Индо пакистанские отношения. Отношения между индией и пакистаном. Пакистано-индийские отношения

МОСКВА, 25 фев - РИА Новости. Пакистан и Индия возобновят прерванный более года назад диалог о нормализации двусторонних отношений 25 февраля, когда состоится встреча на уровне заместителей министров иностранных дел двух стран.

Ниже приводится справочная информация об истории отношений Индии и Пакистана.

В течение 200 лет Индия, включавшая тогда и территорию современных Пакистана и Бангладеш, была колонией Великобритании под названием Британская Индия. Очевидный распад Британской империи наступил после Второй мировой войны. В 1947 году Лондон был вынужден предоставить независимость своему самому большому колониальному владению - Индии.

Когда скорый уход колониальной администрации из Британской Индии стал очевиден, остро встал вопрос о будущем сосуществовании приверженцев двух основных религий страны - индуизма и ислама.

План предоставления независимости, выработанный под руководством последнего вице-короля Индии лорда Льюиса Маунтбаттена, предусматривал создание двух государств - доминионов британской короны: Индийского Союза и Пакистана (он включал современные Пакистан и Бангладеш). Через несколько лет оба доминиона отказались от этого статуса: Индия в 1950 году, а Пакистан в 1956 году.

Территории, населённые преимущественно мусульманами, по этому плану отходили к Пакистану, а населенные в основном индусами - остались за Индией. Две провинции, оказавшиеся на границе между новыми государствами - Бенгалия и Пенджаб - были разделены. Население Восточной Бенгалии и Западного Пенджаба сделало выбор в пользу Пакистана, а жители Западной Бенгалии и Восточного Пенджаба высказались за вхождение в состав Индийского Союза.

Сразу после обретения независимости произошли беспрецедентные столкновения между индусами, мусульманами и сикхами (еще одна крупная религиозная группа). Происходило массовое переселение мусульман в Пакистан и индусов в Индию.

Наиболее остро встал вопрос о территориальной принадлежности штата Джамму и Кашмир, махараджа которого медлил с определением. Ко дню официального провозглашения независимости Индии глава княжества еще не принял решения о том, к какому государству должен присоединиться Кашмир. Стороны продолжали вести переговоры, однако мирного решения проблемы достичь не удалось. В ночь с 21 на 22 октября 1947 года на территорию княжества вторглись отряды пуштунских племен из северо-западной провинции Пакистана, а затем и так называемые "пакистанские добровольцы". 24 октября на занятой ими территории было объявлено о создании временного правительства "Азад Кашмира" ("Свободного Кашмира").

В итоге махараджа подписал документ о включении княжества в состав Индии. В Кашмир самолетами были доставлены индийские воинские части, в то время как с территории Пакистана прибыли дополнительные вооруженные отряды.

Индия обвинила пакистанскую сторону в агрессии и передала вопрос о Кашмире на обсуждение в Совет безопасности ООН, который установил в качестве демаркационного рубежа линию прекращения огня по состоянию на 1 января 1949 года.

В результате около трети княжества попало под контроль администрации "Азад Кашмира", а остальная территория, в том числе Кашмирская долина, отошла к Индии. 17 ноября 1956 года Учредительным собранием Кашмира была принята конституция, в соответствии с которой штат Джамму и Кашмир объявлялся составной частью Индии. Однако Пакистан продолжал настаивать на том, чтобы статус Джамму и Кашмира был определен после референдума, об условиях проведения которого оба государства так и не смогли договориться.

Кашмир остался расчлененным между двумя государствами без признания ими официальной границы в этом районе.

В апреле 1965 года разразилась вторая индо-пакистанская война в Кашмире. Формально конфликт начался из-за неопределенности пограничной линии на южном участке совместной границы - пустынного и безлюдного Качского Ранна. Однако в скором времени боевые действия между двумя странами развернулись по всей линии прекращения огня и закончились только 23 сентября 1965 года. С 4 по 10 января 1966 года премьер-министр Индии и президент Пакистана провели переговоры в Ташкенте и подписали Ташкентскую декларацию, договорившись отвести войска на исходные позиции.

В марте 1971 года между Индией и Пакистаном разразилась третья, самая крупная война, в результате которой от Пакистана откололась восточная часть (так называемый Восточный Пакистан), образовавшая независимое государство Бангладеш. Летом 1972 года в городе Симла в Индии руководители двух стран подписали соглашение, обязавшись "уважать линию контроля, образовавшуюся в результате прекращения огня 17 декабря 1971 года" (линия прекращения огня была уточнена и в декабре 1972 года переименована в линию контроля). Однако за пределами точной демаркации остались гряда Салторо и ледник Сиачен, что в 1984 году привело к очередному витку конфликта между Пакистаном и Индией.

С середины 1980-х годов и до конца 1998 года индо-пакистанские отношения продолжали оставаться напряженными. В начале 1999 года в них наступила некоторая разрядка. Произошел активный обмен визитами, состоялись несколько встреч на высшем уровне. Кульминацией стала автобусная поездка премьер-министра Индии Атала Бихари Ваджпаи в пакистанский город Лахор в феврале 1999 года, где стороны подписали Лахорскую декларацию. Однако в результате военного переворота в Пакистане этот прогресс в двусторонних отношениях был сведен на нет.

Второго февраля 2001 года президент Пакистана Первез Мушарраф заявил о своем намерении сесть за стол переговоров. 14-16 июля 2001 года в индийском городе Агра состоялась встреча глав двух государств. Однако она завершилась безрезультатно, мирный процесс был сорван серией терактов.

В 2004 году, после почти 60 лет противостояния, Исламабад и Нью-Дели начали широкоформатный переговорный процесс о нормализации отношений. Однако после масштабной террористической атаки в индийском мегаполисе Мумбаи (бывший Бомбей) в ноябре 2008 года между двумя странами началось очередное похолодание. Тогда группа террористов, которые прибыли, по мнению следствия, из Пакистана, расстреливала людей на улицах, в кафе, на вокзале, а потом засела в пятизвездочных гостиницах и в течение двух дней оказывала сопротивление спецназовцам. Этот теракт стал причиной замораживания переговоров о нормализации отношений между Нью-Дели и Исламабадом, которые ранее шли весьма активно.

Сейчас в Кашмире нет официальных границ, армии двух государств по-прежнему разделяет линия контроля.

Напряженная ситуация сохраняется по сей день. Она сопровождается периодическими терактами внутри Джамму и Кашмира, захватами и убийством заложников, а также вооруженными столкновениями на всем протяжении индо-пакистанской границы.

Отношения между Индией и Пакистаном являются напряженными из-за ряда исторических и политических вопросов. В 1947 году произошёл раздел Британской Индии , что привело к созданию напряженности вокруг статуса Кашмира и многочисленным военным конфликтам между этими двумя странами. Следовательно, даже при том, что эти два государства Южной Азии объединяют общие исторические, культурные, географические и экономические связи, их отношения полны враждебности и подозрительности. Протяжённость государственной границы между странами составляет 2 912 км . Товарообот двух стран невелик (В 2012/13 финансовом году экспорт Индии составил 2607 млн долларов, а импорт из Пакистана 542 млн долларов ), но растет. Доля Индии в пакистанской торговле составляет около 1 %, доля Исламабада в индийской торговле ещё ниже.

Индийско-пакистанские отношения

Индия

Пакистан

Обзор

После распада Британской Индии в 1947 году были сформированы новые суверенные государства: Индийский Союз и Доминион Пакистан . Раздел бывшей Британской Индии привел к вынужденному переселению до 12,5 млн человек, от нескольких сотен тысяч до миллиона человек при этом погибли . Индия стала светским государством с большинством индуистского населения и мусульманским меньшинством , Пакистан же был создан в качестве исламской республики с подавляющим большинством мусульманского населения .

Вскоре после обретения независимости Индия и Пакистан установили дипломатические отношения, но насильственный раздел и многочисленные территориальные споры резко испортили их отношения. Индия и Пакистан пережили три крупные войны , одну необъявленную войну и принимали участие в многочисленных вооруженных стычках и противостояниях. Вопрос о принадлежности Кашмира является главной причиной всех этих конфликтов, за исключением индо-пакистанской войны 1971 года , которая привела к отделению Восточного Пакистана (ныне Бангладеш).

Были предприняты многочисленные попытки улучшить отношения: в частности, саммит в Шимле , саммит в Агре и саммит в Лахоре . С начала 1980-х годов отношения между двумя странами испортились ещё сильнее, особенно после конфликта в Сиачене , восстания в Джамму и Кашмире , индийских и пакистанских ядерных испытаний, а также Каргильской войны. В то же время были предприняты некоторые меры по укреплению доверия: подписание соглашения о прекращении огня в 2003 году, запуск автобуса по маршруту Дели -Лахор . Однако эти усилия были перечеркнуты периодическими террористическими атаками. В 2001 году произошло нападение на индийский парламент, что поставило эти две страны на грань ядерной войны . В 2007 году произошёл подрыв пассажирского поезда Samjhauta Express , в результате чего погибло 68 гражданских лиц (большинство из которых были гражданами Пакистана). В 2008 году произошла Атака на Мумбаи , террористы из Пакистана убили порядка 160 граждан Индии в ходе этого нападения, в результате чего Индия прекратила мирные переговоры с правительством Пакистана .

В 2013 году, согласно проведенным опросам BBC World Service Poll , 11 % индийцев относятся к Пакистану положительно, а 45 % - отрицательно. В то же время 19 % пакистанцев относятся к Индии положительно, а 54 % - отрицательно .

Взаимная торговля

Долгое время объём индо-пакистанской торговли оставался незначительным: в 1985/86 финансовом году индийский экспорт составил 59 млн долларов, а импорт 47 млн долларов . В 2012/13 финансовом году экспорт Индии составил уже 2065 млн долларов, а импорт из Пакистана 542 млн долларов . Иногда Индия выручает Исламабад: в 1990 году она поставила в Пакистане картофель и репчатый лук, на которые был неурожай, а в 1997 году 500 тонн сахара-сырца . Основные товары индийского экспорта - овощи, фрукты и шерсть . Импорт из Пакистана главным образом представлен очищенным сахаром, органическими удобрениями, соевыми продуктами, металлопродукцией . Основные каналы торговли: морской

Избранное в Рунете

Сергей Каменев

Каменев Сергей Наумович – кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, заведующий сектором Пакистана Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока.


В последний год индо-пакистанские отношения достигли такого высокого уровня, который не наблюдался с самого раздела Британской Индии на два независимых государства – Индию и Пакистан. И даже террористические действия боевиков не смогли нарушить поступательный ход диалога между Дели и Исламабадом.

Подготовка аналитического материала по указанной теме в полной мере оправдана в первую очередь тем, что в последний год наметилось устойчивое позитивное поступательное движение вперед в отношениях Пакистана и Индии, которые практически с самого начала возникновения в 1947 г. двух независимых государств (непосредственно Индии и Пакистана) носили крайне напряженный характер. Достаточно назвать ожидаемую обеими сторонами встречу 15 июля с.г. министров иностранных дел двух стран, в ходе которой планируется рассмотреть в совокупности практически все проблемы двусторонних отношений, включая, естественно, и кашмирскую.

Мы не ставим своей целью проанализировать исторический фон, на котором происходило развитие эти двусторонних отношений за более, чем 60-летний период. Достаточно обратиться в этой связи, например, к опубликованной недавно всеобъемлющей работе «История Пакистана», подготовленной ведущими российскими специалистами по Пакистану В.Я.Белокреницким и В.Н.Москаленко . Или к исследованию «Южная Азия в мировой политике», написанному теми же авторами, а также одним из видных российских индологов Т.Л.Шаумян .

Считаем целесообразным проанализировать лишь события, происшедшие в пакистано-индийских отношениях в ХХI в., сосредоточив, естественно, основное внимание на их состоянии в последний год и возможный сценарий развития в ближайшей перспективе. Отметим лишь, что политологам, даже не занимающимся конфликтами в Азии, хорошо известно, что для двух наиболее крупных южноазиатских государств их двусторонние отношения являются приоритетными во внешнеполитической сфере. Особенно после целого ряда вооруженных конфликтов в прошлом веке - кровопролитные столкновения в ходе раздела Британской Индии в 1947-1948 гг., война между этими странами осенью 1965 г., вооруженный конфликт в конце 1971 г. в ходе раздела Пакистана непосредственно на Пакистан и Бангладеш и т.д.

В завершающейся декаде нынешнего столетия наиболее серьезный конфликт в отношениях этих двух государств возник в 2002 г., когда в мае указанного года кашмирские боевики, одетые в форму индийских солдат, устроили буквально кровавую резню в Кашмирской долине, за которую идет спор. Тогда в ходе боев погибли сотни мирных жителей. Индийская сторона обвиняла Пакистан в подготовке и отправке боевиков, в свою очередь Пакистан категорически отвергал такого рода обвинения в свой адрес и сваливал всю вину за случившееся на Дели. Но факт оставался фактом, серьезное вооруженное столкновение имело место и, что самое опасное, обе стороны открыто говорили о возможности локального применения ядерного оружия.

Еще в конце марта 2002 г. директор ЦРУ Джордж Тенет заявил, что существует реальная опасность начала войны. Выступая позднее перед Комиссией по международным делам и вооруженным силам в Сенате он подчеркнул: «Если Индия начнет широкомасштабные наступательные операции в части Кашмира, находящейся под контролем Пакистана, то Исламабад может нанести ответный удар, исходя из расчета, что ядерная угроза ограничит возможности индийского наступления» .

К счастью, подобные потенциальные действия с обеих сторон были довольно быстро предотвращены, начиная с состоявшегося в Алма-Ате в начале июня 2002 г. Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, в ходе которого руководителям России и Китая В.В.Путину и Цзянь Цзэминю удалось, как представляется, довести до лидеров Пакистана (Первез Мушарраф) и Индии (Атал Бихари Ваджпаи) всю опасность перспективы бряцания ядерным оружием.

Посетивший тогда же обе страны министр обороны США Дональд Рамсфелд охарактеризовал ситуацию следующим образом: «Мы сейчас находимся в положении, когда вместо роста напряженности чувствуем настороженность, и надеемся, что со временем и это пройдет». Так или иначе угроза военного столкновения миновала. При этом, как явствует из заявлений индийского премьер-министра Атала Бихари Ваджпаи, Дели одержал «значительную победу без войны». А президент Пакистана Первез Мушарраф подчеркивает, что конфликта удалось избежать потому, что у его страны есть ядерное оружие. То есть обе стороны ставят себе в заслугу ослабление напряженности и обращают внимание на собственный выигрыш .

Мы не случайно уделяем столько внимания событиям 8-летней давности; дело в том, что после 1971 г. это было, пожалуй, наиболее опасное противостояние двух южноазиатских государств. Далее отношения между двумя странами можно скорее охарактеризовать как состояние холодной войны, хотя определенные позитивные всплески и негативные падения имели место быть.

Автору этих строк довелось побывать в 2003 г. в Азад Кашмире (часть Кашмира, находящаяся под контролем Пакистана) непосредственно на т.н. «Линии контроля», разделяющей Кашмир на индийскую и пакистанскую части и наблюдать своими глазами последствия жесткого военного противостояния в виде разрушенных зданий, других жилых помещений, воронки от снарядов, также многочисленные надписи на стенах домов и просто на бетонных блоках, установленных на самой линии контроля – «Enemy is watching» (Враг наблюдает).

Большое значение для снижения напряженности и развития добрососедских отношений имела встреча в Исламабаде в начале 2004 г. руководителей двух государств, в ходе которой было принято решение о проведении т.н. «Комплексного диалога» между двумя странами. В данном случае подразумевалось проведение переговоров на политическом уровне практически по всем межгосударственным вопросам, а именно: Кашмирская проблема, спор по поводу принадлежности ледника Суачин, водораздел вод реки Инда и впадающих в него ряда рек, терроризм и экстремизм, наркотрафик, торгово-экономическое сотрудничество и т.д. Было также решено проводить соответствующие консультации на регулярной основе. Однако последнее решение почти не соблюдалось, что было следствием некоторых террористических акций как в Пакистане, так и в Индии, когда обе стороны обвиняли друг друга в их организации и проведении.

Переговорный процесс только-только начал набирать обороты, как в июле 2006 г. в индийском г.Мумбаи (ранее Бомбей) был совершен террористический акт, в результате которого погибли почти 200 человек. Индийская сторона немедленно обвинила Исламабад в прямом содействии кашмирским сепаратистам в его осуществлении и потребовала принять все меры к устранению трансграничного терроризма. К счастью благоразумие взяло верх, и уже после встречи лидеров двух государств в рамках Саммита неприсоединившихся государств в Гаване в сентябре того же года переговорный процесс возобновился. Среди принятых позднее решений одним из наиболее важных была борьба с терроризмом и экстремизмом путем (в том числе) обмена разведывательной информацией, а также согласования антитеррористических действий и расследований. По замыслу разработчиков такого рода решений их принятие должно способствовать устранению голословных обвинений друг друга в совершении террористических акций.

Увы, едва выдвинутые предложения стали реализовываться, как в том же Мумбаи через 2 с небольшим года (ноябрь 2008 г.) вновь прогремели взрывы в ряде отелей, вооруженные группы открыли стрельбу на улицах по мирным жителям. Были убиты в общей сложности почти 200 человек (в том числе свыше 20 иностранцев, проживавших в гостиницах) и несколько сотен ранены. Премьер-министр Индии Манмохан Сингх тут же объявил о причастности к этому теракту Пакистана, что, в общем, уже тогда стало традиционной позицией Индии. Такого рода обвинения сводились в первую очередь к тому, что террористы, действующие в индийской части Кашмира, проникают туда с территории Азад Кашмира, находящегося под пакистанским контролем .

Естественно, что официальный Исламабад сразу же отверг эти обвинения. Министр обороны страны Ахмед Мухтар твердо заявил, что Пакистан не имеет ни малейшего отношения к этим терактам. К этому он добавил в своем интервью представителям индийских СМИ, что такие обвинения, не имеющие под собой никакой основы, полностью подрывают все то позитивное, что было создано в двусторонних отношениях за последние годы . Добавим к этому, что в тот же день, 27 ноября 2008 г. президент Пакистана Асиф Али Зардари и премьер-министр Сайед Юсуф Раза Гилани выразили глубокие соболезнования индийскому народу и руководству страны в связи с произошедшей трагедией.

После этого холодная война между двумя странами едва не превратилась в «горячую». В докладе разведывательного управления ЦРУ по Южной Азии отмечалось, что «вооруженные силы Индии практически готовы к проведению военной операции против Пакистана и ждут лишь сигнала от руководства страны к её проведению, а силы безопасности Индии на Линии контроля в Кашмире постоянно находятся в повышенной боевой готовности»; индийские истребители стали открыто и регулярно нарушать воздушное пространство Пакистана вблизи индо-пакистанской границы .

Попытки обвинить именно Пакистан в организации теракта в Мумбаи напрямую связаны с утверждением индийской стороны, что таким путем Исламабад стремится (руками исламистских боевиков) «отомстить» Индии за чудовищный взрыв 20 сентября 2008 г. в лучшей гостинице пакистанской столицы «Марриотт», в результате чего погибли 53 человека (в том числе иностранцы, среди которых был посол Чехии в Пакистане) и свыше 200 ранены. И хотя практически сразу ответственность за совершенный теракт взяла на себя ортодоксальная исламская группа «Федаин-и-Ислам» (которую подозревают в тесных связях с «Аль Каидой») пакистанские спецслужбы полагают, что здесь отнюдь не следует исключать руку индийских экстремистов .

Мы привели здесь наиболее тяжелые террористические акты, осуществленные в обеих странах. Число мелких акций подобного рода исчисляется сотнями (в первую очередь, например, отметить беспрецедентную террористическую атаку на индийский парламент в декабре 2001 г.). И во многих случаях как Пакистан, так и Индия обвиняют друг друга в пособничестве в их проведении на территории той и другой страны. Снятие вопросов и претензий в этой и многих других областях двусторонних отношений были в центре внимания в ходе встреч официальных лиц на самых разных уровнях в 2009 г. и в первые 6 месяцев текущего года. Отметим и проанализируем некоторые, наиболее значимые из них.

После упоминавшегося выше теракта в Мумбаи мирный диалог между двумя странами был прерван по инициативе индийской стороны в декабре 2008 г. Одновременно была заморожена двусторонняя торговля между странами. Премьер-министр Индии Манмохан Сингх однозначно обвинил Пакистан в том, что он позволил террористам осуществлять подготовку к проведению взрывов в этом индийском городе на пакистанской территории. Справедливости ради отметим здесь же, что, если даже эти обвинения в адрес Исламабада и справедливы, то руководство Пакистана было в значительной степени лишено возможности пресечь такого рода подготовку, поскольку она осуществлялась в районах, расположенных вблизи афганской границы в Хайбер Пахтунхва (ранее провинция СЗПП), где федеральные законы почти не действуют, и возможности для действий федеральных сил там крайне ограничены. Но в данном случае для нас важно то, что пакистано-индийские переговоры по существующим проблемам в двусторонних отношениях были прерваны, причем прерваны на неопределенное время, несмотря на все заверения Исламабада в его полной непричастности к индийской трагедии .

Одновременно Дели прониклось глубокой симпатией к Соединенным Штатам; при этом наблюдалось ответное влечение Вашингтона к Индии в самых разных сферах. Буквально сразу после осуществления теракта в Мумбаи тогдашний посол США в Индии Дэвид Малфорд полностью поддержал Индию в вопросе о «привлечении к судебной ответственности лиц, причастных к атакам в этом мегаполисе, в результате которых были убиты шесть граждан США. Если американцы были убиты, тогда США обязаны провести расследование убийства», заявил посол . США предложили расширить сотрудничество в области использования атомной энергии (соответствующее Соглашение было ранее подписано в июле 2005 г. и позднее ратифицировано Конгрессом США и Индийским парламентом в 2008 г.), на что индийские бизнесмены, заинтересованные в реализации этого проекта, отреагировали почти сразу, вложив от 1 до 5 млн долл. в Фонд Хиллари Клинтон, а МАГАТЭ дало согласие в конце января 2009 г. (правда, под немалым давлением США) на импорт Индией ядерных материалов и технологий .

Заметим, забегая несколько вперед, что Вашингтон всегда подталкивал оба южноазиатских государства к проведению мирных переговоров по всем спорным вопросам двусторонних отношений. В конце июня 2009 г. в ходе внешнеполитических слушаний в Конгрессе США помощник Госсекретаря по Южной и Центральной Азии Роберт Блейк заявил, что «Индия и Пакистан стоят перед лицом общих проблем, и мы будем поддерживать продолжающийся диалог с тем, чтобы найти совместное решение вопроса о борьбе с терроризмом и обеспечении региональной безопасности». Позднее он отверг опасения Индии, что американская финансовая помощь Исламабаду может быть направлена на укрепление военной мощи Пакистана против Индии . (Однако США не смогли устранить полностью настороженность Дели в этом направлении, в результате чего Индия увеличила в июле 2009 г. на 34% свои военные расходы - до 29,4 млрд. долл. по сравнению с объявленными ранее в феврале 2009 г. наметками бюджета на 2009/10 финансовый год) .

Правда, и Россия пыталась вернуть процесс нормализации отношений двух стран в мирное русло. Это, в частности, произошло на саммите государств-участниц ШОС 16 июня прошлого года в Екатеринбурге, где прошла встреча президента Пакистана Асиф Али Зардари и премьер-министра Индии Манмохан Сингха. Но, как и следовало ожидать, усилия двух сверхдержав не привели к какому-либо заметному позитивному результату .

Однако вернемся непосредственно к пакистано-индийским отношениям.

Лишь в феврале 2009 г. наметилось незначительное снижение напряженности в отношениях двух южноазиатских государств, о чем заявил начальник штабов сухопутных войск Индии генерал Дипак Капур в своем интервью газете «Хиндустан Таймс», хотя и заметил одновременно, что силы безопасности полностью готовы к возможной инфильтрации боевиков с территории Пакистана в Индию, особенно с учетом того, что после зимы открылись перевалы в Гималаях . И тем не менее, уже в мае того же года, когда пост министра иностранных дел Индии занял С.М. Кришна (бывший главный министр штата Карнатака), последний заявил на пресс-конференции по случаю его назначения, что Индия готова протянуть руку дружбы Пакистану и подчеркнул при этом, что «мы хотим жить в мире и согласии с нашими соседями и готовы для этого создать свободную от любой напряженности зону, естественно, такое возможно в случае, если Пакистан уничтожит лагеря подготовки террористов на своей территории» . Тогда же Пакистан, со своей стороны, решил поставить перед Индией вопрос о необходимости возобновления переговоров о распределении в рамках постоянно действовавшей двусторонней Комиссии по распределению водных ресурсов, что означало готовность Исламабада к дальнейшим переговорам по целому ряду других спорных вопросов, существующих в двусторонних отношениях.

Дальнейшее развертывание событий подтвердило на практике непримиримую позицию обеих сторон, что произошло в Египте в ходе 15-го саммита Движения неприсоединения 16-17 июля 2009 г. Выступая на словах формально за возобновление «комплексного диалога», оба премьер-министра не отказались от обвинений в адрес друг друга, хотя и преподносилось это в косвенной форме (и одновременно делались реверансы в адрес друг друга – Индия стремится к сотрудничеству с Пакистаном во всех областях, а Пакистан, соответственно, также хочет этого же) – необходимость борьбы с экстремизмом и терроризмом, достижение стабильного мира в регионе, необходимость решения всех спорных вопросов мирным путем, развитие сотрудничества в рамках Юг-Юг и т.п., подразумевая, что та (или другая) сторона не готова к такого рода действиям.

Впрочем, этого и следовало ожидать, поскольку в ходе состоявшейся накануне встречи заместителей министров иностранных дел двух государств последние так и не смогли выработать согласованный подход к возобновлению «Комплексного диалога», а на следующий день встреча двух премьеров лишь подтвердила этот факт, хотя, например, американские СМИ широко цитировали высказывание Хилари Клинтон об успехе двусторонних переговоров. А во время своего 5-ти (!) дневного визита в Индию в июле 2009 г. госсекретарь США всячески призывала Индию отбросить в сторону межгосударственные разногласия и оказать максимальную помощь Пакистану в его борьбе с терроризмом . Любопытно отметить, что бывший президент Пакистана Первез Мушарраф в своем интервью индийскому телевидению во время египетского саммита подчеркнул, что основная угроза Пакистану исходит вовсе не от Индии, а от движения «Талибан» и террористов «Аль-Каиды» .

Серьезным шагом вперед в улучшении двусторонних отношений стало выступление Манмохан Сингха в Сринагаре (наиболее крупном городе индийского штата Джамму и Кашмир) в конце октября 2009 г., в котором он четко обозначил готовность Индии рассматривать в ходе переговоров в том числе и кашмирскую проблему, являющуюся до сих пор краеугольным камнем в отношениях между двумя странами. Эти слова индийского премьера не прошли незамеченными для Исламабада, что официально подтвердил на брифинге пресс-секретарь МИД Пакистана; он же озвучил готовность пакистанского руководства возобновить «комплексный диалог» с Индией .

Не менее значимыми относительно позитивных перспектив двусторонних отношений были высказывания Манмохан Сингха в том же городе в июне 2010 г., когда индийский премьер вновь подчеркнул, что «комплексные переговоры с Пакистаном ведут к решению “застарелых проблем” и полностью соответствую интересам Индии. Это поможет создать такую обстановку, когда народы, проживающие по обе стороны от Линии контроля (в Кашмире – С.К) могут жить в мире, гармонии и трудиться вместе» .

Нельзя не отметить, что в ходе своих зарубежных визитов индийские руководители перестали использовать жесткие (и даже просто негативные) формулировки в отношении Пакистана. В частности, в ходе визита в начале июня 2010 г. министра иностранных дел Индии С.М.Кришны в Вашингтон последний как раз наоборот - отзывался весьма позитивно о проводимой Пакистаном внешней политике, не акцентируя внимание (как это раньше было не раз) на недостаточной борьбе Исламабада с терроризмом. Более того, в процессе переговоров с Бараком Обамой глава индийского внешнеполитического ведомства особо подчеркнул «необходимость улучшения отношений с Пакистаном после более, чем 60 лет войны, напряженности и взаимных подозрений» .

Эти и некоторые другие обоюдные устремления обоих государств к снижению напряженности в очередной раз всячески приветствовал Вашингтон. Ранее, в своем интервью агентству новостей «Фокс Ньюс» советник по вопросам национальной безопасности президента США Джеймс Джонс заявил, что Барак Обама всецело приветствует любые позитивные шаги двух государств, направленные на повышение безопасности в южноазиатском регионе, особенно учитывая наличие у Индии и Пакистана ядерного оружия . Казино лотору игровые автоматы - это сотни ваших люимых слотов А сейчас и американский президент, и госсекретарь Хиллари Клинтон видят, как заявил в своем публичном выступлении помощник госсекретаря по Южной Азии Роберт Блейк по окончании визита С.М.Кришны в США, что процесс позитивного развития индо-пакистанских отношений явно набирает обороты .

Мы не касаемся здесь торгово-экономических отношений двух государств, поскольку это – тема отдельной статьи. Однако стоит заметить, что как бизнесмены двух стран, так и руководители этих государств неоднократно высказывали мнение, что, несмотря на сложности политических взаимоотношений, и торговые связи, и иные экономические контакты ни в коей мере не должны страдать . В подготовленном несколько месяцев назад докладе Плановой комиссии Индии отмечалось, что сейчас как никогда есть все условия для существенного расширения двусторонней торговли, объем которой составляет в настоящее время около 2 млрд долл., но может быть реально увеличен в течение нескольких лет до 3 млрд долл., а в дальнейшей перспективе и до 10 млрд долл. . Правда, с нашей точки зрения последняя цифра выглядит явно нереальной.

Подводя краткий итог сказанному заметим, что сейчас пакистано-индийские отношения достигли такого высокого уровня, который не наблюдался после раздела в 1947 г. колониальной Индии непосредственно на Индию и Пакистан. И даже террористические действия боевиков (в частности, взрывы в Мумбае в ноябре 2008 г.) не смогли нарушить поступательный процесс их развития. Представляется, что нынешнее руководство обоих государств всерьез настроено на то, чтобы попытаться урегулировать отношения между двумя странами, даже несмотря на существующие серьезные разногласия по основной проблеме – кашмирской.

Примечания:

В.Я.Белокреницкий, В.Н.Москаленко. История Пакистана. ХХ век. М., ИВ РАН, «Крафт+», 2008.

В.Я.Белокреницкий, В.Н.Москаленко, Т.Л.Шаумян. Южная Азия в мировой политике. М., «Международные отношения», 2003 .

Цит. по: «Le Monde». 1.06.2002. Краткий анализ как этого конфликта, так и его предыстории дан в статье В.Н.Москаленко «Спор между Индией и Пакистаном изначально носит межцивилизационный характер». «Независимая газета», 14 июня 2002 г.

Цит по: Владимир Москаленко. «Кашмирскую проблему все же придется когда-то решать». - «Независимая газета». 2 июля 2002 г.

Подробнее см.: В.И.Сотников. «Кто стоит за терактом в Мумбаи?». www.iimes.ru. 28 ноября 2008 г. Н.А. Замараева. «Индо-пакистанские отношения после теракта в Мумбае». www.iimes.ru. 4 декабря 2008 г.

The News. 28.11.2008.

The News. 20.12.2008. The News. 13.12.2008.

Dawn. 23.09.2008.

См.: Dawn. 25.01.2009., Dawn. 28.01.2009., The News. 29.01.2009. Pakistan. Times. 31.01.2009. Dawn. 3.02.2009.

Цит. по: Н.А. Замараева. «Пакистано-индийские отношения: конфликт исчерпан или новый виток напряженности?» www.iimes.ru. 9 января 2009 г.

Business Recorder. 23.01.2009. Dawn. 31.01.2009.

Dawn. 29.06.2009. Pakistan Times. 2.07.2009.

Основную их часть планировалось направить на закупки современных видов вооружений – 126 современных истребителей на сумму в 12 млрд долл., авианосца, вертолетов, артиллерийских орудий, стрелкового оружия, модернизацию уже существующих различных систем вооружений. - Dawn. 7.07.2009.

Подробнее см.: Н.А. Замараева. «Пакистан: «перезагрузка» отношений с Индией». www.iimes.ru. 1 августа 2009 г.

Hindustan Times. 31.01.2009.

Dawn. 24.05.2009. Dawn. 28.05.2009.

Dawn. 16.07.2009. Daily Mail. 17.07.2009.Washington Post. 18.07.2009. The News. 18.07.2009. Dawn. 22.07.2009.

Dawn. 17.07.2009.

Pakistan Times. 30.10.2009. Times of India. 30.10.2009.

Цит. по: Business Recorder. 8.06.2010.

Dawn. 6.12.2009.

The News. 9.06.2010.

Shahid Javed Burki. “Pakistan, India and Regional Cooperation”. «South Asian Journal». No. 4, April – June, 2004, p. 57-70. Saad Hasan. «Indian Business Houses want trade with Pakistan: Hashwani». - The News. 27.12.2009. Mohsin S. Jaffri. «Beginning with business». – “Business & Finance Review”. 1.02.2010. «Indo-Pak trade can grow upto $10bn: Indian envoy». - Dawn. 9.06.2010. «Trade between Pakistan, India: businessmen can create win-win situation, says Sabharwal». – Business Recorder. 10.06.2010.

ИНДИЯ И ПАКИСТАН. ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФРОНТАЦИИ МЕЖДУ НИМИ

Индийско-пакистанские отношения представляют собой сложную смесь национальных предрассудков, возбужденной психики, ущемленного самолюбия и откровенного соперничества. Датт В.П. Внешняя политика Индии / Пер. с англ. М. 1988. С. 188 В конечном счете, противоречия между Индией и Пакистаном упираются в межрелигиозную индо-мусульманскую рознь. Как отмечает видный отечественный индолог Л.Б. Алаев, история взаимоотношений индусов и мусульман имеет, отнюдь не только историческое значение. Та или иная интерпретация истории является в настоящее время политическим оружием. Этносы и конфессии на Востоке: конфликты и взаимодействие / Отв. ред. А.Д. Воскресенский. М.: МГИМО (У). М. 2005. С. 434

Ислам начал проникать в Южную Азию почти сразу же после своего появления. Первыми ислам принесли арабские торговцы, бывавшие на берегах Малабара и в портах Гуджарата. Несмотря на покровительство, оказываемое мусульманским миссионерам, индусские раджи юга Индии сами ислам не принимали, так как он был для них заморской верой торговцев и моряков (как известно, индуизм не поощряет плавания в море - "черных водах" (кала пани). Котин И.Ю. Ислам в Южной Азии: мечом и молитвой. СПб. 2005. С. 22 Ко времени появления в Индии мусульманских миссионеров исконная индийская религия насчитывала уже две с половиной тысячи лет развития. Индуизм эволюционировал из политеизма и пантеизма, сохранил множество архаических черт и великое многообразие божеств. Индуизм, как справедливо отмечает известный петербургский востоковед И.Ю. Котин, сложное и многогранное явление, с трудом поддающееся описанию и анализу методами западного религиоведения.

Наряду с индуизмом в Индии существовали так называемые "шраманские" учения, возникшие в VI-V вв. до н.э., т.е. учения бродячих проповедников - буддизм и джайнизм. Возникшие как альтернатива брахманизму и не сумевшие вытеснить его, эти учения стали религиями отдельных групп населения (хотя сами индусы их понимали как секты в индуизме), и ко времени прихода мусульман их лучшие дни были уже в прошлом. Все три индийские религии, взаимодействуя друг с другом, формировали культурное единство при локальном разнообразии форм и политической раздробленности. Они служили нуждам общества, освящая обычаи, регулируя социальные отношения, в меньшей степени они подходили нуждам государственного управления и сильной централизованной власти. Идеи ненасилия, подчинения воинов-кшатриев жрецам и советникам - брахманам, увлечение оторванными от жизни философствованием в политической и даже военной теории вели к ослаблению государственной власти во многих княжествах Северной Индии и к потере ими оборонного потенциала. Этносы и конфессии на Востоке: конфликты и взаимодействие / Отв. ред. А.Д. Воскресенский. М. МГИМО (У). М. 2005. С. 437

В VIII в. мусульмане сумели подчинить одну из областей исторической Индии Синд (нижнее течение реки Инд), а с конца Х в. грабительские походы в Северную Индию начали султаны мусульманских государств, возникших на рубежах Индийской цивилизации. Политика мусульманских правителей в отношении индусов первоначально была непримиримой, практиковались насильственные обращения, массовые казни и т.д. Большинство населения стало мусульманским в двух регионах - Северо-Западной Индии и Бенгалии. Исламизация Пенджаба и Синда вполне логична, поскольку именно в этот район из-за пределов страны накатывались все новые волны мусульман. Тесное взаимодействие индусской и мусульманской культур началось на рубеже XII-XIII вв., когда в Северной Индии возникают первые государства во главе с мусульманскими султанами и военачальниками. Власть мусульман постепенно распространилась на другие регионы, и к XIII в. они доминировали почти во всей Индии.

Результатами взаимовлияния двух религий в период Средневековья стали: в индуизме - развитие идеи о едином Боге, оживление мистических направлений - бхакти (букв. - любовь к Богу), возникновение сикхизма; в исламе - восприятие индусских праздников (холи, дивали), проникновение кастовых представлений. Фактически, возник "индийский ислам", отличавшийся от канонического образца. Этносы и конфессии на Востоке: конфликты и взаимодействие. С. 437 Большинство исследователей склоняются к утверждению, что индусско-мусульманский синтез происходил в средние века, однако не был завершен, о чем свидетельствуют события конца XIX в. - второй половины ХХ столетия, которые развели две общины.

Новым стимулом к эволюции индусско-мусульманских отношений стал колониальный период, на начальных этапах которого единение индийских индусов и мусульман сохранялось. Мусульмане лишились прежнего привилегированного положения и были наиболее враждебно настроены в отношении англичан.

Наиболее ярким свидетельством стихийного единения индусских народных масс и мусульман стало Сипайское восстание 1857-1859 гг., которое, однако, не поддержали европеизированная индусская местная элита.

В начале XIX в. начало формироваться новое самосознание индусов. Видными мыслителями стали Р. Рая (1772-1833), Д. Сарасвати (1824-1883), Св. Вивекананда (1862-1902) и мн. др. проповедники, чьи взгляды сочетали просветительские и религиозно-реформаторские черты. Это движение получило название "религиозной реформации индуизма" и сыграло двойственную роль. С одной стороны, она способствовала становлению национального самосознания, став идеологией национально-освободительного движения и обеспечив ему религиозное обоснование (например, в деятельности М.К. Ганди). С другой стороны, она противопоставила конфессии друг другу, в конечном итоге, привела к длительному и кровопролитному конфликту. В конце XIX в. стали возникать индусские шовинистические организации (например, Хинду Махамандал, Хинду сабха и др.). В начале ХХ в. в среде экзальтированной религиозно-мыслящей молодежи начали возникать первые террористические организации (Анушилон шомити и Абхинав Бхарат). В.Д. Саваркар обосновал идеологию хиндутвы - интегрального единства политики, культуры и религии всего субконтинента.

Параллельно во второй половине XIХ в. развивалось Мусульманское "возрождение". Основателем мусульманского культурного движения стал сэр Сайид Ахмад-хан (1817-1898). В нем существовали направления: радикальные, антианглийские, террористические.

В 1885 г. был образован Индийский Национальный Конгресс, чьи ежегодные конференции должны были преодолеть негативные процессы формирования двух общинной структуры страны. Оба движения получили массовое распространение и широкий общественный резонанс, отражая идеи и взгляды, которые бурно эволюционировали в индийском общественном сознании.

Роль англичан в процессе постепенного размежевания между индусами и мусульманами нельзя отрицать, но не следует и преувеличивать. Бесспорно, английская администрация была крайне заинтересована в расширении своей социальной базы в Индии, вследствие чего мусульманские образованные круги оказались союзниками британским властям в условиях поднимающего голову национализма, получившего индуистскую окраску.

Показателем промусульманской политики англичан в конце XIX - начале ХХ вв. стали раздел Бенгалии (1905 г.) на "индусскую" и "мусульманскую" части и создание Мусульманской лиги - партии, занявшей первоначально отчетливую верноподданническую позицию и созданную, чтобы "защищать и развивать политические права мусульман".

Мощным давлением мусульманского лобби было продиктовано решение вице-короля Индии лорда Керзона разделить огромную провинцию Бенгалия на западную и восточную части. От этого выиграли англичане, получившие более компактные административные единицы, а также мусульмане, ставшие на одной из территорий большинством и имевшие право на соответствующие квоты в управлении ею. Решение лорда Керзона вызвало общенациональное недовольство. Англичанам пришлось пойти на уступку этим силам и отменить раздел провинции. Однако англичане оценили опасность индийского национального движения и увидели в мусульманском общинном движении своего надежного союзника в деятельности по ослаблению националистов. В 1906 г. на конференции мусульманских общественных и культурных организаций под председательством Вакур ул-мулка в Дакке было объявлено о создании всеиндийской Мусульманской Лиги. Активное вовлечение партии в политику началось с Первой Мировой войны. Тогда МЛ стала массовой организацией, крупнейшей после ИНК, работавшей среди мусульман, секуляристской партией мусульманских "культурных националистов". Ислам воспринимался ими скорее как часть культурного наследия, отличающая их от индусов, нежели жесткая монотеистическая религия, предписывающая строгое следование определенному образу мысли и эталону поведения.

В 1916 г. в Лакхнау на объединенном съезде двух партий был подписан пакт о совместных действиях Мусульманской Лиги и ИНК в борьбе за права населения Индии и за его более широкое представительство в создаваемых колониальными властями совещательных органах при вице-короле и губернаторах провинций. Инициатором совместной сессии ИНК и МЛ стал М.А. Джинна (1876-1948) - будущий "отец Пакистана".

Мухаммад Али Джинна родился в семье катхиварского купца из исмаилитской общины ходжа, в среде которых была популярна традиция "сокрытия" - "такийа", т.е. сокрытие принадлежности к секте. М.А. Джинна получил образование в христианской миссионерской школе в Карачи, продолжил образование в Лондоне, вед адвокатскую практику в Бомбее, был личным секретарем одного из основателей ИНК парса Д. Наороджи. Женился на дочери парса-миллионера, одного из основателей города Бомбея Диншоу Петита. До 1917 г. Джинна участвовал в деятельности ИНК и был направлен в Лондон его представителем. Однако, с 1912 г. он состоял также в рядах МЛ. Совместный съезд ИНК и МЛ в Лакхнау стал переломным для Джинны, после чего он больше занялся делами Мусульманской Лиги. Очевидно, что Джинна не был классическим образцом мусульманина (некоторые современники утверждали, что он любил выпить и употреблял в пищу свинину), скорее, он использовал ислам, который отличал его от индусов и обеспечил ему значительную поддержку братьев по вере. В ИНК М.А. Джинне терял позиции в силу противостояния его амбициям амбиций других лидеров Конгресса, прежде всего, Дж. Неру.

Основной причиной усиления индусского и мусульманского коммунализма стал общий процесс развития идентичности, охвативший конфессиональные и этнические общности, касты. Многие деятели крайне националистической Хинду махасабхи также состояли в ИНК. Особенно негативную роль в разрушении единства национального движения сыграли Б.Г. Тилак (1856-1920) и его сторонники из фракции "экстремистов" ИНК. Недолгим периодом относительного согласия индусов и мусульман стали 1911-1924 гг., когда ИНК и МЛ действовали организованно и единым фронтом, даже поднимался вопрос об их слиянии. (Этому способствовал приход к руководству МЛ новых людей, среди которых наиболее известным стал "посол индусско-мусульманского единства" М.А. Джинна).

Важным фактором стало также и развернувшееся в это время массовое подлинно всенародное движение под руководством М.К. Ганди. Однако после того, как ИНК принял гандизм как идеологию и тактику, М.А. Джинна дистанцировался от него, поскольку расценил это как смещение политики к религии и индуизацию политической партии. Более того, так как Джинна был либералом - конституционалистом, он считал, что обращаться к народу за поддержкой не следует. Появилась идея о "двух нациях" в Индии - индусской и мусульманской, наиболее ярким пропагандистом которой и стал М.А. Джинна. Именно эта идея служила обоснованием создания государства индийских мусульман - Пакистана. Индусские политики вскоре поняли, что теория двух наций" работает не на них и противопоставили ей обратную теорию: в Индии существует лишь одна нация - индусская, а неиндусы - это пришельцы, захватчики, нежелательные гости. Фактически, как справедливо замечает индийский дипломат В.П. Датт, индусский и мусульманский коммунализмы были двумя сторонами одной медали, один питал другого. Датт В.П. Внешняя политика Индии / Пер. с англ. М. 1988. С. 191, 199

После принятия Акта об управлении Индией 1935 г. и выборов в провинциальные собрания в 1937 г. ИНК получил большинство почти во всех провинциях и образовал в них свои правительства. Два с небольшим года нахождения ИНК у власти на уровне провинций показали, что он не собирается считаться с чувствами и правами мусульман, были приняты проиндусские законы, вследствие чего участились случаи дискриминации мусульман при приеме на работу, хинди стал обязательным, изучение урду и арабской литературы было отменено. Все это побудило Мусульманскую Лигу в 1938 г. назначить Комитет по расследованию притеснений мусульман в провинциях, контролируемых ИНК.

26 января 1930 г. по решению ИНК был отмечен День Независимости, а вскоре по инициативе Махатмы Ганди вся Индия оказалась охваченной движением гражданского неповиновения. Поддержавшие кампанию лидеры МЛ были испуганы перспективой передачи власти индийским националистам. Такой переход власти означал для мусульман Индии потерю многих социальных позиций. Индусы составляли большинство населения страны, политической элиты, были монополистами в области банковского бизнеса и в промышленности. Слабая и не готовая к конкуренции мусульманская политическая элита проигрывала бы и в парламентских играх более опытным индийским националистам.

В 1930 г. с идеей создания государства индийских мусульман выступил выдающийся индийский поэт и философ Мухаммад Икбал. Через десятилетие 22-24 марта 1940 г. на сессии Мусульманской Лиги в Лахоре была принята резолюция, требовавшая образовать в северной части Британской Индии два независимых мусульманских государства - на северо-западе (в его границы должны были войти Пенджаб, Синд, Северо-западная пограничная провинция, Белуджистан, Кашмир), другое - на северо-востоке (в составе Бенгалии и Ассама). 8 апреля 1946 г. на конференции мусульман-парламентариев была принята резолюция о создании единого независимого мусульманского государства - Пакистана.

Чувства соперничества, страха и опасения в индо-мусульманских отношениях в Британской Индии сохранились после ее раздела и образования двух независимых государств - Индии и Пакистана. Особенно остро это выразилось в кашмирском споре, с которым, так или иначе, увязываются большинство взаимных претензий Индии и Пакистана, поэтому большинство двусторонних событий рассматриваются в кашмирском преломлении.

Возможность сохранения единого государства - преемника английского владычества и способность индусов и мусульман к совместным действиям убывали по мере приближения Дня независимости. К моменту получения независимости две крупные религиозные общины боялись и ненавидели друг друга больше, чем англичан. Индия и ее лидирующая партия ИНК вынуждены были согласиться с формулой раздела страны по религиозному принципу, учитывая, что реальной альтернативой могло бы быть либо сохранение британского господства, либо начало широкомасштабной гражданской войны в регионе.

  • 25 мая 1947 г. последний генерал-губернатор Британской Индии лорд Маунтбеттен встретился с 75 самыми влиятельными князьями для того, чтобы убедить их в необходимости принять решение о будущем княжеств до 15 августа 1947 г., при этом он призывал учитывать "географические факторы" и "пожелания народов". Alden Hatch. The Maunbetteens. London. 1966. C. 23 В июле того же года лорд Маунтбеттен, отправившись в Кашмир на отдых, беседовал с махараджой Кашмира Хари Сингхом, убеждая его присоединиться к одному из доминионов. Махараджа, мечтая о независимости, стремился поддерживать одинаково равные отношения с Индией и Пакистаном.
  • 14 августа 1947 г. английская колония Британская Индия получила независимость и была разделена на два доминиона: Пакистан и Индийский Союз, который с января 1950 г. был провозглашен Республикой Индия.

В соответствие с "планом Маунтбеттена" основным принципом раздела Британской Индии стал вопрос религиозной принадлежности населения различных районов страны. Территории с преобладающим индусским населением должны были стать частью Индии, с мусульманским - образовать новое государство Пакистан. В состав Пакистана вошли две части - Восточный (Восточная Бенгалия) и Западный.

Территория Джамму и Кашмира, расположенная в одном из самых живописных районов Центральной Азии, занимает уникальное геополитическое положение, в связи с чем контроль над ним имеет важное значение. Площадь Джамму и Кашмира составляет чуть более 222 тыс. кв.км, население его в 1941 г. составляло около 4 млн чел., из которых 77% являлись мусульманами, 20% - индусами, 2,2% - сикхами, а остальные - буддистами, христианами и джайнами. Этот красивый и благодатный край стал главным предметом спора между Индией и Пакистаном. Махараджа Кашмира Хари Сингх и почти вся правящая верхушка были индусами. Пакистанское руководство, со своей стороны, пыталось всеми силами предотвратить вхождение Кашмира в состав Индии, мотивируя это тем, что 77% населения Кашмира исповедовало ислам. Индийская элита и широкие слои населения Индии не могли себе представить, что Кашмир мог бы быть безвозвратно потерян. К 15 августа 1947 г., на которое было назначено официальное провозглашение независимости Индии, махараджа Кашмира, в отличие от правителей большинства других княжеств, еще не принял решения о том, будет ли Кашмир присоединяться к Индии или Пакистану, и к кому из них, или же будет добиваться независимости. Судьба Кашмира решалась в сложной политической обстановке вражды между мусульманским и индийским населением бывшей британской Индии. Образование двух доминионов сопровождалось погромами и другими актами насилия. исламизация индийский мусульманин межрелигиозный

Расчленение единой хозяйственной структуры Британской Индии нанесло огромный ущерб экономике обеих частей некогда единой страны. Раздел ее по религиозному признаку привел к трагическим столкновениям на религиозно-общинной почве. Взаимное переселение - индусов из Пакистана в Индию, и мусульман из Индии в Пакистан - исчислялись 17 млн чел. Первая индо-пакистанская война разразилась сразу же, как только объявили о создании двух доминионов Индийского Союза и Пакистана и закончилась разделом Кашмира на две части. Отношения между двумя странами омрачились трагическими событиями периода раздела Индии на многие десятилетия, и такое положение продолжает сохраняться в настоящее время. В итоге эта вражда вылилась в эскалацию вооружений (в том числе - ядерных), три полномасштабные войны - в 1947-1949, 1965, 1971 гг. и серьезный Каргильский кризис 1999 г., поставивший оба государства и весь мир на порог ядерного конфликта.

Литература

  • 1. Датт В.П. Внешняя политика Индии / Пер. с англ. М. 1988. С. 188-199
  • 2. Этносы и конфессии на Востоке: конфликты и взаимодействие / Отв. ред. А.Д. Воскресенский. М.: МГИМО (У). М. 2005. С. 434-437
  • 3. Котин И.Ю. Ислам в Южной Азии: мечом и молитвой. СПб. 2005. С. 22
  • 4. Alden Hatch. The Maunbetteens. London. 1966. C. 23

С первых лет независимости отношения Пакистана и Индии стали одним из главных аспектов его внешней политики. Данные государства, являясь в прошлом частью Британской Индии, оставались связанными между собой многочисленными аспектами исторического, этно-национального, экономического, территориального, культурного и иного характера. Для успешного преодоления колониального наследия, усугубленного последствиями раздела, были просто необходимы не только добрососедские, а подлинно дружественные отношения. Однако развитие пакистано-индийских отношений пошло по иному руслу напряженности и конфликтности.

В связи с разделом Британской Индии между Пакистаном и Индией возникли многочисленные противоречия по территориальным, финансовым, имущественным и иным вопросам. В двусторонних отношениях возникла негативная атмосфера тревоги, взаимного недоверия, мешавшая и затягивавшая решение спорных проблем. Одним из ключевых моментов в разрешении взаимных территориальных претензий возникших в 1947 году, была проблема Джамму и Кашмира – крупнейшего княжества Северо-Западной Индии.

Уже через несколько месяцев после получения независимости Индией и Пакистаном, в 1947 году с территории последнего началось вооруженное вторжение патанских племен в княжество Кашмир. Правитель Кашмира обратился за военной помощью к Индии и объявил свое княжество ее частью. В 1947 году началась первая индийско-пакистанская война. В ходе вооруженного конфликта, под контролем Пакистана оказались две пятых территории княжества (около 30 тыс. кв.миль) с населением примерно 1200 тыс. человек, включая беженцев. В октябре 1947 г. в Музаффарабаде было провозглашено создание формально независимого от пакистанских властей правительства «Свободного Кашмира», под юрисдикцией которого находится юго-западная часть бывшего княжества Джамму и Кашмир, площадь этой территории составляет 4,5 тыс. кв.миль, население более 1 млн. человек. Расположенные на севере горные районы – Гилгитское агентство, Балтистан, Северный Ладакх, округа Гилгит и Астор, а также в прошлом находившиеся в феодальной зависимости от махараджи Кашмира небольшие княжества Хунза, Нагар, Ясин и некоторые другие управлялись центральным правительством Пакистана через специальных политических агентов, поддерживавших связи с местными правителями.

Благодаря деятельности посреднической комиссии Совета Безопасности ООН летом 1949 г. была установлена линия прекращения огня, подтвержденная пакистано-индийским соглашением от 29 июля 1949 года, одна часть которой признана в качестве международной границы, а другая стала линией фактического контроля (несколько измененной в результате войн 1965 и 1971 гг.). Таким образом, Северо-западный Кашмир оказался под контролем Паистана, две трети Кашмира – под контролем Индии (штат Джамму и Кашмир). Совет Безопасности в том же году принял резолюцию о проведении плебисцита в Кашмире после вывода пакистанских войск из северо-западной части. Пакистан отказался выполнять данное условие. Положение Джамму и Кашмира не удовлетворяло пакистанскую сторону, считавшую, что весь Кашмир должен войти в состав Пакистана, поскольку большинство 4-миллонного населения – мусульмане. В свою очередь Индия считала требования Пакистана необоснованными и исходила из того, что вопрос о судьбе Джамму и Кашмира решен правителем бывшего княжества в пользу вхождения в состав Индии.

В августе-сентябре 1965 г. между Индией и Пакистаном вновь вспыхнул вооруженный конфликт из-за Джамму и Кашмира (Конфликту в Кашмире предшествовало вооруженное столкновение между Пакистаном и Индией в юго-западном секторе индийско-пакистанской границы (апрель-май 1965 г.)). В боях, которые велись не только в Кашмире, но и приграничных районах Пакистана и Индии, с обеих сторон участвовали крупные воинские соединения, авиация и бронетехника.

В 1972 году Индира Ганди и З.А.Бхутто в ходе прямых переговоров в Симле (Индия), заключили всеобъемлющее соглашение, а к концу года зафиксировали временную линию контроля в Кашмире (под едва осуществляемым наблюдением миссии ООН) и начали процесс обмена военнопленными, взятых в ходе войны за Бангладеш. Эта война серьезно потрясла основы в обеих странах. Она побудила И. Ганди отказаться от столь дорогой для ее отца политики неприсоединения и заключить с договор СССР, чтобы уравновесить пристрастие американцев к Пакистану. Пакистан не только потерял престиж и половину своей территории, но и половину внутреннего рынка, большу часть своего сырья и промышленных товаров, зарубежные рынки (куда производились поставки Восточным Пакистаном), а также иностранные поступления.

Пакистано-индийские отношения на современном этапе характеризуются как все же менее острые и напряженные, по сравнению с событиями второй половины ХХ века. Парламентские выборы в Индии, победа на них партии Индийский национальный конгресс в мае 2009 г., избранный на второй срок премьер-министром Манмохан Сингх вселяет уверенность в позитивные настроения Дели по отношению к Пакистану. С.М.Кришна в первый день пребывания в ранге министра иностранных дел в июне 2009 г., заявил, что "Индия приоритетным считает укрепление политических, экономических и культурных связей с соседними государствами", добавив, что "мы можем поменять наших друзей, но не наших соседей".

Со своей стороны еще в начале мая 2009 г. президент Исламской Республики Пакистан Асиф Али Зардари, стремясь нормализовать отношения с Дели, подчеркивал, что "с нетерпением ждет построения лучших взаимоотношений с Индией после проведения выборов в этой стране".

По итогам результатов парламентских выборов в июне 2009 г. министр иностранных дел ИРП Шах Мехсуд Куреши высказал уверенность, что если Пакистан и Индия придут к консенсусу по вопросу о терроризме, то это послужит интересам как Исламабада, так и Дели в деле установления мира и стабильности на континенте, что в свою очередь нацелено на дальнейшее развитие экономики, решение проблем бедности и т.д.

Очередное сближение позиций двух стран началось сразу после парламентских выборов в Пакистане в феврале 2008 года и фактического "отстранения" от управления страной президента Первеза Мушаррафа. Несмотря на попытки периодической нормализации отношений с Исламабадом, охлаждение отношений Дели все же списывал на пакистанских военных, считая, что именно они стоят за громкими террористическими актами 2002, 2006 годов в Индии.

Уступая Индии практически по всем показателям, Пакистан всегда стремился к привлечению внешних сил для создания противовеса Индии. Основная ставка была на США, КНР, исламские государства и другие страны Южной Азии.

Но все же следует сказать, что власти Пакистана заинтересованы в нормализации отношений с Индией, и возлагают большие надежды не только на традиционных внешнеполитичеcких союзников, но и на новые международные организации, в частности на Шанхайскую организацию сотрудничества, через возможности которой рассматривается один из вариантов новых встречных шагов Исламабада и Дели.