Клейнмихель м э из потонувшего мира. Клейнмихель, мария эдуардовна. Из потонувшего мира

Место отдыха:

Санкт-Петербург, Ленинградская обл.

Вид отдыха:

Музеи. Интересные люди

Семейный, отдых с детьми

Количество дней:

Графиня Мария Эдуардовна Клейнмихель была знаменита на весь Петербург. По словам великой княгини Ольги Александровны, сестры Николая II, о ее балах и маскарадах «говорил весь петербургский свет».

Портрет княгини Клейнмихель в музее Орсэ в Париже.

«Богатая, эксцентричная, чуть-чуть прихрамывавшая, графиня редко покидала свой особняк, и каждый, кто занимал хоть какое-то положение в обществе, считал честью быть приглашенным к ней в дом… Каким-то образом ей удавалось узнать сокровенные тайны почти всего петербургского общества. Ее особняк прослыл рассадником сплетен. Ко всему, она увлекалась оккультными науками…» (Йен Воррес «Последняя Великая Княгиня»).

Особняк графини Клейнмихель и сегодня стоит на Каменном острове. Он напоминает сказочный дворец, и неудивительно, что здесь любил бывать весь высший свет Петербурга.

Архитектурный облик особняка сложился не сразу, к созданию этого шедевра приложил руку не один архитектор.

Особняк был возведен в 1834-1835 годах для руководителя и актера французской театральной труппы Э. Женьеса, автором проекта был архитектор А. Штакеншнейдер. Позже домом владела жена серебряных дел мастера И. А. Верховцева. При ней особняк был перестроен, а с западной стороны пристроена обширная столовая из дерева (автор – архитектор А. Г. Трамбицкий).

Графиня Клейнмихель арендовала особняк «сроком на 90 лет» в 1893 году. Она была замужем за полковником Преображенского полка Н. П. Клейнмихеля. Его отец, генерал-адъютант П. А. Клейнмихель, за героизм, проявленный во время тушения пожара Императорской резиденции в 1837 году, получил право по именному указу императора Николая I изобразить на своем гербе Зимний дворец, объятый пламенем. Этот герб красуется над входом в дачу графини Клейнмихель.

В 1904 году архитектор К.Г. Прейс перестроил дом Верховцевой, выделив парадный вход обширным вестибюлем, а в 1909 году архитектором Ф. фон Постельсом был возведен двухэтажный деревянный особняк в стиле модерн с высокой мансардой, увенчанной башенкой. Дом построен для Л. Чинизелли, дочери владельца цирка.

По причине резкого контраста стилей, в которых были выполнены дома Клейнмихель и Чинизелли, решено было перестроить дачу графини в неоготическом стиле, что и было осуществлено в 1911 – 1912 годах архитектором К.К. Мейбомом. Именно ему принадлежит идея крыши с высоким шпицем, угловой башенки и обрамление пинаклями лепного картуша над входом с гербом Клейнмихелей.

Важнейшей частью композиции дачи является ажурная кованая решетка с калиткой и двустворчатыми воротами, в звенья которой вплетены монограммы «МК» (Мария Клейнмихель). Она была установлена в 1904 году по проекту К.Г. Прейса. А в 1912 году по проекту К. Мейоба были изготовлены неоготические ворота с круглыми стобами, увенчанными фонарями.

К сожалению, интерьеры особняка графини не сохранились до наших дней. Внутренний облик дома был не менее великолепен. Стены особняка декорированы дубовыми панелями. В Большой гостиной – камин с атлантами, изготовленный из белого мрамора, а перед ним - сфинксы на низких постаментах.

фото начала XX века

Из Большой гостиной в Малую, а затем в столовую вел переход в виде пологой арки. Там хранился коллекционный фарфор, а также живопись, гобелены и восточные ковры на полу. В 1914 году, с началом Первой мировой войны, графиня Клейнмихель организовала в своём особняке госпиталь, а убранство интерьеров было перевезено в другой её дом, расположенный на Сергиевской улице (ныне – улица Чайковского).

В октябре 1917 года к дому пришли погромщики, однако до их прихода графиня повесила табличку с надписью "Вход воспрещен. Здание принадлежит Петроградскому совдепу. Графиня Клейнмихель заключена в Петропавловскую крепость". Таким образом она, можно сказать, спасла себе жизнь. В 1918 году графиня, продав дом и коллекцию, навсегда покинула Россию.

Дом графини Клейнмихель на Сергиевской улице

Дом графини на Сергиевской улице (ныне – улица Чайковского) менее известен, чем особняк на Каменном острове. Он был возведен в 1893 году архитектором В.Е. Патером. Графиня занимала 15 комнат на 2ом этаже.

Здесь также проходило множество мероприятий, куда была приглашена вся петербургская элита. Так, например, в этом доме отмечали золотую свадьбу князь Анатолий Александрович и княгиня Елизавета Михайловна (урождённая Волконская) Куракины.

На решетке одного из балконов сохранился вензель «МЭК» (Мария Эдуардовна Клейнмихель).

Адрес дома на Каменном острове : наб. реки Крестовки, 12 М. Крестовский Остров

Адрес дома на Сергиевской улице (ул. Чайковского) : ул. Чайковского, дом 33 – 37 М. Чернышевская

(1819-1903), находился на службе в канцелярии киевского губернатора , принадлежал к русской ветви прусского рода Келлеров . Он сделал блестящую карьеру, став в 1863 году сенатором. Мать, Мария Ивановна Ризнич (1827-1895/1914), имела сербско-польские корни. Её родители: одесский негоциант Иван Степанович Ризнич и Полина Ржевуская , сестра Эвелины Ганской и Каролины Собаньской . Восприемниками Марии Эдуардовны стали киевский генерал-губернатор Дмитрий Гаврилович Бибиков , под началом которого служил отец, и бабушка Софья Михайловна Келлер (1795-1880), дочь польского графа-просветителя Борха . Дети Келлеров получили достойное образование и воспитание.

Семья много путешествовала, вынужденная следовать к новому месту назначения отца. Мария Эдуардовна вспоминала о визите императора Александра , который посетил семью в Минске , куда в 1858 году граф Келлер был назначен Минским гражданским губернатором, и пообещал десятилетней Марии фрейлинский шифр, а её братья Фёдор и новорожденный Александр были пожалованы в пажи . Находясь в Польше , Мария Эдуардовна с сёстрами была приглашена к двору наместника великого князя Константина Николаевича , чтобы составить компанию его дочерям великим княжнам Ольге и Вере . Келлеры жили широко, и их дом был открыт для польской и русской аристократии. В числе гостей бывала и Мария Калергис , которая «часто играла у нас на рояле ».

Находясь с матерью и сестрой в Париже, 16-летняя Мари увлеклась сорокапятилетним советником посольства графом Эбергартом Сольмс -Зонненвальде, «высоким, стройным блондином, обладавшим изысканной внешностью», младшим сыном многочисленного семейства. Он вёл рассеянную жизнь аристократа: служил в конно-гвардейском полку, делал долги и волочился за женщинами. Истолковав интерес графа как залог помолвки , Мария написала письмо императору Вильгельму , в котором просила о новом назначении для Сольмса, чтобы улучшить его материальное положение и сделать возможной их официальную помолвку. Несмотря на то, что Сольмс получил назначение «заведующего делами императора Максимилиана Мексиканского », о чём Вильгельм и сообщил в ответном письме, помолвки не последовало, а скандал, вызванный безрассудным поступком дочери, вынудил графа забрать девушку в Петербург .

Вернувшись в Россию, Мария Эдуардовна стала фрейлиной императрицы Марии Александровны . Её подругами были княжна Мещерская и Саша Жуковская , которые в итоге были вынуждены покинуть двор из-за своих романов с членами императорской семьи . Со временем Мария Эдуардовна была назначена к двору великой княгини Александры Иосифовны , где заменила Прасковью Ильиничну Бибикову , ставшую женой князя А. И. Кропоткина (1816-1903).

В 1872 году Мария Эдуардовна покинула двор, чтобы выйти замуж за графа Николая Петровича Клейнмихеля (1836-1878), сына Петра Андреевича Клейнмихеля и Клеопатры Петровны, урождённой Ильинской (1811-1865). Однако она оставалась в курсе всего происходящего: великая княгиня часто приглашала её «поболтать», да и место графини заняла её сестра Анна Эдуардовна. Брак Клейнмихелей долго не продлился: вскоре Николай Петрович заболел скоротечной чахоткой и скончался во время лечения в Метоне . В этом же, 1878 году, произошёл развод родителей: Мария Ивановна Келлер оставила мужа и детей и вышла замуж за Александра Сент-Ива , который был моложе невесты на 15 лет. Супруги поселились в Италии и использовали фамилию д’Альвейдр по одноименному поместью, приобретённому Марией Ивановной . Под влиянием отчима Мария некоторое время увлекалась оккультными науками . Ещё одним увлечением графини с детских лет были лошади, позднее - автомобили. Так, 29 мая (11 июня) 1903 года «Русский листок » сообщал: «26-го мая на автомобильном корсо в Петербурге первый приз в виде серебряной вазы для фруктов получил роскошный автомобиль графини Клейнмихель, второй приз (ваза) получил москвич Солдатенков, машина которого представляла собой роскошный букет лиловой сирени ».

Овдовев, Мария Эдуардовна часто путешествовала, посещая разбросанных по Европе многочисленных родственников. Вместе с братом Фёдором она отправилась в Константинополь , куда Келлер был отправлен военным атташе . Везде она находилась в центре светской жизни, нередко выполняя личные поручения членов императорской семьи. Себя графиня считала космополиткой , приписывая это тому обстоятельству, что в ней «течёт кровь различных национальностей» и у неё «такое разнородное родство» .

В 1893 году графиня Клейнмихель арендовала сроком на 90 лет дом на Каменном острове , который стал одним из центров светской жизни тех лет, равно как и особняк Марии Эдуардовны на Сергиевской улице , 33-37. Дачу неоднократно перестраивали, пока архитектор И. А. Претро придал дому черты готического стиля : кровля с высоким шпицем над центральным двухэтажным объёмом и неоготические ворота, изготовленные в 1912 году на заводе «Сан-Галли» по проекту Мейбома. Интерьеры особняка были переданы на фотографиях К. К. Буллы , опубликованных в журнале «Столица и усадьба » .

Всем здесь поставили памятники, а вот старуху Клейнмихель забыли… а уж она заслужила перед немцами.

На масленицу , в конце января 1914 года Мария Эдуардовна «устроила у себя костюмированный вечер, который стал происшествием в петербургском большом свете». Бал был устроен с целью представить свету племянниц графини, дочерей В. П. Клейнмихеля . Было разослано свыше 300 приглашений, но желающих было намного больше и, по словам Марии Эдуардовны, «каждый оставлявший у меня свою визитную карточку рассчитывал на приглашение и, не получив такового, становился моим врагом». Костюмы для праздника в стиле «Тысячи и одной ночи » разрабатывал Леон Бакст . Исполнительницами танцев были выбраны самые красивые дамы высшего света: « великая княгиня Виктория Федоровна , супруга великого князя Кирилла Владимировича , вместе с великим князем Борисом Владимировичем стала во главе восточной кадрили . Всех красивейших, изящнейших женщин Петербурга великая княгиня просила принять участие в этом танце. Среди них назову княжну Ольгу Орлову, графиню Марию Кутузову, мисс Муриель Бьюкенен, княгиню Наталию Горчакову, мистрисс Джаспер Ридлей (дочь нашего посла в Париже, графа Бенкендорфа) и многих других».

С началом войны положение графини Клейнмихель стало ухудшаться. По Петербургу стали распространяться слухи о том, что Мария Эдуардовна «послала графиня Клейнмихель, предупреждённая прислугой, покинула свой дом и провела несколько дней сначала в соседнем доме у барона Пиллар фон Пильхау , наблюдая из окна за разграблением особняка и винных погребов, а позднее перебралась в китайское посольство. Через три дня она была задержана и доставлена в Государственную Думу для допроса, где ей предъявили обвинения в том, что она якобы стреляла с крыши дома из пулемёта по революционным отрядам , а также по телефону ведёт переговоры с германским императором Вильгельмом. Из-за абсурдности обвинений вскоре Мария Эдуардовна была освобождена. Во время октябрьской революции графиня Клейнмихель удерживалась под арестом в своём доме под охраной из тридцати трёх матросов. Вскоре охрана была усилена, прибыли ещё 15 солдат Волынского полка . Они устроили призовую стрельбу на парадной лестнице, выбрав целью портреты императорской семьи. Мария Эдуардовна вместе с компаньонкой и двумя горничными запиралась на ключ и устраивала около двери баррикады из стульев. После семинедельного ареста графиня была освобождена. Вскоре всё имущество Клейнмихелей было в «Истории русской революции» отзывался о книге так:

Последние годы графиня Мария Клейнмихель провела во Франции , где и скончалась 19 ноября 1931 года. Она похоронена на кладбище в Версале рядом со своим братом Александром.

Фонарь-дракон, дача Марии Клейнмихель, Каменный остров, Санкт-Петербург

Фонарь-дракон на даче Клейнмихель и Чинизелли на Каменном острове в Санкт-Петербурге.

Не правда ли, смотрится по-сказочному? А теперь пару слов о самой даче Марии Клейнмихель.

Особняк Клейнмихель, один из прекраснейших памятников эпохи романтизма, находится в северо-западной части Каменного острова, на берегу речки Крестовки. в 1893 году землю и дом (возведён для Э.Женьеса, руководителя французской театральной труппы в 1836 г. архитектором А. Штакеншнейдером) "сроком на 90 лет" приобрела 47-летняя графиня Мария Эдуардовна Клейнмихель. долгое время мы знали его в одном облике (раньше стены его были зелёного цвета), но к 2007 году дом был восстановлен в первозданном виде. на сегодняшний день Каменный остров готовят под резиденцию президента России, в которую входит и особняк М.Э.Клейнмихель.

Особняк М. Э. Клейнмихель


Мария Эдуардовна была женой полковника Преображенского полка Н. П. Клейнмихеля, который через пять лет после свадьбы скончался. его отец — граф, генерал-адъютант П. А. Клейнмихель за героизм, проявленный им во время пожара императорской резиденции в 1837 году, получил по именному указу Николая Первого право изобразить на своём гербе объятый пламенем Зимний. этот герб из камня можно и сегодня увидеть над входом в каменноостровский дом.

В 1904 году архитектор К. Г. Прейс перестроил дом Верховцевой, выделив парадный вход с обширным вестибюлем. окончательный облик особняк Кляйнмихель приобрёл в 1904 г., когда по проекту арх. И. Претро был перестроен с использованием элементов готики. особенно интересно решение крыши с высоким шпицем главного дома, угловой башенки и обрамление пинаклями лепного картуша над входом с гербом Клейнмихелей. три года спустя часть участка взяла в аренду Л. Чинизелли, дочь владельца цирка, для которой Ф. фон Постельсом в 1909 году был выстроен из дерева двухэтажный особняк в стиле модерн с высокой мансардой, увенчанной башенкой. вход в него вёл через парадный вестибюль дачи Клейнмихель. стилистическая разноголосица стоящих рядом домов Клейнмихель и Чинизелли стала причиной ещё одной перестройки дачи графини - в неоготическом стиле.

Неотъемлемой частью композиции дачи является ажурная кованая решётка с саламандрами, в звенья которой вплетены графически безупречно выполненные монограммы "МК" — Мария Клейнмихель. автором решётки, установленной в 1904 году, был К. Г. Прейс. в 1912 году на заводе "Сан-Галли" по проекту К. К. Мейбома выполнили неоготические ворота, круглые столбы которых увенчивались кованными фонарями. Несохранившиеся до наших дней интерьеры дачи известны по серии фотографий К. К. Буллы для журнала "Столица и усадьба" (владелицей которого была сама графиня), а также благодаря исследованиям, выполненным сотрудниками Музея города в середине 1970-х годов.

Саламандры украшают кованую ограду старой дачи, а драконы держат в пастях фонари.

Давно хотел рассказать об этом домике. Который хорошо реставрирован и блещет свежей краской.

Остальные фото в конце поста: мерзкий Фотобукет заблокировал старые фотки!

В начале 90-х годов наша фирма должна была реставрировать её для питерской Федеральной миграционной службы. Служба ещё только создавалась, работали там отставные кагэбэшники. Весёлые и солидные мужики с бегающими глазами. Невнятно намекали про цели и задачи своей службы. А я, наивный, думал, что сия служба для возвращения русских на Родину.

Но про политику хватит. Месяца два мы потратили на предварительный проект и смету, загрустили оттого, что это федеральный памятник, по которому надо делать кучу дополнительных согласований. А заказчик, узнав, что сроки ремонта растянутся более чем на год, от домика отказался. "Нам через три месяца надо уже открыться".

Так красивый домик остался без хозяина, медленно приходил в запустение. И вот отремонтирован.

Сейчас это особняк Управления делами Президента РФ, именуемый Домом приемов.

До того как стать объектом столь высокого статуса, усадьба была дачей нескольких известных в России персонажей и даже одним из «памятных ленинских мест». Первоначально на этом месте находилась дача Женьеса (руково- дитель и актер французской труппы театра). Проект дачи разработал А. И. Штакеншнейдер. Затем новые владельцы дачи еще не раз перестраивали и достраивали её. Только в 1893 г. уже имеющуюся дачу и право аренды земельного участка сроком на 90 лет приобрела 47-летняя графиня Мария Эдуардовна Клейнмихель.

Интересный факт. Отец её мужа, генерал-адъютант, граф П. А. Клейнмихель за героизм, проявленный им во время пожара императорской резиденции в 1837 году, получил право по именному указу Николая I изобразить на своем гербе объятый пламенем Зимний. Этот герб можно и сегодня увидеть над входом в дачу.

Архитектурный облик усадьбы Клейнмихель формировался постепенно: в 1904 году архитектор К. Г. Прейс перестроил уже имеющийся дом, выделив парадный вход с обширным вестибюлем. Три года спустя часть участка взяла в аренду Л. Чинизелли (владелица знаменитого цирка), для которой был выстроен из дерева двухэтажный особняк. Стилистическая разноголосица стоящих рядом домов Клейнмихель и Чинизелли стала причиной еще одной перестройки дачи графини, на этот раз в неоготическом стиле.

Работы проводились в 1911-1912 годах по проекту К. К. Мейбома. С начала войны 1914 года в особняке был госпиталь, который графиня сама организовала и сама же его финансировала.

В 1918 году она навсегда покинула Россию самым анекдотичным образом. Во время всеобщего беспорядка графиня закрыла ставнями окна, заперла все двери и перед входом повесила написанное крупными буквами объявление: «Вход строго воспрещен. Этот дом принадлежит Петросовету. Графиня Клейнмихель арестована и помещена в Петропавловскую крепость». Фокус удался из-за царившей вокруг сумятицы, и хозяйка дома успела упаковать некоторые из своих ценностей и сделать приготовления для своего бегства из России. Лишь после ее бегства местный совет узнал, что его одурачили.

В 1920 году здесь побывал Ленин, и потому дачу включили в список памятных ленинских мест и поставили под охрану государства как памятник истории. Это спасло уникальное здание от неминуемого разрушения в советские годы.

Однако главная историческая ирония заключается в том, что автору рассказов и повестей о Холмсе, Артуру Конан Дойлу, предок графини был известен. Сохранилось высказывание писателя о крупнейшем российском чиновнике П. А. Клейнмихеле (отце мужа графини):
«На погосте петербургской Александро-Невской лавры есть могила министра Клейнмихеля, которому благоволили гномы. Если навестить ее в полдень 4 января високосного года, то на свежем мокром снегу можно увидеть отпечатки крохотных босых ножек. Особняк этого чиновника до сих пор пугает и будет пугать, пока стоит, призраками и звуками, напоминающими ружейные выстрелы. Вот цена слова, в безвыходном положении данного человеком гномам древнейшего языческого племени Земли».

Остается добавить, что Конан Дойл описывал не особняк графини, т. к. к нему Клейнмихель уже не имел никакого отношения. Подтрунивая над министром-коррупционером, писатель вряд ли мог представить, что в доме предков генерал-адъютанта будут экранизировать один из эпизодов его произведения.

***
Особняк находится как раз напротив Летнего театра, который уж год ремонтируемый.

С любовью восстановлена вся ковка - ворота, решётки, светильники.

Сходите. Полюбуйтесь. А адресок щас чиркану:)


"Самой знаменитой хозяйкой того времени была графиня Клейнмихель, о балах-маскарадах которой говорил весь петербургский свет. Богатая, эксцентричная, чуть-чуть прихрамывавшая, графиня редко покидала свой особняк, и каждый, кто занимал хоть какое-то положение в обществе, считал честью быть приглашенным к ней в дом. -- Это была "гранд-дама" до кончиков ногтей, - свидетельствовала вел.княгиня Ольга Александровна, - и в то же время необычайно проницательная и умная женщина. Каким-то образом ей удавалось узнать сокровенные тайны почти всего петербургского общества. Ее особняк прослыл рассадником сплетен. Ко всему, она увлекалась оккультными науками. Я слышала, что однажды вызываемые ею духи до того расшалились, что один из них сорвал с ее головы парик и открыл тайну ее плешивости. Думаю, что после этого случая она прекратила занятия подобного рода...» .
Это строки Йена Ворреса из его книги "Последняя Великая Княгиня" , написанной со слов вел.княгини Ольги Александровны, сестры императора Николая II.

Из потонувшего мира
Графиня Мария Эдуардовна Клейнмихель (1846-1931) оставила нам несколько прекрасных домов в Петербурге и книгу мемуаров "Souvenirs d"un Monde englouti" («Из потонувшего мира»). Отдельные главы этой интереснейшей книги вышли в издательстве «Петроград» в 1923г.

Лев Троцкий в «Истории русской революции» отзывался о книге так: «Циничные мемуары старой интриганки Клейнмихель с замечательной яркостью показывают, какой сверхнациональный характер отличал верхи аристократии всех стран Европы, связанные узами родства, наследования, презрения ко всему нижестоящему и... космополитического адюльтера в старых замках, на фешенебельных курортах и при дворах Европы» .

А вот что писала «Петербургская газета» 100 лет назад (июнь 1910 г.): «...многолюдные собрания на Каменоостровской даче у графини Клейнмихель по четвергам, когда на площадке перед дачей весь вечер и за полночь многочисленные моторы и «autocars» ожидают разъезда гостей. Салоны любезной и гостеприимной хозяйки летом на даче, также как и зимой, в приемные дни, наполняются многочисленными посетителями. Здесь собирается весь великосветский Петербург, все иностранные дипломаты, приезжающие из-за границы знатные лица и т.д., привлеченные как любезным и приветливым радушием приема, так и перспективой интересной беседы с хозяйкой дома и посетителями ее салона» .

ДВА ДОМА
Сегодня о графине вспоминают обычно в связи с ее особняком-дачей на Каменном острове (фото в конце поста).
Это здание напоминает дворец из волшебной сказки. Ему посвящено множество публикаций (см., например, Архитектурный сайт Петербурга Citywalls или пост tata_cheshuina Особняк Клейнмихель).

В отличие от большинства дач на Каменном, особняк восстановлен и не закрыт глухим забором.
Интересные детали: в кованую ограду вплетен вензель инициалов графини «МК» (на фото ниже, за ним сплошная сетчатая ограда нынешних хозяев). А над входом герб Клейнмихелей с горящим Зимним дворцом. Свекор графини, ген.-адъютант, гр. П.А. Клейнмихель за героизм, проявленный во время пожара императорской резиденции в 1837г., получил право указом Николая I изобразить на своем гербе объятый пламенем Зимний.


Интерьеры дачи известны по серии фотографий К.К. Буллы. Это одна из комнат дачи

Менее известен дом графини на ул. Сергиевской (Чайковского), 33-37 (фото в заголовке поста).
Он был построен в 1893 г. архитектором В.Е. Патером в стиле, который можно назвать «предмодерн».

Сохранились решетка балкона с вензелем графини «МЭК»

и решетка ворот дома

Мария Эдуардовна жила здесь в квартире из 15-ти комнат на 2-м этаже (Л. Бройтман, А. Дубин. Улица Чайковского. - М.: "Центрполиграф").

Как вспоминал Вс. Рождественский, на один из «четвергов» графини сюда были приглашены Клюев с Есениным. «...За парадным ужином, под гул разговоров, звон посуды и лязг ножей, Есенин читал свои стихи и чувствовал себя в положении ярмарочного фигляра, которого едва удостаивают высокомерным любопытством. ... Когда они собрались уходить и надевали в передней свои тулупы, важный старик дворецкий с густыми бакенбардами вынес им на серебряном подносе двадцать пять рублей.
-Это что?- спросил Есенин, внезапно багровея.
-По приказанию ее сиятельства, вам на дорожку-с!
-Поблагодарите графиню за хлеб-соль, а деньги возьмите себе! На нюхательный табак!
И ушел, хлопнув дверью»
.

В революционную октябрьскую пору 1917 г. графиня проявила недюжинную смекалку по части своих владений. На даче, прежде чем появились погромщики, она забаррикадировала двери и повесила дощечку: "Вход воспрещен. Здание принадлежит Петроградскому совдепу. Графиня Клейнмихель заключена в Петропавловскую крепость".
Фокус удался. Графиня успела упаковать вещи и сделать приготовления для своего бегства из России. Лишь после ее бегства местный совет узнал, что его одурачили.

Свой дом на Сергиевской она умудрилась продать 24 ноября 1917 г. купцу 1-й гильдии Л.Б.Немировскому. Не нужно пояснять, что денежки Леонида Борисовича плакали.

БИОГРАФИЯ ГЕРОИНИ
Мария Эдуардовна Клейнмихель (урожденная Келлер), родилась в 1846 г. в Киеве.

Ее отец - гр. Келлер Эдуард Федорович (1819-1903), Минский губернатор, с 1863 г. сенатор, действительный статский советник. Мать - Мария Ивановна Ризнич (1826-?).
В музее Орсэ в Париже есть ее портрет работы Александра Кабанеля

Русская ветвь Келлеров восходит к гр.Людвигу-Христсфору, прусскому посланнику в Санкт-Петербурге. Семья Келлеров была лютеранского вероисповедания.

Брат Марии Эдуардовны- гр. Келлер Федор Эдуардович (1850-1904), генерал-лейтенант, герой балканской и русско-турецкой войн, кавалер многочисленных боевых наград. Погиб смертью героя в русско-японскую войну.

Другой ее брат - гр. Келлер Александр Эдуардович (1859-1938), камергер.

В 1872 г. Мария Келлер вышла замуж за Н.П. Клейнмихеля, полковника Преображенского полка. Через пять лет после свадьбы она овдовела.

Графиня состояла в родстве и свойстве с Барятинскими, Мещерскими, Ржевусскими, Сапегами, Витгенштейнами, Бенкендорфами, Деказами, де-Бовуар и многими другими аристократическими фамилиями России и Европы. Как говорят, она была приятельницей самого Кайзера Вильгельма, что едва не погубило ее в годы Первой мировой войны.

КОСТЮМИРОВАННЫЙ БАЛ 1914 ГОДА
На масленицу в конце января 1914 г. графиня Клейнмихель устроила в своем особняке грандиозный бал-маскарад для трехсот персон, ставший событием в большом петербургском свете.
Дизайнерское решение бала выполнил сам Лев Бакст. Украшением бала стали роскошные восточные костюмы участников и шествие из «Тысячи и одной ночи»

Вот строки из «Петербургской газеты»: «Светлейшая княгиня Наталья Павловна Горчакова была в оригинальном серебряном с белым индийском костюме,выполненном по рисунку Бакста, с вставками из золота и серебра, изображавшими горельефные арабские орнаменты, широко вырезанный корсаж отделан синим бархатом bleu person с оригинальными наплечниками из белого лебяжьего пуха, на голове индийская чалма,ослепительно белая и легкая, с белыми токами и эспри, жемчугом и бриллиантами, обрамлявшими лицо по-восточному. Изумруды, сапфиры и
серебряные кисти и бульонэ, также по Баксту, дополняли сказочное впечатление этого оригинального костюма»
.

Графиня вспоминает в своих мемуарах: «Была устроена кадриль, в которой участвовали племянницы хозяйки дома, а также княжна Кантакузен, внучка великого князя Николая Николаевича- старшего, верховного главнокомандующего в русско-турецкой кампании семидесятых годов, и ее сестра; затем был исполнен классический менуэт под музыку Моцарта. Известная своим умением танцевать графиня Марианна Зарнекау, дочь графини Палей, исполнила египетский танец с морским офицером Владимиром Лазаревым. Баронесса Врангель, урожденная Гуэн, ее подруга и Охотникова, сестра красивой графини Игнатьевой, ныне супруги генерала Половцова, танцевали имевший огромный успех венгерский танец; партнерами были два отменных танцора- граф Роман Подони и Жак дес-Лалайг. Князь Константин Багратион, зять великого князя Константина Константиновича, исполнил кавказские танцы, а княжна Кочубей и брат ее Виктор, граф Мусин-Пушкин и Григорий Шебеко, сын нашего посла в Вене, танцевали малороссийскую кадриль. Наконец великая княгиня Виктория Федоровна, супруга вел.князя Кирилла Владимировича вместе с вел.князем Борисом Владимировичем стали во главе восточной кадрили» .
Участвовать в этом танце вел.княгиня Виктория пригласила всех красивейших, изящнейших женщин Петербурга: княжну Ольгу Орлову, графиню Марию Кутузову, дочь английского посла Мюриэл Бьюкенен, княгиню Наталию Горчакову и многих других. Сохранилась фотография вел.княгини Виктории и вел.князя Бориса Владимировича в восточных костюмах

Бал омрачился одним событием. Графиня отказала в приглашении известному "светскому льву" и скандалисту Павлу Владимировичу Родзянко, брату председателя Государственной Думы. Она опасалась, что Родзянко рвется на бал, чтобы оскорбить кн. Константина Багратиона, с которым у него уже были столкновения, либо просто устроит скандал, пребывая в обычном для него полупьяном состоянии. За это Родзянко публично обещал ей отомстить и «заставить проливать кровавые слезы».

КАК ГРАФИНЯ УЗНАЛА О СВОЕМ ПОВЕШЕНИИ
Родзянко свое слово сдержал. 19 июля 1914 г. к графиня на Каменный остров прибыл корреспондент «Русского Слова» Руманов. Он сообщил, что Родзянко обзвонил редакции всех петербургских газет и сообщил, что графиня Клейнмихель передала в Берлин "в коробке от шоколада" план мобилизации русской армии. Она арестована и теперь уже повешена.

По городу сразу же поползли невероятные слухи. Некий жандармский полковник рассказывал, что он присутствовал на казни графини, которую повесили вместе с ненавидимым многими ген.Драчевским, причем графиня очень храбро умирала, а генерал просил пощады и дрожал от страха.
На следующее утро об этом сообщалось во многих газетах. Мария Эдуардовна отправилась в Зимний дворец и присутствовала, когда царь произносил перед народом свою речь об объявлении войны. Графиня вспоминает: «Проходя мимо меня, государь подал мне руку. Итак - нельзя было уже сомневаться, что я жива и здорова. Случайно приблизилась я к помощнику Фредерикса, ген.Максимовичу. ... Когда он меня увидел, он сделал такое изумленное лицо, будто перед ним стояло привидение, и сказал мне: «Профессор только что мне рассказывал, что вас вчера повесили» .
Через день она встретила в ресторане Кюба в кругу своих друзей самого Родзянко, как раз в момент рассказа о повешении. Увидев графиню, тот изменился в лице и исчез из ресторана.

С началом Первой мировая войны Мария Эдуардовна организовала в своём особняке госпиталь, который сама же и финансировала. Убранство интерьеров было перевезено в дом на Сергиевской.

ЭПИЛОГ
В «великую и бескровную февральскую революцию» графиню, которой исполнился 71 год, арестовали. Она якобы стреляла с крыши дома из пулемета по революционным отрядам. Ее доставили в Думу, но вскоре отпустили, убедившись в абсурдности обвинения.

И она увидела результаты «революционного творчества масс». Винный погреб разграблен, повсюду беспорядок и разорение. Особенно старались солдаты Волынского полка - того, где унтер-офицер Кирпичников выстрелом в спину убил своего командира. В особняке на Каменном острове они устроили состязания по стрельбе на парадной лестнице, украшенной портретами Государей из Дома Романовых. В глаза Императрицы Елизаветы Петровны тыкали горящими окурками, у Екатерины II вырезали нос, немыслимо изуродовали портрет Александра I.

В конце 1918 г. Клейнмихель уехала из России во Францию по паспорту, который с трудом получила через посольство Швеции.

Она умерла 19 ноября 1931 г. похоронена на кладбище в Версале вместе со своим братом Александром.

Интересная деталь: рядом находится могила известного мистика и эзотериста Александра Сент-Ив де Альвейдра (1842-1909).
Он был автором концепции Синархии (тройственной власти Императора, жрецов и воинов), представлявшейся ему в виде системы так называемых "Советов" (le Conseil). В 1877 г. Сент-Ив женился на Марии Ризнич, матери Марии Эдуардовны Клейнмихель, которая была старше его на 15 лет.
Племянник нашей героини, гр. Келлер Александр Федорович был учеником Сент-Ива.
Как говорят, он был масоном очень высокой степени посвящения. Именно ему достались три пакетика, на которых рукой Сент-Ива было написано дата алхимического опыта и точный вес заключенного в каждом из них золотого образца, добытого алхимическим путем.

А еще говорят, что большевики заимствовали термин «Советы» именно у Сент-Ива. Но, это уже совсем другая история.