Статуя юлия цезаря в берлинском музее. Форум цезаря - память о великом императоре римской империи. Бюст Юлия Цезаря, I в. по Р. Х

Адрес: Италия, Рим, Римский форум
Основные достопримечательности: храм Венеры
Координаты: 41°53"38.3"N 12°29"06.3"E

Содержание:

Краткое описание

Благодаря неустанной работе археологов и историков, в Риме> один за другим появляются на свет все новые и новые памятники истории и архитектуры. Удивительно, но практически с любого высотного здания в Риме можно увидеть руины какого-либо комплекса, относящегося к периоду расцвета Римской империи.

Форум Цезаря с высоты птичьего полёта

К одной из таких достопримечательностей, открытых учеными сравнительно недавно, можно отнести форум Цезаря, который, к слову, считается первым императорским форумом, возведенным на территории современной столицы Италии.

Форум Цезаря, несмотря на свои небольшие размеры (170х75 метров), довольно популярен среди туристов . Связано это, в первую очередь, с историей его строительства. Да и имя Гая Юлия Цезаря знает практически каждый цивилизованный и более-менее грамотный житель нашей огромной планеты. До наших дней сохранились лишь руины комплекса, в который входили многочисленные статуи, базилика и храм.

Вид на храм Венеры

Строительство форума Цезаря

Как известно из истории, Гай Юлий Цезарь был величайшим и бесстрашным полководцем, воином, не знавшим страха, и сражавшийся со своим легионом на местах самых кровопролитных сражений. Кроме этого, у Цезаря был врожденный талант стратега и политика, благодаря нему он стал императором Римской империи, которого уважали не только аристократы, но и народ. В 54 году до нашей эры Цезарь решил построить свой собственный форум.

Для этого он доверил Марку Тулию Цицерону, который слыл в народе не только философом, оратором и политиком, способным своими речами вызвать восторг и поклонение у публики, огромную по тем временам сумму: 60 миллионов сестерциев для покупки земли. В некоторых источниках встречается информация, что сумма для покупки участка под строительство форума Цезаря была значительно выше, и равнялась приблизительно 100 миллионам сестерциев.

Гай Юлий Цезарь не был самовлюбленным и эгоистичным правителем, как, например, Нерон, и новый форум Цезаря предполагалось построить, как часть легендарного Римского форума . Форума, который считался главной площадью античного Рима.

В 48 году до нашей эры состоялась знаменитое сражение войск Юлия Цезаря с армией его бывшего друга Помпея. Тогда противнику удалось заманить Цезаря в ловушку, и решающей битвы было не избежать. Войска Помпея в несколько раз превосходили 30-ти тысячную армию Цезаря, и будущий император поставил на кон все, в том числе, и свою жизнь. Утром, незадолго до сражения, Гай Юлий Цезарь дал обет своей покровительнице Венере, от которой по преданию и происходи род Юлиев, что если его войско победит армию своего бывшего друга, который подло предал его в свое время, он незамедлительно отдаст приказ о строительстве на его форуме Храма в честь великой Венеры. Справедливости ради стоит отметить, что в 48 году до н.э. строительство форума только начиналось.

Те, кто хоть немного знаком с историей Римской империи и «вечного города» знает, что решающее сражение началось у Фарсалы. Неизвестно, что в те времена сыграло решающую роль – помощь Венеры или же талант Цезаря, но Помпей с его превосходящим войском был полностью разбит и вынужден был бежать в Египет . В этой стране, где почитали Клеопатру и Цезаря, Помпея зарезали, едва он ступил на берег. Сражение у Фарсалы стало знаковым, и на форуме Цезаря было сразу же решено воздвигнуть храм Венеры , который стал, пожалуй, центральным зданием всего комплекса. В самом храме Венеры, по документам, составленным древними летописцами, находилась огромная статуя Венеры и самого Цезаря верхом на лошади. Они были выполнены из бронзы и покрыты золотом. Не забыл император и о своей возлюбленной Клеопатре: ее огромный портрет также украшал одну из стен храма Венеры.

Кроме этого величественного сооружения, которое еще в течение нескольких столетий вызывало восторг у гостей Рима, была построена Серебряная базилика, выполняющая роль биржи, где происходил обмен денег. Удивительно, не правда ли? И цензоры, и биржи появились еще в Древнем Риме. Археологи, показавшие миру форум Цезаря, в своих отчетах писали, что ими были найдены остатки магазинов и даже мастерских, которые удалось вместить на таком небольшом пространстве. Увы, до наших дней, они, естественно, не сохранились, так как по большей части были выполнены не из камня, а из недолговечного дерева. Интересен еще и тот факт, что большинство строений были возведены из личных трофеев Цезаря, которые достались ему в ходе войны с галлами.

Форум Цезаря: история и наши дни

Незадолго после убийства Цезаря его форум пришел в упадок и лишь в 113 году нашей эры вновь ожил благодаря реконструкции, проведенной по приказу Траяна . Инаугурация нового императора прошла в Храме Венеры, в честь чего в нем была возведена новая колонна, получившая название колонна Траяна. Удивительно, но благодаря исследованию древних документов, известна даже точная дата второй церемонии открытия форума Цезаря – 12 мая 113 года.

В наши дни многочисленные туристы могут видеть, что раскопки на территории форума Цезаря не прекращаются. Благодаря ним проливается свет на события, произошедшие во времена расцвета Римской Империи. Наши современники не забыли имя, пожалуй, самого величайшего императора Гай Юлия Цезаря. В его честь не так давно на территории руин форума Цезаря была установлена бронзовая копия статуи императора, с оригиналом которой можно познакомиться в Капитолии.

Теперь мы с вами заглянем в храмы Рима, побродим по развалинам римского Форума и полюбуемся другими достопримечательностями.

Начнём с Пантеона. В переводе с др. греч. - Храм всех богов. Это одна из главных достопримечательностей Рима, самая большая из сохранившихся купольных построек и вплоть до XIX в. не имеющая себе равных. Первое здание Пантеона было построено консулом Марком Агриппой в 27-25 годах до рождества Христова. После пожаров в 80 году н. э. и в начале II века н. э., Пантеон был заново отстроен. В 126 году н. э. император Адриан скромно оставил на его фронтоне имя первостроителя. Надпись гласит: - "Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это".

Согласно преданию, с этого места 5-го июля 717 г. до н. богом Марсом был вознесён на небеса основатель Рима - Ромул.

Храм представляет собой уникальное сооружение и большое инженерное достижение античности. Диаметр его купола - 43 м., на вершине свода круглое отверстие диаметром 9 м., через которое внутрь проникает свет в виде гигантского луча цилиндрической формы. Кроме входной двери и этого отверстия, других источников света нет.

Внутреннее убранство Пантеона постоянно изменялось. При Агриппе, в центре храма, была установлена огромная статуя обожествлённого Юлия Цезаря, а по сторонам статуи Марса, Венеры, Сатурна, Нептуна и других богов.

1 ноября 609 года языческий храм был освящён как христианская церковь Святой Марии и Мучеников.

Под статуей "Мадонна на скале" находится гробница Рафаэля (1483-1520). Место захоронения в Пантеоне и то, как оно должно быть оформлено, великий мастер указал в своём предсмертном завещании. Саркофаг установлен по приказу папы Григория XVI. Надпись гласит: - "Здесь лежит Рафаэль, кем опасалась Природа стать побеждённой навек и умереть вместе с ним". Слева от скульптуры бюст Рафаэля из чёрного мрамора (cоздан в 1833 г. скульптором Giuseppe Fabris).

В саркофаге из красного мрамора похоронен второй король Италии Умберто I.

Фреска с картины неизвестного художника (1686 г. из Бари) "Мадонна с поясом и св. Николай". "Существует православное предание, что на третий день после погребения Богородица явилась апостолу Фоме и бросила ему в утешение Свой пояс с Неба" т. к. он опоздал на погребение и долго плакал возле гроба.

"Благовещение" Считается, что эта фреска выполнена Melozzo (Ambrosi) da Forli в его римский период (1480-84 г.)

Гробница первого короля Италии Виктора Эммануила II. (умер в 1878 г.). "PADRE DELLA PATRIA" - Отец отечества.

Теперь мы заходим в церковь Сан-Сильвестро-ин-Капите. "Капите", лат. (Capute) - голова, стоит в названии церкви, т. к. в ней хранится реликвия, голова Иоанна Крестителя.

Внутреннее убранство. Базилика отделана мрамором, богато украшена картинами известных живописцев, позолотой, статуями, фресками и реликвиями.

Главной реликвией церкви, является голова (часть черепа без челюсти) Иоанна Крестителя. Она находится в часовне, справа от входа в церковь. Сомневаться в подлинности этой реликвии считается кощунством, но до сегодняшнего дня вопрос остаётся, т. к. католицизм считает, что подлинная голова хранится в этой церкви, исламская традиция считает, что в мечети Омейядов, в Дамаске. Поклоняются этой реликвии также в Амьене (Франция), привезённой туда из четвёртого крестового похода, в турецкой Антиохии и в одном из монастырей Армении.

Фигура Богоматери оплакивающей Христа.

Заглянем ещё в одну церковь - базилика Сан Петро ин Винколи.

На заднем плане интерьера виден главный алтарь, в нижней части которого, в ковчеге хранятся цепи Св. Апостола Петра (отсюда и название храма). Первая часть цепей из Иерусалимской темницы (42 г.), вторая часть - римская, при Нероне из Мамертинской тюрьмы (64 г). В храме находятся гробницы художника Антонио Полайоло и могущественного папы Юлия II,
В левом нефе обращает на себя внимание барельеф, изображающий смерть с белыми крыльями и косой.

Как объяснила экскурсовод, помещена она здесь, чтобы не забывали и её, как вечную спутницу жизни земной. Может она и права. Итальянцы, не без известной доли иронии, называют это произведение "Белокрылая Сеньора с косой".

Стены храма украшают работы великих мастеров.

Мы снова на улице. Слева от курии Юлия вы видите несколько колонн. Это один из древнейших храмов - храм Сатурна, вернее то, что от него осталось, восемь колонн, шесть из серого гранита по фасаду и две из красного по бокам.

Предполагают, что храм был построен в 489 году до н. э. после победы над этрусскими царями в честь бога Сатурна, которого римляне считали своим покровителем. Внутри храма стояла статуя Сатурна из золота и слоновой кости. После окончания земледельческих работ, в последнюю неделю декабря начинался праздник Сатурналий. Статую выносили из храма для шествия, приносились жертвы богу Сатурну, потом начиналось всеобщее пиршество и веселье. Возможно отсюда и пришла традиция устраивать праздник урожая в нынешнее время.

Общий вид на развалины Императорских форумов.

Остатки храма в виде трёх колонн, расположенных на форуме Юлия Цезаря.

Форум Цезаря был построен в 54-46 гг. до н. э. (на фото его остатки).

Памятник Юлию Цезарю - бронзовая копия статуи, находящейся в Капитолии. Установлен недавно. Аббревиатура на постаменте лат. S.P.Q.R. - Senatus Populusque Romanus (Сенат и граждане Рима), часто встречается во многих исторических местах города.

Гай Юлий Цезарь родился 13 (12) июля 100 (102) года до н. э. Убит 15 марта 44 г. до н. э. Древнеримский государственный и политический деятель, диктатор, полководец, писатель. В разное время, трижды женат. Дети: Юлия Цезарис (дочь от первого брака) и Птолемей XV Цезарион (под сомнением - внебрачный сын от связи с Клеопатрой). Своими завоеваниями Цезарь расширил границы римской державы до Британских островов. Он также провёл очень важные государственные реформы, изменил календарь, который мы сейчас называем Юлианским. Месяц, в котором он родился, назван в честь его имени - июль, а в честь его приемника, усыновлённого по завещанию племянника Октавиана Августа - месяц август. Жизнь и деятельность Юлия Цезаря подробно описана в разных источниках, в том числе в его собственных "Записках" (мемуарах), а также в биографиях, характеристиках и отзывах о нём (порой разнополярных), написанных его современниками. В их числе древнеримский политик и философ, блестящий оратор, Цицерон. Так-что предлагаю вам самим ознакомится с этими материалами. От имени Цезаря произошли впоследствии русские слова - "царь", "кесарь" и немецкое - "кайзер"

В центре - церковь Санта Мария ин Космедин. Возведена на руинах храма Геркулеса в VIII веке. Изящная звонница украшающая город видна издалека, построена в XII веке.

Раскопки остатков храмового комплекса времён римской республики на площади Торре-Арджентина. До сего времени не установлено, кому посвящены эти четыре храма и пока названы условно - A, B, C и D. Известно, что в I веке до н. э. вокруг этих храмов стояли общественные здания - цирк, театр, Курия Помпея и др.

Площадь колонны названа так потому, что на ней расположена мраморная Колонна Марка Аврелия (41,5 м.).

Колонна полая, внутри неё имеется винтовая лестница с 190-200 ступенями. Раньше на вершине колонны была установлена скульптура Марку Аврелию в честь победы над германцами и сарматами в Маркоманской войне. Вся поверхность колонны богато украшена барельефами, изображающими сцены из этой войны. Маленькие отверстия, что видны вдоль колонны, это окошечки для освещения лестницы внутри колонны.

В XVI веке статуя Марка Аврелия была утеряна и в 1589 году, по указанию папы Сикста V, вместо неё была установлена бронзовая статуя Апостола Павла. Св. Павла часто изображают с мечом в руке, т. к. до знакомства с Иисусом Христом, он был фарисеем и принимал участие в гонениях на первых христиан.

Улица Императорских форумов.

Когда-то здесь кипела жизнь и эти форумы были забиты толпами римлян. Здесь решались их судьбы и судьбы других народов. На фото слева - Храм Антонина и Фаустины. Построен в 141 г. н. э. по приказу императора Антонина Пия в честь его умершей жены Фаустины.

На переднем плане - часть сохранившегося пятиэтажного древнеримского жилого дома "Инсула Арачели", II в. н. э., в северной части Капитолийского холма, обнаруженного при раскопках во время строительства монумента Витториано. В одном из верхних этажей, во времена средневековья, была встроена церковь.

Вид на город с выступа монумента Витториано.

Витториано (итал. Vuttoriano) - монумент в честь первого короля объединённой Италии. Строился с 1885 по 1935 годы. В центре монумента, на выступе - двенадцатиметровая бронзовая конная статуя короля. Под ним стоит статуя богини Ромы. Ещё ниже - могила Неизвестного солдата, погибшего на первой мировой войне, так называемый "Алтарь Отечества" и постоянный Почётный караул. Римляне недолюбливают это сооружение, т. к. оно контрастирует с окружающими строениями и иронически называют его: - "Пишущая машинка*, "Свадебный торт", "Вставная челюсть" и т. пр.

Продолжение следует...

Юлий Цезарь, наверное, самый известный персонаж античной, да и всей древней истории. Соперничать с ним может разве что Александр Македонский. Про Цезаря написаны бесчисленные тома научных трудов, популярных биографий и художественной литературы.

В кино его играли такие выдающиеся актеры, как Джон Гилгуд, Рекс Харрисон, Клаус Мария Брандауэр и Киран Хайндс. Вокруг любой выдающейся исторической личности рано или поздно нарастает шелуха мифов и преданий. Не избежал этого и Цезарь.

Миф 1. Его звали Кай Юлий Цезарь

Начнем с имени. У Цезаря, как практически у каждого римского мальчика из хорошей семьи, было три имени: во-первых, преномен, или личное имя (Gaius) , - их в Древнем Риме было очень немного, Гай входило в число самых распространенных; во‑вторых, номен, или родовое имя (Iulius) , и в-третьих, когномен, изначально прозвище с каким‑то словарным значением, прикрепившееся к ветви рода и ставшее наследственным (Cicero - Горошина, Naso - Носатый). Что значило слово Caesar - неизвестно. Объяснений было много: сам Цезарь утверждал, что это «слон» на «мавританском языке», а Плиний Старший возводил слово к глаголу caedo , «резать, вырезать», утверждая, что самый первый Цезарь (не наш, а кто‑то из его предков) появился на свет из разрезанной матки, то есть в результате процедуры, впоследствии известной как кесарево сечение. Уже благодаря славе именно нашего Юлия Цезаря его когномен в разных формах вошел во многие языки мира как синоним правителя - кесарь, кайзер, царь.

Вариант Кай (а не Гай) Юлий Цезарь в обыденной речи бытует очень давно. Встречается он и в литературе: например, в фантастической повести «Призраки» Тургенева, в «Золотом теленке» Ильфа и Петрова или в «Белой гвардии» Булгакова. Поиск по корпусу текстов русской литературы выдает 18 результатов по запросу «Кай Юлий» против 21 - «Гай Юлий», практически поровну. Иван Ильич у Толстого вспоминает пример из «Логики» немецкого философа-кантианца Иоганна Готтфрида Кизеветтера: «Кай - человек, люди смертны, потому Кай смертен» (у Кизеветтера: «Alle Menschen sind sterblich, Caius ist ein Mensch, also ist Caius sterblich» ). Это тоже, конечно, «Кай» Юлий Цезарь. В языках с графикой на основе латиницы вариант Caius вместо Gaius также продолжает встречаться - не только в романах, но и, например, в книгах современного британского популяризатора античности Эдриана Голдсуорти. Такое написание - результат не то чтобы недоразумения, но своеобразного древнеримского представления о верности традициям.

Хотя в латинском языке звуки [k] и [g] всегда различались, на письме это различие поначалу не отражалось. Причина была в том, что в этрусском (или каком-то другом североиталийском) алфавите, из которого развился латинский, не было смычного [g]. Когда объемы письменной информации стали увеличиваться, а грамотность распространяться (в античности в принципе было не так много свободных людей, не умеющих хотя бы на примитивном уровне читать и писать), возникла необходимость как-то различать буквы, обозначающие непохожие звуки, и к C приделали хвостик. Как отмечает лингвист Александр Пиперски, буква G - это нововведение с диакритическим значком типа буквы Ё , только более успешное в исторической перспективе. Букву Ё , как известно, придумал Карамзин, а римские любители древностей зафиксировали, что G ввел в алфавит некий Спурий Карвилий - вольноотпущенник и первый в Риме владелец частной начальной школы - в III веке до н. э.

Большая буква C , обозначающая звук [g] , часто использовалась в качестве инициала имен Гай и Гней (C и CN соответственно). Такие инициалы встречались в посвятительных надписях, на надгробиях и в других контекстах повышенной важности. Римляне к подобного рода вещам относились очень невротично и предпочитали ничего в них не менять. Поэтому в надписях начиная со II века до н. э. мы нередко видим букву G там, где ей быть положено (например, в слове AVG , сокращении от Augustus ), но при этом имя Гай сокращается по старинке как С . То же самое с именем Гней, которое сокращается как CN (однако форма «Кней», насколько мне известно, по-русски нигде не встречается).

Скорее всего, именно эта двусмысленность и стала причиной раздвоения популярного римского имени на правильное Гай и ошибочное Кай. Кай из «Снежной королевы» Андерсена с большой вероятностью не имеет отношения к Цезарю - это распространенное скандинавское имя, и про его происхождение есть много других этимологических гипотез, в основном восходящих к фризским языкам.

Миф 2. Мы знаем, как он выглядел

Давайте посмотрим на несколько скульптурных портретов.

Первый - так называемый тускуланский портрет, раскопанный в 1825 году Люсьеном Бонапартом (братом Наполеона I). Он хранится в Музее древностей города Турина. К этому же типу относится еще несколько скульптурных изображений, хранящихся в Национальном римском музее, Эрмитаже, Новой глиптотеке Карлсберга в Копенгагене и др.



Второй распространенный тип портретов Цезаря - так называемый бюст Кьярамонти (сейчас хранится в Музеях Ватикана). К нему примыкает еще один бюст из Турина, скульптуры из Пармы, Вены и ряд других.



Наконец, осенью 2007 года со дна реки Роны в районе французского города Арля был поднят еще один предполагаемый бюст Юлия Цезаря.

Заметно, что даже внутри одного типа портреты не очень схожи между собой, а если сравнивать один тип с другим, и вовсе неясно, как это может быть один и тот же человек. При этом древнеримская портретная скульптура отличалась очень высоким уровнем реализма и стабильно достигала портретного сходства. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на многочисленные портреты более поздних императоров - Августа, например, или Марка Аврелия. Их нельзя перепутать ни между собой, ни с кем-либо еще.

В чем же дело? Дело в том, что почти все дошедшие до нас античные скульптурные портреты не подписаны и их атрибуция - дело в высшей степени гадательное. Подписанные портретные изображения встречались только на монетах, причем Цезарь был первым из римлян, чье изображение появилось на монетах при его жизни (произошло это в 44 году до н. э., а уже 15 марта этого года, в приснопамятные Мартовские иды, он был убит). Денарий Цезаря, отчеканенный чиновником по делам монетного двора Марком Меттием, стал образцом для всех позднейших монет императорского времени.

55-летний Цезарь изображался на денарии с реализмом, характерным для позднереспубликанской эпохи: очень длинная шея со складками, выступающий кадык, морщинистый лоб, худое лицо, в некоторых версиях - морщины в уголках глаз, венок, которым, по слухам, Цезарь камуфлировал плешь. Но все-таки монета - особый жанр, и атрибуция скульптурного бюста на основании стилизованной нумизматической картинки - дело ненадежное. Конечно, археологи из Арля хотели, чтобы про римский бюст выдающегося качества - что, бесспорно, редкая находка - узнало как можно больше народу, да и финансированию работ это тоже должно было помочь. А для такой цели «бюст Юлия Цезаря» подходит больше, чем «бюст неизвестного римлянина». С той же осторожностью надо относиться и ко всем остальным скульптурным изображениям «Юлия Цезаря».

В том, как публика представляет себе того или иного персонажа, репутация нередко оказывается важнее правдоподобия. Если поискать по картинкам в Google императора Вителлия, нам в первую очередь покажут бюст из Лувра, изображающий тучного, высокомерного человека с тройным подбородком. Это хорошо соотносится с образом императора, который, по словам Светония, «больше всего отличался обжорством и жестокостью».

Но сохранившиеся монеты показывают совершенно другое лицо - человека тоже нехудого, но уж точно не курносого.

Миф 3. Он мог делать несколько дел одновременно

Вам никогда не приходилось слышать от мамы или бабушки «Не читай за едой, ты не Гай (или Кай) Юлий Цезарь»? В основе этого предупреждения - представление о том, что Цезарь мог делать несколько дел одновременно и что такого рода многозадачность была его уникальным свойством, большинству людей недоступным.

Во-первых, этот мем больше всего распространен в России. В западно­европейских культурах нет такого устойчивого выражения, хотя сам факт известен и иногда упоминается. Однако найти его в источниках не так просто. Светоний в жизнеописании Цезаря об этом не говорит ничего. Плутарх, со ссылкой на некоего Оппия, отмечает, что Цезарь «во время похода упражнялся еще и в том, чтобы, сидя на коне, диктовать письма, занимая одновременно двух или даже… еще большее число писцов» . Это замечание вставлено между упоминанием залихватской физической ловкости («Он умел, отведя руки назад и сложив их за спиной, пустить коня во весь опор» - если вам кажется, что это не так уж и сложно, напоминаю, что античные всадники не пользовались стременами) и рассказом об изобретении СМС («Говорят, что Цезарь первым пришел к мысли беседовать с друзьями по поводу неотложных дел посредством писем, когда величина города и исключительная занятость не позволяли встречаться лично» ).

Несколько подробнее об этой особенности говорит Плиний Старший в своем монументальном труде «Естественная история». Он находит живость ума, отличавшую Цезаря, беспрецедентной: «Сообщают, что он умел писать или читать и одновременно - диктовать и слушать. Он мог диктовать своим секретарям по четыре письма одновременно, причем по самым важным вопросам; а если не был занят ничем другим - то и по семь писем» . Наконец, Светоний в жизнеописании Августа замечает, что Юлий Цезарь во время цирковых игр «читал письма и бумаги или писал на них ответы» , за что подвергался нареканиям, - и Август прилагал усилия к тому, чтобы не повторять этой пиар-ошибки приемного отца.

Мы видим, что речь идет не о настоящем параллельном процессинге, а (как это происходит и у компьютеров) о быстром переключении с одной задачи на другую, о грамотном распределении внимания и расстановке приоритетов. Жизнь публичного человека в античности ставила перед его памятью и вниманием задачи, несопоставимые с теми, которые приходится решать современным людям: например, любая речь, даже многочасовая, должна была заучиваться наизусть (возможности для импровизации, конечно, существовали, но общую канву в любом случае приходилось держать в голове). Тем не менее даже на этом фоне способности Цезаря производили на современников неизгладимое впечатление.

Наполеон Бонапарт, чье стремление имитировать и превзойти Цезаря хорошо документировано, тоже славился умением диктовать до семи писем одновременно и, согласно воспоминаниям одного из секретарей, барона Клода Франсуа де Меневаля, относил эту свою сверхспособность к виртуозному владению техникой, которая на современном менеджерском жаргоне называется компартментализацией. «Когда я хочу отвлечься от некоторого дела , - говорил, по словам Меневаля, Наполеон, - я закрываю ящик, в котором оно хранится, и открываю другой. Два дела никогда не смешиваются, не беспокоят и не утомляют меня. Когда я хочу уснуть, я закрываю все ящики» . Эта система с пространственной визуализацией тем или задач тоже восходит ко временам классической древности.

Бонус. Где был убит Юлий Цезарь?

Цезарь был убит по пути на заседание Сената. Этот факт, совмещенный с авторитетом Шекспира (который помещает сцену покушения куда-то возле Капитолия - то есть, возможно, на Форум, над западной частью которого и возвышается Капитолийский холм), создает у многих ошибочное впечатление, что он был убит непосредственно в здании Сената. Здание Сената стоит на Форуме и сейчас и даже называется Юлиевой курией. Но во времена Цезаря его там не было: старая курия сгорела во время беспорядков, предшествовавших его правлению, он велел построить новую, но не успел ее увидеть (она была достроена при Августе; сохранившееся до наших дней здание еще более позднее, времен императора Диоклетиана).

Пока постоянное место для заседаний отсутствовало, сенаторы собирались где придется (эта практика существовала всегда и не прекратилась после строительства курии). В данном случае местом заседания был портик недавно возведенного Театра Помпея; там заговорщики и набросились на Цезаря. В наши дни эта точка находится на площади, которая называется Ларго-ди-Торре-Арджентина. На ней в 1920-х годах были обнаружены развалины четырех очень старых храмов республиканской эпохи. При Августе место убийства Цезаря было замуровано как проклятое, а рядом устроили общественную уборную, остатки которой можно разглядеть и сегодня.

Игорь Аксюта,
Livejournal.com

Цезарь Гай Юлий (100-44 дон. э.) правил в 49-44 гг. до н. э.

Среди правителей Древнего Рима Гай Юлий Цезарь занимает особое место. Он был первым государственным деятелем и первым полководцем, который реально стремился обеспечить верховенство Рима в Европе. Он завоевал Галлию (юг нынешней Франции и север Италии) и начал вторжение на Британские острова. Он одержал многие победы в сражениях гражданской войны. И он же, провозгласив себя пожизненным диктатором, начал реформировать римское общество. Однако стремление Цезаря к единовластию привело к конфликту, который закончился заговором его противников.

Его отец умер, когда Гаю было 15 лет. Воспитанием и образованием сына занималась его мать, Аврелия Котт, родом из знатного патрицианского сословия. Она пригласила к нему в качестве домашнего наставника известного педагога Марка Антония Гнифона, автора нескольких учебников, в том числе книги «О латинском языке». Гнифон многому научил юного Гая: читать, писать, внимательно слушать собеседника, понимать его, правильно излагать свои мысли и настаивать на своем.

Уроки наставника не прошли даром. Цезарь прочитал книги по древнегреческому эпосу, познакомился с рассказами о победных походах Александра Македонского, освоил многие приемы ораторского искусства. Кроме этого он изучал также греческий язык, философию, историю.

В наименьшей степени его интересовало искусство красноречия. Он знал, что Цицерон сделал успешную политическую карьеру во многом благодаря красноречию. Цезарь стремился овладеть умением убеждать аудиторию в своей правоте. Оратор должен не просто озвучивать свои мысли, учил его Гнифон, а логически их обосновывать и находить нужные доказательства.

Цезарь знал, что если массы поддержат его, то путь наверх обеспечен. И, став политиком, он опирался на плебс (народ), обещал ему гладиаторские игры, театральные празднества, обещал деньги. Когда денег не было, он брал в долг, устраивал обещанные мероприятия, раздавал толпе. Народ его боготворил.

В годы учебы мать добилась для него должности жреца храма Юпитера. У Цезаря появилось место в Сенате, на улице его сопровождал ликтор Но ему не повезло. Захвативший в Риме власть диктатор Сулла вознамерился его убить из-за того, что Гай был женат на дочери одного из его врагов. Суллу упросили пощадить юношу. Тот согласился, но потребовал развода. Цезарь же проявил характер и отказался выполнить волю диктатора. Его отстранили от должности жреца, лишили наследства, ему даже пришлось бежать из Рима. Но мать добилась для него прощения, и Гай отправился на остров Лесбос, где армия вела войну с противником Суллы царем Митридатом. Цезарь активно участвовал в боях. За проявленную отвагу он получил награду — дубовый венок.

Научившись ораторскому искусству, он начал выступать в судах Рима. Послушать молодого темпераментного оратора собирались люди с улицы. Его язык был прост и понятен, он умел вовремя вставить шутку, чем смешил аудиторию, замечал ошибки своих оппонентов, делал все, чтобы понравиться народу. И ему это удалось. Число его сторонников увеличивалось. Он не выиграл ни одного суда, но его речи записывали, фразы цитировали. Слава о его щедрости дополняла его славу умного оратора.

На Цезаря обратил внимание один из самых богатых людей Рима — Марк Красс. Богач мечтал стать правителем Рима, хотел побед, славы, но ему не хватало публичности. Он купил Цезаря. Молодой оратор должен был всячески восхвалять Красса и его деяния. За это Цезарь получал немалые деньги.

К этому времени его избрали эдилом (помощник трибуна), он занялся хозяйственными делами Рима. Деньги Красса он тратил на нужды города — ремонтировал дороги, организовывал гладиаторские бои, раздавал бедным людям хлеб. Вскоре его избрали понтификом, который управлял всеми жрецами, а немного спустя в должности правителя он отправился в Испанию. Место было не очень почетное, но Цезарь о нем выразился так: «Лучше быть первым в провинции, чем вторым в Риме». У него появилось место, где он был полным хозяином, но о своем главном желании — стать первым лицом Рима — не забывал.

У Цезаря было немало соперников. Враждовавшие между собой знакомый ему Марк Красс и полководец Гней Помпей тоже думали о захвате власти. Цезарь поступил мудро — он помирил Красса и Помпея, и они заключили триумвират, чтобы совместно выступить против Сената. Но в Сенате сидели люди, которые прекрасно понимали, какую опасность грозит им триумвират, и каждому предложили «лакомый кусок»: Цезарю — стать правителем в Галлии (юг Франции, север Италии), Крассу — в Сирии, а Помпею — в Африке и Испании.

Цезарь пробыл в Галлии 10 лет, к этому времени триумвират распался. За эти годы ему удалось расширить владения Рима, он воевал на берегах Рейна, вторгался в пределы Британии, многократно разбогател, но мечту стать принцепсом (первым) в Риме не оставил. Для подкупа нужных лиц он посылал золото, украшения. Помпей, захвативший в это время власть в Риме, потребовал возвращения Цезаря как частного лица. Цезарь не подчинился и во главе своего верного войска двинулся к Риму. Помпей бежал. Сенат признал Цезаря, сделав диктатором. Сбылась мечта юности, но Помпей не собирался сдаваться. Он собрал свое войско и стал угрожать Риму. Цезарь отправился ему навстречу.

Битва между бывшими друзьями состоялась на севере Греции. Помпей потерпел полное поражение и скрылся в Египте. Египтяне коварно убили Помпея, и его голову преподнесли прибывшему в Александрию Цезарю.

Цезаря ждали в Риме, ему хотели устроить триумф, но он задержался в Александрии, влюбившись в царицу Клеопатру, которая родила ему сына. Дела требовали его присутствия в столице, и через год он прибыл в Рим, объявил себя пожизненным диктатором, приобрел титул императора. Рим стал империей.

Цезарь начал проводить реформы: изменил календарь (в году стало 365 дней), даровал многие права и привилегии римлянам. Но не всем понравилось его стремление к единовластию. Друзья Помпея, сторонники республики составили заговор, чтобы убить Цезаря. Слухи о готовящемся заговоре дошли до Цезаря, но он посчитал их несерьезными и отказался от телохранителей.

15 марта 44 года до нашей эры едва диктатор занял место в Сенате, как его плотным кольцом окружили сенаторы. Сзади кто-то нанес удар кинжалом. Цезарь стал отбиваться, но силы были неравны. Каждый из заговорщиков нанес ему удар спрятанным кинжалом. Так они договорились. Мертвый, окровавленный диктатор оказался под статуей своего недруга Помпея. Он достиг того величия, о котором мечтал, ценой своей жизни.

По древнему обычаю его тело сожгли на Марсовом поле. В завещании он велел раздать свои богатства друзьям и народу. Имя «цезарь» стало нарицательным — так называли себя все римские императоры, от него произошло немецкое «кайзер» и русское «царь».

Многие фразы Юлия Цезаря стали крылатыми. Например. «Рубикон перейден, жребий брошен» говорят, когда решаются на рискованное дело. Слова «Пришел, увидел, победил» стали синонимом быстрой и полной победы. А фразу «И ты, Брут?!» говорят в упрек близкому человеку, изменившему общему делу.

На прошлой неделе французскими археологами в русле реки Роны, близ города Арля, было сделано сенсационное открытие. Найден бюст Гая Юлия Цезаря. Ученые полагают, что это единственный прижизненный портрет, в отличие от всех до сих пор известных изображений головы Цезаря, которые были созданы в более позднее время. Сюрпризом оказалось то, что полководец и император выглядит иначе, чем мы его представляли.

"Говорят, он был высокого роста, светлокожий, хорошо сложен, лицо чуть полное, глаза черные и живые. Здоровьем он отличался превосходным", — сообщает древнеримский писатель и историк Светоний (ок. 70-130/40), описывая Гая Юлия Цезаря. Будучи секретарем при императоре Адриане, Светоний мог черпать свои сведения из надежного архивного источника. "За своим телом он ухаживал слишком даже тщательно, и не только стриг и брил, но и выщипывал волосы, и этим многие его попрекали. Безобразившая его лысина была ему несносна, так как часто навлекала насмешки недоброжелателей. Поэтому он обычно зачесывал поредевшие волосы с темени на лоб; поэтому же он с наибольшим удовольствием принял и воспользовался правом постоянно носить лавровый венок".

То, что он нашел бюст мужчины, чей портрет оставил нам когда-то Светоний, был уверен французский исследователь античности Люк Лонг (Luc Long), сделавший находку близ Арля: "Я сразу узнал его".

Настоящее открытие уже сейчас можно с полным основанием считать первостепенным, если учесть, что со времен античности сохранилось только 20 или 25 изображений римского полководца и диктатора. Однако находка станет подлинной сенсацией, если исследователям удастся подтвердить, что бюст из Арля — единственное прижизненное изображение Цезаря.

Возможно, что бюст изваян между 49 и 46 г. до н. э. Следовательно, он оказывается древнее, чем голова Цезаря из Тускулума, которую обычно принято датировать 44-м годом, годом смерти Цезаря или несколько позднее.

Вероятнее всего, изображение сделано в 46-м году, когда, как принято считать, был основан город Арль. Тогда Цезарю было 54 года, двумя годами ранее он разбил Помпея в битве при Фарсале, захватил Александрию, с царицей Клеопатрой зачал сына и — в апреле 46 года — в провинции Африка разгромил войска сенаторов Метелла Сципиона и Катона.

Он был на пике могущества, когда начал удовлетворять требования своих ветеранов, наделяя их земельными участками. Части его шестого легиона поселились в колонии Арелат (Arelate), сегодняшний город Арль.

Изображение из Роны демонстрирует хорошо пожившего человека, который уже кое-что испытал на своем веку. Цезарь управлял Галлией с 58 года, когда стал наместником в провинции. В Галлии он видел войну, испытал поражения и неоднократно смотрел в глаза смерти, прошагал неисчислимое количество километров. Множество морщин, массивная голова, жидкие волосы, все это заставляет отнести найденный портрет к ряду изображений высокопоставленных деятелей времен Римской республики, которые в отличие от своих греческих образцов мало идеализируют персонажа, стараясь передать его индивидуальные черты.

Несмотря на невероятное обилие морщин на лице, Хансгерд Хелленкемпер (Hansgerd Hellenkemper), директор римско-германского музея в Кельне, хочет видеть в находке портрет Цезаря. В интервью "Вельт", он отметил, что лицо "сказочно сохранилось", несет на себе "республиканские черты", однако артефакт, пожалуй, скорее стоит датировать периодом принципата Августа. Коллеги из Арля, по его мнению, не являясь экспертами в области римского портрета, ошиблись. Датировать находку он считает возможным лишь на основании признаков, характерных для этого стиля. Однако уже сейчас для Хелленкемпера ясно одно: "Вокруг этого портрета разгорится общеевропейская дискуссия".

Дрезденский историк античности и биограф Цезаря Мартин Йене (Martin Jehne) называет ронскую находку сенсацией и приводит её, как сенсационный пример улучшения методов подводной археологии. При этом он критикует выводы, сделанные Люком Лонгом на основании его открытия. Он говорит, "что бюст бросили в реку после убийства Цезаря. Тогда считалось плохим тоном быть его приверженцем".

Такая интерпретация, по мнению Йене, возможна, потому что уже через несколько дней после убийства Цезаря в мартовские иды (15 марта) — 44 сторонника диктатора и его убийцы искали компромисс. Их не преследовали. За короткий промежуток времени между сообщением о смерти и политическом перемирии никакая община не началась

бы с иконоборчества, учитывая, что она состояла по большей части из ветеранов Цезаря. Вероятнее всего они взялись бы за оружие и влились бы в вооруженные ряды сторонников Цезаря. В конце концов, они были обязаны своему полководцу не только основанием колонии, но и землям, на которых жили.

Найденный бюст Цезаря может быть скорее объяснен другими историческими причинами. После его победы над сыновьями Помпея при Мунде в Испании в 45-м году, сенат решил провести триумф. Цезарь стал пожизненным диктатором. Во всех городах должны были устанавливаться его статуи, как сообщает историк Аппиан.

Это означает, что в течение нескольких месяцев между возвращением Цезаря в Рим и его убийством большое количество статуй должно было быть изъято. Источники сообщают, что после мартовских ид несколько изображений в Риме были изъяты на переделку, а их дальнейшее производство прекращено. Изображение Цезаря из Тускулума могло появиться в этой связи. Для этого должны были иметься образцы, к которым, вероятно, может относиться и изображение из Роны. Это позволило бы считать ронскую находку — "частью всемирного культурного наследия", полагает Люк Лонг.

Правда, остается вопрос, почему до сих пор был найден только один прижизненный портрет Цезаря. Вероятно, это также связано с большой политикой. На Востоке убийцы Цезаря развязали большую войну против его сторонников и вряд ли бережно обошлись со статуями диктатора. Позже, после своей кровавой победы, приемный сын Цезаря Октавиан не испытывал большого интереса рассматривать свое господство в рамках традиции предков. Наконец, он открыто демонстрировал свои монархические амбиции, выраженные по восточному образцу. Август, который позиционировал себя как первого гражданина — принцепса, осознанно хотел выделяться на этом фоне и в своей пропаганде воздерживался от выражения культа предков.

Только в конце 1 века нашей эры Цезаря стали почитать как основателя Империи и соответствующим образом воздвигать ему статуи и памятники. На них его облику придавали благородные черты и тонко сработанные резцом волосы. Прежние сохранившиеся изображения Цезаря имеют мало общего со строгими чертами человека, найденного на дне Роны.