Презентация на тему "Х.Ф. Туфан". Смотреть что такое "Хасан Туфан" в других словарях

(Туфан Хасан Фахриевич)

Родился 9 декабря 1900 года в дер. Кармат Аксубаевского района ТАССР, в семье крестьянина-бедняка. Х.Туфан умер 10 июня 1981 г. в Казани.

Лауреат Тукаевской премии поэт Хасан Туфан - один из немногих зачинателей татарской советской поэзии, близкий друг и соратник Хади Такташа.
Первая встреча современного читателя с Хасаном Туфаном после долгой разлуки произошла на страницах 12-го номера журнала "Совет ђдђбияты" в 1956 году, в котором были опубликованы его стихи 40-х и 50-х годов. Журнал "Дружба народов" по этому поводу писал: "Туфан! Славное, полное поэзии имя!.. Он ясен и чист, по-прежнему поэт несет нам богатство своих чувств, глубину мысли".
Туфан вернулся не с песней тоски, а с песней верности отчизне:
Руку на плечо мне положив,
Ты меня вела в года крутые,
Тем, что я еще сегодня жив,
Лишь тебе обязан я, Россия!
Ты всей жизни смысл и существо,
И любовь к тебе, земля родная,
Я несу, как знамя,- твоего
Имени святого не пятная.
Здесь, в Казани, где мой отчий край,
Я тебе поклоны бью земные.
Тот светильник, что зажег Тукай,
Я не уроню, моя Россия.
Художественное значение творчества ветерана татарской советской поэзии, его творческую манеру очень образно определил народный поэт Башкирии Мустай Карим в статье, напечатанной в "Литературной газете":
"Порою кажется, будто Туфан останавливается на полуслове, не договаривая своей мысли. Но это впечатление оказывается ложным и быстро уходит. Подлинное поэтическое творение я сравнил бы не с цветком, а с полураскрывшимся бутоном. У него тот же цвет и тот же аромат, но понимающие в цветах девушки рвут для букета именно такие бутоны. Какой толк от цветка, который осыпается, пока не успели поставить его в воду или подарить другу? Много ли радости в том, когда истины в стихах осыпаются прямо на страницах книги".
Каков же путь, который привел Хасана Туфана в большую литературу?
В семье Фахри Тагира десятым ребенком родился Хасан. До тринадцатилетнего возраста он жил и воспитывался в родном доме. Отец был грамотным, трудолюбивым, мастером на все руки. Он и сыновей обучал труду и ремеслу. Однако Хасан, в отличие от старших oбратьев и сестер, проявлял большой интерес к учебе. Первоначальное образование получил в русской и чувашской школах соседних деревень.
Любознательного мальчика не удовлетворяли школьные занятия. Он с трудом доставал учебники для старших классов, книги по истории, географии и занимался по ним самостоятельно.
В 1913 году Хасана пригласили к себе старшие братья, переселившиеся в таежные места бывшей Тобольской губернии. Но вскоре, убедившись в иных интересах и стремлениях младшего брата, направили его в уфимское медресе Галия. Два года, проведенные в медресе, были чрезвычайно важными для становления будущего писателя. Здесь он познакомился с Шаихза-дэ Бабичем и Галимджаном Ибрагимовым. У пытливого и одаренного юноши проявился интерес к литературе. Однако материальная необеспеченность заставила Туфана во время летних каникул работать в уральских рудниках, помогать старшему брату- старателю. Позднее он совсем оставляет медресе и поступает токарем на Лысьвинский завод, где встречает победу Октябрьской революции. В 1918-1923 годах учительствовал в школах Урала и Сибири.
В 1924 году Хасан Туфан приехал в Казань и сразу же примкнул к группе писателей, которая возглавлялась Хади Такташем, Аделем Кутуем и вела упорную идеологическую борьбу за новую советскую литературу. Большая, по-настоящему братская дружба установилась между ним и Такташем. Она оставила неизгладимый след в душе поэта, повлияла на Становление его творческого облика.
По приезде в Казань Хасан Туфан учительствовал в школе слободы "Бишбалта" (ныне Кировский район), входил в группу рабкоров газеты "Социалистик Татарстан". В этой газете в 1924 году было напечатано его первое стихотворение "Рабкоры". С той поры на страницах республиканских газет и журналов систематически печатались стихи, песни, поэмы X.Туфана. Наиболее значительными произведениями первого десятилетия были "Уральские эскизы", "Между двух эпох", "У последнего дворца", "Бибиевы", "Песня о Тимеркай", "Знакомство", "Клятва", в которых поэт стремился отображать жизнь и трудовые будни рабочих, созидателей новой жизни.
В 1928-1930 годах Туфан совершил пешеходное путешествие по городам Поволжья, Средней Азии, Кавказа. Оно было предпринято по инициативе и с благословения Хади Такташа. "Мы, представители молодой татарской советской поэзии, считали своим святым делом запечатлеть в своих произведениях исторический момент зарождения новой жизни в нашей необъятной стране, утро своей Родины, показать переустройство жизни во всех ее сферах. Для этого нам, писателям, поэтам, необходимо было расширить горизонты наблюдения и видения жизни, жить одним дыханием с нашими современниками. Вот почему и "было предпринято нами не легкое, но чрезвычайно полезное путешествие по стране",- рассказывает Хасан Туфан.
Первый сборник его стихов, изданный по инициативе Гумера Гали, Галимджана Нигмати и Хади Такташа, застает поэта в пути, в Ташкенте, где он уже на исходе своего путешествия тяжело заболел тропической малярией и лежал в больнице.
Во время путешествия поэт X. Туфан и его спутник журналист К.Зали хлеб насущный добывали физическим трудом. Поэт работал сезонным рабочим на цементном заводе, подсобным - на мельнице, каменщиком - на строительстве Большой грузинской дороги. "Заработанного едва хватало на скудный обед. Но зато духовной пищи нам не только не хватало, мы ее не успевали осваивать... Это нас радовало, морально поддерживало, вдохновляло на продолжение путешествия, несмотря ни на какие лишения и трудности",- рассказывает Хасан Туфан.
За два года путешествия он изучил язык, литературу и фольклор народов Киргизии, Узбекистана и Туркменистана. Все интересное и важное, узнанное и увиденное записывал в дневник. Самый же главный итог путешествия, говорит поэт, в том, что его "сердце наполнялось приливом бесконечно дорогого живительного сока, имя которому - кипучая, бурлящая, многоликая жизнь моего народа, моей страны".
В одном из своих значительных произведений, созданных непосредственно под впечатлением увиденного, после знакомства с трудовыми буднями братских народов, Хасан Туфан писал:
У нас различен лишь язык
(Полет же мыслей одинаков).
Его я понимать привык
И с полуслова, и с полузнака.
Казался раньше мне родным
Лишь говорящий по-татарски.
Своей деревни смуглый дым
Не променял бы я на царство.
Теперь на разных языках
Одно и то же говорим мы,-
Везде - в садах, степях, лесах -
Промчались трудовые гимны.
Различны наши имена,
Но мы собратья по идеям.
И завершает свое стихотворение словами: "Отец наш Ленин - мы же братья".
Значительная часть произведений X. Туфана первых десяти лет творчества вошла в сборники, изданные в 1932, 1934 и 1936 годах: "Избранное", "Песни наших дней", "Песни". Многие стихи Хасана Туфана 30-х годов вошли в хрестоматии, их знали наизусть.
Его военная и послевоенная поэзия отличается еще большей зрелостью и глубиной. В стихах военных и послевоенных лет, написанных поэтом жаром сердца, сильна тема народного счастья и связанная с ней тема беспредельной любви и преданности Родине. Неподдельно звучит его полное оптимизма стихотворение "Цветы уж распускают листья", написанное в тяжелые годы войны. Поэт глубоко верит в победу над врагом. Хасан Туфан как истинный поэт проявляет огромный интерес к внутреннему миру человека. Отсюда его раздумья о смысле и ценности человеческой жизни - философская лирика, о юности и старости, о дружбе: "Откуда взял?", "Что случилось сегодня с тобой?" и др.
В своем произведении, названном "Солнечное", Туфан нарисовал картины природы родного края, показал светлую веру людей в свое будущее. В этом небольшом по объему философско-лирическом произведении каждое слово несет смысловую эмоциональную нагрузку. В этом одна из наиболее отличительных черт поэтического дарования большого художника Хасана Туфана.
В 1958 и 1960 годах в Казани, Уфе и Москве вышли сборники его стихов на русском, татарском, башкирском языках. Все лучшее, что создано поэтом более чем за сорок лет литературного творчества, вошло в его однотомник избранных произведений (1964). Поэт-ветеран, аксакал татарской советской поэзии и сегодня творчески активен, молод:
Я в строю, хоть уже ветеран.
Зря подумают: "Бедный Туфан".
До последних земных моих дней
Волосам все сильнее седеть.
Только сердцу - всегда молодеть,
Только чувствам - кипеть горячей
До последних земных моих дней.
Член Союза писателей СССР с 1934 года.
Поэзия Х.Туфана военных и послевоенных лет обогащается глубоким философским содержанием, отличается зрелостью поэтической мысли.
В 50-60-х гг. поэзия Туфана достигает новых высот. Он создает целый ряд таких произведений, которые вправе считаться жемчужинами татарской поэзии. В творчестве поэта последнего времени мы видим углубление социального анализа, значи-тельность и активность поднятых проблем, напряженность мысли.
За сборник стихов "Избранные произведения" (1964) Х.Туфану в 1966 г. присуждена Государственная премия Татарстана им. Г.Тукая.
Х.Туфан умер 10 июня 1981 г. в Казани.


Классик татарской литературы, поэт

Хасан Туфан (1900-1981), чье творчество широко известно многомиллионным читателям России, не дожил до перестройки всего шесть лет.

Друзья поэта вспоминают, что Хасан Туфан не мог видеть остановившиеся часы, тут же принимался их чинить, повторяя вслух: "Нельзя, чтобы стрелки часов замирали, время не может останавливаться". Застой, бездыханность – эти состояния были для натуры поэта неприемлемы, чужды. Движение мысли и человеческих чувств, как и движение небесных светил, он ценил более всего. На своем восьмидесятилетнем юбилее Хасан Туфан признался, что мечтает дожить до замечательного дня – 120-летия Габдуллы Тукая, а также увидеть приближение к Земле кометы Галилея.

Судьба Хасана Туфана была не из легких. Родился в крестьянской семье, в тринадцатилетнем возрасте уехал на заработки на Урал, вкалывал старателем на медных копях, затем удалось поучиться два года в уфимском медресе "Галия", но обстоятельства вновь заставили зарабатывать на хлеб. Но молодая душа требовала красоты и впечатлений жизни. В 1928-1930 гг. Туфан совершил первое свое путешествие по городам Поволжья, Средней Азии и Кавказа. С юных лет увлекался творчеством Хади Такташа, первые его стихотворные опыты несли явную поэтическую печать своего кумира. В 1929 году стараниями друзей поэта вышла в свет первая книга стихов и поэм Х.Туфана. Но к этому времени Туфан уже кардинально пересмотрел свои художественные взгляды. Ему ближе стали традиции народного песенного творчества. В 1940 году он был репрессирован и сослан в лагеря. 16 лет были вырваны из жизни, но не из поэзии, не из творчества. Среди лучших стихов Х.Туфана и те, что написаны в заточении.

Народный деятель.

Биография

Хасан Туфан родился 9 декабря 1900 года в. селе Ст. Киреметь Аксубаевского района . В интеллектуальном развитии Х.Туфана определяющее значение имело его обучение в одном из передовых татарских учебных заведений - Уфимском медресе «Галия». Здесь он с первого же года посещает музыкально-литературный кружок шакирда медресе , молодого поэта Ш.Бабича. С начала 1915 года его учителем литературы был известный писатель Г.Ибрагимов. Хасан Туфан - выдающийся татарский поэт, творчество которого является истинно народным и пользуется огромной любовью. Хасан Фахриевич Туфан родился 9 декабря 1900 г. в деревне Кереметь Аксубаевского района Татарстана в семье крестьянина. Читать и писать научился у отца, а когда открылась школа в деревне, учился в школе.

Весной 1914 г. братья взяли Туфана с собой на Урал, где он работал старателем на медных копях, осенью его направили учиться в уфимское медресе "Галия". Здесь он знакомится с Г.Ибрагимовым, Ш.Бабичем, С.Рамиевым, М.Гафури и С.Сунчалеем.

В 1918-1924 гг. Х.Туфан учительствовал в школах Сибири и Урала, в 1924-1928 гг. - в школе слободы "Бишбалта" Казани.

В 1928-1930 гг. Х.Туфан совершил пешее путешествие по республикам Закавказья и Средней Азии.

Вернувшись из поездки, Х.Туфан в 1930-1934 гг. работает редактором Татарского радиокомитета, потом несколько лет ответственным секретарем журнала "Совет ¦д¦бияты" (ныне "Казан утлары").

В 1940 г. Х.Туфан был необосновано репрессирован и на долгие годы отлучен от жизни родного народа и родной литературы. И лишь в 1956 г., после смерти Сталина, поэт возвращается в Казань.

Х.Туфан начал печататься с 1924 г. А через два-три года о нем уже заговорили и читатели, и критики, и литературная общественность. Х.Туфан одним из первых привнес в татарскую поэзию тему рабочего класса, его труда и борьбы. Уже на рубеже 20-30 гг. им созданы такие значительные произведения, как "Уральские эскизы", "Между двух эпох", "Бибиевы" и др. Эти лирико-эпические поэмы вошли в золотой фонд татарской поэзии.

С середины 30 гг. в творчестве Х.Туфана начинается новый период. Поэт переходит от эпоса к лирике. Многие лирические стихи стали популярными в народе песнями.

Поэзия Х.Туфана военных и послевоенных лет обогащается глубоким философским содержанием, отличается зрелостью поэтической мысли.

В 50-60-х гг. поэзия Туфана достигает новых высот. Он создает целый ряд таких произведений, которые вправе считаться жемчужинами татарской поэзии. В творчестве поэта последнего времени мы видим углубление социального анализа, значи-тельность и активность поднятых проблем, напряженность мысли.

За сборник стихов "Избранные произведения" (1964) Х.Туфану в 1966 г. присуждена Государственная премия Татарстана им. Г.Тукая.

Избранное: Стихи и поэмы: Пер. с татар.- М.: Сов. Россия, 1987.- 192 с.

Лирика: Пер. с татар./ Вступ. ст. Р. Мустафина.- Казань: Татар. кн. изд-во, 1984.- 384 с.

Фиалка: Стихи разных лет: Пер. с татар./ Вступ. ст. Ф.Хариса.- М.: Современник, 1984.- 112 с.

Гиниятуллина А. Писатели Советского Татарстана: Биобиб-лиогр. спр.- Казань: Татар. кн. изд-во, 1970.- 511 с.- Хасан Туфан.- С. 406-411.

Юзеев Н. Мир поэта: О творчестве Х. Такташа, М.Джалиля, Х.Туфана, С.Хакима.- Казань: Татар. кн. изд-во, 1987.- 190 с.- Хасан Туфан.- С. 125-163.

Мустафин Р.А. Древняя и вечно молодая: Литературные портреты татарских поэтов.- Казань: Татар. кн. изд-во, 1991.- 240 с.- Любовь к жизни и приверженности к правде.- С. 135-163.

Мустафин Ф. Дело Туфана// Татарстан.- 1992.- #3.- С. 28-39.

Карим М. Притча о трех братьях.- М.: Современник, 1988.- О Хасане Туфане.- С. 136-139.

Кашапов Г. "С песнями прошел я Барабу...": По следам поэта Хасана Туфана// Сов. Татария.- 1989.- 29 окт.

Литвин А.Л. Запрет на жизнь. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1993. - 224 с. - Арест поэта (или Рассказ о том, как Хасан Туфан сравнил Кирова с Дантоном). С. 151-164.

Елизарова-Томус Ю. Свет поэта: О Хасане Туфане// Идель.- 1995.- #4.- С. 75,79.

Гарифзянова И. Мой стих итог пережитого...// М¦гариф.- 1996.- #4.- Б. 46-48.

Алешков Н. Баллада о любви: Памяти выдающегося татарского поэта Х.Туфана и его жены актрисы Луизы Салиасгаровой// Веч. Казань.- 1987.- 24 апр.

Карим М. Стихи и поэмы: Пер. с башкир.- М.: Сов. Россия, 1982.- 256 с.- Хасану Туфану.- С. 128.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Хасан Туфан" в других словарях:

    Хасан Туфан Хәсән Туфан … Википедия

    - (1900 8..1) татарский поэт. Поэмы (Бибиевы, 1927, и др.) положили начало рабочей тематике в татарской литературе. Философская лирика (сборники Песни, стихи, 1958; Лирика бурных лет, 1970; Лирика, 1980) … Большой Энциклопедический словарь

    - [р. 27.11(10.12).1900], татарский советский поэт. Родился в деревне Кармат, ныне Аксубаевского района Татарской АССР. Один из зачинателей татарской советской поэзии. В 1924‒25 учился на восточном отделении Казанского педагогического института.… … Большая советская энциклопедия

    Туфан, Хасан Фахриевич - ТУФАН Хасан Фахриевич (1900 1981), татарский поэт. Поэмы (“Бибиевы”, 1927, и др.) положили начало рабочей теме в татарской литературе. В 1938 58 репрессирован. Философская и публицистическая лирика (сборник “Песни, стихи”, 1958, “Лирика бурных… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Хасан Фахриевич (1900 1981), татарский поэт. Поэмы (Бибиевы, 1927, и др.) положили начало рабочей теме в татарской литературе. В 1938 58 репрессирован. Философская и публицистическая лирика (сборник Песни, стихи, 1958, Лирика бурных лет, 1970 … Современная энциклопедия

    Хасан Фахриевич (1900 81), татарский поэт. Поэмы (Бибиевы, 1927, и др.) положили начало рабочей тематике в татарской литературе. Философская лирика (сборники Песни, стихи, 1958, Лирикабурных лет, 1970, Лирика, 1980).

Слайд 2

В 1914 г. Хасан Туфан поступил в уфимское медресе "Галия". В 1918-1924 гг. учительствовал в школах Сибири и Урала, в 1924-1928 гг. - в школе слободы "Бишбалта" Казани. В 1928-1930 гг. совершил пешее путешествие по республикам Закавказья и Средней Азии. За 2 года путешествия он изучил язык, литературу и фольклор народов Киргизии, Узбекистана и Туркменистана.Вернувшись из поездки, Х.Туфан в 1930-1934 гг. работает редактором Татарского радиокомитета, потом несколько лет ответственным секретарем журнала "Совет Әдәбияты" (ныне "Казан утлары"). В 1940 г. Х.Туфан был необоснованно репрессирован и на долгие годы отлучен от жизни родного народа и родной литературы. И лишь в 1956 г., после смерти Сталина, поэт возвращается в Казань.

Слайд 3

Хасан Туфан Х.Туфан начал печататься в 1924 г. А через 2-3 года о нем уже заговорили и читатели, и критики, и литературная общественность. Х.Туфан одним из первых привнес в татарскую поэзию тему рабочего класса, его труда и борьбы. Уже на рубеже 20-30 гг. им созданы такие значительные произведения, как "Уральские эскизы", "Между двух эпох", "Бибиевы" и др. Эти лирико-эпические поэмы вошли в золотой фонд татарской поэзии. С середины 30 гг. в творчестве Х.Туфана начинается новый период. Поэт переходит от эпоса к лирике. Многие лирические стихи стали популярными в народе песнями. Поэзия Х.Туфана военных и послевоенных лет обогащается глубоким философским содержанием, отличается зрелостью поэтической мысли. В 50-60-х гг. поэзия Туфана достигает новых высот. Он создает целый ряд таких произведений, которые вправе считаться жемчужинами татарской поэзии. В творчестве поэта последнего времени мы видим значительность и активность поднятых проблем, напряженность мысли. За сборник стихов "Избранные произведения" (1964) Х.Туфану в 1966 г. присуждена Государственная премия Татарстана им. Г.Тукая.

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

ПРОЙДИ, СКЛОНИВ ГОЛОВУ Меня поэтом мать не родила, Мой стих - итог пережитого: Всех предков горести, надежды и дела В душе моей живут и просят слова. Рабами были прадеды и деды, Но я за гордость в горе их люблю. Иного - хан, Иного - бай, Иных - нужды и беды Вгоняли в смертную петлю. Когда бы стали в ряд те, кто века За волю шли на смерть, не размышляя, Он растянулся бы в длину материка От Лиссабона до Шанхая! Сошли в могилу деды, завещав Надежду, что сведем мы с прошлым счеты, Избавимся от рабства и расправ, От виселиц и всяческого гнета.