Рутульцы – маленький народ с большой историей. Древний рутульский народ в наше время

Единый, на первый взгляд, Дагестан состоит из множества народов и народностей, о которых многие жители России даже не слышали. Один из таких народов – рутульцы, которые ведут происхождение от кавказских албанов. Рутульский народ очень самобытный, гордящийся своей историей, без него современный представить трудно.

География и язык рутульцев

Историей этого горного народа занимались многие исследователи, в том числе, Л. И. Лавров. Каждый рутулец свою национальность обозначает словом «мыхIабыр». Проживает народ в южной части Дагестана, еще в стародавние времена осев на реке Самур, неподалеку от ее истоков. Столицей можно назвать селение Рутул – собственно, отсюда и идет само название народа.

Не стоит думать, что рутульцы – единый народ: они делятся на ахтычайцев, азербайджанцев села Новый Аул и самурцев (часть этого народа проживает и на территории ). Однако эти три группы все равно относятся в рутульской народности. А все потому, что территория, где проживают мыхIабыр, является горной, и хребты разделяют эти маленькие области расселения.

Благодаря тому, что в предгорьях растет сочная трава, местное население имеет возможность заниматься скотоводством – ведь отличных пастбищ здесь хватает. Есть и густые леса, а реки, которых всего три, не считая притоков, выглядят бурными, особенно в период снеготаяния. Вершины гор здесь всегда заснежены, поэтому чаще всего лето бывает дождливым и достаточно прохладным. Что же до зимы, то она, как правило, холодная.

Историей своего языка рутульский народ может гордиться. Можно упомянуть тот факт, что в языках тех народов, которые соседствуют с мыхIабыр, слово «Рутул» не встречается. Сам язык относится к лезгинской языковой группе. Некоторые исследователи утверждают, что на этом языке и родственных к нему некогда разговаривали люди, проживающие на территориях как Дагестана, так и Северной части Азербайджана.

В рутульском языке сегодня присутствуют несколько подгрупп, различных между собой. Удивительно, что, хотя носители этих разновидностей языка отлично понимают друг друга, они могут говорить на своих диалектах, даже проживая в одном и том же селении. В настоящее время этот язык входит в число государственных языков .

История и быт народа

Селение Рутул ведет отсчет с первого тысячелетия нашей эры, что уже говорит о многом. При этом исследователи до сих пор не могут выяснить происхождение названия села. Интересно, что один из римских поэтов, живший в V веке, упоминает в своем сочинении неких «Рутульских царей». Если учесть, что народы Средиземноморья и Кавказа имели довольно тесные этнические и торговые связи, то такому упоминанию не стоит удивляться. Хотя исследователи утверждают, что не нужно путать рутульцев и рутулов (одно из итальянских племен).

Судя по археологическим раскопкам, предки народа селились в еще в I тысячелетии новой эры. Об этом говорят находки в могильниках, своей формой сходных с захоронениями многих других . У этой народности было не так уж много деревень, тем более что маленькие разрозненные аулы в свое время сформировывались в одно большое селение. Сами рутульцы свое происхождение ведут от тех племен, которые некогда вошли в кавказский албанский союз.

Рутул, хорошо известный в Средневековье, смог остаться независимым от влияния Золотой Орды, а народ постоянно вел локальные войны с соседними племенами. По своей сути вплоть до присоединения к Российской империи он был кавказской вольницей и не подчинялся никому. В каждом селении властвовал какой-либо местный бек, который, тем не менее, самые важные события всегда обсуждал с населением.

Независимая история рутульцев продолжалась до XIX века, пока на Кавказ не пришла Российская империя. И если простые люди охотно принимали новое подданство, то бекам эта ситуация очень не нравилась – ведь теперь они не могли брать дань с соседей и устраивать набеги. Поэтому всю первую треть столетия местные правители настраивали народ против «пришельцев», что и закончилось в 1838 году серьезным столкновением с русскими вооруженными отрядами. Верховный бек потерпел крах, а Рутул был полностью присоединен к России.

Однако, несмотря на определенные политические изменения, социальных реформ практически не проводилось. Народсохранял патриархальный строй и, в основном, занимался скотоводчеством, что привело к существенному росту количества скота. Так, с 1856 по 1913 годы коров в хозяйствах стало в шесть раз больше. Начали появляться и новые сельскохозяйственные орудия, что привело к улучшению в сфере земледелия.

О том, какая религия существовала у рутульцев в первые века нашей эры, известно очень мало. Ислам же пришел сюда в VII столетии, когда арабы начали распространять свое влияние на Дагестан. В настоящее время здесь исповедуется шафиитский мазхаб, то есть, суннитская ветвь ислама. Арабская культура проявляется во многих срезах жизни современного населения.

Древний рутульский народ в наше время

Сегодня, как и прежде, народ занимается животноводством. Ежегодно очень сложным сезоном остается время года, когда необходимо перегонять скот на зимние пастбища. В прежние века такие перегоны с летних пастбищ сопровождались серьезными потерями и проблемами с кормом, скот умирал в пути от недостатка еды, страдал от жажды.

Сегодня все обстоит по-другому. Специалисты заранее разрабатывают графики, животных переправляют на новые пастбища не своим ходом, а железнодорожным транспортом. Развивается и земледелие – здесь выращивают зерновые культуры, овощи, картофель. Люди полностью включены в экономическую и социальную жизнь региона. Рутульцы искренне считают Дагестан своей родиной, не отделяя себя от большой кавказской семьи.

Быт их ненамного отличается от быта других южно-кавказских народностей. И сегодня можно встретить представителей этого этноса, которые предпочитают традиционные черкеску и . Живут в довольно больших домах в один или два этажа с множеством хозяйственных построек. Рутульский фольклор давно влилась в культуру . Именно из этих мест вышли известные певцы-ашуги:

  • Джамесеб;
  • Амсар;
  • Эзерчи Шинази;
  • Кьабилешды Али;
  • Гаджи-Юсуф Меджидов.

Надо признать, рутульский народ довольно малочисленный. И, хотя они не растворяются в большом кавказском этносе, сохраняя свою индивидуальность, тем не менее, количество носителей языка не так уж велико. Численность рутульцев, согласно переписи 2010 года, составляла чуть более 35 тысяч человек. Сегодня они относятся к коренным народностям, которые, к сожалению, рискуют постепенно ассимилировать. Так что стоит позаботиться о том, чтобы рутульские язык и история не стали прошлым.

Координаты : 41°32′00″ с. ш. 47°25′00″ в. д.  /  41.53333° с. ш. 47.41667° в. д.  / 41.53333; 47.41667 (G) (Я) Население Национальный состав Конфессиональный состав

мусульмане-сунниты

Названия жителей

рутулец, рутулка, рутульцы

Часовой пояс Почтовый индекс Автомобильный код Код ОКАТО

В XIII веке, во времена моногольского нашествия, Рутулу и Цахуру удалось избежать зависимости от Золотой Орды и образовать два крупных общинных союза .

Упоминается о существовании с начала XII века центров образования и книжной культуре в Рутуле и Цахуре, распространённости арабской и местной грамотности, ремёсел (металообработка, строительное дело и т. п.) В XV веке образовывается Рутульское бекство с центром в Рутуле. В 1536 году рутульский бек в союзе с Казикумухским шамхальством нападают, разоряют и сжигают Ахты . В 1541 году ахтынский Хасан-бек ибн Мухаммад-бек, поддерживаемый правителем Дербента Алхас-Мирзой ад-Дарбанди, нападает, грабит и сжигает Рутул. В 1542 году рутульцы, при поддержке Кубы , вновь разграбили Ахты. В 1574 году в Рутуле утверждается представитель казикумухской династии Газибек . В 1839 году, в ответ на захват наибом Агабеком Рутульским Нухи в результате Самурского похода генерала Головина , Даниял-бек Илисуйский занимает Рутул. Рутульское бекство было расформировано, а его территория присоединена к Российской империи , в составе которой Рутул относился к Рутульскому наибству Самурского округа Дагестанской области .

В 1907 году община Рутула имела поголовье овец и коз общей численностью в 22,5 тысяч голов . В 1914 году в Рутуле было открыто одноклассное светское училище, где обучалось около 20 детей , В 1929 году Рутул стал административным центром новообразованного Рутульского района .

Население

Национальный состав села по переписи 2002 года:

В Рутуле насчитываются представители 61 тухума (патронимий): КIирзилиер, Сагьидер, Чилхъуйер, Гьали-Юсуфар, Месийер, ЧIаIкъыйер, Эьмэдер, КIаIраIгъыйер, Мамашийер, Сийдийер, Къазибегер , Аддулвэлиер, Къафланар, Бэхъер, Кичиханар, Эмыйер, Татар, Гьивизарыйер, БакIыйер, Къадимер, Артухъыйер, Кетер, ГьаIсанханар, Дилерийер, Танхъыйер, Джырыхыйер, Темезер, Палашер, Суьлийер, Халакыйер, БицIанийер, Карыйер, ТIкьыйер, Сандусарар, Йеричивар, ХыркIыйер, Хъинкийер, КьартIыйер, ЦентIийер, Кьуцурыйер, АIмычер, Кьубыйер, ГьуIмыйер, Мацанар, Къункъунар, Лаккуйер, Дзыдзыхъыйер, ШинтIийер, БитIийер, Суьхьуьйер, Къазатийер, Къузукьуйер, ШитIанийер, Шебетийер, МагъаIрамар, КIакIалыйер, УIмыер .

Топографические карты

  • Лист карты K-38-95 Рутул . Масштаб: 1: 100 000. Указать дату выпуска/состояния местности .

Напишите отзыв о статье "Рутул"

Примечания

  1. . Проверено 13 мая 2014. .
  2. / Е. И. Козубскій. - Темиръ-Ханъ-Шура: "Русская типографія", 1895.
  3. Рутул // Историко-эпиграфические материалы народов Рутульского района. - М.-Л.: ГУП "РГЖТ", 2012. - С. 85.
  4. А.Е. Криштопа. Дагестан в XIII - начале XVвв.. - Москва: «МАМОНТ», 2007. - С. 57. - ISBN 978-5-903-011-17-9 .
  5. А.Е. Криштопа. Дагестан в XIII - начале XVвв.. - Москва: «МАМОНТ», 2007. - С. 83-84. - ISBN 978-5-903-011-17-9 .
  6. Магомедов Р. М. История Дагестана: Учебное пособие; 8 кл. - Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2002 г. - 155 страница.
  7. Лавров Л. И. Рутульцы ⁄⁄ В сб. «Народы Дагестана». М., 1955.
  8. . .
  9. Р.А. Рамазанов А.Р. Рамазанов. Рутул // Историко-эпиграфические материалы народов Рутульского района. - М.-Л.: ГУП "РГЖТ", 2012. - С. 87.

Здравствуйте уважаемые читатели. Село Рутул это районный центр Рутульского района.

с. Рутул, Рутульский район, Республика Дагестан

Именно о нем я и повествую в данном посте.

Село Рутул, Рутульского района, Республики Дагестан.

Рутул — это одно из старинных и самых больших сел Рутульского района. Рутул был центром Рутульского магала. Расположено оно в основном на левом берегу реки Самур. Западная, сравнительно небольшая часть села расположена уже на правом берегу этой же реки. В основном дома расположены на прибрежных, относительно ровных участках, постепенно переходящих в все более крутые склоны гор.

Старая часть Рутула. 19 век

Старая часть села (гъархы) расположена на скалах по обоим берегам долины маленькой речки, впадающей в реку Самур. Речка эта называется Гъархы мири.

Село с южной стороны граничит с величественными горами Главного Кавказского хребта. Село расположено у подножия горы Деавгай, высота которого 4016 метров над уровнем моря.

Сами жители села называют его МыхаI , а жителей МыхаIбыр . Происхождение данного названия, некоторые историки связывают со словом МыхыIд, что на Рутульском языке означает «сарай для соломы». По их мнению якобы на том месте раньше возможно находились сараи для хранения сена. Но данная гипотеза на мой взгляд не достоверна. Зачем хранить сено отдельно. Ведь это чревато проблемами в зимнее время. Если выпадет глубокий снег, то переносить сено при этом было бы проблематично. Гораздо легче уже летом заготавливать сено и хранить его рядом со скотным двором. Поэтому данная теория на мой взгляд не состоятельна.

По преданию Рутул возник в результате слияния семи родовых поселений, которые были расположены в окрестностях современного . Это поселения: Мыград , ЛыхцIыракь , Сыргьад , МукъIгид джабыр , Йукъуб цIуд гьад , Русу , МалакIдыды .

Рутул по мнению историков существовал уже очень давно. А. Беккер посетивший Рутул в 1872 году писал: «…Мулла, состоявший письмоводителем при наибе, утверждал даже, что этот аул основан задолго до рождества Мухаммеда и основания Дербента…» По мнению Л.И. Лаврова, Рутул существовал ещё в раннем средневековье. Такой вывод им был сделан после обнаружения следов селища на одной из улиц Рутула. Обнаружен был он 1952 году при проведении археологических раскопок самим Л.И. Лавровым.

О ранней истории Рутула мало что известно. Мало, но все же известно. Известно например, что в Рутуле имелся что-то вроде своего местного суда либо совета, который назывался «диван». Туда входили местные аксакалы и один из Рутульских беков. Рутул являлся местом проживания, резиденцией Рутульских беков. Населения с. Рутул было освобождено от податей и всякой дани. Уже в те времена в любое время население могло изгнать любого неугодного им бека и так сказать «переизбрать» любого другого по своему усмотрению. Во время войн бек становился военачальником, под предводительство которого объединялись все общества входившие в состав Рутульского магала.

В начале XIX века Рутул вёл борьбу с царскими войсками. Одним из известных персонажей того времени является Агабек Рутульский , который был предводителем Рутульцев в Кавказской войне. Он принадлежал к ханскому роду и был наибом Имама Шамиля. После присоединения Рутула к России прекратились внутренние войны с соседями Цахурами и Лезгинами.

В Рутуле по данным переписи 2002 года проживало 3958 человек. Из них:

  • — 3632 чел. (91,8%)
  • русские — 162 чел. (4,1%)
  • цахуры — 73 чел. (1,8%)
  • лезгины — 39 чел. (1%)
  • прочие — 52 чел. (1,3%

По сравнению с 1979 годом численность населения в Рутуле выросла всего лишь на 16 человек. Это за 21 лет.

P.S. Если у кого то есть данные о численности населения проживающего в селении Рутул в данное время, прошу указать в комментариях к данному посту.