Если Ваш Ребёнок Ненавидит Школу. Ненавижу школу: как привить любовь к учебе

Вы стали замечать, что ваш ребёнок перестал интересоваться школой, что он не стремится туда каждое утро или, ещё хуже, он всё чаще произносит ужасные слова: «Ненавижу школу!»? Не стоит делать из этого проблему вселенского масштаба и вести с вашим школьником долгие нравоучительные беседы.

Совершенно нормально, если у ребёнка на какое-то время пропадает желание учиться. Стремление к новым знаниям не может быть одинаково интенсивным на протяжении всех одиннадцати лет учёбы.

Однако неправильным будет и полное отстранение родителей от этой ситуации. Держите её на контроле и присматривайтесь, не затянется ли период отказа ходить в школу. Попутно анализируйте возможные причины. Возможно, вам удастся незаметно вывести ребёнка на откровенный разговор. В любом случае, именно сейчас важно дать ребёнку уверенность в том, что вы всегда внимательно выслушаете его, поддержите и поможете найти выход из любой сложной ситуации.

Почему ребёнок не хочет ходить в школу?

Каждая ситуация уникальна, но можно выделить основные причины нежелания школьников учиться.

Плохие отношения с учителем . Психологи уверены, что высокая мотивация к учёбе - это, прежде всего, заслуга учителя. Когда учитель не может найти подход к ученику (что достаточно сложно в условиях переполненных классов), когда не желает или не умеет заинтересовать в предмете и учёбе в целом - дети будут ходить к такому преподавателю неохотно и не смогут показать высоких результатов обучения. В такой ситуации можно посоветовать родителям как можно быстрее поменять учителя или школу.

Ссора с одноклассником . Попробуйте вместе найти выход из ситуации - такой, который будет приемлем для вашего ребёнка и в то же время не усложнит положение вещей. Когда речь идёт о начальной школе, нужно просто немного подождать, когда забудутся обиды и дети снова станут друзьями «не разлей вода».

Сложности в освоении определённого предмета. Если какая-то дисциплина даётся с большим трудом, это легко исправить. Вы сами можете объяснить сложные места, проанализировать, с какого момента начались трудности, и вместе заново пройти весь материал. Попробуйте договориться с учителем о дополнительных занятиях с вашим ребёнком. Помощь отстающим ученикам входит в обязанности преподавателей. В конце концов, можно прибегнуть к услугам репетитора. Поощряйте любые успехи. Будьте уверены в том, что у вашего школьника всё получится, - и он тоже почувствует уверенность в своих силах.

. Требования к современным школьникам выросли, они тратят больше усилий на учёбу, которая зачастую не оставляет детям свободного времени. Но и родители порой, забывая о необходимости отдыха, записывают детей на несколько дополнительных занятий, ещё больше увеличивая нагрузку. Проанализируйте, достаточно ли времени на игры, прогулки и общение со сверстниками имеет ваш ребёнок. Возможно, усталость от бесконечных занятий стала причиной отторжения учебной деятельности. Откажитесь хотя бы на время от дополнительных занятий, научите ребёнка чередовать учёбу и отдых, решение сложных задач - с простыми, разбивать большие и трудные задания на мелкие.

Стресс дома . Плохие отношения между родителями, с братьями и сёстрами, излишнее давление и слишком строгие требования со стороны взрослых, психологическая травма в результате большой неудачи - всё это тоже может быть причиной отказа ребёнка ходить в школу. Переживание отрицательных эмоций забирает много ресурсов организма. В такой ситуации у ребёнка просто может не хватать моральных сил на учёбу.

Чтобы не усугубить ситуацию

Не разрешайте ребёнку пропускать школьные занятия без основательной причины, как бы он ни давил на вашу жалость. Ребёнка, решившего, что школа не так уж и обязательна, очень трудно будет переубедить в обратном.

Не мешайте ребёнку проявлять самостоятельность, избегайте излишней опеки. Нет никакой необходимости провожать ребёнка до расположенной близко школы, если он хорошо знает дорогу. Также родители не обязаны выполнять домашние задания вместе с детьми. Дайте возможность школьнику сделать ошибки или совсем не выполнить задание - так он осознает последствия и научится определять свои возможности. Понимание и прочувствование того, чем грозит отказ от учёбы, во многих ситуациях решает проблему отказа ходить в школу. А положительная оценка за задание, выполненное самостоятельно, поднимет ребёнка в собственных глазах. Это самая лучшая мотивировка.

Не пугайте школой и плохими отметками. Для ребёнка это будет сигналом того, что школа и учёба непременно сопряжены со сложностями, опасностями и негативными эмоциями. Если вы сами испытывали проблемы с учёбой, не любили школу, не стоит транслировать эти ощущения на вашего ребёнка. Вполне возможно, что у него будет отличный от вашего опыт учёбы в школе и общения со сверстниками.

Не обсуждайте при ребёнке сложности, возникающие у вас с работой. Многие ситуации - необходимость рано вставать, слишком требовательный начальник - легко переносятся ребёнком на знакомую ему почву учебной деятельности. Школьник может решить, что его сложности нормальны, потому что характерны для мира взрослых.

Если все ваши попытки не приводят к результату, если вы замечаете, что ребёнок начал отставать по всем предметам, нужно обратиться за помощью к специалисту. Психолог оценит уровень познавательного развития школьника и поможет усилить мотивацию к учёбе. Если запустить ситуацию, это может сказаться на успеваемости, что в свою очередь дополнительно уменьшит желание ребёнка ходить в школу.

Помните: в ваших силах помочь ребёнку вернуть интерес к школе. Не жалейте на это своего времени. Каждая минута, потраченная на общение с ребёнком, возвратится в виде успехов вашего чада.

Здравствуйте! Мой сын способный мальчик. Учится хорошо, но с большой неохотой. Вероятно, это связано с увлечением компьютером, но он объясняет свое увлечение тем, что в школе ему неинтересно,что учителя ВСЕ почти к нему придираются, на уроках нет ни шуток, ни юмора. Вообщем очень тяжелая, давящая атмосфера. Уроки приходится делать с ним вместе, правда не все. Математику он понимает и почти всегда делает сам. ОН говорит,что в школе очень устает и ему надо расслабиться за компьютером, что он и делает в течение 4-6 часов, если я силой не оттащу. Он бросил почти все кружки. Говорит, что фехтование тяжело, художественная студия неинтересно. Остался сейчас кружок мехмата. Читать он разлюбил и вместо чтения только компьютер, правда вечером мы читаем вслух вместе. В школе нет большой нагрузки, много свободного времени, но он оттягивает часы сна, потому что не хочет собираться в школу (чем я раньше лягу, тем быстрее наступит утро). В отношении школы я в чем-то с ним согласна, но эта агресссия и ненависть мне кажутся болезненными. Не вызвано ли это увлечением компьютером и не манипулирует ли он мной, чтобы больше заняться играми?

Здравствуйте, Ольга Игоревна.

Точно могу Вам сказать, что 4-6 часов за компьютером для школьника - это очень много! Это почти рабочий день. А ведь основной его труд сейчас учиться. Но правда и то, что школа давит, что там многим детям не интересно.

Для меня то, что Вы описываете - это факты. А вот что к ним приводит (отказу от кружков, потеря интересов, то, что остался один компьютер) - не понятно. Однако, я точно знаю, что во многом на поведение детей влияют отношения. С родителями и сверстниками. В зависимости от возраста. Сколько лет Вашему сыну?

Если до 10-11 лет - то в основном отношения с родителями, если старше, то более важным для ребенка становятся отношения со сверстниками. Если тут что-то не ладится, то ребенок может таким образом сбегать от трудностей.

Проблема есть и ее нужно решать. Если решите этим серьезно заниматься, буду рада помочь Вам.

Так же Вы можете писать мне на почту: [email protected]

С уважением,

Хороший ответ 3 Плохой ответ 1

Здравствуйте, Ольга Игоревна! Вы совершенно правиль понимаете ситуацию - и связано это не с большой нагрузкой, а с тем, что дети сами по себе очень зависимы - и компьютерная зависимость у них развивается довольно быстро, что только способствует ослаблению контроля, потери интереса ко всему, что есть вокруг него, раздражение на уроки, на поход к школе - но дети незрелы по своей сути и они не понимают и не видят к чему все это увлечение может привести - к тому, что он станет замыкаться, потеряет друзей и интересы, скатиться по учебе, станет агрессивным и раздражительным, ухудшиться сон и настроение - в целом весьма печальная картина правда! Если Вы не хотите упустить ситуацию - то будте последовательны и решительны - поговорите с ребёнком - объясните ему и покажите, что может его ожидать в будущем, чтобы он сам это мог представить (что он может лишиться всего, и своего будущего тоже), что виртуальный мир заменит ему реальный; далее - важно знать какую роль играет в воспитании отец - для мальчика общение с мужчиной (отцом, тренером) - это свого рода образец мужчины, того каким он должен быть, как вести себя с женщинами, как поступать, как брать на себя ответсвтенность и отвечать за свои поступки и дела - своего рода инициация с миром мужчин и самоидентификация! стремясь постоянно убегать от трудностей - Вы рискуете оказаться с уже выросшим сыном, который все также и будет искать оправдания всем неудачам вокруг него, а не в себе, ему нужно учиться бороться с трудностями - брать ответственность и за какие-либо домашние дела на себя и отвечать за них; проструктурируйте распорядок дня ребёнка - чтобы он сам себя дисциплинировал - чтобы развивать его силу воли - объясните, что только преодолевая самого себя, он сможет побеждать все трудности вокруг, вырасти в своих собственных глазах и добиться всего, что пожелает! конечно нужны и важны занятия спортом (бассейн, борьба...) - так как отказ от компьютера также сопровождается своеобразной ломкой - и ему необходима будет разрадка! а сейчас да, он научился манипулировать, потому что Вы идете на это и он все равно получает все что хочет - задумайтесь.... Если решитесь разобраться в ситуации и попытаться вместе с сыном её разрешить - можете смело обращаться ко мне - звоните - буду рада Вам помочь!

Хороший ответ 5 Плохой ответ 0

Ольга Игоревна, Вы гуманитарий, он - технарь... ("математику он понимает и почти всегда делает сам", компьютеры, "кружок мехмата"). В папу, наверно. Я всегда спрашиваю - где его папа (в тексте - тишина...)? Он - очень важен для мальчика!

Отмечу сразу, что верное слово в Ваших оценках чувств сына как "...но эта агресссия (аж три "с"! про агрессию ведь он ничего не говорит, сетует только на отсутствие шуток и юмора и цепляние учителей не по теме!) и ненависть (?) мне кажутся. .. " - кажется ! Это - Ваши субъективные оценки ситуации.

"Нет большой нагрузки, много свободного времени" - что бы Вы предпочли чтобы он делал? Читал? Сейчас многие меньше стали читать, информацию берут из Интернета. Отдайте на компьютерные курсы - пусть изучает не дилетантски, а профессионально, поддерживайте то, что ему нравится! Может Вы недорисовали в детстве, а емутеперь - ходи в кружок! Я занималась фехтованием - не просто, да и колко бывает! Ну и не нравится ему, что ж такого, может через 5 лет сам захочет заниматься! Способный, учится хорошо... Что волнует-то? Что-то - своё.

Картинка, предстающая перед взором, вызывает неопределенные чувства, когда по вечерам "мы читаем вслух вместе"! Одно произведение или каждый своё? Хором или по ролям? Кто- кому? Для чего?

Просто любите своего сына.

А про отношение к своему мужу (мужчине - отцу ребенка) важно пообщаться с семейным психологом . Обращайтесь. А-то так и будет раздражать и напрягать похожесть...

Хороший ответ 4 Плохой ответ 2

Ольга Игоревна, Вы не написали, сколько сыну лет. От этого многое зависит. В первом классе играть в компьютер 4-6 часов в день, пожалуй, многовато, в 11-м это вполне нормально. Насколько я знаю, в кружок мехмата принимают все-таки старшеклассников, поэтому предположу, что сын Ваш в подростковом возрасте находится. Отсюда нежелание учиться, сильная усталость (а нагрузка в школе действительно в нынешние времена гораздо сильнее, чем в наши - программа сложнее, а уровень подготовки учителей упал - объясняют хуже, приходится самостоятельно заниматься).

Далее, сын Вам сказал открыто, что ему надо расслабляться, отдыхать. Хорошо, если Вы переживаете за долгое сидение за компьютером, тогда какие Вы можете предложить ему способы расслабления? Кружки - это дополнительная нагрузка, не отдых. Еще вопрос - а что именно он делает за компьютером? Если только играет, это одно, а если смотрит фильмы, читает, общается с друзьями в чатах и на форумах, а может быть даже пишет программы или изучает какие-нибудь компютерные штучки?- так ничего плохого здесь нет, а, наоборот, радоваться надо, что не в подворотне пиво хлещет и не рисует в лифте неприличные слова:)

Хороший ответ 4 Плохой ответ 2

Светлана Устименко

Уже второй-третий год в качестве мамы школьников я с содроганием ожидаю это щекотливое ощущение неизбежности. О, это зловещее молчание классных чатов! Но уже с середины августа в фокусе родительского внимания – предполагаемые задачи «со звездочкой», предстоящие, совместные с детьми, недосыпания, уплата школьной «десятины»… В общем, то, о чем принято печалиться в мессенджерах порядочным родителям!

Пока ты еще во власти обычного режима – работа, прогулки с детьми, отдых, – а тебя атакует ощущение, что через пару недель какая-то дурацкая школа посягнет на тебя и на твоего ребенка. А вдобавок лишит семью мира и тишины.

А дети? Это только кажется, что они беззаботно купаются и плескаются. На самом же деле – сдавлены определенной двойственностью. С одной стороны, они понимают, что взрослые к концу лета ожидают увидеть неповторимое оживление в их глазах. А многие и вправду радуются – если не учебе, так уж встрече с друзьями. Но с другой… они ненавидят школу во всех ее проявлениях, и знаете почему? Потому что чувствуют не наигранную фобию по отношению к ней со стороны родителей.

Один из моментов тут, конечно же, – уже упомянутые мессенджеры. Детям не обязательно старательно шпионить за активностью своих мам, реже – пап, в классных и школьных чатах. Для них и так очевиден факт того, что их школьное житие-бытие регулируется именно из вотсапов, вайберов и иже с ними.

Хотел, скажем, ребенок оформить задачу двумя способами, так нет – в мамином телефоне щелкнуло сообщение. Большинство родителей, успевших просмотреть содержание домашнего задания, считают, что надо все записывать по стандарту. Вероятность того, что мама станет советовать своему школьнику поступить по его собственному разумению, крайне низка.

Или другой пример. Приближается Новый год, и ребенку пришла в голову мысль присмотреть в магазине, с помощью старших, подарочное издание любимой учительнице. Но через пару дней – задний ход всем идеям. Родительское сообщество высказалось через мессенджер за единое поздравление от класса, исключающее любые частные «поздравлялки».

В общем, та идея самостоятельности, инициативности, к которой взрослые частенько призывают своих чад, на глазах детей рассыпается как песочный замок.

От подобных явлений (ведь они не бывают единичными!) у ребенка постепенно формируется желание и вовсе предоставить школу во всем ее многообразии самим родителям. Дистанцироваться от нее и даже объявить чужой, враждебной территорией.

Школа вместо Бабая

Другой источник неприятия школы нами, родителями, а затем и нашими детьми – это противопоставление школы и жизни. Вот, уже с середины лета кто-то из бдительных родителей пытается что-то повторять с детьми. В середине августа и вовсе – массовые учебно-воспитательные аттракционы.

Для меня же интересна та мотивация, которую предлагаем мы своим детям, усаживая их за летние занятия. Чаще всего акцент волей-неволей делается на то, что интенсивность летних занятий обратно пропорциональна тем трудностям, которые могут потом возникнуть в школе.

«Петенька, надо повторить то, что ты прошел во 2-м классе, иначе тебе будет трудно учиться в 3-м!», «Позанимаемся, Настюш, с недельку, и ты любые задачки будешь щелкать!», и тому подобное. Узнаёте? То есть в наших репликах, с первого взгляда столь естественных и логичных, заранее заложено то, что школа сопряжена с трудностями, горестями, неудачами.

Ну, а если сюда приплюсовать наши мысли вслух, то становится совсем тоскливо: «Ах, вообразить не могу – через 10 дней жить по звонку, сборы, уроки, кружки», «И какой же «добрый» человек придумал сентябрь: живешь тут себе, радуешься жизни, а потом – бах!»…

Фото: Ирина Серова / vk.com/irina_serova_photo

Повторюсь: многие фразы вполне оправданны, даже необходимы. Как, например, не призывать детей в конце лета к восстановлению учебного режима дня? Безусловно, это наш долг, ведь в противном случае мы даем зеленый свет хаосу, неопределенности в семье.

Но только если маленький человек слышит с определенной периодичностью что-то вроде: «У тебя что, вечное лето?! Через две недели тут будет куча заданий, а ты расслабился и спать ложишься поздно!», то школа в очередной раз предстает в его сознании в негативном, враждебном его детским потребностям образе.

Так уж сложилось в нашей родительской культуре: многочисленные словесные инструкции, обращенные к детям-школьникам, как будто специально звучат так, чтобы противопоставить жизнь и школу .

Получается, есть реальная жизнь со своими радостями и горестями, а еще есть какая-то там школа – нудная, недружелюбная, сотканная из трудностей. Ею запугивают так же, как в более раннем детстве – Бабаем. Чему ж тогда удивляться, если дети оказываются на стороне жизни?

Напоминать ребенку о том, что да, с сентября нагрузка объективно возрастет – это одно дело. И лучше, если акцент будет на планировании времени, на том, что во время учебы тоже должно хватать времени на любимые дела, на семейные прогулки и так далее. Но совсем иное дело – нагнетать негатив.

Поэтому первое, что мы можем сделать – тщательно пересмотреть свой лексикон, тон высказываний, даже мимику. Если действительно не хотим и впредь формировать в детях боязнь школы или, быть может, пытаемся ослабить уже имеющееся негативное отношение к ней.

Иначе мы не освободим ребенка от чувства раздробленности. Это чувство связано с тем, что, вот, Вася-сын бесконечно любим мамой и папой, а Вася-школьник доставляет родителям столько головной боли, что лучше б этой клятой школы и не было вообще!

«Уж август в разгаре, а ты ничего не повторил»

Универсального ответа на вопрос, чем именно должны быть наполнены летние занятия, конечно, не существует. Знаю, что традиционно родители стараются «извлекать» из чад остаточные знания по русскому и иностранному языкам, по математике. Но мой опыт подсказывает, что летом можно повторять все что угодно, и «обижать» географию, историю, даже ОБЖ, здесь не следует.

О, нет! Я не призываю в июле-августе обложить ребенка учебниками, я лишь подчеркиваю, что занятие летом – это совсем не то же, что выполнение уроков в учебном году. Пусть ребенок просто находится рядом на кухне и что-то путано рассказывает о школе, о том же ОБЖ, пусть вспоминает смешные случаи на уроках! Могу дать двести процентов – он обязательно что-то проговорит из пройденного материала, и пусть это тысячу раз будет не математика! С помощью тонко заданных вопросов «издалека» можно будет перенаправить беседу в русло смежных дисциплин.

Семья Устименко. Фото Бориса Овсянникова

История, география, ОБЖ, даже физика – ведь никто не станет спорить, что эти школьные предметы на самом деле очень связаны. Не хотел сын вспоминать законы физики – будьте спокойны, он невольно придет к ним через географию или пресловутое ОБЖ.

А еще я убедилась, что все вопросы о летнем повторении – нежелание детей, давление родителей – не принадлежат учебной плоскости. Это больше вопросы доверия между поколениями.

Раньше, когда в школу ходил только старший сын, я страдала излишней «каноничностью»: пыталась усадить его за стол, разложить тетрадки. Потом пришло понимание, что это не только неэффективно, но и неестественно, неискренне. Вместо доверительного общения с ребенком, не разграниченного звонками и кружками, выходила жалкая пародия на общение. Вместо бесед о жизни, о красоте и гармонии этого мира – и здесь прямая связь с окружающим миром и математикой – получалась отпускная потасовка на тему «уже август в разгаре, а ты, бессовестный, ничего не повторил».

Даже для тренировки почерка можно применить что-то интересное. Например, объявить день молчания и всем в семье общаться в этот день исключительно в эпистолярном жанре. Ну а для закрепления решения задач, для применения таблицы умножения – играем в магазин. «За прилавком» попеременно стоит то взрослый, то кто-то из детей. А потом обязательно приглашаем детей к обсуждению всех трудностей, возникших у них при подсчете, то есть, опять-таки, делаем ставку на общение.

А еще эффективен принцип разделения обязанностей, когда старшие проводят занятия с младшими. Хорошо тут всем: младшим – тренировка, родителям – отдых, ну а старшие примеряют на себя нелегкую роль контролирующего органа. Я только и успевала умилительно улыбаться, когда сын, с которым я сама так бездарно занималась в иные годы, взыскательно проверял уроки у дочери.

Пусть ребенку захочется, чтобы день поскорей «забурлил»

Учебный год наших детей – это не только школа, но часто еще и дополнительное образование. Кто-то занимается в кружках, секциях, «музыкалках» просто из послушания родителям. Кто-то – потому что убежден, что одна школа – это вариант «ботаника». Кто-то весь погружен в творчество, в научный поиск, в спорт – для него обычная школа становится дополнительным институтом.

Полагаю, при любом раскладе необходимо выстраивать концепцию дополнительного образования на предстоящий год. Это и планирование дней – наиболее и наименее загруженных. Это и согласование учебно-тренировочного времени каждого ребенка с общим семейным графиком. Это и замена одного кружка другим.

Правильно продуманная летом концепция дополнительного образования может повлиять на мотивацию к обучению вообще. Ведь математика-русский-чтение-технология – это общая территория. И, возможно, лишь найдя свою маленькую полянку, ребенок захочет сломя голову бежать по бескрайнему полю «общих» наук.

Даже если кто-то из детей навсегда уходит из «художки» или, скажем, баскетбола – это тоже вопрос, требующий планирования. Нет, не обязательно в те пять часов в неделю, которые ранее школьник посвящал спортсекции, теперь нужно «ходить за продуктами, забирать из сада братика, выгуливать Рекса». Пусть какое-то время будет отдано чтению или телевизору. Лично я научилась «не выступать» даже тогда, когда любимое чтение шло в ущерб обязательным произведениям. Главное – незаметно все держать на контроле.

Цель любых изменений или, наоборот, отказа от изменений: вот, просыпается ребенок утром и ему страшно хочется, чтобы этот день поскорее «забурлил». И неважно тут, что сегодня две контрольных, а потом полтора часа трястись в автобусе, чтобы доехать на флейту и сольфеджио.

Я часто слышу о том, что, мол, ребенку некогда будет скитаться по улицам, искать сомнительных друзей. Но рискну заявить (и это тоже – из опыта), что у внешкольного образования есть и еще один замечательный ресурс. Дополнительные занятия способны сделать из «сопротивленцев» и нигилистов прилежных школьников. Ведь по-настоящему не желают учиться только единицы из детей. А остальные – так, придуриваются.

Им не нравится соблюдение школьных «канонов» – дресс-код, этикет, правила оформления работ и прочее. А все остальное в школе для них, говоря их же языком, – норм. И часто именно регулярное посещение творческих студий, спортивных секций способно заставить убедиться в том, что без соблюдения внешних установлений – ни шагу. Иначе – катастрофа, беспредел. Ведь ты пришел сюда не по «обязаловке», а потому что, так или иначе, интересно. Но и здесь, в зоне творческого самовыражения, спортивного азарта, хочешь не хочешь – следуешь канонам, изучаешь, как делали до тебя. Плюс жесткий график, форма, дисциплина, взыскания.

Такое понимание неминуемо распространится и на обычную школу. Если же ребенок, якобы не желающий учиться, никуда, кроме основной школы, не ходит, шансов на изменение отношения к школе будет явно меньше. Перед ним просто-напросто не откроется возможность сравнивать и видеть много общего. А надеяться, что ситуация выправится сама собой к выпускному – затея не для слабонервных. По крайней мере, если не Гефест по заказу нервы кует.

ПризрОк как символ спокойствия

В заключение я хотела бы рассказать об одном примечательном случае, произошедшем у нас в середине лета. Дочка Катя, большая любительница заварных пирожных, перешедшая во второй класс, как бы между прочим подбросила нам записку. Надо сказать, дочь вовсю испытала на своей шкуре педагогическое равнодушие своей мамы. Говоря так, я не лукавлю – в суммарном круговороте кружков рекомендуемая «домашка» выполнялась у нас в спешке, за час до сна.

«Если вы завтра до вечера не купите Кате заварное, то в 9 вечера к вам придет призрОк», – было написано там. Потом последовало устное пояснение – призрак будет действительно страшен и не пощадит никого.

Нет, ревнители прав ребенка могут спать спокойно: пирожные, как и другие сладости, в нашей семье – не редкость. Просто в тот конкретный момент была «чудовищная» пауза в три дня. Поэтому, если кто-то захочет обратиться в органы опеки, то посоветую ему сделать это в связи с нарушением прав зубов, обитающих в ротовой полости нашего ребенка.

В итоге пирожное мы так и забыли купить, а «призрок» к нам так и не явился. Но что заставило меня реально успокоиться, так это уровень знания русского языка. Увидеть в письменах ребенка, пусть даже в этой единственной фразе, всего одну ошибку – мне хотелось плакать от радости! Я не всегда успевала проверять знания даже самых элементарных правил, пройденных по русскому языку. А тут вдруг поняла, что какой-то порог в приобщении к грамотности уже преодолен.

Вот он, символический знак, подсказывающий мне, что пора уже чуть расслабиться! Пора не столько донимать ребенка проверками, правилами и зубрежкой, сколько верить в него и просто заряжать хорошим настроением!

Вот он – самый хороший старт для начала учебного года. Это родитель, который не раздражен на весь мир, не ноющий о том, что наступает «унылая пора». Это родитель, верящий в успех ребенка и убежденный, что надо просто быть рядом.

Ребенку грустно одному идти по школьной тропе, временами пытаясь предугадать, что еще напишет в чате о его ученической судьбе «княгиня Марья Алексевна» из родительского комитета. Но и нам тоскливо сидеть в мессенджерах и брюзжать. Значит, надо идти вместе. И наполнять совместный путь радостью.

И ребенок, полагаю, это оценит. А сколько рассказов из летнего списка литературы прочтено или сколько задач на повторение решено – дело уже десятое.

«Отстаньте! Не пойду я никуда! Ненавижу школу!» - кричит ребёнок родителям. Те сердятся и недоумевают: допустим, школу мало кто любит, но все же как-то учились? Почему их ребёнок так отчаянно протестует?

Есть немалая разница между просто нелюбимым делом и ненавистью к какому-то процессу или заведению. Иногда дети начинают заболевать - не фишка с нагретым градусником, а реальные болезни. Из-за подавленного состояния иммунитет ослабевает и появляется простуда или пищевые расстройства на фоне стресса. Это может странно звучать, но такое действительно происходит. Чтобы помочь своему ребёнку, надо узнать причину такого отношения к школе. В статье приводится несколько стандартных ситуаций с вымышленными персонажами.

Причины

Обычно ненависть к школе основывается на одной из трёх причин:

Одноклассники. При мысли о школе у Алёны начинает болеть голова и появляется усталость. Она совсем не ленива, наоборот, ей нравится учиться. Но несколько девочек в классе устроили ей настоящую травлю. Проходя мимо, они обязательно толкнут её, кричат через весь коридор обидные прозвища и высмеивают всё, что бы девочка ни одела. Вчера ей в тетрадь подкинули дохлого таракана, сегодня - наврали учительнице, что она списала домашнюю работу. Когда они обращаются к ней, Алёна непроизвольно вздрагивает - под насмешливый хохот одноклассниц. Девочка ненавидит их, а заодно испытывает глубокое отвращение к заведению, которое объединяет её с этими людьми.

Школа - это не просто место, где учат детей. Это заведение со своим обществом, порядками и проблемами. Это общество состоит в основном из детей, которые только учатся общаться, и подростков - а те не всегда уравновешенны. Учителя не могут контролировать всех, тем более что каждое следующее поколение всё хуже поддаётся формированию.

Трудности в учёбе. Сколько Антон помнит себя, учиться ему было тяжело. Ему тяжело запоминать, он плохо разбирается в формулах и теоремах. Он видит, что у других это получается легко и быстро, а у него - нет, и поэтому ему не хочется даже и стараться. Тем более, что когда он просит кого-нибудь помочь разобраться, у родителей и учителей не находится достаточно времени. Ему нравится спорт, так зачем тратить время на что-то другое?

Когда дети говорят родителям, что что-то тяжело им даётся, обычно они слышат в ответ, что просто надо стараться. Но насколько сами родители готовы прикладывать усилия там, где у них не очень это получается?

Света хорошо училась раньше, а сейчас скатилась на тройки. Учителя и родители недоумевают, в чём дело? А Свете не интересно. То ли дело раньше, например, на уроках английского, проходя буквы, они их и пели, и рисовали и стихи про них читали. А сейчас — нудная грамматика, от которой глаза слипаются. Родители винят и Свету за лень, и учителей, что не умеют заинтересовать, но ситуация от этого не меняется.

Дефицит родительского внимания. Андрей ненавидит школу, и ему всё равно, какие там люди и чему там учат. Дело в том, что когда он приходит домой, то быстро ужинает один перед телевизором и идёт учить уроки. С родителями удаётся перекинуться лишь парой дежурных фраз. Он чувствует себя отрезанным от них, и ему хочется побыть дома, чтобы мама разговаривала с ним, а отец по-своему и интересно рассказывал математику. Каждое утро Андрей отчаянно хочет заболеть, проспать, что угодно, лишь бы побыть дома.

Что можно предпринять

Не всегда причина нежелания ребёнка идти в школу очевидна для родителей. Но выяснить её не трудно - обычно достаточно непринуждённого разговора. Когда дети видят, что родители искренне пытаются их понять, то готовы раскрыться.

Во время беседы очень важно воздержаться от обвинений. Если ребёнок услышит, что он просто ленивый, ему больше не захочется ни учиться, ни разговаривать.

Если проблема в одноклассниках, важно помочь ребёнку развить уверенность в себе и показать, что от мнения ровесников ничего не зависит. Школа закончится, и, возможно через несколько лет он даже не вспомнит имён всех, с кем учился. Сын или дочь должны быть твёрдо уверены, что родители их очень любят, и, если это будет нужно, они придут в школу и сделают всё, чтобы их защитить.

Но когда они вырастут, им придётся столкнуться с разными людьми, в том числе и с похожими на их одноклассников. Нужно научиться уходить от конфликтов — в буквальном и в переносном смысле, а иногда уметь подшутить над ситуацией. В любом случае, когда обидчики увидят, что их слова не задевают, со временем они потеряют интерес. Можно прорепетировать с детьми возможные нападки и варианты ответов. Так ребёнок будет себя чувствовать увереннее.

Не всем легко учиться. Когда кому-то нужно больше времени, чтобы что-то понять, это не значит, что он лентяй. Стоит объяснить ребёнку, что знания, которые даются в школе, нужны; даже если они не понадобятся в жизни, обучение тренирует способность размышлять, выделять главное и делать выводы. А это точно пригодится в будущем. Если своего времени и терпения не хватает, можно обратиться за помощью к репетитору.

При этом не следует быть максималистами, и требовать отличных результатов во всём - если ребёнок не будет справляться, он просто махнёт на всё рукой.

С другой стороны, иногда приходится объяснять, что не все занятия в жизни должны доставлять удовольствие. И школа тоже помогает научиться хорошо делать то, что не очень нравится. Ведь даже на любимой работе есть неприятные моменты или просто усталость. Если ребёнок научится преодолевать это в школе, то в будущем ему будет намного проще.

Плотный график - это участь и детей, и родителей. Иногда из-за занятости у людей нет времени даже на полноценное общение с самыми близкими. Врачами и учёными доказано: если детям недостаёт внимания, они начинают болеть и хуже развиваются. Хорошая традиция во многих семьях - собраться за столом хотя бы раз в день. Ведь все всё равно тратят время на еду, так почему бы не провести его вместе? Правда стоит учесть, что включенный телевизор сводит на нет всё общение.

Скорее всего, не получится сразу преодолеть ненависть ребёнка к школе. Но со временем непринуждённые беседы о том, как избегать конфликтов и как научиться делать то, что не нравится, а так же дружеское общение с ребёнком поможет ему правильно относиться к этой части его жизни.

Регина, г. Ноябрьск

Ребенок не любит ходить в школу? Каждое утро приходиться заставлять его просыпаться, собираться, и идти на уроки? Вы опасаетесь, что это может войти в привычку, и он потеряет интерес к учебе? Если вы обеспокоены растущей ненавистью вашего ребенка к школе и хотите помочь ему прямо сейчас, вам стоит прочитать эту статью!

Причина №1 . Резкое увеличение академической нагрузки . Иногда можно заметить, что ребенок внезапно изменил свое отношение к школе, особенно это бросается в глаза вначале нового учебного года или после каникул.

Возможно, ребенок испытывает трудности адаптации к изменению темпа обучения по сравнению с предыдущим семместром или годом.
Учебный план может показаться ему слишком тяжелым или ребенок может посчитать, что получает слишком много домашней работы или заданий на каждый день.
Кроме того, если в этом году в расписании ребенка появляются новые предметы, ему вероятно, будет сложно справляться с дополнительной нагрузкой, во всяком случае, первое время.

Как с этим справиться?
Обсудите с ребенком академическую нагрузку. Если ему кажется, что домашних заданий слишком много, составьте график, который поможет эффективнее структурировать время.
Попросите его временно сократить количество внеклассных мероприятий и увлечений и сосредоточиться на новых предметах. Посоветуйте ребенку уделять больше времени изучению тех предметов, которые ему даются сложнее других и где он чувствует себя отстающим. После того как он обретет уверенность и хорошие познания в школьных дисциплинах, он сможет продолжить заниматься своими любимыми увлечениями.

Причина №2. Издевательства в школе. Школьные издевательства - буллинг - это один из худших кошмаров для ребенка, с которым он может столкнуться в школе, несмотря на строгие правила, запрещающие любые формы унижения и насилия.

Ребенок может стать жертвой школьных издевательств одноклассников, старших учеников или даже некоторых преподавателей.
Группа детей может дразнить ребенка или насмехаться над ним. Некоторые дети могут угрожать и запугивать его во время школьных занятий.
Школьник может столкнуться с издевательствами старших учеников или еще кого-нибудь в школьном автобусе или общественном транспорте.
Если ребенок ходит домой пешком, то может подвергнуться физической или словесной травле со стороны попутчиков или соседей.

Как с этим справиться? Следите за косвенными признаками, за своего рода сигналами, которые расскажут вам о том, что ваш ребенок стал жертвой буллинга.
У ребенка может внезапно пропасть интерес к школе, вплоть до появления чувства ненависти, или же внезапно он может стать тихим и безразличным и потерять интерес к ранее любимым видам деятельности.
Мягко поговорите с вашим ребенком и узнайте, не обидел ли его кто-нибудь в школе. Зачастую он может бояться, что, если вы пожалуетесь руководству школы или учителям, хулиган узнает об этом, и издевательства продолжатся, а может, и с новой силой. Спокойно скажите ребенку, что вы поможете ему всеми возможными способами и подойдете к решению проблемы с умом.
Если ваш ребенок сталкивается с физическим насилием, вам следует проконсультироваться у администрации школы, которая предложит варианты дальнейших действий, включая обращение в милицию, чтобы впредь не допустить агрессивное поведение в школе.

Причина №3. Стрессогенный фактор. Иногда поход в школу способен привести к такому стрессовому состоянию, что ребенок может вообще отказаться от дальнейшего обучения.

Ваш ребенок ведь тоже может страдать от большого количества стрессов в жизни, и многие из них родом из школы.
В школе ребенок всегда находится под психологическим давлением, так как все ждут, что он будет хорошо учиться и получать хорошие оценки. Дома вы тоже ожидаете от ребенка хорошей подготовки, своевременного и качественного выполнения заданий и ночных бдений перед экзаменами.
При таком количестве заданий ребенку может элементарно не хватать времени на общение со сверстниками. Он может часто пропускать встречи с друзьями, которые очень важны для его взросления и развития, в том числе для его психического и социального благополучия.

Как с этим справиться? Родитель - это и есть тот человек, который может помочь ребенку найти баланс между учебой и социализацией.
Осознайте всю важность наличия друзей и развлечений для жизни вашего ребенка. В стремлении преуспеть, не заставляйте его становиться «книжным червем» и затворником.
Помогите ребенку хорошо распланировать собственный день. Если в течение недели у него много домашних заданий, проследите, чтобы за эти пять дней у него было достаточно времени для отдыха, а в выходные он мог бы выпустить пар с друзьями.

Причина №4. Отсутствие интереса к учебе . Вполне возможно, что вместо активного академического интереса ваш ребенок чувствует в себе какую-то профессиональную склонность, призвание к чему-либо.

Ребенок может быть не в состоянии понять конкретный вопрос или, возможно, страдает от скуки в классе.
Он может посчитать ненужным изучение того, что его совсем не интересует, и, возможно, даже признать такую учебу пустой тратой времени.
Кроме того, если ваш ребенок уже изучал определенный предмет в предыдущем классе и не достиг в нем больших успехов, он может переживать о результатах дальнейшего изучения данного предмета и потерять к нему всякий интерес.
Как с этим справиться? Объясните ребенку, каким образом конкретный школьный предмет может расширить его познания и помочь реализовать собственные амбиции.

Дома попробуйте объяснить ребенку определенные понятия, используя методы обучения, отличающиеся от тех, к которым принято прибегать в школе.
Если ничего не помогает, обратитесь с просьбой к учителям, возможно, есть педагогический способ решить эту проблему, например, репетиторство.

Поход в школу это то, что должно нравиться вашему ребенку, то, чего он должен с нетерпением ожидать каждый день и не рассматривать в качестве наказания. Посоветуйтесь с учителями и школьным психологом о том, как вы можете помочь привить своему ребенку интерес к учебе.