Небывалая осень построила купол высокий. Анализ стихотворения Ахматовой “Небывалая осень построила купол высокий”

Сильный дух и воля к жизни выступают в стихотворении 1922 г. “Небывалая осень построила купол высокий...” (из книги “Anno Domini...”), в отличие от двух напечатанных в “Вечере” и “Четках” светлом по тональности, оптимистичном, точнее, умиротворенном. Его появлению предшествовали лишения времен Гражданской войны, тяжелейшие потери, неудача попыток устроить личную жизнь. Одиннадцать строк из двенадцати - развернутый пейзаж, картина необыкновенной “весенней осени”. И оказывается, что последний, неожиданный стих “Вот когда подошел ты, спокойный, к крыльцу моему” главный, ради которого написано все стихотворение. Кто-то неназванный, да еще спокойный (самый “невыразительный”, казалось бы, ничего не значащий эпитет, но насколько успокоительно это спокойствие по сравнению с мнимым спокойствием жутко улыбающегося страдающего человека и веселым спокойствием “верного друга”!), появился перед героиней, и это оказалось чрезвычайно для нее важно. Она уже мечтает не о счастье, а, как 35-летний Пушкин в стихотворении “Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...”, только о покое, и мы понимаем вдруг, до какой степени ей, дивящейся вместе с другими людьми небывалой осени, этого покоя не хватало. Ахматовой уже тридцать три года: по тогдашним понятиям, молодость кончается. К 1922 г. относится начало ее отношений с искусствоведом Н.Н. Пуниным, обернувшихся длительной совместной жизнью, хотя счастья, да и покоя настоящего, так и не принесших. Пока героиня стихотворения надеется пусть не на самое лучшее, но на хорошее.

Осень олицетворена: строит купол неба, запрещает облакам его “темнить”, “жадно” ласкается к солнцу. Постепенно олицетворение вытесняется личностной человеческой позицией. Восприятие удивленных людей становится конкретнее: видна изумрудная вода в каналах, пахнет крапива, как розы, “было душно от зорь, нестерпимых, бесовских и алых” (эпитет “алых”, пришедшийся на рифму, в этом контексте не чисто цветовой, он не менее значим, чем “нестерпимых” и даже “бесовских”), таких, что “их запомнили все мы до конца наших дней” - уже не люди вообще, а “все мы” и до конца дней, героиня уверена в этом, хотя о скорой смерти, в отличие от героинь “Вечера” и “Четок”, отнюдь не думает. Слово “мы” выделено и метрическим перебоем: торжественный, протяженный 5-стопный анапест теряет внутри стиха два слога, в том числе ударный, строка распадается на два метрически одинаковых полустишия (по две стопы), пауза подчеркивает серьезность ожидаемого - “до конца наших дней”. В последнем же четверостишии, где возникает сравнение солнца с нестрашным мятежником (осень взбунтовалась) и появляется образ подснежника, цветка “новой”, возрождающейся жизни, “мы” заменяется на “я”, хотя и в форме притяжательного местоимения (“к крыльцу моему”), - соответствующее как бы неожиданно появившемуся, но подготовленному всем строем стихотворения “ты”. В этом четверостишии точные рифмы, ровный метр. Стих гармонизируется так же, как и содержание.

1.О чем это стихотворение? Что в нем описывается? Это стихотворение о временах года и о любви, преображающей восприятие мира.
2.Чьими глазами видится мир? Мир видится глазами лирической героини – восторженной влюбленной женщины.
3.Каким изображен этот мир? Мир ярок, полон света, запахов, цвета, он кипуч и радостен. Лирическая героиня подробно и красочно изображает необычную осень.
4.Как же он изменился, в чем необычность? Его необычность в теплых днях и ночах, в отсутствии дождей и облаков, буйстве красок и запахов. ("И крапива запахла, как розы, но только сильней". "Казалось- сейчас забелеет прозрачный подснежник".) Поэтесса определяет его оксюмороном: "весенняя осень".
5.Как вы понимаете сравнение солнца с вошедшим в столицу мятежником? Когда мятежник, отвергающий установленный порядок, входит в столицу, успех его мятежа очевиден. Он начинает вводить свои правила. Так и солнце, которому осенью положено недолгое время находиться на небосклоне, диктует свои порядки, равняя осень с весной.
6.Как понимаете выражение "весенняя осень?" Погода соответствует не осени, как положено в это время года, а весне: тепло, светло, красочно. Природные явления (и подъем чувств и настроения) соответствуют весне. Я понимаю, что речь не столько о феноменальных явлениях природы, но о чувствах лирической героини. В ее личной жизни наступила осень, но она не хочет смириться с этим, полна ожидания и готова к новой любви. "Весенняя осень" – это ее душевное состояние, осень не страшна, когда в душе весна.
7.Значение слова Купол . Купол - это свод (крыша, покрытие) в виде полушария.
8.От чего защищает купол? Купол защищает от природных неприятностей (дождь, град, снег, пыль, холод или зной), происходящих за его пределами, он создает границу внешнего и внутреннего, поддерживает микроклимат. Но в то же время – купол не давит, создает воздушное пространство, дает объем и свободу.
9.Как вы понимаете строчку "Был приказ облакам этот купол собой не темнить" Чей это приказ? Простой ответ: осень построила на месте пребывания героини купол и приказала облакам его не затемнять своим присутствием.(одушевление осени). Но, мне кажется, Ахматова намекает, на Божью волю. Только ей подвластны и погода, и человеческие судьбы. "Не темнить" - это, думаю, приказ того, кто распоряжается миром. И это ясное небо воспринимается лирической героиней как знак свыше, что произойдет необычное и светлое событие.
10.Итак, почему же осень "небывалая"? Она небывалая, т.к. такой осени не было на памяти людей: "Проходят сентябрьские сроки, а куда провалились студеные, влажные дни?".
11.Можно ли сказать что это стихотворение о чудодейственной силе любви? Да. Возможно, что это действительно, была необычная осень, ведь не только героиня, но и остальные люди удивлялись. Но, связанная с появлением спокойного ЕГО, весенняя осень превратилась в воспоминаниях героини в нечто небывалое, волшебное, торжественное и судьбоносное. Любовь наложила свой отпечаток на происходившее, придала ему эмоциональную возвышенность, яркость и величие. Это стихотворение говорит о том, что чудодейственной силой любви мир преображается и раскрывается во всем богатстве красок.


(Дневниковая запись бывшего учителя)

Сегодня первый день календарной осени. Но дневной зной не спадает. Он застыл над нашим краем, висит недвижимо под высоким небесным куполом и неизвестно, когда растворится, стает в обязательной прохладе сентября, которая, конечно, неизбежно наступит.

Однако ни один прогноз синоптиков не решится сказать что-то определенное. И это при том, что профессиональные «прогнозисты» вооружены удивительно точной техникой. У них четкие данные спутников, объясняющие, что происходит с нашим милым «шариком», который вращается вокруг своей оси, летит вокруг солнца по своей орбите. Но верно предупредить людей, что будет с погодой, «прогнозисты» еще не в силах. Природа сильнее их, таинственнее. Если она и обнажает свои тайны, то эти «обнажения» зловещи: дожди с наводнениями, смерчи, ураганы…

Я смотрю на дальние дали за городом, отороченные зубьями леса. Они насторожены и немы. В них нет даже смутного движенья. Пытаешься сам найти народные приметы, которые подскажут, что будет завтра. Вон и облачка появились, и путаные космы на небе. Всё будто предвещает скорое ненастье, первоосенние дожди, но эти же приметы были и вчера, и позавчера, а неподвижный зной стоит над краем и мало исчезает даже в ночи. Недвижимое, знойное беззвучие окутывает весь лес за городом и небеса над ним.

Ощущение суши и безводья вокруг такое, что на луга у озера смотришь уже как на сухую африканскую савану, на которую полгода не выпадало дождей. Болиголов высох до черноты, осот опушился, и даже от легкого дуновения ветерка летят один за другим с его стеблей невесомые белые шарики, наводя в будущем году порчу на луга и брошенные поля дерзко-плодовитыми семенами. Буйно цветет лишь золотарник, укрывая лимонным цветом пустующие поля и овраги.

А горячий блеск солнца сеет зной. Он потрескивает в жухлой листве каштанов, тихо шепчет в березовых прядях и редких золотых пятачках на них. Они время от времени бесшумно слетают с прядей на ворсистую зелень под их тенью, и зеленая темень подножий берез украшается ранним золотом.

Однако задержавшийся с лета унылый зной развеет на час-другой радость: слышны ребячьи голоса, разносятся по всем школьным дворам трели первого звонка, зовущие, торжественные звуки, к которым давнее тревожно-любящее чувство, неугасимое, как первая любовь.

И как ни иссушит твоё сердце зной, ни опечалит болезнями наступившая старость, первосентябрьский день напомнит тебе о твоей живой юности,вспомнишь замечательный школьный гвалт ребятни, незабываемые встречи с нею, сидящей за партами, чуть настороженной, но не успевшей погасить в себе шаловливую веселость.

Стараешься, бывало, напустить на себя некую видимость строгости, но не получается. И уже улыбаешься ребятне широко, открыто, и дух сопричастности, сопереживания окутывает тебя и их единством в преддверии многотрудных походов за Знаниями. Учились, бывало, дети, учился и я.

А по всем школьным линейкам песни. И такая тоже: «Что мне снег, что мне зной, / Что мне дождик проливной, / Когда мои друзья со мной!»
А первоосенние дни удивительно небывалые. О таких, вероятно, днях говорила Анна Ахматова: «Небывалая осень построила купол высокий, / Был приказ облакам этот купол собой не темнить….»

Вот и нынче: приказ исполнен, небо чистое и высокое, на нем ни облачка. Хочется, чтобы был откуда-нибудь приказ не темнить и душу собственную серыми облаками.

Ответ оставил Гуру

1.О чем это стихотворение? Что в нем описывается? Это стихотворение о временах года и о любви,

Преображающей восприятие мира.
2.Чьими глазами видится мир? Мир

Видится глазами лирической героини – восторженной влюбленной женщины.
3.Каким изображен этот мир? Мир ярок, полон света, запахов, цвета, он кипуч и радостен. Лирическая

Героиня подробно и красочно изображает необычную осень.
4.Как же он изменился, в чем необычность? Его

Необычность в теплых днях и ночах, в отсутствии дождей и облаков, буйстве

Красок и запахов. («И крапива запахла,

Как розы, но только сильней». «Казалось- сейчас забелеет прозрачный подснежник».) Поэтесса определяет его оксюмороном: «весенняя

Осень».
5.Как вы понимаете сравнение солнца с вошедшим в столицу мятежником? Когда мятежник, отвергающий установленный

Порядок, входит в столицу, успех его мятежа очевиден. Он начинает вводить свои

Правила. Так и солнце, которому осенью положено недолгое время находиться на небосклоне, диктует свои

Порядки, равняя осень с весной.
6.Как понимаете выражение «весенняя осень?» Погода соответствует не осени, как положено в это время года, а весне:

Тепло, светло, красочно. Природные явления (и подъем чувств и настроения)

Соответствуют весне. Я понимаю, что речь не столько о феноменальных явлениях

Природы, но о чувствах лирической героини. В ее личной жизни наступила осень,

Но она не хочет смириться с этим, полна ожидания и готова к новой любви. «Весенняя

Осень» – это ее душевное состояние, осень не страшна, когда в душе весна.
7.Значение слова Купол . Купол - это свод (крыша, покрытие) в виде полушария.
8.От чего защищает купол? Купол защищает

От природных неприятностей (дождь, град, снег, пыль, холод или зной), происходящих за его

Пределами, он создает границу внешнего и внутреннего, поддерживает микроклимат.

Но в то же время – купол не давит, создает воздушное пространство, дает объем и свободу.
9.Как вы понимаете строчку «Был приказ облакам этот купол собой не темнить» Чей

Это приказ? Простой ответ: осень

Построила на месте пребывания героини купол и приказала облакам его не

Затемнять своим присутствием.(одушевление осени). Но, мне кажется, Ахматова намекает, на Божью волю. Только ей подвластны и погода, и человеческие

Судьбы. «Не темнить» - это, думаю, приказ того, кто распоряжается миром. И это ясное

Небо воспринимается лирической героиней как знак свыше, что произойдет

Необычное и светлое событие.
10.Итак, почему же осень «небывалая»? Она небывалая, т.к. такой осени

Не было на памяти людей: «Проходят

Сентябрьские сроки, а куда провалились студеные, влажные дни?».
11.Можно ли сказать что это стихотворение о чудодейственной силе любви? Да. Возможно, что это действительно, была

Необычная осень, ведь не только героиня, но и остальные люди удивлялись. Но,

Связанная с появлением спокойного ЕГО, весенняя осень превратилась в воспоминаниях героини

В нечто небывалое, волшебное, торжественное и судьбоносное. Любовь наложила

Свой отпечаток на происходившее, придала ему эмоциональную возвышенность, яркость

И величие. Это стихотворение говорит о том, что чудодейственной силой любви мир преображается и раскрывается во всем богатстве красок.

Сильный дух и воля к жизни выступают в стихотворении 1922 г. “Небывалая осень построила купол высокий…” (из книги “Anno Domini…”), в отличие от двух напечатанных в “Вечере” и “Четках” светлом по тональности, оптимистичном, точнее, умиротворенном. Его появлению предшествовали лишения времен Гражданской войны, тяжелейшие потери, неудача попыток устроить личную жизнь. Одиннадцать строк из двенадцати – развернутый пейзаж, картина необыкновенной “весенней осени”. И оказывается, что последний, неожиданный стих “Вот когда подошел ты, спокойный, к крыльцу моему” главный, ради которого написано все стихотворение. Кто-то неназванный, да еще спокойный (самый “невыразительный”, казалось бы, ничего не значащий эпитет, но насколько успокоительно это спокойствие по сравнению с мнимым спокойствием жутко улыбающегося страдающего человека и веселым спокойствием “верного друга”!), появился перед героиней, и это оказалось чрезвычайно для нее важно. Она уже мечтает не о счастье, а, как 35-летний Пушкин в стихотворении “Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…”, только о покое, и мы понимаем вдруг, до какой степени ей, дивящейся вместе с другими людьми небывалой осени, этого покоя не хватало. Ахматовой уже тридцать три года: по тогдашним понятиям, молодость кончается. К 1922 г. относится начало ее отношений с искусствоведом Н. Н. Пуниным, обернувшихся длительной совместной жизнью, хотя счастья, да и покоя настоящего, так и не принесших. Пока героиня стихотворения надеется пусть не на самое лучшее, но на хорошее.

Осень олицетворена: строит купол неба, запрещает облакам его “темнить”, “жадно” ласкается к солнцу. Постепенно олицетворение вытесняется личностной человеческой позицией. Восприятие удивленных людей становится конкретнее: видна изумрудная вода в каналах, пахнет крапива, как розы, “было душно от зорь, нестерпимых, бесовских и алых” (эпитет “алых”, пришедшийся на рифму, в этом контексте не чисто цветовой, он не менее значим, чем “нестерпимых” и даже “бесовских”), таких, что “их запомнили все мы до конца наших дней” – уже не люди вообще, а “все мы” и до конца дней, героиня уверена в этом, хотя о скорой смерти, в отличие от героинь “Вечера” и “Четок”, отнюдь не думает. Слово “мы” выделено и метрическим перебоем: торжественный, протяженный 5-стопный анапест теряет внутри стиха два слога, в том числе ударный, строка распадается на два метрически одинаковых полустишия (по две стопы), пауза подчеркивает серьезность ожидаемого – “до конца наших дней”.

В последнем же четверостишии, где возникает сравнение солнца с нестрашным мятежником (осень взбунтовалась) и появляется образ подснежника, цветка “новой”, возрождающейся жизни, “мы” заменяется на “я”, хотя и в форме притяжательного местоимения (“к крыльцу моему”), – соответствующее как бы неожиданно появившемуся, но подготовленному всем строем стихотворения “ты”. В этом четверостишии точные рифмы, ровный метр. Стих гармонизируется так же, как и содержание.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Осень часто дарила покой в сердце творческих личностей. Но для умиротворения у А. А. Фета есть более веские причины. Ему...
  2. Стихотворение Баратынского “Осень” – центральное в его творчестве. В нем содержится как бы квинтэссенция сборника “Сумерки” и одновременно основы всей...