке в России в дворянских семьях разговаривали в основном на французском языке и, хотя вы и не знаете французского языка, но, прочитав главу, вы поняли, что речь в ней идет о ком? (о маме).

Ваши ассоциации, связанные с этим словом. Запишите 3- 4 слова в тетради.
Индивидуально работают в тетрадях, а затем составляем кластера на доске, объединив слова, передающие внешний портрет в треугольник, а внутренний портрет- подчеркнуть волнистой линией. Как вы понимаете – внешний портрет? Внутренний портрет?
б) А какой же запомнил свою маму Николенька Иртеньев? Чтобы ответить на этот вопрос, нам надо провести небольшое исследование текста.
Работа в группах. Делятся по цветным стикерам.
Задание: используя текст, заполните таблицу.
1группа

Выпишите черты её внешности
(см. 2 абзац) Прочитайте отрывки и запишите вывод о характере матери.
Мама

2 группа
Прочитайте отрывки и запишите вывод об отношении матери к детям, к мальчику Выпишите слова, передающие отношение мальчика к маме
(см.2)
Мама

Вывод
Взаимообучение: ученики, которые будут защищать свой мини-проект, рассказывают результаты своей работы другой группе.
Физминутка.

4. Проверка понимания.
1)Заслушивание результатов работы групп.
Сделайте вывод, какой была мама Николеньки?
Какой внешний или внутренний портрет интересует писателя?
2)Работа с текстом Выразительное чтение отрывка стр234.
Что чувствует ребенок, когда мама улыбается.
5. Закрепление.
Знаете ли вы, что Л. Н. Толстой потерял мать, когда ему было около 2 лет, он почти не помнил её. Когда Толстому было уже 80 лет, он записал в дневнике:
«Нынче утром обхожу сад и как всегда вспоминаю о матери, о «маменьке», которую я совсем не помню, но которая осталась для меня светлым идеалом».
Ответьте на вопрос «Почему для главног