Сочинение «Основные мотивы лирики С. А. Есенина. Моё восприятие лирики на

Начало XX века в русской литературе было ознаменовано появлением целой плеяды разнообразных течений, веяний, поэтических школ. Самыми выдающимися, оставившими значительный след в истории литературы течениями стали символизм (В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Белый), акмеизм (А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам), футуризм (И. Северянин, В. Маяковский, Д. Бурлюк), имажинизм (Кусиков, Шершеневич, Мариенгоф). Творчество этих поэтов по праву называется лирикой Серебряного века, то есть второго по значимости периода расцвета русской поэзии. Однако наряду с вышеперечисленными авторами в историю искусства того времени вошли и другие, не принадлежавшие к какой-либо определенной школе, самобытные и яркие поэты, и в первую очередь - Сергей Есенин, чье творчество стоит особняком в пестром и многообразном мире поэзии начала века.
Сложная и интересная судьба поэта, множество путешествий, смена мест и образа жизни в сочетании с творческим подходом к осмыслению действительности обусловили богатство и разнообразие тем и мотивов лирики Есенина. Детство и юность его прошли в селе Константиново, на берегу Оки, в крестьянской семье; основной темой ранней лирики Есенина закономерно становится описание природы, родных картин, пейзажей, проникнутых теплотой, близких с детства, знакомых, любимых. При этом многие явления природы поэт олицетворяет, видит в них живое, разумное начало, приписывает растениям качества животных:
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.
Такая образность, яркость метафор и сравнений будет характерна и для последующего творчества Есенина, но в ранней лирике она носит свежий, радостный, новаторский характер, что придает стихам особую трогательность и выразительность. Родная природа для поэта - вечный источник восхищения и вдохновения, описание самых простых и будничных сцен в его восприятии становится волшебным, сказочным, манящим («Береза», «Пороша»). Так же трогательно, как к пейзажам вообще, Есенин относится к каждому конкретному элементу родного быта, будь то ветка дерева, загля-
дывающая в окно, домашняя утварь или даже животное: множество стихов Есенина посвящено именно животным («Коровка», «Лисица», «Сукин сын»). Юношеское восприятие жизни у поэта - светлое, радостное; в ранних стихах появляется и тема любви («Выткался на озере алый цвет зари...»), воспринимаемая с той же жизнерадостностью и свежестью. Любовь для Есенина в этот период - какое-то романтическое, хрупкое состояние души, его возлюбленная - не девушка, а видение, символ: лирический герой описывает в основном не ее, а свои чувства и переживания, причем по-юношески романтично и трогательно:
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
Характерно, что любовь и природа в ранней лирике Есенина взаимосвязаны, неразделимы. Все многообразие мотивов описания природы (пейзажные зарисовки, стихи о животных, бытовые сцены) перерастают в одну, глобальную, важную для понимания всей лирики Есенина тему - тему Родины; одним из первых в ее осмыслении поэтом стало стихотворение «Гой ты, Русь моя родная!». Поэт признается в любви Родине и фактически ставит ее выше рая, выше небесной жизни:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте Родину мою».
В стихотворении появляются религиозные, христианские мотивы, в основном связанные с церковной атрибутикой. («Хаты - в ризах образа», «Пахнет яблоком и медом по церквам твой кроткий Спас».) Поэт представляет себе Русь только христианской, этот мотив получает развитие и в стихотворении «Запели тесаные дроги» (1916 г.):
И на известку колоколен
Невольно крестится рука.

В этом же стихотворении поэт применяет характерную цветопись:
О Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку...
Описывая родную деревню, Есенин обычно использует синий, голубой, зеленый цвета (сам поэт говорил: «...Россия! Роса и сила и синее что-то...»).
Переезд в Москву, скандальная жизнь, несколько наигранное поведение, эпатаж обусловили расхождение, двойственность тем Есенина: с одной стороны, именно эпатажная лирика («Я нарочно иду нечесаный...»), с другой - воспоминания о родном селе, жизни в нем как о самом светлом периоде. Тема Родины получает развитие в стихотворениях «Письмо матери», «Русь советская», «Русь Уходящая», «Возвращение на Родину». Революционные преобразования, произошедшие в деревне, поэт воспринимает с долей трагизма; ведь ушедшие времена невозвратимы, невозвратима и светлая, беззаботная жизнь; Есенин чувствует утрату связи с родным краем, где теперь «поют агитки Бедного Демьяна»:
Язык сограждан стал мне как чужой,
В своей стране я словно иностранец.
Народ не воспринимает Есенина как поэта, а ведь Есенин называет себя «последним поэтом деревни». Автор усиливает ощущение трагизма прямыми сравнениями, подчеркивающими смену идеалов:
Воскресные сельчане
У волости, как в церковь, собрались...
(«Русь советская»)
И вот сестра разводит,
Раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал»...
(«Возвращение на Родину»)
Появляется мотив поэтического творчества, его значения, и приобретает то же трагическое звучание:
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
Тема поэта и поэзии здесь тесно связана с темой Родины: Есенин воспринимает свое творчество как возможное средство духовной связи с народом. Изменения в деревне преобразили и ее, и народ, сделали ее непохожей на родной, близкий поэту край, но воспоминание о юности и о России тех лет остается в памяти Есенина светлым, чистым. В «Персидских мотивах», в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ...» Есенин пишет:
Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Но не лучше рязанских раздолий.
Тема Родины опять связана с темой любви, развивается практически параллельно. Лирика московского периода и последних лет жизни поэта описывает в основном любовь несчастливую, обреченную на разлуку. («Я помню, любимая, помню...», «Письмо к женщине».) Разгульная, скандальная жизнь не может совмещаться с искренней любовью; в ряде стихотворений Есенин пишет об отречении от шального образа жизни во имя любви:
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
(«Заметался пожар голубой...»)
Я сердцем никогда не лгу,
И потому на голос чванства
Бестрепетно сказать могу,
Что я прощаюсь с хулиганством.
(«Пускай ты выпита другим...»)
Но все же хулиганская бравада оказывается сильнее чувств, появляется мотив разлуки («Сукин сын», «Письмо к женщине»). И лирический герой, и его возлюбленная страдают от разлуки, но жизни их оказываются разъединенными жизненной бурей, «роком событий». И все же в некоторых стихотворениях сквозит щемящая нежность, трогательная; в стихотворении «Собаке Качалова» поэт пишет (обращаясь к собаке):
Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.
Последние стихотворения поэта опять же трагичны, в них звучит мотив неразделенной, несчастной, безответной любви.
Любовь - это одно из необходимых условий человеческого счастья, и понимание человеком сущности счастья обычно с возрастом изменяется, так же как и понимание любви. Если в ранних стихах Есенин описывает счастье как состояние души человека, видящего родной дом, любимую девушку и мать:
Вот оно, глупое счастье
С белыми окнами в сад!
По пруду лебедем красным
Плавает тихий закат.
(1918 г.)
...моя тихая радость -
Все любя, ничего не желать.
(Тогда же.)
Однако со временем поэт приходит к более глубокому, философскому пониманию сути счастья и смысла человеческой жизни. В лирике появляются философские мотивы. Стихотворения последних лет отражают мысли Есенина о прожитой жизни (вероятно, поэт предчувствовал свой конец): он не сожалеет о прошедших временах, принимает с философским спокойствием и мудростью тот факт, что «Все мы, все мы в этом мире тленны». Подлинными шедеврами Есенина являются стихотворения «Отговорила роща золотая...» и «Не жалею, не зову, не плачу...» Смысл их и основные идеи сходны:
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком...
И:
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Сходство проявляется даже в образах; поэт чувствует, что молодость безвозвратно прошла, пути в прошлое нет, и каждый человек когда-нибудь покинет этот мир, как когда-то в него пришел. Это гармоничное, спокойное восприятие жизни Есенин передает опять же через образы природы, причем символические: «роща» - это вся жизнь героя, его судьба; юность всегда ассоциируется с голубым или сиреневым цветами («души сиреневая цветь»), старость - кисти рябины, а вся жизнь передается через образное сравнение:
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
И последнее, предсмертное стихотворение поэта тоже относится к философской лирике, оно как бы завершает, ставит точку в конце короткого, но бурного творческого пути:
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
(«До свиданья, друг мой, до свиданья»)
Действительно, Есенин прожил недолгую, но очень яркую жизнь, во многом трагичную; на долю поэтов, творивших после революции, пришлись тяжелые испытания, в первую очередь - гнетущая проблема выбора, решить которую было для многих очень непросто. И Есенину, называвшему себя «последним поэтом деревни», было необычайно сложно продолжать творить в условиях цензуры, слежки, недоверия. Но даже за такой короткий срок поэт успел так много понять, осмыслить и выразить это в поэтической форме, что литературное наследство, оставленное им, многогранное, сочетающее в себе множество мотивов, образов, тем, идей, остается памятником таланту русского крестьянского поэта, «последнего поэта деревни», Сергея Александровича Есенина.

Сергей Есенин – поэт невероятно интересный, со своей особенной творческой судьбой. Есенин начинал свой путь в литературе как типичный крестьянин-самоучка, а закончил его как великий русский поэт. Почему среди сотен поэтов ХХ в. выделяют имя Сергея Есенина? Что нам- молодому поколению может нравится в его лирике? Думаю, если подробнее познакомиться с его творчеством, на этот вопрос найдется ответ.

Лирика Есенина наполнена множеством разных образов. Меня привлекает,как поэт всю глубину и душевность,любовь к родному краю передает через образы природы. Например, береза в его стихотворениях символизирует родину,которую он очень любит. Вспоминает частенько,как он жил в деревне.Далее он это хорошо описывает в своих произведениях. Трагично,конечно, для главного персонажа,что все меняется.И родина всё та же любимая, но все равно уже чужая.

Особенно мне нравятся стихи Есенина о любви. Он умел пробуждать возвышенные чувства в душе любого читателя. Лирика его красива, чувственна и необычайно близка каждому. Вы можете узнать в ней себя, свои эмоции, чувства и переживания. Любовная тема последних лет поэта рождает стихотворение "Письмо к женщине". Его хотелось бы выделить особо, в нем Есенин просит прощение у некогда любимой женщины. Это своего рода исповедь перед ней. Он просит простить горечь и обиды, которые она испытала по его вине. Когда-то он не сумел сохранить любовь, но в сердце у него до сих пор живет привязанность и уважение к ней.

Горький так писал о поэте: «С. Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое заслужено человеком». С этим, на мой взгляд, нельзя не согласиться. Есенинские строки пробуждают в душе читателя какие-то тёплые, искренние чувства к миру, в котором мы живем. Эта поэзия заставляет верить в чудо, даже, в какой-то степени, прикоснуться к нему. Именно поэтому она бессмертна.

Скачать Размер файла

Лирика Есенина

Ты - мое васильковое слово.

С. Есенин

Великий русский поэт XX века Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии. “Фамилия Есенин - русская, коренная, в ней звучат языческие корни - овсень, таусень, осень, ясень,- связанные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками”,- писал Алексей Толстой.

Соединение поэтического воззрения славян на природу, их языческого и православного мировоззрения, носителем которого было патриархальное крестьянство, явило миру Сергея Есенина, поэта Божьей милостью, этого Леля в зеленом венке. Явился поэт, чтобы поведать миру, что есть он, его предки, природа, народ, их душа, вера, любовь.

Яркий талант Сергея Есенина обозначен еще в ранних стихах... После смерти поэта бытовало суждение, которое, в общем, укладывалось в следующие строки Бухарина: “Советские устремления... оказались совсем не по плечу Есенину, всеми своими эмоциональными корнями сосавшему совсем другие соки из окружающей жизни”.

Истинная красота редкостна, потому что она - чудо, миф. Для ребенка в сказке условное становится безусловным какими бы “соками” он ни питался. А сок един, великий, вечный мир Божий, сотворенный безначальным Отцом нашим... Тот человек, которого задумал Господь, он пульсирует в нас, живет, только его надо высветлить, и Есенин пришел в мир, чтобы разбудить в нас искру Божию, в этом долг, залог и назначение любого поэта в мире. Ни у кого из поэтов XX столетия чувство единства мира, единства всего живого на Земле не выражено так страстно, искренне и просто, как у Есенина, который “звериных стихов своих грусть кормил резедой и мятой”. Вот это единство в коротком стихотворении поэта:

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленькой матке

Зеленое вымя сосет.

“Выткался над озером алый свет зари...”, и мы чувствуем, видим и верим, что алый свет зари “выткался”. Или: “Тих мой край после бурь, после гроз, и душа моя - поле безбрежное, дышит запахом меда и роз”. Поэт пробуждает в нас человеческое, истинное. И если читатель искренне сольется всем сердцем со стихами поэта, то на некоторое мгновение он становится им, Есениным, а Есенин становится бессмертным. Вот что надо понять в сущности поэзии и творчестве поэта как явления. Это такое же чудо, как рождение ребенка. Женщина из народа, держа в руках младенца, кричала Иисусу Христу: “Чуда! Чуда!” “Чудо у тебя на руках!” - был ответ Спасителя.

Чудеса окружают нас, надо их только увидеть, почувствовать. И поэзия Сергея Есенина помогает в этом нам.

“Быть поэтом - самая печальная радость... Истинная поэзия - это любовь, мужество, жертва... Все остальное не в счет, даже смерть”,- писал испанский поэт Гарсиа Лорка. Есенин знал это. Чувствовал это. Гармонизировать мир, тело и дух, Творца и творение - тяжелая, трагическая задача, но она всегда возникает перед каждым поколением. Изменить в обществе поэт ничего не может, но каждая задача, решенная им в познании себя и мира, - уже соломинка, за которую можно держаться.

Мир страждет. Единственная возможность уйти от боли - работа. “Всю душу выплесну в слова!” - пишет поэт. Когда Есенин соприкасался с обществом, его душа превращалась в сплошную рану. Этот светлый бог Лель оказывался мрачным и трагичным. Об этом говорят многие стихотворения поэта, например: “Снова пьют здесь, дерутся и плачут...”, “Все сжигает житейская мреть...”. А ведь Владимир Маяковский, впервые встретив Есенина, сказал о нем: “Есенин отвечал мне голосом; таким, каким заговорило бы, должно быть, ожившее лампадное масло”.

Революция, гражданская война, разрушение патриархального крестьянства - корня Руси - “срубили” поэта. Однако мытарствуя и мучась на путях жизни, он сохранил свой поэтический дар, поскольку имел “нежность грустную русской души”. И, как бы подводя итог своего пути земного, он успел сказать:

Чтоб за все грехи мои тяжкие,

За неверие в благодать,

Положили меня в русской рубашке

Под иконами умирать.

Это и завещание поэта, и его покаяние. И если Господь посылает в мир детей и поэтов, то конца света жизни и конца света духа не будет.

Бурыка Л.Н.

Имантауская СШ

Айыртауский район

Абдрашитов Вадим, 11 «Б» класс

Поэзия – прекрасное творение гения человеческого – всегда вызывала восхищение людей. Она дает нам возможность выразить чувства, которые накопились в сердце. Именно поэтому люди восхищаются поэзией, чтят имена тех гениев, которые обладали огромным талантом – поэтическим даром.

Не каждому дано управлять словом, только достойные способны рифмами и строками разжечь в душах людей костер страсти и мощь духа. Именно таким даром, даром «ласкать и корябать», обладал, на мой взгляд, Сергей Есенин.

Мой Есенин – певец любви и только любви! Кто-то скажет: а как же стихи о Родине, о природе, о матери? « Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине», - заключил поэт. И вот именно страстная любовь к Родине и подарила жизнь многочисленным его стихам. Жизнь без любви была для поэта равна гибели, пустоте душевной, любовь питала его, была движущей силой его таланта.

Его сердце билось только ради любви: к России, к женщинам, к родным и близким, к животным, к природе. Поэтому Родина в поэзии Есенина – не абстрактное пышное слово, не флаги и гимны. Это леса, поля, березовая роща, «костер рябины красной», «низкий дом с голубыми ставнями». Все это живое, настоящее, до боли родное для поэта. И все это он любит. Для него важна каждая травинка, каждый упавший лист в весеннем лесу, «в переулке каждая собака».

А стихи о любви к женщине я могу читать, не отрываясь. Сколько души и чувства вкладывает в них поэт, что сердце замирает! И все потому, что сам Есенин любил так, как мог любить только поэт – нежно, страстно и больно. От злобы людской, от жестокости он уходил в себя, царапая и раня душу равнодушием и опустошенностью. Умел дружить, прощать, но умел и ненавидеть.

Горький писал о поэте: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой « печали полей», любви ко всему живому в мире милосердия, которое заслужено человеком». С этим, я думаю, нельзя не согласиться.



Можно долго говорить о том, как красивы есенинские строки. Но что значат они для меня? Для меня - это жизнь, жизнь человека, который многое постиг, а главное – любил всем сердцем.

Моё восприятие лирики С. Есенина

Калагина Н.А.

Саумалкольская школа-гимназия №2

Айыртауский район

Есть такие произведения, к которым после прочтения больше никогда не прикасаешься, а есть такие, к которым обращаешься вновь и вновь, чтобы получить какой-либо урок или познать ту или иную истину. Я очень много читаю. Среди писателей и поэтов, которые трогают мое сердце, есть имя Сергея Александровича Есенина. Что именно привлекает меня в лирике Есенина? Почему, прочитав однажды его стихи, становишься от них зависимым?

Максим Горький писал: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии…». Я согласна с его словами, ведь поэзия Есенина - небывалая искренность тона, редкий дар непосредст­венного видения мира, способность смотреть на явления и вещи непредвзятым взглядом.

Впервые, читая томик есенинских стихов, я поняла, что лирика его очень разнообразна, она затрагивает многие темы, но все написанное им проникнуто «чувством родины». Как писал сам поэт: «Чувство Родины – основное в моем творчестве». Эта любовь и эти чувства ярко запечатлелись не только в содержании его лирики, но и в самой его поэтике, связанной с поэтикой народа. Наверное, не случайно Сергея Александровича называют «поэтом русской деревни», потому что с величайшей любовью он пишет о ней. Его произведения наполнены глубочайшим смыслом и в то же время очень просты и понятны читателю.

Посмотрите вокруг себя, послушайте шум ветра, шелест травы на лугах, всплеск речной волны. Наверное, никогда не перестану восхищаться глубиной его мысли.

А вам нравится творчество Есенина? Вслушайтесь в эти строчки:

Несказанное, синее, нежное…

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя – поле безбрежное –

Дышит запахом меда и роз.

Они прекрасны и удивительны.

Подводя итог, хочется сказать о том, что меня восхищает неповторимая есенинская лирика, понимание всех тонкостей родной природы и умение это передать в стихах. Во мне стихи Есенина затрагивают все самое чистое, искреннее, тайное, и я уверена, что пройдет время, а творчество Сергея Александровича будет также радовать людей и открывать им простые истины.

В эссе прослеживается логичность. Микротемы выделены абзацами. Позиция автора представлена общими фразами. Для обоснования тезиса приведено два аргумента: слова М. Горького, С. Есенина. Эмоциональная оценка есенинской строфы не раскрывает глубину восприятия лирики поэта. Выразительность мысли и речи достигается афористическими высказываниями (вводными конструкциями, вопросно-ответной формой изложения, цитатным материалом из разных источников). В эссе представлены разнообразные синтаксические конструкции.

Количество баллов (10) соответствует оценке «отлично»

В эссе отсутствуют орфографические, пунктуационные, грамматические ошибки, по русскому языку количество баллов (10 десять) соответствует оценке «отлично».