Скульптура укрощение коня. Кони клодта в московской городской среде - наводы

С конями, которые создал знаменитейший и своеобразнейший скульптор Петр Карлович Клодт, связано много разных историй, больше похожих на байки. Мы не будем их все пересказывать – только две и еще реальный один случай из жизни. Речь пойдет о конях на Аничковом мосту, перекинутом через реку Фонтанка и служащего частью Невского проспекта в Петербурге.

Любовнику жены не повезло

Говорят, что Клодту изменила жена. Он вычислил соблазнителя. Но не убил, не вызвал на дуэль, а… увековечил в скульптуре. Точнее, в ее части. А еще точнее, в гениталиях одного из четырех коней на Аничковом мосту. На фотографии лицо увидеть сложно, да и не дает она полного представления. Правда, и на самом коне увидеть непросто, если не знаешь этого и специально не ищешь. Уж простите, мы посмотрели под хвост каждому коню, везде всё нормально, и только под одним действительно лицо. Мы обвели красной линией «лицо» обольстителя жены Клодта. Для подсказки: нос смотрит вниз.

Для тех, кто решит проверить: речь идет о коне, который находится на нечетной стороне Невского проспекта на том берегу Фонтанки, который ближе к Адмиралтейству.

«Сыскать мне сейчас же пятую ж…»

Эту легенду мы взяли из книги «История Петербурга в городском анекдоте» известного петербургского историка и писателя Наума Синдаловского, чьи произведения мы крайне рекомендуем. Когда их читаешь, начинаешь понимать, что историю Северной столицы если до этого и знал, то только по верхам.

Один умник в царствование Николая I как-то написал на одном из коней:

«Барон фон Клодт представлен ко кресту
За то, что на Анúчковом мосту
На удивленье всей Европы
Поставлены четыре жопы…»

Николай I прямо на полицейском рапорте написал поручение:

«Сыскать мне сейчас же пятую жопу
И расписать на ней Европу!»

Кстати, в наши времена обнаженные мужчины с конями у некоторых петербургских политических деятелей явно вызвали бы нездоровый интерес. Вообще, даже странно, что пока никто из местных политиков, которые уже сами по себе в силу своей придурковатости стали анекдотами, не потребовал демонтировать скульптуры Клодта и переплавить их, допустим, на памятник Путину. Видимо, опасаются, что памятнику достанется. Точнее, тому месту, где Николай I предполагал начертить карту части континента.

Если есть конь – на нем можно сидеть

Однажды вечером 20 ноября какого-то недавнего года (конец 90-х – начало 2000-х) один известный петербургский бизнесмен из Морского порта Санкт-Петербурга, потом занимавший руководящие федеральные должности, праздновал свой день рождения.

Праздновал так хорошо, что к тому моменту, когда его машина проезжала по Аничковому мосту, он смог лишь промычать, что ей надо остановиться. Слава богу, водитель был трезвый и притормозил. Бизнесмен показал своим помощникам с использованием мычания и жестов на коня. Те удивились. Потом поняли, чего же хочет шеф. Через некоторое время он уже восседал верхом и, наверное, в мыслях даже куда-то мчался рысью или галопом. Милицейская (тогда еще была милиция) машина тоже припарковалась рядом, но стражи порядка быстро успокоились тем, чем они обычно успокаиваются. Собственно, серьезного нарушения порядка все равно не было.

Что интересно: день рождения Аничкова моста в его современном прочтении, то есть с конями, тоже приходится на 20 ноября. Он был открыт в этот день в 1841 году. Кто его знает, может быть, дух Петра Карловича, вселившись в нетрезвого петербургского бизнесмена, пришел поздравить свое самое знаменитое детище.

Четыре скульптурные группы, получившие название "Укротители коней", оформляют Аничков мост на Невском проспекте. Они изображают различные моменты укрощения коня, символизируя борьбу человека с дикими, необузданными силами природы.

Знакомство с этим замечательным скульптурным ансамблем лучше всего начинать с правой группы (если идти со стороны Адмиралтейства), следуя далее против часовой стрелки.

Юноша, встав во весь рост, пытается схватить под уздцы вздыбленного коня. Левой рукой он уперся в круп животного; развевающаяся драпировка подчеркивает динамику, напряженность момента. Поединок начался...

Вторая группа: наступил острый момент борьбы - конь почти одолел человека, юноша, правой рукой опершись о землю, левой ухватил повод и с риском для жизни, из последних сил удерживает коня, взвившегося на дыбы.

В следующей группе - укротитель почти у цели: он прочно опирается на правое колено и крепко сдерживает постепенно покоряющееся ему животное.

Наконец, поединок закончен. Юноша вновь поднялся во весь рост, натянул поводья и правой рукой уверенно схватил коня под уздцы. Победа на стороне юноши-атлета. Конь подчинился упорству и настойчивости человека. Эта группа завершает сюжетную линию всей скульптурной композиции.

Автор декоративных групп П. К. Клодт умел великолепно изображать животных. Еще на Академической выставке, открывшейся в 1833 году, шумным успехом пользовалась его модель скульптурной группы: конь, укрощаемый человеком. За эту работу вольнослушатель Академии художеств, в то время 28-летний офицер в отставке, был удостоен избрания в "назначенные академики", а скульптуру решено было использовать для украшения Адмиралтейской набережной: парные группы "Укротителей" предполагалось установить на берегу Невы. Однако скоро намерения изменились. В Петербурге в это время началось строительство нового моста через Фонтанку на Невском проспекте, и Клодт предложил украсить его декоративной скульптурой "Укротители коней". По первоначальному замыслу западную и восточную стороны моста должны были оформить дублирующие друг друга парные скульптурные группы, где человек изображен стоящим во весь рост.

Работа над скульптурой осложнялась тем, что в. 1838 году умер заведующий литейной мастерской при Академии художеств Екимов. Отливкой вынужден был заняться сам Клодт, проявивший себя незаурядным мастером литейного дела и даже удостоенный позже звания литейного мастера-академика. Уже в 1841 году "Художественная газета" отмечала "совершенство, до которого довел у нас П. К. Клодт литейное искусство... За короткое время он отлил много вещей, которые бы сделали честь лучшему литейщику".

В 1839 году были закончены первые две одинаковые группы, а в 1841 году - вторые; все они были установлены на Аничковом мосту к моменту его открытия 20 ноября 1841 года. Однако уже в 1842 году одна пара была снята и отправлена в Берлин в подарок прусскому королю, а вместо нее поставлены группы из алебастра, окрашенного под бронзу. В 1846 году отлитая для установки новая пара была также подарена, на этот раз неаполитанскому королю. (Обе пары коней сохранились как в Неаполе, так и в Потсдаме, под Берлином.) Только в 1850 году Клодт отлил две оригинальные новые группы (юноша поверженный и коленопреклоненный), после чего уже все четыре группы (две первоначальные и две - изготовленные по новым моделям) украсили Аничков мост.

Так возник один из прославленных в мировом искусстве скульптурных ансамблей.

При всем разнообразии групп, украшающих мост, Клодт сумел достичь удивительного единства, целостности смыслового и композиционного решения, великолепно передать динамику, порыв. Скульптура покоряет четкими пластическими формами, своеобразием применения ритма в размещении фигур: чередование стоящих и коленопреклоненных юношей, продуманное распределение коней то с наклоненными, то с поднятыми вверх головами.

В годы Отечественной войны скульптурные группы были сняты с пьедесталов и зарыты в саду Дворца пионеров имени А. А. Жданова. И только когда миновала опасность, они снова были поставлены на старые места.

Кони Аничкова моста неотделимы от ленинградского пейзажа: они органически слились с Невским проспектом, с его замечательными архитектурными сооружениями, с бурлящей жизнью этой оживленной магистрали города.

В начале XVIII века санкт-петербургская река Фонтанка именовалась Безымянным Ериком. А своё современное название она получила после прокладки через неё труб для фонтанов Летнего сада. В те времена широко разливавшаяся река была серьёзным препятствием для конного транспорта и пешеходов. Строящемуся Санкт-Петербургу срочно требовался мост.

В 1715 году Пётр I издал указ о строительстве постоянной переправы через реку, для чего из казны было выделено 50 рублей. И вскоре в выбранном Петром месте появился деревянный настил длиной в 150 метров. Опоры были покрыты простыми досками и стилизованы под камень. Руководил строительными работами подполковник инженерных войск Михаил Аничков, чья фамилия навсегда закрепилась в названии моста. Для прохода под мостом судов переправу оснастили съёмными деревянными щитами, которые поднимались и возвращались на место вручную.


Перед Аничковым мостом размещалась застава, - в наши дни на её месте находится здание под номером 66 по Невскому проспекту. Мост был перекрыт шлагбаумом, за проезд по нему взимались деньги. В качестве оплаты принимались и камни, - они были необходимы для мощения городских улиц. После захода солнца попасть в город по мосту могли только дворяне. Для людей незнатного происхождения проход был закрыт до рассвета.

В 1718 году персидский падишах преподнёс Екатерине I в дар лошадей и девять слонов, и Аничков мост пришлось существенно укреплять для прохода животных.

В 1721 году переправу снова перестроили - теперь её центральную часть поднимали цепями и рычажным механизмом. Ночью мост оставался в разведённом состоянии, - так Санкт-Петербург защищался от волков, частенько забегавших в те времена на городские окраины.

В 80-х годах XVIII века старый мост снесли, и на его месте возвели усовершенствованное сооружение: боковые пролёты новой переправы были облицованы камнем, а средняя, деревянная часть поднималась специальным приспособлением при участии всего двух человек. Проект сооружения был стандартным, аналогичными были ещё 7 мостов, расположенных на Фонтанке.


В 40-х годах XIX века нагрузка на мост существенно увеличилась, он стал слишком узким для Невского проспекта, а его деревянные конструкции сгнили во влажном петербургском климате. В 1841 году сооружение было полностью реконструировано. Переправу выстроили из кирпича, подъёмные части демонтировали - теперь суда могли проходить под высокими пролётами. Для увеличения проезжей части с моста убрали громоздкие башни, мешавшие постоянно возраставшему движению конных экипажей. Переправу оградили декоративной решёткой с фигурами русалок-лошадей и русалок-женщин. Идентичные изображения можно увидеть на ограде Дворцового моста в Берлине .

Предполагалось украсить переправу большими вазонами, для которых установили постаменты. Но вместо ваз на мосту появились скульптуры, созданные петербургским ваятелем Петром Карловичем Клодтом: «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы». С одной стороны моста установили бронзовые фигуры, а с противоположного края разместили их гипсовых близнецов, расписанные под бронзу. Гипсовые фигуры предполагали заменить бронзовыми, но, когда изваяния были готовы, Николай I подарил их прусскому королю. Несколько раз Клодт создавал новые статуи, и каждый раз российский император одаривал ими какого-нибудь европейского монарха. Через несколько лет скульптор решил положить конец копированию и изготовил новые композиции, объединённые одной сюжетной линией - укрощение коня, победа человека над дикой силой.



Петербургские жители с восторгом приняли творения Клодта. Пресса наперебой расхваливала талантливого скульптора. Ваятель удостоился похвалы и внимания самого царя - в 1841 году, вскоре после церемонии в честь открытия моста, Николай I пожаловал Клодту орден Святой Анны третьей степени.

Тогда же родилось известное фривольное прозвище переправы - «Мост восемнадцати яиц». При подсчёте элементов мужского детородного органа учитывался и городовой, пост которого располагался на мосту вплоть до 1917 года.

К началу XX века мост был деформирован во многих местах, требовалась срочная его реконструкция. В 1908 году переправу перестроили, полностью сохранив её внешний вид. После ремонта на одну из опор прикрепили табличку с надписью «Аничкин мост». Потомки Михаила Аничкова указали городским властям на неправильное написание фамилии их знаменитого предка и потребовали исправить ошибку. Чиновники из городской думы нашли нужные документы в архивах и в скором времени восстановили историческую справедливость.

Во время Великой Отечественной войны необходимо было уберечь знаменитых коней от обстрела. Фигуры были демонтированы, помещены в деревянные ящики и закопаны в саду Аничкова дворца. Вместо статуй разместили ящики с землёй, в которых жители осаждённого Ленинграда выращивали траву. Изваяния удалось спасти - в ноябре 1942 года на мосту взорвалась огромная бомба, и, если бы скульптуры находились на своём месте, они были бы уничтожены. Взрывной волной смыло в Фонтанку чугунную решётку и тумбы, поддерживающие перила. От обстрела серьёзно пострадали постаменты, - из них были вырваны большие куски гранита.

Ещё до окончания войны была отлита и установлена новая решётка, а в мае 1945 года, пролежав в земле 3 года, конные скульптуры вернулись на привычные места. На одном из постаментов сохранён след от снаряда как напоминание о войне.

Со времени своего создания вплоть до окончания XX века изваяния никогда не ремонтировались. А значительно возросшее число автомобилей катастрофически повлияло на их состояние. В 70-х годах прошлого века у скульптур начала разрушаться бронза, но применяемые в то время методы реставрации не принесли ощутимого результата. К проблеме вернулись в 2000 году. На 10 месяцев Аничков мост осиротел - для восстановительных работ изваяния были перевезены в мастерскую. Благодаря новой методике, обновляющей бронзу и защищающей её от коррозии, реставраторам удалось вернуть скульптурам первозданный вид. Кони снова приобрели оливковую масть - цвет расчищенной бронзы, - именно такими и создал их Клодт.


После реставрации фигуры немного выросли из-за увеличения несущих конструкций. Чтобы изваяния не задели электрические провода, пришлось менять маршрут доставки их к мосту. Для безопасности на головы лошадей были надеты чепчики розового цвета. Транспортировка скульптур происходила поздно ночью, но, несмотря на это, тысячи горожан пришли поприветствовать возвращение полюбившихся коней на их законное место.

Ремонт мостовых перил был выполнен десятилетием раньше. Точные копии ограждений изготовили в Ядерном центре города Снежинска Челябинской области, - если приглядеться к решётке, то на ней можно заметить эмблему предприятия, - композицию из снежинки и ядра с протонами.

Скульптуры

В первой скульптурной группе Аничкова моста запечатлён поверженный на землю водничий (так называется человек в композиции), и вздыбленный над ним конь. Разъярённый жеребец сбросил с себя попону, его копыта опасно зависли над головой юноши, который с трудом удерживает непокорное животное.

Вторая композиция изображает водничего, сумевшего подняться на одно колено и накинуть попону на коня. Человеку удаётся осадить рвущегося на волю жеребца.

В третьей группе человек поднялся с колен, ему уже не нужно слишком больших усилий для того, чтобы сдержать разгорячённое животное.

Четвёртая композиция - самая спокойная, - жеребец укрощён, он подчинился водничему и позволил укрыть себя попоной.

Этапы покорения коня скульптор акцентировал «говорящими» деталями: в первых двух группах, изображающих ещё дикое животное, на копытах жеребца пока нет подков, а в следующих композициях они уже появились.

На одном из пьедесталов размещена бронзовая табличка с надписью: «Лепил и отливал барон Пётр Клодт в 1841 году».

Скульптурная композиция Аничкова моста

О скульпторе

Пётр Карлович Клодт - русский скульптор из баронской семьи Клодт фон Юргенсбург

Пётр Клодт был выходцем из небогатого древнего рода. Начинал он свою карьеру на военной службе. Но вскоре Клодт увлекся искусством ваяния, и, окончив артиллерийское училище, молодой человек поступил в Академию Художеств. Скульптор был одержим творчеством. Его современники вспоминали, что Клодт постоянно наблюдал за лошадьми, их позами и движениями, стараясь передать в скульптуре всю красоту животных до «безупречной точности».

Талант Клодта со временем был высоко оценён в мире. Скульптор был избран в состав Академий Художеств Парижа, Берлина и Рима. Но успех не вскружил ему голову, - до конца своих дней Клодт оставался скромным и бескорыстным человеком, раздающим свои доходы бедствующим людям. О его смерти до сих пор ходит легенда: якобы недобрые люди сказали скульптору, что у двух жеребцов в его композициях отсутствуют языки. Это сообщение так сильно опечалило Клодта, что он тяжело заболел и вскоре скончался.

Кроме знаменитых коней на Аничковом мосту, авторству скульптора принадлежат: памятник Николаю I у Исаакиевского собора, знаменитый тем, что это был первый конный памятник в мире, опирающийся всего на две точки опоры; квадрига Аполлона, украшающая здание Большого театра в Москве; памятник баснописцу Ивану Крылову в Летнем Саду Санкт-Петербурга.


Аничков мост зимой

Клодт ваял лошадей с натуры - ему позировал чистокровный арабский скакун Амалатбек. Жеребец был диким и непослушным, но скульптор смог объездить его. В работе Клодту помогала дочь, заставлявшая коня принимать нужные позы.

Лицо на гениталиях конях

Очертания интимных органов одного из жеребцов удивительным образом напоминают человеческое лицо. По одной из версий такого совпадения, скульптор таким образом отомстил какому-то своему недоброжелателю. По другому мнению, контуры гениталий коня воспроизводят лицо Наполеона, не так давно прошедшего по русской земле с разорительной войной.

После каждой реконструкции городские власти пытались закрепить за мостом название «Невский проспект», но оно не приживалось.

Во время Великой Отечественной войны фашистская пропаганда распространила фотомонтаж - немецкие солдаты стоят у коней Клодта. Свои провокационным плакатом гитлеровцы хотели заставить поверить весь мир, что Ленинград якобы уже захвачен.

Фрагмент скульптуры

Внутри фигур, располагающихся у Дворца Белосельских-Белозёрских, мастера, проводившие реставрацию в 2000 году, поместили медную капсулу. В капсуле - список всех участников восстановительных работ с подписью: «Мы сделали всё, что смогли. Кто сможет, сделайте лучше».

Кони Марли в Париже

Гости Санкт-Петербурга, думая, что мост связан с некоей Аничкой, неверно произносят название моста, делая в слове «Аничков» ударение на первую букву. Правильно же говорить - АнИчков, делая ударным второй слог.

Во времена сухого закона, введённого в СССР в 80-х годах прошлого века, родилась такая поговорка: «В Питере не пьют только четыре человека, им некогда - они коней держат».

Аналогичные композиции украшают въезд на парижские Елисейские поля.

В наши дни длина Аничкова моста составляет 54,6 метра, ширина - почти 40 метров.

Как добраться

От станций метро «Гостиный двор» или «Невский проспект» необходимо идти по проспекту в сторону увеличения нумерации домов. От станций «Маяковская» или «Площадь восстания» двигаться нужно в сторону уменьшения нумерации.

Недалеко от Аничкова моста можно осмотреть следующие достопримечательности: Храм Спаса-на-крови, Аничков дворец, Летний сад, Русский музей, скульптуру Чижика-Пыжика, Фонтанный двор, Дворец Белосельских-Белозёрских, Михайловский сад.

Аничков мост. Рисунок И.Шарлеманя середины XIX века

История Аничкова моста началась в самые первые годы существования Петербурга. По только что проложенной Большой першпективной дороге подвозили материалы для строительства Адмиралтейства, по ней же ехали к Новгородской дороге, на Москву. Еще в 1715 году в специальном указе Петра появились строчки: ".. на Фонтанной реке по першпективе сделать мост". Недалеко от нового моста стояла воинская часть, которой командовал полковник М.Аничков, солдаты этой части тоже принимали участие в строительстве, а фамилия их командира постепенно стала названием моста. Фонтанка долго считалась границей города, и возле нового моста, на левом берегу реки, расположилась городская застава, на которой проверяли документы у всех въезжающих в Петербург.

Город рос, все оживленнее становилась его главная улица. Рядом с Фонтанкой во времена Елизаветы Петровны построили большой дворец, который тоже назвали Аничковым. Мост тоже не раз реконструировали и перестраивали, почти 70 лет он был деревянным, а в 1785 году стал каменным трехпролетным, с каменными обелисками с обеих сторон. О том, как выглядел Аничков мост в начале XIX века, мы можем судить по сохранившемуся с тех времен Чернышеву мосту через Фонтанку.

Портрет скульптора Петра Карловича Клодта. Ф.Зарецкий

В 1839 году приняли решение о новой перестройке моста: он стал слишком узким для постоянного оживленного движения по Невскому проспекту. Проект капитальной перестройки разработали инженеры И.Бутац и А.Готман. На мосту установили литые чугунные перила с изображением морских коньков и русалок, а, кроме того, его решили украсить скульптурными группами "Укротители коней", выполненными П.Клодтом. Эти скульптуры были заказаны мастеру для установки на пристани между Адмиралтейством и Зимним дворцом, но обстоятельства сложились так, что на пристани установили порфировые вазы.

П. Клодт был в 30-е годы 19 века уже известным скульптором: его "Колесница Победы", установленная на Нарвских триумфальных воротах, произвела впечатление на всех. Когда реконструкция Аничкова моста заканчивалась, Клодт сам предложил использовать для его оформления своих "Укротителей коней". Его предложение приняли, и мастер приступил к изготовлению моделей в натуральную величину. Клодту пришлось самому заниматься и отливкой скульптур.

В ноябре 1841 года на специальный пьедестал с западной стороны моста установили первую скульптуру, затем вторую. На противоположных, восточных устоях моста встали гипсовые повторения скульптур, раскрашенные под бронзу.

Новый Аничков мост был открыт. Успех конных скульптур Клодта был необычайным. Один из современников писал: "Новый Аничков мост приводит в восхищение всех жителей Петербурга. Толпами собираются они любоваться удивительной пропорцией всех частей моста и лошадьми - смело скажем, единственными в мире… Ни одно из петербургских сооружений не произвело такого впечатления на жителей столицы, как Аничков мост!"

П.Клодт. Скульптурные группы «Укротители коней»

Через год Клодт отлил из бронзы копии скульптур для противоположной стороны моста, но установить их не успели: Николай I решил сделать подарок прусскому королю, и бронзовые копии "Укротителей коней" были отправлены в Германию. К 1844 году гипсовых коней, стоящих на восточной стороне моста, заменили, наконец, на бронзовых, но и те простояли недолго: в 1846 году они тоже стали подарком и "уехали" в Неаполь. Клодт не стал делать новых бронзовых копий, у него появился новый замысел: создать для украшения моста новые композиции, которые развивали бы тему первых. Планы скульптора осуществились к 1850 году, когда на Аничковом мосту появился поистине уникальный ансамбль.

П.Клодт. Скульптурные группы «Укротители коней»

Все четыре конные группы на мосту выстроены в единую логическую последовательность, суть которой точно отражены в названии "Укротители коней". Каждая скульптура - новый этап борьбы человека со стихией природы и победы над ней. Стройный юноша сдерживает необъезженного коня, тот вырывается, поднимается на дыбы, человек не в силах сдержать разъяренное животное, падает на землю, но не выпускает из рук узды. Человек побеждает, он твердо и уверенно ведет покоренного коня рядом с собой.

П.Клодт. Скульптурные группы «Укротители коней»

Знаменитым скульптурам пришлось только раз покинуть свои места у Аничкова моста: осенью 1941 года, когда фашисты подошли к Ленинграду, и город подвергался постоянным обстрелам, уникальные городские памятники старались надежно укрыть. "Укротители коней" сняли с постаментов и спрятали в глубокие ямы в саду возле Аничкова дворца. Только весной 1945 года скульптуры снова возвратили на прежние места в центре Невского проспекта. О тяжелых блокадных днях напоминают сегодня выбоины на пьедесталах "Укротителей коней".


Весна 1945 года. Знаменитых коней П.К.Клодта достают из укрытия в саду Аничкова дворца

Прекрасные кони на Аничковом мосту стали такой же визитной карточкой Санкт-Петербурга, как и кораблик Адмиралтейства или шпиль Петропавловского собора.

Текст подготовила Галина Дрегуляс

Для тех, кто хочет узнать больше:

1. Бунин М.С. Мосты Ленинграда. Л., 1986
2. Пунин А.Л. Повесть о ленинградских мостах. Л., 1971
3. Клодт Г. "Лепил и отливал Петр Клодт…" М., 1989

Пётр Клодт происходит из небогатой, но весьма аристократичной немецкой семьи, состоящей из доблестных воинов. Его прадед был одним из самых ярких людей в истории Северной Войны, который честно служил Швеции в чине генерал-майора. Отец Петра был генералом, показавшим себя на полях сражений в Отечественной войне 1812 года. Юные годы будущего скульптора прошли в Омске, где служил его отец. Именно здесь, в тихом городе, отдалённом от шумного и блестящего Петербурга с его соблазнами и пороками, Клодт увлекся рисованием и лепкой, оживляя в своих работах образы лошадей, которые у него особенно живописно и реалистично получались.

После обучения в войсковом казачьем училище Клодт вернулся в Петербург. В тот момент ему было 17 лет. Он без проблем поступил в артиллерийское училище, но свободные часы с вдохновением отдавал любимому хобби. При малейшей возможности барон Клодт брался за карандаш или перочинный ножик и рисовал или вырезал фигуры лошадей, одновременно с этим углубленно изучая повадки грациозных животных.

После окончания училища Клодт получил действительный чин подпоручика и даже некоторое время прослужил в учебной артиллерийской бригаде, однако уже в 1828 году ушёл с военной службы, решив отныне заниматься только скульптурой. Двумя годами позднее, не прекращая заниматься самообразованием, он поступил в Академию художеств в качестве вольнослушателя. Он состоял при мастерской известного литейщика Екимова, который руководил отливкой самых знаменательных памятников начала XIX столетия. Именно Екимов посвятил ученика в секреты своего дела.

Также покровительство Клодту оказывал ректор Академии - Мартос Иван Петрович, поощрявший начинания молодого скульптора, жившего в одном из подвалов академии и, как гласит молва, нередко державшего здесь же лошадей, с которых лепил статуэтки, приносившие ему неплохой доход. Нужно отметить дальновидность и простоту Мартоса, который частенько приглашал Клодта в гости и запросто дал согласие на брак с одной из дочерей - Иулианией Ивановной, ставшей Клодту преданной супругой.

Соколов Петр Федорович. «Портрет П.К.Клодта» Фото: Commons.wikimedia.org

Нарвские триумфальные ворота и первые плоды славы

Прилежание и несомненный талант Петра Клодта быстро принесли свои результаты. В 1831 году вместе со скульпторами Пименовым и Демут-Малиновским он получил серьёзный правительственный заказ и начал работу над созданием изящной скульптурной группы из шести коней, впряжённых в колесницу Славы (сейчас она украшает собой арку Нарвских триумфальных ворот). Кони Клодта — это стремительно мчащиеся и вздымающиеся вверх животные. В них чувствуется дикая неукротимость и сокрушающая энергетика, которая придаёт арке не только торжественный, но и воистину триумфальный вид.

Гениальная работа получила своё признание. Молодого мастера наградили званием академика, а также квартирой при Академии художеств и большой мастерской, где Клодт проводил большую часть своего времени. Нередко он возбуждал в рафинированном петербургском обществе толки да пересуды, в которых он представал как одержимый художник в вечно запачканной блузе, с всклокоченной головой, встречающий в грязной мастерской лучших представителей знати и даже членов династии, не особенно церемонясь и ведя себя крайне просто.

После выполнения этой работы автор получил всемирную известность и покровительство Николая I. Фото: Commons.wikimedia.org / Ирина Смирнова

Как Николай I дарил коней

Следующей монументальной работой, вознёсшей Клодта на Олимп славы, стал заказ на выполнение двух скульптурных групп «Укротители коней», которыми сначала хотели украсить пристани Адмиралтейского бульвара (сейчас на этом месте находится Александровский сад - прим.). Заказ был получен в 1832 году. Работы продолжались вплоть до 1841 года, когда на Аничковом мосту на западных устоях появились две бронзовые скульптурные группы, а на восточных — их гипсовые копии, выполненные под бронзу. Впрочем, кони простояли на мосту недолго: уже в 1842 году Николай I отправил их в подарок прусскому королю Фридриху Вильгельму IV, в 1846 году вновь отлитых коней подарили королю Сицилии Фердинанду II, а ещё позднее копии «Укротителей коней» были установлены в Петергофе, Стрельне и на Конном дворе усадьбы Кузьминки под Москвой.

Клодт, который к тому времени уже, наверное, должен был почувствовать дурноту от этой вереницы коней, решил больше не делать копий. В 1850 году на Аничковом мосту установили бронзовые статуи, которые были отлиты по новым моделям, в результате чего появилась композиция из четырёх разных скульптурных групп, представляющих драматическую историю с последовательно развивающимся сюжетом: покорение коня человеком, побеждающим в борьбе над беспощадным могуществом природы.

Если внимательно смотреть на скульптуры, то можно увидеть, что в первой группе обнаженный атлет с усилием сдерживает коня, в следующей - осаживает его могучим движением, в третьей - схватка доходит до своего пика - человек повержен на землю, и в последней композиции атлет, припадая на одно колено, хватает коня, и, держа обеими руками корду, всё-таки одерживает верх на животным. Есть и ещё одна любопытная для наблюдательных деталь: статуи коней, «глядящих» в сторону Адмиралтейства подкованы, а статуи тех, что смотрят в сторону площади Восстания - нет. Объясняется это тем, что на Литейном проспекте находились литейные мастерские и кузницы, и потому подкованные лошади «идут» от кузниц, а неподкованные лошади, напротив, следуют в них.

За свой шедевр Пётр Клодт получил профессорское звание и весомую ежегодную пенсию. Казалось бы, теперь он мог не беспокоиться о безбедном будущем, однако скульптор был неутомим. Следующей значимой его работой стал памятник баснописцу Ивану Крылову в Летнем саду. Издатель сатирико-просветительских журналов сидит на постаменте, украшенном изображениями животных из знаменитых басен. Последней работой Клодта стал конный монумент императору Николаю I, что стоит на Исаакиевской площади. Скульптура примечательна не только с художественной, но и с технической точки зрения: статуя имеет только две точки опоры без какой-либо вспомогательной подпорки, что не может не приковывать внимание и не вызывать восхищённый возглас.

Первоначальный эскиз, созданный Клодтом, представлял собой всадника на спокойно стоящем коне. Фото: Commons.wikimedia.org

Последний шедевр

Пётр Клодт умер в 1867 году в возрасте 62 лет, проведя последние годы жизни на мызе Халала, в Финляндии. Смерть застигла скульптора в тот момент, когда он начал вырезать картонную лошадку — своё последнее, неоконченное творение, маленький шедевр для любимой внучки.