Под насыпью во рву. Анализ стихотворения блока железная дорога. Анализ стихотворения "На железной дороге"

Марии Павловне Ивановой

Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.

Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную,
Ждала, волнуясь, под навесом.

Три ярких глаза набегающих —
Нежней румянец, круче локон:
Быть может, кто из проезжающих
Посмотрит пристальней из окон…

Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.

Вставали сонные за стеклами
И обводили ровным взглядом
Платформу, сад с кустами блеклыми,
Ее, жандарма с нею рядом…

Лишь раз гусар, рукой небрежною
Облокотясь на бархат алый,
Скользнул по ней улыбкой нежною,
Скользнул — и поезд в даль умчало.

Так мчалась юность бесполезная,
В пустых мечтах изнемогая…
Тоска дорожная, железная
Свистела, сердце разрывая…

Да что — давно уж сердце вынуто!
Так много отдано поклонов,
Так много жадных взоров кинуто
В пустынные глаза вагонов…

Не подходите к ней с вопросами,
Вам все равно, а ей — довольно:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена — все больно.

Анализ стихотворения «На железной дороге» Блока

Стихотворение «На железной дороге» (1910 г.) входит в цикл Блока «Родина». Поэт изобразил не просто случайный эпизод гибели женщины под колесами паровоза. Это символический образ тяжелой русской судьбы. Блок указывал, что сюжет основан на трагической истории гибели Анны Карениной.

Несомненно лишь то, что героиня глубоко несчастна. Приходить на станцию ее заставляют страдания и надежда на счастье. Перед прибытием паровоза женщина всегда сильно волнуется и старается придать себе более привлекательный вид («нежней румянец», «круче локон»). Такие приготовления характерны для девушки легкого поведения. Но вряд ли железнодорожная платформа подходящее место для поиска клиентов.

Блок предлагает читателю самому «дорисовать» судьбу женщины. Если это крестьянка, то она может пытаться вырваться из деревенской жизни. Автор особо выделяет мимолетную улыбку гусара, которая на мгновенье подарила девушке надежду. Эта сцена напоминает «Тройку» Некрасова. Разница лишь в средстве передвижения.

Но дня проходят за днями, а пассажирам проходящих паровозов нет никакого дела до одинокой девушки. Ее молодость безвозвратно проходит в тоске и бесполезном ожидании. Героиня приходит в отчаяние, ее бесконечные «поклоны» и «жадные взоры» не приводят ни к какому результату. Подруги, вероятно, уже давно нашли себе спутников жизни, а она до сих пор живет в своем воображении. В таком состоянии она принимает решение о самоубийстве. Железная дорога забрала у нее молодость, пускай забирает и ее жизнь. Физическая смерть больше не имеет значения, так как девушка уже давно «любовью… раздавлена». Она испытала настоящую боль при жизни.

В последней строфе автор предупреждает: «Не подходите к ней с вопросами, вам все равно…». Казалось бы, это мертвой девушке уже «все равно». Но Блок специально заостряет на этом внимание. Люди посудачат и разойдутся по своим делам, забыв о случившемся. А девушка испила чашу страданий до конца. Смерть стала для нее облегчением. Обсуждение ее судьбы и мотивов, толкнувших на самоубийство, станет осквернением памяти чистой души.

Стихотворение «На железной дороге» заставляет задуматься о причинах, толкающих молодых и здоровых людей на самоубийство. В христианстве это считается страшным грехом. Но к такому шагу может привести обычное равнодушие окружающих, которые в нужный момент не захотели поддержать отчаявшегося человека.

Посвящается Марии Павловне Ивановой

В полной мере ощутить глубину трагедии можно в стихотворении Александра Блока «На железной дороге», которое поэт написал летом 1910 года и посвятил Марии Павловне Ивановой. Что хотел автор передать женщине вопрос, история донесла до нас только то, что у Александра с семьей Павловых были тесные приятельские отношения.

В стихотворении рассказывается о гибели девушки под колёсами поезда. Уже с первых строк стихи цепляют за живое и не отпускают до последней буквы. Подчеркнуть красоту погибшей девушки Блок хочет использованием символизма. Цветной платок поверх косы говорит о молодости женщины, а некошеный ров подчеркивает точку жизненного пути, тот момент, когда человеку уже нет дело до мирских забот.

Ожидание без ответа

Девушка жила недалеко от железной дороги и часто под навесом ждала, когда пройдёт поезд. Этот момент из второго четверостишья говорит, что погибшая была местной жительницей и вряд ли железная дорога была ей в диковинку. Она ждала, когда мимо пролетали поезда, что кто-то посмотрит на неё из звенящих окон, но дела да одинокой девушки возле путей никому не было.


Автор не вдаётся в подробности, но анализ без погружения в глубины строк говорит, что красавица испытала в жизни немало горьких минут. Возможно, её возлюбленный не ответил взаимностью, может быть, она не могла сказать «да» на чьи-то страстные слова. Как мы увидим из концовки стихотворения, это и не важно.

Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.

Безучастие железной дороги

В царской России цвет вагонов зависел от класса. Плакали и пели в зелёных, потому что это вагоны 3 класса, где ехали простолюдины. Жёлтые вагоны были второго, а синие первого класса. Там ехали больше по делам, вдали от песен и плача, состоятельные пассажиры. Девушка возле железной дороги не вызвала интереса ни у кого.

Поезда и теперь, когда погибшая лежит возле путей, пробегают мимо со свистом, но до ней и сейчас нет дела. Не нужна была живой, уж, тем более не нужна мёртвой. Только раз взглянул было из вагона гусар, да и то сделал это из природного любопытства.

Блок не зря выбрал местом трагедии железную дорогу, ведь мчавшиеся по ней поезда хорошо символизируют пробегающую молодость. Только вчера девушка была румяна и блистала красой, а сегодня лежит во рве и только взгляд остался, как у живой. Она жила надеждой и верой, но пустынные глаза вагонов были безразличны – никто не взглянул приветливо из окошка, никто не приласкал в жизни и вот путь кончен.

Эпилог

В заключении стихотворения Блок сравнивает погибшую девушку с живой и не советует никому подходить к ней с вопросами. В конце концов, неважно, что её убило – любовь, грязь жизни или колёса поезда! Факт остаётся один – независимо от причины гибели девушке больно, ведь всё равно где-то там придётся ответить за ранний уход, за то, что не выпила чашу жизни до дня, не поделилась с миром своей красотой.

Несмотря на драматизм стихотворения, есть в нём и ростки жизни. Блок учит нас ценить жизнь и до конца пить её горькую чашу, ведь дар рождения дан нам свыше. Также автор намекает, что молчание, порой, лучше, чем неуместные вопросы.

Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.

Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную,
Ждала, волнуясь, под навесом.

Три ярких глаза набегающих -
Нежней румянец, круче локон:
Быть может, кто из проезжающих
Посмотрит пристальней из окон…

Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.

Вставали сонные за стеклами
И обводили ровным взглядом
Платформу, сад с кустами блёклыми,
Ее, жандарма с нею рядом…

«На железной дороге» Александр Блок

Марии Павловне Ивановой

Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.

Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную,
Ждала, волнуясь, под навесом.

Три ярких глаза набегающих —
Нежней румянец, круче локон:
Быть может, кто из проезжающих
Посмотрит пристальней из окон…

Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.

Вставали сонные за стеклами
И обводили ровным взглядом
Платформу, сад с кустами блеклыми,
Ее, жандарма с нею рядом…

Лишь раз гусар, рукой небрежною
Облокотясь на бархат алый,
Скользнул по ней улыбкой нежною,
Скользнул — и поезд в даль умчало.

Так мчалась юность бесполезная,
В пустых мечтах изнемогая…
Тоска дорожная, железная
Свистела, сердце разрывая…

Да что — давно уж сердце вынуто!
Так много отдано поклонов,
Так много жадных взоров кинуто
В пустынные глаза вагонов…

Не подходите к ней с вопросами,
Вам все равно, а ей — довольно:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена — все больно.

Анализ стихотворения Блока «На железной дороге»

Стихотворение Александра Блока «На железной дороге», написанное в 1910 году, входит в цикл «Одина» и является одной из иллюстраций дореволюционной России. Сюжет, по признанию самого автора, навеян произведениями Льва Толстого. В частности, «Анной Карениной» и «Воскресеньем», главные героини которых погибают, не в силах пережить собственного позора и утратив веру с любовь.

Картина, которую мастерски воссоздал в своем произведении Александр Блок, величественная и печальная. На железнодорожной насыпи лежит молодая красивая женщина, «как живая», однако уже с первых строк явно, что она погибла. Причем, не случайно, а бросилась под колеса проходящего поезда. Что заставило ее совершить этот страшный и бессмысленный поступок? Ответ на этот вопрос Александр Блок не дает, считая, что если при жизни его героиня не была никому нужно, то после ее смерти тем более нет смысла искать мотивацию самоубийству. Автор лишь констатирует свершившийся факт и рассказывает о судьбе той, которая погибла в расцвете сил .

Кто она была – понять сложно. То ли благородная дворянка, то ли простолюдинка. Возможно, она принадлежала к достаточно огромной касте дам легкого поведения. Однако тот факт, что красивая и молодая женщина регулярно приходила на железную дорогу и провожала взглядом поезда, ища в респектабельных вагонах знакомое лицо, говорит об очень многом. Вполне вероятно, что, как и толстовская Катенька Маслова, она была соблазнена мужчиной, который впоследствии ее бросил и уехал. Но героиня стихотворения «на железной дороге» до последнего момента верила в чудо и надеялась, что возлюбленный вернется и увезет ее с собой.

Но чуда не случилось, и вскоре фигура молодой женщины, постоянно встречающей поезда на железнодорожной платформе, стала неотъемлемой часть унылого провинциального пейзажа. Путешественники в мягких вагонах, несущих их к куда более привлекательной жизни, холодно и безразлично скользили по таинственной незнакомке взглядами, и она не вызывала у них абсолютно никакого интереса, равно, как и пролетающие за окном сады, леса и луга, а также представительная фигура полицейского, дежурившего на вокзале.

Можно лишь предположить, сколько часов, полных тайно надежды и волнений, провела героиня стихотворения на железной дороге. Однако никому не было до нее совершенно никакого дела. Разноцветные вагоны носили вдаль тысячи людей, и лишь однажды бравый гусар одарил красавицу «улыбкою нежную», ничего не значащей и такой же эфемерной, как мечты женщины. Следует учитывать, что собирательный образ героини стихотворения Александра Блока «На железной дороге» является вполне типичным для начала 20 века . Кардинальные изменения в обществе наделили женщин свободой, однако далеко не все из них смогли правильно распорядиться этим бесценным даром. К числу представительниц слабого пола, которые не сумели преодолеть общественное презрение и вынуждены были быть обречены на жизнь, полную грязи, боли и страданий, безусловно, относится и героиня этого стихотворения. Понимая всю безвыходности ситуации, женщина решает покончить жизнь самоубийством, надеясь таким нехитрым образом сразу же избавиться от всех проблем. Однако, по мнению поэта, не так уж важно, кто или что убили молодую женщину в расцвете лет – поезд, несчастная любовь или же предрассудки. Важно лишь то, что она мертва, и эта смерть – одна из тысяч жертв в угоду общественному мнению, которое ставят женщину на гораздо более низкую ступень, чем мужчину, и не прощает ей даже самых незначительных ошибок, заставляя искупать их собственной жизнью.

Александр Александрович Блок

Марии Павловне Ивановой

Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.

Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную,
Ждала, волнуясь, под навесом.

Три ярких глаза набегающих —
Нежней румянец, круче локон:
Быть может, кто из проезжающих
Посмотрит пристальней из окон…

Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.

Вставали сонные за стеклами
И обводили ровным взглядом
Платформу, сад с кустами блеклыми,
Ее, жандарма с нею рядом…

Лишь раз гусар, рукой небрежною
Облокотясь на бархат алый,
Скользнул по ней улыбкой нежною,
Скользнул — и поезд в даль умчало.

Так мчалась юность бесполезная,
В пустых мечтах изнемогая…
Тоска дорожная, железная
Свистела, сердце разрывая…

Да что — давно уж сердце вынуто!
Так много отдано поклонов,
Так много жадных взоров кинуто
В пустынные глаза вагонов…

Не подходите к ней с вопросами,
Вам все равно, а ей — довольно:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена — все больно.

Стихотворение Александра Блока «На железной дороге», написанное в 1910 году, входит в цикл «Одина» и является одной из иллюстраций дореволюционной России. Сюжет, по признанию самого автора, навеян произведениями Льва Толстого. В частности, «Анной Карениной» и «Воскресеньем», главные героини которых погибают, не в силах пережить собственного позора и утратив веру с любовь.

Картина, которую мастерски воссоздал в своем произведении Александр Блок, величественная и печальная. На железнодорожной насыпи лежит молодая красивая женщина, «как живая», однако уже с первых строк явно, что она погибла. Причем, не случайно, а бросилась под колеса проходящего поезда. Что заставило ее совершить этот страшный и бессмысленный поступок? Ответ на этот вопрос Александр Блок не дает, считая, что если при жизни его героиня не была никому нужна, то после ее смерти тем более нет смысла искать мотивацию самоубийству. Автор лишь констатирует свершившийся факт и рассказывает о судьбе той, которая погибла в расцвете сил .

Кто она была - понять сложно. То ли благородная дворянка, то ли простолюдинка. Возможно, она принадлежала к достаточно огромной касте дам легкого поведения. Однако тот факт, что красивая и молодая женщина регулярно приходила на железную дорогу и провожала взглядом поезда, ища в респектабельных вагонах знакомое лицо, говорит об очень многом. Вполне вероятно, что, как и толстовская Катенька Маслова, она была соблазнена мужчиной, который впоследствии ее бросил и уехал. Но героиня стихотворения «на железной дороге» до последнего момента верила в чудо и надеялась, что возлюбленный вернется и увезет ее с собой.

Но чуда не случилось, и вскоре фигура молодой женщины, постоянно встречающей поезда на железнодорожной платформе, стала неотъемлемой часть унылого провинциального пейзажа. Путешественники в мягких вагонах, несущих их к куда более привлекательной жизни, холодно и безразлично скользили по таинственной незнакомке взглядами, и она не вызывала у них абсолютно никакого интереса, равно, как и пролетающие за окном сады, леса и луга, а также представительная фигура полицейского, дежурившего на вокзале.

Можно лишь предположить, сколько часов, полных тайной надежды и волнений, провела героиня стихотворения на железной дороге. Однако никому не было до нее совершенно никакого дела. Разноцветные вагоны носили вдаль тысячи людей, и лишь однажды бравый гусар одарил красавицу «улыбкою нежную», ничего не значащей и такой же эфемерной, как мечты женщины. Следует учитывать, что собирательный образ героини стихотворения Александра Блока «На железной дороге» является вполне типичным для начала 20 века . Кардинальные изменения в обществе наделили женщин свободой, однако далеко не все из них смогли правильно распорядиться этим бесценным даром. К числу представительниц слабого пола, которые не сумели преодолеть общественное презрение, и вынуждены были быть обречены на жизнь, полную грязи, боли и страданий, безусловно, относится и героиня этого стихотворения. Понимая всю безвыходность ситуации, женщина решает покончить жизнь самоубийством, надеясь таким нехитрым образом сразу же избавиться от всех проблем. Однако, по мнению поэта, не так уж важно, кто или что убили молодую женщину в расцвете лет - поезд, несчастная любовь или же предрассудки. Важно лишь то, что она мертва, и эта смерть - одна из тысяч жертв в угоду общественному мнению, которое ставит женщину на гораздо более низкую ступень, чем мужчину, и не прощает ей даже самых незначительных ошибок, заставляя искупать их собственной жизнью.

А.А. Блок, по свидетельству хорошо знавших его людей, оказывал на окру-жающих колоссальное нравственное воздействие. «Вы больше человека и больше поэта, вы несете не свою, человеческую тяжесть», - писала ему Е. Караваева. М. Цветаева посвятила Блоку более двадцати стихотворений, называла его «сплош-ной совестью». В этих двух оценках, может быть, заключено главное в Блоке как личности.
А. Блок всегда очень тонко чувствовал биение пульса своей страны, своего народа, близко к сердцу принимал все перемены в жизни общества. После лири-ческого дневника, обращенного к Прекрасной Даме, в поэтический мир поэта входят новые темы, новые образы. Изменяется пейзаж: вместо горных высот и лучезарных горизонтов – болотная вязь или город с его страшными язвами. Если раньше для блока существовали лишь его личные переживания и его Небесная Дева, то теперь он видит рядом с собой людей, замученный нуждой, затерянных в лабиринте каменного города, задавленных беспросветностью и безысходностью нищеты и бесправия.
Одно за другим появляются стихотворения, в которых поэт выражает со-чувствие угнетенным и осуждает равнодушие «сытых». В 1910 году он пишет знаменитое стихотворение «На железной дороге».
Когда читаешь это стихотворение, то сразу же вспоминаются некрасовские строки о невыносимо тяжелой судьбе русской женщины. Особенно близка тема и идея стихотворения «Тройка». Мне кажется, что сюжеты и даже композиционная организация этих произведений перекликаются. Александр Блок как бы подхва-тывает тему, глубоко и всесторонне исследованную Николаем Некрасовым более полувека назад, и показывает, что мало что изменилось в судьбе русской женщи-ны. Она по-прежнему бесправна и угнетена, одинока и несчастлива. У нее нет бу-дущего. Юность проходит, в «пустых мечтах изнемогая». В мечтах о достойной жизни, о верном и внимательном друге, о счастливой семье, о покое и достатке. Но женщине из народа не вырваться из железных лап нужды и непосильной рабо-ты.
Сравним у Некрасова:
И зачем ты бежишь торопливо
За промчавшейся тройкой вослед?
На тебя, подбоченясь красиво,
Загляделся проезжий корнет.
А вот у Блока:
Лишь раз гусар, рукой небрежною
Облокотясь на бархат алый,
Скользнул по ней улыбкой нежною…
Скользнул – и поезд вдаль умчало.
Блоковское стихотворение более трагично: девушка бросилась под колеса паровоза, доведенная «тоской дорожной, железной» до отчаяния:
Под насыпью, во рву некошеном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая…
Самое страшное, что никто из окружающих не придал случившемуся осо-бого значения. «Вагоны шли привычной линией», несчастную «обводили ровным взглядом» и, думаю, через несколько минут забывали об увиденном. Равнодушие, бессердечие поразили общество. Это общество больно, больно нравственно. Сти-хотворение буквально кричит об этом:
Не подходите к ней с вопросами,
Вам все равно, а ей – довольно:
Любовью, грустью иль колесами
Она раздавлена – все больно.
Стихотворение написано в реалистических традициях. Через все произве-дение проходит сквозной образ дороги. Железная дорога является не просто сим-волом трудного пути, но и безысходности, «чугунности» существования и омерт-вления души. Тема «гибели на пути» появляется в стихотворении с первой стро-фы и уходит уже за рамки произведения.
Пятистопный ямб чередуется с четырехстопным, создавая какой-то моно-тонно-заунывный ритм, постепенно переходящий в однообразный стук колес. По-езд в темноте превращается в страшное трехглазое чудовище (олицетворение). Поэт мастерски использует синекдоху: «молчали желтые и синие, в зеленых пла-кали и пели». По цвету вагонов мы узнаем об их пассажирах. В желтых и синих ехала богатая публика, а в зеленых – простой народ.
Эпитеты соответствуют настроению автора («блеклые кусты», «привычная» линия, рука «небрежная»). Яркие метафоры поражают точностью и своеобразием («пустынные глаза вагонов», «железная» тоска). Блок рисует в этом стихотворе-нии и обобщенный образ самодержавной России. Это жандарм, истуканом стоя-щий у жертвы, лежащей во рву.
После создания стихотворения «На железной дороге» Блок все чаще пишет стихи, представляющие собой сюжетные сцены о судьбах людей, загубленных, замученных, задавленных обстоятельствами, суровой действительностью. Все уг-лубляется в творчестве поэта разрыв между мечтой и действительностью, все бо-лее тесным кольцом окружает его унылая проза жизни. Поэта не покидает пред-чувствие надвигающейся катастрофы, ощущение неминуемой гибели старого ми-ра. Одной из главных тем в лирике Блока делается тема возмездия – возмездия обществу, которое сковало, заморозило, поработило человека, которое бросало под колеса своего железного равнодушия юных, молодых, сильных людей. После стихотворения «На железной дороге» он напишет:
Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!
Тобою в мрак ночной беззвездный.
Беспечный брошен человек!
****
Двадцатый век…еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла.
(Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла) (Из поэмы «Возмездие»)