Развить дикцию. Как развить голос, как развить дикцию, как развить речь


Многим людям, даже не связанным с публичными выступлениями как таковыми, нередко всё же приходится брать на себя функцию оратора, ведущего или конферансье. Это может быть презентация проекта или доклад, проведение какого-либо мероприятия или просто рассказ интересной истории в кругу друзей. Что уж говорить о тех, для кого выступления – это профессия? Но абсолютно неважно, выступает человек профессионально, только обучается этому мастерству или же вообще толком не имеет к этому отношения, в любом случае правильная артикуляция всегда будет играть ему только на руку, т.к. благодаря ей все произносимые слова будут звучать внятно, ясно и чётко, а речь будет красивой и запоминающейся. В особенности же это, конечно, касается тех людей, которые имеют к выступлениям непосредственное отношение. В этой статье мы представляем вашему вниманию 10 действенных упражнений по улучшению артикуляции.

Каждое из упражнений направлено на тренировку мышц речевого аппарата и улучшение их подвижности. При выполнении важно уделить особенное внимание тому, что нагрузка должна направляться на конкретные группы мышц. Важно также, чтобы мышцы шейно-плечевого отдела могли работать свободно, а темп упражнений должен быть замедленным – это способствует получению от упражнений наибольшего эффекта. Перед выполнением упражнений обязательно нужно выполнить разогревающую гимнастику речевого аппарата. Уделить ей можно всего 5-7 минут, но качество практики улучшится существенно.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика различается по видам:

Гимнастика для щёк

  1. Втягивание и раздувание щёк поочерёдно
  2. Перегонка воздуха из одной щеки сначала в другую щёку, затем под нижнюю губу, затем под верхнюю губу
  3. Напряжение щёк и губ с попыткой выталкивания из ротовой полости воздуха
  4. Втягивание щёк и одновременное смыкание и размыкание губ

Гимнастика нижней челюсти

  • Упор кулаками в нижнюю челюсть и давление челюстью на кулаки
  • Различные движения нижней челюстью: вверх-вниз, назад-вперёд, круговые

Гимнастика мягкого нёба

  1. Зевание с открытым ртом
  2. Движения языком, собранным в «лопатку» до мягкого нёба и возвращение к альвеолам – основанию верхних нижних зубов
  3. Произношение гласных звуков с позёвываниями
  4. Имитация полоскания горла

Гимнастика губ

  • Напряжённая улыбка с сомкнутыми зубами и вытягивание губ трубочкой
  • Различные движения губ с сомкнутыми зубами: вверх-вниз, влево-вправо, круговые
  • Пожёвывание губ
  • Натягивание губ на зубы и последующая улыбка со скольжением губ по зубам
  • Подтягивание верхней губы с обнажением верхних зубов, затем нижней губы с обнажением нижних зубов
  • Фырканье

Гимнастика языка

  1. Вращение языком по кругу в пространстве между губами и зубами и задержка языка под правой и под левой щёками поочерёдно
  2. Пожёвывание языка
  3. Похлопывание языка губами
  4. Вытягивание языка вперёд «иголочкой»
  5. Попытки достать языком до подбородка и до носа
  6. Складывание языка «трубочкой», движение «трубочкой» вперёд-назад и выдувание в неё воздуха
  7. Переворачивание языка на разные бока
  8. Удерживание языка у верхнего нёба

После того как артикуляционная гимнастика окончена и вы убедились, что все части речевого аппарата разработаны, можно переходить к основным упражнениям на улучшение артикуляции.

Упражнения на улучшение артикуляции

Упражнение 1

Упражнение на чувствование кончика языка – его твёрдости и активности в произношении. Для этого используйте своё воображение: представьте, что ваш язык — это маленький молоточек. Затем побейте его кончиком по зубам, проговаривая: да-да-да-да-да. После этого потренируйтесь в произношении букв «Т-Д».

Упражнение 2

Упражнение для освобождения гортани и языка. Суть его заключается в том, что нужно быстро сделать короткий вдох носом и полностью выдохнуть через рот. Выдох также должен быть резким и должен сопровождаться звуком «Фу». Это же упражнение можно дополнить упражнением на укрепление мышц гортани: несколько раз произносите буквы «К-Г».

Упражнение 3

Упражнение на быструю активацию губных мышц. Нужно надуть щёки и сбросить набранный воздух резким хлопком через сжатые губы, одновременно энергично произнося буквы «П-Б».

Упражнение 4

Упражнение на отработку навыка набора воздуха перед каждой новой фразой. Возьмите любое стихотворение или отрывок произведения и осознанно перед каждой новой фразой набирайте воздух. Старайтесь не забывать об этом, чтобы выработалась привычка. И ещё нужно учесть три момента: дыхание должно быть бесшумным, в начале каждой фразы следует держать губы немного разомкнутыми, а после окончания каждого звука нужно сразу же закрывать рот, чтобы окончание не «зажёвывалось».

Упражнение 5

Упражнение на правильное распределение воздуха. Как правило, больше дыхания человеку требуется при громком произношении, но тихое произношение зачастую предполагает большего контроля выдоха. Потренируйтесь в произношении фраз тихим и громким голосом и определите, какое количество воздуха вам требуется для каждого из них. Совмещайте данный приём с предыдущим.

Упражнение 6

Упражнение на ровное произношение гласных единым потоком и чёткое произношение согласных внутри этого потока. Выберите любое стихотворение (или несколько строк из него) и делайте следующим образом: сначала исключите из строк все согласные и ровно произносите только гласные, немного их протягивая. После этого в поток гласных начинайте вставлять чёткие и быстрые согласные, стремясь к тому, чтобы поток гласных сохранился таким же звучным.

Упражнение 7

Упражнение на дикцию. Оно представляет собой простое чтение скороговорок. Выберите для себя несколько скороговорок с различными буквосочетаниями и начинайте оттачивать произношение. Сначала не спеша, размеренно. Затем увеличивайте темп. Следите за ритмичностью, контролируйте дикцию, внятность и выразительность.

Упражнение 8

Ещё одно упражнение на улучшение дикции. Заключается оно в том, что в конце каждого слова нужно уделять особое внимание резкому подчёркиванию его окончания. Это сделает произношение слова чётче и выразительнее.

Упражнение 9

Упражнение на улучшение произношения звуков. Оно применяется для тех звуков, произносить которые вам наиболее сложно. Возьмите словарь, откройте букву, которая вызывает у вас затруднения, и читайте подряд все слова, в которых есть сложный для вас звук, тщательно в него вслушиваясь. Посредством многократных повторений произношение улучшится. В дополнение к этому упражнению можно использовать для отслеживания прогресса диктофон: записывайте все произносимые слова, затем прослушивайте записи и работайте над ошибками.

Упражнение 10

Упражнение на развитие тембральных и акустических свойств голоса. В него входит развитие мышц глотки и языка. Нужно по 10 раз беззвучно произносить буквы «А-Э-О», стараясь при этом раскрывать не рот, а полость зёва.

И в качестве небольшого бонуса ещё один классный и эффективный приём на улучшение общего качества не только артикуляции, но и вступлений вообще — это работа с зеркалом . Выберите отрывок из прозы или стихотворение, которое вы помните, и прочите его, наблюдая за своим отражением в зеркале. Отслеживайте свою мимику, движение губ, глаз, бровей, скул. Прислушивайтесь к своему голосу. Главными критериями оценки должны выступать эстетичность, естественность, гармоничность, а также психологический и физический комфорт. Вы должны добиться того чтобы нравиться себе, чтобы звук вашего голоса был для вас самих приятен, а мимика и жестикуляция вызывали исключительно положительные эмоции.

Естественно, эти упражнения не являются исчерпывающими и единственными в своём роде. И они должны служить вам лишь указателями в работе над своей артикуляцией. При желании вы можете найти огромное количество подобных упражнений в Интернете или специализированной литературе. Но подводя итог, можно составить краткое резюме и выделить несколько главных принципов:

  • Особой важностью в тренировке артикуляции обладают систематичность занятий и их сознательный контроль
  • Очень важно регулярно работать перед зеркалом
  • В процессе занятий вы должны требовательно относиться к себе, уметь смотреть (слушать) себя со стороны
  • Нужно обязательно делать многочисленные повторения неудобопроизносимых звуков до ощущения состояния полного комфорта при их произношении
  • Особое внимание следует уделять работе с мышечными и эмоциональными зажимами
  • Прогресс значительно ускоряет прослушивание аудио- и просмотр видеоматериалов с записями людей, обладающих превосходной артикуляцией

Руководствуйтесь в своей практике этими принципами, и нужный результат очень скоро даст о себе знать. А первый ощутимый эффект проявится уже на начальном этапе. Запомните, что развивать артикуляцию рекомендуется не только певцам, профессиональным ведущим, лекторам, ораторам или актёрам, но и любому человеку вообще хотя бы по той простой причине, что все мы живём в социуме, и нам постоянно приходится взаимодействовать с другими людьми.

Мы желаем вам удачи в работе над артикуляцией. Говорите красиво!

Для тренировки артикуляции и поднятия настроения мы предлагаем вам пройти небольшой тест:

  1. Попробуйте, не используя рук и с закрытым ртом, вывернуть наизнанку нижнюю губу
  2. Попробуйте сделать то же самое, но уже с открытым ртом
  3. Повторите пункт №2 у зеркала

Содержание:

Найти человека с хорошей дикцией сегодня непросто. Мало кто из нас обладает приятным голосом, умением произносить слова понятно и четко для окружающих людей, при этом не повышая голоса и не прибегая к способам усиления воздействия своей речи. На самом деле, развить свою речь несложно. Очень редко исключительные речевые данные даются человеку от природы, остальным же можно посоветовать только не жалеть сил и времени, работая над упражнениями для дикции.

Что такое хорошая дикция и для чего она нужна?

Под понятием «дикция» подразумевают отчетливое произнесение звуков и слов с правильной их артикуляцией. Механизм, который производит звуки – это речевой аппарат, и очень часто его нарушения и дефекты становятся причиной того, что дикция речи человека отличается низким уровнем качества. Одной из основных причин недостаточного развития дикции считается малоподвижность нижней челюсти и неспособность достаточно широко открывать рот во время разговора. При этом слова произносятся недостаточно четко, глухо, а речь кажется «скомканной». Про такого человека говорят, что его дикция и выразительность речи имеет серьезный . Этот недостаток проявляется слишком сильно и требует немедленного принятия мер для исправления нынешней ситуации.

Если вы чувствуете, что ваша дикция далека от совершенства, то начинайте заниматься этим вопросом безотлагательно. Улучшение речи возможно: специально разработанные речевые упражнения помогут вам устранить недостатки произношения звуков. Вы можете найти все необходимое на сайте и начать этим заниматься. Задумываясь о том, как улучшить дикцию, помните, что только труд и внимательное выполнение предлагаемых упражнений помогут вам исправить . И сделать ее по-настоящему выразительной и приятной для окружающих.

Тщательная работа над дикцией очень скоро даст о себе знать. Вы увидите, что ваш круг общения заметно расширился – те, кто раньше избегал разговаривать с вами, уставая по сто раз переспрашивать и прислушиваться к невнятной речи, сегодня с удовольствием вступают в контакт, отдавая дань вашему красноречию. Вы перестанете бояться публичных выступлений, а речь с отличной дикцией позволит донести до аудитории смысл выступления и поспособствует ее запоминанию. Очень часто хорошая дикция речи способствует успешному продвижению по службе – человек, владеющий умением выступать публично, отлично подходит для высоких постов и руководящих должностей.

Если вы видите, что вашему ребенку необходима работа над дикцией, не затягивайте начало занятий, откладывая его на время и думая, что проблемы «перерастут» и исчезнут сами по себе. Дополнительные занятия по улучшению дикции помогут достичь сразу нескольких целей – улучшат речь, поднимут самооценку и успеваемость в школе, позволят найти новых друзей и избежать насмешек по поводу «каши во рту». Полученные навыки хорошей дикции речи сохранятся на всю жизнь и помогут в дальнейшей жизни, учебе в ВУЗе и построении благополучной карьеры на месте работы.

Упражнения по технике речи, может быть, и не самое весёлое из занятий, зато заниматься ими нужно всего 20 минут в день, более того, при этом можно ещё успеть что-нибудь приготовить, постирать или доехать на машине в другой район города. Как , так и упражнения для гласных звуков скоротают вам время ожидания и помогут обзавестись новыми знакомыми, ведь не секрет, что люди любопытны. Очень полезно проверять насколько вы продвинулись в развитии своей дикции, вступая в разговор, ведь качественное общение и есть ваша цель!

Старайтесь общаться как можно чаще с людьми!

Различные упражнения для её развития

1. Дыхание и осанка

1) Тренируем выдох

Расставьте ноги по ширине плеч, руки должны находиться на поясе. Сделайте медленный выдох через небольшое отверстие в плотно сжатых губах так, что бы вы ощущали сопротивление воздуха. При этом нужно проговаривать любое четверостишие. Также вы можете выполнять данное упражнение в сочетании с ходьбой, приседаниями, бегом и так далее.

2) Тренируем вдох

Наклонитесь вперед и сделайте вдох (спина должна быть прямой), далее, выпрямляясь назад, медленно выдыхайте воздух и тяните звуки «гим-м-м-». Вслед за этим упражнением необходимо выполнить еще одно: при закрытом рте, вдыхайте воздух носом, расширяя ноздри, а при выдохе похлопывайте по ним указательными пальцами.

3) Лягте, положите одну руку к себе на живот, а другую – на нижнюю часть грудной клетки

Сделайте основательный глубокий вдох (через нос). Живот должен выпячиваться вперёд, а грудная клетка – расширяться. После этого сделайте свободный (ни в коем случае не резкий) выдох, вернув живот и грудную клетку «на место».

4) Встаньте в естественную, ненапряженную позу, положите одну руку на грудь, чтобы ощутить вибрацию, а другую поднесите ко рту для проверки своего дыхания. Теперь попробуйте простонать на разные гласные: теплый выдох – стон («УУУУ») – теплый вдох.

Если вы все делаете правильно – у вас должно возникнуть ощущение зевка и свобода в области глотки.
Следующий этап аналогичен, только во время тихого стона нужно постараться его продлить и сделать ударение легким толчком диафрагмы внутрь, затем теплый выдох.

Также обязательно следует помнить, что речевое дыхание во многом зависит
от правильной осанки. Поэтому ежедневно практикуйте упражнение «книга на голове».

Сначала просто ходите в медленном темпе с книгой на голове, а затем обязательно дополните упражнение движениями рук и приседаниями.

Упражнения для дикции: «Книга на голове»

2. Артикуляция

Четкая артикуляция звуков речи (установка речевого аппарата в позицию, позволяющую образовать нужный звук) зависит от степенитренированности активных речевых органов — , .Поэтому отработка четкой дикции всегда начинается с мышечной тренировки — артикуляционной гимнастики, позволяющей сознательно управлять нужными группами мышц. Вы можете найти упражнения по на нашем сайте. Вкратце, вот некоторые из них:

1) опустите нижнюю челюсть вниз, медленно подвигав ею в разные стороны

2) не меняя положения челюсти, осторожно подвигайте ею вперед и назад

3) в положении стоя наклонитесь вперед, держа руки на груди и протяжно произнесите предельно низким голосом на выдохе гласные «у» и «о»

4) напрягите кончик языка при плотно закрытом рте и поочередно упирайтесь им сначала в левую, затем в правую щеку.
Далее проделайте то же самое, но уже с открытым ртом

5) растяните губы в улыбке с открытым ртом, двигая язык влево и вправо к уголкам рта.
При выполнении упражнения губы и челюсть остаются в неподвижном состоянии, а язык не скользит по нижней губе

6) проведите языком по нижнему и верхнему ряду зубов, пересчитывая каждый из них. Челюсть неподвижна, рот открыт в улыбке

Артикуляционная гимнастика позволит вам развить органы речевого аппарата

3. Произношение согласных и гласных звуков

После отработки четкости действий активных органов речи при помощи артикуляционной гимнастики следует перейти к формированию правильных навыков произношения отдельных гласных и согласных звуков русской речи и их сочетаний.

Тренировка гласных требует не только выработки правильной фонетической позиции при произнесении каждой из них, но еще и сравнивания гласных. Дело в том, что гласные, образованные по законам фонетики в разных частях речевого аппарата («переднеязычные», «среднеязычные», «заднеязычные»), могут звучать в разных позициях: одни — у зубов (передняя позиция), другие — в куполе твердого нёба (средняя позиция), третьи — в гортани (задняя позиция). В этом случае при речи возникает так называемая «пестрота гласных».

Упражнения, тренирующие гласные звуки

«И» — «Ы»

При произнесении звука [И ] рот раскрыт на ширину мизинца, губы растянуты в стороны, язык плоский, кончик языка касается нижних зубов, средняя часть спинки языка максимально приподнята к нёбу; при произнесении звука [Ы ] язык отодвигается назад больше, чем при [И ].

В упражнении №1 для всех пар будем произносить перед зеркалом, сначала без голоса, несколько раз первый звук, потом - второй, и повторять это вслух.

Упражнение №1


ИВА, ИЛ, ПИР, ПИКА, КИТ, ЛИСТ, ИЛИ, ЦИРК
ТЫЛ, СЫН, СЫР, БЫЛ, МЫЛ, ДЫМ, БЫК, РЫБА

«Э» — «Е»

При произнесении звука [Э ] рот раскрывается на ширину большого пальца, видны кончики передних верхних и нижних зубов, язык лежит у нижних передних зубов, задняя и средняя часть языка приподнимаются вверх и вперед и касаются коренных зубов; гласная буква Е в русской речи произносится более длительно и более напряженно, чем звук [Э ].

Упражнение № 2

Произнесите медленно и отчетливо следующие слова:
ЭХО, ЭТОТ, ЭКСТРА, ЭПОС, ЭРА, ЭКСТРЕННЫЙ
ЕЛЬ, ЕЛ, ЕНОТ, ЕХАЛ, ЕЛЕНА, ЕВА

«А»-«Я»

При произнесении звука [А ] рот раскрыт в вертикальном направлении настолько, что между зубами можно вставить два пальца, положенные один на другой. Язык лежит плоско, кончик языка не касается нижних передних зубов; при произнесении буквы Я [Йа ] кончик языка значительно более выдвинут вперед, и упирается в нижние зубы.
Пробуем всё это сделать без звука.

Упражнение №3
Произнесите медленно и четко следующие слова:
АКТ, АТАКА, АИСТ, АННА, МАК, БАЛ, РАК, СТАРТ
ЯМА, ЯР, ЯКОРЬ, ЯГОДА, ЯСЛИ, ЯК, ЯД, ЯРОСТЬ

«У»- «Ю»

При произнесении звука [У ], губы округлены, вытягиваются вперед и сближаются в виде воронки, расстояние между зубами в один большой палец, язык несколько оттянут назад, корень языка опущен, спинка приподнята; при произнесении буквы Ю [Йу ] передняя часть языка поднимается больше, чем при звуке [У ].

Упражнение № 4
Произнесите медленно и спокойно, не напрягая голоса, слова:

УТРО, УГОЛЬ, УС, УМ, УЗЫ, ЗУБ, ЛУК, СУД, УЗКИЙ, ЖУК
ЮРА, ЮЛА, ЮБКА, ЮГ, ЮНОША, ЮНГА, ЮЛЯ, ЮРОДИВЫЙ, ЮМОР

«О»- «Ё»

При произнесении звука [О ] губы выдвинуты вперед и имеют более округлую форму, чем при [У ], язык несколько оттянут назад и не касается зубов, спинка языка поднята кверху. Гласный Ё [Йо ] произносится с большей длительностью и напряжением, чем [О ].
Надеюсь, что вы помните, что сначала надо попробовать беззвучно.

Упражнение №5
Произнесите следующие слова:
ОСЫ, ОСЬ, ОКУНЬ, ОКНА, ОЗЕРО, ОСЛИК, ОБРУЧ
ЁЛКА, ЁЖИК, ЁМКОСТЬ, ЁРЗАТЬ, ЁКАТЬ

Упражнения, тренирующие согласные звуки

Тренировка согласных начинается с установки речевого аппарата в правильную фонетическую позицию и отработки четкого произнесения каждого из этих звуков. Вторым этапом является соединение этих отдельных звуков в сочетании между собой и с добавлением гласных звуков по специальной тренировочной схеме.

1. Взрывные звуки «П» – «Б»

Они требуют особо плотной смычки речевых органов и активного преодоления этого препятствия — «взрыва» смычки сильной струей выдыхаемого воздуха.

1.1. «Пробка»

Проверим, насколько хорошо подготовлены губные мышцы к образованию взрывных звуков «п » и «б «. Плотно сожмите губы, даже чуть натяните их края на зубы, чуть прикусив их. Воздухом, находящимся в полости рта, (не делая выдоха!) резко прорвите смычку, как будто выстреливаете пробку, зажатую губами. Не освобождайте губ, пусть их смычку разорвет воздушная струя.

1.2. «Взрыв»

Выстрелите «пробку» теперь уже активным выдохом: ппп! Не напрягайтесь, плотно сжаты лишь губы. Не стремитесь набрать побольше воздуха. Дело решает не количество, а энергичность толчка (удар диафрагмы) и точная фокусировка выдоха на кончиках губ. Не допускайте в конце придыхания, а тем более гласного звука, у вас не должно получаться «пх» или «пппы…». Если вместо взрыва получается чмоканье, вы втянули воздух в себя вместо того, чтобы вытолкнуть его наружу. Добившись четкого взрыва на звуке «п » (не удивляйтесь, если это не получится сразу, нужна ежедневная упорная тренировка, в том числе и гимнастика губных мышц), включайте вместе с выдохом и звук голоса — «ббб». Тренируйте обе согласные в паре, сохраняя при этом четкую дифференциацию по звонкости: «п» — «б», «п» — «б», «п» — «б». Не допускайте в конце призвука гласного звука: «пы» — «бы».

1.3. «Настольный теннис»

Представьте себе, что кисть вашей правой руки — ракетка для игры в настольный теннис. Тренируйте удар ракеткой по воображаемому шарику, отбивая его тыльной стороной свободно висящей кисти — ппа!.. ппэ!.. ппо!.. ппу!.. ппы!.. ппи!.. Пусть каждый звук, как мячик, звонким взрывом летит вперед вверх. Следите за тем, чтобы гласные взрывались на губах, продолжая взрывную согласную, а не заваливались назад. Посылайте звук в разные точки комнаты: вверх, направо, налево, вниз.

Отработав эти сочетания, включите на выдохе звук голоса: бба!.. ббэ!.. ббо!.. ббу!.. ббы!.. бби!..

Соедините глухой и звонкий звук в пару — пабба! пэббэ! поббо! пуббу! пыббы! пибби! Удваивайте звонкую согласную, ставя ударение на первом слоге. Подбрасывайте мячики легко, свободно, без мышечного напряжения.

2. Свистящие и шипящие звуки «С» — «З» и «Ш» — «Ж»

2.1. «Прокол»

Проверьте на слух, нет ли в надутой камере волейбольного мяча прокола, сжимая его возле уха… Так и есть … Слышен напряженный ровный свист выходящего воздуха: «ссссссссс!..». Имитируйте звук, точно соблюдая установку артикуляционного . Помните, что при звуке «с» кончик языка опущен и прижат к передним нижним зубам, тело языка напряжено, образуя «горку» с чуть приподнятыми краями, по ней-то и «скатывается» выдыхаемый воздух. Время от времени прижимайте «мяч» сильнее, звук усиливается.

2.2. «Паровоз»

Паровоз медленно разводит пары: шшш… шшш… шшш… Вот он сдвинулся с места: ш-шш-шшш… ш-шш-шшш… Пошел все скорее и скорее: шшш-шшш-ш… шшш-шш-ш… шшшшш-ш… Выдыхайте воздух энергичными толчками диафрагмы. Следите за верной артикуляционной позицией звука. Помните, что кончик языка поднят кверху, образуя в куполе твердого нёба «ковшик», в который и ударяется выдыхаемый воздух.

2.3. «Косарь»

Наточите бруском косу. Брусок скользит то с одной, то с другой стороны лезвия: ссс-ззз… ссс-ззз… ссс-ззз… ссс-ззз… Коса наточена, можно приниматься за косьбу. Взмах косы, и она звучно режет траву: жжж… жжж… жжж…

3. Звуки «Л» и «Р»

3.1. «Телеграмма»

Выстукивайте телеграфным ключом текст телеграммы: ла-ла-лал! лэ-лэ-лэл! ло-ло-лол! лу-лу-лул! лы-лы-лыл! ли-ли-лил! Ударение падает на последний слог. Держите ритм.

Попробуйте завести мотор игрушечного автомобиля…. Выдыхаемым воздухом (без звука голоса) вызывайте вибрацию кончика языка, поднятого к верхним зубам: тррр… тррр… трррррр… тррррр… тр… Включите звук голоса (мотор завелся!): дрррррр… дрррррр…

4. Сочетание взрывных согласных

Соединим вместе три взрывных глухих согласных звука, взяв их во всех возможных сочетаниях: птк, пкт, ктп, кпт, ткп, тпк. Будем отрабатывать каждое из них отдельно (без гласных!), следя за тем, чтобы каждый очередной взрыв был четко слышен: п! т! к! Затем станем сближать их между собою: п-т-к! Наконец объединим в одно сочетание: птк! Следите за тем, чтобы между согласными не проскальзывал шум выдыхаемого воздуха, а тем более звук голоса, не получилось бы п/х-т/х/-к/х/ или п/ы-т/ы-к/ы.

Отработав каждое из сочетаний, соедините их с основным рядом гласных, произнеся одной фразой с ударением на первом слоге:

птка-пткэ-птко-птку-пткы-птки!

Отработав подобным образом все сочетания, создавайте варианты «фраз», «диалоги» из них: «Птка-пткэ-птко?» — «Тпка-тпкэ-тпко!»

Тренировка дикции: публичные выступления

5. Удвоенные согласные

Небрежности речи способствует и привычка опускать согласные в середине слова, особенно, если там имеется сочетание нескольких согласных, даже простое удвоение. Мы нередко слышим: воеНый, вместо воеННый, обыкновеНо, вместо обыкновенно и т. д. Необходимо добиваться, чтобы удвоенная согласная звучала дольше обычной, как долгий звук.

Часто выпадает одна из двух одинаковых согласных на стыке произносимых слитно слов или слова и предлога, меняя смысл сказанного; например, вместо из здания мы слышим издание. Произношение подобных слов можно тренировать, подбирая парные слова с одним и удвоенным звуками: подать — оТДать (произносится оДДать); не то, Товарищи — не тоТ, Товарищи; раЗделать — еще раЗ Сделать (произносится раЗЗделать) и т. д.

6. Чистоговорки

Для отработки отдельных звуков речи и их сочетаний служат специально составленные фразы — чистоговорки. В них неоднократно повторяется тренируемый звук или сочетание звуков. Чтобы полностью или частично избавиться от дефектов речи, будет достаточно иметь в арсенале около пяти скороговорок с различными сочетаниями несовместимых звуков. Вот некоторые из них, которые мы бы вам посоветовали:

Бык тупогуб, тупогубенький бычок у быка бела губа была тупа.

От топота копыт пыль по полю летит.

Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.

Пришел Прокоп — кипел укроп, ушел Прокоп — кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.

Рыла свинья тупорыла-белорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла да подрыла.

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, к Лавру пойдет, Лавру на Фрола наврет.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки — скок, Соньку с ног, Саньку — в бок, Сеньку — в лоб, все — в сугроб!

Кукушка кукушонку сшила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон.

Цапля мокла, цапля сохла, цапля чахла, цапля сдохла.

Щетинка у чушки, чешуйка у щучки.

В Чите течет Читинка.

Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на дело туп.

Повар Петр, повар Павел. Петр плавал, Павел плавал.

Вот парочка совет ов по чистоговоркам:

1) Работать над чистоговорками надо не торопясь, заботливо проверяя установку каждого звука, тщательно отрабатывая его верное звучание.

2) Перед началом работы над чистоговорками внимательно изучите нормы произношения. Надо знать, как произносятся отдельные звуки и их сочетания по законам устной речи, чтобы не наработать неверного навыка. Например, слова «редко» (редька редко росла на грядке) и «грядка» звучат — «реТко», «гряТка»; «сшила» (сшила капюшон) как «ШШыла» и т. д.

3) Записывайте упражнения с чистоговорками на диктофон, это позволит вам услышать себя со стороны, заметить и быстрее исправить недостатки речи, а также внести коррективы в процессе работы.

4. Интонация

Интонация ответственна за очень многое: мелодику, темп речи, силу произношения, тембр голоса.

И, чтобы добиться выразительной интонации нужно вспомнить известнейшее высказывание: «Вся жизнь – театр, а люди в нём – актёры». Ведь именно став актёром, можно «отточить» интонацию. Так как самое эффективное упражнение для работы над ней – это чтение по ролям.

А ещё отличную помощь здесь окажет фантазия. Ведь, если Вы работаете над интонационным произношением наедине с собой, то следует рисовать в воображении разных собеседников и рассказывать «им» какой-нибудь текст, подстраиваясь именно под «них» и меняя интонацию. Более подробно почитать о ней вы можете в статье.

5. Скороговорки

Очень полезными для развития хорошего произношения звуков могут быть скороговорки для дикции. Они знакомы практически каждому из нас, а слова подобраны таким образом, чтобы научить человека произносить практически несовместимые звуки быстро и четко. Несколько раз, повторяя одну и ту же фразу скороговорки для дикции, вы заметите, что с каждым разом непослушные ранее звуки поддаются произношению все легче, и неразборчивая речь становится понятной и членораздельной. Вы найдете великое множество скороговорок на различные на нашем сайте. Вот наиболее подходящие:

На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Двора выдворить обратно на дровяной двор.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Мимо маленькой Марины пробежал медведь с малиной.

Баран-буян залез в бурьян.

Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Шакал шагал, шакал скакал.

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

Сачок зацепился за сучок.

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.

Жутко жуку жить на суку.

В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

Цыган подошел на цыпочках к цыпленку и цыкнул: «цыц!»

Кощея щами не угощают.

6. Актерские методы

Воспользуйтесь тренировки дикции — возьмите в рот грецкие орехи, пробку или карандаш и произнесите несколько скороговорок, либо прочтите текст.

Произносите слова медленно, выделяя каждую букву и концентрируясь на каждом слове.


На этом пока все. Пусть очаровательный голос и безупречная дикция подарят Вам один из замечательных ключей, который поможет раскрыть в Вас прекрасного оратора!

Работа над дикцией при помощи актерских методов

Внятная, четкая, грамотная речь помогает говорящему привлечь внимание любых слушателей. Овладеть основами ораторского искусства можно и дома, выполняя простые упражнения.

Хорошая дикция, внятное произношение звуков и приятный тембр являются залогом успеха в мире, где информация — главный источник знаний. Очень редко хорошими речевыми данными человек награжден с самого рождения. Эту сферу нужно развивать, выполняя разнообразные упражнения и усердно тренируясь. Делать это можно в любом возрасте. Правильно поставленная речь позволит избавиться от боязни публики, страха сцены и выступлений перед большим количеством людей. Вы будете чувствовать себя более уверенно и покорять залы с первых фраз.

Хорошая дикция и речь позволяют:

  • привлечь внимание. Человеку с плохими навыками говорения очень сложно обратить на себя внимание, особенно если говорить на большую публику. Такого человека скучно и неинтересно слушать. Внятную и грамотную речь же воспринимать гораздо легче, поэтому уже с первых слов вас будут слушать внимательно;
  • произвести приятное впечатление. Как говорится, встречают человека по одежке, а провожают по уму. В данную фразу хочется внести некоторые изменения. Первое впечатление о человеке складывается от его умения правильно и красиво говорить;
  • достигнуть понимания. Любая история, которую рассказывает человек с четкой речью, лучше усваивается. Если имеются некие дефекты речи, то они больше притягивают внимание слушателя, чем то, о чем вы хотите сказать. Приятный голос запоминается надолго, его хочется слушать снова и снова.

В этой статье мы расскажем об упражнениях, которые эффективно помогут:

  • развить речь и дикцию;
  • избавиться от картавости;
  • построить четкость в произношении;
  • не бояться публики;
  • добавить харизму мужчине и женщине.

Улучшение дикции у взрослых

Все знают, что выполнение физических упражнений положительно влияет на организм. Но мало кто знает, что речевой аппарат тоже нуждается в регулярных тренировках. Взрослому человеку изменить свою речь несколько сложнее, так как он привык к тому или иному произношению. Но сделать это возможно в любом возрасте, главное, поставить себе цель. Чтобы вас слушали и понимали, выполняйте следующие простые упражнения:

  1. Разминка. Перед началом любой тренировки должна быть разминка, даже если дело касается речевого аппарата. Чтобы разогреться, воспользуйтесь обычным карандашом или деревянной палочкой. Зажмите предмет в зубах и произнесите длинное предложение. Делать это нужно максимально четко. Потом вытяните его и повторите то же самое, только без карандаша. Сделайте несколько кругов.
  2. Упражнение «Грецкий орех». Положите по одному ореху с каждой стороны за щеки. Произносите сложные предложения либо скороговорки в течение 5 минут. Извлеките орехи и повторите все то же, только без них
  3. Записывайте на диктофон свою речь. Выберите небольшой текст любого содержания и попробуйте прочитать его и записать на диктофон. Потом прослушайте полученный файл, обращая внимание на звуки и слова, которые получается плохо выговаривать. Поработайте с этими звуками, проговорите вслух слова, а после этого снова запишите на диктофон тот же текст и сравните результаты. Работайте до тех пор, пока речь не станет идеальной
  4. Займитесь тренировкой диафрагмальных мышц. Очень часто человеку не хватает воздуха на произношение длинных предложений. В таком случае слова часто проглатываются и текст становится смазанным. Чтобы подобных ситуаций не возникало, необходимо тренировать мышцы диафрагмы. Самый простой способ — надувание воздушных шариков.
  5. Произносите скороговорки. Это самый известный способ улучшения дикции.

Улучшение дикции у подростка

Развить хорошую дикцию у детей намного проще, чем у взрослых, так как они являются более гибкими в этом плане, и у них еще не успели закрепиться разговорные привычки. В целом, разницы в тренировках артикуляционного аппарата нет. Пусть это будет взрослый человек, ребенок 9 лет или подросток. Главное, придерживайтесь следующих советов:

  • перед выступлением на публике прополощите горло водой с добавлением щепотки соли. Процедура необходима для активации «подвижности» и гибкости голосовых связок;
  • проводите разогрев. Перед важным мероприятием рекомендуем разогреть голосовые связки при помощи обычного пения;
  • говорите с ровной спиной. Как ни странно, осанка играет большую роль в произношении. С ровной спиной и расправленными плечами проще четко произносить слова. Чтобы спинка была прямой, выполняйте наклоны, повороты, планки;
  • следите за челюстью. Часто во время стресса у нас спазмируются мышцы челюсти, из-за чего произношение слов усложняется. Обратите на это внимание и постарайтесь расслабить мускулатуру челюстей. Для этого выдвиньте нижнюю челюсть вперед, затем назад, широко открывайте рот, а затем сворачивайте губы трубочкой.

Как улучшить дикцию дома

Многие посещают специальные школы, курсы по ораторскому искусству, тратят на это много времени и денег. Как за короткий срок развить правильную речь дома? На самом деле, самостоятельно улучшить дикцию просто. Выполняйте зарядку для рта, читайте вслух, разговаривайте перед зеркалом. Хороший способ быстро научится произносить длинные предложения — дыхательная гимнастика. Достаточно уделять этому всего час в день, и уже после первых недель тренировок вы заметите прогресс.

Скороговорки как способ улучшить дикцию у взрослых

Скороговорки — самый эффективный и распространенный метод улучшить речь. Всего десять минут в день, и результат не заставит себя ждать. Для усиления эффекта проговаривайте стихи и поговорки с орехами во рту. Примеры скороговорок для улучшения дикции:

  1. Орел на горе, перо на орле, гора под орлом, орел под пером.
  2. Я — вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.
  3. Шакал шагал, шакал скакал.
  4. Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.

Читайте этот текст из скороговорок вслух ежедневно, и вы непременно добьетесь успеха!

Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией при четком и внятном произнесении слов и фраз. Четкое и ясное произнесение слов обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука, и, прежде всего, умения в процессе речи свободно и достаточно широко открывать рот. При плохо открываемом рте звуки произносятся как бы сквозь зубы. Для развития подвижности мышц нижней челюсти, умения достаточно широко открывать рот в процессе речи используются специальные упражнения.

Своевременно не исправленные недостатки произношения звуков могут остаться на всю жизнь. Они нередко встречаются и у взрослых. Недочеты речи закрепляются, и люди, привыкая к ним, порой их не замечают. Иногда считают, что исправить недостатки произношения звуков и других дефектов речи во взрослом возрасте невозможно. Это неверно. Приложив некоторые усилия, можно улучшить свою речь и устранить дефекты звукопроизношения. Чтобы выработать хорошую дикцию, необходимо, прежде всего, укрепить мышцы языка, губ и нижней челюсти, наладить правильное речевое дыхание. Для этого используются специальные упражнения.

1. Речевое дыхание.

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо - и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания.

  1. Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).
  2. Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.
  3. Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).
  4. Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:
    • аaaaa
    • аaaaaooooooo
    • аaaaaуууууу
  5. Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).
  6. Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении.
    • Капля и камень точит.
    • Правой рукой строят – левой ломают.
    • Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.
    • На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.
    • Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
    • На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.
    • Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...
    Интересно, сколько Егорок получится у Вас на одном выдохе? ;о)
  7. Прочитайте русскую народную сказку «Репка» с правильным воспроизведением вдоха на паузах.
    Репка.
    Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.
    Пошел дед репку рвать. Тянет - потянет, вытянуть не может.
    Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут!
    Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тяну т - потянут, вытянуть не могут!
    Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут!
    Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
    Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут - вытянули репку!

2. Голосовые упражнения

№ 1. "Стон"

Вообразите, что у вас болит горло, или голова, или просто ощущается усталость.
Губы слегка сомкнуты, мышцы шеи, плеч, рук свободные. Вы на звуке [м] тихо стонете.
Почувствуйте вибрацию на губах, носоглоточной области, в твердом небе, в головном резонаторе. Не завышайте и не занижайте звук! Отыскивайте свой "центр" голоса (тон, на котором особенно ровно и свободно звучит голос). Затем произносим звукосочетания:

  • [ма -- мо -- му -- мэ -- ми -- мы]
  • [ мам -- мом -- мум -- мэм -мим -- мым]...
Долго и протяжно тяните звук [м], после чего слитно как одно слово, произнесите на "стоне" фразу: "мам, меду нам". При произнесении фразы сливайте слова в одну непрерывную линию звучания: маммедунам.
А теперь произнесите во время "стона" слоги с другими сонорными:
[ллламм-ллломм-ллумм-ллэмм-ллимм-ллымм]

№ 2. "Гудок"

  • Слитно, как гудок, тяните гласный: ууууу... "Гудок" не громкий, без напряжения, губы в положении "хоботка".
  • А теперь к гласному [у] прибавьте гласный [о]: ууоууоууоуоууо...
  • А теперь с гласным [а]: ууаууаууаууа...
  • Затем с гласным [э]: ууэууэууэууэууэ...
  • Потом с [и]: ууиууиууиууиууи...
  • И, наконец, с [ы]: ууыууыууыууыууы...
Цель этого упражнения состоит в том, чтобы добиться единого качества звучания всех гласных [о, а, э, и, ы]. Для этого надо стараться оставлять губы все время (и при произнесении других гласных) в положении гласного [у] (ощутимы лишь легкие движения губ и языка).
  • А теперь гудите, сливая в одну непрерывную линию звучания все шесть гласных: ууоууаууэууиууы.
Все гласные звучат собранно и близко к губам, звук держится "на губах".
  • [ннамм-нномм-ннумм-ннэмм-ннимм-ннымм]
  • [ррамм-рромм-ррумм-ррэмм-рримм-ррымм]
Произносите гласные мягко. Рот открывается свободно на гласных звуках и сейчас же закрывается для "стона" на сонорных согласных

3. Подвижность органов артикуляции.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти.

  1. Свободно опускайте нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не будет промежуток в два пальца.
  2. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:
    • ааааааааааааа
    • яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);
    • ооооооооооооо
    • ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);
    • иииииииииииии (рот слегка открыт).
  3. Произнесите гласные звуки с голосом:
    • аaaaaaaaaaaaa
    • яяяяяяяяяяяяяя
    • ооооооооооооо
    • ёёёёёёёёёёёёё
    • иииииииииииии
  4. Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:
    • аааааэээээ
    • аааааеееее
    • аааааиииии
    • иииииааааа
    • ооооояяяяя
    • аааааииииииооооо
    • иииииээээээааааа
    • аааааиииииэээээоооооо и т.д.
    Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.
  5. Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.
    • Мал, да удал.
    • Два сапога - пара.
    • Нашла коса на камень.
    • Знай край, да не падай.
    • Каков рыбак, такова и рыбка.
    • Под лежачий камень вода не течет.
    • У ужа ужата, у ежа ежата.
  6. Прочтите стихотворение, четко произнося звуки "а", "я".
    Уж небо осенью дышало,
    Уж реже солнышко блистало,
    Короче становился день,
    Лесов таинственная сень
    С печальным шумом обнажалась,
    Ложился на поля туман,
    Гусей крикливых караван
    Тянулся к югу: приближалась
    Довольно скучная пора;
    Стоял ноябрь уж у двора...
    А. Пушкин
В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.

Упражнения для развития подвижности губ.

При вялости и недостаточной подвижности губ страдает четкость и ясность произношения многих гласных и согласных звуков. Так, для произнесения звука у(ю) требуется вытянуть губы вперед трубочкой, для о(ё) - округлить губы, для с(з) - растянуть губы в улыбке и т.д. Для развития губ полезно использовать следующие упражнения.
  1. Растяните губы в улыбке без обнажения зубов.
  2. Растяните губы в улыбке с обнажением зубов при закрытом рте.
  3. Плотно сомкнутые губы вытяните вперед (как при свисте).
  4. Вытяните губы вперед в форме трубочки.
  5. Попеременно чередуйте вытягивание губ в трубочку с растягиванием их в улыбке.
  6. Поднимите верхнюю губу, обнажив верхние зубы, затем опустите нижнюю губу, обнажив нижние зубы.
  7. Протяжно произнесите гласные звуки (сначала без голоса, но с подчеркнутой артикуляцией, затем с голосом).
    • ииииии (губы растянуты в улыбке);
    • оооооо (губы овалом);
    • уууууу (губы трубочкой).
  8. Произнесите согласные звуки (сначала беззвучно, затем с голосом):
    • сссссс, зззззз (губы растянуты в улыбке);
    • шшшшшш, жжжжжж (губы вытянуты вперед овалом).
  9. Слитно и протяжно произнесите несколько звуков на одном выдохе:
    • ииииуууу (губы сначала растянуты, затем принимают форму трубочки);
    • ууууииии (губы из формы трубочки переходят в форму улыбки);
    • оооуууииии (округлены, трубочка, улыбка);
    • ааааииииууууыыыы и т.д.
    • ссссссшшшшш (при произнесении звука с губы растянуты, при произнесении ш вытянуты вперед);
    • ззззззжжжжж (при произнесении з растянуть губы, при произнесении ж вытянуть вперед).
  10. При плотно сомкнутых губах образовывать взрыв при произнесении звуков п, б (папа, баба, бублик, крупа, барабан, палка).
  11. Закрепите четкость и ясность произношения звуков в словах:
    ива, игра, утюг, урок, утиль, окунь, ослик, юла, юрист, юг, ёжик, ёлка, Ирина, институт, инкубатор, изумруд, укрытие, улитка, удилище, ощущение, окулист, оборудование, сок, замок, колесо, шапка, школа, жук, живот, сушки, солнышко, железо, папка, барабан, веник, велосипед, фартук, фуфайка, кофта.
    При произнесении слов следите за положением губ перед зеркалом.
  12. Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки. Следите за правильным положением губ, за четкостью и ясностью произнесения слов и фраз.
    Например:
    • Друг за друга стой и выиграешь бой.
    • От умного научишься, от глупого разучишься.
    • Капуста любит воду и хорошую погоду.
    • У осы не усы, не усищи, а усики.
    • Волки рыщут, пищу ищут.
    • У ёлки иголки колки.
  13. Прочтите вслух рассказ и проследите за тем, чтобы губы принимали активное участие в произнесении звуков и слов.
    Колокольчики.
    Я очень люблю эти простые цветы - веселые колокольчики. Выйдешь из лесу на нескошенный, заросший высокой травою луг и от радости ахнешь - столько красуется всевозможных цветов, похожих на праздничный хоровод. По всему зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветет мышиный горошек. А выше всех, всех веселее - лиловые колокольчики. От легкого дыхания теплого летнего ветра колышутся, кланяются, неслышно звенят колокольчики, радостно приветствуя гостя. Все лето цветут, неслышно звенят колокольчики, знакомые и милые цветы наших лугов и лесов.

Упражнения для развития мышц языка.

Язык принимает активное участие в образовании большинства звуков речи. От его работы во многом зависит отчетливость речи. Особые трудности возникают при произнесении слов со стечением согласных, когда необходимо быстро переключить движение языка с одного положения на другое. Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности и переключаемости, перед тем как использовать упражнения в произнесении звуков, слов и фраз со стечением согласных, четко отработайте следующие движения.
  1. Высуньте язык наружу и произведите им движения влево, вправо, вверх, вниз.
  2. Высуньте наружу язык и произведите круговые движения слева направо, затем наоборот - справа налево.
  3. При открытом рте и слегка высунутом языке сделайте его широким, узким, чашечкой (кончик и боковые края слегка приподняты).
  4. Слегка приподнятым напряженным кончиком языка "почистите" верхние зубы с наружной и внутренней стороны, в направлении от внутренней стороны зубов к наружной стороне и наоборот.
Контроль за правильным выполнением движений осуществляйте при помощи зеркала. Добейтесь, чтобы все движения языком выполнялись легко и свободно, без особого напряжения.

Упражнения в четкости произнесения согласных звуков в слогах.

Прочтите слоги.
  • па, по, пу, пы, пэ
  • пя, пё, пю, пи, пе
  • та, то, ту, ты, тэ
  • тя, тё, тю, ти, те
  • са, со, су, сы, сэ
  • ся, сё, сю, си, се
  • жа, жо, жу, жи, же
  • ап, оп, уп, ып, эп
  • ат, от, ут, ыт, эт
  • ас, ос, ус, ыс, эс
  • аш, ош, уш, ыш, эш

Упражнения в четкости произнесения слов со стечением согласных звуков.

Прочтите вслух слова со стечением двух, трех и четырех согласных звуков: вход, вложить, поклажа, турист, карта, клумба, служба, хвост, смахнуть, смекнуть, собрать, плотва, штамп, прыщ, чванливый, взвод, вплавь, вплести, вправить, сдвинуть, искра, раскармливать, холст, взгляд, гротескный, груздь, застлать, мгновение, сгладить, столбняк, сгладить, столбняк, ствол, ястреб, костры, шпроты, всплыть, вскрыть, здравница, схватка, встретить, надсмотрщик, обмундирование, острастка, метростроевец, дуршлаг, странствие, транскрипция.

Упражнения в четкости и ясности произнесения звуков и слов во фразовой речи.

Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась.
Прочтите скороговорки.
  • Прохор и Пахом ехали верхом.
  • Галка села на палку, палка ударила галку.
  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • У быка бела губа была тупа.
  • Водовоз вез воду из водопровода.
  • У Фени фуфайка, у Фаи туфли.
  • На семеро саней по семеро в сани уселись сами.
  • Цыпленок цыпли цепко цеплялся за цепь.
  • Пришел Прокоп - кипел укроп. Ушел Прокоп - кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
  • Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
  • Зажужжала пчела, дожужжалась паука.
  • Чешуя у щучки, щетина у чушки.
  • Сшит колпак не по-колпаковски, переколпаковать бы колпак, да перевыколпаковать.
  • На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова - не руби дрова на траве двора.
  • Корабли лавировали, да не вылавировали.
  • Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Небольшие скороговорки произносите на одном выдохе. Соблюдайте плавность и слитность их произнесения.
Важно помнить, что:
  1. Дальнейшее закрепление хорошей дикции осуществляется при чтении вслух поэтических и прозаических текстов. При этом первое время необходимо продолжать следить за работой губ, языка, нижней челюсти, за отчетливым произнесением гласных звуков (ударных и безударных), за четким произнесением согласных, но не допускать при этом усиленного или подчеркнутого их произнесения.
  2. Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и свободно, без особого напряжения.
  3. При работе над дикцией необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания и голоса. Так, при произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их содержание, уместно делать паузы, своевременно добирать воздух.
Занятия по отработке хорошей дикции проводятся ежедневно по 10-15 минут. Переход к следующему упражнению осуществляется только после того, как будет достаточно четко отработано предыдущее.

Ниже предлагаю упражнения, которые помогут Вам в работе над дикцией.

  1. Произнесите следующие строчки, соблюдая звонкость, собранность и свободу звука:
    Этот зверь зовется лама.
    Лама - дочь,
    И лама - мама.
    (В.В. Маяковский ).
    Русалка плыла по реке голубой,
    Озараяема полной луной.
    (М.Ю. Лермонтов )
    Упражнение следует выполнять вдвоем, чтобы взаимно контролировать друг друга. Разойдясь с товарищем на возможно большее расстояние, представьте, что вы разговариваете в присутствии третьего, спящего, которого вы не хотите разбудить. Естественно, что вы будете говорить тихо и одновременно постараетесь, чтобы тот, кому адресуете речь, слышал вас точно и отчетливо.
  2. Произнесите медленно и отчетливо следующие слова на различение гласных звуков.
    • Анна, адрес, автор, астра, алгебра, нас, бал, мак, старт, рука, як, яр, яд, ягода, яма, Аня, Ася, альт, Альбина, Алиса.
    • бок, вот, гость, горе, дождь, дом, зори, кот, комья, лом, мост, соль, лёд, слёзы, счёт, Лёня, тётя.
    • утро, уголь, ум, узы, узник, зуб, лук, шум, клуб, труд, зовут, пишу, утюг, союз, юг, юла, юноша, юродивый, юмор, в среду, в непогоду.
    • был - бил, выл - вил, мыл - Нил, тыл - тина, рысь - рис, пылать - пилить.
    • бы - бэ, вы - вэ, гы - ге, лы - лэ, мы - мэ, ны - нэ, пы - пэ, ры - рэ, ты - тэ, сы - сэ.
  3. Произнесите следующие фразы с различной интонацией: утверждения, вопроса:
    • Пословица не мимо молвится.
    • Написано пером, не вырубишь топором.
    • Дружба дружбой, а служба службой.
    • Крепкую дружбу и топором не разрубишь
    • Терпенье и труд все перетрут
  4. Произнесите на одном выдохе сочетания согласных. Сделайте это, сначала только артикулируя звуки беззвучно, потом шепотом, и, наконец, отчетливо, громко.
    • Ба - бо - бу - бэ - би - бы
    • ва - во - ву - вэ - ви - вы
    • да - до - ду - дэ - ди - ды
    • Па - по - пу - пэ - пи - пы
    • фа - фо - фу - фэ - фи - фы
    • та - то - ту - тэ - ти - ты
    • Га - го - гу - гэ - ги - гы
    • ка - ко - ку - кэ - ки - кы
    • ха - хо - ху - хэ - хи - хы
  5. Поиграйте с мячиком и слогами. Произнесите:
    • Ппа - ппо - ппу - ппэ - ппи - ппы
    • Бба - ббо - ббу - бби - ббы
    • Пабба - поббо - пуббу - пэббэ - пибби - пыббы
  6. Произнесите на одном выдохе звукосочетания с сонорными согласными. Произнесите сначала шепотом, потом громче и, наконец,громко (но не кричать).
    • лра - лро - лру - лрэ - лри - лры
    • рла - рло - рлу - рлэ - рли - рлы
  7. Произнесите правильно и отчетливо следующие сочетания согласных:
    • Птка - птко - птку - пткэ - птки - пткы
    • Тпка - тпко - тпку - тпкэ - тпки - тпкы
    • Кпта - кпто - кпту - кптэ - кпти - кпты
  8. "Барбанщик "
    Вспомните, как барабанщик отбивает походный марш. Произнесите следующие строчки в такт барабану:
    Пара барабанов -- 3 раза
    Била бурю!
    Пара барабанов -- 3 раза
    Била бой!
    И. Сельвинский.
    Следите за добором дыхания.
    Помните, что сила звука зависит от активности дыхания, а не от физического напряжения гортани, вызывающего перенапряжение голосовых связок.
  9. Произнесите скороговорки и чистоговорки сначала беззвучно, затем вслух, четко артикулируя.
    • Бык туп, тупогуб, тупогубенький бычок.
    • У быка бела губа была тупа.
    • В Чите течет Читинка.
    • Кукушка кукушонку сшила капюшон.
    • Надоел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон.
    • От топора копыт пыль по полю летит.
    • Повар Петр, повар Павел Петр плавал, Павел плавал.
    • Пришел Прокоп - кипел укроп, ушел Прокоп - кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
    • Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.
    • Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла, наконец.
    • Добыл боболь бобов.
    • Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
    • В один, Клим, клин колоти.
    • Купи кипу пик.
    • Купи кипу пуха.
    • Стоит копна с подприкопеночком.
    • В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
    • Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено, граблями краб грабь.
    • Хвалю Халву.
    • Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревами на ветке.
    • У нас гость унес трость.
    • Дробью по перепелам, да по тетеревам.
    • Клара - краля кралась к Ларе.
    • На дворе трава на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
    • На дворе трава, на траве: Раз дрова, два дрова, три дрова.
    • Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
    • Съел молодец три пирога с пирогом, да все с творогом.
    • Талер тарелка стоит.
    • Идти на рать, так бердыш брать.
    • Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
    • Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
    • Город Нерль на Нерли реке.
    • А мне не до домогания.
    • На горе Арарат рвала Варвара виноград.
    • У сени и Сани в сенях сом с усами.
    • У осы не усы, не усища, а усики.
    • Осип охрип, Архип осип.
    • Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
    • Сачок зацепился за сучок.
    • По семеро в сани уселись сами.
    • Свиристель свиристит свиристелью.
    • По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.
    • Самшит, самшит, как ты крепко сшит.
    • Около колодца кольцо не найдется.
    • Жужжит жужжелица, жужжит, да не кружиться.
    • Яшма в замше замшела.
    • Жал Зямка замшу, жевал Зямка жамку в замке.
    • Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ша, ща, ж, ч, ша, ща.
    • Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.
    • Щипцы да клещи - вот наши вещи.
    • Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
  10. Произнесите выразительно и ясно, на одном выдохе следующую скороговорку. Если дыхания не хватает, сделайте добор воздуха на ":".
    Везет Сеньку Саньку с Сонькой на санках: санки скок, Сенька с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
    Произнесите скороговорку весело, с юмором, озорно, посмеиваясь над происходящим.
    Затем произнесите ее с намерением сообщить нечто страшное, подробно и загадочно раскрывая каждую деталь этого необычайного происшествия.
    Теперь произнесите ее в быстром темпе, как будто вы бежите к остановке автобуса, вы добежали... но автобус ушел!
  11. "Фома неверующий"
    Произнесите следующие фразы с различной интонацией, выделяя отдельные слова.
    Вы как будто ведете диалог с товарищем, который, как "Фома неверующий ", подвергает сомнению каждое ваше слово. Отстаивайте правоту своих слов спокойно, убежденно. Большую убежденность придает речи понижение тона голоса на ударном слове. Последите за этим в упражнении.
    • (произносит с ровной, спокойной интонацией).
    • (логически, интонацией выделяя первое слово).
    • 1-ый. Мимозы Мила маме купила.(отвечая, также интонацией выделяет первое слово).
    • 2-ой. Мимозы Мила маме купила?
    • 1-ый. Мимозы Мила маме купила.
    • 2-ой. Мимозы Мила маме купила?
    • 1-ый. Мимозы Мила маме купила.
    • 2-ой. Мимозы Мила маме купила?
    • 1-ый. Мимозы Мила маме купила!
    Все слова фразы произносите слитно, спокойно, не роняйте концы фраз. Вся фраза до конца должна быть хорошо озвучена. Всегда добивайтесь этого.
    Используйте и другие тексты, в которых много сонорных звуков.Например:
    • На мели мы лениво налима ловили, и меняли налима мы вам на линя.
    • Лавр рвал ландыши и давал их Ларе.
  12. Произнесите стихотворные строчки, меняя темп произнесения (начинайте медленно, потом постепенно убыстряя и, наконец, быстро).
    Ландыши наш Лавр рвал.
    Ларе ландыши давал.
    Лара ландыши брала,
    Рада ландышам была.
  13. Поставьте несложные игровые задачи к следующим скороговоркам и произнесите их вслух:
    • Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.
    • 33 корабля лавировали - лавировали да не вылавировали.
    • Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.
    • Рапортовал, да недорапотовал, стал дорапортовывать - зарапортовался.
    • Сшит колпак не по-колпаковски, вышит колокол не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
  14. Произнесите, соблюдая правильное дыхание:
    Во дни сомнений,
    Во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,
    Ты один мне поддержка и опора,
    О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
    Не будь тебя-
    Как не впасть в отчаяние при виде всего,
    Что совершается дома?
    Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
    (И. С. Тургенев)
  15. Прочитайте и осмыслите гекзаметр, составленный А. В. Прянишниковым. Задания:
    • Для развития устойчивости голоса, начинайте читать первую строку гекзаметра монотонно на средней высоте, затем, сделав добор воздуха, продолжайте читать вторую строку также монотонно и на средней ноте, потом третью и т.д. Следите, чтобы голос не дрожал, не качался, все время был ровным и на одной и той же ноте.
    • Для развития высоты голоса первую строку гекзаметра произнесите на самой низкой для вас ноте, вторую строчку выше по тону до самой высокой для вас ноты. Потом по гамме обратно.
    • Для развития силы голоса первую строку читайте шепотом, вторую громче, третью еще громче и т.д., но не кричите. Потом обратно до шепота.
    • Для развития темпа начинайте читать первую строку медленно, вторую быстрее, третью еще быстрее... Потом обратно.
    Твердо запомни, что прежде, чем слово начать в упражнении,
    Следует клетку грудную расширить слегка и при этом
    Низ живота подобрать для опоры дыхательной звуку.
    Плечи во время дыхания должны быть в покое, недвижны.
    Каждую строчку стихов говори на одном выдыханье
    И проследи, чтобы грудь не сжималась в течение речи.
    Так как при выдохе движется только одна диафрагма.
    Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:
    Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время
    Воздуха часть добери, но лишь пользуясь нижним дыханьем.
    Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.
    Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было:
    Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных;
    Рот не ленись открывать, чтобы для голоса путь был свободен;
    Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком -
    Голос и в тихом звучании должен хранить металличность.
    Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и громкость,
    Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:
    Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался,
    Выдох вести экономно - с расчетом на целую строчку.
    Собранность, звонкость, устойчивость, медленность,
    Плавность - вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненье.
Отработанные умения можно и нужно закреплять и всесторонне применять на практике.
Желаю удачи!

Упражнение 1. Дыхательное упражнение

Исходное положение: стоя, руки опущены вдоль тела, ноги на уровне плеч. Расслабьтесь. Вдохните медленно через нос, как будто к чему-то прислу­шиваясь. По окончании вдоха грудь должна быть высоко приподнята, а живот и диафрагма напряжены и втянуты. Задержите дыхание, а затем медленно выды­хайте по обратной схеме: грудь – диафрагма – живот.

Многих поражала неутомимость японских бизнесменов во время перего­воров. Выяснилось следующее. Как только кто-нибудь из них ощущал признаки усталости, он начинал дыхательные упражнения по схеме: 6 секунд вдох, 6 се­кунд задержка дыхания, 6 секунд выдох. Причем со стороны это совершенно незаметно. Видимо, 6 секунд для каждого периода дыхания и являются тем оптимальным временем, которое следует принять и вам. Упражнение следует повторить 10-12 раз, либо пока вы не почувствуете эффекта прилива бодрости.

Для выполнения упражнения надо сосредоточиться и мысленно контро­лировать последовательность дыхания, пока процесс не станет автоматиче­ским и будет снимать сонливость и усиливать бодрость.

Упражнение 2. Для губ

Мышцы губ и языка обычно плохо развиты. Многие люди говорят, не ше­веля губами, почти не двигая нижней челюстью, чуть приоткрыв рот.

Возьмите в руки зеркальце, посмотрите в него и сформируйте губами хобо­ток, будто вы хотите кого-то поцеловать на дальнем расстоянии, а теперь ослепительно улыбнитесь, сильно растягивая губы и обнажая зубы, изображая из себя кинозвезду.

Выполните это упражнение 10 раз, попеременно формируя хоботок и улыбку.

Упражнение 3. Для губ

Глядя в зеркало, зафиксируйте хоботок, а затем поднимите его вверх, опустите вниз. Подбородок и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Добиться этого совсем не просто. Тут нужна выдержка и терпение. Проделайте упражне­ние 10 раз. Не торопитесь, медленно поднимите хоботок вверх, медленно вниз. Это нелегко, но, когда вы освоите эти упражнения – улучшится ваша дикция.

Упражнение 4. Для языка

Кончиком языка упритесь в щеку и растяните ее, а затем другую, словно вы во рту катаете конфету. Проделайте это упражнение 10 раз. Чувствуете, как сильно устал язык, потому что сопротивляются щеки.

Упражнение 5. Для языка

Упритесь кончиком языка изнутри в верхнюю губу, а теперь в нижнюю, снова в верхнюю, в нижнею. И так 10 раз. Сделайте несколько жевательных движений для снятия напряжения.

Упражнение 6

ПУ ПО ПА ПЭ ПИ ПЫ

БУ БО БА БЭ БИ БЫ

КУ КО КА КЭ КИ КЫ

ГУ ГО ГА ГЭ ГИ ГЫ

Каждый звук произносится на новом вдохе и выдохе. Упражнение нужно повто­рить 5 раз.

Вы должны ощущать, что все звуки звучат четко и голосовые связки не устают, то есть нет ощущения, что в горле «першит».

Упражнение 7

Это дикционное упражнение выполняется точно таким же образом, но на одном выдохе вы должны «выстрелить» два слога:

ПУ–БУ ПО-БО ПА-БА

ПЭ-БЭ ПИ-БИ ПЫ-БЫ

КУ-ГУ КО-ГО КА-ГА

КЭ-ГЭ КИ-ГИ КЫ-ГЫ

СУ-СО-СА-СЭ-СЫ-СИ

Упражнение 8

Вдохните, и на выдохе нужно произнести резко, как выстрел, стараясь, чтобы гласная звучала коротко, а согласная длинно, следующие звуки:

РЛУ РЛО РЛА РЛЭ РЛИ РЛЫ

ЛРУ ЛРО ЛРА ЛРЭ ЛРИ ЛРЫ

РЛУ-ЛРУ РЛО-ЛРО РЛА-ЛРА РЛЭ-ЛРЭ

РЛИ-ЛРИ РЛЭ-ЛРЫ

КПТУ КПТО КПТА КПТЭ КПТИ КПТЫ ПКТУ-ТПКУ ПКТО-ТПКО ПКТА-ТПКА ПКТЭ-ТПКЭ ПКТИ-ТПКИ ПКТЫ-ТПКЫ

ДБГУ-БГДУ ДБГО-БГДО ДБГА-БГДА ДБГЭ-БГДЭ ДБГИ-БГДИ ДБГЫ-БГДЫ

Упражнение 9

Тщательно артикулируя каждую букву, надо медленно по складам прочи­тать:

О-т т-о-п-о-т-а к-о-п-ы-т п-ы-л-ь п-о п-о-л-ю л-е-т-и-т.

Прочитайте медленно несколько раз, пока не почувствуете, что можете мед­ленно прочитать скороговорку без запинки. Затем прочитайте скороговорку с такой скоростью, с какой вы обычно говорите. Убедитесь, что вы можете про­изнести текст уверенно. Увеличьте скорость. А теперь еще больше. А теперь произнесите скороговорку на пределе своих возможностей. Получается?

По этой же методике поупражняйтесь с другими скороговорками, напри­мер:

    Курьера курьер обгоняет в карьер.

    Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

    Водовоз вез воду из-под водопровода.

    Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассими­лировавшимся в Константинополе.

    Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.

    Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

    Дробью по перепелам, да по тетеревам.

    Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

    Два дровосека, два дроворуба, два дровокола говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларькину жену.

    Протокол под протокол протоколом запротоколировали.