Что такое соционические функции. Аспекты и функции

Оригинал взят у a_chernik в Соционические функции.

В завершение соционической теории в нашем сообществе, будет освещена еще одна основополагающая тема – модель «А».
Но для этого нам будет необходимо ознакомиться с некоторыми базовыми понятыми соционики - понятием информационного поля, информационных аспектов и функций соционики. Сегодня мы попытаемся разобраться какие же функции "живут у нас в голове".

И так, что такое информационное поле?

Информационное поле - это совокупность всех сигналов, воспринимаемых человеком из окружающего, и внутреннего мира.
Надо понимать, что здесь имеется в виду не только восприятие факта как такового, но и то, например, какие этот факт вызывает ощущения; дает ли энергию, или забирает; имеет ли связь с уже известными фактами, или это отдельно взятый факт. То есть вся совокупность ощущений, чувств, мыслей и эмоций: факты, жесты, интонация, настроение и прочее.

Что такое аспекты?

Аспект - это часть информационного поля несущая в себе какой-то один определенный сорт информации, объединенной общим признаком.
С точки зрения соционики информационное поле делится на восемь частей, или аспектов. Человек, хотя и воспринимает информацию целиком, несознательно разделяет ее на аспекты. И аспекты эти, разными людьми будут восприниматься в разных пропорциях.

Мне кажется красивым и символичным для нашего сообщества, сравнение информационного поля с радугой, а аспектов - с ее цветами; или со светом и его спектром. У «цветов» есть что-то общее - грани соприкосновения с соседними «цветами». Так же и между разными аспектами резких переходов нет, один плавно перетекает в другой, но в тоже время каждый "цвет" сам по себе. У каждого человека есть «свой любимый цвет».

Мы с вами уже знакомы с такими понятиями как: сенсорика, интуиция, этика и логика.
Если разделить каждый из этих аспектов еще пополам, на интровертный и экстравертныей, то у нас как раз и получится 8 соционических аспектов.

Так как в ЖЖ неудобно вставлять принятые в соционике значки далее по тексту будет использоваться последняя колонка обозначений.

Наконец, что же такое функции?

Соционическая функция – это инструмент психики, при помощи которого человек воспринимает информацию. Каждая функция отвечает за восприятие одного определенного, своего аспекта информации.
Их название и обозначение полностью совпадает с обозначением аспектов показанных выше. Каждая функция берет название от аспекта который она воспринимает. Надо заметить, что не все соцоиники принимают подобное разделение. Некоторые считают, что выделение аспектов в отдельную категорию выносит соционику в область философии. И считают что аспекты и функции это одно и то же.
Психика одного отдельного человека включает в себя все 8 функций. Но эти функции различаются между собой по объему, или способности воспринимать информацию. В зависимости от этого объема их располагают в некой определенной последовательности. Такая последовательность, собственно, и есть модель «А», о которой мы будем говорить в следующем посте.

Сегодня же нашей целью будет разобраться, как влияет та или иная функция на наши мысли и помыслы.

И так, как мы знаем, всего функций 8. Для начала рассмотрим за восприятие каких физических явлений и понятий отвечает каждая из них.

Ч.Л. Работа. Движение объектов, направление движение. Траектория движения. Скорость.
Б.Л. Расстояние между объектами в пространстве. Координаты.
Ч.Э. Внутренняя энергия объекта. Температура объекта. Напряжённость. Внутренние химические реакции. Перемещение зарядов (диссоциация).
Б.Э. Сила тяготения. Притяжение или отталкивание. Сила притяжения или отталкивания между объектами, влияние на расстоянии.
Ч.С. Кинетическая энергия объекта. Сила воздействия. Форма объекта, масса. Заряд объекта.
Б.С. Пространство. Местоположение в пространстве. Объем.
Ч.И. Потенциальная энергия объекта. Внутренняя структура объекта. Плотность.
Б.И. Время. Продолжительность процесса. Периодичность. Скорость.

Б.И. самая сильная функция Бальзака. Здесь иллюстрируется прогноз развития события во времени и забота о "последствиях".

У Есенина одно из выражений Б.И. - мечтательность о будущем времени.

Как это отражается в быту и на социальных отношениях.

1 уровень - касается неодушевленных объектов
2 уровень - содержит характеристики, касающиеся личности
3 уровень - дает социальные формы проявления аспектов

Ч.Л.
- внешние проявления процесса, движение, перемещение в пространстве;
- действие, факты, поступки, способ действия, способ решения; работа (работоспособность), профессиональная подготовка, инструкция по использованию, методика, технология (в том числе программа действий), целесообразность действия;
- деятельность: человека, организации, общественная деятельность; закономерности внешнего мира, события, объективная информация и факты о событиях; общественные процессы; правила в поведении, законодательство (например, административное право).

Б.Л.
- расположение объектов относительно друг друга: расстояние между объектами, место других объектов, объективные отношения между объектами; система, как целостная сумма расстояний; приоритет – главенство одного объекта над другим, сравнение параметров объектов, порядок, как последовательное расположение;
- суждение (пространство суждений), сравнивание, сопоставление, рассуждение, установление логических связей, измерение, установление главного или приоритета, определение значимости или места; логичность – алогичность суждений; вклад человека в общее дело;
- дистанция между людьми: иерархия, субординация, социальная территория; авторитет, уважение, признание, должность, положение;
принадлежность: к организации, к социальным кругам, право собственности, авторство и пр.
система объективно-закономерных взаимоотношений в обществе.

Ч.Э.
- содержание процесса (внутренние скрытое от глаз проявления), его интенсивность: внутренняя динамика объекта, его возбуждённость, звуки;
- эмоциональное состояние, настроение, возбужденность, подавленность, грусть, радость, гнев, печаль, увлечения, интересы;
- внутренние процессы в обществе, интересы общества и коллектива, стихийные движения, успех деятельности, соответствие настроений, адекватность эмоционального состояния ситуации; этические нормы поведения.

Здесь демонстрируется Ч.Э. в связке с Б.И. Эмоции + прогноз развития события во времени.


Показана связка Ч.Э. и Б.С. получение положительных эмоций через удовлетворение сенсорных, физических "потребностей".

Б.Э.
- чувства, как силы притяжения и отталкивания;
- все оттенки человеческих отношений - любовь, ненависть, неприязнь, презрение, дружба и т.д.;
- этические нормы отношений, мораль.

Ч.С.
- форма, масса, цвет, размеры предмета, колорит, ценность; эстетические характеристики объекта: красота, элегантность, изящество, уродливость и пр.;
- внешний вид человека: одежда, телосложение, физическая сила, мобилизованность, нацеленность, воля, богатство проявлений;
- власть, материальное благосостояние, ценности, деньги, имущество.

Б.С.
- место предмета в пространстве, ощущения, возникающие при соприкосновении с предметным миром: тепло-холодно, мягко-жестко, вкусно-невкусно и т.д.;
- комфорт, самочувствие и здоровье человека, его: чистоплотность, бодрость-усталость, голод, жажда, боль; физическое удовольствие, секс;
- место, занимаемое человеком; территория, помещение: квартира, дом, место проживания; размещение предметов в пространстве.

Ч.И.
- внутреннее устройство, содержание, назначение;
- способность человека, внутренние качества, характер;
- перспективность человека, идей, различных коллективов и их деятельность; перспективность производства, новых изделий, новых технологий и пр., оценка сложившейся ситуации и её перспективы.

Б.И.
- время, длительность, периодичность, ритмичность, темп, долговечность;
- состояния: ожидания, страха, тревоги, надежды, увлеченности, внутренняя гармония; судьба человека, история жизни, возраст; направленность человека;
- динамика ситуации (законченность-незаконченность и пр.), момент в ситуации; внутренние состояние группы, коллектива, общества; история, хронология.

Какими способностями и психическими особенностями будет обладать человек по каждой из функций.

Ч.Л. – Способность сосредоточить внимание на движении объектов в пространстве.
Восприятие окружающего мира, людей, себя через поступки, оценка их рациональности.
Способность к анализу фактов, поступков, процессов.
Умение различать логичные и нелогичные поступки, оценивать их целесообразность.
Способность искать и ставить цели по отношению к деятельности. Оптимизация деятельности.
Стремление к накоплению информации о фактах и закономерностях.
Умение выбрать способ противостояния внешнему воздействию. Концентрация внимания на изменениях.

Б.Л. – Восприятие мира, через соотношения различных объектов друг с другом, их сравнение, выбор главного.
Способность к логическому мышлению: устанавливать логические связи, определять соотношения, анализировать.
Способность классифицировать всевозможные объекты, упорядочивать окружающий мир (систематизация окружающего мира).
Происходит оценка любой информации по тому, насколько она укладывается в различные системы (например, насколько информация соответствует собственной системе истин).
Умение искать и ставить цели в отношении к концепциям и системам.
Восприятие пространства, как системы расстояний. Восприятие своего места в социуме.

У Максима одно из выражений Б.Л. - это стремление все упорядочить.

Здесь демонстрируется связка Б.Л. с Ч.И. Желание все объяснить логически (формула) + оригинальная идея объяснения в любви.

Ч.Э. – Существование в мире эмоций.
Восприятие и оценка окружающего мира, через эмоции. Умение различать положительные и отрицательные эмоции, их оттенки.
Стремление к положительным эмоциям, к хорошему настроению.
Пребывание в эмоциональных состояниях: радость или печаль, драматизм или комизм.
Энтузиазм, впечатлительность, эмоциональный комфорт. Переживания. Страсти.
Умение искать и ставить цели в отношении эмоциональных явлений в жизни.
Восприятие звуков, как характеристики различных эмоциональных состояний и интенсивности процессов.

Б.Э. – Внимание обращено на силу притяжения между объектами.
Существование в среде чувств, отношений, симпатий и антипатий.
Восприятие окружающего мира через те чувства, которые он вызывает.
Способность различать отношения и улавливать их оттенки.
Переживание различных отношений: любовь – ненависть, симпатия – антипатия, расположение – неприязнь, восхищение и др. Стремление к ярким чувствам, разнообразию отношений. Страстность в отношениях.
Потребность искать и ставить цели в связи с отношениями с окружающими.
Способность вызывать симпатию.

Связка Б.Э. и Ч.С. Призыв вести себя порядочно + угроза силового решения вопроса.

Связка Б.Э. и Ч.И. Призыв вести себя порядочно + предупреждение о возможности "неприятных последствий".

Ч.С. – Способность концентрировать внимание на внешних качествах объекта, легко схватывая их внешние качества и отмечая детали.
Восприятие внешних форм, оценка эстетики объекта и наслаждение его красотой.
Умение искать и ставить цели в отношении объектов.
Манипуляция объектами, управление ими посредством давления, проявление агрессивности.
Ощущение власти над объектами, желание использовать и умение подчинить их в своих целях.
Состояние мобилизованности, умение мобилизовать других людей. Проявление силы воли.
Импульсивность, готовность к преодолению препятствий, настойчивость и упорство в преодолении препятствий, иногда упрямство.

Б.С. – Внимание направлено на ощущения своего тела: осязание, вкус, самочувствие, чистоплотность и т.д.
Оценки объектов зависят от ощущений, которые они вызывают. Способность наслаждаться восприятием ощущений. Переживание полноты ощущений.
Способность различать качества ощущений, ощущение окружающего пространства, эстетическое удовольствие, физическое удовлетворение (телесные удовольствия), комфорт.

Здесь показана связка Б.С. и Ч.Л. Умение создать удобную рабочую обстановку при минимуме "средств".

Одно из воплощений Б.С. у Дюма выражается в заботе о здоровье ближних.

Ч.И. – Способность сосредоточить внимание на содержание и сути объекта.
Восприятие внутренних качеств (структуры) и назначения объектов.
Умение видеть перспективу и представлять результат.
Оценка качеств характера и потенциальных возможностей человека. Изучение характеров и способностей других людей.
Способность противопоставлять и отстаивать свои идеи и взгляды.
Умение искать и ставить цели в отношении идей и идеальных объектов. Наслаждение ценностью и красотой идеи.

Б.И. – Существование в мире образов, воспоминаний и фантазий.
Восприятие происходящего, через отзвук реальных событий во внутреннем состоянии.
Оценка происходящего в реальном мире, через оценку возникшего внутреннего состояния.
Умение различать оттенки внутренних состояний. Гармония внутреннего мира.
Восприятие ритма происходящего, темпа событий, атмосферы внутри коллектива. Ощущение степени созвучности поведения и взглядов окружающих.
Представление событий будущего или прошлого, возможных и невозможных ситуаций, своего места в них, предчувствие.
Восприятие последовательности событий и истории (хронологии).
Умение оценить, на сколько заполнено свое и чужое время, умение заполнить время.

Каждая из функций удерживает фокус сознания в определенном направлении, которые можно обозначить следующими вопросами.

Ч.Л. – что делать? как делать? (технология)
Б.Л. – что главное? (приоритет)
Ч.Э. – что хорошо? (поведение)
Б.Э. – что нравиться? (отношение)
Ч.С. – что хочешь? (цели)
Б.С. – что нужно? что приятно? (самочувствие)
Ч.И. - какое направление? (перспектива)
Б.И. – что было или будет? (прошлое, будущее)

Какие цели будет ставить перед собой человек по каждой из функций.

Ч.Л.
- интерес к деятельности других людей, к фактам, накопление фактического материала, информации;
- анализ и установление причинно следственных связей, желание выяснить и обсудить все явления, факты себе и другим, делать новые выводы на основе известной информации;
- стремление к последовательности в своих поступках и в поведении других;
- желание иметь свою чёткую и продуманную программу действий;
- стремление оптимизировать ту или иную деятельность, сферу производства.

Связка Ч.Л. и Б.И. Умение получить выгоду, пользуясь моментом.

Демонстрируется Ч.Л. стремление Штирлица к трудолюбию.

Б.Л.
- поиск и определение своего места и места другого человека в системе отношений;
- желание уважения и признания, стремление занимать свое место в социуме в соответствии с собственными заслугами;
- стремление находить логическое объяснение;
- стремление: к построению концепций, классификации, систематизации, к постижению истины.

Ч.Э.
стремление к хорошему настроению, веселью, эмоциональной наполненности себя и окружающих;
желание заряжать других своими эмоциями, стремление к успеху;
увлечения, интересы, любовь к праздникам.

Б.Э.
- внимание к отношениям между людьми, умение строить отношения, стремление вызывать хорошие чувства, симпатию;
- умение сочувствовать и сопереживать; стремление к мирному сосуществованию между людьми;
- интерес к партнёру и партнёрству; интерес к мелодрамам.

Ч.С.
- интерес к красивым и качественным вещам, увлечение рукоделием (шитьем, вязанием и т.п.);
- стремление к обретению новых возможностей, власти, практической выгоде, накоплению богатства и материальных ценностей;
- склонность к риску, стремление к мускульным действиям, активности, стремление к навязыванию своей воли;
- интерес к работе с формой: искусства, архитектура, дизайн, мода.

Б.С.
- поиск приятных ощущений, комфортных условий жизни; отдых, расслабление; стремление к здоровому образу жизни, укрепление здоровья, повышение жизненного тонуса, аскетизм;
- стремление к чистоплотности, опрятности, чистоте, свежести;
- желание иметь удобные предметы, мебель, уютную обстановку в помещении;
- сладострастие, интерес к вопросам секса;

Ч.И.
- интерес ко всему, что может иметь богатые перспективы, к новым оригинальным идеям, к неординарным людям и пр.;
- исследование способностей людей, интерес к необычным ситуациям, раскрывающим возможности человека;
- попытки реализовать свои возможности и идеи;
- стремление увидеть суть, назначение и общую идею в приходящей информации.

Показана "мульти - идейность" Ч.И.

Показана неординарность идей по Ч.И.

Б.И.
- интерес к внутреннему состоянию людей, попытка почувствовать их внутренний мир;
- стремление к внутренней гармонии, к определённым внутренним состояниям;
- склонность к мечтам, фантазиям; планирование будущих событий, заполнение своего и чужого времени;
- стремление к определённому течению событий.

Конечные цели по разным функциям.

Ч.Л. Конечная цель экстравертированной логики - собрать весь фактический материал. Опираясь на факты (объективную информацию), установить первопричину всему, и через этот анализ осознать себя и познать мир.

Б.Л. Интровертированная логика постоянно находится в постижении истин. Для нее важно каждый новый факт сопоставить с уже существующими понятиями, сверить со своими убеждениями, классифицировать, уложить в сознании в соответствии с истиной, познавая мир.

Ч.Э. Для экстравертированной этики характерно переживание обо всем, что ее окружает. Она стремиться осознать себя через объем впечатлений, увлечений, интересов. Волнуясь за всех вокруг, она хочет всеобщей радости - миролюбивого настроения. Достигая своей цели - настроение мира, экстравертированная этика настраивается на мирный лад, примиряясь со всем, что окружает.

Б.Э. Интровертированная этика стремиться прочувствовать все на свете, стремиться к всеобщему сочувствию, к миру во всем мире. Конечная цель - связь со всем миром, как возможность иметь полную гамму чувств, пристрастий, через которые она осознает себя и примиряет все вокруг.

Ч.С. Для экстравертированных ощущений конечная цель - стать властелином мира, владеть всем, влиять на все, подчинить себе все, что возможно, через этот волевой заряд от приобретенного мира - осознать себя.

Показана Ч.С. Настоять на своем решении.

Здесь Ч.С. выражается в главенстве - "я самая ценная". Так же связка с Б.Э. установление нужной психологической дистанции.

Б.С. Конечная цель интровертированных ощущений - вобрать в себя все ощущения мира, все потрогать, все попробовать, все вкусить, объять необъятное и через эти ощущения осознать себя и обрести мир.

Ч.И. Экстравертированная интуиция хочет проникнуть во все тайны существующего мира. Ее конечная цель - просветить насквозь, разобрать все существующие ситуации, сделать массу открытий, научиться самой и научить других. Проливая свет на все, осознать себя и просвещенный мир.

Б.И. Для интровертированной интуиции конечная цель - осознать себя через ход времен, выйти в вечность, пронзить эпохи, прозреть мир, все предвидеть и обо всем предупредить, просвещая мир.

Вот и все на сегодня. Тем, кто добрался до конца, хочу напомнить, что не необязательно человека будет интересовать достижение абсолютно всех пунктов по своим сильным функциям. Здесь важно "уловить" обозначенное направление. Какое количество из перечисленных пунктов будут выражено лично у вас зависит от многих факторов: окружения, воспитания и ваших личностных качеств.
Ну и картинки - это лишь один частный пример проявления функции, гипертрофированный конечно, для большего колорита. А по сему, конечно же это не означает, что каждый представитель ТИМа будет вести себя в точности как там показано.
А какие примеры проявления функций имеются у вас в запасе? :)))

Понять соционику просто, если распределить все качества, которые могут потребоваться от человека в жизни, на ряд способностей: склонность действовать, умение логически мыслить, уровень эмоциональности, понимание тонкостей в отношениях и др. Соответственно каждая из этих способностей будет по разному развита у каждого человека. Это и определяет тип человека и как люди будут друг друга понимать.

Рассмотрим на примере, как работает соционика. Например, у типа «Донкихот» творческая способность это умение логически мыслить, разбираться, анализировать. У его дуала «Дюма» это способность менее развита и ему нравится наблюдать её у других. Поэтому, те методы, которые использует Донкихот в делах и рассуждениях, всегда будут нравиться Дюма.

Напротив, у Дюма сильная эмоциональная энергетика. Что бы не делал Дюма, когда у него хорошее настроение, у него всё наполнено положительными эмоциями, и это очень нравится холодному логику Донкихоту, которому не достаёт эмоционального тепла.

У Донкихота хорошо развита интуиция, но ему сложно обеспечить себе в быту уют и комфорт. Напротив, у Дюма мир ощущений очень развит, он любит во всём вокруг себя создавать уют, но слабая интуиция приводит к неуверенности что будет в будущем. Происходит взаимное дополнение - дюма создаёт донкихоту необходимый ему комфорт, а донкихот подсказывает дюма какие его ожидают перспективы.

Подробнее

Все качества, которые могут потребоваться от человека в жизни, можно разбить их на 8 направлений:

  1. Деловая логика - умение логически мыслить, направленное на активность и практичность в делах.
  2. Структурная логика — способность логически мыслить, направленное на систематизацию информации и выявление закономерностей.
  3. Этика эмоций — умение выражать и понимать чувства и эмоции, способность влиять на настроение других людей.
  4. Этика отношений — понимание тонкостей общения людей в обществе, умение манипулировать отношениями.
  5. Интуиция возможностей — способность замечать потенциальные возможности, генерировать новые идеи и стремление к новаторству.
  6. Интуиция времени — способность ощущать течение времени, способности к прогнозированию событий.
  7. Силовая сенсорика — волевые и пробивные качества, настойчивость, властность, стремление к лидерству и благосостоянию.
  8. Сенсорика ощущений — развитость ощущений. Стремление к удобству, комфорту и уюту, и умение это обеспечить.

У каждого человека они развиты по-разному. Это определяется тем, на какую функцию в человеке приходится качество:

  1. 1-я — программная функция, сильная. Определяет, к чему будет стремиться по жизни человек, что для него более естественно. Это как программа реализация личности, то, для чего человек приходит в этот мир.
  2. 2-я — творческая функция, так же сильная. Она определяет, каким образом человек будет реализовывать свою программную функцию. Именно в рамках этой функции человек действует наиболее изобретательно, творчески подходит к решению вопросов.
  3. 3-я — ролевая функция, слабая. Тут человек обычно старается показать себя компетентным, особенно в непривычных для себя условиях. Он как бы играет роль человека с такими качествами, однако разрешать сложные ситуации и долго держаться в этом направлении человеку сложно.
  4. 4-я — болевая функция, слабая. Наиболее слабое место человека. По болевой функции человек нуждается в тактичной помощи, желательно без лишних слов. Здесь уместно сравнение с физической болью: больное место лучше не трогать никак — ни с целью погладить, ни с целью уколоть.
  5. 5-я — внушаемая функция, слабая. По ней человек воспринимает информацию с благодарностью, нуждается в помощи. Сам человек плохо справляется с потребностями по данной функции вплоть до возникновения проблем. Хотите сделать подарок человеку — делайте его по пятой и шестой функциям.
  6. 6-я — активационная функция, слабая. По ней человек ориентируется на ближайшее окружение, положительно реагирует на воздействие. Функция нуждается в комфортном обеспечении, так как человеку трудно по ней противостоять обстоятельствам.
  7. 7-я — наблюдательная функция, сильная. По этой функции человек склонен больше воспринимать информацию, чем самому проявлять по ней инициативу. Это самая сильная функция у каждого человека. С ее помощью он может оградиться от любых нежелательных воздействий, ограничить излишнюю активность окружения. Но и ограничить человека можно вернее всего по его же седьмой функции: это обезоруживает, не оставляет средств.
  8. 8-я — демонстративная функция, сильная. Она обычно проявляется без слов на деле, органично и естественно, без лишних объяснений. Она хорошо дополняет болевую функцию партнёра, беря на себя работу, которая не приятна партнёру. Хотя по ней не следует стремиться к творческой работе, это надежная опора для человека в любых ситуациях.

Снова рассмотрим на примере, как работает соционика, но более детально. У типа «Донкихот» на творческую функцию приходится структурная логика. У его дуала «Дюма» структурная логика это активационная функция - то что ему нравится. Поэтому, те методы, которые использует Донкихот в делах и рассуждениях, всегда будут нравиться Дюма. Дюма, у которого структурная логика слаба, будет слушать Донкихота, и радоваться тому какой он у него умный.

Напротив, у Донкихота активационная функция это этика эмоций, а у Дюма это творческая функция. Поэтому, что бы не делал Дюма, когда у него хорошее настроение, у него всё наполнено положительными эмоциями, и это очень нравится Донкихоту.

У Донкихота программная функция интуиция возможностей, но сенсорика ощущений у него слабая функция, и ему сложно обеспечить себе уют и комфорт. Напротив, у Дюма мир ощущений очень развит - это его программа и он любит во всём вокруг себя создавать уют. Но слабая интуиция приводит к неуверенности, что его ждёт в будущем. Происходит взаимное дополнение - Дюма не напрягаясь создаёт Донкихоту необходимый ему комфорт, а Донкихот с удовольствием подсказывает Дюма о открывающихся ему перспективах.

Модель А была разработана Аушрой Аугустинавичюте на основе модели Юнга. В модели 8 функций, которые описывают механизм информационного метаболизма.

Все функции подразделяются на сильные (1,2,7,8) и слабые (3,4,5,6).

Одномерная функция — самая слабая, опирается только на личный опыт.

Двумерная функция помимо личного опыта может усваивать социальные шаблоны и стандарты, действовать соответственно им.

Трехмерная функция — сильная, продуктивная функция. Ориентируется, находит нестандартные решения. Создает новое.

Четырехмерная функция — самая сильная, ориентируется во времени, способна решать воображаемые задачи, работает на опережение.

1. Базовая функция (четырехмерная, акцептная). Это основа личности человека. Через базовую функцию мы воспринимаем мир во всей его полноте, максимально компетентно оцениваем его. Если базовой будет сенсорика ощущений — человек может различать все тонкости и детали физического мира, если интуиция возможностей — видеть потенциал объектов и спектр возможных альтернатив. Базовая функция определяет жизненную программу человека.

2. Творческая функция (трехмерная, продуктивная). Через эту функцию мы передаем информацию миру. Это «информационный язык», на котором мы говорим. Например, если творческая функция — силовая сенсорика, такой человек демонстрирует свою силу и власть, умеет постоять за себя, он использует лексику, относящуюся к этому аспекту.

3. Ролевая функция (двумерная, акцептная). Ролевая функция проявляется в новой ситуации (примерно 15-20 минут) или в ситуации социальной адаптации. Нам очень важно показать свою компетентность по этому аспекту, тем не менее, эта функция слабая, и развить ее тяжело. Пример ролевой функции: человек с ролевой этикой эмоций будет стремиться привлекать внимание, шутить, выглядеть активным, однако ему тяжело слишком долго удерживать внимание публики, в расслабленном состоянии он становится более спокойным и серьезным (логиком).

4. Болевая функция (одномерная, продуктивная). Самая слабая из сознательных. Информация по этому аспекту воспринимается болезненно, деятельность дается тяжело, любой упрек очень неприятен. Например, если у человека болевая этика отношений, ему неприятно и тяжело говорить об отношениях, вопрос «ты меня любишь?» ставит его в тупик, а обвинение в аморальности и безнравственности оставляют безоружным.

5. Суггестивная функция (одномерная, акцептная). Это «внушаемая» функция. Мы с удовольствием получаем на нее информацию, и с трудом можем сопротивляться внушению. Например, если суггестивная функция — интуиция возможностей, человек будет с радостью и интересом выслушивать любые фантастические идеи и предложения. В то же время, если ему сказать что «альтернатив нет, это невозможно», он поверит и не сможет придумать альтернативу сам.

6. Активационная функция (двумерная, продуктивная). Эта функция очень отзывчивая. Как только информация по аспекту активационной функции попадает к человеку, он с удовольствием начинает ее обсуждать, сам активизируется и может продуцировать информацию. Например, если активационная функция — сенсорика ощущений, человек любит, когда вокруг него уют и забота, и если кто-то предложит ему заняться, например, обустройством интерьера, с удовольствием поддержит и включится в активность.

7. Ограничительная функция (трехмерная, продуктивная). Это очень сильная подсознательная функция. Она включается в ситуации информационного конфликта или защиты. Эта функция также отражает первую реакцию человека на страх. Например, если ограничительная функция — силовая сенсорика, человек может дать отпор силовыми методами, если этика отношений — обвинить в аморальности, устроить скандал, унизить.

8. Фоновая функция (четырехмерная, акцептная). Эта функция также называется «оценочная». По этой функции мы в полной мере отслеживаем всю информацию, однако предпочитаем слишком много о ней не говорить. Эта функция также работает «без слов на деле». Мы не любим отрицательную информацию по этому аспекту и стараемся огородить от нее близких. Как только формируется какая-либо негативная ситуация, мы молча сами берем на себя решение проблемы. Например, если фоновая функция — интуиция времени, человек всегда приходит точно в назначенный срок, никогда не обвиняет других неактуальности суждений, если чувствует, что сроки могут быть сорваны, аккуратно берет на себя инициативу и ускоряет процесс.

Блоки модели А Модель А подразделяется на два больших блока: витальный и ментальный.

В ментальный блок входят функции 1,2,3 и 4. Эти функции сознательные, о них мы можем говорить, эти функции занимают наши мысли.

В витальный блок входят функции 5,6,7 и 8. Эти функции подсознательные, их действие нельзя контролировать сознанием, они воспринимают и выдают информацию подсознательно.

Эго — это то, чем мы являемся, те функции, по которым мы можем самореализоваться и добиться максимального успеха в жизни. Это блок нашей свободной естественной жизни и продуктивного творчества. Проблемы по аспектам верхнего блока решаются легко и компетентно, развитие дается легко.

Суперэго — блок, который отражает то, что, как нам кажется, хотело бы получить от нас общество. Функции суперэго слабые, однако сознательные, поэтому мы много думаем и размышляем о том, как добиться успеха в области этих функций, и тяжело переживаем любую неудачу.

Суперид — блок «детских радостей». Получая позитивную информацию по этим функциям, мы испытываем удовлетворение жизнью. Недостаток позитивной информации по блоку Суперид мы ощущаем как «скуку» или неудовлетворенность. Этот блок также внушаемый, потому что в него входят слабые подсознательные функции.

Ид — блок социальной защиты. Этот блок включается в случае, когда нам необходимо отстоять себя, и по каким-то причинам это невозможно сделать с помощью сильных функций блока Эго. Функции Ид также сильные, но подсознательные, поэтому их действие мощное, но не настолько контролируемое, как действие Эго.

Личностные блоки — Эго и Суперид — формируют наши истинные ценности. Это действительно то, что нам нравится и приятно. Жизнь по этим блокам обеспечивает спокойствие и удовлетворенность.

Социальные блоки — Суперэго и Ид — ориентированы на запрос общества. Действуя в этих блоках мы уходим от своих ценностей и уделяем внимание социальной адаптации или социальной защите.

Здравствуйте, друзья!

В этой статье пойдет речь о модели А в соционике. Что это такое? Соционика изучает информационный метаболизм , т.е. процесс восприятия, обработки и передачи информации у 16-ти типов людей. Этот процесс удобно показывать в виде модели, которую построила литовский исследователь Аушра Аугустинавичуте и которая в ее честь была названа «Модель А».

У каждого из 16 типов эта модель заполнена по-своему. Она состоит из 4-х горизонтальных блоков.

Например, рассмотрим модель А социотипа Гюго (этико-сенсорный экстраверт). Выглядит она так:

Верхний блок модели А (или ЭГО-блок) отвечает за наши сильные функции. Информация по этому блоку воспринимается человеком легче всего, обрабатывается быстрее и передает он ее (обучает, рассказывает, реализует в действиях) экспертно.

ЭГО-блог состоит из двух сильных функций, и у каждого типа они свои.

У Гюго в ЭГО-блоке находится этика эмоций () и сенсорика ощущений (). Этика эмоций – базовая функция. Базовая — самая сильная и осознанная функция, человек в ней действительно эксперт. Гюго прекрасно управляет своими эмоциями, умеет эмоционально влиять на других, хорошо чувствует настроение окружающих, ему доступно множество эмоциональных оттенков. Он живет эмоциями, это его жизненная программа.

Творческая – это то, через что человек реализует свою базовую функцию. Творческая функция Гюго – сенсорика ощущений. Гюго важен физический комфорт, простые радости – вкусная еда, уютная обстановка. И творческая функция всегда найдет возможность этот комфорт создать. В свою очередь, это вызывает позитивные эмоции (свои и окружающих) и таким образом реализуется базовая функция Гюго – этика эмоций.

Второй блок – СУПЕРЭГО – это то, что человек не считает ценностью для себя, однако уверен, что для других это имеет значение, а поэтому стремится дотянуть до «нормы» по этому блоку. Этот блок – осознанный.

Третья функция в модели А называется ролевая . Человек по ней презентует себя в новой ситуации, в обществе. Однако по ней невозможно работать долго, через какое-то время человек устает и переключается на свои сильные функции (блок ЭГО). Ее можно назвать маской, которую человек показывает окружающим.

У Гюго это деловая логика (). Гюго хочет казаться деловым, занятым. Он может показывать свои успехи и достижения на работе или в сфере бизнеса. Старается действовать целесообразно, рационально.

Четвертая функция – это болевая . Болевая – это самая слабая функция, в которой сосредотачиваются основные комплексы и страхи человека. Она очень быстро выдыхается, деятельность по ней затруднена. Это действительно слабое место, и человек очень чутко реагирует на критику в сфере его болевой. Обучение по болевой затруднено, и человек предпочитает получать по ней как можно меньше информации. Подробнее о болевой функции всех 16-ти типов вы можете почитать .

У Гюго это интуиция времени (). Гюго очень сложно чувствовать время и управлять им. Ему тяжело прогнозировать что-либо, и его пугают изменения.

Третий блок – СУПЕРИД . Это неосознанный блок. Информация по нему приятна и приносит много радости, однако человек не всегда может оценить ее адекватно. Здесь находятся слабые функции, которым очень нужна постоянная поддержка и подпитка. Этот блок еще называют детским.

Пятая функция – это суггестивная . Она тоже слабая, однако она заинтересована в информации. Человек готов по ней обучаться, однако обучение проходит не очень успешно. Эта функция очень внушаема. Причем человек далеко не всегда может критично оценить информацию по аспекту суггестивной функции. В связи с этим по ней он доверчив и уязвим для манипуляций.

У Гюго это структурная логика (). В споре на Гюго производят впечатления логические доводы и обоснования. Информация, которая подана в виде четких, понятных, но не слишком нагроможденных схем, таблиц и графиков, воспринимается Гюго с благодарностью. Его довольно легко убедить в чем-то, если все обосновать и разложить по полочкам.

Шестая функция – референтная . Эта функция хорошо обучаема. Хотя она и не самая сильная, но человек совершенствуется по ней всю жизнь, и часто люди выбирают себе хобби (а иногда и профессию) именно по референтной функции. Работать по ней человек может довольно долго, хотя и не всегда продуктивно. Многие достигают успеха по референтной функции, однако ее ресурсы все-таки исчерпаемы. По ней человек также опирается на авторитеты, учится у них, выбирает себе учителя, лидера, за которым следует. Очень радуется похвале, и огорчается критике.

У Гюго это интуиция возможностей (). Он стремится понять суть людей и различных явлений, может увлекаться эзотерикой, мистикой, радуется, когда узнает о себе что-то новое и когда раскрывается какой-нибудь его талант. Может предлагать людям различные возможности реализации их способностей, однако большее удовольствие Гюго доставляет, когда кто-то рассказывает ему про его способности.

Четвертый блок ИД – неосознанный, но сильный блок. По нему человек работает автоматически, и сам не всегда понимает, как у него это получается.

Седьмая функция – ограничительная . По этой функции человек способен неосознанно влиять на других. Это защитное оружие, которое активизируется молниеносно, если этого требует ситуация. Функция сильная, но находится она в подсознании, и человек не всегда может осознанно управлять ей.

У Гюго это этика отношений (). Он неосознанно отслеживает проблемные моменты в отношениях между людьми. Если кто-то проявляет в его присутствии бестактность, неуважение по отношению к нему или другим, он может осудить или пристыдить человека так, что тот поменяет свое поведение.

Восьмая функция – фоновая . Ее еще называют демонстративной. Это очень сильная, но при этом неосознанная функция, которая находится в постоянной, непрерывной работе. Она фоном отлеживает все, что происходит по ее аспекту и способна успешно решать сложные задачи без слов. Человек не всегда осознает свою фоновую, и не очень любит рассказывать, как именно ему удается достигать успеха, однако окружающим всегда видны результаты трудов фоновой.

У Гюго это волевая сенсорика (). Гюго способен оказывать волевое воздействие на людей, защититься от давления и нажима. Он никогда не будет выпячивать свою силу или власть, однако в любой момент может воспользоваться ими, если понадобиться защитить себя или близких. Неосознанно оценивает физические данные людей и расстановку сил в пространстве.

Модель А всех типов

Так выглядят модели А всех 16-ти социотипов:

Дон Кихот

Дюма

Гюго

Робеспьер

Гамлет

Максим

Жуков

Есенин

Наполеон

Бальзак

Джек

Драйзер

Штирлиц

Достоевский

Гексли

Габен

Семантика аспектов функций

Здесь я приведу значение аспектов функций:

(этика эмоций) – оттенки чувств и эмоций, управление энергетическими процессами, эмоциональное воздействие. Радость, восторг, эйфория, удивление, досада, грусть, страх, гнев.

(этика отношений) – нюансы отношений, вопросы морали и этики, добра и зла, религия, нравственность. Дружба, любовь, верность, предательство, ревность.

(деловая логика) – целеообразность, рациональные действия, профессиональные и деловые качества людей, предпринимательство, бизнес, выгода, деньги, организация трудовых процессов.

(структурная логика) – соотношения и логические взаимосвязи между процессами и явлениями, структура, концепция, система. Схемы, графики, таблицы. Доказательства, обоснования, аргументация.

(интуиция возможностей) – суть вещей, людей, явлений, скрытые ресурсы и возможности, потенциал, идеи, фантазии. Таланты, способности, уникальность, новаторство, необычные явления, мистика, эзотерика.

(интуиция времени) – трансформации, пребывание в потоке, изменения, динамика, развитие, история. Прошлое, будущее, прогнозы, предсказания, предчувствия, воспоминания. Релаксация, выжидание, ускорение и замедление времени.

(волевая сенсорика) – пространство и формы, силовое воздействие на материальные объекты, воля, давление, власть, отстаивание и завоевание территорий, защита. Физические данные, внешнее оформление.

(сенсорика ощущений) – физические ощущения, потребности тела, уют, комфорт, удобство. Температура, климат, жесткость-мягкость, тепло-холод, колючее, острое, гладкое, рельефное, влажное, сухое, шершавое, пушистое, горькое, кислое, соленое, сладкое, пресное, острое.

Мы рассмотрели модель А на примере социотипа Гюго.

Модели всех 16-ти типов:

Типы и дихотомии:

Горизонтальные блоки функций в Модели А

Пары функций в Модели А объединяются в горизонтальные блоки. Блоки расположены сверху вниз по мере убывания осознанности и силы расположенных в них функций.

Каждый блок состоит из акцептной и продуктивной функции. Акцептная функция, менее подвижная, обеспечивает непрерывное восприятие определённого аспекта физического мира, ее цель – на основе почерпнутой из внешнего мира информации создать внутренний информационный продукт для продуктивной функции. Продуктивная функция, более подвижная, обеспечивает обработку полученной информации и выдачу выводов вовне — создание определенного продукта. Акцептные функции в Модели А: 1,3,5,7-я, продуктивные: 2,4,6,8-я.

Описание блоков Модели А

Эго: Уровень командования в психике. По функциям этого блока человек может активно вмешиваться в окружающий мир, творчески изменять его, навязывать свою точку зрения окружающим. Именно на его реализацию функций данного блока направлены все действия индивида, он является основополагающим для осмысления действительности и принятия решений.

Супер-Эго: Уровень приспособления. По этим функциям происходит постоянная подстройка под окружение, поиск подходящих «правил игры».

Супер-Ид: Уровень подчинения. Человек некритично воспринимает воздействие извне по аспектам данных функций, подвержен их влиянию, собственные потребности по функциям данного блока осознаются слабо.

Ид: Уровень избегания. Самый слабоосознаваемый блок в психике, человек лишь впитывает информацию по функциям данного блока не в силах её осознать и использовать, основные действия по этому блоку: наблюдение и демонстрация наблюдений. Направленные внешние воздействия извне по этим функциям причиняют дискомфорт и, как правило, игнорируются или избегаются.

Описание функций в ячейках Модели А

1-я функция «Программная»

1-я функция определяет то, на что в первую очередь и большую часть времени (или постоянно) направлено внимание человека. Этим она отличается от всех других функций. Отсюда выражение о том, что человек есть то, что есть его 1-я функция. И хотя человек конечно это не психическая функция, такое сосредоточение внимания человека на ней делает ее уникальной и особенной. Другое следствие этого - определение природы типа, его сути на основе 1-й функции. Тип определяется как экстра- или интровертный, рацио- или иррациоальный и т.д. на основе 1-й функции и никакой другой.

1-я функция — ведущая. В аспекте первой функции человек чувствует себя наиболее уверенно. Первую функцию называют также программной. Она определяет программу действий, вообще, жизненные позиции человека. По аспектам первой функции он может творчески решать трудные задачи, шутить и критиковать, а также легко воспримет шутки и критику в свой адрес, если только эта критика не сводится к безоговорочному отрицанию его точки зрения. Человек не устает от размышлений по аспекту первой функции и обычно добивается успехов в деятельности, связанной с этим аспектом. По ней он ведет постоянную борьбу за уважение и признание. Человек обычно не любит, когда ему сопротивляются по этому аспекту

2-я функция «Творческая»

3-я функция «Ролевая»

Задача 3-й функции – соответствовать определенной заданной извне (или взятой извне) роли. Человек чувствует себя комфортно, когда ему удается в вести себя в достаточной степени согласно этой роли. Речь идет не о целостной модели поведения («рабочий», «домохозяйка»), а о роли в отношении аспекта физического мира, соответствующего данной функции. Например, в отношении БС роль может заключаться в содержании свой одежды чистой. Или по ЧЛ в постоянной занятости чем-нибудь, по ЧИ – интерес ко всему новому. Ролевое поведение по 3-ке при внешней на первый взгляд похожести очень сильно отличается от поведения 1-цы, по которой человек творит что-то новое сам. По 3-ке никакого творческого процесса уже не происходит. Энергетики на этой функции хватает только на формальное соблюдение правил поведения. Путем перебора распространенных в обществ и известных человеку стереотипов человек подбирает себе наиболее подходящий с его точки зрения, а на деле наименее энерго-затратный при его воспроизводстве и руководствуется им. А требования, диктуемые каждой конкретной ситуацией рассматривает как причину для совершенствования этого своего усредненного стереотипа поведения по данному аспекту.

4-я функция «Адаптивная»

По 4-й функции человек вынужден все время адаптироваться к социальным ожиданиями других людей по этому аспекту. Цель «стать своим» по этому аспекту в той социальной группе или для того человека, с которой или с которым он находится в контакте в данный момент. Если по 3-й функции человек всегда исполняет какую-то уже выбранную им роль, то по 4-й функции он все время ищет эту роль. Деятельность по 4-ке можно представить как постоянный перебор уже известных ролей поведения и периодические попытки самостоятельно создать новую роль, максимально подходящую под условия среды. Особенность 4-й функции в том, что она постоянно находится в процессе приспособления к новым стереотипам поведения.

На 4-й функции в отличие от 3-й происходит персонификация требований, выдвигаемых обществом к человеку (или как он считает что он оно их ему выдвигает). И с этим связана огромная трудность, которая составлять целый пласт проблем для человека - как подстроиться по 4-й функции к требованиям ВСЕХ окружающих?! Энергии 4-ки не хватает на это, к каким-то требованиям он может приспособиться, а к каким-то нет. С одной стороны человек видит, что можешь этот аспект контролировать и добиваться желаемого эффекта, а с другой стороны эти достижения невозможно сохранить и сделать постоянными. Это вызывает постоянный дискомфорт, поэтому другое название 4-й функции — «болевая». Дискомфорт значительно усиливается тем фактом, что требования, ожидания, которые человек чувствует по своей 4-й функции, всегда-всегда исходят (как ему кажется) от какого-то конкретного человека.

5-я функция «Внушаемая»

5-я - суггестивная, внушаемая. Все слова по этому аспекту человек воспринимает буквально и часто им следует, не задумываясь. Равнодушное принятие. Здесь берет начало уровень, с аспектами которого человек практически ничего не может сделать полностью самостоятельно. На уровне 5-й функции мы встречаем верхнюю границу области, самостоятельно контролировать которую человек не способен, а потому все аспекты, расположенные здесь и ниже, сами контролируют человека.

В крайне незначительной степени 5-я функция все же сохраняет остаточную осознанность и это позволяет человеку иногда понимать, что по этому аспекту он «делает что-то не то». Но что именно «не то», он почти никогда не понимает. Всплывающее изредка смутное ощущение некой неправильности и несоответствия по аспекту 5-й функции недостаточно ярко для сознания человека, чтобы дать толчок каким-то действиям в отношении этого аспекта.

Поведение по 5-й функции очень похоже на влияние гипноза и она была названа поэтому суггестивной, внушаемой. Все слова, команды, приказы и даже просто мысли вслух по этому аспекту человек воспринимает буквально и часто происходит так, что он им следует, не задумываясь ни о сути этих слов, ни о последствиях таких своих действий. Можно сказать, что ведущий мотив поведения по 5-й функции — равнодушное принятие.

6-я функция «Активационная»

Поступающая по этому аспекту информация активирует человека, заряжает бодростью, побуждает к деятельности. Причина такого поведения человека заключается в том, что уровень 6-го элемента соответствует границе перехода от осознаваемой деятельности человека к полностью неосознанной. Любое воздействие, даже самое слабое, способно включить осознание этого аспекта. А некоторое бездействие по нему само собой выключает его. Поэтому по активационной функции человеку свойственны постоянные колебания.

Аспект, расположенный здесь, контролируется человеком в минимальной степени. Ниже лежит только бессознательность. Если выше расположенными функциями человек может в разной степени управлять, даже по 4-й он может делать не всегда уверенные, но самостоятельные выводы, то в отношении 6-й практически никакими контрольными функциями человек не владеет, кроме единственной способности включать и выключать ее. Хотя и это получается у него не всегда уверенно.

7-я функция «Наблюдательная»

7-я – наблюдательная. Отслеживает поступающую информацию, но критически не осмысливает. Она наименее известная самому человеку функция из всех. Можно сколько угодно пытаться воздействовать на 7-ю функцию человека, к активным действиям с его стороны это не приведет. То же справедливо и в отношении 8-й функции. Здесь человек стремится не противопоставлять себя окружающим

Если точка зрения на аспект 1-й функции представляет для человека опору в его картине мира, точку, которую он сам создал, осмыслил и обосновал, то 7-я функция тоже дает ему точку опоры. Только эта точка не его. Это взгляд на вещи, целиком обусловленный внешним воздействием на человека. Эта точка зрения навязана человеку его окружением в самом общем и в самом буквальном смысле. Он принял ее, ни на секунду не задумываясь о ценности и объективности такого взгляда на вещи. «Это есть и это так» — вот суть содержания 7-й функции. Но только точка зрения, а не способ действий. Осознанно и самостоятельно действовать по 7-й функции человек не способен.

Можно сказать, что основной мотив поведения по 7-й функции — наблюдение объективной данности. Сбор информации. Поэтому 7-ю функцию называют наблюдательной или пилотной. Точнее ее следовало бы назвать автопилотной, поскольку реальный «пилот», т.е. сознание человека не участвует в формировании курса 7-й функции. Действует она целиком самостоятельно, согласно постоянно закладываемой извне программе. Так что 7-я функция это автопилот человека.

8-я функция «Демонстративная»

8-я — демонстрационная. Человек действует по ней, не замечая этого. Можно сказать, что основной мотив поведения по 8-й функции – демонстрация наблюдений полученных 7-й функцией. Работа пары 7-8 представляет собой полностью автоматический процесс, который сознание человека только лишь фиксирует большей частью в нем не участвуя. Можно сказать, что основной мотив поведения по 8-й функции – демонстрация наблюдений. «Я видел, что это бывает так» — вот продукт, который выдает 8-я функция. Поэтому 8-ю функцию принято называть демонстративной.

Воздействий по 7-й и 8-й функциям человек обычно старается избегать, основным мотивом действий по ним будет являться игнорирование.

По материалам Духовского Т.А.

«Основой моделей ИМ стала своеобразная структура – сочетание восьми элементов, которые Юнг называл психическими функциями. Отличие между отдельными моделями в том, какие из элементов играют ведущую роль. Прежде всего, роль первой и второй функции.»

Популярность: 0