Современные исследователи мирового океана. Как изучался Мировой океан? Объект изучения — дно Мирового океана

Этот неведомый мир составляет 90 процентов обитаемого пространства планеты. Нам известно больше о поверхности Луны, чем о морском дне. В этой вечной темноте обитают странные формы жизни. Лишь несколько десятилетий назад считалось, что жизнь на таких глубинах невозможна, а уже сегодня ученые полагают, что первая жизнь появилась на дне океана. Энергия, ресурсы, пища и даже климат находится под влиянием океанов. Там ли определиться будущее нашей планеты?


Лишь с помощью новейшей техники можно постичь тайны морских глубин. Глубоководные исследования длительны и дороги, поэтому так медленно ученые проливают свет в темноту. Дорогостоящие экспедиции на современнейших судах бороздят моря в поисках ответов. Недавно был запущен один из самых масштабных мировых проектов по исследованию океана, который получил название АРГО. Армии из более 3 тысяч роботизированных буев доставляют данные ученым из семи морей, доступные им по щелчку мыши. Международное научное сообщество, наконец, получило доступ к обширной базовой информации во всех сферах морских исследований. Эти данные также доступны лицам, которые занимаются судоходством и рыболовным промыслом, метеорологам и исследователям климата.

Девяносто процентов всей жизни на Земле обитает в глубинах, но нам знакома лишь небольшая ее часть. Нам удается исследовать лишь те части моря, которые освещаем, но что происходит за их пределами.

Без техники мы слепы в глубинах. Каждый новый вопрос требует новое оборудование. Исследования часто терпят неудачу из-за прерывания связи. Однако изобретательность не знает границ. Ученые, инженеры, механики и моряки входят в международные команды пытающиеся извлечь тайны из морских глубин. Бесчисленное множество специальных устройств и аппаратов опускается на морское дно в поисках ответов.

глубоководный робот ROV Kiel 6000


Одно из самых современных устройств для морских исследований совсем недавно вернулось из своей первой экспедиции. Глубоководный робот ROV KIEL 6000, созданный институтом морских наук имени Лейбница, сейчас еще проходит проверку в порту города Киль. Данный дистанционно управляемый аппарат может опускаться на глубину до 6 тысяч метров. Он управляется и контролируется с помощью кабеля. Дистанционно управляемые аппараты пользуются огромным спросом у морских исследователей. Один экземпляр стоит 5 миллионов евро, но по словам мореплавателей он того стоит. Аппарат ROV KIEL 6000 уже достиг сенсационных результатов за свое первое путешествие в Южную Атлантику.

Только с таким оборудованием как глубоководные аппараты исследователи могут отважиться погрузиться в эту враждебные среду. Дистанционно управляемая система камер это глаза ученого, а манипуляторы это его руки. Вдобавок к ним множество измерительных приборов и сенсоров. Большая часть информации может быть немедленно передана на борт для анализа с помощью 6-километрового кабеля.

исследовательское судно «FS Poseidon»


автономный подводный аппарат SEAL 5000


Базой всех проектов по изучению морских глубин являются . Одним из них является «FS Poseidon». На его борту ученые всего мира недавно начали проверку автономного подводного аппарата SEAL 5000, стоимость которого составляет 1,5 миллиона евро. В отличие от дистанционных аппаратов он абсолютно независим, не соединен кабелем и может создавать очень точные карты морского дна.


Составлять карту морского дна с корабля все равно, что пытаться нарисовать карту Луны, глядя в телескоп. раскачивается вверх-вниз, и звуковые волны эхолота постоянно отклоняются на своем пути между палубой судна и дном океана. Но грубую картину все же получить можно. Как раз задачей аппарата SEAL 5000 и является создания точных топографических карт, которые нужны исследователям морских глубин, открывая экспертам удивительные тайны. С помощью таких карт геологи могут найти различные минеральные отложения.

Могут пройти годы, прежде чем они принесут плоды. А потребность человека в новых ресурсах бесконечна, поэтому исследование морских глубин приобретает все более важное экономическое значение. С помощью таких подробных карт геологи также находят следы гидротермальных источников. Среди прочих веществ они выбрасывают соединение металлов, которые откладываются вблизи. Уже были найдены отложения различных металлов от меди до золота, но когда речь идет о морских сокровищах основное внимание уделяется веществу, которое могло бы разом решить энергетические проблемы всего человечества. Под океанским дном скапливается невообразимое количество метана. Он более чем в два раза превышает общее количество угля, нефти и газа в мире. Но может ли метан решить энергетические проблемы будущего. Морские глубины так просто не уступит свои сокровища.

На глубине газ находится в виде замороженного гидрата метана, который является своего рода цементом морского дна. Если же ледяное твердое вещество станет газообразным, его объем увеличится более чем в 100 раз. Это делает его извлечение очень опасным, поэтому ученые по всему миру лихорадочно ищут менее опасный метод добычи этого замороженного золота. Добыча была бы особенно рискованной на материковых склонах, ведь если убрать этот цемент, большие части склонов могут внезапно осесть, что приведет к гигантским цунами с катастрофическими последствиями для прибрежных регионов. Кроме того метан очень сильно влияет на парниковый эффект. Он в 30 раз сильнее, чем углекислый газ. Но частично решение проблемы есть. Во время добычи метан можно было бы заменить в углекислым газом. Другими словами морские глубины могли бы быть хранилищем углекислого газа.

Немецкие и японские ученые являются лидерами в этом секторе исследований, работая вместе над различными проектами. Ученые должны ответить на множество вопросов, прежде чем начать рассматривать вариант хранения парниковых газов в море.

Как ни странно, но вокруг скоплений углекислого газа кипит жизнь. Жидкий углекислый газ очень опасное вещество на морском дне Окинавской впадины на побережье Японии. Здесь газ залегает на глубине 3000 метров. Из-за высокого давления и ледяного холода глубин газ превратился в жидкость, создавая скопление газа.

Какое воздействие оказывает это вещество на обитателей глубин. Ученые пытаются это выяснить. Эти формы жизни явно научились выживать в таких жестоких условиях. По словам ученых, скопление углекислого газа в Окинавской впадины уникально.


Непосредственную помощь в исследовании морских глубин оказывают немногочисленные морские суда. Но это не просто , а плавучие обсерватории, причем всегда заняты. В мире имеется всего несколько сотен больших исследовательских судов и за их экспедициями можно наблюдать через Интернет, на сайте sailwx.info .

современное исследовательское судно, проект


Палубы исследовательских судов похожи на научные лаборатории. Исследователи всего мира, используя разнообразное оборудование, теснятся на маленьком пространстве. Они работают по сменам круглые сутки. Но одно устройство найдется на любом .

прибор для взятия проб воды


Прибор для взятия проб воды, измеряющий электропроводность, температуру и глубину. Определение этих величин немного похожи на измерение пульса человека, но они являются базовой информацией, необходимой каждому океанографу. Прибор для взятия проб может черпать воду с точно указанной глубины. Эти и другие функции приводятся в действие с поста управления судна. Этот прибор используется чаще всех на каждом исследовательском судне по всему миру. Как только его поднимают на борт, пробы воды и немедленно обрабатываются. Анализ питательных веществ или микроорганизмов дает важные данные для описания океанской среды. Это стандартная процедура для океанографа.


В морских глубинах были найдены невероятно странные существа, причем большинство из них пока не изучены. Каждое новое положение видеокамеры открывает новые виды. Чтобы узнать больше о морских организмах в 2000 году была начата перепись морской жизни. Это глобальный проект по изучению глубоководных организмов. Все открытые формы жизни будут зарегистрированы. Ученые из 16 стран под руководством Норвегии участвуют в проекте по изучению экосистемы северной части Североатлантического хребта, регистрируя океанские формы жизни. За два месяца они открыли 80000 глубоководных форм жизни. Многие из них прежде не были известны. Ученые предполагают, что в глубинах проживает 10 миллионов видов, а на суше около 1,4 миллиона. Причудливый мир темноты принадлежит исключительно животным, ведь растения не могут существовать без света. Здесь нет даже водорослей, хотя некоторые формы жизни похожие на растения на самом деле животные. Они используют тонкие листовидные отростки, чтобы вылавливать из воды микроорганизмы.

В этой пустынной темноте удаленной от центра жизни найти пищу очень трудно. Так что когда умирает кит это чудо для обитателей морских глубин. Мертвый кит подобен оазису дающий за раз столько пищи, сколько обычно попадает сюда за тысячу лет.

самое современное исследовательское судно в мире «Maria S. Merian»


«Maria S. Merian » самое . Спущенное на воду в 2007 году, оно является первым научным судном, построенным в Германии за последние 15 лет. На борту судна может работать 20 ученых. В их распоряжении лаборатория, оборудованная для самых разных исследовательских миссий. Это исследовательское судно может идти 48 часов, не загрязняя воды, благодаря технологии «чистый корабль». Данная технология означает, что сточные воды и нечистоты не сливаются в море. Все жидкие отходы отправляются в специальный танк и хранятся там. Часть их может быть позже переработана, и снова использована на борту. Для науки это значит, что сточные воды не попадают ни в морскую воду ни в образцы. Никаких посторонних примесей, только чистая морская вода.

Многие научные проекты зависят от чистоты воды, например, проект по поиску рассеянности металлов. Этим веществам с недавних пор придается особое значение, и это не впервые. Они появляются в морской воде лишь в очень небольших количествах, но без этих элементов микроорганизмы вроде водорослей не могут расти в море. С помощью специального ковша ученые проводят точнейший анализ. Даже подъемное устройство сделано из синтетического волокна, чтобы избежать малейшего замутнения.


Различные измерители на борту исследовательского судна «Maria S. Merian» позволяют ученым следить за сложными экспериментами из центра управления, а чтобы не потерять из вида сложную технику, находящуюся под водой несколько лет, запускается робот-зонд или буй.

Кроме того у буя-измерителя может быть и своя особая задача. Так сотни буев стали частью масштабного проекта по изучению морских глубин мира, который получил название АРГО.

В программе по получению данных из морских глубин в режиме реального времени участвует 26 стран. Учёные очень ценят возможность отправлять такие буи, ведь эти маленькие датчики могут очень им помочь. В мировом океане сейчас находится 3000 буев, которые могут передавать данные в любую погоду, шторм или штиль. Это дает возможность ученым впервые получать достаточно данных, чтобы они могли уверенно сказать нагревается ли океан, уменьшается ли количество кислорода, и как это влияет на соленость. Для этого буй опускается на глубину 2 тысяч метров и дрейфует по течению. Через 10 дней он медленно поднимается на поверхность, одновременно с этим измеряя температуру, соленость и другие параметры. Оказавшись на поверхности, буй передает полученные данные, а также свои координаты на береговые центры через спутник. Каждый буй передает собранные данные каждые 10 дней. Так создается глобальная сеть доступная с каждого компьютера. Впервые эти данные стали доступными каждому ученому в мире.

Проект АРГО это своего рода глобальная океаническая метеостанция, за работой и маршрутом каждого отдельного буя можно следить благодаря компьютерной анимации. Это очень мощный инструмент для изучения климатических изменений. С помощью 3 тысяч однотипных буев-измерителей АРГО собирает данные о состоянии всего мирового океана.

Именно эта информация очень важна для будущей деятельности в морских глубинах, ведь права на разработку ресурсов морских глубин скоро будут пересмотрены. Территория шириной 200 морских миль вокруг континентального шельфа будет принадлежать соответствующему государству, поэтому все прибрежные страны желают тщательно исследовать свою подводную территорию, надеясь расширить свой континентальный шельф и обеспечить себя ресурсами в будущем. Широко известен правовой спор по поводу Северного полюса. Пять стран соперничают за господство над морскими глубинами скованными льдами: Россия, Норвегия, Дания, США и Канада. Причина проста - ресурсы. В соответствии с исследованиями 90 миллиардов баррелей нефти и втрое больше природного газа, не говоря уже о минеральных отложениях, находятся подо льдами северного полюса. Но технологии подводной добычи пока мало используются. Впереди всех Норвегия. Компания StatoilHydro извлекает природный газ на глубине 1000 метров, где построена первая в мире фабрика по добыче природного газа с морского дна.

Исследования пока находятся на ранней стадии. Маленькими шагами, но с большими усилиями ученые приобретают важнейшие знания, но уже стало ясно, что морские глубины сильнее влияют на всю планету, чем когда-либо предполагалось. И никто не знает, что еще ждет нас там. Наши шумные аппараты приносят свет в царство темноты, возможно, отпугивая настоящих властителей подводного мира, и заставляя их опускаться еще глубже.

Океан для древнего человека был враждебной стихией. Народы, населявшие побережья морей и океанов, занимались лишь сбором даров моря, выброшенных на берег: съедобных водорослей, моллюсков, рыб. Проходили столетия, и океанический простор все шире открывался человечеству. Мореплаватели древних времен - финикийцы и египтяне, жители островов Крит и Родос, древние народы, населявшие берега Индийского и Тихого океанов, - имели по тем временам неплохое представление о господствующих ветрах, морских течениях и штормовых явлениях, умело используя их для мореходства. Финикийцы были первыми мореплавателями древности (3000 лет до н. э.), сведения о которых дошли до настоящего времени. Сначала они плавали вдоль берега, не теряя из вида сушу. Уже тогда финикийцы, жившие на восточном побережье Средиземного моря, распространили свои владения далеко на запад. Они знали о Красном море, Персидском заливе, берегах Африки, ходили в открытое море без компаса, ориентируясь по звездам. Средством для далеких плаваний могли быть плоты, а затем, по мнению известного норвежского ученого Тура Хейердала, и камышовые лодки. В Месопотамии и древней Индии мореходные лодки из камыша строились довольно внушительных размеров. Центры такого судостроения были, по-видимому, только в Южной Америке, Африке и Индии. Несколько десятилетий назад в Индии, севернее Бомбея, нашли руины морского порта Лотхал. В его восточной части откопали выложенную кирпичом огромную верфь (площадью 218 30 м2). Таких сооружений не обнаружено ни в Элладе, ни в Финикии, этому порту примерно четыре с половиной тысячи лет. На острове Бахрейн обнаружен еще более древний порт. Подобные открытия дали возможность ученым выдвинуть предположение, что первенство мореходства с финикийцами могут оспаривать жители побережья Индийского океана.

В античные времена через Средиземное море пролегали основные пути населявших его берега народов, многие из которых прославились как искусные мореходы. Греки, сменившие в господстве на море финикийцев, во время своих плаваний начали изучать и осваивать прибрежные районы и природу моря. Во время первых плаваний греков до Геркулесовых столбов (Гибралтар) были основаны многие греческие колонии (Массилия - ныне Марсель, Неаполис - ныне Неаполь и др.). Ученый и путешественник Геродот (V век до н. э.) уже утверждал, что Индийский и Атлантический океаны едины, а также пытался дать объяснение сути приливов и отливов. Античные греки заметили, что суда, приближающиеся к Геркулесовым столбам, попадали в зону высоких волн при безоблачном небе и отсутствии ветра. Это явление было устрашающим для древних греков, и лишь отдельные смельчаки могли бросить вызов этой страшной стихии.



В трудах Страбона говорится о единстве Мирового океана. Великий ученый античности Птолемей в своем труде "География" собрал воедино все географические сведения того времени. Он создал географическую карту в конической проекции и нанес на нее все известные тогда географические пункты - от Атлантического океана до Индокитая. Птолемей утверждал о существовании океана на запад от Геркулесовых столбов. Аристотель, учитель Александра Македонского, в своем известном труде "Метеорология" тоже обобщил все сведения, известные в те времена об океане. Кроме того, он проявлял большой интерес к морским глубинам и распространению в них звуковых сигналов. Об этом он рассказывал юному Александру Македонскому и о тех выгодах, которые можно получить, проникнув в водные глубины. До наших дней сохранились ассирийские барельефы, изображающие людей, которые стремятся погрузиться под воду с помощью мехов из козьих шкур. В древних хрониках говорится, что, по совету своего учителя Аристотеля, Александр Македонский провел под водой несколько часов в литой сфере из толстого стекла. После таких экспериментов Александра Македонского появляется профессия водолазов, которые играли большую роль в морских войнах того времени. Сохранились сведения, что в древнем Риме был специальный корпус водолазов. Для связи со своими агентами в осажденных городах римляне направляли водолазов, к руке которых прикреплялись тонкие свинцовые пластины с выгравированными на них депешами. Уже в средние века искусство водолазов было прочно забыто. И только с наступлением эпохи Возрождения и великих географических открытий оно возрождается вновь. Знаменитый Леонардо да Винчи увлекается конструированием дыхательных аппаратов для погружения в морские глубины.

После греков наступает время господства на море римлян. Победив жителей Карфагена, римляне покорили всю восточную часть Средиземного моря и оставили подробное описание завоеванных прибрежных земель. Римский философ Сенека поддерживал гипотезу, согласно которой из первичного Хаоса выделились Земля и воды Океана. Он имел верное представление о балансе влаги на Земле и считал, что испарение равно количеству воды, вливаемому в море реками и дождями. Это заключение позволило ему сделать вывод о постоянстве солености вод Мирового океана.

В раннем Средневековье скандинавские мореплаватели (норманны, или викинги) совершали свои путешествия, хорошо зная о существовании течений в Атлантическом океане, о чем свидетельствуют скандинавские саги.

В средние века в развитии географических и океанографических знаний наступил длительный перерыв. Даже прежние широко известные истины мало-помалу забывались. Так было забыто представление о сферичности Земли, а к Х1 веку довольно совершенные карты Птолемея заменились весьма примитивными. В этот период хотя и совершались морские путешествия (плавания арабов в Индию и Китай, норманнов в Гренландию и к берегам Северо-Восточной Америки), но существенных океанографических открытий или обобщений не было сделано. Арабы вывезли из Китая компас, при помощи которого в мореплавании были достигнуты огромные успехи. Таким образом, период исследований от древних финикийцев до эпохи великих географических открытий может быть назван предысторией научных исследований океана.

Дальнейшее развитие исследований связано с крупными географическими открытиями конца XV - начала XVI века. Готовясь к своему плаванию, X. Колумб первым наблюдал за пассатными ветрами над Атлантикой и проводил наблюдения над течениями в открытом океане. В конце XV века Б. Диаш обогнул мыс Доброй Надежды, назвав его мысом Бурь, и установил, что Атлантический и Индийский океаны соединены между собой. Себастьян Кабот, открывший вторично после норманнов Лабрадор и Ньюфаундленд (1497-1498), был первым, кто сознательно воспользовался течением Гольфстрим. В это время становится известно и холодное Лабрадорское течение. Первым кругосветным плаванием Ф. Магеллана (1519-1522) было практически доказано, что Земля является шаром и все океаны связаны между собой. При этом было определено соотношение суши и океана. Экспедиция Васко да Гама проложила морской путь из Европы в Индию. По пути велись наблюдения за морскими течениями, волновыми процессами и направлениями ветров.

В XVI-XVIII веках совершались многочисленные плавания в различные районы Мирового океана и постепенно накапливались сведения в области океанологии. Следует отметить плавания Витуса Беринга и А. И. Чирикова (1728-1741), в результате которых был (вторично после Семена Дежнева, 1648 г.) открыт Берингов пролив и обследованы обширные пространства северной части Тихого океана, работы Великой Северной экспедиции (1734-1741) в морях Северного Ледовитого океана (Челюскин и др.) и три экспедиции Дж. Кука (1768-1779), обследовавшего Тихий океан от Антарктиды (71 ю. ш.) до Чукотского моря в Арктике. Во всех этих плаваниях были собраны важные сведения о гидрологии Тихого и Северного Ледовитого океанов и их морей.

Великие географические открытия свидетельствуют, что именно океан определяет вид нашей планеты, влияя на природу всех ее частей. С тех пор к океану началось пристальное внимание со стороны ученых, политиков и экономистов.

В XIX веке экспедиционные исследования Мирового океана стали еще более интересными. Ценные океанографические материалы были получены в результате отечественных и зарубежных кругосветных плаваний. Среди них выделяются плавания И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского на кораблях "Нева" и "Надежда" (1803-1806), производивших глубоководные океанографические наблюдения, определение течений и наблюдения над уровнем моря, и плавания О. Е. Коцебу на кораблях "Рюрик"

(1815-1818) и "Предприятие" (1823-1826). Особо следует упомянуть об экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева на шлюпках "Восток" и "Мирный" в Антарктиду (1819-1821), открывшей берега Антарктиды и внесшей большой вклад в изучение антарктических льдов (их классификацию и физико-химические свойства).

Но фундаментальные комплексные и интенсивные научные исследования Мирового океана начинаются лишь со второй половины XIX века, когда одна за другой начинают снаряжаться океанологические экспедиции на специальных судах. Это в значительной степени диктовалось практическими соображениями.

Среди экспедиций необходимо отметить значительные работы английских ученых на корвете "Челленджер" в 1872-1876 гг. За три с половиной года английскими учеными было выполнено 362 глубоководных исследования в трех океанах. Собранные на "Челленджере" материалы были настолько обширны, что на их обработку ушло 20 лет и опубликованные итоги экспедиции заняли 50 томов. С этой экспедицией связано начало современных комплексных исследований Мирового океана.

В те же годы комплексные исследования глубин океана, рельефа его дна и донных отложений, физических характеристик водной толщи, донной флоры и фауны были проведены в Тихом океане русским морским офицером К. С. Старицким. А в 1886-1889 гг. русские моряки на корвете "Витязь" под руководством С. О. Макарова проводили новые исследования во всех трех океанах.

Немного позже Россия проявляет интерес к изучению Северного Ледовитого океана, организовав экспедицию под руководством Г. Я. Седова.

В конце XIX века в Берлине на Международном географическом конгрессе был учрежден международный совет по исследованию океанов и морей, в задачу которого входило изучение морских промыслов с целью охраны их от хищнического истребления. Но совет много сделал и для развития науки. Им были изданы международные океанографические таблицы по определению солености морской воды, плотности, по содержанию в ней хлора. Совет установил стандартные горизонты для наблюдения в морях и океанах, распределил Мировой океан на регионы между странами. Кроме того, совет занимался и стандартизацией новых методов исследований в создании научной аппаратуры.

В начале XX века и до Второй мировой войны активные исследования проводятся в полярных широтах и в антарктических водах.

После Второй мировой войны экспедиционные исследования Мирового океана получили новое развитие. Широко известны труды шведской кругосветной экспедиции на судне "Альбатрос"; датской экспедиции на судне "Галатея"; английской на "Челленд-жере-II"; японской на судне "Риофу-Мару", ряд американских исследований на "Дискавери" и исследования, проводимые российскими учеными на судне "Витязь II". В это время в Мировом океане работало около 300 научных экспедиций из различных стран на специально оборудованных судах. Многие морские экспедиции открыли экваториальные противотечения, уточнили границы и режимы уже известных течений, изучили течения Западных Ветров и восточное течение в антарктических водах, открыли глубинное течение Кромвелла в Тихом океане и Ломоносова в Атлантическом, течение Гумбольдта под Перуанским течением. Многочисленные эхолотные промеры позволили получить общую, достаточно подробную картину рельефа дна Мирового океана. Были обнаружены новые хребты (хребет Ломоносова, пересекающий области Северного Ледовитого океана), многие впадины, подводные вулканы. Определено новое значение максимальной глубины Мирового океана, обнаруженное в Марианской впадине и равное 11 022 м. Началось интенсивное проникновение человека в глубины океана для непосредственного их изучения. В середине XX века большое внимание ученых было уделено созданию глубоководной техники. Строятся глубоководные аппараты во Франции, Японии, Англии, Канаде, в Германии, России и в ряде других стран. Значительный вклад в создание подводных аппаратов внес швейцарский физик Огюст Пикар, который в 1953 г. на батискафе собственной конструкции опускался на глубину 3160 м. После смерти О. Пикара его дело продолжил сын - Жак Пикар, который в 1960 г. на батискафе "Триест" вместе с Данном Уолшом совершил погружение в Марианскую впадину. С этих пор началось интенсивное изучение морских глубин.

Для глубоководных погружений необходимо было усовершенствовать дыхательную систему для подводных аппаратов. Это открытие связано с именем швейцарского ученого Ганса Келлера. Он понимал, что в дыхательной системе нужно четко поддерживать необходимое давление кислорода, азота и углекислого газа на том же уровне, что и при нормальном атмосферном давлении. Ученым были рассчитаны тысячи вариантов газовых систем для различных глубин. В конце 1960-х гг. в бывшем Советском Союзе, США появляется целая серия подводных аппаратов для исследований океанических глубин: "Ихтиандр", "Садко", "Черномор", "Пайсис", "Спрут". В конце века подводные аппараты достигают глубины 6000 м (Аргус, Мир, Клиф). В США появляется судно "Атлантис", оборудованное роботами для изучения органической жизни в глубинных слоях. Одновременно (1983-1988) с корабля "Келдыш" проводятся глубинные исследования в Индийском океане: были подняты образцы вулканических отложений из глубины 2000-6000 м. В это же время проводится эксперимент "Полимоде" по изучению в центральной Атлантике океанических подводных вихрей, напоминающих атмосферные циклоны и антициклоны. Размеры этих вихрей имеют в диаметре 200 км и проникают до глубины 1500 м. Полигоном для этого эксперимента был выбран знаменитый "Бермудский треугольник".

Важный вклад в исследование Мирового океана внесли экспедиции всемирно известного ученого, писателя Ж. И. Кусто на судах "Калипсо" и "Альсиона". За 87 лет своей жизни (1910-1997) он сделал много открытий: усовершенствовал акваланг, создал подводные дома и ныряющие блюдца, изучал органическую жизнь в Мировом океане. Им написано более 20 крупнейших монографий, снято более 70 научно-документальных фильмов о жизни в водах Мирового океана. За фильм "Мир без солнца" ученый получил своего первого "Оскара". Ж. И. Кусто был бессменным директором океанографического музея в Монако. Его исследования показали человечеству возможность постройки специальных подводных лабораторий. Еще в 1962 г. им впервые был проведен опыт, получивший название "Преконтинент-I". Два аквалангиста в подводном доме-лаборатории "Диоген", установленном на глубине 25,5 м, проводили опыт и в течение 5 часов в сутки работали в аквалангах на глубине 25-26 м. В 1963 г. Ж. И. Кусто проводит второй эксперимент - "Преконтинент-II" - в Красном море, где было установлено два подводных дома. В результате обобщения ценного опыта двух экспериментов появляется "Преконтинент-III", проведенный в 1965 г. в Средиземном море в районе Монако (мыс Феррам). На глубине 100 м шесть аквалангистов проживают в подводном доме в течение 23 суток. В ходе этого эксперимента исследователи погружались на глубину 140 м. После проходил эксперимент "Преконтинент-IV" с погружением на глубину 400 м.

В 70-80-е гг. XX века Ж. И. Кусто первым поднимает проблему загрязнения Мирового океана. Совершает многочисленные погружения в глубины Мирового океана.

С конца XX века научные исследования проводятся на специально оборудованных судах с использованием новейших измерительных устройств, средств телеметрии, физико-химических меодов, количественного анализа, кибернетических приемов обработки информации при помощи ЭВМ.

Современные исследования Мирового океана отличаются международной координацией полученных результатов исследований, которые стекаются в Международный океанологический комитет (МОК). Ныне в составе научного морского флота всех стран мира, по данным ООН, насчитывается более 500 судов.

В середине XX века началось планомерное изучение дна океана . В экспедиции от-правились специально построенные суда. В России главным кораблем науки стал новый «Витязь», в Америке — судно «Гломар Челленджер», названные так в честь своих славных предшественников. Был изобретен прибор — эхолот , который помо-гал быстро определять морские глубины по всему пути следования судна. На судне «Гломар Челленджер» проводилось бурение океаническою дна, с больших глубин были взяты образцы горных пород .

Перед учеными предстал новый мир. На дне океана были откры-ты огромные хребты, множество гор , крупных равнин , глубоких впадин. Выяснилось, что Срединно-океанические хребты — самые протяженные горы мира. Сплошной полосой длиной более 70000 км они протянулись через все океаны.

Отдельные вершины Срединно-океанических хребтов поднимаются над водой, обра-зуя вулканические острова , например Исландию . Вулка-нов в океанах оказалось го-раздо больше, чем на суше. Особенно много их в Тихом океане. В нем расположены также самые глубокие впади-ны Мирового океана . Одна из них, открытая учеными России, получила имя «Витязь». Оказалось, что на дне даже самых глубоких впа-дин есть жизнь. В 1960 году исследователи Жак Пикар и Дон Уолш в специальном аппарате опустились на дно самой глубокой в мире Марианской впадины , на глубину 11 022 м.

Изучение океана из космоса

Изучение океана велось также с космических кораблей и спут-ников. Были созданы точные карты рельефа дна. На основе по-лученных материалов были раз-работаны гипотезы о развитии Земли. Люди стали добывать со дна моря многие полезные иско-паемые, например нефть и газ.

Путешествие Тур Хейердала на Кон-Тики

Норвежский ученый Тур Хейердал полагал, что люди пе-реплывали через океаны еще в глубокой древности . Чтобы дока-зать это, он вместе с товарищами на легком плоту пересек Тихий океан от берегов Южной Амери-ки до островов Океании. На лодке из тростника — копии древне-египетского корабля из папируса Кон-Тики — Хейердал переплыл Атланти-ческий океан. Среди его спутников был русский врач Юрий Сенкевич. Путешествие должно было доказать, что египтяне задолго до Колумба посещали Америку. Материал с сайта

Среди индейцев Южной и Центральной Америки жили легенды о белокожих бородатых людях — посланцах богов. Когда-то давно покинув земли Америки, они обещали вернуться, приплыть из-за океана. Многие индейцы не оказывали испанским конкистадорам никакого сопротивления, принимая их за вернувшихся богов.

Изобретение акваланга Жаком Кусто

Французский океанолог Жак Кусто в середине XX века изобрел акваланг, с помощью которого человек мог свободно дышать, пла-вая под водой. На своем судне «Калипсо» он побывал в самых раз-ных уголках Мирового океана, изучая подводную жизнь , произ-водя киносъемки и открывая людям совсем незнакомый подвод-ный мир.

Океаны

Гидросфера - водная оболочка Земли. Мировой океан-главная часть гидросферы Земли. Термин «Мировой океан» ввёл в науку учёный-географ Ю.М. Шокальский. Мировой океан занимает 71% поверхности Земли. Он делится материками на 4 океана: Тихий океан (50% площади - 178,62 млн. км2), Атлантический (25% -91,56 млн. км2), Индийский (21% - 76,17 млн. км2) и Северный Ледовитый океан (4% - 14,75 млн. км2).

Состав и свойства воды

Вода в океане солёная. Это знают все. Солёный вкус придают содержащиеся в ней 3,5% растворённых минеральных веществ - в оснавном соединений натрия и хлора – основные ингредиенты столовой соли. Из неметаллических компонентов важны кальций и кремний, так как они участвуют в строении скелетов и раковин многих морских животных. Плотность морской воды равна примерно 1030 кг/м3 при температуре = 20 градусов. Плотность воды в океане меняется с глубиной из-за давления вышележащих слоёв, а также в зависимости от температуры и солёности.

Наиболее плотные массы воды в океане могут оставаться на глубине и сохранять пониженную температуру более 1000 лет. Преобладающий синий цвет морской воды связан с рассеянием солнечных лучей в воде мелкими частицами. Зарегистрировано проникновение солнечных лучей до глубины 700 метров. Радиоволны проникают в толщу воды лишь на небольшую глубину, зато звуковые волны могут распространяться под водой на тысячи километров. Высокое содержание солей препятствует её использованию для поливания сельскохозяйственных культур. Для питья морская вода также не пригодна.

Обитатели океана

Жизнь в океане необычайно разнообразна - там обитает более 200000 видов живых организмов. Большая часть морских организмов обитает на мелководье, куда лучше проникает солнечный свет. Широко известно такое явление как «апвеллинг» - поднятие к поверхности глубинных морских вод, обогащенных питательными веществам; с этим связано богатство и разнообразие органической жизни у некоторых побережий. Жизнь в океане представлена различными организмами - от микроскопических одноклеточных водорослей до китов, превышающих в длину 30 метров. Океаническая биота делится на следующие основные группы. Планктон представляет собой массу микроскопических растений и животных, которые образуют плавучие «кормовые угодья». Планктон состоит из фитопланктона и зоопланктона. Также существует нектон- это свободно плавающие в толще воды организмы, преимущественно хищники, включает более 20000 разновидностей рыб, а также кальмаров, тюленей и китов. Бентос включает в себя растения и животных, обитающих на дне на дне океана или вблизи дна, как на больших глубинах, так и на мелководье.

Растения, представленные различными водорослями (например, бурыми), встречаются также на мелководье, куда проникает солнечный свет.

Цунами

Катастрофические волны могут возникать в результате резкого изменения глубины дна (цунами), при сильных штормах и ураганах (штормовые волны) или при обвалах и оползнях береговых обрывов. Цунами могут распространяться в открытом океане со скоростью 700-800 км/ч. При приближении к берегу, волна цунами тормозится, одновременно увеличивается её высота. В результате на берег накатывается огромная волна высотой до 30 метров. Цунами обладает огромной разрушительной силой. Больше всего страдают районы, находящиеся вблизи таких сейсмически активных зон, как Аляска, Япония, Чили. Волны, приходящие от удалённых источников приносят более значительный вред. Подобные волны образуются при взрывных извержениях вулканов, как, например, при извержении вулкана на острове Кракатау в Индонезии в 1883 году. Ещё более разрушительными могут быть штормовые волны, порождённые ураганами (тропическими циклонами). Неоднократно подобные волны обрушивались на побережье Бенгальского залива; одна из них в 1737 году привела к гибели примерно 300000 человек. Сейчас имеется возможность заранее оповещать население прибрежных городов о приближающихся ураганах.

Катастрофические волны, вызванные оползнями и обвалами, относительно редки. Они возникают в результате падения крупных каменных глыб в глубоководные заливы; при этом происходит вытеснение огромной массы воды, коротая, обрушивается на берег. В 1736 году на остров Кюсю в Японии сошёл оползень, имевший трагические последствия: порождённые им три огромные волны унесли жизни около 15000 человек.

Ресурсы океана

Пищевые ресурсы океана

В океанах ежегодно вылавливается десятки миллионов тонн рыбы, моллюсков и ракообразных. В некоторых частях океанов добыча с применением современных плавучих рыбозаводов ведётся очень интенсивно. Почти истреблены некоторые виды китов. Продолжающийся интенсивный вылов может нанести сильный ущерб таким ценным промысловым видам рыбы, как тунец, сельдь, треска, морской окунь и мерлуза.

Минеральные ресурсы океана

Все минералы, которые находят на суше, присутствуют и в морской воде. Наиболее распространены там соли, магний, сера, кальций, калий, бром. Недавно океанологи обнаружили, что во многих местах дно океана буквально покрыто россыпью железомарганцевых концентраций с высоким содержанием марганца, никеля и кобальта. Найденные на мелководье фосфоритные конкреции могут использоваться в качестве сырья для производства удобрений. В морской воде присутствуют также такие ценные металлы, как титан, серебро, золото. В настоящее время в значительных количествах из морской воды добывается лишь соль, магний и бром.

Нефть

На шлейфе уже сейчас разрабатывается ряд крупных месторождений нефти, например у берегов Техаса и Луизианы, в Северном море, Персидском заливе и у берегов Китая. Ведётся разведка месторождений у берегов Западной Африки, у восточного побережья США и Мексики, у берегов арктической Канады и Аляски, Венесуэлы и Бразилии.

Энергии приливов

Уже давно было известно, что приливные течения, проходящие через узкие проливы, можно использовать для получения энергии в такой же степени, как водопады и плотины на реках. Так, например в Сен-Мало во Франции с 1966 года успешно действует приливная гидроэлектростанция.

Другие ресурсы

Почти три четверти солнечной энергии, поступающей на Землю, приходится на океаны, поэтому океан является идеальным накопителем тепла. К другим ресурсам океана можно отнести жемчуг, который образуется в теле некоторых моллюсков; водоросли, которые используются в качестве удобрений, пищевых добавок и пищевых продуктов, а также в медицине как источник йода, натрия и калия; залежи гуано- залежи птичьего помёта, добываемого на некоторых атоллах в Тихом океане и используемого в качестве удобрений.

Ресурсы морей России

Территорию нашей России омывает 13 морей: 12 морей Мирового океана и Каспийское море. Эти моря очень разнообразны по ресурсам.

Моря России имеют важное хозяйственное значение. Прежде всего, это дешевые транспортные пути, соединяющие нашу страну, как с другими государствами, так и с отдельными её районами. Через моря Северного Ледовитого океана проходит Северный морской путь – важная транспортная магистраль России. Это самый короткий путь от Санкт - Петербурга до Владивостока. Суда, следуя по Балтийскому, Северному и Норвежскому морям, идут по Северному морскому пути, проходя до Владивостока 14280 км. Россия располагает высокоразвитым морским транспортом. Особенно велика его роль во внешнеторговых перевозках.

Значительную ценность представляют биологические ресурсы морей, в первую очередь их рыбные богатства. В омывающих Россию морях обитает почти 900 видов рыб. Из более 250 видов промысловых. Всё более возрастает значение минерально-сырьевых ресурсов морей. Энергию морских приливов можно использовать для получения электроэнергии. В России есть пока лишь одна небольшая приливная электростанция - Кислогубская ПЭС на Баренцевом море.

Моря - это и места отдыха. Конечно, большая часть морей нашей страны имеет слишком суровые природные условия, чтобы там могли отдыхать люди. Но южные моря – Азовское, Чёрное, Каспийское и Японское привлекают большое количество отдыхающих.

Современные способы изучения океанов и морей

Большую роль в изучении океана играют экспедиционные суда, оборудованные специальной аппаратурой, в частности для изучения океанического дна. В Северном Ледовитом океане наблюдения за солёностью и температурой воды, направлением и скоростью течений, глубиной океана учёные ведут с дрейфующих станций.

Изучение глубин Мирового океана осуществляется с помощью разнообразных подводных аппаратов: батискафов, подводных лодок т. д. Наблюдения за океаническими течениями, волнами и дрейфующими льдами ведутся также из космоса. Космическая съёмка, что 1/3 всей покрыта масляной нефтяной плёнкой. Наибольшему загрязнению подвергается Тихий океан, в особенности у берегов Японии и США, где расположены крупные города и промышленные районы.

Признаки загрязнения вод и морских организмов даже у берегов Антарктиды. В крови пингвинов найден ядохимикат, вынесенный с полей через и моря в океан. Там он попал в организм рыб, которыми питаются пингвины. Международные соглашения об охране вод океана призывают разумно использовать богатства океана и охранять его неповторимую природу. В первую очередь это необходимо самому человеку.

В нашей стране начало изучению Мирового океана положил Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Он изобрел ряд приборов для мореходства, океанографии, геодезии, метеорологии. Особенно большое значение имел прибор для измерения морских течений. В 1761 г. Михаил Ломоносов составил классификацию морских льдов, а двумя годами позже - описание Северного Ледовитого океана. Он научно обосновал идею возможности освоения Север­ного морского пути.

Ранние русские исследования далеких северных и восточных морских путей в XVII -XVIII в.в, осуществлены экспедициями, снаряженными по указу Петра I . Экспедиция адмирала Ивана Фёдоровича Крузенштерна (1770-1846) и адмирала Юрия Фёдоровича Лисянского (1773-1837) на парус­ных судах «Надежда» и «Нева» в 1803-1806 гг. начались круго­светные плавания русских кораблей для изучения и освоения Мирового океана.

В результате проведенных исследований уточ­нена карта мира, открыт ряд островов, собран богатейший на­учный материал, подробно изучены обширные районы Тихого океана .

В 1815-1818 гг. состоялась кругосветная экспедиция Отто Евстафьевича Коцебу (1788-1846) на шлюпе «Рюрик» , открыл в Тихом океане 399 островов и к юго-востоку от Берингова пролива - залив Коцебу. В экспедиции принимал участие известный русский физик (при рождении Генрих Фридрих Эмиль Ленц. Были проведены большие научные работы в Тихом океане, в том числе многочисленные этнографические исследования на островах тропической зоны Тихого океана.

Русский мореплаватель, географ, исследователь Арктики, адмирал (1855), президент Академии Наук в 1864-1882. Фёдор Петрович Литке (1797- 1882) описал западное побережье Новой Земли, Баренцево и Бе­лое моря. Совершил два кругосветных плавания - в 1817-1819 и 1826-1829 гг., во время которых исследовал Камчатку, Чукот­ку, Каролинские острова, острова Бонин; составил атлас и опи­сание своих путешествий, Ф. П. Литке - один из создателей Рус­ского географического общества. В его честь была учреждена золотая медаль.

В 1819-1921 гг. состоялась экспедиция двух шлюпов - «Вос­ток» под командованием Фаддея Фаддееевич Беллинсгаузена (1779-1852) знаменитого российского мореплавателя, первооткрывателя Антарктиды и «Мирный» под командованием Михаила Петровича Лазарева (1788-1851). Они плыли в направлении к Южному полюсу, чтобы решить древнюю загадку о южном материке. Преодолев огромные труд­ности плавания под парусами в ледовой обстановке, корабли подошли к Антарктиде . 10 января 1821 г. моряки «Мирного» и «Востока» одновременно увидели остров. Его назвали островом Петра I .

29 января 1821 году был обнаружен берег Антарктиды ; ему дали название Берег Александра I . Так было сделано величайшее географическое открытие XIX в.- открытие шестого материка — Антарктиды. За время плавания Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева был собран богатый океанологический материал, главным об­разом в широтах южного полушария, особенно в водах Антарк­тики.

Наши отечественные экспедиции XIX в., совершаемые на па­русных кораблях, имели большое значение для исследования Мирового океана.

В 1815 г. Иван Фёдорович Крузенштерн на основании русских исследований составил первый «Атлас Южного моря» (Тихого океана). Русские моряки и ученые осу­ществили 25 кругосветных плаваний, впервые описали межпас­сатное противотечение в Тихом океане. Были открыты и другие течения, собраны разнообразные ценные сведения по океаноло­гии. Отмечены на карте громадные пространства почти неизвест­ных тогда областей на севере и юге Тихого океана; много исправ­лений внесено в карты других океанов и морей.

За рубежом летопись современной океанологии ведется со времени трехлетней экспедиции английского судна «Челленджер», совершившего кругосветное плавание в 1872-1876 гг . Организа­тором специальной научноисследовательной экспедиции на «Челленджере» был Чарлз Томсон. Собранные экспедицией научные материалы о Мировом океане обрабатывались и изучались в те­чение 20 лет. Издание результатов исследований закончилось в 1895 г. и составило 50 больших томов, которые и в настоящее время имеют важное значение в познании океана. Экспедиция дала много новых сведений о физических, химических и биоло­гических явлениях и процессах, происходящих в океане.

Из замечательной плеяды русских океанографов конца XIX в. и начала XX в. особо выделяется имя Степана Осиповича Макарова (1848- 1904) - океанографа, полярного исследователя, кораблестроителя, вице-адмирала флотоводца, изобретателя и теоретика кораблестроения, неутомимого исследователя океанов и морей. Его девиз был: «В море - значит дома». Он является одним из основоположников отечественной океанологии . В 1895 году разработал русскую семафорную азбуку. В 1886-1889 гг. парусно-моторный корвет «Витязь» под командованием С. О. Ма­карова совершил кругосветное плавание, во время которого проводились океанографические наблюдения и исследования по всем маршрутам плавания.

За три года плавания была выполнена громадная научная работа. Проведенные океанологические исследования описаны в книге «Витязь» и Тихий океан», изданной в 1894 г . и из­вестной теперь во всем мире. Заслуги экспедиции высоко оценены мировой наукой. Название «Витязь» выгравировано на фронтоне Океанографического института в Монако среди названий десяти, самых знаменитых кораблей, с которыми связано изучение и освоение Мирового океана.

Степан Осипович Макаров был также полярным исследователем. С первого в мире мощного ледокола «Ермак», построенного по проекту Степана Осиповича Макарова, в течение ряда лет изучались льды арктического бассейна и глубины океана, велись магнитные и другие наблюде­ния. На борту «Ермака» тщательно исследовались механические свойства морского льда, его строение, плотность. Труд С. О. Ма­карова «Ермак» во льдах» - настольная книга каждого совре­менного океанолога.

В начале XX в. развернулись работы по всестороннему океано­графическому изучению рыбопромысловых районов Мирового океана. Важное место среди них занимают работы руччкого зоолога Николая Михайловича Книповича (1862-1939} в Баренцевом море , положившие начало систе­матическому комплексному изучению северных морей. Работал над изучением фауны и физической географии Белого моря.

Итоги русских дореволюционных исследований подведены в капитальном труде русского и советского океанографа и географа Юлия Михайловича Шокальского (185 G -1940) «Океанография», изданном в 1917 г.

10 марта 1921 г. вышел декрет за подписью В. И. Ленина об органи­зации океанографического учреждения, названного Плавучим морским научно-исследовательским институтом (Плавморнин). Позднее он преобразован в Полярный НИИ морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н. М. Книповича. Институт разместился в Мурманске. В его задачу входило все­стороннее и планомерное исследование северных морей, их ост­ровов, побережий, биологических и других ресурсов моря. Обслу­живало институт первое советское научно-исследовательское суд­но «Персей» - небольшое (водоизмещением 550 т), но хорошо оборудованное, с несколькими науч­ными лабораториями,

В 20-е и 30-е годы главные усилия советских океанологов были направлены на комплексное изучение морей, омывающих берега СССР.

Материалы исследований второго Международного Полярного года позволили сделать важные научные и практические выводы относительно повышения точности ледовых и погодных прогнозов для развития морского промысла на Крайнем Севере.

Огромный интерес в мире вызвала экспедиция на ледоколь­ном пароходе «Сибиряков», впервые в истории совершившая в 1932 г. за одну морскую навигацию сквозное плавание по Се­верному морскому пути от Архангельска до Владивостока. Был проложить путь, который несколько столетий пытались найти многие мореплаватели.

Тридцатые годы были годами освоения Арктики и Северного морского пути. Многочис­ленные экспедиции, том числе и под руководством известного геофизика и географа Отто Юльевича Шмидта (1891 -1956), по широте научных программ, важ­ности их результатов для народного хозяйства и науки и в то же время по сложности природных условий, в которых они прово­дились, практически не имели себе равных. Особенно выделяются два события: работа первой дрейфующей научной станции «Северный полюс» в 1937-1938 гг., которую позднее стали назы­вать «СП-1», и дрейф ледокольного парохода «Георгий Седов» в 1937-1940 гг.

К 1937 г. накопилось значительное количество сведений о ха­рактере и режиме ледяного покрова, о погоде на окраинных морях Арктики. Но почти не было све­дений о природных явлениях в Центральной Аркти­ке, что задерживало освоение Северного морского пути. Это «белое пятно» и должна была исследовать высаженная на льдину научная станция «СП-1». В составе стан­ции работали полярники - Иван Папанин, Пётр Ширшов, Евгений Федоров и Эрнст Кренкель. Исследователи проводили промеры глубин Северного Ледовитого океана, при этом впервые была установлена глубина океана в районе Север­ного полюса , на разных горизонтах измеряли температуру, тече­ния , изучали состав воды, определяли силу тяжести, вели метео­рологические, магнитометрические, биологические и другие на­блюдения. Результаты работы станции «СП-1» опровергли многие представления ученых мира об Арк­тике.

Было установлено, что в районе Северного полюса островов и земли нет, но жизнь есть . Установлены совершенно новые закономерности в погодных яв­лениях и атмосферных процессах Центральной Арктики. Среди Ученых существовало мнение, что в течение всего года над поляр­ным бассейном держится устойчивая холодная погода с высоким давлением - так называемая «шапка холода». Оказалось, что в районе полюса циркулирует относительно теплая масса воздуха, а циклоны возникают так же часто, как и на материке, принося неустойчивую погоду, дожди, снег, туманы, сильные ветры.

В 1937 г. близ Новосибирских островов были зажаты льдами ледокольные пароходы «Садко», «Малыгин» и «Георгий Седов» . Ледоколу «Ермак» удалось вывести из ледового плена «Садко» и «Малыгина». Ледокол «Георгий Седов» вместе с дрейфующим льдом пересек весь Центральный арктический бассейн и в 1940 г. был вынесен в Гренландское море . Простому ледокольному па­роходу, не подготовленному к условиям продолжительного ледово­го дрейфа, удалось не только повторить всемирно известный дрейф на Фраме. Фритьоф Нансен (1893-1896 гг.)- норвежский полярный исследователь, учёный-зоолог, основатель новой науки - физической океанографии, но и ближе подойти к Северному полюсу. В высоких широтах «Георгий Седов» про­был вдвое дольше, чем норвежский «Фрам», и в три раза, чем станция «СП-1». Советским морякам «Георгия Седова » под ко­мандованием капитана К. С. Бадигина удалось преодолеть труд­ности ледового дрейфа.

Полученные в итоге дрейфов «СП-1» и «Георгия Седова» науч­ные данные сыграли важную роль в развитии арктического мореплавания и превращения Северного морского пути в действующую транспортную магистраль.

Послевоенный период знаменуется интенсивным, широким и всесторонним изучением всех районов Мирового океана. Был со­здан ряд научных учреждений океанологического профиля. Один из участников дрейфа станции «СП-1» Пётр Петрович Ширшов организо­вал и возглавил Институт океанологии Академии наук СССР. Сейчас институт носит его имя.В 1949 г. было спущено на воду экспедиционное исследова­тельское судно этого института «Витязь»- флагманом советского науч­но-исследовательского флота. Изучая природу, раскрывая ее сокровенные тайны, он побывал в неизведанных районах Миро­вого океана, подходил к берегам далеких островов, исследовал наибольшие глубины, был в «Бермудском треугольнике», шел навстречу тайфунам и штормам.

На первом «Витязе» плавал знаменитый русский уче­ный Николай Николаевич Миклухо-Маклай, российский этнограф, антрополог, биолог и путешественник, изучавший коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании (1870-1880-е годы).

На втором «Витязе» исследовал Ти­хий океан С. О. Макаров. Третий «Витязь» принимал участие во многих международных экспедициях. С третьим «Витязем » связана целая эпоха открытий и исследований в Мировом океане Во время экспедиции об­наружена жизнь на максимальных глубинах, открыты глубоко­водные хребты, желоба, горы, течения, определена наибольшая глубина Мирового океана.. Свой послед­ний, шестьдесят пятый, рейс «Витязь»- совершил в 1979 г.

В 1982 г. вступил в строй четвертый «Витязь » - самое сов­ременное в мире научно-исследовательское судно, оснащенное по последнему слову науки и техники. На его борту имеются обитае­мые и телеуправляемые подводные аппараты и другая глубоко­водная техника, позволяющая исследователям опускаться в глу­бины океана.

Наряду с «Витязем» тайны морей и океанов исследуют мно­гие современные корабли науки: «Михаил Ломоносов», «Академик Курчатов», «Дмитрий Менделеев», «Академик Вер­надский», «Академик Сергей Королев», «Космонавт Владимир Комаров» и др. Их по праву называют современными научно-исследовательскими плавучими институтами.

Человек уже давно изучает океан, но всё равно океан хранит много тайн. Сложная конфигурация берегов, переменные глубины, меняющиеся погодные и климати­ческие условия, другие земные и космические факторы, влияющие на природу океана,- все это затрудняет исследования. Не окон­чена даже его «инвентаризация». Специалисты ежегодно откры­вают и описывают новые подводные горы, ущелья, равнины, а также процессы и явления, происходящие в океане, открывают неизвестные науке виды животных и растений, обнаруживают новые минеральные богатства. На помощь исследователям глу­бин пришла космическая техника .

Какие науки изучают Мировой океан!

Изучением и исследованием Мирового океана занимаются Многие науки. Основные из них - — океанология, исследующая различные физические, химические, биологические, геологические процессы и их взаимосвязи с атмосферой. К океанологическим дисциплинам относят физику океана, химию океана, биологию океана и другие смеж­ные дисциплины.

Физика океана - наука, изучающая за­кономерности взаимодействия океана и атмосферы (гидротермо-динампка, акустика и оптика океана, исследование его радиоак­тивности и электромагнитного поля в нем).

Химия океана - наука, устанавливающая закономерности обмена и трансформа­ции химического вещества в океане и формирование его стабиль­ности.

Биология океана - наука, выясняющая закономер­ности формирования и оценки биомассы и годовой продуктив­ности важнейших видов организмов, возможности управления биологической продуктивностью океана. Геология океа­на - наука о выявлении закономерностей развития геологических процессов на дне и под дном океана и формирования месторож­дений полезных ископаемых.

Океанография - наука, изучающая и описывающая фи­зические и химические свойства водной среды, закономерности физических и химических процессов и явлений в Мировом океане в их взаимодействии с атмосферой, сушен и дном.

Один из разделов океанологии - морская гидрогра­фия . Она занимается изучением морского дна и возможностей использования морских природных ресурсов. В результате гидрогрвфических работ создаются морские плинглциониые карты и лоции (путеводители с рекомендованными курсами), описания берегов и портов, якорных стоянок, маяков и навига­ционных знаков; без этих пособий ни один корабль не выходит в море.