Какие диалоги нужно включать в руки. Диалог - это что? Диалог: значение, формы, виды и примеры. Акцент и искажение речи

То же произойдет при введении в реплику словосочетаний, не имеющих семантиче-

ской связи с темой диалога, например: «Социальную работу лучше всего осуществлять с настоем из ромашки» или «Трудные подростки не переносят навязчивой опеки и муравьи-

ной кислоты». В этих случаях невозможно подобрать ответную реплику, которая придала бы смысл диалогу. Можно привести и ряд других условий и требований нормального общения, но они в той или иной мере вписываются в приведенные выше.

Виды диалогов

Выделяют два уровня общения, распространяемые на речевую коммуникацию в целом: событийный (информационный) и деловой (конвенциональный).

Событийный уровень свойствен любой сфере общения: бытовой, деловой, профессиональной и др. Основные закономерности его следующие:

всегда есть предмет общения;

реализация ситуации партнерства в общении;

самопрезентация личности.

Деловой уровень характеризуется прежде всего четкой ролевой дифференциацией. Основные закономерности его следующие:

не всегда есть предмет общения;

осуществление тактики принятия партнера;

ситуация партнерства реализуется лишь в соответствии с ролью;

самопрезентация согласно своей роли.

Исходя из целей и задач диалога, конкретной ситуации общения и ролей партнеров, можно выделить следующие основные разновидности диалогической коммуникации:

бытовой разговор;

деловая беседа;

собеседование;

интервью;

переговоры.

Рассмотрим некоторые из них.

Бытовой разговор. Для бытового разговора характерны:

незапланированность;

большое разнообразие обсуждаемых тем (личные, социальные, политические и др.)

и используемых языковых средств;

частые отклонения от темы, перескакивание с одной темы на другую;

отсутствие, как правило, целевых установок и необходимости принятия какого-либо решения;

самопрезентация личности;

разговорный стиль речи.

Человек не может жить без общения и стремится к общению, чтобы выразить свое Я. Вместе с тем многие люди чувствуют себя ущербными, не зная, как начать разговор, особенно с незнакомым человеком. Они опасаются, что их примут за скучных и посредственных моделей, если они начнут разговор с банального: «Похоже, собирается дождь».

«Светские беседы не должны быть блестящими, – считает Л. Гиблин. – Каждый из нас банален. Каждый из нас вступает в «светские беседы», в которых не произносится ничего умного или значительного. Этот вид разговоров необходим, чтобы «запустить» общение. Осознайте это и перестаньте опасаться показаться скучным, и вы обнаружите, что тоже способны начать беседу, даже с незнакомым человеком. Вы удивитесь еще больше, когда уви-

О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. «Речевая коммуникация»

дите, что во многих случаях говорите умные и интересные вещи – только потому, что не прикладываете усилий к тому, чтобы казаться умным и интересным»29 .

И еще одна рекомендация Гиблина: «Если у вас есть личные проблемы, которые вы хотели бы обсудить с кем-нибудь, – обратитесь к своему пастору, психологу или надежному и симпатизирующему вам другу. Но не выносите свои проблемы на публику».

Таким образом, чтобы быть хорошим собеседником в бытовом разговоре, не пытайтесь быть совершенством и не бойтесь показаться банальным.

Деловая беседа. Деловая беседа представляет собой акт прямой взаимной коммуникации в официально-деловой сфере, осуществляемый посредством слов и невербальных средств (мимики, жестов, манеры поведения). Деловая беседа имеет следующие характерные особенности:

дифференцированный подход к предмету обсуждения с учетом коммуникативной цели и партнеров и в интересах понятного и убедительного изложения мнения;

быстрота реагирования на высказывание партнеров, способствующая достижению поставленной цели;

критическая оценка мнений, предложений, а также возражений партнеров;

аналитический подход к учету и оценке субъективных и объективных факторов проблемы в комплексе;

ощущение собственной значимости и повышение компетентности партнеров в результате критического разбора других точек зрения по данной проблеме;

ощущение сопричастности и ответственности в решении затронутой в беседе про-

П. Мицич, югославский специалист в области деловой коммуникации, считает, что правильное проведение деловых бесед способствует приросту производительности труда на

заранее написать план беседы, отработать наиболее важные формулировки;

применять положение психологии о периодическом воздействии на собеседника, а именно: неблагоприятные моменты и факты чередовать с благоприятными, начало и конец беседы – положительные фразы;

постоянно помнить о движущих мотивах собеседника: его ожидании, преимуществах, которых он добивается посредством этой беседы, его позиции, его желании самоутвердиться, его чувстве справедливости, его самолюбии;

избегать присутствия незаинтересованных лиц;

никогда, ни в какой ситуации не быть невежливым и безвкусным;

облегчать собеседнику положительный ответ;

избегать задавать вопросы, на которые собеседник может ответить «нет»;

давать фундаментальные объяснения своей позиции в каждом случае, когда собеседник с ней не соглашается;

никогда не относиться к другим пренебрежительно;

избегать пустой риторики;

отказываться от ведения шаблонных бесед;

избегать удаления от предмета беседы и попутных отступлений;

выражаться убедительно и в оптимистической манере. Каждая из этих рекомендаций имеет свои особенности в осуществлении. Например, при составлении плана беседы целесообразно продумать следующие вопросы:

1) повод беседы, ее тема и основная цель;

29 Гиблин Л. Как обрести уверенность и силу в отношениях с людьми. – Минск, 2003.

О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. «Речевая коммуникация»

2) конкретные задачи, относящиеся к предмету обсуждения;

3) профессиональный уровень и психологические особенности собеседника;

4) что нужно предпринять, чтобы добиться цели;

5) с какими аргументами, возражениями, противоположными интересами придется, возможно, столкнуться;

6) как одолеть противостояние;

7) какие преимущества (или, наоборот, негативные моменты) это принесет;

8) различные варианты решения проблемы в зависимости от ожидаемой реакции собеседника (согласие, отрицание, предубеждение и т. д.).

Поскольку одним из основных условий диалогического общения, как уже отмечалось, является некоторый разрыв в знаниях и связанное с ним требование информативности, следует продумать, как эти понятия будут реализовываться. В частности, имеются специальные

коммуникативные приемы, способствующие восприятию информации30 :

постановка вопросов об условиях, причинах возникновения проблем, возможных последствиях и выводах в интересах стимулирования мышления партнеров;

дословное или смысловое повторение важных аспектов излагаемого материала;

подведение общих или отдельных итогов в результате коллективного обсуждения соответствующей проблемы;

предвосхищение возможных возражений и их аргументированный анализ;

оглашение названия темы при ее смене или изменении аспекта рассмотрения про-

использование разбивки (во-первых, во-вторых, в-третьих…) при перечислении ряда связанных с проблемой факторов. Факторами, мешающими нормальному ходу диалога, являются, например, бестактное обрывание на полуслове; неоправданное лишение когото возможности высказать свое мнение; игнорирование или высмеивание аргументов партнера; подтасовка фактов, необоснованные подозрения, голословные утверждения и т. д.

Переговоры. Это процесс целенаправленного и ориентированного на достижение определенных результатов делового общения в форме диалога. Переговоры проводятся:

по определенному поводу (например, в связи с необходимостью создания Центра социальной помощи семье и детям в микрорайоне);

при определенных обстоятельствах (например, несовпадение интересов);

с определенной целью (например, заключение договора);

по определенным вопросам (политического, экономического, социального, культурного характера).

Несмотря на большое разнообразие тем переговоров, их структуру можно свести к следующей обобщенной схеме:

1) введение в проблематику;

2) характеристика проблемы и предложения о ходе переговоров;

3) изложение позиции;

4) ведение диалога;

5) решение проблемы;

6) завершение.

Переговоры могут протекать легко или напряженно. Партнеры могут договориться между собой без труда, или с большим трудом, или не договориться вообще. В ходе переговоров обнаруживаются различные интересы, по которым предстоит достигнуть соглашения. Немаловажно, с какими преимуществами (или негативными моментами) связано для партнеров заключение того или иного соглашения.

30 Эрнст О. Слово предоставлено вам. – М., 1988. – С. 89.

О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. «Речевая коммуникация»

Следует учитывать и различные субъективные факторы: способности партнеров, их навыки, умение вести переговоры и др. За столом переговоров могут сойтись люди с различным опытом в деловом, профессиональном и коммуникативном планах. Они могут иметь различный темперамент (например, флегматик и холерик), свой стиль общения в зависимости от психологического типа личности (например, доминантность или ригидность), различное специальное образование (например, техническое или экономическое).

Переговоры требуют тщательной подготовки. Чем серьезнее подход к ним (использование анализа, расчетов экономического и социального эффекта, заключений и т. д.), тем больше шансов на успех. Недостаточная подготовка к проведению переговоров, скорее всего, приведет к вялому течению, сбоям и блокированию. Обобщая, можно выделить следующие недостатки в стратегии проведения переговоров.

«Холодный запуск». Партнер вступает в переговоры, не обдумав в достаточной степени их необходимость и цель, а также сложности и возможные последствия.

В этом случае за ним лишь «ответный ход», т. е. он будет реагировать, а не действовать, инициатива будет исходить не от него.

«Отсутствие программы». У партнера нет четкого плана действий в пределах максимальных и минимальных требований. Разумнее вести переговоры, сформулировав мысленно или на бумаге различные варианты действий.

«Главное, чтобы меня это устраивало!» Партнер настолько выпячивает собственные интересы, что представители другой стороны не видят для себя никаких преимуществ.

Подобные несовпадения интересов, зачастую вызываемые узковедомственными или просто эгоистичными соображениями, блокируют собеседника, отбивают у него желание вести переговоры вообще.

«Пускать все на самотек». Партнер не имеет четкого представления о собственных конкретных предложениях и аргументах, детальных требованиях и критериях оценки предмета переговоров, позиции и ожидаемой реакции противной стороны. Эффективность переговоров снижается из-за недостаточной их подготовки.

«Коммуникативные заморыши». Неправильное поведение одного из партнеров отрицательно сказывается на атмосфере переговоров, мешает достижению их целей. Подобное поведение заключается в том, что участник переговоров:

не слушает (или не умеет выслушать) партнера;

постоянно пытается от диалога перейти к монологу;

ведет себя не по-деловому, а излишне эмоционально, несдержанно;

не аргументирует, а своенравно отстаивает свою позицию;

неинформативен, т. е. не приводит новые факты, не выдвигает новые предложения, а излагает известные, мешающие решению проблемы позиции;

не руководствуется общими интересами, совместной ответственностью за результаты переговоров, не выделяет этот аспект.

Чтобы переговоры развивались успешно, необходимо с самого начала постараться найти общую с партнером позицию. Этому способствуют создание благоприятной атмосферы для кооперации на основе общей информационной базы, отношение к партнеру с деловым интересом и уважением.

Начинать рекомендуется с самых важных аспектов предмета обсуждения, пытаясь прийти к согласию по принципиальным вопросам, и только после этого переходить к деталям. При этом в начале переговоров затрагиваются бесспорные, не вызывающие разногласий вопросы, что позволяет создать основу, способствующую развитию переговоров.

После этой фазы переходят к обсуждению таких пунктов, договориться по которым можно относительно легко. И только затем переходят к основным вопросам, требующим подробного обсуждения. Если перенести эти вопросы в начало обсуждения, то переговоры

О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. «Речевая коммуникация»

могут заблокироваться или вовсе сорваться. Причем, чтобы не мешать развитию переговоров, не следует акцентировать внимание на расхождении во взглядах, если они не принципиальны.

В отдельных случаях, когда принцип повышения сложности выдержать не удается, переговоры могут увязнуть в обсуждении второстепенных вопросов, хотя стороны еще не пришли к согласию по основным пунктам. Значит, необходимо отсортировать уже достигнутые главные результаты переговоров и на основе этого определить следующие подлежащие обсуждению пункты.

В ряде случаев успех переговоров может предопределить оптимальное речевое поведение, основанное на умелом использовании языка и стиля официально-деловой речи, психолингвистики и социолингвистики, а также психологии общения.

Например, если партнер по переговорам хочет ощущать отношение к себе как к специалисту в соответствующей области, при обращении к нему следует особо подчеркнуть такое отношение: «Как инженер вы знаете по собственному опыту, к чему могут привести… Поэтому я предлагаю…»

Партнер может отреагировать на предложение другой стороны отрицательно. В этой ситуации важно выяснить причины такой его позиции:

не чувствует ли он себя обделенным?

не связана ли для него реализация предложения с различными негативными момен-

понимает ли он, какие последствия повлечет за собой его отказ, или здесь он видит выгоду для себя?

есть ли у него полномочия, необходимые для принятия решения?

не считает ли он, что на него оказывают давление?

Следует позаботиться о том, чтобы партнер мог спокойно изложить свои аргументы, возражения, предложения. Эффективной является при этом такая тактика речевого поведения, как выражение согласия, если, конечно, согласие возможно («Да, конечно», «Полностью согласен с этим», «Правильно», «Разумно» и т. п.).

Иногда на партнера пытаются воздействовать с помощью аргументов, не относящихся к делу, например, апеллируют к чувствам, говорят о долге, ответственности и т. д. Такое речевое поведение возможно, но далеко не всегда эффективно. Во всяком случае, для этого необходимо тонко прочувствовать ситуацию и точно спрогнозировать психологическое состояние и реакцию партнера.

Если переговоры зашли в тупик, следует постараться исправить положение, используя, например, следующие приемы:

рассмотреть проблему с другой стороны («Подойдем к проблеме с другой сто-

использовать высказывания партнера для развития своих мыслей («Я бы хотел еще раз остановиться на вашем предложении и сразу же перейти к вопросу о …»);

уточнить с помощью встречных вопросов, правильно ли понят партнер («Если я пра-

вильно понял, у вас есть некоторые сомнения относительно сроков поставки…»);

сослаться на опыт, накопленный в соответствующей сфере деятельности («Я пони-

маю, что вам хотелось бы заключить договор сроком на один год. С другой стороны, нельзя не вспомнить, да и вы об этом знаете не хуже меня, что двухлетние договоры были неплохой основой для сотрудничества…»);

дать возможность партнеру подумать, если новое компромиссное предложение застало его врасплох («Прежде чем принять какое-либо решение, обдумайте еще раз мое предложение»). Немаловажным в ходе переговоров является умение правильно

О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. «Речевая коммуникация»

ставить вопросы. На основании ответов на них можно определить позицию партнера и выявить мотивы, заставившие его занять такую позицию. Например, вопросы могут быть заданы:

по предмету («Когда вы сможете поставить первую партию?..»);

по проблеме («Почему нельзя осуществить поставку во II квартале?»);

с целью выяснить мнение («Как вы оцениваете возможные действия заинтересованных сторон в данной ситуации?»);

в форме утверждения («Итак, я могу исходить из того, что поставка будет осуществлена во II квартале?»);

в форме обобщения («Итак, можно отметить, что проблема с транспортом решена?»);

в форме «вопрос на вопрос» («А вы разве так не считаете?»). При этом следует избегать риторических вопросов, использование которых уместно лишь в монологической речи. И это естественно: они не требуют ответа, а вызывают нужную для оратора мыслительную реакцию, тогда как в диалоге каждая реплика требует ответного хода.

В целом же поведение партнеров может расцениваться как позитивное или негативное:

Более подробные характеристики этих вариантов поведения:

О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. «Речевая коммуникация»

И это поучительная история о том, как «слабый» диалог может


потянуть
за
собой
весь
сценарий.

Даже при наличии захватывающей и увлекательной идеи и убедительного сюжета.

Вне зависимости от жанра, плохо написанный диалог делает историю плоской, разрушая всю атмосферу. Впечатляющие моменты, построенные на скучных диалогах - будь то шокирующе жуткие сцены, щекочущий нервы экшн, уморительные шутки или душераздирающие драмы - подобны открытой во время поднятия суфле двери духовки. Разочаровывают своей пустотой.

Диалог: искусство или ремесло?

Перед тем как приняться за эту статью, мне пришлось задуматься над тем, является написание диалогов для сценария умением, которым можно овладеть, или это все же искусство. Мне довелось работать с некоторыми действительно одаренными писателями, у которых был «слух» на диалоги.

Нужно изучить, как люди говорят в реальном мире, а затем извлечь оттуда лучшее - то, что будет отражать настоящую жизнь, а не имитировать ее.

В конце концов, я решила: несмотря на то, что эти навыки можно усовершенствовать, как в случае с ремеслом, для лучших авторов диалогов - это искусство, пусть они и упорно работают над тем, чтобы сделать их выдающимися. Это, однако, не значит, что мы не можем чему-то у них научиться и использовать их опыт для собственного развития. Давайте посмотрим на то, чем же хорошие авторы диалогов отличаются от всех остальных.




Авторы, известные своими диалогами активно слушают. Они обращают внимание на голоса, они подслушивают, они запоминают модели, фразы, отличительные особенности и интонации. Однако транскрибирование не является залогом написания отличного диалога. Нужно изучить, как люди говорят в реальном мире, а затем извлечь оттуда лучшее - то, что будет отражать настоящую жизнь, а не имитировать ее. Мы рассказываем истории, а не делаем документальные фильмы.



Пример активного слушания

Лучшие писатели возвышаются над повседневностью. В действительности наши обычные разговоры могу быть пространными, бессвязными и попросту скучными. При написании сценария мы хотим кратко и содержательно выразить мысли и чувства героя.

Профессиональные драматурги используют знакомые им голоса. Голоса, раздающиеся у них в голове, будь они «смышленые», «с южным акцентом» или «вкрадчивые». Уже не один великолепный автор диалогов рассказывал мне, что порой дело доходит до того, что герои разговаривают с ним у него в голове. Поздравляю, вы выбрали ту самую профессию, в которой «голоса в голове» не гарантируют вам место в сумасшедшем доме.

Все хорошо в меру. Хорошо написанный диалог часто можно охарактеризовать как «сдержанный». В нем нет затянутых и многословных сцен, длинных, непрерывающихся монологов и всегда остается место для подтекста - того, что оказывает наибольшее воздействие и остается межу строк.

Диалог должен пленять читателя и звучать аутентично. Читайте свою работу вслух. Давайте ее почитать другим. Записывайте ее и слушайте запись. Если она «звучит как диалог» - начинайте переписывать.

Настоящие профи, несмотря на их опыт, по-прежнему мучительно размышляют над каждым словом. Они хотят, чтобы намерения героев говорили сами за себя, их личности прослеживались, а даже тончайшие оттенки речи были очевидны зрителю.

Отличные сценаристы часто приходят в индустрию из театра. Да, я говорю об Аароне Соркине, Алане Боле и многих других. Потому что на странице пьесы практически нет описаний. Вот где настоящий минимализм. Драматурги учатся рассказывать целые истории и раскрывать персонажей с помощью диалога. Они вынуждены делать это чертовски хорошо. Неплохим упражнением может быть написание сцены или эпизода, практически полностью состоящего из диалогов.

«Замечательно», - можете сказать вы. Хорошие авторы умеют писать хорошие диалоги - вот новость! Сдержанные, свободные, аутентичные и дополняющие атмосферу… Но только как они это делают? К счастью, универсального рецепта идеального диалога не существует - иначе бы драматургия превратилась в кулинарию. Однако есть несколько нюансов, отличающих качественно написанный диалог. О них мы и поговорим.

Живо написанные сцены начинаются позже и кончаются раньше.

Туда и обратно

Живо написанные сцены начинаются позже и кончаются раньше. Без потери времени на приветствиях и уходах. Такой подход позволяет сосредоточиться на цели сцены. Эффективные эпизоды одновременно раскрывают сюжет и характер героев.

Джек, Джон, Джейк и Джо заходят в бар


Я знаю, что некоторые начинают сходить с ума от мысли, что читатель может пропустить что-то в их сценарии - но это лишь потому, что мы не обязаны читать все подряд. Мы должны иметь возможность перестать обращать внимание на имена героев после первого акта, потому что их голоса выразительны. Это будет сложно сделать в группе, где персонажи сильно похожи - тем важнее их разделять. Визуальная разница между именами героев помогает нашему мозгу обрабатывать информацию, что способствует свободному течению истории.

Стопудово ископаемый перец

Сильный диалог отражает свое время и соответствует возрасту персонажей. Писать сценарии для подростковых фильмов может быть непросто, однако лучшие диалоги избегают клише - иначе к моменту прочтения они уже устаревают.

Вспомните комедию «Бестолковые», написанную и снятую Эми Хэкерлинг, которую прославляли за ее молодежный язык. Что сделало этот фильм столь привлекательным и впечатляющим, так это его новизна. В нем было не только отражение молодежного сленга, но еще и шаг вперед - автор сознательно отказалась от копирования современных трендов.

Точно так же исторический диалог, испещренный современными словечками, демонстрирует невнимательность к деталям и плохую подготовку.

Настоящая сила диалогов часто заключается в том, что остается невысказанным.

Не верь чужим речам, а верь своим глазам

Недавно мне попалась чудесная статья, где была приведена сцена длиной в одну страницу с описанием спора между мужчиной и женщиной, затем диалог был урезан вдвое, потом еще - и, в конце концов, осталась только парочка реплик. Чем больше они вырезали, тем более динамичной становилась сцена. Меньшее количество слов давало больше места для подтекста. Эмоции в сцене обострялись благодаря тому, что мы видели действия персонажей, а не просто слушали, что они говорят.

Настоящая сила диалогов часто заключается в том, что остается невысказанным. Действия говорят сами за себя. Подтекст, переданный выражением лица, жестом или взглядом персонажа, усиливает слова и подчеркивает значимость момента.

До полной готовности

Хорошо построенные сцены доходят до очевидной кульминации, после чего сцена сменяется следующей. Снова и снова авторы дают нам реплику с наибольшим эффектом, будь то «соль» какой-либо шутки, пик конфликта или большое разоблачение, и тут же смягчают реакцию, добавив еще несколько реплик следом. Знайте, когда ваша сцена достигает апогея, и сразу останавливайтесь, чтобы достигнуть максимального эффекта.

С тем, как должен выглядеть хороший диалог мы более-менее разобрались. Осталось выяснить, каких ошибок стоит избегать - завтра мы поговорим о том, что может «убить наповал» вашу историю.

Продолжение материала вы можете найти по данной .

А прямую речь пишите с прописной буквы. При окончании прямой речи вопросительным или восклицательным знаком кавычки ставятся после него, а в повествовательном закрываются кавычки и ставится точка.

Примеры: Андрей сказал: «Я буду сейчас играть».

Пример. Он пробормотал: «Я очень хочу спать», - и сразу же уснул.

Пример. Капитан промолвил: «Ветерок бы сейчас подул…» - и устремил взгляд в море.

Оформление диалога возможно одним из следующих способов: В одну строку пишутся все реплики, авторские слова между которыми отсутствуют. С помощью тире отделяется каждая реплика, заключенная в кавычки.

Пример. В течение нескольких минут они шли молча. Елизавета спросила: «Как долго вы будете отсутствовать?» - «Два месяца». - «Вы будете мне звонить или писать?» - «Да, конечно!»
С новой строки написана каждая последующая реплика, перед которой ставится тире. Кавычки в этом случае не употребляются.

Вам холодно, Екатерина? - спросил Иван Петрович.

Давайте зайдем в кафе.

Оформление цитат:

Цитата записывается по одному из способов оформления прямой речи.

Пример. Белинский считал: «Литература есть сознание народа, цвет и плод его духовной жизни».

Часть цитаты не приводится, а ее пропуск отмечается многоточием.

Пример. Гончаров писал: «Все слова Чацкого разнесутся... и произведут бурю».

Пример. Белинский отмечает, что у Пушкина есть удивительная способность «делать поэтическими самые прозаические предметы».

Цитировать стихотворный текст следует без кавычек, соблюдая строчки и строфы.

Источники:

  • как оформляется прямая речь
  • Основные правила написания диалогов

Предложения с косвенной ю помогают передать чужие мысли от своего лица. Они содержат основную суть сказанных кем-то слов, проще в построении и пунктуационном . При замене прямой речи на косвенную важно обращать внимание на цель передачи мысли (сообщение, вопрос или побуждение), употреблять соответствующие средства связи частей предложения, следить за точными формами использования некоторых слов.

Инструкция

В нашем языке чужие слова можно передавать несколькими способами. С этой целью чаще всего используются прямая и косвенная речь. Сохраняя суть, эти синтаксические конструкции по-разному выражают содержание, произносятся и оформляются на письме.

При передаче мыслей с помощью прямой речи сохраняются все особенности высказывания: неизменным остается содержание, в устной речи сохраняется интонация, которая на письме показывается необходимыми знаками препинания. Это самый точный способ передачи чужих слов.

Косвенная речь, как правило, содержит основную суть чужих мыслей, сообщается не от лица автора, а говорящего без сохранения интонационных особенностей. В письменной речи оформляется без кавычек в виде сложноподчиненного предложения.

Заменяя прямую речь на косвенную, соблюдайте главные правила построения предложений, точно употребляйте формы отдельных слов. Предложения с чужой речью представляют две части: автор и передаваемая речь. В предложениях с прямой речью место слов автора непостоянное: впереди, в середине или после высказывания. Косвенная, как правило, занимает позицию после авторских слов и является придаточным предложением. Чтобы правильно справиться с заданием по замене подобных синтаксических конструкций, действуйте согласно определенному порядку.

Сначала определите границы частей предложения с прямой речью. Слова автора в предложении с косвенной речью почти всегда остаются неизмененными, они будут представлять главную часть сложноподчиненного предложения.

Далее обратите внимание на вид по цели высказывания предложения, входящего в состав прямой речи (оно будет придаточным). Если перед вами повествовательное предложение, то средством связи с главным будут союзы «что», «будто». Например, «Очевидцы утверждали, что (будто) случай произошел по вине пешехода». Союз «чтобы» используйте для передачи содержания побудительных предложений. Частица «ли», местоимения «кто», «что», «какой» и др., наречия «когда», «почему», «где» и т.п. помогают выразить косвенный вопрос.

Обозначения:

П - прямая речь с большой буквы
п - с маленькой

Схематическое написание наиболее популярных вариантов диалогов

Вариант 1:

А: "П".
А: "П!"
А: "П?"

Обратите внимание, точка всегда ставится снаружи кавычек. Вопросительный и восклицательный знаки - внутри. Запятую встречала и внутри, и снаружи.

Вариант 2:

"П," - а.
"П!" - а.
"П?" - а.

Вне зависимости от типа знака в конце прямой речи, в данном случае это - одно предложение. Поэтому авторский текст тут всегда с маленькой буквы.

Вариант 3:

"Для вас, ребята, всё это превосходно, - сказал он, - вам эта штука по душе, а мне - нет".

Вариант 4:

"П, - а. - П".
"П? - а. - П".
"П! - а. - П".

"Кажется, чёртова палатка свалилась, - говорит он. - А где Билл?
"А ты что делаешь? - кричит он в ответ. - Не можешь отпустить, что ли?"
"Ах, тогда! - ответил он, просияв. - Да, вспомнил!"
(из книги "Трое в лодке, не считая собаки")

Вариант 5:

"П, - а и а: - П".
А: "П", - а.

"Тут не пройти, - сказал Джон. Он огляделся и проворчал: - Похоже, придётся вернуться".
Билл предложил: "А если попробовать вон там", - и указал на едва заметную тропинку вдоль самой стены.

Многоточия в прямой речи:

А: "П..."
"П..." - а.
"П!.." - а.
"П... - а. - П".
"П, - а, - п..."

Оформление диалогов происходит по тем же самым правилам

П, - а.
- Привет, - улыбнулась Елена.

П? - а.
- Кофе будешь? – спросил Деймон.

П! - а.
- Привет! – улыбнулась Елена.

П… - а.
- Не знаю… - ответила девушка.

П, - а, - п.
- Привет, - улыбнулась Елена, - рада тебя видеть.

П, - а. - П.
- Привет, - улыбнулась Елена. – Хорошо, что ты зашел.

П? - а. - П.
- Уверена? – спросил Деймон. – Второго шанса не будет.

П! - а. - П.
- Врешь! – бросил Деймон. – В первую очередь, себе самой.

П… - а, - п.
- Он… - замялась девушка, - он признался мне в любви.

П… - а. - П.
- Я… - девушка замялась. – Не думаю, что это хорошая идея, Деймон.

П, - а. А: - П.
- Согласна, - кивнула Елена. Сделав пару шагов в сторону Деймона, она с улыбкой добавила: – Думаю, мы отлично проведем время.

П, - а. А. - П.
- Согласна, - кивнула Елена. На лице Деймона отразилось удивление – он явно не ожидал подобного ответа. – Думаю, мы отлично проведем время.

П? - а. А: - П.
- Уверена? – спросил Деймон. Несколько минут он пристально смотрел на Елену, после чего предупредил: – Второго шанса не будет.

П? - а. А. - П.
- Согласна? - удивилась Елена. Услышав тон ее голоса, Деймон отвернулся. – Не думаю, что это хорошая идея.

П! - а. А: - П.
- Отлично! – ухмыльнулся вампир. Внимательно осмотрев Елену с головы до пят, он заключил: – Теперь тебе нужно купить новое платье.

П! - а. А. - П.
- Ух ты! – обрадовалась девушка. Деймон, увидев ее реакцию, улыбнулся. – В таком случае, хочу еще и туфли.

П… - а. А: - П.
- Хм… – изобразил удивление вампир. С минуту подумав, он согласился: – Твоя взяла, Елена.

П… - а. А? - П.
- Кофе… – Елена растерялась. Какое кофе может быть, если ей страшно оставаться с Деймоном наедине? – Пожалуй, нет.

На самом деле, есть еще немало вариантов, в которых одни знаки препинания заменяют другие.
Главное – знать основные правила написания, а это: слова автора пишутся после запятой/троеточия/знака вопроса/знака восклицания с маленькой буквы!

Пунктуация. Пробелы

Они являются камнем преткновения для очень многих авторов. Запомните раз и навсегда следующее.

Пробел никогда не ставится перед: двоеточием, троеточием, запятой, точкой, точкой с запятой, восклицательным или вопросительным знаком. Отдельно хочу выделить дефис – он вообще не отделяется пробелами (кроме одного редкого случая, не имеющего к данной теме никакого отношения).

Пробел всегда ставится: перед тире, открывающими скобками и открывающими кавычками; после тире, двоеточия, троеточия, запятой, точки, точки с запятой, восклицательного или вопросительного знака. В случае кавычек и скобок, то после их закрытия пробел ставиться лишь тогда, когда продолжается текст без каких-либо знаков препинания. Во всех остальных случаях (точка, запятая, какой-либо знак и пр.), пробел не нужен.

Пунктуация. Запятая

С запятыми многие куда в большей ссоре, чем с пробелами..

Запятая при обращении.
Многие почему-то забывают, что любые обращения , будь то имена, прозвища и пр., выделяются запятыми.

Елена, все хорошо.
- Ты невыносим, Деймон Сальваторе!
- Конечно, друг, о чем речь.
- Ну что, красотка, прогуляемся?

Запятая при оборотах.
Запомните: всегда выделяются запятыми, независимо от того, в какой части предложения стоят:

Старший Сальваторе сидел на диване, распивая бутылку виски.
Стоя под струйками горячей воды, девушка мечтала о том, как шикарно пройдет сегодняшний вечер.

Чтобы правильно расставить запятые при, вам необходимо знать определяемое слово.
Если оборот стоит после этого слова, он выделяется запятыми с двух сторон. Если перед – запятые не ставятся:

Джинсы, неприлично низко посаженные на бедрах, норовили в любую секунду сползти еще ниже.

Определяемое слово – джинсы . Если переставить оборот перед определяемым словом, получается следующее:

Неприлично низко посаженные на бедрах джинсы норовили в любую секунду сползти еще ниже.

Если определяемое слово выражено личным местоимением , то расположенный перед ним оборот все же выделяется запятой:

Эгоистичный в своей страсти, Деймон мечтал обладать Еленой единолично.

Запятая в сложных предложениях.
Очень просто и доступно все сказано здесь: www.orfo.ru/Tutorial/html/Spel_PunctSentCm.htm . От себя хочу добавить: учитесь быстро разделять сложные предложения на простые. Если вы объединяете несколько простых предложений, каждое из которых имеет подлежащее и сказуемое, то непременно должны использовать правильные пунктуационные знаки.
В большинстве случаев запятой бывает достаточно:

Полнолуние наступит всего через каких-то семнадцать часов, и это мизерное время – все, что у них осталось.

Диалог является неотъемлемой частью любого рассказа, романа, сценария или пьесы. За некоторыми исключениями диалог, которому веришь, считается хорошим. Когда персонажи реагируют так, как реагировали бы мы, то зритель начинает симпатизировать героям. Впрочем, при этом необходим элемент неожиданности. Поэтому грамотный баланс между предсказуемостью и непредсказуемостью может сделать из плохого диалога хороший. В этой статье мы посмотрим, как это сделать.

Написать хороший и живой диалог - сложная задача. Многие сценаристы и писатели советуют приступать к ним только после окончания работы над произведением. То есть в этом случае у вас может быть просто указано, что происходит в конкретной сцене, о чем говорят персонажи и чем заканчивается диалог. Некоторые считают, что диалоги можно писать по мере развития и придумывания сюжета. Правда все сходятся на том, что их все равно нужно будет по нескольку раз переписывать. Так что вам решать, когда приступать к ним.

Диалог в жизни и романе - разные вещи

Конечно диалог должен выглядеть настоящим, реальным, как в жизни. Но при этом он должен быть лишен многих моментов, которые случаются в реальной жизни. Люди часто путаются в том, что говорят, используют ненужные слова и даже фразы. В романе или сценарии так тоже может быть, но только когда это имеет какое-то значение.

В жизни диалоги могут быть лишены всякого смысла, в то время как в произведении каждая фраза, даже каждое слово должно иметь значение.

Раскрывайте своих персонажей

Помните, что сопереживание вашим персонажам возникает тогда, когда он или она раскрываются читателю. Персонаж может показать свое истинное лицо через поступок, а может и через диалог. Истинное мастерство в том, чтобы в одной-единственной фразе сказать о герое больше, чем в длинном и перенасыщенном диалоге. Помните, что читатель ничего не знает о ваших персонажах и вы через диалоги должны показывать, что они думают. Даже если герой , вы можете дать понять это читателю, а можете и скрыть это до той поры, когда правда вылезет наружу.

У каждого человека своя манера говорить. Он использует определенные слова, странные выражения, придумывает или говорит все прямо без утайки. Так что тщательно продумайте, что вы хотите сообщить читателю его словами.

Сделайте ваш диалог простым

Конечно все любят запутанные диалоги в тарантиновских фильмах, но если вы посмотрите любой его фильм, то увидите, что все персонажи выражаются достаточно просто. Тарантино работает со зрителем настолько искусно, что тот даже не понимает, насколько диалог прост, потому что в простых словах скрывается много смысла. Поэтому вы должны писать такие диалоги, которые будут понятны любому читателю, но при этом иметь двойное дно.

Помните о контексте

Лучшие мастера диалога усвоили одно из главных правил - персонажи очень часто должны говорить не то, что думают. Или говорить не прямо. Или увиливать. То есть нет ничего хуже чем прямой ответ на вопрос, а за ним еще и еще. Конечно, если ваш персонаж Ходор, то будет сложно вложить ему в уста что-то двузначное, в другом же случае старайтесь сделать так, чтобы ваш персонаж всегда не говорил на 100% то, что думает.

Ваши персонажи испытывают при каждой предыдущей фразе и имеют в голове какой-то вариант ответа. Тем не менее они отвечают на предыдущую реплику не таким образом, который сложился у них в голове. Заставьте своих персонажей играть в тонкую психологическую игру.

Читайте диалог вслух

Вы удивитесь, насколько иначе диалог звучит, чем выглядит на бумаге. Он может выглядеть идеально, оригинально и живо, а вот при прочтении обнаружатся многие недостатки. Несмотря на то, что это похоже на совет для сценаристов (потому что по сценарию будет сниматься фильм), это также важно и для романистов, ведь вам может просто показаться, что диалог прекрасен, потому что вы по кирпичику складывали его. На деле это оказывается просто карточным домиком.

Поэтому читайте диалоги, вносите поправки. Возможно во время прочтения вы поймете, какое слово лучше подойдет, какой ответ будет более точным и нужным.

Подключайте все органы чувств читателя

В сцене с диалогом вы можете обращать внимание как на предметы и объекты, так и вставлять своим персонажам такие фразы, которые запустят в читателе или зрителе образное или . Устами персонажа вы можете описать вкус или запах, рассказать о прикосновении или физической боли. Не заставляйте читателя напрягать только один орган чувств, ищите баланс.

Персонажи должны использовать пространство сцены

У читателя возникнет очень неприятное ощущение бутафории, если в сцене ваши персонажи будут только общаться, если место действия не имеет никакого значения.

Когда ваши персонажи находятся в темной комнате - диалог и взаимодействие со сценой одно, когда в бассейне или в заброшенном здании - другое. Подумайте о том, жарко ли вашим героям или холодно, голодны они или хотят пить, потому что это влияет на их фразы и манеру поведения. Пускай персонажи комментируют происходящее в локации, а не просто мирно беседуют таким образом, что перенеси их в другое место, ничего не изменится.

Написание диалога многим кажется самым интересным процессом в работе над романом или сценарием. И действительно, диалоги интересны в виду своей эмоциональности и порыва страстей, они восхищают и заставляют смеяться. Однако когда неопытный человек садится за диалог, у него ничего не получается. Персонажи отказываются разговаривать. Все дело в том, что вы не знаете ничего о персонажах. Вы не знаете, чем они занимались до начала сцены, чего они хотят конкретно в диалоге и глобально. Поэтому естественно они начинают бессмысленно говорить друг с другом и читатель начинает откровенно скучать.

Изучайте досконально своих персонажей, живите их жизнью и тогда в определенный момент они сами заговорят, а вам только и останется, что выбирать фразы, нужные вам для определенных задач.