Александр Александрович Блок. «Люблю высокие соборы…. Стихотворение "люблю высокие соборы" блок александр александрович

Люблю высокие соборы,
Душой смиряясь, посещать,
Входить на сумрачные хоры,
В толпе поющих исчезать.
Боюсь души моей двуликой
И осторожно хороню
Свой образ дьявольский и дикий
В сию священную броню.

В своей молитве суеверной
Ищу защиты у Христа,
Но из-под маски лицемерной
Смеются лживые уста.
И тихо, с измененным ликом,
В мерцаньи мертвенном свечей,
Бужу я память о Двуликом
В сердцах молящихся людей.
Вот — содрогнулись, смолкли хоры,
В смятеньи бросились бежать…
Люблю высокие соборы,
Душой смиряясь, посещать.

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. Я люблю тебя, люблю неудержимо, Я стремлюсь к тебе всей, всей моей душой! Сердцу кажется, что мир проходит мимо, Нет, не он идет — проходим мы с тобой. Жизнь, сближая...
  2. Дома-то высокие! Потолки — низкие. Глядеть красиво, а проживать скучно в таких одинаковых, как пятаки, комнатах, как будто резинку всю жизнь жевать, Господи! Когда-то я ночевал во дворце. Холодно в...
  3. Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня красы твоей блистанье: Люблю в тебе я прошлое страданье И молодость погибшую мою. Когда порой я на тебя смотрю, В...
  4. Я люблю замирание эха После бешеной тройки в лесу, За сверканьем задорного смеха Я истомы люблю полосу. Зимним утром люблю надо мною Я лиловый разлив полутьмы, И, где солнце горело...
  5. Я не люблю фатального исхода, От жизни никогда не устаю. Я не люблю любое время года, Когда веселых песен не пою. Я не люблю холодного цинизма, В восторженность не верю,...
  6. Я больше ее не люблю, А сердце умрет без любви. Я больше ее не люблю, — И жизнь мою смертью зови. Я — буря, я — пропасть, я — ночь,...
  7. Как люблю я, вечные боги, прекрасный мир! Как люблю я солнце, тростники и блеск зеленоватого моря сквозь тонкие ветви акаций! Как люблю я книги (моих друзей), тишину одинокого жилища и...
  8. Каждый вечер я молю Бога, чтобы ты мне снилась: До того я полюбилась, Что уж больше не люблю. Каждый день себя вожу Мимо опустелых комнат,- Память сонную бужу, Но она...
  9. Я люблю направлять наши мысленные Лебединые вольные взлеты В неисхоженные, неисчисленные Чернолесья, урманы, болота: Тишь ли это, веками намоленная, Дух костров ли, и чистый, и едкий — Только видятся срубы...
  10. Люблю мое молчанье В лесу во тьме ночей И тихое качанье Задумчивых ветвей. Люблю росу ночную В сырых моих лугах И влагу полевую При утренних лучах. Люблю зарею алой Веселый...
  11. Я не люблю тебя. Но ты средь бездорожий и посредине валкого пути мне ног, и глаз, и костыля дороже, я без тебя в себе – как взаперти. Я не люблю...
  12. Ты говорила мне «люблю», Но это по ночам, сквозь зубы. А утром горькое «терплю» Едва удерживали губы. Я верил по ночам губам, Рукам лукавым и горячим, Но я не верил...
Вы сейчас читаете стих Люблю высокие соборы, поэта Блок Александр Александрович

«Люблю высокие соборы…» Александр Блок

Люблю высокие соборы,
Душой смиряясь, посещать,
Входить на сумрачные хоры,
В толпе поющих исчезать.
Боюсь души моей двуликой
И осторожно хороню
Свой образ дьявольский и дикий
В сию священную броню.
В своей молитве суеверной
Ищу защиты у Христа,
Но из-под маски лицемерной
Смеются лживые уста.
И тихо, с измененным ликом,
В мерцаньи мертвенном свечей,
Бужу я память о Двуликом
В сердцах молящихся людей.
Вот — содрогнулись, смолкли хоры,
В смятеньи бросились бежать…
Люблю высокие соборы,
Душой смиряясь, посещать.

Анализ стихотворения Блока «Люблю высокие соборы…»

Произведение 1902 г., входящее в корпус «Стихов о Прекрасной Даме», обозначает контуры мотива двойничества, который получит развитие в более поздних циклах. «Печальная» фигура «стареющего юноши», появляющегося из зыбкого «октябрьского тумана», возникает в стихотворении «Двойник» из сборника «Страшный мир». Персонаж обращается к лирическому герою: он сообщает, что утомлен несправедливым жребием, вынуждающим проживать «чужую» жизнь.

В художественном пространстве «Люблю высокие соборы…» двойник лирического «я» пока не обрел собственную плоть, но успел прочно обосноваться в «двуликой» душе героя. Внутренние противоречия, возникающие между светлым и темным началом, определяют странное поведение лирического субъекта.

Христианская кротость, потребность в «молитве суеверной», упование на помощь высших сил - все эти черты принадлежат светлой стороне души, «священной броне». Повинуясь ее призыву, герой приходит в храм. «Дьявольский и дикий» облик проявляется в виде глумливой «лицемерной» маски с усмехающимися «лживыми устами». Герой, растерянный и устрашенный своим открытием, пытается спрятать разрушительную часть натуры от верующих, собравшихся в храме. Однако даже сумрак, озаряемый неверным «мертвенным» пламенем свечей, не помогает лирическому «я». «Измененный лик», напоминающий дьявольский, видят окружающие. Впечатление настолько ужасно, что паства содрогается, певчие смолкают и люди в панике бегут из церкви.

Финальное двустишие в точности повторяет первые строки, однако оно наполнено противоположным смыслом. Вместо смирения в заключительном рефрене слышатся зловещая насмешка и мрачное удовлетворение темного лика, на этот раз одержавшего победу над душой.

«Безумный смех и сумасшедший крик» звучат и в завершающей части стихотворения «Двойнику», датированного концом 1901 г. Лирический герой обращается к своему второму «я», именуя его «бедным другом», смешным и жалким. Самоуверенный и циничный двойник прогнозирует исчезновение соперника и свое скорое торжество, связанное с присвоением чужих наград.

В произведении «Она стройна и высока…» лирический субъект следит за свиданием влюбленной пары, как «злодей» или «невидимый» безумец, играющий «в прятки» на сумрачных городских улицах. Он выступает в роли двойника влюбленного, охарактеризованного как мужчина с «профилем грубым».

Александр Александрович Блок

Люблю высокие соборы,
Душой смиряясь, посещать,
Входить на сумрачные хоры,
В толпе поющих исчезать.

Боюсь души моей двуликой
И осторожно хороню
Свой образ дьявольский и дикий
В сию священную броню.
В своей молитве суеверной
Ищу защиты у Христа,
Но из-под маски лицемерной
Смеются лживые уста.
И тихо, с измененным ликом,
В мерцаньи мертвенном свечей,
Бужу я память о Двуликом
В сердцах молящихся людей.
Вот — содрогнулись, смолкли хоры,
В смятеньи бросились бежать…
Люблю высокие соборы,
Душой смиряясь, посещать.

Произведение 1902 г., входящее в корпус «Стихов о Прекрасной Даме», обозначает контуры мотива двойничества, который получит развитие в более поздних циклах. «Печальная» фигура «стареющего юноши», появляющегося из зыбкого «октябрьского тумана», возникает в стихотворении «Двойник» из сборника «Страшный мир». Персонаж обращается к лирическому герою: он сообщает, что утомлен несправедливым жребием, вынуждающим проживать «чужую» жизнь.

В художественном пространстве «Люблю высокие соборы…» двойник лирического «я» пока не обрел собственную плоть, но успел прочно обосноваться в «двуликой» душе героя. Внутренние противоречия, возникающие между светлым и темным началом, определяют странное поведение лирического субъекта.

Христианская кротость, потребность в «молитве суеверной», упование на помощь высших сил — все эти черты принадлежат светлой стороне души, «священной броне». Повинуясь ее призыву, герой приходит в храм. «Дьявольский и дикий» облик проявляется в виде глумливой «лицемерной» маски с усмехающимися «лживыми устами». Герой, растерянный и устрашенный своим открытием, пытается спрятать разрушительную часть натуры от верующих, собравшихся в храме. Однако даже сумрак, озаряемый неверным «мертвенным» пламенем свечей, не помогает лирическому «я». «Измененный лик», напоминающий дьявольский, видят окружающие. Впечатление настолько ужасно, что паства содрогается, певчие смолкают и люди в панике бегут из церкви.

Финальное двустишие в точности повторяет первые строки, однако оно наполнено противоположным смыслом. Вместо смирения в заключительном рефрене слышатся зловещая насмешка и мрачное удовлетворение темного лика, на этот раз одержавшего победу над душой.

«Безумный смех и сумасшедший крик» звучат и в завершающей части стихотворения «Двойнику», датированного концом 1901 г. Лирический герой обращается к своему второму «я», именуя его «бедным другом», смешным и жалким. Самоуверенный и циничный двойник прогнозирует исчезновение соперника и свое скорое торжество, связанное с присвоением чужих наград.

В произведении «Она стройна и высока…» лирический субъект следит за свиданием влюбленной пары, как «злодей» или «невидимый» безумец, играющий «в прятки» на сумрачных городских улицах. Он выступает в роли двойника влюбленного, охарактеризованного как мужчина с «профилем грубым».