Постановка звука ж упражнения. Открытое занятие «Постановка звука ». Задания для детей по дифференциации звуков «З» и «С»

Ульяна Матвеева
Конспект логопедического занятия «Постановка звука [Ж]»

Логопедическое занятие

Тема занятия : Постановка звука «Ж»

Учитель - логопед : Матвеева Ульяна Александровна

Формы работы : индивидуальная

Цель занятия :

Уточнение артикуляции звука Ж , постановка звука Ж , закрепление в изолированном произношении.

Задачи занятия :

1. Образовательные :

Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звука Ж .

Учить давать чёткую характеристику изучаемому звуку .

2. Коррекционно-развивающие :

Развивать слуховое и зрительное внимание.

Способствовать совершенствованию артикуляционной моторики, речевого дыхания, координации речи с движением.

Совершенствовать навыки звукового анализа .

3. Воспитательные :

Формировать функции контроля и самоконтроля.

Дидактические средства : карточки-буквы, профиль артикуляции звука , предметные картинки.

Структура и содержание занятия

Этапы деятельности на занятии

Этап мотивации - Сегодня к нам пришёл необычный гость. Отгадай загадку и узнаешь, кто это.

Летит, жужжит

Сядет, молчит.

Ребенок отгадывает загадку.

Правильно, жук, посмотри, какой жучок к нам прилетел. Формировать положительное отношение к учебной деятельности. Личностные УУД

Этап актуализации знаний -Жуку захотелось с тобой поиграть.

Выполнение артикуляционной гимнастики.

«Сказка о Веселом язычке»

1. Для губ :

Этот домик – рот.

Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так : рот открыт : «Улыбочка» .

Рот закрыт : «Трубочка»

«Ребята-лягушата»

Тянуть губки прямо к ушкам –

очень нравится лягушкам,

Улыбаются, смеются,

а глаза у них как блюдца.

«Ребята-слонята»

Подражаю я слону,

Губки хоботком тяну.

2. Для языка :

В этом домике, дружок,

живет веселый язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка.

И немножко, шалунишка.

Вот он вышел погулять,

на крылечке загорать (язык лежит на нижней губе)

«Лопата»

Язык лопатой положи, и немного удержи,

Он тихонечко лежит и нисколько не дрожит.

Вот подул легкий ветерок и язычок поежился. (язык «стрелочкой» ,спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть) .

А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д-д-д-д» ).

Язычок не скучал дома, потолок побелил.

«Маляры»

(мы сегодня маляры – потолок побелим мы) .

Язычок посмотрел на часы, они тикали : «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта) «часики» .

“Пора и мне спать”, - подумал Язычок. Выработать правильные, полноценные движения органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков .

Регулятивные УУД

Этап выявления затруднений - А теперь посмотри на эти картинки и отгадай загадку.

(На доске несколько картинок : жук, паук, птица)

Логопед читает загадку :

Я на ветке сижу,

Я на ветке сижу

Букву ж все твержу

Зная твердо букву эту

Я твержу весной и летом.

Кто это жужжит на ветке? Найди картинку.

Ребенок отгадывает загадку, находит картинку отгадку.

Какой первый звук в слове «жук» ? Этот звук напоминает жужжание жука.

Ребенок определяет первый звук в слове и вместе с логопедом формулирует тему занятия : «Постановка звука Ж » .

Сегодня мы будем учиться произносить звук Ж . Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали. Формировать интерес к учебному материалу.

Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Этап объяснения (добывания) нового знания - А теперь жук хочет узнать, умеешь ли ты жужжать. Давай попробуем.

Постановка звука Ж .

А) по подражанию – от [ш].

Давай произнесем звук ш-ш-ш . А теперь положи руку на мое горло, а я на твое, и произнесем звук ш с голосом . Послушай, как я.

Б) – сделай «Чашечку» , заведи ее за верхние зубки и с голосом подуй на язычок. Губки окошечком, зубки слегка приоткрыты.

В) с помощью зонда.

Молодец! А теперь давай полетаем вместе с жуком. (Летаем и присаживаемся на цветок, в этот момент делаем ударение на последний звук ж-ж-ж-ж )

Давай поиграем. Если услышишь звук Ж – хлопни в ладоши .

Развитие фонематического слуха.

Ж-Н-С-Ш-Д-Щ-Ч-З-Ж-К-Ц Формировать умение на основе анализа делать выводы.

Познавательные УУД

Закрепление во внешней речи Упражнение на развитие координации речи с движением.

У жука есть знакомый ёжик, который любит заниматься спортом.

Ребенок выполняет движения согласно тексту.

Ёж готовится к рекордам,

Будет заниматься спортом.

Ёжик лапки напрягает,

Штангу кверху поднимает.

Держит 1, 2, 3, 4, 5,

Можно штангу опускать.

Ёжик низко приседает,

И по камушкам шагает,

Возвращается обратно.

Расслабление приятно. Формировать умение слушать педагога.

Коммуникативные УУД

Самостоятельная работа с самопроверкой Закрепление положения органов артикуляции.

Произнесем еще раз звук Ж .

В каком положении находятся губы?

В каком положении находятся зубы – сомкнуты или раскрыты?

Где находится кончик языка?

Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки.

Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.

Что напоминает язычок?

(чашечку) . Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Регулятивные УУД

Рефлексивный. Включение нового в систему знаний. - Пропой «песенку жука» :

произнеси звук ж-ж-ж длительно на одном выдохе. Устанавливать связь между движением артикуляционных мышц и восприятием звука на слух . Познавательные УУД

Развитие фонематического анализа.

А) Игра “Поймай звук” (хлопни в ладоши, когда услышишь звук /ж/ )

Из ряда звуков : М, Ж, В, Р, Ж, Л,Ж….

Из ряда слогов : жа, ва, ло, жо, ду, жу…

Из ряда слов : жаба, стакан, прыжок, лопата, телевизор, жираф ….

Б) Распредели картинки под схемы :

(в начале слова)

(в середине слова)

Предварительно дети характеризуют звук Ж : согласный, твердый, звонкий.

На доске картинки : лыжи, жираф, желуди, пиджак, жилет, пижама, ежи, журнал.

Надо распределить картинки

под схемы : под первой схемой картинки, в названии которых звук Ж в начале слова , под второй схемой – Ж в середине слова.

В) Определение места звука /ж/ в слове по цифровому ряду : 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Логопед произносит слова : ужин, кожа, пожар, сапожки, пружина.

Знакомство с буквой Ж.

Посмотри внимательно. Это буква Ж. Как ты думаешь, на что она похожа?

Из каких элементов она состоит?

Молодец! А ты сможешь узнать букву Ж среди других?

Ж К Х Л Ж С М Х

А сейчас дорисуй букву Ж

Устанавливать связь между звуком и буквой . Познавательные УУД

Итог - Кто прилетал к нам в гости? Какой звук мы учились вместе с ним произносить?

Ребенок говорит, кто прилетал в гости, и какой звук учились произносить .

Давай произнесем его еще раз Ж-Ж-Ж.

С какой буквой познакомились? Покажи мне ее еще раз.

Называет букву, с которой познакомились.

Молодец. Занятие окончено .

Аня Кузнецова
Открытое занятие «Постановка звука [ж]».

Цель : постановка звука [ж] .

Задачи : 1. Уточнение артикуляции звука [ж] ;

2. Учить изолированному произношению звука [ж] ;

3. Знакомство с буквой Ж;

4. Развитие фонематического слуха;

5. Развитие фонематического анализа;

6. Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики;

7. Развитие внимания, памяти.

Оборудование : зеркало, игрушка – пчелка, предметные картинки, схемы для определения место звука в слове , пособие для дыхательной гимнастики, звуковая дорожка , презентация.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Приветствие.

Эмоциональный настрой.

2. Постановка цели , сообщение темы.

Логопед читает загадку :

Все жужжит она, жужжит

Над цветочками кружит.

Села, сок с цветка взяла

Мед готовит нам (пчела) .

К нам на урок прилетела пчелка, и приготовила много интересных заданий.

А как жужжит пчелка?

Получается ли у тебя так жужжать?

Сегодня будем учиться произносить звук [ж] . Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.

3. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Логопед. На цветочной полянке жила-была пчелка. И звали ее Жужжу. Она была очень веселой, потому что любила петь песенки. Вот летит однажды пчелка и видит, бабочки сидят на цветочках. Спрашивает она их

Пчелка Жужжу. Ж-ж-ж, бабочки, что с вами случилось, почему вы не летаете? Ведь такая прекрасная погода!

Бабочки. Не можем мы полететь, пошел дождик и намочил наши крылышки.

Пчелка Жужжу. Ж-ж-ж, бедные бабочки, вот если бы ветер вам помог, только в такую погоду он не подует.

Бабочки. Что же нам делать?

Пчелка Жужжу. Не переживайте, бабочки, мои друзья вам помогут. Коля, давай поможем бабочкам высушить их крылышки. Подуй на крылышки бабочек, и они обсохнут.

Логопед. Нужно сделать глубокий вдох носом и медленный, долгий выдох ртом.

Упражнение на дыхание «ПОДУЕМ на БАБОЧЕК» : вдох-выдох.

Упражнение «УЛЫБКА»

Логопед. Давай теперь покажем, как улыбнулась пчелка Жужжу бабочкам. (Счет от 1 до 10) .

Логопед. Развеселилась пчелка Жужжу и вот запрыгал у нее язычок, вверх – вниз. Покачаемся и мы.

Упражнение «КАЧЕЛИ»

Логопед. Захотелось пчелке Жужжу спеть песенку, да только язычок почему-то не слушался ее, давайте его накажем.

Упражнение «НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Ребенок произносит пя-пя-пя (пять раз) .

Логопед. Захотелось пчелке Жужжу попить чайку с медом, а чашечки-то нет, сделаем чашечку.

Упражнение «ЧАШЕЧКА»

Логопед. Попила пчелка Жужжу чая из чашечки и решила отдохнуть. Посмотрела по сторонам и увидела, под деревом грибок растет. Решила пчелка Жужжу полежать под ним. Улыбнулась она ему и сделала язычком грибочек. Давай и мы сделаем грибок.

Упражнение «ГРИБОК»

Логопед. Лежит пчелка Жужжу, отдыхает. Вдруг слышит лошадка копытами цокает. Захотелось пчелке Жужжу, научиться так же цокать язычком.

Упражнение «ЛОШАДКА» .

Логопед. Устала наша пчелка и полетела в домик, к своим друзьям пчелкам. И наш язычок тоже устал, положи его на нижнюю губу, пусть отдохнет.

4. Уточнение артикуляции [ж] (перед зеркалом) .

Губы вытянуты вперед. (ребенок повторяет.)

В каком положении зубы - сомкнуты или раскрыты?

Немного раскрыты, между зубами небольшая щель.

Где находится кончик языка?

После каждого вопроса логопед снова показывает артикуляцию звука ж , ребенок также еще раз произносит звук .

Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов, боковые края загнуты и имеют форму чашечки.

Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.

Покажи рукой, какой язычок?

Что напоминает язычок?

Чашечку.

5. Постановка звука [ж] .

А) по подражанию – от [ш].

Давай произнесем звук ш-ш-ш . а теперь положи руку на мое горло, а я на твое, и произнесем звук ш с голосом . Послушай, как я.

Б) – сделай «Чашечку» , заведи ее за верхние зубки и с голосом подуй на язычок. Губки окошечком, зубки слегка приоткрыты .

6. Характеристика звука .

Звук [Ж] - всегда твердый, звонкий согласный.

7. Закрепление изолированного произнесения звука .

Молодец! А теперь давай превратимся в пчелок и полетаем на цветочной поляне. («Летает» и «присаживается» на цветок, берет цветок и в этот момент делает ударение на последний звук ж-ж-ж-ж ).

8. Развитие фонематического слуха.

Давай поиграем в игру «поймай звук » . Если услышишь звук Ж –посвисти в дудочку.

Ж-Н-С-Ш-Д-Ж-Щ-Ч-З-Ж-К-Ц-Ж

9. Развитие фонематического анализа.

А) -У пчелки очень много друзей и она решила разбить их на 2 команды. В одной команде будут только те животные, в названии которых есть звук Ж (жираф, ежик, морж, жаворонок) . А в другой- нет звука Ж (заяц, енот, собака, лев) .

Каких животных мы выбрали?

Б) Игра на развитие внимания и памяти.

«Что изменилось?»

В) Распредели картинки под схемы :

(в начале, в середине и в конце слова) .

10. Физминутка «Пчёлка»

Прилетела к нам вчера

полосатая пчела (пчелка в правой руке)

А за нею шмель – шмелек

и веселый мотылек (переложить пчелку в левую руку)

Два жука и стрекоза как фонарики глаза (пчёлку передавать вокруг себя)

Пожужжали, полетали от усталости упали

(поднять пчёлку вверх, опустить на пол) .

11. Зрительная гимнастика.

«Маленькая пчелка»

12. Знакомство с буквой Ж.

У пчелки есть любимая буква -это буква Ж. Как ты думаешь, на что она похожа?

А ты сможешь узнать букву Ж среди других?

Ж К Х Л Ж С М Х

13. Развитие мелкой моторики.

Пчелка придумала для тебя интересное задание : выкладывание буквы из конструктора.

14. Домашнее задание.

Помоги пчелке добраться до цветочка, когда будешь вести пальчиком по дорожке, то необходимо жужжать вместе с пчелкой.

15. Подведение итогов.

Кто прилетал к нам в гости? Какой звук мы учились произносить? Давай произнесем его еще раз Ж-Ж-Ж.

Сюрпризный момент.

Публикации по теме:

Индивидуальное логопедическое занятие «Постановка звука [Л]» Наталия Васильева Цель. Формировать первоначальные произносительные умения звука [Л]. Задачи. 1. Коррекционно – обучающие: - Уточнить артикуляцию.

Тема: Индивидуальное занятие. Постановка звука «Л» Цели: Коррекционно-образовательные: - формирование правильного произношения звука [Л];.

Конспект логопедического занятия с глухими детьми 4 класс «Осень. Постановка звука [ш]»

Цели: -Постановка звук Ш -Развивать речевой слух. -Развивать речевое дыхание. -Развивать устную речь, обогащать словарь. -Развить логическое.

Разработала учитель - логопед

Некрасова Надежда Павловна

1. Изолированно произносить звук [Ж]:

Артикуляция как при звуке [Ш]: губы в форме «рупора» (округлены и слегка вытянуты, видны верхние и нижние резцы; зубы заборчиком, приближены друг к другу, но не смыкаются , язык в форме «чашечки», широкий кончик языка поднят к передней части нёба, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздушная струя слабее, чем при звуке [Ш], направлена так же по середине языка вверх, воздух теплый. Но есть голосовые особенности: звук произносится с голосом (связки сомкнуты и вибрируют).

Подражание жужжанию жука, пчелы, шмеля, вращению юлы и т.д.

Ж-ж-ж-ж-ж…

2. Автоматизация в слогах:

ЖА

ЖО

ЖУ

ЖИ

ЖЕ

3. Автоматизация в сочетаниях слогов:

Жа-жа-жа

Жо-жо-жо

Жу-жу-жу

Жи-жи-жи

Же-же-же

Жа-жо-жу

Жи-же-жа

Жо-же-жи

Жу-жо-же

Же-жа-жо

Жа - жо - жу - жи - же
Жи - жа - жо - жу - же
Жо - жа - жу - жи - же
Же - жа - жо - жи - жу
Жу - жа - жо - жи - же

Жа: жаль, жаба, жало, жатва, жать, Жанна, жадина, жалоба; жалеть, жакет, жасмин.

Жо, жё: жёлоб, жёлудь, жёлтый.

Жу, же: жук, Женя, жжение; жетон.

Жи: жить, жила, жидкий, жито; живой, живот, животное.

Ждать, жду, жгутик.

Жа: ежата, вожак, вожатый, пижама, бежать, лежать, уважать; кожа, лужа, лежа, кожаный.

Жо, жё: ожог, лужок, флажок, свежо, ножовка, медвежонок, утюжок, ежонок.

Жу, же: лежу, хожу, гляжу, покажу, уже, уважение; вижу, вяжут, лижут, мажут.

Жи: ножи, ужи, ежи, лежи, покажи, этажи, наживка; ежик, ужин, пыжик, дюжина, ухаживать, похожий, ужинать.

Джем.

6. Произносить слова со стечением согласных, голосом выделяя звук [Ж]:

Важный, каждый, бумажный, багажник, монтажный, можно, дождик, ложный, тревожный, ножницы, пирожное, художник, нужно, дружно, дружба, лыжник, булыжник, южный, вьюжный, таёжный, нижний, ближний, пижма, книжный, между, прежде, одежда, Надежда, нежный, прежний, вежливый, прилежный, однажды, дважды, побеждать.

7. Игра на автоматизацию звука [Ж] в словах:

Инструкция: фишка стоит на букве Ж; 2 клеточки вправо, 1 клеточка по диагонали вниз вправо... какое слово? и т. д. Если фишка останавливается на пустой клеточке, то предложите самостоятельно придумать слово со звуком [Ж].

8. Образовать существительное с уменьшительно-ласкательным значением:

Назови ласково.

Снег - снежок

стог -

сапог -

еж -

нож -

дождь -

утюг -

пляж -

9. ДИ «Волшебный куб»:

В кармашки куба вставить те картинки, в названии которых есть звук [Ж]. Затем, подбрасывая куб, определять место звука [Ж] в названии выпавшей картинки.

10. Проговаривать слова с двумя звуками [Ж]:

Жажда, жижа, жужжать, желтокожие.

11. ДИ «Ромашка»:

Подобрать к ромашке те лепестки, в названии картинок которых есть звук [Ж].


12. Образовать родственные слова:

кожа - (кожаный, кожица, кожный …)

уж - (ужонок, ужата, ужиха, ужинный …)

ёж - (ежонок, ежата, ежиха, ежиный, ежовые, ёжиться …)

13. ДИ «Сосчитай до 5»:

ежонок -

пиджак -

ужонок -

14. Проговаривать словосочетания, голосом выделяя звук [Ж]:

Кожаный жакет жидкий мёд

нежная кожа жадный Женя

мягкая пижама вьюжный день

отважный капитан бумажная жаба

мамин утюжок модный пиджак

бежевый жакет Женины тапки

новый утюжок бумажный жук

важный медвежонок надёжный вожак

Женина пижама снежный ком

желтокожие жёлуди дюжина ежей

15. Проговаривать предложения:

Предложения проговаривать по блокам (первый абзац, после того как все хорошо произнесено - второй абзац и т. д.)

Вова - вежливый ребенок. Тетради на нижней полке. Багажный вагон впереди. Мама купила пирожное. Между деревьев снежная баба. Женя вытряхивает одежду. У Гены бумажная жаба. Сапожник починил обувь. Монтажники выполняют важную работу. Победитель - лыжник награжден подарками. В книжном магазине можно найти нужную книгу. Булыжник был мокрый от дождя.

Женя жуёт ежевику. У ужа ужата. Монтажнику нужна ножовка. У Жанны кожаный жакет. Женя и Жанна ужинают. У Жанны бумажная жаба. Ежата ждут маму-ежиху. Над пижмой жужжат жуки. Художник едет в Кижи. У ежихи и ежа ежата. Пижама, жакет и пиджак - это одежда. Женя живёт на пятом этаже.

Пижма пахнет нежно. Женин папа - художник. Медвежонок жуёт жито. У Жени живые ужи. Жанна даёт Жене ежевику. Женя вяжет маме жакет. Нет манжет у пижамы. Ежевика в бумажном пакете. Между пнями живут жабы. У Жени на ужин ежевика. У детей пижамы и жакеты. У жука надёжный дом между ветвей.

Дружно живёт детвора. Легко бежать по накатанной лыжне. У Жоры отец—монтажник, а у Жени - художник. Мой друг живёт на нижнем этаже. На нижней полке этажерки лежит журнал. Жора бережёт одежду. Женя ожидает, когда перестанет дождик. Дождик лил уже дважды - жди урожай на грибы. Между окнами жужжит жук. Женя дважды побеждал в лыжных гонках. Дружно падают желуди.

16. Проговаривать тексты:

Тексты проговаривать при условии, что в речи есть звук [Р].

Женя-рыбак.

Женя любит удить. Он сам сделал удочку. Леску из жилки, блесну из железки. Уже рано утром Женя бежит удить. На лужайке Женя ловит жуков и копает червей. Это будет наживка. Наживку Женя держит в банке.

Бежит Женя к реке. Терпеливо ждет клёва. Рыбу он держит в ведре: так она будет свежее. Рыба шевелит жабрами. Приближается жара, и Женя идёт домой. Будет уха из свежей рыбы.

Рыжик.

Был у Рыжухи жеребенок. Жеребенок был рыжий. Женя звал его Рыжиком. Рыжик был слабый, еле на ногах держался. Рыжуха жалела жеребенка. Женя тоже жалел Рыжика. Ухаживал и помогал Рыжику. Когда Рыжик окреп, Женя водил его на лужок. Рыжик любил кружить по лужайке. Покружит, покружит и ляжет под стожок. Когда Рыжуху впрягли в телегу, Рыжик бежал рядом. У реки Рыжуху выпрягли. Рыжуха купалась сама, а Рыжика купал Женя. За лето Рыжик окреп.

17. Проговаривать чистоговорки:

У жука надежный дом,

Жук живет, не тужит в нем.

Жук жужжит, не унывает,

Жу-жу-жу он напевает.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа

Тут ежата у ежа.

Жи-жи-жи, жи-жи-жи

Мне ежаток покажи.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа

Уходите от ежа.

Жи-жи-жи, жи-жи-жи

В моем доме этажи.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа

Подо мной два этажа.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа

Надо мной два этажа.

Же-же-же, же-же-же

На каком я этаже?

Жужжит над жимолостью жук.

Тяжелый на жуке кожух.

Каждый жук жужжит о том,

Как же жутко быть жуком -

Каждый может обижать.

Как об этом не жужжать?

Золотистый, как из бронзы,

Жук кружится возле розы

и жужжит: "Жу-жу, жу-жу"

Конспект занятия по постановке звука Ж

Тема. Постановка звука ж .

Цель: постановка звука ж и закрепление нормальной артикуляции в изолированном произношении.

Задачи:

1. Развитие речевой моторики;

2. Развитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

3. Уточнение артикуляции звука ж ;

4. Закрепление связи звука и буквы ж.

Содержание занятия

    Организационный момент.

Логопед: сядет тот, кто назовет слово, которое начинается со звука ш .

    Сообщение темы.

На доске - несколько картинок (жук, паук, кошка).

Логопед: отгадайте загадку:

Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я на ветке сижу, Я на ветке сижу, Букву ж все твержу.

Зная твердо букву эту, Я жужжу весной и летом.

Кто это жужжит на ветке? Найдите картинку. (Жук.) Да, это жук. Покажите букву, с которой начинается слово жук. (Буква ж вывешивается на доске.) Эта буква обозначает звук ж. Этот звук напоминает жужжание жука: ж-ж-ж-ж.

Сообщение темы занятия: Сегодня мы будем учиться произносить звук ж. Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.

3. Артикуляционная гимнастика. Для губ: улыбка-трубочка.

Для языка: сделать язык широким, широкий язык на верхнюю губу, широкий язык на нижнюю губу; широкий кончик языка поднять на верхние зубы, широкий кончик языка опустить на нижние зубы, то же за верхние зубы, за нижние зубы; сделать "лодочку", сделать чашечку вне ротовой полости, убрать чашечку в рот, подуть на чашечку.

4. Постановка звука ж. Используется прием постановки путем озвончения звука ш.

Логопед: Приложите руку к горлышку. Произнесите звук ш, а теперь скажи те его громко, так, чтобы горлышко дрожало. Получается звук ж.

После длительного произнесения уточняем, что так жужжит жук. Дети поочередно произносят этот звук. Поправляю и уточняю артикуляцию звука. В случае затруднений одна рука ребенка прикладывается к горлу логопеда, другая кладется на область гортани ребенка. Логопед воспроизводит звук ж, ребенок имитирует, используя тактильно-вибрационные ощущения.

5. Уточнение артикуляции звука ж.

Логопед: Произнесем еще раз звук ж. В каком положении губы при произношении звука ж ?

Губы вытянуты вперед. (Все дети повторяют.)

В каком положении зубы - сомкнуты или раскрыты?

Немного раскрыты, между зубами небольшая щель.

Логопед: Где находится кончик языка?

После каждого вопроса показываю артикуляцию звука ж, дети также еще раз произносят звук.

Логопед: Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. (Все дети повторяют.) Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки (показываю положение языка с помощью кисти руки).

Покажите рукой, какой язычок? (Дети показывают.)

- Что напоминает язычок?

Чашечку.

Описываю артикуляцию звука ж, сопровождая ее движением кисти руки, изображающей форму чашечки. Дети повторяют.

6. Развитие фонематического анализа.

а) Игра "Подними флажок".

Логопед: я называю слова: жаба, парта, лампа, дверь, кожа, лопата, жираф, ежик, а вы поднимите флажок, если в слове есть звук ж.

б) Игра «Распредели картинки».

На доске выставляются картинки: пожар, лужа, жасмин, жук, жаба, лыжи, пижама, желуди, пиджак.

Логопед: Распределите картинки на две группы: слева положите картинки, в на звании которых звук ж в начале слова, а справа те картинки, в названии которых звук ж в середине слова (называю сначала все картинки, выделяя голосом звук ж в слове).

в) Игра «Найди место звука ж в словах».

У детей цифры 1, 2, 3. Логопед произносит слова, дети определяют, какой по счету звук ж в слове (первый, второй или третий), и поднимают соответствующую цифру. Слова: жарко, ужин, желтый, ожог, железо, пожар, жидкий, сажать.

7 . Закрепление связи между звуком и буквой ж.

- Посмотрите на букву ж. Что она напоминает, на что похожа?

На жука.

- Сложите из палочек букву ж. А затем подберите картинки, в названии которых есть звук ж.

Во время самостоятельного выполнения этого задания индивидуально занимаюсь с теми детьми, у которых артикуляция звука ж еще недостаточно закреплена.

8. Подведение итогов занятия.

Какой звук мы учились произносить?

Звук ж.

Как произносится звук ж?

Дети повторяют артикуляцию звука ж.

При артикуляции звука Ж

  1. губы округлены и слегка выдвинуты вперед;
  2. зубы сближены;
  3. широкий кончик языка приподнят к альвеолам или к переднему краю твердого неба и образует с ним щель; средняя часть спинки языка опускается, но края языка прижаты к боковым зубам; задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад;
  4. посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;
  5. мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот;
  6. голосовые складки напряжены, колеблются и дают голос.

Автоматизация звука Ж

1.Закрепляем произношение звука Ж в прямых слогах.

1). Проговаривать слоги 3-4 раза:
жа-жа-жажо-жо-жожу-жу-жужи-жи-жижэ-жэ-жэ
2) Проговаривать слоги с изменением ритмического рисунка:
жа-жа – жа-жа-жажо-жо – жо-жо-жожу-жу – жу-жу-жу
жи-жи – жи-жи-жижэ-жэ – жэ-жэ-жэ
3) Проговаривать слоги с изменением ударения:

жа-жа-жажо-жо-жожи-жи-жижэ-жэ-жэжу-жу-жу
жа-жа-жажо-жо-жожи-жи-жижэ-жэ-жэжу-жу-жу
4) Повторять слоги 3-4 раза:
жа-жо-жу-жижу-жа-жи-жожо-жу-жа-жи

  1. 2.

Слова со звуком Ж в начале:
Жаль, жаба, жалить, жало, жалко, жатка, жакет, жатва, жалоба, Жанна, жадина, жадный, жасмин; жидкий, жить, живу, живой, живёт, жила, живот, животное, жидкий, жильё, жилой; желтеть, желток, желе, Женя, жёлтый, жёлудь, жёлоб; жук.

  1. 3.

Слова со звуком Ж в середине:
Ежата, вожак, вожатый, пижама, бежать, лежать, пожар, пожарник, кожа, Снежана, уважать, лужа, лёжа; ожог, лужок, флажок, бережок, ужонок, утюжок, лежу, хожу, гляжу, покажу, вижу, вяжут, лижут, мажут, уже, уважение; ножи, ежи, лежи, покажи, наживка, ужиха, ёжик, лыжи, ужин, пыжик, дюжина, ужинать, ухаживать, ежевика.

  1. 4. Закрепляем произношение звука Ж в словах с прямым слогом.
    «Один - много»:

    Проговаривать оба слова:
    жук – жуки
    лужа – лужи
    жаба – жабы
    лыжа – лыжи
    ёжик – ёжики
    ужонок – ужата
    желток – желтки
    ежонок – ежата
    жакет – жакеты
    ножик – ножики
    живот – животы
    жёлудь – жёлуди
    пижама – пижамы
    медвежонок – медвежата
  1. 5. Закрепляем произношение звука Ж в словах с прямым слогом.
    «Назови ласково»:
    снег – снежок
    утюг – утюжок
    ёж – ёжик
    стог – стожок
    сапог – сапожок
    живот – животик
    жук – жучок
    флаг – флажок
    луг – лужок
    берег – бережок
    круг – кружок
    жакет – жакетик
  1. 6. Закрепляем произношение звука Ж в словах с прямым слогом.
    Послушай слово, замени первый звук в нём на звук Ж и произнеси новое слово:

    лук - … (жук), зал – …, дать – …, баба – …, мало – …, пакет – …, бетон – …, билет – …, пучок – …, вилка – …, болеть – …, Веня – ….
  1. 7. Закрепляем произношение звука Ж в словах с прямым слогом.
    Послушай слово и раздели его на слоги (отхлопай):
    этажи (э-та-жи), ужонок, ужата, жёлуди, кожа, живот, животы, жасмин, жасмины, жучок, жук, сапожок, утюжок, ёжик, ёж, снежок, жадина, ежевика, флажок, жилет,
    жаль, покажи, вяжут.
  1. 8. Закрепляем произношение звука Ж в словах с прямым слогом.
    Выучить родственные слова:
    ёж – ёжик, ежонок, ежата, ежиха, ежиный;
    уж – ужик, ужонок, ужата, ужиха, ужиный.
  1. 9.
    «Веселый счет: 1 – 2 – 5 »:
    1 жук – 2 жука – 5 жуков
    1 ёжик – 2 ёжика – 5 ёжиков
    1 ежонок – 2 ежонка – 5 ежат
    1 ежиха – 2 ежихи – 5 ежих
    1 ёж – 2 ежа – 5 ежей
    1 жеребёнок – 2 жеребёнка – 5 жеребят
  1. 10. Закрепляем произношение звука Ж в словосочетаниях.
    «Веселый счет: 1 – 2 – 5 »:
    1 нож – 2 ножа – 5 ножей
    1 уж – 2 ужа – 5 ужей
    1 ужиха – 2 ужихи – 5 ужих
    1 ужонок – 2 ужонка – 5 ужат
    1 жёлудь – 2 жёлудя – 5 желудей
    1 медвежонок – 2 медвежонка – 5 медвежат
  1. 11. Закрепляем произношение звука Ж в словосочетаниях.
    сумка из кожи (какая?) – кожаная
    жакет из кожи (какой?) – кожаный
    пальто из кожи (какое?) – кожаное
    сапожки из кожи (какие?) – кожаные
    лопата из железа (какая?) – железная
    гвоздь из железа (какой?) – железный
    ведро из железа (какое?) – железное
    вёдра из железа (какие?) – железные
    начинка из ежевики (какая?) – ежевичная
    сок из ежевики (какой?) – ежевичный
    варенье из ежевики (какое?) – ежевичное.
  1. 12. Закрепляем произношение звука Ж в словосочетаниях.
    «Чей? Чья?»:
    У ЖУРАВЛЯ голова (чья?) – журавлиная
    клюв (чей?) – журавлиный
    перо (чьё?) – журавлиное
    крылья (чьи?) – журавлиные
    У МЕДВЕДЯ голова (чья?) – медвежья
    хвост (чей?) – медвежий
    ухо (чьё?) – медвежье
    лапы (чьи?) – медвежьи
  1. 13. Закрепляем произношение звука Ж в словосочетаниях.
    «Чей? Чья?»:
    У ВЕРБЛЮДА голова (чья?) – верблюжья
    хвост (чей?) – верблюжий
    ухо (чьё?) – верблюжье
    ноги (чьи?) – верблюжьи
    У НОСОРОГА голова (чья?) – носорожья
    хвост (чей?) – носорожий
    ухо (чьё?) – носорожье
    ноги (чьи?) – носорожьи
  1. 14. Закрепляем произношение звука Ж в словосочетаниях.
    Согласование прилагательного с существительным в роде и числе.
    «Веселый счет: 1 – 2 – 5 »:

    1 кожаный жакет – 2 кожаных жакета – 5 кожаных жакетов;
    1 жёлтая пижама – 2 жёлтых пижамы – 5 жёлтых пижам;
    1 жужжащий жук – 2 жужжащих жука – 5 жужжащих жуков;
    1 неуклюжий медвежонок – 2 неуклюжих медвежонка – 5 неуклюжих медвежат.
  1. 15.
    У ежа ежата. У моржа моржата. У ужа ужата. Жаба лежит в луже. Жаба лежит в луже. Женя точит ножи. У Жанны жёлтая пижама. Жанна живёт на пятом этаже. У Снежаны живёт живой ёжик. Жук жужжит: ж-ж-ж-ж. покажи свой ножик, Женя. Жора выбежал на лужок. В саду крыжовник и ежевика.
  1. 16.
    Под дубом лежат желтокожие жёлуди. Рядом с ежом бежали ежата. Летят журавли, а впереди вожак. Дети не обижают животных, и животные любят их. На полке лежит флажок. В клетке неуклюжий медвежонок. В комнате желтый абажур.
  1. 17. Закрепляем произношение звука Ж в предложениях.

    ухаживать за ежонком
    Я ухаживаю за ежонком,
    ты ухаживаешь за ежонком,
    он …,
    она …,
    мы …,
    вы …,
    они ….
  1. 18. Закрепляем произношение звука Ж в предложениях.
    Спряжение в настоящем времени по образцу.

    бежать за медвежонком
    Я бегу за медвежонком,
    ты бежишь за медвежонком,
    он …,
    она …,
    мы …,
    вы …,
    они ….
  1. 19. Закрепляем произношение звука Ж в предложениях.
    Закончи предложения о ежихе с ежатами.
    В нашем лесу живут … (ежиха с ежатами).
    Под кустом сидят …
    Женя бежит к …
    Жанна бежит за ….
  1. 20. Закрепляем произношение звука Ж в чистоговорках.
    Выучить:
    Жа-жа-жа – ходят два ежа.
    Жо-жо-жо – выйду на лужок.
    Жу-жу-жу – ленту повяжу.
    Жи-жи-жи – у меня ножи.
  1. 21.
    Выучить:
    * * *
    Бедный ёжик ёжится:
    Всё ему не можется.
    И синеет кожица –
    Так ему неможется.
    * * *
    Жук жужжал, жужжал, жужжал,
    Вол лежал, лежал, лежал,
    А потом спросил:
    - Скажите, для чего вы так жужжите?
  1. 22. Закрепляем произношение звука Ж в стихах.
    Выучить:
    Южный пляж
    Я лежу на южном пляже,
    Лень желать чего-то даже.
    Жутко жить на жарком ложе –
    Ведь обжечь же кожу может.
    * * *
    Жужжит над жимолостью жук,
    Тяжёлый на жуке кожух.
  1. 23. Закрепляем произношение звука Ж в стихах.
    Выучить:
    * * *
    Жук жужжит: «Жу-жу-жу!
    Я живу, не тужу,
    Я на ветке сижу
    И жужжу, жужжу, жужжу».
    * * *
    Шьёт своим ежатам ёжик
    Восемь кожаных сапожек.
    Каждому на ножки
    Ежиные сапожки.

  1. 24. Закрепляем произношение звука Ж в стихах.
    Выучить:
    * * *
    Ель на ёжика похожа,
    Ель в иголках, ёжик тоже.


Бедняга ёж

Журавлёнок, у лужи кружа,
Медвежонка толкнул на ежа.
Прожужжал уважаемый жук:
«Тяжело же бедняге ежу!»

  1. 25. Закрепляем произношение звука Ж в слогах со стечением согласных.
    жма-жмо-жму-жмы
    жда-ждо-жду-жды
    жна-жно-жну-жны
    жла-жло-жлу-жлы
    ажм-ожм-ужм-ыжм
    ажд-ожд-ужд-ыжд
    ажн-ожн-ужн-ыжн
    ажл-ожл-ужл-ыжл
    мжа-мжо-мжу-мжи
    джа-джо-джу-джи
    нжа-нжо-нжу-нжи
    лжа-лжо-лжу-лжи
    ажма-ожма-ужма-ыжма
    яжма-ёжма-южма-ижма-ежма
  1. 26. Закрепляем произношение звука Ж в словах со стечением согласных.
    Проговаривать слова, четко произнося звук Ж.
    Важно, нужно, можно, важный, бумажник, бумажный, нужный, каждый, ножницы, художник, дружный, лыжник, лыжный, лыжня, пирожные, книжный, нежный, прилежный, вежливый, ближний, вьюжный, снежный, таёжный.
    Вражда, нужда, побеждать, награждать, одежда, надежда, дождик, ждать.
  1. 27. Закрепляем произношение звука Ж в предложениях со стечением согласных.
    На пеньке ложные опята. Художник рисует лыжников. Одежда промокла под дождём. На книжной полке много книг. Лыжники бегут по лыжне. У канарейке нежный голос. Дети ели пирожные. Сегодня награждают победителей. У нас дружная семья. Зима вьюжная и снежная. Каждый день мы гуляем в ближнем лесу.
    Важные документы лежат в бумажнике. Женя вырезает ножницами бумажные кружева. Жора – вежливый и прилежный мальчик. Медведь – таёжный житель. Жанна идёт к багажному вагону. Снежане купили новую одежду. После дождя можно бегать по лужам.
  1. 28. Закрепляем произношение звука Ж в стихотворениях со стечением согласных.

    * * *
    Каждый жук жужжит о том,
    Как же жутко быть жуком, -
    Каждый может обижать.
    Как об этом не жужжать?
    * * *
    Неуклюжий медвежонок
    Ежедневно ужин ждёт,
    Ведь на ужин медвежонок
    Пьёт охотно жидкий мёд.
  1. 29. Закрепляем произношение звука Ж в стихотворениях со стечением согласных.
    Выучить стихотворения, четко произнося звук Ж.
    * * *
    Дождик, дождик,
    Лей, лей!
    Капель не жалей! Лей!
    Дождик, дождик,
    Ты нам нужен! –
    Пели жабы, лёжа в луже.
    * * *
    Жадная жаба на свете живёт,
    Жадность той жабе спать не даёт.
    Даже жутко – не одна
    Такая жадная она!