Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя план-конспект занятия по биологии (9 класс) на тему.

Тема урока:

Дигибридное
скрещивание
Практическая работа № 1
«Решение простейших генетических задач»
1

“Воспроизведение жизни это и есть
наследственность, в ней проявляется
принцип сохранения жизни и
инвариантная сторона жизненных
явлений”. Академик Н.П.Дубинин
О ком это?
 Успех его работы
объясняется тем, что он
обладает двумя
существенными качествами,
необходимыми для учёного:
способностью задавать
природе нужный вопрос и
способностью правильно
истолковывать ответ
природы. В дополнение к
этому он был исключительно
трудолюбив и аккуратен».
Грегор
Мендель

Найдите допущенные ошибки, выпишите и объясните их.
1. Генетика –
Ошибки:
наука о
наследственно
сти и
изменчивости.
2. Рецессивный
ген –
подавляемый,
уступающий.
3. Доминантный
ген –
преобладающи
й,
подавляющий.
4. Расщепление
3:1 это второй
закон
Г.Менделя.
 Продолжаем мы, ребята, разговор вести
Про генетику ­ науку о наследственности.
Трудно было, очень трудно начинать,
Столько терминов пришлось
запоминать:
Генотипы, фенотипы, локусы, аллели,
Чтобы выучить все это, сил мы не
жалели.
Даже ночью снились нам темные аллеи,
А по ним идут, гуляют гены и аллели.
Потихоньку все же стали понимать,
Рецессивный значит, будет подавлять,
Доминантный ­ значит, будет
отступать.
И задачки стали лучше мы решать.
Если видим расщепление 1 к 3 (один к
трём),
Это первый Менделя закон.
Ну а если в F1 нет расщепления ­
Это правило единообразия первого
поколения.
­

Соотнеси понятия:
1. Наследственность
2. Изменчивость
3. Ген
4. Гомозигота
5. Генотип
6. Гетерозигота
7. Фенотип
8. Доминантный аллель
9. Аллели
10. Рецессивный аллель
Критерии оценивания:
0 ошибок – 5б
1­2 ошибки – 4 б
3­5 ошибок – 3 б
Более 5­ти ошибок – 2б.
А. Свойства организма передавать признаки
будущему поколению.
В. Совокупность всех генов вида или
популяции.
С. Аллель, проявляющийся, фенотипически
только в гомозиготном состоянии.
Д. Зигота, получившая оба одинаковых
гомологичных хромосом.
J. Участок молекулы ДНК.
1­А; 5­ В; 9 – I ;
2­Е; 6­ F; 10 –С.
3­J; 7­ G ;
4­D; 8­ H ;
аллеля.
признаки.
Е. Свойства организма приобретать новые
F. Зигота, получившая два разных аллеля.
G. Совокупность всех внешних и внутренних
признаков организма.
H. Подавляющий аллель.
I. Гены находящиеся в одном участке

Знаешь ли ты законы наследственности?
Вставь пропущенные слова, цифры.
1. При______________ скрещивании гибриды
моногибридном
первого поколения одинаковы
фенотипически и _____________________.
генотипически
2. Чистые гаметы или чистые линии, несут только
один
признак
_________ аллельный_____________из пары.
3. При моноибридном скрещивании у гибридов
второго поколения происходит расщепление
признаков в соотношении _________по фенотипу и по
генотипу___________.
1:2: 1
3: 1
4. В гетерозиготном первом поколении доминантный признак
доминирования
преобладает. Это I закон Г.Менделя – закон _______________.
Во втором поколении происходит расщепление признаков.
5. Потомков, полученных от скрещивания Г.Мендель назвал
_____________.
гибридами
Критерии
оценивания:
0 ошибок – 5б
1 ошибка – 4 б
2 ошибки – 3 б
3 ошибки – 2б.

Реши задачу(моногибридное скрещивание):
Критерии оценивания:
Правильное решение ­ 5 б
Ошибки в оформлении – 4б
Ошибки в решении – 3б

У крупнорогатого скота ген
комолости (безрогости)
доминирует над геном рогатости.
Какой фенотип и генотип будет
иметь потомство от скрещивания
рогатого быка с гомозиготными
комолыми коровами?

Решение:
P…… x ……
Дано:
А ­ безрогие
а ­ рогатые
­ АА♀
Р
­ аа♂
Р
F1……?
G x
F1 ……
Ответ:
В F1 по фенотипу:
по генотипу:

А уровень ­ Выберите один верный вариант ответа
1. Как называется способность живых организмов передавать свои признаки из поколения в поколение?
А. изменчивость Б. приспособленность В. наследственность Г. уникальность
2. При скрещивании двух серых кур получено 119 серых и 41 белый цыпленок. Какой закон иллюстрирует этот результат?
А. единообразия Б. расщепления В. независимого наследования признаков Г. сцепленного наследования
3. Сколько типов гамет образует особь с генотипом Аа: А.1 Б. 2 В. 3 Г. 4
4. Ген – это участок молекулы: А. ДНК Б. РНК В. белка Г. углевода
5. Совокупность внешних признаков организма – это: А. генотип Б. фенотип В. Геном Г. Ген
6. Элементарной единицей наследственности является: А. молекула ДНК Б. ген В. генотип Г. гомозигота
7. Гены, расположенные в одной хромосоме, могут оказаться в разных гаметах, в результате
А. митоза Б. кроссинговера В. эволюции Г. конъюгации
8. Скрещивание особей, различающихся по одному признаку, называется
А. моногибридным Б. дигибридным В. сцепленным Г. близкородственным
9. Какой метод использовал в своей работе Г. Медель?
А. исторический Б. гибридологический В. случайное скрещивание Г. компьютерное моделирование
10. Признак, который проявляется у гетерозигот, называется
А. аллельным Б. гомологичным В. доминантным Г. рецессивным
11. Аллельными являются
А. гены голубых и карих глаз В. ген голубых глаз и высокого роста
Б. ген голубых глаз и свертываемости крови Г. ген высокого роста и свертываемости крови
Критерии
оценивания:
А уровень:
0 ошибок – 5б
1­2 ошибка – 4 б
3­5 ошибки – 3 б
Более 5 ошибок –
2б.
В уровень:
0 ошибок – 5б
1 ошибка – 4 б
2 ошибки – 3 б
3 и более – 2б
С уровень:
Дано, решение, все
обозначения
генотипов,
фенотипов
родителей и
потомства
В уровень ­ Выберите несколько верных вариантов ответов или найдите соответствие.
1. Выберите три верных варианта ответа От брака родителей правшей родился ребенок левша. Какие выводы можно сделать?
А. мать гетерозиготна Г. мать гомозиготна
Б. отец гетерозиготен Д. праворукость – доминантный признак
В. мать гомозиготна Е. праворукость – рецессивный признак
2. Выберите три верных варианта ответа Г. Мендель сформулировал следующие закономерности наследования признаков:
А. биогенетический закон Г. закон единообразия
Б. закон сцепленного наследования Д. закон независимого наследования
В. закон расщепления Е. закон зародышевого сходства
С уровень – решите задачу на моногибридное скрещивание. Скрещивались коричневые норки с серыми. В первом поколении все потомки были
коричневыми. Во втором поколении родилось 45 коричневых и 15 серых норок. Какой признак доминирует и сколько во втором поколении
гомозиготных особей?

Тема урока:
«ДИГИБРИДНОЕ
СКРЕЩИВАНИЕ»
Практическая работа №1
Цель урока:
Изучить, какое скрещивание называется дигибридным и
выяснить сущность третьего закона Г.Менделя. А также
продолжить формирование навыков решения генетических
задач.
Гены отвечающие за признаки могут находится в одной паре
хромосом или в разных парах. Рассмотрим случай, когда
гены определяющие разные признаки находятся в разных
парах гомологичных хромосом.

Дигибридное скрещивание
Дигибридным
называют скрещивание
двух организмов,
отличающихся друг от
друга по двум парам
альтернативных
признаков.
Для дигибридного
скрещивания Мендель
брал гомозиготные
растения гороха,
отличающиеся по
окраске семян (желтые и
зеленые) и форме семян
(гладкие и
морщинистые).

А В
А В
Р ♀
G
Ж. Г.
А
В
а в
а в
х ♂
З. М.
ав
F1
АаBb
дигетерозигота
100% единообразное
поколение по фенотипу и
генотипу
АВав

Признаки
А­ желтый
а­ зеленый
В­ гладкий
в­ морщинистый
Гены отвечающие за
признаки: цвет и форму
расположены в разных
парах гомологичных
хромосом
х
ААВВ
аавв

Дигомозигота
по
доминантному
признаку
Дигомозигота
по
рецессивному
признаку
ААВВ
аавв
АВ
АВ
ав
ав
Дигомозигота дает
один тип гамет
Дигомозигота дает
один тип гамет
АаBb

А
В
ав
Дигетеро
зигота
АаВв
А
в
а
В
Дигетерозигота дает
4 типа гамет
ДигетерозиготаАаВвАВАваВав

AaBb (ж.г)
Гаметы: AB Ab aB ab

AB
♀ ♂
AB
Ab
Решетка Пеннета
aB
ab
Ab
aB
ab

Дигибридное скрещивание
Р ♀ АаВb
G АB Ab
х ♂ AаBb
Ж. Г.
Ж. Г.
АB
аB
аb
Ab
аB
аb
F2
9: 3: 3: 1
ж.г. ж.м. з.г. з.м.

3 закон Менделя «Закон
независимого наследования»
Каждая пара контрастных признаков
наследуются независимо друг от
друга в ряду поколений;
в результате среди гибридов второго
поколения появляются потомки с
новыми комбинациями признаков в
соотношении 9: 3: 3:1
т. е. происходит независимое
наследование признаков
(при этом образуется девять
генотипических групп –
1: 2: 2: 1: 4: 1: 2: 2: 1)
­9 частей из 16
будут иметь семена
желтые­гладкие
­3 части из 16
зеленые­ гладкие
­3 части из 16
желтые­
морщинистые
­1 часть из 16
зеленые­
морщинистые

Урок знакомит учащихся с особенностями дигибридного скрещивания, обьясняет сущность закона независимого наследования признаков как метода изучения наследственности, раскрывает цитологическте основы закона независимого наследования признаков, развивает умение составлять решетки Пеннета при решении генетических задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока №49

Класс: 10

Учитель: Подгородниченко Г.В

Тема: « ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ » слайд №1

Цель :

Создание условий для формирования у учащихся знаний об особенностях дигибридного скрещивания, сущности закона независимого наследования признаков, как метода изучения наследственности.

Задачи:

Предметные:

Помочь учащимся определять сущность дигибридного скрещивания;

Способствовать формированию у учащихся умения использовать специальную систематику записи результатов скрещивания (решетку Пеннета) для прогнозирования численного выражения вариантов расщепления по фенотипу и генотипу при дигибридном скрещивании;

Раскрыть цитологические основы закона независимого наследования признаков;

Продолжить формирование навыков решения генетических задач;

Помочь убедиться школьникам в том, что методы биологической науки позволяют со значительной долей вероятности предвидеть возможные результаты скрещивания организмов.

Развивающие:

Продолжить развитие навыков решения генетических задач, использования генетической символики;

Развивать умение и навыки самостоятельной работы с учебником, в группах, тестами;

Способствовать формированию научного мировоззрения и познавательного интереса к предмету;

Содействовать развитию коммуникативной культуры, умению отражать результаты своей деятельности в устной или письменной форме;

Продолжить, через разрешение простейших жизненных задач и примеров, создавать условия для развития логического мышления.

Личностно – ориентированные:

Способствовать формированию у учащихся умения выражать свое мнение, анализировать ответы и мнения других в ходе совместной работы;

Возможность связывать новую информацию с уже изученным материалом;

Повышение самомотивации учебной деятельности (интересно, важно для меня);

Способствовать выбору будущей профессии (растениевод, животновод, селекционер);

Обоснование необходимости изучаемого материала в повседневной жизни, практическом применении.

Формы организации: эвристическая беседа, решение задач, работа с терминами, с интерактивной доской, магнитной доской.

Основные понятия: дигибридное скрещивание, закон независимого наследования признаков, решетка Пеннета.

Средства обучения: таблицы, схемы «дигибридное скрещивание», проектор, интерактивная доска, магнитная доска, дидактическое пособие для магнитной доски (кролики), презентация.

Ход урока

I.Организационный момент. Настрой на урок .

(Приветствие. Подготовка аудитории к уроку. Наличие учащихся.)

II.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности .

Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним основные термины, законы, решение задач по генетике.

А. Проверка выполнения домашнего задания (решение задачи учащимся у доски).

Задача №1 . слайд №2

Голубоглазый мужчина, родители которого имели карие глаза женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза были голубые, а у матери – карие (по данному признаку она гомозиготная). От этого брака родился ребенок, глаза которого оказались карими. Каковы генотипы всех упомянутых здесь лиц?

Решение. слайд №3

А – карие глаза

а – голубые глаза

Так как у женщины отец имел голубые глаза (аа ) она от него унаследовала рецессивный аллель, значит ее генотип (Аа) . Мать женщины гомозиготная по признаку кареглазости, то есть ее генотип (АА)

Мужчина имеет генотип (аа) так как у него рецессивный признак – голубые глаза.

Р: Аа х аа

G: А,а а

F: Аа, аа

кар гол

Кареглазый ребенок гетерозиготен – (Аа)

Б . Фронтальный опрос по основным генетическим терминам, об известных законах Г.Менделя, множественном аллелизме, видах доминирования, изученным на предыдущих уроках. слайд №4

1. Генетика-это наука …

2. Назовите дату рождения науки генетики, имена ученных связанных с открытием генетики.

3. Почему именно Г.Менделя считают основоположником генетики? Обоснуйте ответ.

4. Почему Г.Мендель выбрал для исследования наследственности именно горох?

5. Какие организмы называют гомозиготными, гетерозиготными? Как они обозначаются?

6. Что называется фенотипом? Генотипом? слайд №5

7. В чем сущность множественного аллелизма?

8. Какие виды скрещивания вам известны? Каковы их результаты?

9. Дайте характеристику анализирующего скрещивания и его значения.

10. Какие законы открыл Г.Мендель? слайд №6

В.Самостоятельная работа учащихся на листочках по вопросам двух вариантов.

/приложение №1 /

(Листочки для выполнения и задания раздаются учителем и учащимися с первых парт каждого ряда, передаются для каждого ученика. Задания выполняются индивидуально, по возможности. Затем учащиеся меняются вариантами для проверки выполнения задания соседа. После выполнения задания отмечаются ошибки, ставится предварительная оценка с записью фамилией проверяющего. Работы сдаются учителю для окончательной проверки и выставления оценок.)

III. Изучение нового материала. /Формирование новых понятий и способов действия./

Установив определенные закономерности наследования признаков при моногибридном скрещивании, Г.Мендель решил проверить проявляются ли эти закономерности в том случае, если особи различаются по нескольким признакам. И мы, вместе с ним, постараемся найти ответ на этот вопрос. Как же будет происходить наследование, если растения различаются не одному, а сразу по двум или нескольким признакам? Связано ли наследование одного признака с другими?

В природе не встречаются две абсолютно одинаковые особи какого - либо вида живых существ – все организмы отличаются друг от друга по многим признакам. Каждый организм характеризуется очень большим числом признаков, при этом число хромосом ограничено, следовательно, каждая хромосома должна нести большое число генов. слайд №7

Совокупность генов лежащих в одной хромосоме, называется группой сцепления.

Скрещивание особей, у которых учитываются отличие друг от друга по двум признакам, называется дигибридное . Например, у гороха: 1 признак - цвет семени, 2 признак - форма семени.

Если родительские особи отличаются по трем признакам – тригибридным и т.д. В общем случае скрещивание особей отличающихся по многим признакам, называется полигибридным .

/Что означают термины «дигибридное скрещивание», «полигибридное скрещивание» определения записывают учащиеся в тетрадь/

Опыты Г.Менделя

Для дигибридного скрещивания Мендель брал гомозиготные растения гороха, отличающиеся по окраске и форме семян.

Вспомните, какая окраска и форма семян являются доминантными у растения гороха? (желтая окраска, гладкая форма доминирует)

Скрещивая растения с желтыми и гладкими семенами с растением с зелеными и морщинистыми семенами, Мендель получил единообразное гибридное поколение F 1 .

Назовите, каким будет фенотип и генотип поколения F 1 ?

В результате скрещивания чистых линий гибриды F 1 все одинаковы и похожи на одного из родителей.

Какой закон соблюдается при дигибридном скрещивании чистых линий? Как определить количество гамет?

Исходными формами для скрещивания были взяты, с одной стороны, горох с желтыми и гладкими семенами, с другой - горох с зелеными и морщинистыми. слайд №8

Если для скрещивания взяты гомозиготные формы, то все потомство в первом поколении гибридов будет обладать желтыми гладкими семенами - проявится правило единообразия. Следовательно, в первой паре генов доминантной окажется желтая окраска, рецессивной - зеленая (А-а). Во второй паре генов (обозначим их В-Ь) гладкая форма семян доминирует над морщинистой.

А - желтый цвет семени.

а - зеленый цвет семени.

В - гладкое семя,

b - морщинистое семя.

Р: ААВВ х аа bb

G: АВ ab

F 1 : АаВb

желт, гладк.

Этот гибрид гетерозиготен по двум парам аллелей - дигетерозиготен, но так как у него присутствуют гены А и В, то по фенотипу он сходен с одним из родителей.

При самоопылении или скрещивании между собой гибридов первого поколения в их потомстве произойдет расщепление / работа по таблице учебника, интерактивной доской /.

Для определения всех возможных при оплодотворении комбинаций гамет и генотипов гибридов F 2 удобно начертить решетку Пеннета. (Американский исследователь Реджинальд Пеннет предложил заносить результаты опыта в таблицу, в последствии названною его именем.) Эта решетка – специализированная система записей результатов скрещивания, позволяет прогнозировать численное выражение вариантов расщепления по фенотипу и генотипу при дигибридном скрещивании.

По фенотипу получатся четыре группы особей в различных численных отношениях: на 9 особей с желтыми гладкими семенами будет приходиться 3 с желтыми морщинистыми, 3 с зелеными гладкими и 1 с зелеными морщинистыми. В кратком виде это расщепление можно представить формулой: 9:3:3:1.

Желтых гладких - 9.

Желтых морщинистых - 3.

Зеленых гладких - 3.

Зеленых морщинистых - 1.

Расщепление по фенотипу: 9:3:3:1.

Сопоставим результаты дигибридного и моногибридного скрещиваний.

Если учитывать результаты расщеплений по каждой паре генов в отдельности, то легко увидеть, что соотношение, характерное для моногибридного скрещивания, сохраняется. При дигибридном расщеплении у гороха отношение числа желтых семян к зеленым равняется 12: 4 (3: 1). То же касается и отношения гладких семян к морщинистым.

Таким образом, дигибридное расщепление представляет собой, по существу, два независимо идущих моногибридных, которые как бы накладываются друг на друга. То есть выполняется правило расщепления. слайд №9

Отсюда следует, что при дигибридном скрещивании гены и признаки за которые эти гены отвечают, наследуются не зависимо друг от друга . Этот факт получил название закона независимого наследования признаков . Закон справедлив в тех случаях, когда гены рассматриваемых признаках располагаются в разных негомологичных хромосомах.

А теперь давайте разберем цитологические основы дигибридного скрещивания . слайд №10

Как связать закономерности дигибридного скрещивания с теми процессами, которые совершаются в половых клетках при их созревании и оплодотворении?

Диплоидный набор хромосом представлен здесь двумя гомологичными парами. В парных хромосомах расположены аллельные гены. В одной паре хромосом - гены А и а , в других хромосомах - гены В и в . В результате мейоза из каждой гомологичной пары хромосом в гаметах остается по одной.

При мейозе у гибрида первого поколения в разном количестве образуются четыре сорта гамет. В результате оплодотворения в гетерозиготе по двум признакам АаВв в каждой паре хромосом будут разные гены одной пары аллелей. Это следствие того, что взаимное расположение хромосом во время конъюгации носит случайный характер. Если, например, к одному полюсу отходит хромосома из одной пары, то из другой пары с одинаковой долей вероятности может отойти одна или другая хромосома. В результате оплодотворения и развития второго поколения гибридов одинаково вероятно образование 16 категорий зигот.

Пользуясь законами Менделя, можно разобраться и в более сложных случаях расщепления - для гибридов, различающихся по трем, четырем и большему числу пар признаков. В основе всегда будет лежать моногибридное расщепление в отношении 3:1 (при наличии полного доминирования).

IV.Закрепление изученного материала.

Какое скрещивание называется дигибридным? полигибридным?

В чем сущность закона независимого наследования признаков?

/Решение задачи с использованием магнитной доски и дидактического пособия (кролики)./

Задача. слайд №11

Черную мохнатую крольчиху скрестили с белым гладким кроликом. Каковы будут результаты этого скрещивания при полном доминировании? Какие ожидаются генотипы, фенотипы и в каком соотношении?

Ответ: 9:3:3:1

/На интерактивной доске учащиеся записывают решетку Пеннета и озвучивают результат, а класс работает в тетрадях ./

V.Проверка понимания новой темы.

Что нового вы узнали на этом уроке?

Все ли вам было понятно, какие возникали трудности?

VI.Итог урока

Выставляются оценки учащимся принявшим участие в ходе урока. Активность на уроке определяется с учетом мнения учащихся. Оценки за самостоятельную работу будут озвучены и выставлены на следующем уроке.

VII.Домашнее задание слайд №12

§41, ответить на вопросы параграфа, повторить материал о мейозе §30, решить задачу.

Задача.

У свиней черная окраска шерсти (А) доминирует на рыжей (а) , а длинная щетина (В) над короткой (в) . Гены не сцеплены. Какое потомство может быть получено при скрещивании черного с длинной щетиной дигетерозиготного самца с гомозиготной черной самкой с короткой щетиной. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства, фенотипы потомства и их соотношение

По желанию : составить задачу на дигибридное скрещивание и решить ее. Для задачи можно использовать примеры признаков у растений, животных, а так же человека. Например, цвет глаз, волос, форма волос, наличие или отсутствие веснушек и т.д. Для работы основываться на таблицу №7 в учебнике стр.183. На дальнейших уроках по решению генетических задач мы будем использовать ваши варианты, предложения.

Приложение №1

Самостоятельная работа по генетике

Вариант 1

I. Допишите термины, соответствующие определениям:

  1. Наука, изучающая закономерности основных свойств живых организмов – наследственность и изменчивость.
  2. Преобладающий признак, подавляющий проявление рецессивного.
  3. Свойство организма передавать по наследству свои признаки и особенности развития следующему поколению.
  4. Одно из возможных структурных состояний гена.
  5. Совокупность всех признаков организма.
  6. Взаимоисключающие признаки.
  7. Зигота, содержащая разные аллели данного гена (Аа )

II.Решите задачу:

Две чёрные самки мыши скрещивались с коричневым самцом. Первая самка в нескольких помётах дала 19 чёрных и 18 коричневых потомков, а вторая – 33 чёрных. Определите генотипы родителей и потомков в обоих случаях.

Вариант 2

I.Допишите термины, соответствующие определениям:

  1. Свойство организма приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития.
  2. Участок хромосомы, в котором расположен ген.
  3. Подавляемый признак.
  4. Элементарная единица наследственности, участок молекулы ДНК, несущий информацию об одном белке, тем самым определяя развитие признака.
  5. Гены, расположенные в одинаковых локусах гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного и того же признака.
  6. Совокупность всех генов организма.
  7. Зигота, содержащая одинаковые аллели данного гена.

II.Решите задачу:

Две чёрные кошки скрещивались с белым котом. Первая кошка в нескольких помётах дала 19 чёрных и 19 белых потомков, а вторая – 30 чёрных. Определите генотипы родителей и потомков в обоих случаях.


Урок биологии в 9 классе. «_____»__________________ 20_____ г.

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

Цель. Сформировать знания о дигибридном скрещивании как методе изучения наследственности.

Образовательные: познакомить учащихся с экспериментом Г. Менделя, в результате которого был открыт закон независимого наследования признаков; раскрыть сущность третьего закона Менделя и дать его формулировку.

Развивающие: продолжить формировать умения работать с генетической символикой; решать генетические задачи, развивать умения сравнивать, анализировать и делать выводы.

Воспитательные: бережное отношение к своему здоровью.

Ход урока.

1. Орг. момент.

2. Повторение изученного материала.

Вариант 1.

___ВВ _________ ___вв _________

гаметы:_____В_________ __в_ _________

F1 ______Вв _ _____ - курчавая шерсть

Вв х вв

F 1 ВВ курчавая

вв гладкая

Вариант 2.

Допишите схему, иллюстрирующую закономерности наследования признаков, установленных Грегори Менделем при моногибридном скрещивании.

Серый цвет

Коричневый цвет

__СС ____ ____сс_ _______

гаметы:_____С _ _____с _______

F1 _________Сс _ ______ - серый цвет

Доминантная гомозигота

серый

Рецессивная гомозигота

коричневый

Гетерозигота

серый

Сс х СС

F 1 СС серый

Сс серый

Изучение новой темы .

Дигибридное скрещивание - это скрещивание по двум парам признаков.

А - желтые семена

а - зеленые семена

В - гладкие семена

в - морщинистые семена

Р: ААВВ х аавв

Р: _________ х ________

фенотип: ________________ _____________________

гаметы: _________________ ______________________

Сколько типов гамет образует родительское растение с желтыми гладкими семенами? ___1_ _____ С зелеными морщинистыми семенами?_____1_ _______

Какова вероятность (в%) появления в результате первого скрещивания растений F1 с желтыми семенами?___100 _______ С зелеными семенами?________0 _________

Сколько разных генотипов образуется среди растений первого поколения? ______1 ___

Сколько разных фенотипов образуется среди растений первого поколения? ______1 __

Сколько типов гамет образует растение первого поколения с желтыми гладкими семенами?________4_ ___________

Какова вероятность (в%) появления в результате самоопыления растений F2 с желтыми гладкими семенами?__________ С желтыми морщинистыми? ______________ С зелеными гладкими? ___________ С зелеными морщинистыми?_________________

Третий закон Менделя - закон независимого расщепления признаков: При дигибридном скрещивании расщепление по каждому признаку идет независимо от другого признака в ряду поколений; в результате среди гибридов второго поколения появляются потомки с новыми комбинациями признаков в соотношении 9:3:3:1.

Анализирующее скрещивание проводят для определения генотипа организма, для этого данный организм скрещивают с рецессивной гомозиготой.

задача . У гороха нормальный рост наследуется как доминантный признак. нормальное растение гороха скрещено с карликовым. В потомстве произошло расщепление признаков: 123 растения нормальные, 112 - карликовых. Определите генотипы родителей и потомков.

Закрепление.

Решение задач.

У овса нормальный рост доминирует над гигантизмом, а раннеспелость над позднеспелостью. Признаки наследуются независимо. Какими признаками будут обладать гибриды, полученные от скрещивания гетерозиготного растения по обоим признакам и доминантного гомозиготного по обоим признакам родителей. Каков фенотип родительских особей? Сколько разных генотипов может быть среди гибридов первого поколения?

Р: курчавая шерсть х гладкая шерсть

____________ ____________

F1 __________________________ - курчавая шерсть

Доминантная гомозигота

Рецессивная гомозигота

Гетерозигота

Гибрид F1 скрестили с рецессивной гомозиготой. Определите генотипы и фенотипы гибридов F2 .

Вариант 2.

Допишите схему, иллюстрирующую закономерности наследования признаков, установленных Грегори Менделем при моногибридном скрещивании.

Серый цвет

Коричневый цвет

Р: серый цвет х коричневый цвет

____________ ____________

гаметы:______________ ____________

F1 __________________________ - серый цвет

Доминантная гомозигота

Рецессивная гомозигота

Гетерозигота

Гибрид F1 скрестили с доминантной гомозиготой. Определите генотипы и фенотипы гибридов F2

Рабочая карта урока.

Учени ___ 9 класса _________________________________________________________________

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

Дигибридное скрещивание__________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Объект исследования: горох (стр.71-72, рис. 29)

А - желтые семена

а - зеленые семена

В - гладкие семена

в - морщинистые семена

Р: ААВВ х аавв

фенотип: ________________ _____________________

гаметы: _________________ ______________________

F1 __________________________ _______________________

Скрестим гибриды первого поколения.

Р: _________ х ________

фенотип: ________________ _____________________

гаметы: _________________ ______________________

На основании полученных результатов скрещивания, ответьте на вопросы.

Сколько типов гамет образует родительское растение с желтыми гладкими семенами? _________ С зелеными морщинистыми семенами?_____________

Какова вероятность (в%) появления в результате первого скрещивания растений F1 с желтыми семенами?__________ С зелеными семенами?_________________

Сколько разных генотипов образуется среди растений первого поколения? __________

Сколько разных фенотипов образуется среди растений первого поколения? _________

Сколько типов гамет образует растение первого поколения с желтыми гладкими семенами?

Какова вероятность (в%) появления в результате самоопыления растений F2 с желтыми гладкими семенами?__________ С желтыми морщинистыми? ______________ С зелеными главными? ___________ С зелеными морщинистыми?_________________

Сколько разных генотипов может быть среди гибридов второго поколения?________

Сколько разных фенотипов может быть среди гибридов второго поколения?________

Третий закон Менделя - ______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анализирующее скрещивание - _______________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Задача . У гороха нормальный рост наследуется как доминантный признак. Нормальное растение гороха скрещено с карликовым. В потомстве произошло расщепление признаков: 123 растения нормальные, 112 - карликовых. Определите генотипы родителей и потомков.

А) Р: нормальное х карлик

гаметы:______________ ____________

Фенотип

Б) Р: нормальное х карлик

гаметы:______________ ____________

F1 __________________________ - генотип

Фенотип

Задача. У овса нормальный рост доминирует над гигантизмом, а раннеспелость над позднеспелостью. Признаки наследуются независимо. Какими признаками будут обладать гибриды, полученные от скрещивания гетерозиготного растения по обоим признакам и доминантного гомозиготного по обоим признакам и гомозиготного по обоим признакам родителей. Каков фенотип родительских особей? Сколько разных генотипов может быть среди гибридов первого поколения?

Фенотипы родителей ___________________________________________________

Сколько разных генотипов может быть среди гибридов первого поколения?_________

Дата урок 44 10 класс

Тема:

Практические работы.

Решение генетических задач.

Цель урока:

Задачи:

Ход урока

Организационный момент

Тест

Вариант 1

а) закон расщепления;

в) правило доминирования;

а) окраске и форме семян;

б) двум парам признакам;

в) одной паре признаков;

г) форме и размерам семян.

а) гибридологическим;

б) биохимическим;

в) цитогенетическим;

г) генеалогическим.

а) сцепленного наследования;

б) расщепления;

г) правило доминирования.

а) генофондом;

б) фенотипом;

в) наследственностью;

г) генотипом.

2 Разноуровневые задания

Ген

Генетика

Гомозигота

Гетерозигота

Доминирование

Фенотип

Генотип

Рецессивный ген

Аллели

2 ученик







Это первый Менделя закон.

Или еще вариант задания

3. Подавляемый признак.

3 ученик

А) ааВВСс

Б) ААВЬсс

В) AabbCcDDee

Г) AaBbccDdEE

Задача №1

Решение. слайд №3

А – карие глаза

а – голубые глаза

Р: Аа х аа

G: А,а а

F: Аа, аа

кар гол

Объект: томат.

Признак: кожица плодов

А – гладкая

а – опушенная

Решение:

Объект: корова.

Признак: наличие рогов

D – комолые

d – рогатые

решение

1. Генетика-это наука …

4. Что такое гибридизация?

5.Что такое “ген”?

12 Что такое генотип?

13. Что такое фенотип?

3 Новая тема

1 Группа задание

Маршурутная карта

1 группа Аналитики

Сайты википедия

Решить задачу

Задача: Елизавета Борисовна решила заняться разведением фигурной тыквы с желтыми плодами, потому что Дарья Викторовна выращивала такие тыквы уже в прошлом году. Одно растение Елизавета Борисовна стянула ночью у соседки, а еще одно выпросила у Марии Петровны, которая тоже выращивала тыквы, но с белыми круглыми плодами. Поработав пчелкой-опылительницей в перерыве между сериалами, она стала ждать плодов. И они появились.

Почему Елизавета Борисовна пила валерьянку?

1 группа

Задают вопрос

О ком эти строки?

Задают группам вопросы

2. Почему именно горох…………..

Маршурутная карта

2 группа Генетики

Сайты википедия

Решить задачу

Задача: Елизавета Борисовна решила заняться разведением фигурной тыквы с желтыми плодами, потому что Дарья Викторовна выращивала такие тыквы уже в прошлом году. Одно растение Елизавета Борисовна стянула ночью у соседки, а еще одно выпросила у Марии Петровны, которая тоже выращивала тыквы, но с белыми круглыми плодами. Поработав пчелкой-опылительницей в перерыве между сериалами, она стала ждать плодов. И они появились.

Почему Елизавета Борисовна пила валерьянку?

Опыты Г.Менделя

А - желтый цвет семени.

а - зеленый цвет семени.

В - гладкое семя,

b - морщинистое семя.

Р: ААВВ х аа bb

G: АВ ab

F1: АаВb

желт, гладк.

Ответ 16

Вы правы получается

3 группа

Статисты

Сайт википедия

Почему Елизавета Борисовна пила валерьянку?

Томас Пеннат дата рождения:

ответ

AB Ab aB ab

AB AABB AABb AaBB AaBb

Ab AABb AAbb AaBb Aabb

aB AaBB AaBb aaBB aaBb

ab AaBb Aabb aaBb aabb

Закрепление

Тест


А) расщепления

Б) доминирования

В) независимого наследования

Г) сцепленного наследования


А) расщепления

Б) неполного доминирования

В) независимого наследования
Г) сцепленного наследования


А) BbAa

Б) bbAa

В) Bbaa

Г) BBAA


А) сцепленного наследования

Б) независимого наследования

Г) расщепления признаков

Ответ:

3 Г

Рефлексия

«Моя самооценка урока»

1.Понравился ли мне урок?

2.Понял ли я новую тему?

Я не работал

До свидания

Уйду молча.-

Если останется время

‹ ›

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

  • Биология

Описание:

Дата урок 44 10 класс

Тема: Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования.

Практические работы.

Решение генетических задач.

Цель урока:
Продолжить знакомство с законами наследственности. Рассмотреть, какое скрещивание называется дигибридным и выяснить сущность третьего закона Г.Менделя.

Задачи:

закрепить основные понятия генетики;

изучить особенности дигибридного скрещивания;

объяснить сущность закона независимого наследования признаков как метода изучения наследственности; раскрыть цитологические основы и статистическую природу закона независимого наследования;

продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи;

продолжить развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;

формировать навыки решения генетических задач;

прививать навыки здорового образа жизни.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, поисковый, практический.

Методы познания: анализ, сравнение, моделирование, логический.

Тип урока: изучение новой темы

Ход урока

Организационный момент

Здравствуйте, садитесь, я рада вас и наших гостей приветсвовать всех на нашем уроке. Класс поделен на 3 группы 1- аналитики, 2- генетики,3 – статисты по интересам с группы выбирите командира самостоятельно.

И начать урок хотелось с задачи

Задача: Елизавета Борисовна решила заняться разведением фигурной тыквы с желтыми плодами, потому что Дарья Викторовна выращивала такие тыквы уже в прошлом году. Одно растение Елизавета Борисовна стянула ночью у соседки, а еще одно выпросила у Марии Петровны, которая тоже выращивала тыквы, но с белыми круглыми плодами. Поработав пчелкой-опылительницей в перерыве между сериалами, она стала ждать плодов. И они появились.

Почему Елизавета Борисовна пила валерьянку?

И тема нашего урока: дигибридное скрещивание

И сегодня мы должны с вами определить так почему же пила валерьянку Елизавета Борисовна.

Чтобы решить эту задачу нам необходимо повторить тему прошлого урока.

Работаем в следующем порядке.

3 ученика с каждой группы за компьютерами отвечают на тнст

Тест

Вариант 1

1. При скрещивании двух гомозиготных организмов, различающихся по одной паре признаков, новое поколение гибридов окажется единообразным и будет похоже на одного из родителей. Это положение иллюстрирует следующий закон генетики:

а) закон расщепления;

б) закон сцепленного наследования;

в) правило доминирования;

г) закон независимого распределения генов.

2. Моногибридное скрещивание – это скрещивание родительских форм, которые различаются по:

а) окраске и форме семян;

б) двум парам признакам;

в) одной паре признаков;

г) форме и размерам семян.

3. В своей работе Г.Мендель применил метод исследования, при котором скрещивал различающиеся по определенным признакам родительские формы и прослеживал появление изучаемых признаков в ряде поколений. Этот метод исследования называется:

а) гибридологическим;

б) биохимическим;

в) цитогенетическим;

г) генеалогическим.

4. При скрещивании гибридов первого поколения между собой наблюдается расщепление: вновь появляются особи с рецессивными признаками. Это положение иллюстрирует следующий закон генетики:

а) сцепленного наследования;

б) расщепления;

в) независимого наследования, распределения генов;

г) правило доминирования.

5. Совокупность внешних и внутренних признаков организма называется:

а) генофондом;

б) фенотипом;

в) наследственностью;

г) генотипом.

2 Разноуровневые задания

3 учеников работают у доски 1 ученик в роли учителя проверяет

1 ученик Найти правельный путь

1 Наука о закономерностях наследственности и изменчивости

2 Совокупность всех генов организма –

3Совокупность всех признаков организма –

4Явление преобладания у гибридов признаков одного из родителей –

5Признак, не проявляющийся у гибридов первого поколения –

6Особи, не дающие расщепления признака в следующем поколении

7Особи, дающие расщепление признака в следующем поколении 8Наследственный фактор –

9Различные состояния гена, определяющие различные формы одного и того же признака

Ген

Генетика

Гомозигота

Гетерозигота

Доминирование

Фенотип

Генотип

Рецессивный ген

Аллели

2 ученик

Выделите допущенные ошибки и обьясните их.

Про генетику - науку о наследственности.
Трудно было, очень трудно начинать,
Столько терминов пришлось запоминать:
Генотипы, фенотипы, локусы, аллели,
Чтобы выучить все это, сил мы не жалели.
Даже ночью снились нам темные аллеи,
А по ним идут, гуляют гены и аллели.
Потихоньку все же стали понимать,
Рецессивный значит, будет подавлять,
Доминантный - значит, будет отступать.
И задачки стали лучше мы решать.
Если видим расщепление 1 к 3 (один к трём),
Это первый Менделя закон.
Ну а если в F1 нет расщепления -
Это правило единообразия первого поколения.

Или еще вариант задания

Допишите термины, соответствующие определениям:

1. Свойство организма приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития.

2. Участок хромосомы, в котором расположен ген.

3. Подавляемый признак.

4. Элементарная единица наследственности, участок молекулы ДНК, несущий информацию об одном белке, тем самым определяя развитие признака.

5. Гены, расположенные в одинаковых локусах гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного и того же признака.

6. Совокупность всех генов организма.

7. Зигота, содержащая одинаковые аллели данного гена.

3 ученик

Определи сколько доминантных и рецессивных генов в предложенных генотипах. Доминантные гены выделите красным цветом

А) ааВВСс

Б) ААВЬсс

В) AabbCcDDee

Г) AaBbccDdEE

3 ученика решают задачи у доски.

Задача №1

Голубоглазый мужчина, родители которого имели карие глаза женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза были голубые, а у матери – карие (по данному признаку она гомозиготная). От этого брака родился ребенок, глаза которого оказались карими. Каковы генотипы всех упомянутых здесь лиц?

Решение. слайд №3

А – карие глаза

а – голубые глаза

Так как у женщины отец имел голубые глаза (аа) она от него унаследовала рецессивный аллель, значит ее генотип (Аа). Мать женщины гомозиготная по признаку кареглазости, то есть ее генотип (АА)

Мужчина имеет генотип (аа) так как у него рецессивный признак – голубые глаза.

Р: Аа х аа

G: А,а а

F: Аа, аа

Кар гол

Кареглазый ребенок гетерозиготен – (Аа)

Задача 2. У томата гладкая кожица плодов доминирует над опушенной. Гомозиготная форма с гладкими плодами скрещена с растением, имеющим опушенные плоды. В F1 получили 54 растения, в F2 – 736.

Сколько типов гамет может образовывать растение с опушенными плодами?

Сколько растений F1 могут быть гомозиготными?

Сколько растений F2 могут иметь гладкие плоды?

Сколько растений F2 могут иметь опушенные плоды?

Сколько разных генотипов может образовываться в F2?

Объект: томат.

Признак: кожица плодов

А – гладкая

а – опушенная

Решение:

1. Записываем схему скрещивания. В задаче сказано, что скрещивают гомозиготное растение с гладкими семенами, значит его генотип АА, опушенного растения – аа.

2. Записываем скрещивание потомков F1.

3. Проводим анализ скрещивания. В F2 произошло расщепление: по генотипу – 1 (АА) : 2 (Аа) : 1 (аа); по фенотипу 3 (желтосеменные растения) : 1 (зеленосеменные растения).

Задача 3. От скрещивания комолого быка айширской породы с рогатым коровами в F1 получили 18 телят (все комолые), в F2 – 95. Каково количество комолых телят в F2?

Объект: корова.

Признак: наличие рогов

D – комолые

d – рогатые

решение

95 * 3/4 = 71,5 = 72 комолых телят

Ответ: 72 комолых телят в F2.

Фронтальный опрос оставшиеся ученики

1. Генетика-это наука …

2. Что такое наследственность?

(Ответ. Наследственность – это способность организмов передавать следующим поколениям свои специфические признаки и особенности развития.)

3. Каковы материальные основы наследственности?

(Ответ. Материальные основы наследственности – ДНК и РНК, ген – участок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре одного белка (это единица генетической, или наследственной, информации).)

4. Что такое гибридизация?

(Ответ. Гибридизация – это скрещивание особей с контрастными, альтернативными, признаками.)

5.Что такое “ген”?

6.Как называется место дислокации гена в хромосоме

7.Что такое неаллельные гены?

8.Какие гены называются аллельными?

(Ответ. Аллельные гены (аллели) – это разные формы одного и того же гена, расположенные в одних и тех же участках (локусах) гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного признака (окраска, рост и т.д.). Гомологичные хромосомы – это хромосомы, сходные по строению и несущие одинаковые гены.)

9. Что такое доминантные и рецессивные признаки?

(Ответ. Доминантный признак (лат. dominantus – господствующий) – признак одной из родительских особей, появляющийся у гибридов первого поколения и подавляющий признак другой родительской особи. Рецессивный признак (лат. recessus – отступление, удаление) – признак, не появляющийся у гибридов первого поколения.)

10. Какой организм называется гомозиготным? Гетерозиготным?

(Ответ. Гомозиготный организм – это организм, имеющий одинаковые аллельные гены (АА, аа – особи, не дающие расщепления в поколениях по этому признаку). Гетерозиготный организм – организм, имеющий разные аллельные гены (Аа – особи, в потомстве которых образуется расщепление по этому признаку).)

11. Каким символом мы можем обозначить гетерозиготный организм?

12 Что такое генотип?

(Ответ. Генотип – это система взаимодействующих генов организма.)

13. Что такое фенотип?

(Ответ. Фенотип – это совокупность всех признаков и свойств данного организма. Фенотип формируется под влиянием генотипа и условий внешней среды.)

3 Новая тема

1 Группа задание

Маршурутная карта

1 группа Аналитики

История происхождение опытов Г.Менделя.

Его вклад в развитие генетике.

Сайты википедия

Решить задачу

Задача: Елизавета Борисовна решила заняться разведением фигурной тыквы с желтыми плодами, потому что Дарья Викторовна выращивала такие тыквы уже в прошлом году. Одно растение Елизавета Борисовна стянула ночью у соседки, а еще одно выпросила у Марии Петровны, которая тоже выращивала тыквы, но с белыми круглыми плодами. Поработав пчелкой-опылительницей в перерыве между сериалами, она стала ждать плодов. И они появились.

Почему Елизавета Борисовна пила валерьянку?

1 группа

Задают вопрос

О ком эти строки?

«У этого господина был странный склад ума. Его почему-то тянуло к математизации своих наблюдений и к выведению закономерностей не из описания конкретного наблюдаемого процесса, а из абстрактных математических выкладок.

(Ответ грегор мендель портрет на доске)

Грегор Мендель (Грегор Иоганн Мендель) родился 22 июля 1822, Xейнцендорф, Австро-Венгрия, ныне Гинчице. Скончался 6 января 1884, Брюнн, ныне Брно, Чешская Республика.- австрийский естествоиспытатель, ученый-ботаник и религиозный деятель, монах, основоположник учения о наследственности (менделизм). С 1856 Грегор Мендель начал проводить в монастырском садике (шириной в 7 и длиной в 35 метров) хорошо продуманные обширные опыты по скрещиванию растений (прежде всего среди тщательно отобранных сортов гороха) и выяснению закономерностей наследования признаков в потомстве гибридов.

Мендель изучал, как наследуются отдельные признаки.

Мендель выбрал из всех признаков только альтернативные - такие, которые имели у его сортов два чётко различающихся варианта (семена либо гладкие, либо морщинистые; промежуточных вариантов не бывает). Такое сознательное сужение задачи исследования позволило чётко установить общие закономерности наследования.

Мендель спланировал и провёл масштабный эксперимент. Им было получено от семеноводческих фирм 34 сорта гороха, из которых он отобрал 22 «чистых» (не дающих расщепления по изучаемым признакам при самоопылении) сорта. Затем он проводил искусственную гибридизацию сортов, а полученные гибриды скрещивал между собой. Он изучил наследование семи признаков, изучив в общей сложности около 20 000 гибридов второго поколения. Эксперимент облегчался удачным выбором объекта: горох в норме - самоопылитель, но легко проводить искусственную гибридизацию.

Мендель одним из первых в биологии использовал точные количественные методы для анализа данных. На основе знания теории вероятностей он понял необходимость анализа большого числа скрещиваний для устранения роли случайных отклонений.

Применив статистические методы для анализа результатов по гибридизации сортов гороха сформулировал закономерности наследственности.

В 1863 он закончил эксперименты и в 1865 на двух заседаниях Брюннского общества естествоиспытателей доложил результаты своей работы. В 1866 в трудах общества вышла его статья «Опыты над растительными гибридами», которая заложила основы генетики как самостоятельной науки. Это редкий в истории знаний случай, когда одна статья знаменует собой рождение новой научной дисциплины.

На развитие генетики оказали влияние и другие естественные науки

Биология – учение Ч. Дарвина и клеточная теория.

Физика - идея элементарности, атомарности, дискретности.

Статистика - раздел математики.

Задают группам вопросы

1. Горошины с каким фенотипом были взяты Г. Менделем для опыта?

2. Почему именно горох…………..

3. Какие рассчеты использовались при постановке опыта

4.От чего зависит успех работы ответ 2 группа

5 .Какой результат получил Мендель

Маршурутная карта

2 группа Генетики

Дать определение 3 закону Менделя раскрыть его сущность

Объяснить решение задачи с горохом до гибридов 1 поколения.

Сайты википедия

Решить задачу

Задача: Елизавета Борисовна решила заняться разведением фигурной тыквы с желтыми плодами, потому что Дарья Викторовна выращивала такие тыквы уже в прошлом году. Одно растение Елизавета Борисовна стянула ночью у соседки, а еще одно выпросила у Марии Петровны, которая тоже выращивала тыквы, но с белыми круглыми плодами. Поработав пчелкой-опылительницей в перерыве между сериалами, она стала ждать плодов. И они появились.

Почему Елизавета Борисовна пила валерьянку?

отвеч 2 группа а о результатах мы вам детально сейчас расскажем

Совокупность генов лежащих в одной хромосоме, называется группой сцепления.

Скрещивание особей, у которых учитываются отличие друг от друга по двум признакам, называется дигибридное. Например, у гороха: 1 признак - цвет семени, 2 признак - форма семени.

Если родительские особи отличаются по трем признакам – тригибридным и т.д. В общем случае скрещивание особей отличающихся по многим признакам, называется полигибридным.

Закон независимого наследования (третий закон Менделя) - при скрещивании двух особей, отличающихся друг от друга по двум (и более) парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всех возможных сочетаниях (как и при моногибридном скрещивании). мендель взял горох который отличался по двум парам признаков, это цвет и признак желтый зеленый морщинистый гладкий горох напомним еще раз что он самоопыляемые

Запишим условие задачи буквенным выражением показывают на одном примере дальше записывают сами проверяют

Опыты Г.Менделя

Для дигибридного скрещивания Мендель брал гомозиготные растения гороха, отличающиеся по окраске и форме семян.

Вспомните, какая окраска и форма семян являются доминантными у растения гороха? (желтая окраска, гладкая форма доминирует)

Скрещивая растения с желтыми и гладкими семенами с растением с зелеными и морщинистыми семенами, Мендель получил единообразное гибридное поколение F1.

Назовите, каким будет фенотип и генотип поколения F1?

В результате скрещивания чистых линий гибриды F1 все одинаковы и похожи на одного из родителей.

Какой закон соблюдается при дигибридном скрещивании чистых линий? Как определить количество гамет?

Исходными формами для скрещивания были взяты, с одной стороны, горох с желтыми и гладкими семенами, с другой - горох с зелеными и морщинистыми.

Если для скрещивания взяты гомозиготные формы, то все потомство в первом поколении гибридов будет обладать желтыми гладкими семенами - проявится правило единообразия.или первый закон менделя Следовательно, в первой паре генов доминантной окажется желтая окраска, рецессивной - зеленая (А-а). Во второй паре генов (обозначим их В-Ь) гладкая форма семян доминирует над мор¬щинистой.

Не забываем о составлении написании ген таблице

А - желтый цвет семени.

а - зеленый цвет семени.

В - гладкое семя,

b - морщинистое семя.

Р: ААВВ х аа bb

G: АВ ab

F1: АаВb

Желт, гладк.

Этот гибрид гетерозиготен по двум парам аллелей - дигетерозиготен, но так как у него присутствуют гены А и В, то по фенотипу он сходен с одним из родителей.

задача будет на слайде показать запись и объяснить своими словами

Записываем условие задачи при скрещивании гибридов 2 поколения

Попробуйте 1 и 3 группа сами записать гаметы ………..

Задаете вопрос: А вы можете сейчас определить гибриды и как вы думаете, сколько вариантов должно получиться

Ответ 16

Вы правы получается

Во втором поколении наблюдалось расщепление фенотипов по формуле 9:3:3:1, то есть 9:16 были желтыми горошинами морщинистыми, 3:16 с желтыми гладкими горошинами, 3:16 с и зелёными морщинистыми горошинами, 1:16 с и зелёными гладкими горошинами

А вот как решить эту задачу и не запутаться в правильности определения гибридов нам поможет 3 группа

3 группа

Статисты

История озникновения решетки Пеннета

Научить пльзоваться решеткой при решении задач

Сайт википедия

Решить задачу Задача: Елизавета Борисовна решила заняться разведением фигурной тыквы с желтыми плодами, потому что Дарья Викторовна выращивала такие тыквы уже в прошлом году. Одно растение Елизавета Борисовна стянула ночью у соседки, а еще одно выпросила у Марии Петровны, которая тоже выращивала тыквы, но с белыми круглыми плодами. Поработав пчелкой-опылительницей в перерыве между сериалами, она стала ждать плодов. И они появились.

Почему Елизавета Борисовна пила валерьянку?

Томас Пеннат дата рождения:

14 июня 1726 В 1922 году ему была вручена медаль Дарвина. Его имя носит двумерная таблица для определения сочетаемости аллелей - решётка Паннета.

Решётка Пеннета, или решётка Паннета - 2D-таблица, предложенная в качестве инструмента, представляющего собой графическую запись для определения сочетаемости аллелей из родительских генотипов. Вдоль одной стороны квадрата расположены женские гаметы, вдоль другой - мужские. Это позволяет легче и нагляднее представить генотипы, получаемые при скрещивании родительских гамет.

Показывают на интер доске и записывают гаметы от 2 группы

Следующий пример иллюстрирует дигибридное скрещивание между гетерозиготными растениями гороха. A представляет доминирующую аллель по признаку формы (круглый горох), a - рецессивную аллель (морщинистый горох). B представляет доминирующую аллель по признаку цвета (жёлтый горох), b - рецессивную аллель (зелёный). Если каждое растение имеет генотип AaBb, то, поскольку аллели по признаку формы и цвета независимы, может быть четыре типа гамет при всех возможных сочетаниях: AB, Ab, aB и ab.

И попросить группы 1 и 2 заполнить, потом нажать и проверить.

ответ

AB Ab aB ab

AB AABB AABb AaBB AaBb

Ab AABb AAbb AaBb Aabb

aB AaBB AaBb aaBB aaBb

ab AaBb Aabb aaBb aabb

Получается 9 круглых жёлтых горошин, 3 круглых зелёных, 3 морщинистых жёлтых, 1 морщинистая зелёная горошина. Фенотипы в дигибридном скрещивании сочетаются в соотношении 9:3:3:1.

Существует еще и Древовидный метод

Существует и альтернативный, древоидный метод, но он не отображает генотипы гамет верно: показать на слайде

Его выгодно использовать при скрещивании гомозиготных организмов:

Вывод поэтому мы будем пользоваться для решения задач при определении генотипов и фенотипов гибридов всех поколений решеткой пиннета.

Хорошо, а теперь мы можем с вами ответить на вопрос, почему же пила валерьянку Елизавета Борисовна решаем задачу решение на слайде уч-ся проверяют и делают выводы.

Закрепление

Тест

1Появление всего потомства с одинаковым фенотипом и одинаковым генотипом свидетельствует о проявлении закона
А) расщепления

Б) доминирования

В) независимого наследования

Г) сцепленного наследования

2 Получение в первом поколении гибридного потомства с одинаковым фенотипом и генотипом, но отличающегося от фенотипа родительских форм, свидетельствует о проявлении закона
А) расщепления

Б) неполного доминирования

В) независимого наследования
Г) сцепленного наследования

3 При скрещивании гомозиготных растений томата с круглыми жёлтыми плодами и с грушевидными красными плодами (красный цвет А доминирует над жёлтым а, круглая форма В над грушевидной b), получится потомство с генотипом
А) BbAa

Б) bbAa

В) Bbaa

Г) BBAA

4Если при скрещивании двух гомозиготных организмов во втором поколении у 1/4 потомства обнаружится рецессивный признак, значит проявился закон
А) сцепленного наследования

Б) независимого наследования

В) промежуточного характера наследования

Г) расщепления признаков

5 При самоопылении красноплодного томата в его потомстве могут появиться растения с желтыми плодами, что свидетельствует о
А) гетерозиготности родительского растения

Б) наличии у гибридов доминантных аллелей

В) гомозиготности родительского растения

Г) проявлении сцепления генов

Ответ:

3 Г

Командиры групп подводят итог урока, делают вывод и регламентируют сами выставленные и откоректированные оценки каждому уч-ся.

Рефлексия

«Моя самооценка урока»

1.Понравился ли мне урок?

2.Понял ли я новую тему?

3.Какова была моя активность на уроке? Я работал активно

Я не работал

4. Уходя с урока я бы сказал учителю:

До свидания

До свидания. Спасибо за урок.

Уйду молча.-

Домашнее задание каждому ученику самостоятельно дома решить задачу(раздаются индивидуально). Чит пар 39.

Если останется время

Решение задач на закреплениеи 157, 2, 4, 5

Найдите верные и неверные утверждения (да – 1, нет – 0)

Доминантный ген – преобладаемый

Доминантная гомозигота обозначается АА

При решении задач родители обозначаются F

Первый закон Менделя – закон единообразия

Неполное доминирование наблюдается тогда, когда доминантный ген не полностью подавляет рецессивный, и появляется промежуточный признак

Горбункова Т.Ю.

ТЕМА: Дигибридное скрещивание.

Дидактическая цель урока: создать условия для:

Осознания и осмысления блока новой учебной информации,

Формирования биологической грамотности учащихся.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать знания о дигибридном скрещивании как методе изучения наследственности, используя дополнительный электронный ресурс (электронный учебник);

Воспитательные: продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения;

продолжить работу над повышением стремления к самоактуализации;

способствовать воспитанию культуры общения.

Развивающие: продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений:

систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи;

продолжить развитие учебно-познавательных умений: составлять и высказывать тезисы, пользоваться предметным языком;

продолжить развитие поисково-информационных умений: работа с электронными средствами информации;

продолжить развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

Тип урока:

комбинированный: проверка знаний, изучение и закрепление нового материала.

Методы и технологии:

иллюстративно-словесный, частично-поисковый, проблемные ситуации, работа с компьютером.

Познавательные процессы:

внимание, память, воображение, мышление – инструменты для переработки учебной информации

Каналы общения: диалог, аудиовизуальный, компьютер – ученик – учитель.

Оборудование: таблицы «Законы Менделя», презентация к уроку.

1 этап: актуализация знаний. проверка знаний.

    Что изучает генетика?

    Дать определение доминантным и рецессивным признакам?

    Какое скрещивание называют моногибридным?

    Проблема! Как называется скрещивание, если используются организмы, отличающиеся по двум парам признаков? (Озвучивание темы урока)

    Основоположником генетики является… (Иоганн Грегор Мендель).

(сообщение приложение 1)

2). Р АА x аа

F 1 Аа черная, 100%

3). Закон единообразия гибридов 1 поколения

1). Доминирует черная окраска шерсти

2). Р Аа x Аа

F1 АА; Аа; Аа; аа

Генотип 1 2 1

75% черная 25% белая

3). Проявляется закон расщепления (II Закон Менделя)

1). Доминантным признаком у кроликов является мохнатая форма шерсти (А)

2). Генотипы (Р – «пирента») родителей аа АА

Генотипы F1 Аа – 100%

Генотипы F2 Аа Аа Аа аа

2 этап: Вызов.

Как проявляется наследование признаков, если скрещивание происходит по двум отличающимся признакам. (Изучение темы)

Учитель: в природе организмы отличаются друг от друга по многим признакам, за исключением растений развивающихся в результате самоопыления, а также однояйцевые близнецы человека и животных.

Скрещивание особей, отличающихся друг от друга по двум признакам, называется дигибридным.

Горох – самоопыляющееся растение, цветки гороха защищены от попадания чужой пыльцы. Г.Мендель проводил искусственное опыление.

Гибриды вполне плодовиты, поэтому можно следить за ходом наследования признаков в ряду нескольких поколений. Чтобы добиться максимальной чистоты опытов, Мендель избрал для анализа семь пар четко различающихся, контрастирующих признаков:

1. форма семян

2. окраска семян

3. окраска кожуры семян

4. форма бобов

5. окраска незрелого плода

6. распределение цветков

7. длина стебля

Исследуем скрещивание чистых линий гороха, различающихся по двум признакам: цвету семян (желтые или зелёные) и их форме (гладкие или морщинистые).

Одна пара генов Аа отвечает за цвет семян, при этом желтая окраска горошин (А) доминирует над зелёной (а), а их гладкая форма (В) – над морщинистой (в).

По закону единообразия гибридов первого поколения семена гороха в F 1 были желтыми и гладкими.

Для того, чтобы было легче понять как будет проходить комбинация признаков при скрещивании двух гибридов из первого поколения, американский исследователь Дженеральд Пеннет предложил заносить результаты опыта в таблицу, которую назвали решеткой Пеннета.

Опыты Г.Менделя

Для дигибридного скрещивания Мендель брал гомозиготные растения гороха, отличающиеся по окраске и форме семян. Грегор Мендель использовал растение гороха, которые отличались по двум парам признаков – горох с желтыми гладкими и с зелеными морщинистыми семенами.

Все гибриды первого поколения имели семена желтые и гладкие – о чем говорит этот факт? (В первом поколении при полном доминировании все поколение одинаково и проявляется доминантный признак )

Да такой результат скрещивания показывает, что желтый цвет горошин доминирует над зеленым, а гладкая форма семян над морщинистой.

Второе поколение было получено в результате самоопыления. И оно имело следующие фенотипы:

гладкие, желтые
морщинистые, желтые
гладкие, зеленые
морщинистые, зеленые

Вспомните, какая окраска и форма семян являются доминантными у растения гороха? (желтая окраска, гладкая форма доминирует ). Скрещивая растения с желтыми и гладкими семенами с растением с зелеными и морщинистыми семенами, Мендель получил единообразное гибридное поколение F 1 .

Назовите, каким будет фенотип и генотип поколения F 1 ? В результате скрещивания чистых линий гибриды F 1 все одинаковы и похожи на одного из родителей.

Какой закон соблюдается при дигибридном скрещивании чистых линий? Как определить количество гамет? Исходными формами для скрещивания были взяты, с одной стороны, горох с желтыми и гладкими семенами, с другой - горох с зелеными и морщинистыми.

Если для скрещивания взяты гомозиготные формы, то все потомство в первом поколении гибридов будет обладать желтыми гладкими семенами - проявится правило единообразия. Следовательно, в первой паре генов доминантной окажется желтая окраска, рецессивной - зеленая (А-а). Во второй паре генов (обозначим их В-Ь) гладкая форма семян доминирует над мор­щинистой. Во втором поколении гибридов (F2 ) было обнаружено расщепление. Мендель подсчитал, что желтых гладких семян оказалось 315, желтых морщинистых – 101, зеленых гладких – 108, зеленых морщинистых – 32. Проанализировав характер расщепления, Мендель сделал вывод, что при скрещивании особей, гетерозиготных по двум признакам, т. е. дигетерозиготных гибридов первого поколения, в F 2 проявляется расщепление в отношении 9: 3: 3: 1. Девять частей приходится на желтые гладкие семена, три части – на желтые морщинистые, три – на зеленые гладкие и одна часть – на зеленые морщинистые. Г. Мендель обратил внимание на то, что в F 2 появились не только признаки исходных форм, но и новые комбинации: желтые морщинистые и зеленые гладкие.

А - желтый цвет семени.

а - зеленый цвет семени.

В - гладкое семя,

b - морщинистое семя.

Р: ААВВ х аа bb

F1: Аа Вb желт, гладк.

На основании этого Мендель сформулировал свой третий закон (слайд 3) или закон независимого расщепления признаков (под запись):

При дигибридном скрещивании у гибридов каждая пара признаков наследуется независимо от других и дает расщепление 3:1, образуя при этом четыре фенотипические группы, характеризующиеся отношением 9: 3: 3: 1 (при этом образуется девять генотипических групп – 1: 2: 2: 1: 4: 1: 2: 2: 1

Мендель сделал вывод, что форма семян наследуется независимо от окраски. Объяснение этого заключается в том, что каждая пара аллельных генов распределяется у гибридов независимо друг от друга, т. е. аллели из различных пар могут комбинироваться в любых сочетаниях (слайд 4).

Таким образом, у гетерозиготной особи образуются четыре возможные комбинации генов в гаметах: AB, Ab, aB, ab. Всех гамет образуется поровну, по 25%. Естественно, что при скрещивании этих гетерозиготных особей любая из четырех типов гамет одной родительской особи может быть оплодотворена любой из четырех типов гамет, образованных другой родительской особью, т. е. возможно 16 комбинаций.

Используя решетку Пеннета (она названа по имени ученого, предложившего удобную форму записи), рассмотрим все возможные сочетания гамет при образовании генотипов гибридов второго поколения F2 (слайд 5).

При подсчете фенотипов, записанных на решетке Пеннета, оказывается, что у гибридов F2 произошло расщепление по фенотипу в отношении 9: 3: 3: 1. Если подсчитать полученные особи по каждому признаку (отдельно по окраске и отдельно по форме), то результат окажется 12 + 4, т. е. такой же, как при моногибридном скрещивании – в отношении 3: 1 (слайд 6, 7).

Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9: 3: 3: 1, то исходные (данные) особи были дигетерозиготными. (слайд 8)

Итогом проведенной Г. Менделем работы стал закон независимого комбинирования признаков (независимого наследования ) (под запись):

При дигибридном скрещивании расщепление по каждой паре признаков у гибридов второго поколения идет независимо от других пар признаков и равно 3: 1, как при моногибридном скрещивании. (слайд 9)

В XX в. генетики установили, что закон независимого комбинирования признаков справедлив только для тех случаев, когда гены, отвечающие за развитие непарных признаков (например, окраска и форма семян у гороха), находятся в разных негомологичных хромосомах

3этап. Осмысление новой учебной информации.

РЕШИМ ЗАДАЧИ:
1. У человека нормальный обмен углеводов доминирует над рецессивным геном, ответственным за развитие сахарного диабета. Дочь здоровых родителей больна. Определите, может ли в этой семье родиться здоровый ребенок и какова вероятность этого события?

2. У людей карий цвет глаз доминирует над голубым. Способность лучше владеть правой рукой доминирует над леворукостью, гены обоих признаков находятся в разных хромосомах. Кареглазый правша женится на голубоглазой левше. Какое потомство следует ожидать в этой паре?

Решим задачу:

Имеются чёрные длинношерстные кошки и сиамские короткошерстные. И те, и другие гомозиготны по длине шерсти и окраске. Известно, что короткошерстность и чёрный цвет-доминантные признаки. Определите генотип родителей, фенотип и генотип потомства.

Решение: пусть А-чёрный окрас, В-короткая шерсть, а-сиамский окрас, в- длинная шерсть.

Фенотипы родителей

Чёрные дл-ш Сиамские к-ш

Генотипы родителей

ААвв х ааВВ

Гаметы

Генотип потомства

АаВв

Фенотип потомства

чёрные короткошерстные

Постепенно все же стали понимать,
Доминантный значит, будет подавлять,
Рецессивный – значит, будет отступать.
И задачки стали лучше мы решать.
Т.к. все патологические признаки
Находятся состоянии рецессивном
И на уроках и в жизни должны вы быть
активны
Прошу не сомневайтесь
Вы в своем таланте
Пусть в вашей жизни-
Все будет в доминанте… (слайд 14)

7.Домашнее задание

1) У кроликов черная окраска меха доминирует над белой окраской. Рецессивным признаком является гладкий мех. Какое потомство будет получено при скрещивании черного мохнатого кролика, дигетерозиготного по обоим признакам, с черной гладкой крольчихой, гетерозиготной по первому признаку?

2) При скрещивании черного петуха без хохла с бурой хохлатой курицей все потомство оказалось черным и хохлатым. Определите генотипы родителей и потомства. Какие признаки являются доминантными? Какой процент бурых без хохла цыплят получится в результате скрещивания гибридов во втором поколении?

3) Отец с курчавыми волосами (доминантный признак) и без веснушек и мать с прямыми волосами и с веснушками доминантный признак) имеют троих детей. Все дети имеют веснушки и курчавые волосы. Каковы генотипы родителей и детей?

Приложение 1

Иоганн Грегор Мендель- основоположник науки генетики.

Иоганн Мендель родился 20 июля 1822 года в крестьянской семье Антона и Розины Мендель в маленьком сельском городке Хейнцендорф (Австрийская империя , позже Австро-Венгрия , теперь Гинчице (часть села Вражне) у Нового Йичина , Чехия ). Дата 22 июля, которая нередко приводится в литературе как дата его рождения, на самом деле является датой его крещения .

Помимо Иоганна в семье были две дочери (старшая и младшая сестры). Интерес к природе он начал проявлять рано, уже мальчишкой работая садовником. Проучившись два года в философских классах института Ольмюца (в настоящее время Оломоуц , Чехия), в 1843 он постригся в монахи Августинского монастыря Святого Фомы в Брюнне (ныне Брно , Чехия) и взял имя Грегор. С 1844 по 1848 год учился в Брюннском богословском институте. В 1847 году стал священником. Самостоятельно изучал множество наук, заменял отсутствующих преподавателей греческого языка и математики в одной из школ. Сдавая экзамен на звание преподавателя, получил, как ни странно, неудовлетворительные оценки по биологии и геологии . В 1849-1851 годах преподавал в Зноймской гимназии математику, латинский и греческий языки . В период 1851-53 годов, благодаря настоятелю, обучался естественной истории в Венском университете , в том числе под руководством Унгера - одного из первых цитологов мира.

Будучи в Вене, Мендель заинтересовался процессом гибридизации растений и, в частности, разными типами гибридных потомков и их статистическими соотношениями.

В 1854 году Мендель получил место преподавателя физики и естественной истории в Высшей реальной школе в Брюнне, не будучи дипломированным специалистом. Ещё две попытки сдать экзамен по биологии в 1856 году окончились провалом, и Мендель оставался по-прежнему монахом, а позже - аббатом Августинского монастыря.

Вдохновившись изучением изменений признаков растений, с 1856 по 1863 год стал проводить опыты на горохе в экспериментальном монастырском саду и сформулировал законы, объясняющие механизм наследования, известные нам как «Законы Менделя ».

8 марта 1865 года Мендель доложил результаты своих опытов брюннскому Обществу естествоиспытателей, которое в конце следующего года опубликовало конспект его доклада в очередном томе «Трудов Общества…» под названием «Опыты над растительными гибридами». Этот том попал в 120 библиотек университетов мира. Мендель заказал 40 отдельных оттисков своей работы, почти все из которых разослал крупным исследователям-ботаникам. Но работа не вызвала интереса у современников.

Мендель сделал открытие чрезвычайной важности, и сам сначала был, по-видимому, в этом убеждён. Но потом он предпринял ряд попыток подтвердить это открытие на других биологических видах, и с этой целью провёл серию опытов по скрещиванию разновидностей ястребинки - растения семейства Астровые , затем - по скрещиванию разновидностей пчёл . В обоих случаях его ждало трагическое разочарование: результаты, полученные им на горохе, на других видах не подтверждались. Причина была в том, что механизмы оплодотворения и ястребинки, и пчёл, имели особенности, о которых в то время науке ещё не было известно (размножение при помощи партеногенеза ), а методами скрещивания, которыми пользовался Мендель в своих опытах, эти особенности не учитывались. В конце концов великий учёный сам разуверился в том, что совершил открытие.

В 1868 году Мендель был избран настоятелем монастыря и больше биологическими исследованиями не занимался. Только в начале XX века, с развитием представлений о генах , была осознана вся важность сделанных им выводов (после того, как ряд других учёных, независимо друг от друга, заново открыли уже выведенные Менделем законы наследования).

Мендель умер 6 января 1884 года и не был признан своими современниками. На его могиле установлена плита с надписью «Мое время ещё придёт!».

На окраине Брно в августинском монастыре установлена мемориальная доска и памятник возле палисадника. В музее Менделя имеются его рукописи, документы и рисунки. Также есть различные инструменты, например, старинный микроскоп и другие инструменты, которые учёный использовал в работе.