Как объяснить ребенку существительное. Подборка правил: имя существительное. Склонение имени существительного
В этой статье объясняется, как, учитывая психологические особенности детей младшего школьного возраста, доступно и понятно можно ввести понятие "части речи". Как можно добиться того, чтобы дети достаточно быстро научились различать части речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья по теме:
«Методические приёмы объяснения темы «Части речи» в начальной школе».
Учитель начальных классов МОУ СОШ №6 г. Люберцы
Богомолова Екатерина Анатольевна
Люберцы
2012 год
Много лет при изучении темы «Части речи» учителя и учащиеся очень часто сталкиваются с проблемой понимания детьми того, что относится к частям речи. Когда учитель спрашивает ученика, что такое имя существительное, нередко сталкивается с тем, что ученик, долго раздумывая, начинает отвечать, что имя существительное – это часть предложения (слова, текста) и т. д. При изучении темы «Части речи» с первого-второго класса эта проблема стала особенно острой, так как для усвоения этой темы необходимо, чтобы у детей было развито абстрактное мышление. А в этом возрасте у детей младшего школьного возраста преобладает конкретно-образное мышление. Столкнувшись с этой проблемой ещё в начале своей работы, я поняла, что понятие «части речи» необходимо конкретизировать, а также заинтересовать детей во время объяснения нового материала и последующего закрепления.
Хочу предложить приём, который мне удалось разработать. Я применяю его с 1998 года, и хочется отметить, что благодаря ему, дети достаточно хорошо усваивают эту тему.
Приведу часть урока по теме «Части речи. Имя существительное». Ознакомление с новым материалом. Цель этого урока – познакомить детей с понятием «части речи», познакомить с частью речи – имя существительное, учить определять имя существительное.
В начале урока, перед самым объяснением нового материала, мы с детьми говорим о том, что люди общаются между собой с помощью речи – устной и письменной. Затем говорим, что речь наша удивительно красива, неповторима. Тут же привожу примеры о красоте нашей речи – читаю стихи русских поэтов.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной. (И. А. Бунин)
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера… (Ф. И. Тютчев)
Кто-то из детей также приводит примеры, подтверждающие, что наша речь необыкновенно красива.
После этого я предлагаю детям представить нашу речь в виде сказочного цветика-семицветика из сказки В. Катаева. И наш цветок тоже волшебный. На доске открываю, заранее прикреплённый, большой цветик-семицветик. Затем обращаю внимание детей на то, что цветок состоит из частей – лепестков. А мы сегодня знакомимся с новой темой – Части речи. На нашем цветке, изображающем речь, каждый лепесток будет представлять определённую часть речи. И первая часть речи, с которой мы знакомимся – имя существительное. (на доске – табличка «имя существительное»).
Теперь я ребятам называю слова (окно, табурет, рисунок, кошка, друзья) и попутно предлагаю к каждому слову поставить вопрос. А на доске появляется запись: что? – окно; что?-табурет; что? – рисунок; кто?-кошка; кто?-друзья… Далее мы выясняем, что эти слова обозначают предмет. На доске я объединяю слова фигурной скобкой и пишу, что они обозначают предмет. Затем я называю другие слова (гроза, утро, мороз, радость) и также предлагаю поставить вопрос к каждому слову. Здесь ко всем словам подходит вопрос что? Затем мы выясняем, что к предметам эти слова не относятся, и я говорю детям, что эти слова обозначают явления. На доске аналогичная запись. После этого я говорю детям, что все эти слова (на доске) относятся к части речи – имя существительное. Далее мы вместе составляем определение, что такое имя существительное. При этом на одном из лепестков цветка прикрепляем карточки (имя существительное, кто? что? предмет, явление.) Вместе с детьми даём определение: имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет или явление и отвечает на вопросы: кто? что? (цветок с обозначениями является опорой для ответа некоторое время).
Во второй части урока мы делаем схематический рисунок «Части речи» в специальной тетради для правил. Рисунок выполняется в виде цветка, на одном лепестке дети пишут опорные слова (как на доске). В рабочей тетради и на доске, для закрепления, мы записываем имена существительные в два столбика: предмет, явления. Примеры дети приводят сами. Затем записываем под диктовку несколько предложений, решая орфографические задачи. В каждом предложении подписываем имена существительные.
В конце урока подводим итог.
На следующий день на уроке русского языка мы повторяем новый материал, я выявляю -- насколько хорошо дети усваивают тему. Если нужно, помогаю понять и запомнить.
Далее раздаю детям карточки из лото с изображением животных, игрушек, растений и так далее. Даю задание: каждый ученик по очереди должен при ответе сказать, что изображено на карточке и поставить к этому предмету вопрос. А также сказать: предмет изображён или явление.
После этого убираем все карточки с изображением явления (дождь, гроза), заменяем на карточки, обозначающие предметы. Ещё раз задаём вопросы: кто?, что? Выясняем, что предметы могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными. Таким образом, дополняем сведения об имени существительном. Далее выполняем упражнения для закрепления изучаемых понятий.
Знакомство с понятиями имя прилагательное и глагол происходит также с помощью волшебного цветка. В тетради для правил подписываем лепестки с названием частей речи, вопросы и что они обозначают.
Но перед этим я опять раздаю детям карточки из лото. Они называют, что изображено (с вопросом, что обозначает, одушевлённый предмет или нет). Затем прошу детей рассказать, какой это предмет. Дети подбирают подходящие прилагательные. Я сообщаю детям, что сегодня мы знакомимся с именем прилагательным, что оно обозначает признак предмета (беру примеры детей с вопросами). На доске и в тетради записываем: стол (какой?) высокий, письменный, обеденный; бабочка (какая?) красивая, лёгкая, маленькая и т. д. Обозначаем имена прилагательные. Выясняем, что они связаны (дружат) с именами существительными, т. к. они определяют их признак. На доске на одном из лепестков (рядом с им. сущ.) прикрепляем таблички: имя прилагательное, признак, какой? какая? какое? какие? Далее выполняем упражнения для закрепления.
Тема «Глагол» вводится аналогично теме «Имя прилагательное». Дети по карточкам называют предмет и что он умеет делать. При этом ставят к глаголу вопросы. Выясняется, что глагол обозначает действие. На лепестке волшебного цветка рядом с им. сущ. (с другой стороны) прикрепляются карточки: глагол, явление, что делать? что сделать? Выполняются упражнения для закрепления умения определять части речи по вопросам и по тому, что обозначает данная часть речи.
Таким образом, у детей абстрактное понятие « речи» конкретизируется, представляется в образе цветка, а части речи – в образе лепестков цветка. С его помощью можно изучать и другие части речи. Дети достаточно быстро усваивают эту тему, в дальнейшем хорошо видят связь частей речи в предложении и не путают, что является частью предложения, а что – частью речи.
Демонстрационные пособия, используемые при изучении темы «Части речи»
Источники:
- Бунин И. А. Поэзия и проза/ предисл., сост и примеч. П. А. Николаева. – М.: Просвещение, 1986. – 384 с., ил. – (Шк. б-ка) с. 28
- Родная природа. Стихи русских поэтов /сост. Н. Боярская. – М.: изд. Детская литература, 1971. 192 с., ил. С. 155.
Имя числительное . Количество предметов, порядок при счёте. СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ? (КАКОЙ?)
Имя прилагательное . КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? Признак предмета.
Имя существительное . КТО? ЧТО? Предмет, явление .
Глагол
ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? Действие предмета
Местоимение указывает на предмет, явление, не называя его.
Наречие . Признаки действий, признаки признаков. КАК? КУДА? ГДЕ? КОГДА? ПОЧЕМУ? ДЛЯ ЧЕГО? В КАКОЙ СТЕПЕНИ?
Главная > ДокументЦели и задачи занятия:
Познакомить детей с историей возникновения русского домашнего театра. Способствовать интеллектуальному развитию. Раскрыть творческие способности обучающихся, поощрять стремление к самовыражению, формировать эстетические навыки, развивать правильную литературную речь. В процессе подготовки мероприятия развивается коммуникабельность детей, умение работать «в команде».
Занятие готовится заранее. Воспитанники получают текст для разучивания, а также задание, подготовить декорации и костюмы для выступления. С этой целью проводится консультации и репетиции. В выступлении могут принять участие до шести человек. Полезно подготовить две группы выступающих: как правило, участвовать в представлении желают многие. Вступительное слово принадлежит воспитателю. Необходимо рассказать о Петровском театре и первых сюжетах, о моде и театральном платье. Полезно также подобрать соответствующее эпохе музыкальное сопровождение. 1–й выступающий: Один из самых знаменитых «благородных» театров находился в доме у Степана Степановича Апраксина, бывшего в ту пору во всей своей славе: блестящий флигель – адъютант и генерал – майор, «богат, молод, пригож, прекрасно воспитан, охотник до забав, щедр, роскошен, влюбчив – он всей Москве кружил голову. Дом его был Париж для молодых людей, школа образования и наилучшего тона. Кто только не втирался в его знакомство и не искал благосклонности». 2 –й выступающий: В апраксинском доме у Кузнецкого моста «все радости света сливались вместе; тут были беспрестанные игры, забавы, балы и всё, что роскошь с удовольствием пополам могут произвести очаровательного для человека всякого пола, всяких лет…
«Вздумалось им по зиме завести у себя благородный театр. Вздумалось – значило на их языке – быть по сему. Тотчас состроен был театр… На подмостки, фонари, кулисы, не считая костюмов и угощения, ушло около двух тысяч рублей, что составляло годовое жалование обер – прокурора Сената.
3– й выступающий: Обосновались в доме князя Черкасского на Тверской. Здесь было просторнее. Как мухи на мёд слеталась сюда молодёжь.В апраксинском театре растил свой талант «начинающий» Долгоруков, играли Алексей Михайлович и Василий Львович Пушкины, князь Фёдор Голицын и княжна Вяземская…
Среди долгой и суровой московской зимы с короткими тусклыми днями и длинными тёмными ночами для участников комедий «время текло скорее всякого ручья… На улице мороз, ветер свищет, а здесь театр прекрасный, во всех трубках горели свечи, тьма народу, и сквозь огни рассмотреть некогда было в окошки, хороша или дурна погода, а чувствовать её мешали несколько десятков печей, которые исправно топились».
4 – й выступающий : После женитьбы на Екатерине Владимировне Голицыной Апраксин переехал в новый дом в арбатском переулке. А на Большой Знаменке построил собственный прекрасный театр, переживший пожар 1812 года и ставший на целые полвека московским «Храмом Искусства».На Знаменской же улице находился театр Дмитрия Емельяновича Столыпина, «при коем состояло актёров девять, актрис девять, музыкантов двадцать и певчих шестнадцать человек… Этот помещик пензенский… переселился в столицу щеголять комедиантами своими. Охотные приглашения, большой дом, роскошные вечеринки, театр и музыка, которые никому, кроме него, ничего не стоили, скоро всю Москву с ним познакомили».
1– й выступающий: Мы решили заглянуть в этот театр. В нём играли комическую оперу «Счастливая тоня». Слово «тоня» означало – рыбная ловля, улов. Пьесу сочинил князь Дмитрий Петрович Горчаков. Он был уважаемым военным, покрывшим себя славой при взятии Измаила, - но кроме этого – страстным театралом. 2 – й выступающий: Очень простой, с большой примесью сказочности, сюжет оперы нравился зрителям всех возрастов и сословий. У «заживного» мещанина Скопидома есть красавица дочь Пленира. Её любит бедный рыбак Миловзор, за неё же сватается богатый старик Старолет. Возлюбленным помогает волшебный дух Иезрад, который много лет был заключён в чаше, пролежавшей на дне реки. Эта чаша попадает в сеть к Миловзору, и он вызволяет духа. Однако Иезрад берётся помочь Миловзору только наполовину – остальное юноша должен сделать сам. Миловзор посредством волшебного жезла превращается в старика – ворожею, и к нему приходят гадать горожане. 3– й выступающий: Узнать свою судьбу желали судья – взяточник, старуха, влюблённая в молодого, рифмоплёт Чертополох. Приходит и Старолет. Миловзор предсказывал ему такие несчастья с будущей женой Пленирой, что старик сам отказался от девушки и советовал Скопидому соединить руки молодых людей. Заканчивалась опера «всеобщим удовольствием». 4– й выступающий: «Удовольствию публики» во многом способствовала музыка оперы: её куплеты были остроумны и живы, а романсы и арии Плениры мелодичны и трогательны.Лучшей актрисой столыпинского театра Вареньке, игравшей Плениру, удивительно шли эти наивно – трогательные с примесью девичьего кокетства песенки:
6 – я выступающая: (песня разучивается и исполняется под музыку)«Если сердце в нас бесстрастно,
Должно ль сердце принуждать?
Наше сердце не подвластно,
Силой страсть нельзя рождать.
Нежно чувствие в неволе
Не родится никогда, И в свободной только доле
Сердце любит навсегда.
А намедни мне Анюта
Вот успела что шепнуть:
«Милому одна минута
В сердце к нам откроет путь.
В нём покажется всё мило –
Вид, улыбка, разговор,
Мне то сердце подтвердило
И любезный Миловзор!»
5– й выступающий: На следующий день после спектакля всё это уже распевали барышни в гостиных за клавикордами или в комнатах за пяльцами. К Столыпину многие приезжали посмотреть, собственно, Вареньку, слава о которой ходила по городу довольно громкая.В конце занятия воспитатель подводит итог представления.
Зам. директора по воспитательной работе, учитель изобразительного искусства, МХК и музыки высшей категории Аксенова И.А.
Терехова Екатерина, 6 «А» Учитель МХК и москвоведения первой категории Щеглова Е.Н. Экскурсия как метод ознакомления учащихся с шедеврами мировой художественной культуры. Предмет Мировая Художественная культура подразумевает под собой ознакомление учащихся со всем, что было создано человечеством с момента его зарождения. Это – литература, живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, музыка, театр. Формы и методы работы на уроках очень разнообразны: рассматривание репродукций картин и слайдов, просмотр фильмов про великие творения людей, прослушивание отрывков музыкальных и литературных произведений и многое другое. Но я считаю эти приёмы и методы недостаточными для полноты восприятия художественного произведения. Намного полнее и ярче непосредственный контакт с произведением искусства. И такой контакт может происходит только на экскурсии. Что же такое экскурсия? На мой взгляд, это не только посещение музеев и поездки на автобусе по достопримечательным местам нашей Родины и за её пределы, но и посещение театров и концертных залов. Во время экскурсий учащиеся соприкасаются с шедеврами визуально (живопись, графика), могут рассмотреть их со всех сторон (архитектура, скульптура), услышать все нюансы, которые хотел передать автор (музыка, театр). Во время экскурсий используются различные виды работы с учащимися: - лекция экскурсовода - здесь требуется большая заинтересованность учащихся в материале экскурсии и концентрация внимания на объекте; - привлечение детей к диалогу - данная работа способствует сосредоточенности на материале экскурсии и лучшем усвоении предлагаемого материала, также это даёт возможность опереться на знания, которые были получены учащимися ранее; - индивидуальная работа учащихся по вопросам, заранее составленным педагогом (это музейные карты, учащиеся самостоятельно осматривают экспозицию, а потом отвечают на вопросы и выполняют задания, которые наметил учитель); - для закрепления материала, полученного во время экскурсии можно предложить учащимся: а) ответить на вопросы тестового задания; б) написать небольшое сообщение. В качестве примера хочу рассказать о последней экскурсии, которую мы совершили с классом. Это была поездка в Константиново, на родину знаменитого русского поэта Сергея Есенина. Экскурсия была достаточно многоплановой. Учащиеся познакомились с литературным творчеством и наследием Сергея Есенина, посетив литературный музей: мы услышали стихи поэта, увидели прижизненные издания его произведений и их оформление художниками-графиками, познакомились с яркими вехами в личной жизни поэта. Дети посетили экспозицию единственного в своём роде музея одного литературного произведения – музей поэмы «Анна Снегина». Большое впечатление на учащихся произвело посещение Земской начальной школы, в которой учился Серёжа Есенин и рассказ экскурсовода о системе образования в царской России.
Земская начальная школа, которую закончил С. А. Есенин.
В процессе экскурсии учащиеся также познакомились с жизнью, бытом и архитектурой российской деревни конца 19 начала 20 веков. Эти постройки находятся на участке, принадлежащем семье Есениных.
Временный дом семьи Есениных.
По дороге в Константиново мы делали остановку в городе Бронницы, где полюбовались храмовой архитектурой 16 века – Соборный комплекс Архангела Михаила.
Соборный комплекс Архангела Михаила. Экскурсия и всё увиденное и услышанное произвели на детей большое впечатление, и хочется думать, запомнятся им надолго. В заключение хочу отметить, что экскурсии играют большое значение в учебном процессе, помогают педагогу разнообразить формы и методы работы с учащимися, а им, в свою очередь, лучше усвоить получаемые знания. Учитель музыки первой категории Копченкова Е.Б.
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках музыки. «Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека».В.А.Сухомлинский. Сегодняшний школьник современного бурно меняющегося мира, совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но, увы, отстает в духовно-нравственном плане. К тому же новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей. Необходимы духовно-нравственные акценты в массовом музыкальном образовании. Задача урока музыки - ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры. Задачи учителя музыки – не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа. Учитель должен ориентировать школьников в мире музыки, прививать им вкус и приобщать средствами искусства к высшим духовным ценностям, которые должны восприниматься как истина, указывающая путь к любви, состраданию, милосердию, чувству долга в жизни. Для того, чтобы современный урок музыки был интересным, разнообразным, необходим современный кабинет музыки, где обязательно должны быть портреты композиторов, музыкальные инструменты, аппаратура (проигрыватель аудио кассет,CD-, DVD- дисков и др. в соответствии с возможностями школы). Я хочу показать как в 7-мом классе по теме «Великие наши современники» раскрывается духовная тематика современного урока музыки.
Бег - это какая часть речи? Имя существительное или, может быть, наречие? Или прилагательное? Нет, все-таки это глагол - решает, наконец, третьеклассник.
В русском языке всего 10 частей речи, но сколько мучений доставляют они школьникам. Как разобраться и запомнить, где существительное, а где наречие или прилагательное?
Несмотря на то, что знакомиться с частями речи мы начинаем уже в 1 классе, школьники, даже придя в старшую школу, могут назвать прилагательное числительным или существительное - глаголом. И сколько ни учи правила, ошибки все-равно остаются. Ведь правила - это правила, а слова - совсем другое и часто с правилами никак не состыковываются, по мнению многих школьников.
Почему так трудно даются детям части речи? Всё станет понятным, если мы вспомним, что у детей конкретно- образное мышление, а части речи - это абстрактное понятие. Чтобы ребенок понял и части речи, нужно, чтобы он понимал, что это такое.
"Понимание - это процесс создания в воображении пространственно организованной «картинки»". В.А.Козаренко
Вы когда-нибудь видели, чтобы книжка кряхтя, вылезала из ряда книг и сама прыгала в руки девочки? Конечно, не видели. Но, оказывается, такое бывает, если мы возьмем в руки книги . В этих книгах оживают все части речи. Вы увидите седого старичка, который может превращаться в любое слово, так как его зовут Имя Существительное . Следовательно, старичок может превратиться в любое слово, отвечающее на вопросы Кто? и Что?
А если вы продолжите путешествие по страницам книг, то узнаете еще много интересного не только об этом старичке, но и о его родных. Например, то, что у него есть очень послушная дочь. Настолько послушная, что она всегда всё делает как отец и ходит рядом с ним. Потому ее и зовут Имя Прилагательное. И, конечно, вы познакомитесь с тем, кого называют Доблестным победителем всех кусачих злодеев.
Путешествуя по страница книг, дети смогут помочь в обеззараживании страшного вируса. Узнают, что делал тапок на футбольном поле. Смогут поцарствовать за морского царя, но для этого придется потрудиться и придумать всем жителям морского царства много разных дел.
Вы легко запомните, чем отличается совершенный вид глагола от несовершенного и потренируетесь в определении вида глагола. И всё это запоминается и выполняется очень легко, потому что мы читаем и играем . В этих чудесных книгах-учебниках все важные части речи превращаются в знакомых нам персонажей, оживают и живут своей жизнью. Дети, как будто приходят в гости к частям речи и общаются с ними. В процессе общения они легко запоминают то, что так трудно даётся на уроках .
Школа сегодня объясняет детям падежи, начиная со второго-третьего класса. Хотя раньше понятие падежей вводилось только в пятом классе. И не случайно - ребенку 10 лет обяснить падежи гораздо проще, чем ребенку 8-9 лет. Поэтому в классе большинство детей не понимают смысла падежей, и не могут склонять слова по падежам. И часто просят объяснить понятие падежей своих родителей. Надо подойти к вопросу творчески и объяснить падежи на понятных ребенку примерах.
Казалось бы такие простые понятия - и падежей всего 6, но дети запоминают падежи с трудом. Предлагаем несколько нехитрых способов объяснения падежей.
Что будет если падежей не станет?
Попробуйте использовать в предложении все существительные в именительном падеже. Например: «Мама ест каша» или «Папа читает газета». уточнит - почему маму ест каша? Или «почему газета читает папу?» Так не может быть. Тогда вы объясните ребенку, почему так важно - какое окончание у слова.
А окончание слова обозначает определенный падеж. То есть фактически падежи нужны для управления окончаниями слов и помогают нам в речи подчинять одно слово другому. Отсюда и название - падеж! Падать вниз перед главным словом.
Самый главный - именительный падеж
А самым главным словом в предложении является слово в именительном падеже. Главное, именительное слово. Оно отвечает на вопрос «кто?» или «что?». Обычно к этому слову есть действие. Например, «Мама ест.» Мама - это слово (существительное) в именительном падеже.
Все шесть падежей подробно
Родительный,
Дательный,
Винительный,
Творительный,
Предложный.
Как объяснить ребенку эти падежи? Обращаем внимание ребенка на название каждого падежа.
Родительный - родил, родитель. И вопрос можно поставить такой «нет кого? чего? » Сейчас пока нет - но «родим, и будет «. Родительный падеж.
Например, «Сегодня у нас будет репетиция оркестра». Слово «оркестр» здесь находится в родительном падеже. Потому что от главного слова «Репетиция» мы можем задать к этому слову вопрос «чего?»
Следующий падеж «Дательный «. От слова «Давать». От главного слова, которому подчиняется слово в дательном падеже, мы можем задать к этому слову вопрос «дать кому?» «дать чему? » (например, ход, путевку в жизнь и т.д.)
Пример: «Ребенку надо объяснить падежи». Здесь слово «ребенку» находится в дательном падеже «кому?». Стоит объяснить ребенку, что иногда в предложении нет главного слова. А бывает есть только одно главное слово. Например, в предложении «Туман».
Падеж «Винительный » - самый проблемный падеж для объяснения детям. Дети очень часто путают винительный падеж с именительным падежом или с родительным падежом. Ведь слово в винительном падеже отвечает на вопрос «кого?» или «что? «. Однако есть важная деталь - окончание слов и их иерархия в предложениях. Рассмотрим ее на примерах.
«Курица снесла яйцо » - «яйцо» не главное слово в предложении, хотя и отвечает на вопрос «что?» Значит, слово «яйцо» стоит в винительном падеже .
«Мама ест кашу » - «что?» кашу - винительный падеж . Это слово имеет окончание «у «, отличное от окончания этого слова в именительном падеже «а «.
«Мама положила ложку каши » - а вот тут мы имеем дело с родительным падежом. Потому что можем задать вопрос «чего». «Ложку чего?» - «каши».
«Мама увидела девочку » - слово «девочка» стоит в винительном падеже . Винить «кого?» девочку. А вот если бы можно было бы задать вопрос «нет кого?» - характерный для родительного падежа , то и окончание слова «девочка » поменялось бы на «девочки «.
Итак, объясняем ребенку значение винительного падежа - винить . Поэтому вспомогательный вопрос «винить кого? » «винить что? «. В родительном падеже вспомогательный вопрос «Нет кого? » «нет чего? «.
Соответственно, вот слово «мышь» в винительном и в родительном падежах :
«мыши» - родительный падеж (нет кого? мыши)
«мышь» - винительный падеж (винить кого? мышь).
Слово «яблоко» в винительном и в родительном падежах :
«яблока» - родительный падеж (нет чего? - яблока)
«яблоко» - винительный падеж (винить что? - яблоко).
Творительный падеж . Самый красивый падеж. Помогает творить. И вопрос соответствующий «сделано кем? » «сделано чем? «. Можно придумать более близкое к названию творительного падежа «сотворено кем? » «сотворено чем? »
Слово «мама» в творительном падеже «мамой». Отвечает на вопрос «сделано кем? » мамой.
Слово «собака» в творительном падеже «собакой». Можно задать вопрос «сделано кем? » собакой.
Слово «груша» в творительном падеже «грушей». Можно задать вопрос «сделано чем? » грушей.
И самый последний падеж «Предложный «. Если объяснить ребенку этот падеж с точки зрения «предложения» - станет понятным. То есть «предложный» - предлагать и «договариваться о ком? о чем? »
Мы весело болтали, сидя на бревнах («договариваться о чем? » о бревнах)
Маша рассказала в классе о папе. - слово «папе» в предложном падеже: «о ком? » о папе.
Как правило, предложный падеж легко распознать по предлогу перед ним . Еще и поэтому он имеет название «предложный» Например, если мы скажем «Маша рассказала сказку папе» - то слово папе тут будет в дательном падеже , а вот если мы скажем «Маша рассказала сказку о папе» - то тут есть предлог и слово папе стоит в предложном падеже. Очень важно обратить внимание ребенка на это обстоятельство, так как и в дательном, и в предложном падежах окончание слов одинаковое.
Все зависит от контекста. Вот почему мы обращаем внимание детей, что падежи - подчиняют слова в предложении, они не существуют сами по себе. В этом и смысл. Однако, мы вполне может просклонять любое существительное по падежам, но тут мы сразу задаем соответствующие вопросы.
Если мы просто напишем слово в разных падежах, мы не поймем в каком падеже оно стоит.
Например:
мышь, мыши, мыши, мышь, мышью, о мыши.
Определили падеж?
А вот так, когда мы задаем вопрос:
кто? - мышь - именительный падеж
кого? мыши - родительный падеж
кому? мыши - дательный падеж
кого? мышь - винительный падеж
кем? мышью - творительный падеж
о ком? о мыши - предложный падеж
Теперь все становится понятно. И в предложении будет задавать вопрос к каждому слову и легко определит, в каком падеже стоит слово.
Порядок падежей при склонении
Как объяснить ребенку порядок падежей при склонении.
Р- Рождения
В - Винили
Т - Творили
П - Предлоги давали.
Так в голове у ребенка уложится порядок падежей и сразу запомнится их смысл.
Повторим вопросы к падежам - чтобы легко запомнил
Еще раз перечислим характерные вопросы для падежа.
Именительный - кто? что?
Родительный - нет кого? нет чего?
Дательный - «дать кому?» «дать чему?»
Винительный - «винить кого?» «винить что?»
Творительный - «сделано кем?» «сделано чем?»
Предложный - «о ком?» «о чем?» - перед существительным есть предлог.
Имя существительное — это самая существенная часть речи, в грамматике она считается часто встречающейся.
Знать о ней необходимо всем школьникам для того, чтобы правильно выполнять задания как в ЕГЭ, так и в ГИА. В частности, в экзамене 11 класса имеется задание, в котором нужно выбрать правильную форму имени существительного. Также эта подборка поможет сделать морфологический разбор любого существительного.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ: имя существительное — это часть речи, которая обозначает ПРЕДМЕТ и отвечает на вопросы КТО ? или ЧТО ?
Собственное и нарицательное
- СОБСТВЕННЫЕ существительные обозначают — имена, фамилии, отчества, клички животных, географические названия, название книг, газет, журналов (Москва, Волга, Мария, Каштанка, Алексей Максимович ).
- НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ существительные — название предметов и явлений (ученик, учебник, страна, лес, собака ).
Одушевленные и неодушевленные
- ОДУШЕВЛЕННЫЕ существительные отвечают на вопрос КТО? и называют людей и животных (учитель, школьник, сестра, кот, птица ).
- НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ существительные отвечают на вопрос ЧТО? и называют неживые предметы (облако, лес, вода, тетрадь, автобус ).
Число имён существительных
- ЕДИНСТВЕННОЕ число — обозначает один предмет (письмо, ребёнок ). Некоторые существительные употребляются только в единственном числе (молоко, доброта, Калуга, пение, молодёжь, Франция ).
- МНОЖЕСТВЕННОЕ число — обозначает несколько предметов (письма, дети ). Некоторые существительные употребляются только во множественном числе (очки, сани, именины, ножницы, ворота, Альпы ).
Род имени существительного
РОД - постоянный признак имени существительного. По родам существительные не изменяются.
- МУЖСКОЙ — он, мой (конь, автомобиль ).
- ЖЕНСКИЙ — она, моя (рожь, земля ).
- СРЕДНИЙ — оно мое (село, кольцо ).
ПРАВИЛО: чтобы определить род имени существительного, нужно поставить это существительное в начальную форму: с мячами - мяч (м. р.), на земле - земля (ж. р.), у моря - море (ср. р.).
- ОБЩИЙ РОД — он, мой, этот/она, моя, эта (плакса, сирота ).
Орфограмма «Мягкий знак (Ь) после шипящих на конце имён существительных»
- Пишется — в женском роде (мышь, рожь, печь, ложь, мощь ).
- Не пишется — в мужском роде (гараж, камыш, товарищ, борщ ).
Мягкий знак после шипящего на конце имени существительного показывает, что это существительное женского рода .
Склонение имени существительного
СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ — это изменение слов по падежам. Падеж определяется по вопросам.
Падежи и вопросы:
Чтобы легче запомнить вопросы падежей можно подставлять вспомогательные слова.
- Именительный падеж (есть) кто? что?
- Родительный падеж (нет) кого? чего?
- Дательный падеж (даю, рад) кому? чему?
- Винительный падеж (вижу) кого? что?
- Творительный падеж (доволен, любуюсь) кем? чем?
- Предложный падеж (думаю, говорю) о ком? о чем?
ПРАВИЛО:
Чтобы определить падеж имени существительного, необходимо найти слово, с которым это существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос.
ПРИМЕР:
Старик ловил неводом рыбу. (А.С. Пушкин)
Ловил (чем?) неводом (Т. п.); ловил (кого?) рыбу (В.п.).
НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО — форма именительного падежа единственного числа (всегда определяется в морфологическом разборе ).
Три склонения имён существительных
В русском языке имена существительные, которые имеют одинаковые окончания в одних и тех же падежах, распределяются по трём группам - СКЛОНЕНИЯМ .
- К 1-му склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями -А , -Я в именительном падеже единственного числа (линейкА, землЯ, мамА, папА, дядЯ ).
- Ко 2-му склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -О, -Е в именительном падеже единственного числа (урок, день, зеркалО, полЕ ).
- К 3-му склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа и оканчивающиеся на мягкий знак (метелЬ, морковЬ, вещЬ, дочЬ ).
ПРАВИЛО: чтобы определить склонение имени существительного во множественном числе, нужно поставить это существительное в начальную форму, определить его род и выделить окончание.
ОРФОГРАММА «Буквы Е и И в падежных окончаниях имён существительных»
Чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени существительного, нужно:
1. Определить падеж.
2. Определить склонение.
3. Вспомнить окончание существительных этого склонения в нужном падеже: письмо (кому?) бабушке (1-е скл., Д. п., ед. ч., -е);
ехать (на чём?) на велосипеде (2-е скл., П. п., ед. ч., -е).
4. Проверить безударное падежное окончание ударным окончанием имени существительного того же склонения: думая о Родине (о земле); деревья в инее (в серебре); увидел в проруби (в степи).
ОРФОГРАММА «Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных»
После шипящих и Ц в окончаниях имён существительных в творительном падеже под ударением пишется гласная О , а без ударения - гласная Е : врачОм - задачЕй, птенцОм - птицЕй.
Морфологический разбор
1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
3. Неизменяемые признаки: одушевлённое или неодушевлённое; собственное или нарицательное; род (мужской, женский, средний); склонение (1,2,3).
4. Изменяемые: падеж, число.
4. Роль в предложении.