Что такое доброта 15.3 пример из жизни. III. Работа над построением сочинения - рассуждения. Структура сочинения – рассуждения

Конспект урока развития речи в 9 классе

Учитель русского языка

и литературы высшей категории

МОУ гимназии № 6

г. Волгограда

Соколова Алла Васильевна

Тема урока : «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему «Что такое доброта?» (задание 15.3)

Цели урока:

    формирование у учащихся навыков написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 15.3);

    выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на заданную тему, приводить примеры-аргументы;

    освоение учащимися понятия «доброта».

Задачи:

- образовательные : расширить и углубить знания учащихся по культуре речи; предупреждать орфографические, речевые и грамматические ошибки, уметь самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;

- развивающие : развивать творческую, речевую и мыслительную активность учащихся, формировать умение выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

воспитательные : формировать такие нравственные качества учащихся, как доброта, милосердие, отзывчивость, человечность.

Тип урока: урок развития речи.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Ход урока

I. Организационный момент.

1) Приветствие учащихся. Постановка цели урока. Задачи.

2) Запись даты, темы урока в тетрадь.

II. Актуализация знаний. Работа над построением сочинения - рассуждения.

Структура сочинения-рассуждения (композиция).

Тезис.

Аргументы (доказательства).

Вывод.

Фронтальная беседа.

Что такое тезис, аргументы, вывод?

Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.

III. Работа над построением сочинения-рассуждения.

Чтение задания к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему.

15.3 Как вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта?», взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающие ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Учитель:

Над каким понятием сегодня мы будем работать?

Ученики:

Над понятием доброта.

Учитель:

Дайте определение данного слова. (Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо). Это определение понятия станет тезисом вашего сочинения-рассуждения. Примерный вариант комментария по проблеме:

Доброта - нравственная основа нашей жизни, и мы должны помнить, что человек жив прежде всего не заботой о себе, а стремлением делать добро другим.

Работа над комментарием к тезису: 2-3 предложения, содержащие размышления в соответствии с заявленным тезисом.

Учащиеся приходят к выводу о том, что люди порой забывают о человечности, становятся агрессивными, жестокими, равнодушными, чёрствыми, злыми, что не должно быть в обществе. Они утрачивают чувство доброты.

Примерный текст комментария:

Доброта – одно из важнейших качеств человека. Оно делает его терпимым и отзывчивым, способным проявлять заботу и внимание к другим. Доброта вне времени и пространства.

Словарная работа:

Найти определение слова доброта в Толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. (Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Полон доброты кто-н.).

Подобрать синонимы к слову доброта. (Добросердечие, душевность; благость, ласковость, мягкосердечие, мягкосердечность, благодушие, человечность, человеколюбие, участливость, добродушность, добросердечность, добродушие, отзывчивость, благодушность, добротность, кротость, гуманность, ласка, мягкость).

Чтение текста Н. Гарина-Михайловского учащимися (возможно, учителем или заранее подготовленным учеником).

(1)Няня, где Жучка? – спрашивает Тёма.

(2)Жучку в старый колодец бросил какой-то ирод, – отвечает няня. – (3)Весь день, говорят, визжала, сердечная...

(4)Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове. (5)У него мелькает масса планов, как спасти Жучку, он переходит от одного невероятного проекта к другому и незаметно для себя засыпает. (6)Он просыпается от какого-то толчка среди прерванного сна, в котором он всё вытаскивал Жучку, но она срывалась и вновь падала на дно колодца.

(7)Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу. (8)На дворе светает.

(9)Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт:

(10)Жучка, Жучка!

(12)Я сейчас тебя вызволю! – кричит он, точно собака понимает его.

(13)Фонарь и два шеста с перекладиной внизу, на которой лежала петля, начали медленно спускаться в колодец. (14)Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул: как только приспособление достигло дна, собака сделала попытку схватиться за него, но, потеряв равновесие, свалилась в грязь.

(15)Мысль, что он ухудшил положение дела, что Жучку можно было ещё спасти и теперь он сам виноват в том, что она погибнет, заставляет Тёму решиться на выполнение второй части сна – самому спуститься в колодец.

(16)Он привязывает верёвку к одной из стоек, поддерживающих перекладину, и лезет в колодец. (17)Он сознаёт только одно: времени терять нельзя ни секунды.

(18)На мгновенье в душу закрадывается страх, как бы не задохнуться, но он вспоминает, что Жучка сидит там уже целые сутки. (19)Это успокаивает его, и он спускается дальше.

(20)Жучка, опять усевшаяся на прежнее место, успокоилась и весёлым попискиванием выражает сочувствие безумному предприятию. (21)Это спокойствие и твёрдая уверенность Жучки передаются мальчику, и он благополучно достигает дна.

(22)Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх. (23)Но подниматься труднее, чем спускаться! (24)Нужен воздух, нужны силы, а того и другого у Тёмы уже мало. (25)Страх охватывает его, но он подбадривает себя дрожащим от ужаса голосом:

(26)Не надо бояться, не надо бояться! (27)Стыдно бояться! (28) Трусы только боятся! (29)Кто делает дурное – боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю, меня мама с папой за это похвалят.

(30)Тёма улыбается и снова спокойно ждёт прилива сил. (31)Таким образом, незаметно его голова высовывается наконец над верхним срубом колодца. (32)Сделав последнее усилие, он выбирается сам и вытаскивает Жучку. (33)Но теперь, когда дело сделано, силы быстро оставляют его, и он падает в обморок.

(По Н. Гарину-Михайловскому)*

Анализ прослушанного текста:

Как связать вступление и основную часть?

Что значит доброта?

Приведите аргументы-примеры, подтверждающие ваше суждение о доброте.

1-й аргумент - из прочитанного текста. (Герой рассказа, Тёма, спасает Жучку, которую кто-то бросил в колодец. Мальчик не пугается опасности, напротив, он всячески пытается вытащить животное, думает, что за такой поступок его похвалят родители).

2-й аргумент - из жизненного опыта (это примеры из художественной литературы, в частности, из произведений М.А. Шолохова «Судьба человека», В.Г. Короленко «Дети подземелья», Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», В. Г. Распутина «Уроки французского», из жизни известных людей или знакомых, из собственной жизни, сведения из СМИ и т.п.).

Примерный вариант 2 примера-аргумента:

В качестве второго аргумента, подтверждающего моё мнение о том, что такое доброта, приведу пример из рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Лидия Михайловна, молодая учительница, узнав, в каком трудном положении находится её ученик, старается ему помочь. Помогает она ему не совсем обычным способом. Играя с Валей в «замеряшки», Лидия Михайловна намеренно проигрывает мальчику, чтобы тот мог получить от неё рубль на молоко. Поступок учительницы - пример проявления доброты.

Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, который делает сочинение логически законченным. Примерный вариант заключения сочинения-рассуждения:

Приведённые примеры-аргументы подтверждают моё суждение о доброте. Чтобы мир стал светлее, в котором, к сожалению, немало зла, людям надо быть добрее друг к другу. Доброта – это то, что свершается добровольно, бескорыстно, как для всеобщей пользы, так и для своей пользы.

Рефлексия.

Работа по критериям оценивания сочинения (самооценка).

Домашнее задание.

Написать сочинение – рассуждение на морально- этическую тему «Что такое доброта?», используя предложенный текст.

Примерный вариант сочинения – рассуждения на морально-этическую тему «Что такое доброта?» (задание 15.3).

Что такое доброта? Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. От доброты, действительно, наша жизнь становится светлее и радостнее. Доброта может изменить человека, его отношение к окружающему миру. Это понятие вне времени: доброта будет необходимо людям всегда.

Чтобы подтвердить правильность собственного суждения о доброте, обращусь к тексту Н.Г. Гарина-Михайловского. Герой рассказа, Тёма, превозмогая страх, не страшась опасности, спасает Жучку, своё любимое животное. «Кто делает дурное – боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю, меня мама с папой за это похвалят», - думает в тот момент Тёма.

В качестве второго аргумента, иллюстрирующего моё понимание доброты, приведу пример из жизни. Несколько лет тому назад в нашей стране был создан фонд «Подари жизнь», который помогает детям с онкологическими заболеваниями. Свой вклад в него может внести каждый, как это сделала, например, одна из его создателей, артистка Чулпан Хаматова. Присуждённую ей Государственную премию она перечислила в благотворительный фонд.

Приведённые в сочинении примеры-аргументы подтверждают моё суждение о доброте и приводят к мысли о том, что доброта - нравственная основа нашей жизни. Все мы должны помнить, что человек прежде всего жив не заботой о себе, а стремлением делать добро другим.

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Е. В. Джанджаковой: «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Е. В. Джанджаковой.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «– Я сейчас тебя вызволю! - кричит он, точно собака понимает его».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


– (1)Няня, где Жучка? - спра­ши­ва­ет Тёма.

– (2)Жучку в ста­рый ко­ло­дец бро­сил какой-то ирод, - от­ве­ча­ет няня. - (3)Весь день, го­во­рят, виз­жа­ла, сер­деч­ная...

(4)Маль­чик с ужа­сом вслу­ши­ва­ет­ся в слова няни, и мысли роем тес­нят­ся в его го­ло­ве. (5)У него мель­ка­ет масса пла­нов, как спа­сти Жучку, он пе­ре­хо­дит от од­но­го не­ве­ро­ят­но­го про­ек­та к дру­го­му и не­за­мет­но для себя за­сы­па­ет. (6)Он про­сы­па­ет­ся от ка­ко­го-то толч­ка среди пре­рван­но­го сна, в ко­то­ром он всё вы­тас­ки­вал Жучку, но она сры­ва­лась и вновь па­да­ла на дно ко­лод­ца.

(7)Решив не­мед­лен­но идти спа­сать свою лю­би­ми­цу, Тёма на цы­поч­ках под­хо­дит к стек­лян­ной двери и тихо, чтобы не про­из­ве­сти шума, вы­хо­дит на тер­ра­су. (8)На дворе све­та­ет.

(9)Под­бе­жав к от­вер­стию ко­лод­ца, он впол­го­ло­са зовёт:

– (10)Жучка, Жучка!

– (12)Я сей­час тебя выз­во­лю, - кри­чит он, точно со­ба­ка по­ни­ма­ет его.

(13)Фо­нарь и два шеста с пе­ре­кла­ди­ной внизу, на ко­то­рой ле­жа­ла петля, на­ча­ли мед­лен­но спус­кать­ся в ко­ло­дец. (14)Но этот так хо­ро­шо об­ду­ман­ный план не­ожи­дан­но лоп­нул: как толь­ко при­спо­соб­ле­ние до­стиг­ло дна, со­ба­ка сде­ла­ла по­пыт­ку схва­тить­ся за него, но, по­те­ряв рав­но­ве­сие, сва­ли­лась в грязь.

(15)Мысль, что он ухуд­шил по­ло­же­ние дела, что Жучку можно было ещё спа­сти и те­перь он сам ви­но­ват в том, что она по­гиб­нет, за­став­ля­ет Тёму ре­шить­ся на вы­пол­не­ние вто­рой части сна - са­мо­му спу­стить­ся в ко­ло­дец.

(16)Он при­вя­зы­ва­ет верёвку к одной из стоек, под­дер­жи­ва­ю­щих пе­ре­кла­ди­ну, и лезет в ко­ло­дец. (17)Он сознаёт толь­ко одно: вре­ме­ни те­рять нель­зя ни се­кун­ды.

(18)На мгно­ве­нье в душу за­кра­ды­ва­ет­ся страх, как бы не за­дох­нуть­ся, но он вспо­ми­на­ет, что Жучка сидит там уже целые сутки. (19)Это успо­ка­и­ва­ет его, и он спус­ка­ет­ся даль­ше.

(20)Жучка, опять усев­ша­я­ся на преж­нее место, успо­ко­и­лась и весёлым по­пис­ки­ва­ни­ем вы­ра­жа­ет со­чув­ствие безум­но­му пред­при­я­тию. (21)Это спо­кой­ствие и твёрдая уве­рен­ность Жучки пе­ре­да­ют­ся маль­чи­ку, и он бла­го­по­луч­но до­сти­га­ет дна.

(22)Не теряя вре­ме­ни, Тёма об­вя­зы­ва­ет вож­жа­ми со­ба­ку, затем по­спеш­но ка­раб­ка­ет­ся на­верх. (23)Но под­ни­мать­ся труд­нее, чем спус­кать­ся! (24)Нужен воз­дух, нужны силы, а того и дру­го­го у Тёмы уже мало. (25)Страх охва­ты­ва­ет его, но он под­бад­ри­ва­ет себя дро­жа­щим от ужаса го­ло­сом:

– (26)Не надо бо­ять­ся, не надо бо­ять­ся! (27)Стыд­но бо­ять­ся! (28)Трусы толь­ко бо­ят­ся! (29)Кто де­ла­ет дур­ное - бо­ит­ся, а я дур­но­го не делаю, я Жучку вы­тас­ки­ваю, меня мама с папой за это по­хва­лят.

(30)Тёма улы­ба­ет­ся и снова спо­кой­но ждёт при­ли­ва сил. (31)Таким об­ра­зом, не­за­мет­но его го­ло­ва вы­со­вы­ва­ет­ся на­ко­нец над верх­ним сру­бом ко­лод­ца. (32)Сде­лав по­след­нее уси­лие, он вы­би­ра­ет­ся сам и вы­тас­ки­ва­ет Жучку. (33)Но те­перь, когда дело сде­ла­но, силы быст­ро остав­ля­ют его, и он па­да­ет в об­мо­рок.

(По Н. Га­ри­ну-Ми­хай­лов­ско­му) *

* Гарин-Ми­хай­лов­ский Ни­ко­лай Ге­ор­ги­е­вич (1852-1906) - рус­ский пи­са­тель. Самым из­вест­ным его про­из­ве­де­ни­ем стала по­весть «Дет­ство Тёмы», с ко­то­рой он начал своё ли­те­ра­тур­ное твор­че­ство.

Пояснение.

15.1 Русский язык – один из самых богатых и красивых языков мира. В нем достаточно слов для того, чтобы назвать все предметы и явления, передать самые разнообразные чувства, настроения, переживания, прибегая, если потребуется, к специальным средствам выразительности. Лучше всего владеют этими средствами писатели. Поэтому трудно не согласиться с высказыванием лингвиста Е. В. Джанджаковой: «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано». Для подтверждения справедливости слов Джанжаковой обратимся к тексту Н. Гарина-Михайловского.

Яркий художественный образ создается, когда рассказывается, как напряжённо думает Тёма о способах спасения Жучки (предложение №4: «Корж таял с неудержимой силой, и вскоре его не стало...») Метафора «мысли роем теснятся» показывает, насколько сильным было желание Тёмы спасти собаку.

В предложении 30 с помощью фразеологизма «прилив сил» передается эмоциональный подъём: Тёма, несмотря на трудности, готов преодолеть всё, жертвовать собой ради спасения Жучки.

Проанализировав текст, мы с уверенностью можем утверждать, что сила воздействия художественного текста на читателя усиливается, потому что автор умеет пользоваться словом во всей его многогранности и многозначности.

15.2 Доброта - это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. Все мы с детства знаем по сказкам, что добро всегда побеждает зло, верим в это, потому что тогда легче жить, потому что вера эта вселяет надежду.

В тексте Н. Г. Гарина-Михайловского рассказывается о самоотверженной борьбе мальчика за жизнь собаки. Перед нами пример искреннего проявления доброты. Тёма не может пройти мимо несчастной собаки. Оставить её умирать в колодце - всё равно что своими руками убить друга. Доброта, отзывчивость, большая душа маленького мальчика поражает. Он не кичится своим поступком, для него это проявление доброты естественно и абсолютно бескорыстно.

Когда у наших соседей случился пожар, все наши знакомые откликнулись на беду: приносили вещи, мебель, деньги. Эта беда стала нашей общей бедой. Пройти мимо означало перестать быть человеком. Человеку должно быть свойственно сострадание и желание прийти на помощь - важные проявления доброты.

Когда мы творим добро, жизнь вокруг становится ярче, вот почему приумножение добра всегда воздаётся сторицей.

15.3 Доброта - это одно из ценнейших человеческих качеств, проявление которого позволяет судить об истинной ценности человека. Доброта - это способность к сопереживанию, желание прийти на помощь, бескорыстное служение людям.

В тексте Н. Г. Гарина-Михайловского рассказывается о самоотверженной борьбе мальчика за жизнь собаки. Перед нами пример искреннего проявления доброты. Тёма не может пройти мимо несчастной собаки. Оставить её умирать в колодце - всё равно что своими руками убить друга. Доброта, отзывчивость, большая душа маленького мальчика поражает.

Доброта не позволит пройти мимо чужой боли, чужой беды. У нас в крае есть постоянно действующая акция «Цветик-семицветик». В ходе этой акции собираются средства на лечение больных детей. Несколько сот маленьких пациентов самых тяжёлых отделений детских больниц возвращены к полноценной жизни благодаря этой акции. Спасибо всем неравнодушным людям, людям, которые незаметно творят добро.

Кто-то из известных сказал: «Добро в оправдании не нуждается». И, наверное, это правильно. Добро может быть только бескорыстным, иначе оно перестанет быть добром.

Текст для работы
(1)Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его боли, и мимо не прошла, задержалась. (2)Это уж потом узнал Пряхин, что работает тётя Груня не санитаркой, не медсестрой, а вахтёршей, сидит при входе, а после смены обходит госпитальные палаты, чтобы кому водички подать, кому подоткнуть холодное суконное одеяльце, хотя никто её об этом не просил. (З)Только разве надо просить, когда война, когда люди нуждаются в сострадании больше, чем в хлебе? (4)И неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы и приговаривая, приговаривая какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая.
(5)Вот так же вошла она в Алексеев взгляд, в его расширенные болью зрачки, приложила ладошку к щеке, как-то удобно облокотилась, постояла минуточку, вздохнула и наклонилась к Пряхину, неожиданно сильно, но аккуратно приподняла одной рукой его голову, а другой взбила подушку.
(6)Когда заканчивалось её дежурство, усаживалась теперь тётя Груня на табурет возле Алексея, смачивала уголком полотенца ссохшиеся, запёкшиеся его губы, и обтирала лицо, и подносила водички, и всё время гладила она его холодную, неживую руку и приговаривала, приговаривала, не жалея слов, мягких, как хорошая повязка.
(7)И гладила она и гладила Алексея по холодной руке и, видимо, добилась-таки своего. (8)Рука порозовела, стала тёплой, и однажды Пряхин посмотрел на тётю Груню осознанно и заплакал. (9)И она заплакала тоже. (Ю)Только её слёзы лёгкие были. (11)3нала тётя Груня, что своего добилась, что теперь выживет этот солдат, потому что боль свою победил, и ещё заплакала она оттого, что муж её и сын с фронта давно весточки не шлют и, может, вот так же, как этот бедолага Алексей Пряхин, в госпитале где-нибудь маются, вот так же страдая и мучаясь... (12)Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства, как могла не приговаривать своих ласковых слов, как могла не помочь Алексею?
(13)После выписки тётя Груня привела Алексея в свой домик, чистенький и уютный.
(14)В углу за занавеской вроде отдельной комнатки, и тётя Груня кивнула на неё:
(15)- Вон твоя комнатушка.
(16)- Тётя Груня, как с тобой рассчитываться-то стану? - улыбнулся Пряхин. (17)- Каким златом-серебром?
(18)- И-и, милай, - ответила тётя Груня сердито. (19)- Кабы люди за всё друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили. (20)Храни нас Бог от этого магазина! (21)Тогда уж добро изничтожится! (22)Не станет его.
(23)- Почему? - удивился Алексей. (24)Тётя Груня строго на него поглядела.
(25)- Потому как добро без корысти. (26)Аль не знал?
(По А. Лиханову)

Вариант 1
Доброта - это заботливое, тёплое отношение к другому человеку. Как правило, она проявляется в хороших поступках, цель которых - облегчить или улучшить жизнь людей.
В рассказе А. Лиханова доброту проявляла тётя Груня. Она по собственной инициативе помогала больным и раненым в госпитале (предл. 2). Когда заканчивалось её дежурство, она проводила время рядом с Алексеем, старалась унять его боль (предл. 6). Я считаю главную героиню рассказа очень доброй и чуткой женщиной.
Доброте есть место не только в военное, но и в мирное время.
Недавно я узнал историю девятилетнего мальчика из города Далласа. У него редкое заболевание, и он вскоре потеряет зрение. Этот мальчик составил список мест, которые хотел бы увидеть. Узнав, что у семьи нет денег на осуществление мечты слепнущего сына, на помощь родителям пришли добрые люди. Например, один из пилотов бесплатно отвёз мальчика на Аляску, где тот увидел северное сияние.
Считаю, что доброта - это замечательное качество, благодаря которому все люди становятся лучше.

Вариант 2
Доброта - это качество, которое отличает людей, искренне помогающих другим. Она бескорыстна и часто проявляется в бережном отношении даже к незнакомым людям.
В прочитанном мной тексте А. Лиханова доброта - это отличительное качество тёти Груни. Она делала всё, что было в её силах, чтобы облегчить состояние раненых в госпитале (предл. 4), помогла солдату Алексею победить боль (предл. 11), оставила его у себя жить (предл. 13). Я думаю, тётя Груня - удивительно добрый человек, ведь все её поступки бескорыстны.
Как было бы хорошо, если бы такая доброта жила в каждом нашем действии!

Вариант 3
Доброта - это естественная бескорыстная потребность заботиться об окружающих людях. Для доброго человека не существует «чужих» проблем, потому что он их воспринимает как свои.
Например, в тексте А. Лиханова вахтёрша госпиталя тётя Груня поддерживает и словом, и делом раненого Алексея Пряхина. Она утверждает, что «добро без корысти» (предл. 25), и своим поведением доказывает эти слова. Тётя Груня помогает и Алексею (предл. 6), и остальным больным и раненым (предл. 4), несмотря на то что никто её об этом не просит.
Я знаю и другие примеры доброты. Доктор Янсен из Смоленска погиб, спасая детей из колодца, где скопился метан. Его поступок, я думаю, был продиктован исключительно добротой и заботой о других людях.
Не зря говорят, что из этого качества вырастает красота человеческих поступков.

Что такое добро? Под этим словом я понимаю стремление совершать бескорыстные поступки во благо других людей.

В тексте Е.А.Пермяка рассказывается о мальчике, который растёт «заботливым и работящим» человеком. Алёша всегда с готовностью приходит на помощь: пилит дрова, красит крылечко, выращивает огурцы (предложения 3-4). Мальчик дарит добро людям, когда ремонтирует калитку у питомника и «общую» скамейку. Хоть Алёша скрывает, кто это сделал, мудрый дедушка всё понимает по «ясным и счастливым глазам» внука. Этим автор хотел нам показать, что главная награда за добро – это радость в душе человека.

Также хочу привести пример из собственной жизни. Я знакома с человеком, который оказывает поддержку людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию: выпускникам детских домов, инвалидам, беженцам. Антон не афиширует свою деятельность и не ждёт ничего взамен. Для этого человека лучшее признание – тёплые слова благодарности.

Мне кажется, что каждый из нас должен бескорыстно нести добро людям, чтобы наш мир стал лучше.

Читайте другие на ОГЭ по русскому языку

Исходный текст (вариант 5 по сборнику под ред. И.П.Цыбулько):*

(1)Алёша Хомутов рос мальчиком приветливым, старательным, заботливым и работящим. (2)За это его очень любили в семье, но больше всех Алёшу любил дедушка и, как мог, помогал ему расти хорошим человеком.

(3)Дрова пилить вздумает Алёша – милости просим! (4) Красить ли крылечко захочет малец, огурцы ли на окошке в ящике выращивать – дедушка никогда не отказывал.

(5)Хорошо на свете жить, когда у тебя дело есть, когда руки у тебя хваткие; от этого даже в пасмурный день на душе светло и весело…

(6)Как-то раз пошёл Алёша с дедом в лес. (7)Подошли к питомнику и видят, что калитка открыта: хлопает на ветру, а щеколда у неё оторвана.

-(8)Да, — засмеялся дед. — (9)То ли дело наша калитка: и синей приметной красочкой покрашена, и петельки нутряным сальцем смазаны, и щеколда у неё звенит, как музыка.

(10)Вышли на просеку. (11)Смотрит Алёша – деревянная скамейка стоит, в землю вкопанная, почернела от времени, столбики мохом поросли. (12)Обрадовался Алёша, сел на скамью, как на диван, и ноги вытянул. (13)Хорошо!

(14)Посидел Алёша, отдохнул немного и спрашивает:

— (15) А чья это скамейка, деда?

— (16) Да ничья, — ответил дед. – (17)Общая, какой-то хороший человек её смастерил, который не о себе одном думает, а обо всех людях…

(18)Задумался Алёша над дедовыми словами, всю дорогу молчал и дома за столом тоже молчал.

(19) Прошла неделя, а может быть, и две. (20)Опять отправились дед с внуком в лес. (21) Подошли они к садовому питомнику. (22)Глядит дед и глзам не верит: щеколда у калитки привинчена, петли салом смазаны, а сама калитка синей краской покрашена, сияет, как небо в мае месяце.

-(23)Алёшка, ты погляди, — указывает дед, — никак, у чужой калитки родня появилась.

(25)Шли они по старой дороге и на просеку вышли, добрались до скамейки, где прошлый раз отдыхали, а скамейку не узнать: столбики новые вкопаны, доска той же синей краской покрашена, что и калитка, да ещё спинка у скамьи появилась.

-(26)Вот тебе и на! – удивился дед. – (27)И у ничьей скамейки хозяин объявился. (28) Знал бы я этого мастера, в пояс бы ему поклонился и руку пожал.

(29)Тут дед посмотрел на Алёшу и спросил:

-(30)А ты не знаешь этого мастера, внучек?

-(31) Знаю, дедушка, только он называть себя не велел.

-(32)Это почему же?

-(33)Не любит он хвалиться, да и не один он всё это делал.

(34)Дед заглянул внуку в глаза и сразу догадался, кто скамейку починил, кто щеколду привинтил и калитку покрасил. (35)Глаза у внука были ясные и счастливые…

(По Е.А.Пермяку)

*ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/под ред. И.П.Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2017.

Материал подготовила Наталья Александровна Зубова, создатель online школы «САМАРУС».


Добро - созидательное начало жизни и результаты его созидания: дома, города, люди - заботящиеся о людях, природе и жизни в целом. Как жизненные обстоятельства, добро это то, что у людей наивысшего личностного развития (душевно здоровых , с позитивной мотивацией) вызовет наибольшую энергию к улучшению жизни. К тому, чтобы количества добра в мире увеличивалось. В житейском смысле термин "добро" относится ко всему, что получает у людей положительную , либо ассоциируется со и . Шире - со светом, светлым, белым. Зло - с тьмой, тёмным, чёрным.

При этом, что конкретно является добром, а что - нет, вопрос не простой. Как правило, лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным. Как правило, мир лучше, чем война. При этом что-то абсолютно утверждать здесь нельзя. Когда-то здоровье оказывается злом, а война - добрым обстоятельством, эти понятия относительны.

Известная фраза «победа сил добра над силами разума» отражает скепсис по отношению к женскому взгляду на доброе, где сочувствие и состраданием нередко заслоняет трезвый взгляд на происходящее. Можно спорить, насколько созидательна та или иная доброта, но в целом доброта и воспитание доброты являются ориентиром для большинства людей, которым дорога человеческая культура. Собрание примеров красивой доброты - радует.

Добро должно за себя постоять . Если добро не защищать, добра скоро не будет. Как заботиться о добре - вопрос другой. Станислав Куняев писал:

Добро должно быть с кулаками
Добро суровым быть должно,
Чтобы летела шерсть клоками
​Со всех, кто лезет на добро.

С точки зрения высшей нравственности добро должно делаться полностью бескорыстно, однако с педагогической точки зрения лучше, если дети видят: добрая жизнь вознаграждается, не добрая - наказывается. Люди становятся добрее потому, что видят добрые образцы, и тогда, когда чувствует смысл и и интерес в доброй жизни, когда быть добрым - разумно и рентабельно, жизненно перспективно. Добро и зло борются не сами по себе, все делают люди - когда оказываются заинтересованными в делании добра.

Старый индеец рассказывает своему внуку: "Внутри каждого человека идет борьба очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность". - Маленький индеец на несколько мгновений задумался, а потом спросил. "А какой волк побеждает?" - Старый индеец улыбнулся: "Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь".

Я думаю, что смысл жизни в том, чтобы жить радостно и дельно, делая добро. Чтобы сегодня было радостно, а завтра становилось лучше, чем сегодня. Чтобы наши дети жили в мире еще более красивом, чистом и богатом. Чтобы после нас на земле оставались сады, города, чистая вода и солнце.

Что бы я ни делал, количества добра в мире должно увеличиваться.

«Пусть он торопится совершить благое, от зла пусть он удерживает свой ум.
Ибо ум того, кто не торопится делать добро, находит удовольствие во зле».

«Самый благородный в мире вопрос звучит так: «Какое доброе дело я могу совершить?»

Лучшие представители человечества имели представление о том, что есть добро, были убеждены, что без этого жизнь человеческая теряет смысл. Верно, определить «добро» не всегда просто, но выбор направления «жить в направлении добра», а не просто «как мне будет сытнее и проще» делает человеческую жизнь другой: человеческой. Как минимум, это обязательство думать, искать и работать, а это уже очень много.