Что мог позволить себе студент в советское время. Стипендия

) - нерегулярная финансовая помощь в виде оплаты стоимости обучения, а иногда и выдачей ежемесячного пособия учащимся, как правило, средних специальных и высших учебных заведений , а также аспирантам и докторантам .

Стипендия:

Виды стипендий в России

Стипендия в СССР

Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров Союза ССР постановляют: Ст. 6 Постановления Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров Союза ССР от 16 сентября г. о материальном обеспечении учащихся высших учебных заведений, техникумов и рабфаков и о порядке направления на работу лиц, окончивших высшие учебные заведения и техникумы (С.З. СССР, 1931, № 26, ст. 206) изложить в следующей редакции: "6. Учащиеся рабочих факультетов получают стипендии в размере 45 рублей в месяц. На дневных рабочих факультетах при педагогических, медицинских и экономических высших учебных заведениях, а также на национальных рабочих факультетах стипендиями обеспечиваются учащиеся всех курсов. На дневных рабочих факультетах при всех прочих учебных заведениях стипендиями обеспечиваются учащиеся II и III курсов. На I курсе этих дневных рабочих факультетов стипендиями обеспечиваются только отдельные группы учащихся, которые в силу отсутствия необходимой квалификации или по другим причинам не могут быть целесообразно использованы на работе. Количество учащихся I курса, которые обеспечиваются стипендиями , не должно превышать 25% общего количества учащихся I курса. На вечерних рабочих факультетах стипендиями обеспечиваются учащиеся последнего курса".

Ленинская стипендия

Ленинская стипендия – самая престижная и высокая студенческая стипендия в Советском Союзе.

Учреждена в ознаменование 90-летия со дня рождения В. И. Ленина в 1960 году постановлением Совета Министров СССР № 371 от 31 марта 1960 года и приказом Министерства высшего и среднего специального образования № 255 от 03 мая 1960 года. Назначалась студентам со 2-го курса за отличную учебу и активную общественную деятельность. Выплачивалась ежемесячно. Устанавливалась сроком на 1 год, но могла продляться по результатам экзаменационной сессии. Размер стипендии составлял от 80 рублей в 1960-е годы до 120 рублей в 1980-е годы.

В СССР также ранее существовала Сталинская стипендия , учреждённая в 1939 году году вместе со Сталинской премией в честь 60-летия Сталина . Была стипендия имени Карла Маркса для студентов высших учебных заведений и аспирантов высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений (по размеру приравнивалась к стипендии имени В.И.Ленина), стипендия имени Ленинского комсомола, стипендии имени партийных, государственных и общественных деятелей (

Президент России Дмитрий Медведев согласился с тем, что стипендия, которую получает сегодня большинство студентов, невелика. Однако,по его словам, так было практически всегда: «Цели, чтобы стипендия покрывала все возможные элементарные затраты, нет и не будет. Это невозможно».

«Если вам кто-нибудь когда-нибудь расскажет, что при советской власти стипендия позволяла достойно жить, скажите ему, что это чушь», — сказал Медведев, добавив, что максимум, что можно было себе позволить на стипендию в 50 рублей в 1980-е годы, — сходить с девушкой в кафе. Как оказалось, сегодняшние студенты на свою стипендию могут себе позволить примерно то же самое».

Эксперты ответили корреспонденту на вопрос, можно ли было удовлетворять элементарные потребности на советские стипендии.

Политконсультант Анатолий Вассерман :

О советских стипендиях в цифрах хорошо сказано в тексте, построенномна сопоставление расценок советской системы общественного питания и недавних слов президента Медведева о советских же стипендиях .

Как человек, получавший советскую стипендию, в целом подтверждаю эти цифры. Но должен заметить: обычной в начале 1970-х годов стипендии в 35-45 рублей всё же не хватало на регулярные посещения кафе: это была ощутимая роскошь, а повседневно питаться на эти деньги можно было только в студенческих столовых и/или при самостоятельной покупке и готовке.

Политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития Григорий Трофимчук :

Тема студенческих стипендий сегодня — не менее взрывоопасная, чем тема межнациональных отношений. Российские студенты очень внимательно следят за тем, что происходит в этой сфере, именно поэтому на встрече с Дмитрием Медведевым они выкатили этот вопрос первым.

Современное социальное состояние студента принципиально отличается от социального формата советских времён. Раньше за то, чтобы студент учился, платили самому студенту — теперь за учёбу платит сам студент. При этом никого не интересует, где он найдёт (добудет, украдёт) деньги, чтобы регулярно вносить за семестры огромные суммы, не говоря уже о том, что он должен чем-то питаться и ежедневно добираться до места учёбы. Место проживания иногородних студентов, за ещё более страшные деньги, — вообще отдельная политическая тема.

Предполагается, что студент будет работать. Но здесь может быть что-то одно: или нормально учиться, или спокойно работать, так как за урывочную, нерегулярную работу никто не даст даже половины тех денег, которые надо ежедневно отдавать институту. Если и то, и другое одновременно — то после пятого курса получается уставший, больной человек. Нормальное питание для студента — также отдельная тема. Пройдите по Москве: студенты обедают исключительно в McDonalds. Где государство, которое обязано организовывать горячие и недорогие обеды прямо по месту занятий? После пяти лет такого интенсивного режима «труда и отдыха» студент получает гастрит, плавно переходящий в язву — опять плати, теперь уже за больницу.

Студент, «приезжающий на место учёбы на собственной тачке», — мерзкий миф, не имеющий к основной массе учащейся молодёжи никакого отношения.

На советскую стипендию студент, естественно, жить не мог, Дмитрий Анатольевич здесь прав. Но вопрос тогда так и не стоял, потому что люди вообще не думали, что они будут есть, где будут жить завтра. Это было как бы само собой разумеющейся данностью, милостью природы.

Если бы президент России заявил, что на фоне несерьёзных большевистских студенческих стипендий новая Россия рассчитывает придать этому виду помощи более серьёзный формат, учитывая финансовую нагрузку на неокрепшие организмы и души, то «купил» бы любовь студентов на пустом месте. Нет денег в бюджете — всё равно надо как-то лавировать. Но этого не произошло. Поэтому на бесчисленных студенческих форумах, к сожалению, будет и дальше зреть нелюбовь к родной власти. А нелюбовь студентов намного горячее и опаснее аналогичных настроений со стороны российских пенсионеров.

Культуролог, кандидат философских наук (Германия) Лариса Бельцер-Лисюткина :

Студенческая стипендия в МГУ составляла 35 рублей в месяц, 2,50 из неё вычитали за общежитие, 3 — проездной билет. Оставалось 1 рубль на день. Билет на концерт в консерваторию стоил 3 рубля, один кг мяса — 2,20, хорошие сапоги — 50/70 рублей.

Пришлось сразу же, начиная с 1-го курса, подрабатывать переводчицей. Эта подработка дала мне возможность закончить университет, потом аспирантуру, и иметь весьма достойный уровень жизни, получая на основном месте работы стартовую кандидатскую зарплату в 175 рублей.

В то же время за одну статью в журнале или в газете можно было получить гонорар от 150 до 300 рублей, а за перевод или обзор в объёме одного печатного листа с английского или немецкого платили в среднем 200-300 рублей. Мои однокурсники, не знавшие в необходимом объёме языков, чтобы подрабатывать переводами, ездили летом «на шабашку»: строили коровники или дома в отдалённых районах, зарабатывали большие суммы, которые они потом тратили на жизнь. Так что президент Медведев не соврал, на 35 рублей стипендии жить было невозможно, как, впрочем, и на стартовую зарплату в 175 руб.

Директор Центра исследований южно-украинского пограничья Владимир Коробов :

Я был студентом в 1971-1976 годах. Стипендия была 35 рублей. В среднем на еду в день уходило 1 руб. 50 коп. То есть стипендии ровно хватало на месяц на еду в столовой или продуктами из магазина — колбасой и хлебом. Конечно, стипендии не хватало на жизнь в большом городе. Помогали родители. Родители большинства сокурсников помогали деньгами своим детям-студентам. Суммы, правда, были разными. Меня баловали: присылали 70 рублей в месяц. Так что я жил на сумму немногим более 100 рублей, это примерно зарплата сельского учителя, которую я получал после окончания университета. Но на старших курсах и этого показалось мало, и я начал работать в академическом театре, сначала пожарно-сторожевым охранником, кажется, получал 90 рублей в месяц. Потом добавилась творческая работа — актером массовых сцен. Платили 1 рубль за выход на сцену. «Набегало» ещё рублей 50-70. Вместе выходило совсем неплохо. Я начал снимать квартиру, покупать книги, новую одежду. Согласен с Медведевым, студент должен работать. Оптимально, когда студенты работают в научных проектах по специальности. Но и подработка не по специальности укрепляет бюджет студента, формирует его личность, является «школой жизни».

Научный руководитель Центра изучения современности (Франция) Павел Крупкин :

Когда я учился в МФТИ, моей стипендии (повышенной — 73,5 рублей, или обычной — 55 рублей + 10 рублей от мамы-папы) хватало на покрытие базовых потребностей студенческого общежития. Одежда всё равно в основном покрывалось мамой-папой или левыми заработками. Однако основной мессидж президента — другой. Его мессидж заключается в том, что «наверху» принято решение о кардинальной смене словесного оформления социальных рутин на ещё одном участке нашей социальной действительности. Государство перестаёт лицемерить в части снятия с себя ответственности за финансирование бытовых расходов студенчества, передавая его в «частные руки». Т.е. «бытовая часть» обучения юношей и девушек становится их «головной болью» уже и официально — в реальности это давно уже так, поскольку называть нынешние стипендии финансированием быта нельзя уже давно. И это устранение лицемерия ещё из одной сферы жизни общества — хорошо. Но было бы существенно лучше, если бы оно было дополнено созданием частных стипендиальных фондов, а также программ кредитования обучения студентов в ВУЗах.

Переводчик и IT-предприниматель (Бостон, США) Фёдор Толстой :

В советское время в свои студенческие годы я жил с родителями, так что не могу лично свидетельствовать о жизни на одну стипендию.

Однако знаю тех, кто жил в общежитии на стипендию: в приницпе, это было возможно, но «впроголодь». Большинство решали эту проблему за счёт летних заработков в «стройотрядах» — там платили гораздо больше средней зарплаты, так что заработанного хватало потом чтобы поддержать стипендию в течении года.

Мне в принципе кажется правильной система, которая принята в США: студенты получают бесплатную помощь как от государства, так и от университетов, но за исключением самых лучших, эта помощь не покрывает стоимости жизни — зато на стоимость жизни во время обучения они могут получить заём, гарантированный государством, который постепенно отдают когда идут работать.

Журналист и блоггер (Львов) Александр Хохулин :

Я учился заочно, стипендий не получал. Медведев прав. Хотя для Украины более важным вопросом является последовательное реформирование системы образования с целью сделать бессмысленной учебу «для улучшения свойств личности». Государство должно тратить деньги на подготовку специалистов для страны, а не продавцов на лотках с дипломами. Именно это, а не повышение стипендий, должно быть главной задачей нашего профильного министра господина Дмитрия Табачника .

Программист и публицист Алексей Кравецкий :

В восьмидесятые, когда ещё никто и не подозревал, что замечательные павильоны ВВЦ построены для торговли наушниками, семенами и прочим, я с родителями страсть как любил туда ходить.

Территория Выставки Достижений Народного Хозяйства, если кто там не был, — огромная. На этой территории мог бы разместиться небольшой европейский город. Павильоны же расположены не только на центральной аллее, а ещё на многочисленных её ответвлениях. Многие спросят, а зачем туда было ходить, если там всё равно наушники не продавались? И я отвечу: там было здорово! Во-первых, крышесносящие фонтаны, глядя на которые даже жители Рима, — где на фонтаны тоже весьма богато, — будут плакать от зависти. Во-вторых, отличная архитектура и ландшафтный дизайн в целом. Я тогда был уверен, что именно так должны выглядеть города будущего. Впрочем, я сейчас в этом уверен. Когда захожу туда, отлично понимаю Иисуса, выгнавшего торговцев из храма. Хочется, прямо как он, схватить палку и ей отдубасить всех торговцев, а потом повышвыривать их из павильонов и вернуть то, что там было.

А были там, в-третьих, экспозиции. ВДНХ в оригинале — огромный музей. Гигантский музей, который вселял в детское сердце такую уверенность в неизбежности светлого будущего, что родившимся после перестройки ничего подобного даже близко испытать не удалось. В павильонах-музеях было много экспонатов с примерами чуть ли вообще не всего, что у нас в стране делали. Ну, не по номенклатурам, конечно, а по, так сказать, основным направлениям. Но при этом можно было посмотреть вживую всё. От животноводства (да, там были настоящие овцы и свиньи) до тяжёлой металлургии. От национальных костюмов до космических ракет и спутников. Плюс огромное количество моделей. Моделей всего. Городов, атомных электростанций в разрезе, автомобилей, плотин. В этот музей можно было ходить каждый день, без шуток. И дня не хватало, чтобы всё обойти. Это я к чему? К тому, что очень хорошо было! И я хочу всё это обратно! Ненавижу нелюдей, которые разломали город будущего!

Скажу напоследок про рестораны. Ресторанов на ВДНХ было в огромном количестве. Не говоря уже о столовых и кафе. Набегавшись по павильонам, конечно, хотелось покушать. И кушать шли иногда в столовую, а иногда и в ресторан. Так вот, в ресторане на ВДНХ семье из трёх человек можно было буквально обкушаться на 10 рублей. Обед из трёх блюд, компот (пиво меня тогда ещё не интересовало). Бывало, даже доесть не получалось.

Поэтому, в какие кафе за 50 рублей на двоих ходил тогда наш нано-дворник, я решительно не понимаю. Ещё бы сказал, что 50 рублей — это на два мороженых.

Координатор международной экспертной группы ИА REX Сергей Сибиряков :

Слушал я Медведева, и создавалось впечатление, что жили мы с ним в разных странах. Оно и неудивительно — его-то стране только 20 лет...

Питаться в студенческой столовой на полтора рубля в день в конце 70-х — начале 80-х было вполне реально, а некоторые и в рубль укладывались. Общежитие обходилось менее двух рублей ежемесячно.

Стипендии хватало на покрытие элементарных бытовых затрат. Но конечно бурная молодая студенческая жизнь требовала больших затрат. Хотелось модно одеваться, покупать новинки литературы, посещать театры и концерты. А вот эти потребности уже требовали дополнительных средств, и приходилось подрабатывать.

Мы подрабатывали с друзьями по выходным на разгрузке вагонов. Вчетвером разгрузим вагон 60 тонн (соль, мука...) и получим по 15 рублей. Да ещё и мышцы стальные после такой работы. А работа в стройотрядах позволяла за лето заработать от 600 до 1200 рублей и вполне прилично одеться в самые модные вещи.

Девчонки тоже не ленились. Работали ночными нянечками в детсадах, почтальонами, техничками. С 3-го курса студентов брали на кафедры и НИИ Академгородка на полставки лаборантами — 40-50 рублей в месяц. Так что даже в мелочах обыденной студенческой жизни при СССР президент РФ Медведев, никогда не живший в общежитии и не ездивший в стройотряды, пытается найти плохие стороны для оправдания необходимости сбросить социальные заботы о студентах с плеч антинародного государства.

Студенческая жизнь начиналась с поездки в колхозы на уборку урожая. Помню, мы и там неплохо по тем временам заработали — 90 рублей привезли за месяц на 1 курсе. Как-то так получилось после сельхозработ, где я был бригадиром и успешно договаривался с начальством о тарифах на оплату сельхозработ, однокурсники избрали меня от курса в факультетское бюро и стипендиальную комиссию, где я и защищал их интересы до 5 курса. Поэтому я хорошо помню все социальные и профсоюзные льготы для студентов. Студенты-спортсмены, выступающие за ВУЗ в соревнованиях, бесплатно питались в столовой по талонам и отправлялись за счёт вуза на сборы в летние и зимние каникулы.

Особенной заботой были окружены бедные студенты. К бедным студентам относились те, кто имел доход не более 45 рублей на члена семьи, дети из неполных семей, дети инвалидов. Им выделяли бесплатные путёвки в санатории и профилактории, давали материальную помощь два раза в год в размере стипендии. Так что социальная поддержка позволяла получить высшее образование детям из всех слоев советского общества, и главным фактором было желание учиться.

Напомним, что на встрече со студентами российских региональных вузов президент РФ Дмитрий Медведев поделился собственным опытом работы дворником в студенческие годы. «Студенты, желающие достойно жить, должны работать, а не рассчитывать только на стипендию. Я считаю, что целью государства не может быть выплата стипендий, на которую студент может более или менее безбедно жить, — сказал президент. — У государства нет таких возможностей, и, если говорить откровенно, таких стипендий нет ни в одной стране мира» . По мнению Медведева, стипендия — это не форма материальной поддержки, а помощь для решения каких-то частных задач.

Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев поручил вице-премьеру Ольге Голодец проверить информацию о том, что в ряде вузов страны студенты не получают стипендии. Медведев подчеркнул, что уже видел опровержения со стороны крупнейших университетов, однако «сам по себе сигнал неприятный». Вопрос: «Стипендия традиционно мала?»

Олег Смолин, первый зампред комитета Госдумы по образованию, доктор философских наук, профессор, членкор Российской академии образования:

«Мы давно предлагали внести изменения»

Если мы хотим улучшить качество подготовки студентов, то необходимо вернуться к опыту советского времени. Мы давно предлагали внести изменения.

Например, на факультетах, связанных с оборонным комплексом, во времена СССР выплачивали гораздо большую стипендию, чем студентам других специальностей. Выплаты составляли четыре пятых от прожиточного минимума, а стипендии аспирантов были даже выше этого минимума.

Но их всего-то около трех миллионов, и таким образом проблему, конечно, не решить. Получается, что будут созданы условия только отдельным росткам на большом поле. Если повышение не коснется других категорий студентов и аспирантов, то мера окажется лишь показательной, но неэффективной,

И тем не менее, повышение стипендий, пусть и для ограниченного круга студентов и аспирантов, - это шаг вперед, правда, очень маленький.

Что касается социальной стипендии, то мы предлагаем установить ее на уровне прожиточного минимума, а академические стипендии примерно на тех уровнях, какие тоже были в советский период.

К сожалению, сегодня академическая стипендия студента в вузе ниже прожиточного минимума почти в 5 раз, в аспирантуре - в 6,5, в техникуме - в 8 и в ПТУ - в 11,5 раз...

Иван Мельников, первый зампред Госдумы, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук:

«Студенческая стипендия должна быть качественно повышена»

Я думаю, что студенческая стипендия должна быть качественно повышена. Сегодня она составляет всего 20% от прожиточного минимума, а должна быть хотя бы 80%.

С другой стороны, государство не может и не должно платить стипендию на уровне заработной платы. И тем не менее, мы должны выбраться из ситуации, когда студенты «работают и подучиваются» вместо того, чтобы «учиться и подрабатывать»!

Погоня за рублем в студенческие годы в итоге для многих обернется плохими знаниями и, как следствие, невозможностью иметь хорошо оплачиваемую работу всю оставшуюся жизнь...

Виталий Коротич, писатель, журналист, главный редактор журнала «Огонек» (1986-1991 гг.):

«Постоянная подкормка плохо соображающих людей ни к чему хорошему не приводит»

Есть стипендии как пособие на малообеспеченность, но все равно, впрочем, связанные с успеваемостью. Преподавая в университетах США, я видел много студентов, получавших стипендию, связанную с тем, что ребята происходили из малообеспеченных семей.

А еще существуют стипендии на уровне грантов, то есть зависящие от успеваемости и таланта. Когда я учился, то у нас были «ленинские» и «сталинские» стипендии, которые давали особенно талантливым отличникам.

Что касается слабо успевающих, то и опыт других стран говорит, что постоянная подкормка плохо соображающих людей только на основании их пролетарского происхождения ни к чему хорошему не приводит.

То, что американцы делали со своими афроамериканцами, приводило к тому, что такие профессора, как, скажем, я, боялись их трогать и ставить двойки. Ведь они, сильно угнетенные перед этим в нескольких поколениях и сильно бедные, тут же могли сбегать в деканат и сказать, что профессор «расист и бедных не любит». Поэтому им ставили посредственные оценки и старались их не трогать.

А еще должна быть система поддержки талантливых. Помню, в университете США ко мне приходили представители самых престижных фирм и спрашивали: «Есть ли у вас на 2-м или на 3-м курсе хороший и сообразительный студентик?» Я говорил - и они начинали им доплачивать, а студенты подписывали обязательство после учебы пойти работать туда.

Сергей Борисов, зампред Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства, председатель попечительского совета Общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «ОПОРА России»:

« Но и сами студенты должны подрабатывать!»

Бизнес мог бы назначать одаренным студентам именные стипендии, что и делается, но, наверное, не очень широко. Знаю, что это сейчас делает целый ряд бизнесменов…

Но и сами студенты должны подрабатывать! Я, например, дворником работал, и не стыжусь этого. Нужно пройти все университеты...

Руслан Хасбулатов, заведующий кафедрой мировой экономики Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова, бывший председатель Верховного Совета России (1991-1993 гг.), член-корреспондент РАН:

« Материальный достаток семьи студента тоже учитывался»

В мое время было три уровня стипендии: во-первых, средняя по вузу, во-вторых, для тех, кто учился на «хорошо» и «отлично», и, в-третьих, для отличников.

Материальный достаток семьи студента тоже учитывался, и это не сегодня придумали. Стипендиальный фонд рассчитывался примерно на 70% от общего количества студентов.

Если семейное положение студента было совсем скверным, но он не получал двоек, то комиссия выносила решение: «Да, парень (или девушка) не фонтан, но хоть на тройки учится, так что стипендию платить надо». Причем это решали не только преподаватели, но и представители студенчества.

Я уже тридцать профессор, доктор и завкафедрой, а 25 лет назад получал зарплату больше, чем сегодня! И моя студенческая стипендия в 60-е гг. была больше по сравнению с сегодняшней.

А ведь сегодня у нас зарплата ниже, чем в последний год социализма, и стипендия в два-три раза меньше, а должна быть на уровне прожиточного минимума.

Вячеслав Никонов, председатель комитета Госдумы по образованию, исполнительный директор правления фонда «Русский мир», президент Фонда «Политика», доктор исторических наук:

«Предлагаем не поднимать стоимость обучения на платных отделениях вузов»

Что ж, вопрос со стипендиями особенно остро стоит в сфере среднего профессионального образования. Мы предлагаем также не поднимать стоимость обучения на платных отделениях вузов и других образовательных организаций. При этом они должны ввести режим жесткой экономии и усилить контроль за целевым использованием средств.

Конечно, существует проблема неустроенных студентов, но ведь никто никого никуда не выбрасывает. На протяжении последних лет мы активно боремся со всякими подозрительными конторами, которые выдают дипломы, и это борьба должна идти дальше.

Елена Кондулайнен, заслуженная артистка России:

«Это же кот наплакал!»

По-моему, стипендия мизерная во все времена! О чем там говорить, это же кот наплакал, тем более для молодежи, когда девушку нужно куда-то сводить…

В свое время я получала 40 руб. - хоть колготки можно было купить! Ведь они очень быстро и часто рвутся, и студентки вечно ходят в рваных.

А сейчас надо бросить клич, чтобы богатые помогали студентам. Думаю, у государства есть возможность заставить тех, кто серьезно обогатился, делиться с молодыми.

Самые счастливые люди в СССР - это студенты. Все, кто жил в то время, безусловно согласятся с этим утверждением. А в качестве доказательства, мы расскажем о жизни советских девушек во время учебы в ВУЗе.

1. Как поступали

Для миллионов юношей и девушек в СССР высшее образование было главным социальным лифтом. Диплом престижного ВУЗа давал путевку в жизнь, участие в художественной самодеятельности открывало дорогу на эстраду, активная работа в комсомольской организации считалась едва ли не единственным вариантом для тех, кто решил заняться политикой, то есть делать карьеру в КПСС. Но для начала студентом надо стать, а сделать это было не так уж просто.

Конечно, для большинства ВУЗов хватало только более-менее успешно сдать экзамены. На некоторые специальности был вообще жесточайший недобор и брали практически всех, кто не получил двойку. Яркий пример: «педины» и «сельхозы». Для элитных институтов и университетов предполагался не только хороший аттестат и отлично сданные вступительные экзамены - проходной балл иногда достигал 4,7 и требовались дополнительные факторы.

Например, в МГИМО хорошего знания иностранного языка было недостаточно, требовалось рабочее происхождение или хотя бы год стажа по рабочей специальности, а также рекомендация горкома партии. Для юрфака нужна была служба в армии или работа в милиции, для «медина» - приветствовалась запись в трудовой по профилю и характеристика от главврача. Кроме того, существовали квоты для малых народов, направления от предприятий и так далее.

Все это относится ко второй половине существования СССР. До войны подавляющее большинство образованных людей прошли через созданную советской властью систему ликбезов и рабфаков, а в институт шли даже не после экзаменов, а по комсомольским путевкам.

2. Как не поступали

Во многих ВУЗах надо было пройти собеседование и не всегда оно было формальным. Иногда даже не очень удачные оценки на экзамене отходили на второй план, если абитуриентка хорошо знала предмет или могла продемонстрировать свою увлеченность им. Но точно так же ее могли и завалить. Зачастую девушкам было сложнее попасть на престижную специальность из-за гендерных стереотипов. Например, на мехмат при прочих равных и даже при более низких оценках взяли бы юношу.

Еще одна беда, которая особенно мешала девушкам из провинции - это несовпадение программ. Часто на вступительных экзаменах они сталкивались с задачами и вопросами, которые просто не проходили в школе. И если в 1950-х это отставание еще не было ярко выражено, то с каждым десятилетием разрыв увеличивался.

Отдельно надо рассказать про систему отбора в творческие ВУЗы. Тысячи девушек со всего СССР приезжали в столицу, чтобы поступить в главные профильные учебные заведения страны: ВГИК, ГИТИС и так далее. Конкурс достигал сотни человек на место, а отсев был по-настоящему жестоким.

Сначала надо было пройти творческие задания, что само по себе сложно. Потом собеседование по общим знаниям о театре или кино. Билетов при этом не было и члены экзаменационной комиссии иногда задавали вопросы по истории таджикского кинематографа.

3. Где учились

Несмотря на формальное равенство возможностей, в СССР всегда чувствовалось четкое разделение на мужские и женские институты. Не секрет, что на учителей и филологов учились в основном девушки. Еще одним местом, где концентрация слабого пола была высокой - это нархозы. Это были не самые популярные ВУЗы и поступить туда, за исключением некоторых специальностей, было легко.

А вот в политехах девушек было традиционно мало. Существовали учебные заведения, куда женщин вообще не принимали. Например, мореходки и военные училища. Безусловно, были профессии, о которых мечтали почти все девушки. Про актрис мы уже говорили, но не меньшей популярностью пользовались журфаки и инязы.

4. Как ездили на картошку

Получив заветный студенческий билет, первого сентября девушки приходили в свои ВУЗы, чтобы окунуться в мир знаний, но тут же отправлялись «на картошку». Поездка в колхоз «на борьбу с урожаем» - обязательный этап получения высшего образования. «Откосить» было очень сложно. Единственное исключение - больничный. Но надо сказать, что вплоть до 1980-х для большинства студентов это не было чем-то экстраординарным.

Такие поездки практиковались не только для студентов, но и для школьников, начиная с седьмого класса. В поля отправляли на несколько недель в самый разгар бабьего лета, где будущие актеры и физики чаще всего занимались уборкой доживших до сентября овощей. И хотя труд был достаточно тяжелым, все заранее примерно представляли, что их ждет, были к этому готовы и умели в нужный момент, что уж греха таить, схалтурить.

Зато по вечерам можно было посидеть у костра, послушать гитару, познакомиться с сокурсницами, которых видели до этого только на вступительных экзаменах, пообщаться с потенциальными кавалерами, ну и вообще весело провести время. Зачастую о днях, проведенных в колхозе в студенческие годы, вспоминали как раз с удовольствием, без негатива.

5. Где жили

Так получалось, что многие девушки предпочитали получать образование не в родном городе. Жители сел ехали в ближайший крупный населенный пункт или областной центр. Абитуриенты оттуда стремились в ВУЗы республиканских столиц. Цепочка заканчивалась в Москве и Ленинграде. Несмотря на многие бытовые неудобства, девушки старались оказаться как можно дальше от родного дома. И большинство таких советских студенток заселялось в общежития.

Общежитие были самым простым и доступным вариантом, но далеко не единственным. Довольно часто девушки снимали комнату с хозяйкой. Как правило, брали не целую комнату, а только койку и жить приходилось втроем-вчетвером. Стоила такая услуга в 1970-х относительно недорого: 5-20 рублей, в зависимости от города.

Арендовать квартиру без хозяйки было сложнее. Почти вся недвижимость в СССР принадлежала государству. Редко у кого была вторая квартира свободная под сдачу. Но и это при некотором везении можно было организовать, хотя стоило уже от 20 до 100 рублей.

6. Чем увлекались

Понятное дело, в ВУЗы шли, чтобы получить специальность. Но советские власти следили не только за тем, чтобы студентки приобретали необходимые знания, но еще и разносторонне развивались. Во всех институтах и университетах много внимания уделяли самой разнообразной художественной самодеятельности и спортивным секциям.

Надо сказать, что изначально почти весь спорт в СССР был подчеркнуто любительским. В биографии многих известных спортсменов 1950-х или 60-х годов часто можно встретить строчки о том, что первые шаги в большом спорте они сделали в секциях при предприятиях или ВУЗах. Позднее стали появляться легкоатлетки и волейболистки, которые при институтах только числились, а реально не учились. Но все равно девушки при желании могли записаться в какую-то секцию и бесплатно заниматься спортом, что называется «для души». Особенно популярными были плавание, гимнастика и альпинизм. Последний, правда, был далеко не во всех ВУЗах.

Впрочем, спорт был не самым модным занятием среди студенток. Больше их внимание привлекала художественная самодеятельность. При институтах и студенческих ДК работали как вполне официальные коллективы, так и разнообразные ВИА и молодежные театры, для которых ВУЗ служил только удобной базой. Эдита Пьеха и Майя Кристалинская стали звездами еще будучи студентками.

Особняком стоял КВН. Клуб Весёлых и Находчивых придумали на телевидении, но очень быстро он превратился в настоящее движение, которое проникло практически во все ВУЗы страны. Более того, во многих институтах проводились еще и внутренние соревнования между факультетами. Даже закрытие передачи не сказалось на его популярности. В студенческой среде КВН благополучно дожил до перестройки и возобновления трансляций. Единственное огорчение: девушкам пробиться даже в команду факультета было сложно, основной состав веселых и находчивых был мужским.

7. Как отдыхали

Может показаться, что все сказанное выше уже относилось к развлечению и отдыху. В какой-то степени так и было, но и спорт, и художественная самодеятельность занимали много времени и больше напоминали получение второго образования без отрыва от первого.

У девушек, которые учились в институтах, хватало возможностей приятно провести время. И помогало этому большое количество льгот. Посещать кино, театры и музеи можно было с существенной скидкой, билеты на транспорт тоже для студентов были дешевле. Но самым популярным времяпрепровождением оставались танцы.

В крупных городах их организовывали постоянно: летом на открытом воздухе, зимой использовали любые подходящие помещения, начиная с Домов Культуры и заканчивая вокзалами. Вход на такие мероприятия был платным. Однако специально для учащихся устраивали полузакрытые студенческие вечера, билеты на которые распределялись через профком.

Профкомы же заведовали и летним отдыхом. Там можно было получить путевки в студлагеря за 10-20% от стоимости, они же отправляли в турпоходы и туристические поездки по всему СССР. Разнообразие программы зависело в первую очередь от богатства самого ВУЗа, как правило самыми «крутыми» в этом отношении были не только престижные учебные заведения, а приписанные к ведомству-тяжеловесу, например, министерству нефтяной промышленности.

8. Где подрабатывали

Стипендия в СССР была относительно большой. До 1970 года - от 30 рублей, потом подняли до 40 рублей, отличницы получали 56 рублей. Но не всем и не всегда этого хватало. Поэтому периодически возникало желание найти подработку. Юношам было проще: постоянно требовались грузчики и разнорабочие. За такую работу платили неплохо, примерно 10 рублей в день, а разгружать вагоны надо было ночью. А вот девушкам приходилось хорошенько поломать голову, чтобы найти дополнительный заработок.

Самый простой вариант - это устроиться уборщицей. Подобных вакансий всегда было много, легко брали на полставки и можно было договориться о времени работы. Вот только деньги за это платили очень скромные. Ставка была всего 70-80 рублей в месяц. Другим распространенным способом подработки было репетиторство. Обычно подтягивали школьников, платили за это 3-5 рублей за занятие. Но подходила такая работа не всем студенткам. Кто-то просто сам не дотягивал знаниями для репетиторства, а кто-то просто стеснялся брать деньги.

Хорошую возможность заработать давали студотряды. В СССР существовала своя разветвленная организация «Всесоюзные студенческие строительные отряды», которая действовала при комсомоле. Студентов в первую очередь направляли на строительство различных объектов, но не только. Встречались отряды, которые занимались рыболовством, торговлей и даже обучением детей.

Разбогатеть в студотряде было почти нереально, но 400-600 рублей за летний период можно было получить. Особенно привлекательной в финансовом плане считалась работа проводником. Кроме собственно зарплаты, некоторые еще умудрялись сдавать бутылки на 5-10 рублей за смену.

Советское прошлое примечательно тем, что большинство людей в возрасте хотят его вернуть, а молодежь так наслышана о нем, что жалеет, что не родилась ранее. Отличие от сегодняшнего времени заключается в том, что у людей были деньги, а за товарами часами приходилось стоять в очереди. Но когда есть возможность что-то купить, то не грех немного подождать.

Как показывает практика, умение экономить и считать деньги приходит с годами, независимо от того, в каком веке живут люди, а в студенческое время стипендия могла уйти в один день, но что же тогда делать дальше, и, как подрабатывать. Средняя стипендия в советское время у студента физического факультета составляла 45 рублей, повышенная – 56. В принципе, распределив ее грамотно, вполне хватало. Например, обед в студенческой столовой, состоящий из первого, второго и третьего, в среднем составлял 22 копейки, то есть, даже кушая три раза в день, растраты не доходили до рубля, и хватало еще на коржики и мороженное. За общежитие тоже плата была небольшая, максимум, от 2 до 5 рублей, поэтому10 рублей в месяц еще оставалось на театр и кино.

Важно отметить, что всю литературу можно было бесплатно взять в библиотеке, но даже, если хотелось купить какую-то книгу, стоили они недорого. Но поскольку у большинства студентов деньги иссякали в первую неделю, то приходилось подрабатывать. Девочкам, как правило, найти временную работу было сложнее, а вот мальчики могли хорошо «продать» свою физическую силу.

Практически в каждом городе находились станции, на которые приходили вагонные составы с различным сырьем, строительными материалами, углем, металлами и так далее. Разгружая ночью вагон в течение 4-5 часов, можно было заработать 15 рублей, то есть, за три дня работы можно было заработать всю стипендию. Конечно, данная работа была не из легких, но уже через сутки отдыха организм возвращался в норму.

Особый интерес студентам представляло лето, когда можно было ездить в командировки в Сибирь на заработки. Уже через 2-3 месяца, можно было привезти домой чистыми до 2000 рублей, а на то время это были немалые деньги, когда средняя зарплата учителя была 120 рублей, и только шахтеры могли получать до 500. Важно отметить, что в случае выявления махинаций со стороны работодателя, все проблемы легко решались через суд, и недостаток в выплате возвращали. Важно отметить, что по всей России было множество городов, куда можно было поехать на заработки, было бы желание. Большинство молодых людей после такой работы по возвращении домой ходили в магазин с названием «Рубин» или «Изумруд», и покупали своим любимым красивые украшения.

Конечно, несмотря на социалистический строй, некоторые коммерческие и спекулятивные нотки пробивались и в том время. Например, студенты, родители которых жили поблизости границы с Польшей, Латвией и Литвой, имели возможность привозить множество качественных и красивых вещей. Так вот некоторые матерые личности умудрялись перепродавать их в несколько раз дороже, и неплохо зарабатывать на разнице.

В советское время каждый мог зарабатывать, потому что были возможности, причем не было таких хитростей, как отказ в оплате за работу на основании того, что человек не прошел испытательный срок и не заслужил денег. Поэтому в смысле подработки в Советское время было однозначно легче.