Самый большой словарный запас. Богатый словарный запас: методы, способы и приемы его увеличения. Можно ли увеличить используемый набор слов

Каждый день мы общаемся с другими людьми, произносим сотни слов, работаем с документами, просматриваем интернет-страницы, переписываемся с друзьями и родственниками, читаем журналы и газеты, смотрим фильмы и телепередачи. В процессе коммуникации, передачи и восприятия информации наше сознание обрабатывает множество слов. Сколько же именно слов необходимо знать человеку, чтобы полноценно общаться, познавать мир и окружающую действительность?

По разным оценкам ученых , в английском языке около одного миллиона слов, в русском – от двухсот до пятисот тысяч, чешский язык насчитывает около пятидесяти тысяч слов. Но это совсем не значит, что для того, чтобы овладеть языком, нужно учить такое огромное количество слов. Дело в том, что наш словарный запас делится на два вида – активный и пассивный. Активный словарный запас – это слова, которые человек знает и активно использует. Слова же, значение которых человек знает, но которые он использует редко, составляют пассивный словарный запас. Разумеется, пассивный запас в несколько раз больше активного. Исследователи творчества Уильяма Шекспира подсчитали, что в своих произведениях он использовал около двадцати тысяч слов, в литературном наследии Карела Чапека насчитывается почти тридцать тысяч слов. Однако это не значит, что в повседневной жизни великие писатели изъяснялись сложно и витиевато, используя весь свой лексический багаж.

По подсчетам лингвистов , словарный запас, которым европеец, в том числе и среднестатистический россиянин, обходится в повседневном общении, составляет около тысячи слов. Активный словарный запас составляет примерно две-три тысячи слов. Таким образом, для владения языком на начальном уровне достаточно нескольких сотен часто употребляемых слов. Вот приблизительная градация объема словарного запаса:

1. 400-800 слов – лексический багаж, необходимый для базового уровня знания языка;
2. до 1500 слов – запас, позволяющий объясняться и читать литературу на начальном уровне;
3. до 3000 слов – запас, с помощью которого можно уверенно общаться на бытовом уровне и бегло читать неспециализированную литературу;
4. 5000 слов в лексическом багаже обеспечат свободное чтение прессы и специализированной литературы;
5. 8000 слов достаточно для всестороннего общения, чтения литературы любой степени сложности, просмотра телевизионных передач и фильмов.

Следует учесть , что эти цифры являются лишь приблизительной оценкой количества слов, необходимых для общения на определенном уровне, и, как следствие, количества слов, которые необходимо знать желающим изучить иностранный язык. Отметим, что активный словарный запас динамичен, он изменяется в зависимости от того, в какой среде живет человек, чем он занимается, где трудится и т.д. Например, специфика работы человека определяет лексический багаж, используемый им в трудовой деятельности. Поэтому важно не только расширять активный словарный запас, но и следить за тем, чтобы слова не исчезали из употребления и не переходили из актива в пассив.

Существуют различные способы обогащения активного словарного запаса. Рассмотрим некоторые из них:

1. Самый распространенный, действенный и доступный метод – метод живого общения. При общении двух собеседников, как правило, происходит взаимное обогащение их словарных запасов.
2. Чтение вслух позволяет задействовать не только зрительную, но и слуховую память, облегчая и ускоряя процесс запоминания.
3. Пересказ прочитанного . При пересказе прочитанного мозг активно обрабатывает полученную информацию, при этом нужно стараться максимально задействовать те слова из текста, которые встретились впервые или вызвали затруднение.
4. Интересна и полезна работа со словарем синонимов . Многие слова имеют ряд синонимов, и небольшая игра, цель которой – при помощи словаря максимально заменить слова в тексте на синонимы, значительно расширит словарный запас.

Чем богаче словарный запас человека , тем более емко, красочно и точно он может выражать свои чувства и мысли, тем ярче его картина мира. Нужно стремиться пополнять словарный запас не только изучаемого, но и своего родного языка. Тем более актуальным это представляется для носителей русского языка, о котором так замечательно высказался французский писатель Проспер Мериме: «Русский язык, насколько я могу судить о нем, является богатейшим из всех европейских наречий и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков. Одаренный чудесной сжатостью, соединенный с ясностью, он довольствуется одним словом для передачи мысли, когда другому языку потребовались бы для этого целые фразы».


Задачей исследования было определить объём пассивного словарного запаса носителей русского языка. Измерение проводилось с помощью , в котором респондентам предлагалось отметить знакомые слова из специальным образом составленной выборки. По правилам теста слово считалось «знакомым», если респондент мог дать определение хотя бы одному его значению. Методика теста подробно описана . Чтобы повысить точность теста и выявить респондентов, проходящих его неаккуратно, в тест были добавлены несуществующие слова. Если респондент отмечал хотя бы одно такое слово как знакомое, его результаты не учитывались. В исследовании приняло участие более 150 тысяч человек (из них прошло тест аккуратно — 123 тысячи).

Для начала, проанализируем влияние возраста на словарный запас.

На графике показаны перцентили полученного распределения. Например, самая нижняя кривая (10-ый перцентиль) для 20 лет даёт 40 тысяч слов. Это означает, что 10% респондентов этого возраста имеют словарный запас ниже этого значения, а 90% — выше. Выделенная синим центральная кривая (медиана) соответствует такому словарному запасу, что половина респондентов соответствующего возраста показали результат хуже, и половина — лучше. Самая верхняя кривая — 90-ый перцентиль — отсекает результат, выше которого показали только 10% респондентов с максимальным словарным запасом.

Из графика видно следующее:

  1. Словарный запас растет с практически постоянной скоростью до примерно 20 лет, после чего скорость его набора уменьшается, сходя на нет к 45 годам. После этого возраста словарный запас уже практически не меняется.
  2. Во время обучения в школе подросток учит по 10 слов в день. Эта величина кажется неестественно большой, но объясняется тем, что в тесте производные слова учитывались отдельно, как самостоятельные.
  3. К моменту выпуска из школы подросток в среднем знает 51 тысячу слов.
  4. За время обучения в школе словарный запас увеличивается примерно в 2.5 раза.
  5. После выпуска из школы и до достижения среднего возраста человек в среднем узнаёт 3 новых слова а день.
  6. После достижения 55 лет словарный запас начинает несколько снижаться. Это может быть связано с забыванием слов, которые не используются достаточно долго. Интересно, что этот возраст примерно совпадает с выходом на пенсию.

Теперь разделим всех респондентов на группы по уровню образования. На следующем графике изображены медианы словарного запаса этих групп. Кривые начинаются и заканчиваются в разных местах из-за того, что статистика по всем группам разная — например, респондентов с неоконченным средним образованием старше 45 было недостаточно много, чтобы результаты были статистически значимы, поэтому пришлось оборвать соответствующую кривую так рано.


Из графика можно узнать, что

  1. Возможно, насыщение словарного запаса наступает в разном возрасте в зависимости от образования. Так, у респондентов со средним специальным образованием насыщение можно определить в районе 43 лет, с высшим — в 51 год, у кандидатов и докторов — в 54 года. Это можно было бы объяснить спецификой работы респондентов — скорее всего, обладатели ученой степени продолжают штудировать различную литературу даже в зрелом возрасте. Или постоянная жизнь в университетской среде, с ее обилием общения с образованными людьми разных специализаций, постоянно подбрасывает новые слова. Однако с технической точки зрения такие выводы пока делать не стоит — получившиеся кривые достаточно шумные, и очень сложно определить точно, где же начинается насыщение. Возможно, дальнейший набор статистики позволит увидеть зависимость возраста насыщения от уровня образования (если она есть) более чётко.
  2. Разницы в словарном запасе между теми, кто поступил в университет, но не доучился, и теми, кто прошел этот путь до конца, практически нет (студентам: это не значит, что можно не ходить на лекции).

Теперь исключим влияние возраста, оставив в выборке только респондентов старше 30 лет. Это позволит сконцентрироваться на образовании.


Из графика мы видим следующее:

  1. Закончившие только школу респонденты знают в среднем на 2-3 тысячи слов больше, чем не закончившие ее в своё время.
  2. Словарный запас у получивших среднее или среднее специальное образование практически не отличается и составляет в среднем 75 тысяч слов.
  3. Учившиеся в университетах и институтах (и необязательно закончившие их) знают в среднем 81 тысячу слов.
  4. Кандидаты и доктора наук знают в среднем 86 тысяч слов. Таким образом, ученая степень прибавляет около 5 тысяч единиц словарного запаса по сравнению с высшим образованием.
  5. Образование, конечно, влияет на размер словарного запаса. Однако разброс внутри каждой группы с одинаковым образованием значительно больше, чем разница между средними значениями групп. Иными словами, не закончивший школу человек вполне может знать больше слов, чем кандидат наук. Вот конкретные цифры — 20% респондентов с незаконченным средним образованием, показавшие лучший результат для своей группы, имеют словарный запас, превышающий словарный запас половины респондентов с ученой степенью. Скорее всего, они больше читают на разные темы, интересуются и разбираются в большем количестве областей.

Получившиеся в результате исследования величины словарного запаса — десятки тысяч слов — кажутся довольно большими. Этому есть две причины. Во-первых, измерялся пассивный словарный запас (слова, которые человек узнаёт в тексте или на слух), а не активный словарный запас (слова, которые человек использует в речи или на письме). Эти запасы отличаются в разы — пассивный всегда значительно больше. Подсчитанные словарные запасы писателей, например, являются именно активными. Во-вторых, в тесте все производные слова учитывались отдельно (например, «работа» и «работать», или «город» и «городской»).

Отдельно хочется заметить, что полученные результаты не дают представление о словарном запасе «среднестатистического» (если такой вообще существует) носителя русского языка. Например, уровень образования респондентов, прошедших тест, значительно выше общероссийского — 65% респондентов имеют высшее образование, тогда как в России таких только 23% (по данным всероссийской переписи населения 2010 года). Затем, очевидно, что респонденты, прошедшие интернет-тест, в основном являются активными пользователями интернета, и это также делает выборку специфичной (в основном для пожилых людей). В конце концов, далеко не всем интересно определить свой словарный запас, среди наших же респондентов таких — 100%. Логично предположить, что полученные по такой особенной выборке результаты словарного запаса должны быть несколько выше «среднестатистических».

Итак, полученные данные выявили сильную зависимость словарного запаса от возраста, и более слабую — от уровня образования. Очевидно, что есть и другие факторы, влияющие на словарный запас — чтение, общение, работа, хобби, образ жизни. Всё это — темы для следующих исследований.



«Словарный запас Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12000 слов. Словарный запас негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью…»

Вам не хватает слов, чтобы правильно выразить свои мысли? Если перед вами встал вопрос «?», эта статья будет вам полезна.

В современном мире, красивая и насыщенная речь говорит о культуре и хорошем образовании. Богатый словарный запас русского языка свидетельствует об уровне интеллектуального развития человека. Общество воспринимает человека с богатым словарным запасом как умную и творческую личность. Люди с богатым словарным запасом быстрее получают работу, успешнее продвигаются вверх по служебной лестнице, к ним вообще чаще и внимательнее прислушиваются. Чем больше словарный запас человека , тем выше вероятность того, что он преуспеет в жизни.

Пополнить словарный запас русского языка вам помогут следующие рекомендации:

Методы, способы и приемы увеличения словарного запаса

  1. Подумайте о том, какие из банальных, избитых, заезженных слов и выражений вы привыкли ежедневно употреблять в стандартных ситуациях общения. Запишите их на листке бумаги. Записали? Теперь возьмите с полки толковый словарь или словарь синонимов. Найдите эти слова, которые вам самим уже режут слух и которые надоело слышать изо дня в день. Изучите длинный список альтернативных вариантов и произнесите каждое из этих слов вслух. Какое из них отражает вашу индивидуальность? Какое подходит лично вам? Попробуйте употребить каждое из них, как вы примеряете костюм, и посмотрите, какие из них покажутся вам удобными и уютными. Выберите несколько таких слов и поупражняйтесь, произнося их вслух, пока они не станут естественной частью вашего словарного запаса;
  2. Общение - это основной источник пополнения словарного запаса человека .Вовремя разговора каждый его участник пополняет свой словарный запас из арсенала собеседника, происходит словообмен между ними. Как можно больше говорите с друзьями, знакомыми, родными. Употребляйте новые в вашем лексиконе слова, знание о слове ничто без его использования;
  3. Читайте, чтение книг полезно . Начните с тех авторов, которые более понятны и близки Вашим интересам. Постепенно добавляйте литературу сложнее. Текст где встречаются интересные слова и выражения, которые вы хотите запомнить и в дальнейшем применить, перечитайте вслух (читая про себя, мы тоже пополняем свой лексикон, но не так быстро, потому что таким способом мы слова только видим, при чтении же вслух, мы их помимо этого еще и слышим и, что самое важное, - произносим, поэтому лучше запоминаем);
  4. Когда замечаете новое слово, не просто смотрите на его определение в словаре. Обратите внимание, в каком обороте речи используется это слово, попробуйте заменить его для себя соответствующим синонимом. Пробуйте рифмовать, придумывать как можно больше подходящих словосочетаний. Чем больше знаешь о слове - тем быстрее научишься пользоваться им, не затрудняя при этом свою память . Это незамедлительно отразится на красоте и индивидуальности вашей речи;
  5. Пишите. Переписывайте чужие статьи и ваши любимые литературные произведения по примеру Демосфена, который переписал «Историю» Фукидида целых восемь раз подряд.
  6. Кроссворды - это не просто развлечение, но и способ развития словарного запаса . Используйте эту возможность в дороге, на отдыхе. Выбирайте кроссворды в известных изданиях или тех, что имеют хорошую репутацию;
  7. Для тех, кто проводит много времени в дороге, за рулем или совершенно не имеет свободного времени, чтобы пользоваться книгами и словарями есть уникальная возможность развить свою речь и увеличить словарный запас с помощью аудиокниг. Подобный способ будет так же приемлем для аудитории, которая воспринимает лучше на слух. В любом случае, коротать время в пробках под чтение хорошей литературы много полезнее и эффективнее для Вашего развития.

Способы запоминания новых слов

Чем же отличается языковое сознание нашего современника и, скажем, современника Александра Сергеевича Пушкина?

Почти пятнадцать лет мы работали над составлением полного ассоциативного словаря русского языка. Выяснилось, что среднестатистический молодой человек XXI века активно владеет примерно 32 тысячами слов. Это не только наш "лексический минимум", но и картина языкового вербального сознания. Мы опрашивали преимущественно молодежь, это тот контингент, который сейчас становится наиболее активным в жизни общества.

32 тысячи слов. Это гораздо больше, чем можно было предположить, послушав, на каком языке говорят подростки на улице. Позволю себе кощунственное сравнение: словарь Пушкина насчитывал около 22 тысяч слов.

Ну, с Пушкиным все просто. Ведь учитывали только слова, которые великий поэт использовал в своих произведениях. Огромный лексический массив остался за пределами подсчета.

Представим себе такую ситуацию: выпускник пушкинского лицея разговаривает с учащимся какой-нибудь современной гимназии. Они понимают друг друга?

Как раз в цикл отмеченных премией работ вошла книга "Словарь Пушкина и русская языковая способность". Я проанализировал, что произошло бы, если бы современник Пушкина читал, допустим, повесть Маканина. Насколько эволюция увела наш язык от пушкинского? Оказалось, что понятно почти все, за исключением тех реалий, которых даже спрогнозировать в XIX веке было невозможно. То, что молодежь говорит на каком-то особом, непонятном русскому человеку языке, - простите уж, происки журналистов. Да, в лексике молодых много модных слов. Но они очень быстро выходят из употребления. Мы же исследовали ядро языкового сознания, слова, которыми русский человек откликается на окружающий мир.

- Но косноязычие молодежи трудно оспаривать.

По количеству слов словарь нашего современника не уступает предыдущим поколениям. Ведь если у Ожегова в словаре - 70 тысяч слов, это не значит, что есть люди, которые все их используют в своей речи. Я, например, этим похвастаться не могу. К тому же около 10 тысяч слов - такие, которые русский человек и не слышал никогда. Обычно словарь молодых исследуют в ситуации, когда они общаются на сленге. Но когда, допустим, студент из своего "междусобойчика", где обходился сотней слов, выходит на широкую языковую арену - отвечает на экзамене или дает вам интервью, - он выступает как полноценный культурный наследник языка своих предков. Другое дело, культурный фон у молодых сужен. Яркий пример: мы просим дать ассоциации к слову "Рубикон". Ответы: "Кубик Рубика", "Что-то военное", "Название детали машины". То есть по какому случаю и кем были произнесены слова "Жребий брошен. Рубикон перейден" наши респонденты не знали.

Мы опросили множество носителей русского языка. Каждый получал анкету с сотней слов, на которые он должен был ответить письменно первой пришедшей ему в голову ассоциацией. К примеру, слово "стол" рождает ассоциации: "круглый", "обеденный", "на четырех ножках" и так далее. В результате первый этап опроса охватил пять тысяч человек из самых разных городов по всей России. Получился первый том словаря, в который вошло 1300 слов-стимулов с порожденными ими ассоциациями - по пятьсот на каждое. На втором этапе исследования в качестве стимулов были взяты слова, приведенные в ответах. То есть нужно было придумать ассоциацию на слово "обеденный". Развернулись новые цепи: "обеденный час", "обеденный перерыв", "сервиз". На третьем - стимулами стали слова, приведенные в ответах второго этапа. А вот провернуть все это в четвертый раз не получилось. Слова начали повторяться. Не было прироста новых ассоциаций. Так и вылезла эта цифра - 32 тысячи.

Теперь мы можем прогнозировать, куда идет наша мысль, каковы культурные приоритеты молодежи.

Активный словарный запас включает слова, которые используются в устной речи и письме.

Пассивный словарный запас включает в себя слова, которые человек узнаёт при чтении и на слух, но не использует их сам в устной речи и письме. Пассивный словарный запас больше активного в несколько раз.

Словарный запас среднестатистического человека

Русский язык

«Толковый словарь живого великорусского языка » В. И. Даля насчитывает около 200 тысяч слов. Наиболее употребительными слова, согласно "Частотному словарю русского языка" под редакцией Л. Н. Засориной - являются около 40 тысяч слов, а наибольшую частоту имеют чуть более 9 тысяч слов, покрывающих более 90% обработанных при составлении словаря текстов. По современным оценкам словарный запас учащегося средней школы составляет около 5000 слов. Высокообразованный человек знает порядка 8000 слов. Интересно, что "Словарь языка Пушкина", содержащий используемые классиком слова, содержит непревзойденный пока показатель - приблизительно 24 тысячи слов. Не изданный "Словарь языка В. И. Ленина" по некоторым данным должен был содержать около 30 тысяч слов.

Английский язык

По официальным данным Оксфордского словаря, в английском языке насчитывается 250 тысяч слов и около 615 тысяч словообразований. Но некоторые исследователи утверждают, что при подсчёте английских слов необходимо учитывать все неологизмы , включая слова из интернет-блогов и других неофициальных ресурсов, а также слова, употребляемые только в разновидностях английского языка, к примеру, в Китае и Японии. Так, компания Global Language Monitor насчитала в английском 986 тысяч слов.

Японский язык

Японский язык содержит около 50 тысяч иероглифов. Активный словарный запас японцев формирует Министерство просвещения, именно оно рекомендует своим соотечественникам 1850 иероглифов для повседневного использования, из которых 881 изучается в начальной и средней школе. В среднем японец обходится 400 иероглифами в повседневной жизни, а газеты и журналы используют 3000 иероглифов.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Словарный запас" в других словарях:

    Сущ., кол во синонимов: 5 активный словарь (5) запас слов (5) лексика (10) … Словарь синонимов

    СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС - СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС. То же, что потенциальный словарь …

    СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС - совокупность слов естественного языка, значение которых данное лицо понимает и может объяснить. Подразделяется на активный слова, употребляемые в повседневной устной речи и при письме, и пассивный слова, понятные при чтении и устном восприятии … Профессиональное образование. Словарь

    Словарный запас - – 1. все слова, значение которых понимает и/или использует индивид в своей языковой практике; 2. любой специально ограниченный список слов (например, словарь, глоссарий); 3. полный список слов какого либо языка. Число таких слов, а также динамика …

    СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС - 1. Полный компендиум слов, которые знает индивидуум. 2. Полный перечень слов, используемых в языке. 3. Любой специально ограниченный список слов. Когда имеется в виду это последнее значение, обычно используется уточняющее слово, чтобы обозначить… …

    СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС АКТИВНЫЙ - СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС АКТИВНЫЙ. См. активный словарный запас … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС ПАССИВНЫЙ - СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС ПАССИВНЫЙ. См. пассивный словарный запас … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС, ПАССИВНЫЙ - Вообще – словарный запас (1), используемый пассивно, то есть при чтении и слушании. Пассивный словарей запас индивида значительно больше, чем активный словарный запас. Также называется словарным запасом узнавания … Толковый словарь по психологии

    Словарный запас, читаемый с листа - у начинающих читать – слова, которые они могут читать быстро («с листа») без эксплицитного фонетического декодирования. Дети, которых учат читать методом «целых слов», обычно имеют больший словарный запас, читаемых с листа, нежели дети,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике