Кто написал урок родного языка. "Урок родного языка" С.Я. Маршак Литературное чтение (3 класс)

Урок чтения и развития речи в 3-м классе представлен в форме мастерской. Дети анализируют произведение и подобранный дополнительный материал на тему "Мы за мир!". Итогом мастерской является выполнение творческого задания (составление декларации о мире, написание эссе).

Цели урока:

  1. создать условия для развития инициативы, воображения, творчества;
  2. учить самостоятельно отбирать нужный материал;
  3. способствовать развитию речи учащихся, взаимному обогащению словарного запаса;
  4. содействовать воспитанию способности радоваться, удивляться, сопереживать, воспитывать уважение к товарищам и их труду.

Оборудование:

  1. репродукции картин на темы “Война”, “Мир”,
  2. карточки с пословицами, стихами,
  3. аппликация (голуби, заголовок “Декларация о мире”, ладошки ребят из
  4. цветной бумаги, слова “Мир на планете - счастливы дети”, “Я голосую за мир!”)
  5. звукозапись песни Ю.Чичкова “Детство - это я и ты”

Модель мастерской

1. Индуктор - сориентирован на развитие потребности в творчестве, создание атмосферы открытия, эмоционального настроя

1) Учитель на разных языках приветствует ребят.

Гутен так киндер. Их бин фро зи видер цу зеен
Good day my dear friends. I’m glad to see you. Today we read the history of Marshak.
Бонжур ме зан фан! Соа е лё бьен жё ню!
Добрый день, ребята! Я рада вас приветствовать на этом уроке.

Когда вам было наиболее понятно то, о чём я говорила? Почему?

Что для вас родной язык? Заслушиваются суждения учеников. После обмена мнениями записывается на листочке свой ответ.

1) Чтение стихотворения С.Маршака “Урок родного языка”.

Из всех слов выбрать 2-3 слова, в которых, на ваш взгляд, заключена суть стиха.

2) Заслушивание детей.

3. Реконструкция (создание своего мира, гипотезы) и социализация (соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных - для самооценки и самокоррекции)

1) Работа со словами ВОЙНА и МИР. Слова записываются в 2 столбика. Запись слов под каждым данным словом сначала самостоятельно, затем дети обмениваются листочками, добавляя понравившимися словами свои записи. Заслушивание разных мнений с записью на доске.

  1. Какие ассоциации возникают у вас с этими словами? Что представляете, услышав их?
  2. Какие чувства, настроения вызывают у вас данные слова?
  3. С каким цветом ассоциируются у вас данные слова? (После обсуждения учитель показывает картины. Дети сравнивают свои суждения с видением художника, добавляя словесно-цветовой ряд)

2) Из хаоса собрать пословицы - работа в группах. Записать понравившуюся пословицу:

QWМИРRWUСТРОИТ,ILWJJВОЙНАVNWРАЗРУШАЕТS

NSХУДОЙZUМИРYWRЛУЧШЕLDДОБРОЙJJSССОРЫUY

GNZМИРSSIНАWПЛАНЕТЕ-RQСЧАСТЛИВЫNFДЕТИRD

Мир строит, война разрушает.

Худой мир лучше доброй ссоры.

Мир на планете - счастливы дети.

3) Знакомство с текстами произведений с последующей записью понравившихся слов - как другие авторы говорят о мире - работа в группах

Как смерч беспощадный, кровавый
Война на планете гремела.
Вели бой неравный,
Смертельный и правый
Отряды десантников смелых.
Здесь море и берега камни
В огне смертоносном пылали,
Здесь смелые парни,
Геройские парни
За жизнь на земле воевали.

Для дружбы, для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету.
Нам этот мир завещано беречь
И землю удивительную эту.
Мы не дадим стать пеплом и золой
Тому, что красотой земной зовётся.
Пусть будет мирным небо над землёй,
Пусть вечно детство звонкое смеётся!
М.Пляцковский

4) Что должны делать взрослые, дети - все люди на планете, чтобы был мир? Составление декларации (закона, заявления) о мире - работа в группах, запись на полосках с последующим чтением и оформлением аппликации на доске.

4. Афиширование - вывешивание произведений учеников (эссе) в аудитории и ознакомление с ними

1) Попробуйте записать свои мысли, возникшие на уроке, от всего того, что вы сегодня услышали, прочитали, записали, прочувствовали. Для того чтобы красиво оформить свои мысли, донести их до читателей, слушателей, необходимо умело владеть своим родным языком. Ваши размышления (дети записывают на заранее вырезанных бумажных ладошках) мы поместим под заголовком “Я голосую за мир!”

2) Вывешивание работ (ладошек) под звукозапись песни Ю.Чичкова “Детство - это я и ты”, чтение, обсуждение

5. Итог. Рефлексия.

Что нового ты узнал на данном уроке? Какое открытие для себя сделал?

Галышева Наталья Юрьевна , учитель начальных классов

МОУ СОШ с УИОП №37, г.Киров

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Тема: С. Маршак. « Урок родного языка».

Цели урока: познакомить с произведением С. Маршака, с творчеством поэта, развивать умения выразительно читать,

Развивать память, мышление, воспитывать чувство патриотизма и интернационализма, интерес к чтению, любознательность.

План урока.

  1. Оргмомент.
  2. Вступительная беседа.
  3. Сообщение новой темы и целей урока.
  4. Знакомство с творчеством С.Я.Маршака.
  5. Выставка книг.
  6. Первичное чтение стихотворения.
  7. Проверка первичного восприятия (словарная работа.)
  8. Повторное чтение по частям.
  9. Рисование словесных картин.

10 Подготовка к выразительному чтению.

11 Выразительное чтение.

12. Итог урока.

А)Пела ночью мышка в норке:

Спи, мышонок, замолчи!

Дам тебе я хлебной корки

И огарочек свечи.

Отвечает ей мышонок:

Лучше, мама, не пищи,

Ты мне няньку поищи!-

Кто главный герой? (мышонок) А как называется сказка?

(Сказка о глупом мышонке.) Возьмем букву м..

б) Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать

В рукава просунул руки-

Оказалось, это брюки.

Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду.

Кто же это? (Рассеянный.) Запишем букву р.

В) Жили-были серый ёж

И его ежиха.

Всей семьёй идут гулять

Ночью вдоль дорожек

Ёж - отец, ежиха - мать

И ребёнок-ёжик.

Какую форму приняли ёжики для защиты? (шарики) Из какой сказки? (Тихая сказка) Впишем букву ш.

Серый, усатый, весь полосатый.. Кто это? (котенок)

Г) Дама сдавала в багаж

Диван, чемодан, саквояж,

Картину, корзину, картонку

И маленькую собачонку.

Как называется стих-ние? (багаж) Возьмем букву а.

Родился Самуил Маршак в 1887г. Он вместе с родителями жил в городке Острогожске. Отец его служил мастером на заводе. Семья была большая и дружная. Будущий поэт рано полюбил стихи, в 4 года он уже сам пытался сочинять, а в 11лет он уже переводил древнеримского поэта. Учился в гимназии, был одарённым мальчиком. Многие поэты помогали ему развивать свой талант. Он водил дружбу с художниками, музыкантами,

У Маршака было слабое здоровье, и Горький предложил ему поселиться в Ялте, где отдыхала семья Горького.

В 1912г Маршак уехал для продолжения образования в Лондон. В Англии он переводил стихи английских поэтов.

В1923г. Вышли его первые стихи для самых маленьких «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке»…Много сочинял, работал редактором в детских журналах.

В 1964г детский поэт умер.

Скажите, что необходимо людям для того, чтобы они могли спокойно жить и трудиться.(людям нужен мир.)

Кто знает, как наша страна борется за мир? (проводятся музыкальные конкурсы, встречи президентов,)

Дети тоже за мир на земле? Какой вклад вы можете внести? Сейчас послушайте стихотворение Маршака «Урок родного языка» и скажете, Какая главная мысль стих- ния? Что написали дети на доске и в тетради.

Стихотворение читается наизусть.

Ответьте на вопрос.(Нам не нужна война.)

Мир всем народам на свете.

Прочитайте про себя стих. Какие слова вам не понятны. Как вы понимаете слова: пишут по белому чёрным, пишут по чёрному белым, советские дети. А если бы сейчас писал поэт стих. , то какую строчку надо опустить и написать.(Пишут российские дети).Давайте и мы поддержим всех ребят на планете и запишем на наших рисунках главную мысль.

Чтение по частям. Какие картины вы бы нарисовали.

Сейчас поработаем над выразительностью.

Урок литературного чтения

УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс

Тема: «С.Я.Маршак. Стихотворение «Урок родного языка»».

Учебные задачи:

    Создать условия для ознакомления учащихся со стихотворением С.Я.Маршака «Урок родного языка»;

    Способствовать формированию способности у учащихся к полноценному восприятию поэтического произведения; обучению анализу стихотворения;

    Помочь детям увидеть образные языковые средства, использованные автором при создании стихотворения;

    Учить определять тему чтения;

    Создать условия для развития речевой культуры учащихся; развития связной речи учащихся; выразительного чтения; для работы над уточнением значения слов.

    Воспитывать интерес к чтению и литературному творчеству;

Учебные умения:

    Называть произведения С.Я.Маршака, вошедшие в круг чтения;

    Определять тон, темп и ритм чтения стихотворения;

Тип урока : Комбинированный. Изучение и первичное закрепление нового материала.

Технология : развивающая.

Оборудование:

    портрет С.Я. Маршака,

    выставка его книг,

    учебник «Литературное чтение» (3 класс, 2 часть) Л. А. Ефросининой., М.И.Омороковой,

    рабочая тетрадь на печатной основе для учащихся 3 класса,

    Видеоролик “Отмените войну”,

    Презентация к уроку.

Этапы урока и их содержание:

Организационный момент

Прозвенел уже звонок.

Начинам наш урок

Постановка целей урока. Актуализация знаний.

Постановка целей и задач урока

Вы любите загадки?

Предлагаю вашему вниманию литературные загадки «Подбери слово»

1 слайд (фронтально)

При отгадывании называют название, автора, жанр .

Работа с моделями обложек.

Что интересного заметили?

Догадались с чьим именем связана тема урока? 2 слайд портрет С.Маршака

Ребята нашего класса провели исследования о жизни С.Я. Маршака.

Родился Самуил Яковлевич 22 октября 1887 году в Воронеже. Учился в гимназии. Там уже пробовал написать свои первые литературные произведения.

Несколько лет Маршак жил и учился в Англии, в Лондонском университете. Он работал переводчиком и переводил стихи английских поэтов на русский язык. Такие как "Дом, который построил Джек" и другие.

В годы Великой Отечественной войны жил в Москве активно работал в газетах.

Всю свою жизнь был другом для детей. Герои многих произведений Самуила Яковлевича Маршака – животные. Рассказывая о них, писатель подразумевает поступки людей и взаимоотношения между ними.

Когда родился? Где?

Чем занимался в Англии?

Какую работу проводил в годы Вов?

Почему его называют детским писателем и поэтом?

Работа над новым материалом.

Работа со стихотворением С.Я.Маршака «Урок родного языка»

Предлагаю познакомиться еще с одним произведением С.Я. Маршака. Откройте учебник на стр.97 слайд 3

Тема урока, задачи

Скажите название. Определите жанр. + модель (На модель белый треугольник). Тема? (Не знаем)

Какие задачи поставим? (познакомиться с произведение, понять главную мысль, научиться выразительно читать)

- Послушайте произведение (читает учитель)

Делайте пометки, как мы всегда работаем

(дети подчеркивают простым карандашом непонятные слова)

Какие слова непонятны?

(Словарная работа)

Выборочное чтение по содержанию

Чем заняты дети? (делом)

- Как они работают? (не торопятся, стараются, внимательно)

Для чего дети учатся? ( для будущего, чтобы приносить пользу Родине)

Какие важные слова? С какой интонацией их нужно читать?

Чем заняты взрослые? (строят города)

Подтвердите ответ. (Стройка идет в Ленинграде, строится наша Москва)

- Какие важные слова? С какой интонацией их нужно читать?

- Какие слова повторяет автор? Почему? С какой интонацией их нужно читать?

РАБОТА со средствами выразительности

Возьмите карточку № 1 Найди рифму

Расставьте паузы. Вам помогут карточки № 2.

Подготовьте к выразительному чтению.

1 ряд -1 строфа. 2 ряд -2 строфа. 3 ряд – 3 строфа. (образец на слайдах 4-6)

Выразительное чтение вслух и в паре

Работа в тетрадях стр. 66 № 1

Какую важную для каждого человека тему поднимает в своем стихотворении автор? Почему?

Физминутка

Раз два, три – на соседа посмотри

Три, четыре – руки шире

А теперь еще разок

Поднимитесь на носок

Три, четыре, пять

Работа в парах.

Соберите пословицу и подумайте, подходит ли она к стихотворению

1 ряд - QWМИРRWUСТРОИТ,ILWJJВОЙНАVNWРАЗРУШАЕТS

(Мир строит, война разрушает )

2 ряд – NS В ZТРУДЕUПОБЕДИТЬYWRМИРLD УКРЕПИТЬJJS UY

( В труде победить - мир укрепить. )

3 ряд - GNZМИРSSIНАWПЛАНЕТЕ–RQСЧАСТЛИВЫNFДЕТИRD

( Мир на планете – счастливы дети )

Подходят пословицы к теме урока?

А Видеоролик? Что по-вашему обозначает слово мир?

Рефлексия.

Какие задачи ставили? Как мы их выполнили?

(опора на обложку)

Какая главная мысль?

Урок хочется закончить пожеланием С.Я. Маршака, слова которого вам пригодятся в дальнейшей вашей жизни слайд 7

Д./з уч. стр. 97 выучить наизусть;

Р.т. стр. 67 № 2-4

Карточки №1

Урок родного языка

В классе уютном, просторном

Утром стоит тишина.

Заняты школьники делом

Пишут по белому чёрным,

Пишут по чёрному белым,

Перьями пишут и мелом:

«Нам не нужна

Война!»

Стройка идет в Ленинграде,

Строится наша Москва.

А на доске и в тетради

Школьники строят слова.

Чёткая в утреннем свете,

Каждая буква видна.

Пишут советские дети:

«Мир всем народам на свете.

Нам не нужна

Война!»

Карточки №1

Урок родного языка

В классе уютном, просторном

Утром стоит тишина.

Заняты школьники делом

Пишут по белому чёрным,

Пишут по чёрному белым,

Перьями пишут и мелом:

«Нам не нужна

Война!»

Стройка идет в Ленинграде,

Строится наша Москва.

А на доске и в тетради

Школьники строят слова.

Чёткая в утреннем свете,

Каждая буква видна.

Пишут советские дети:

«Мир всем народам на свете.

Нам не нужна

Война!»

Карточки № 3

Знаки препинания

Счёт при паузе

Обозначение

раз

. - :

Раз, два

? !

Раз, два, три

III

Красная строка

Раз, два, три, четыре

IIII

Раз, два, три, четыре, пять

IIIII

Знаки препинания

Счёт при паузе

Обозначение

раз

. - :

Раз, два

? !

Раз, два, три

III

Красная строка

Раз, два, три, четыре

IIII

После прочтения заголовка текста

Раз, два, три, четыре, пять

IIIII

Знаки препинания

Счёт при паузе

Обозначение

раз

. - :

Раз, два

? !

Раз, два, три

III

Красная строка

Раз, два, три, четыре

IIII

После прочтения заголовка текста

Раз, два, три, четыре, пять

IIIII

Знаки препинания

Счёт при паузе

Обозначение

раз

. - :

Раз, два

? !

Раз, два, три

III

Красная строка

Раз, два, три, четыре

IIII

После прочтения заголовка текста

Раз, два, три, четыре, пять

IIIII

Знаки препинания

Счёт при паузе

Обозначение

раз

. - :

Раз, два

? !

Раз, два, три

III

Красная строка

Раз, два, три, четыре

IIII

После прочтения заголовка текста

Раз, два, три, четыре, пять

IIIII