Абсолютизм понятие по истории. Что такое Абсолютизм? Что значит Абсолютизм

АБСОЛЮТИЗМ (от латинского absolutus - безусловный, неограниченный), государственный строй в странах Западной Европы на позднем этапе доиндустриальной эпохи, характеризующийся отказом от сословно-представительных учреждений и предельной концентрацией власти в руках монарха. Наряду с понятием абсолютизма в литературе бытует первичное по отношению к нему понятие «абсолютная монархия», употребляемое в широком (ничем не ограниченная власть государя), а также в узком, строго научном, смысле, совпадающем с понятием абсолютизма.

Абсолютизм как историческое понятие . Термин «абсолютизм» получил распространение с середины 19 века, однако то, что этот строй представлял собой целостное явление, включавшее не только институты власти, но в значительной степени и социальные отношения, осознавалось уже накануне Великой французской революции. Тогда суть этого явления выражало понятие «старый порядок» (Ancien regime).

В 18 веке получили распространение также термины «деспотизм» и «феодальный порядок» - приблизительные синонимы «старого порядка». Понятие абсолютизма сложилось для обозначения уходящего в прошлое строя и для борьбы с ним, затянувшийся на весь 19 век. В нём была заложена идея исторического развития - от угнетения и невежества к свободе и просвещению, от самовластья к конституционному строю. Благодаря А. де Токвилю («Старый порядок и революция», 1856) абсолютизм стал рассматриваться также и в социологическом контексте не только как централизация власти, но и как способ нивелирования сословных (социальных) различий.

Генезис и формирование политических теорий абсолютизма . Понятие абсолютной монархии как формы организации власти гораздо древнее, чем понятие абсолютизма как эпохи европейской истории. Оно восходит к римскому праву, к формуле юриста 2 века Ульпиана: princeps legibus so- lutus (или absolutus) est (государь не связан законами). Оно употреблялось в средние века и широко распространилось в 16 веке, став фактически самоназванием абсолютистских режимов. Фоном для развития теорий абсолютной монархии в 15-17 веках было формирование понятия государства. В античной и средневековой политической мысли господствовала восходившая к Аристотелю синкретическая модель: социальный, политический, этический, правовой и религиозный уровни организации общества не вполне различались. На учение Аристотеля об идеальном государстве опирались концепции «раздельного суверенитета» (Ф. де Комин, К. Сейссель и др.), объединявшие некоторые черты монархии, аристократии и демократии при приоритете сильной королевской власти, противополагаемой тирании. В 15-16 веках в связи с освобождением политики от религии и морали развивается и понятие государства (особую роль сыграл трактат Н. Макиавелли «Государь», 1532 год). К концу 16 века слово «государство» (stato, etat, state, Staat) начинает обозначать не сословие или «положение» короля, но некоторую абстрактную сущность, воплощение публичной власти.

Важнейший этап в развитии представлений о государстве - создание французским юристом Ж. Боденом теории нераздельности суверенитета («Шесть книг о республике», 1576 год), то есть высшей государственной власти, которая целиком принадлежит монарху, при этом предполагалось, что абсолютная монархия совместима с правами и свободами подданных и не может посягать на их собственность. Абсолютная монархия противопоставлялась восточным деспотиям, где государь произвольно распоряжается жизнью и имуществом подданных. Даже самые последовательные приверженцы её, не исключая кардинала Ришелье, считали, что нарушать права подданных правитель имеет право только в крайних случаях, во имя спасения государства (теория «государственного интереса»). Таким образом, абсолютизм практически развивался как система чрезвычайного управления, связанного, прежде всего с войнами, вызывавшими потребность в увеличении налогов. В то же время в абсолютизме отражался и характерный для эпохи образ мысли: люди 16-17 веков воспринимали вселенную как иерархию идеальных сущностей, в которой король и привилегированные слои образовывали континуум, а человеческая воля была ограничена рамками богоустановленного порядка. В идеологии абсолютизма наряду с рационалистическими политическими теориями большое место занимала идея Божественного происхождения власти.

Оппозиционные абсолютизму политические теории . Теориям абсолютной монархии противостояли идеи тираноборчества и общественного договора. В эпоху Реформации 16-17 веков политические конфликты часто принимали религиозную форму. Верность истинной религии (наряду с правом собственности) противники абсолютизма, прежде всего в протестантских кругах, считали основой общественного договора, нарушение которого королём даёт подданным право на восстание. Абсолютизм не устраивал и «ультрамонтанскую оппозицию»: мысль о том, что король получает власть не непосредственно от Бога, а из рук народа, руководимого мудрыми пастырями,- важнейший тезис кардинала Р. Беллармина. Трагический опыт гражданских войн породил представление о том, что верность религии вторична по отношению к общественному порядку. Отсюда - идея абсолютного индивида (то есть индивида, взятого до вхождения в социальные группы, в том числе и в церковь) как основы общества.

Решающий вклад в её разработку внёс английский философ Т. Гоббс («Левиафан», 1651 год). По Гоббсу, абсолютные индивиды пребывают в состоянии «войны всех против всех». Подавленные страхом смерти, они решают передать абсолютную власть государству. Гоббс дал наиболее радикальное обоснование абсолютизма, но вместе с тем заложил фундамент либерализма как политической и экономической теории. Идея абсолютного индивида разрушала образ вселенной как иерархии идеальных сущностей, а вместе с ним и интеллектуальные основы абсолютизма. В конце 17 века английский философ Дж. Локк использовал идеи Гоббса уже для обоснования конституционного строя.

Абсолютизм как государственный строй . Абсолютные монархии пришли на смену сословно-представительским монархиям. В 13-14 веках в Европе сложилась система органов сословного представительства (парламент в Англии, генеральные и провинциальные штаты во Франции, кортесы в Испании, рейхстаги и ландтаги в Германии). Эта система позволяла королевской власти получать поддержку знати, церкви и городов в проведении политики, на которую не хватало её собственных сил. Принципом сословной монархии была формула: что касается всех, должно быть одобрено всеми (quod omnes tangit, ab omnibus debet approbari).

Резкое усиление королевской власти начинается во 2-й половине 15 - начале 16 веков, прежде всего в Испании, Франции и Англии. В Италии и Германии, где национальные государства сформировались только в 19 веке, тенденция к усилению государственной власти реализовалась преимущественно в отдельных княжествах («региональный абсолютизм»). Своеобразные абсолютные монархии сложились также в Скандинавии (с сохранением некоторых сословно-представительских институтов) и в Восточной Европе (с неразвитостью сословных прав и крепостничеством). Развитие абсолютизма состояло в формировании государственного аппарата, росте налогов и становлении постоянной наёмной армии при одновременном упадке средневековых сословий. В Англии, однако, постоянная армия почти не получила развития, а парламент сохранил контроль над налогами. В то же время укреплению абсолютистских тенденций в этой стране способствовало присвоение монархом функций главы своей церкви.

Причины возникновения абсолютизма. Абсолютизм и общество. В советской историографии возникновение абсолютизма объяснялось классовой борьбой крестьянства и дворянства (Б. Ф. Поршнев) или дворянства и буржуазии (С. Д. Сказкин). Сейчас историки всё больше предпочитают видеть в абсолютизме результат социальных и культурных трансформаций эпохи генезиса капитализма, не сводимых к единой формуле. Так, развитие торговли рождало потребность в протекционистской политике, находившей своё обоснование в идеях меркантилизма, а рост городской экономики - в перераспределении доходов от неё в пользу знати. И то и другое, а также огромные расходы на войны, вызывавшие усиленное налогообложение, - всё это требовало сильной государственной власти. Дворянство стало больше зависеть от королевской службы, распад социального единства городской общины побуждал новые городские элиты к сближению со знатью и к отказу от городских вольностей в пользу монархии, а возникновение национальных государств ставило церковь под контроль монархии. Абсолютизм, рождённый из распада средневековых сословий, до конца оставался дворянским государством, частично модернизированным, но связанным с архаичным для 16 века «обществом привилегий».

Абсолютизм и культура . Абсолютные монархи поощряли развитие культуры и науки и одновременно стремились к контролю над ними. К эпохе абсолютизма восходит государственная институционализация культуры и науки (создание королевских академий, научных обществ). Культурная политика была важным средством укрепления королевской власти и «одомашнивания» дворянства, которое «дисциплинировалось» благодаря придворному этикету. Совместно с церковью абсолютизм добивался усиления контроля над массой населения, подавляя традиционную народную культуру и прививая народу элементы культуры образованных элит. Между развитием абсолютизма и складыванием современного типа личности, рационально контролирующей собственное поведение, а также современной пенитенциарной системы, существовала несомненная связь. Абсолютизм участвовал в формировании менталитета и ценностных ориентаций человека Нового времени (представление о долге и ответственности перед государством и др.).

Кризис абсолютизма. Просвещённый абсолютизм. Хотя во 2-й половине 17 века абсолютизм продолжал укреплять свои позиции в ряде европейских стран (Скандинавские государства, Бранденбург-Пруссия), с середины 17 века появились первые признаки его кризиса. Наиболее заметным его симптомом стала Английская революция, а в 18 веке он стал очевиден почти повсеместно. Абсолютные монархи попытались приспособиться к развитию экономики и светской культуры с помощью политики так называемого просвещённого абсолютизма - заигрывания с «философами», отмены наиболее экономически вредных привилегий (реформы Тюрго во Франции в 1774-76 годов), а иногда отмены крепостного права (Иосифом II Габсбургом в Богемии, а затем и в других провинциях Австрии). Эта политика дала лишь кратковременный эффект. Буржуазные революции и конституционные реформы конца 18-19 веков привели к смене абсолютизма конституционными монархиями и буржуазными республиками. О форме власти в России, родственной европейскому абсолютизму, смотри Самодержавие.

Лит.: Кареев Н.И. Западноевропейская абсолютная монархия XVI, XVII и XVIII вв. СПб., 1908; Поршнев Б.Ф. Народные восстания во Франции перед Фрондой (1623- 1648). М.; Л., 1948; Mousnier R. La venalite des offices sous Henri IV et Louis XIII. 2 ed. Р., 1971; Сказкин С. Д. Избранные труды по истории. М., 1973. С. 341-356; Anderson Р. Lineages of the absolutist state. L., 1974; Duchhardt Н. Das Zeitalter des Absolutismus. Munch., 1989; Konocoe Н.Е. Высшая бюрократия во Франции XVII в. Л., 1990; Малов В. Н. Ж.-Б. Кольбер: Абсолютистская бюрократия и французское общество. М., 1991.

Наиболее распространенной формой правления в эту эпоху оставалась монархия. Но расстановка сил между властью и обществом изменилась. На смену сословной монархии постепенно приходит абсолютизм. Появились централизованные государства , нуждающиеся в больших средствах, сильной армии, чиновничьем аппарате. Абсолютизм начал складываться еще в XV в., но расцвет его пришелся на XVII в.

Характерными признаками абсолютизма были: сосредоточение законодательной, исполнительной и судебной власти в руках наследственного монарха; отсутствие сословно-представительных учреждений; выстраивание целостной иерархической системы органов центральной и местной власти, непосредственно подчиненной монарху; наличие мощного чиновничье-бюрократического аппарата; регулярная армия.

Образцом европейского абсолютизма являлась Франция. Важной вехой в становлении абсолютизма стало правление Франциска I, указы и распоряжения которого сопровождались фразой: «Ибо такова наша воля». При Генрихе IV Бурбоне процесс централизации власти усилился. При его сыне, короле Людовике XIII, два десятилетия пост первого министра занимал кардинал Ришелье, который был фактическим правителем Франции. Ему принадлежит особая роль в укреплении абсолютизма.

С 1302 г. во Франции избирались Генеральные штаты - сословно-представительное учреждение, состоящее из депутатов духовенства, дворянства и третьего сословия. По мере укрепления абсолютизма роль этого учреждения уменьшалась. В 1614 г. при Людовике XIII (1601 - 1643) Генеральные штаты были распущены, так как депутаты от третьего сословия высказались за распространение налогов на ранее не облагаемые земли дворянства и духовенства, отмену других привилегий высших сословий и ограничение административного произвола. 175 лет Генеральные штаты не собирались. Абсолютизм во Франции достиг апогея при «короле-солнце» Людовике XIV (1643-1715). Его власть была настолько велика, что предание приписывает ему изречение «Государство - это я».

В Англии королевская власть также значительно усилилась. Английский абсолютизм приобрел законченные формы при Генрихе VIII Тюдоре (1509-1547) и достиг своего расцвета при его дочери Елизавете I, которая правила страной 45 лет с 1558 по 1603 г. Подобную политику продолжал и Яков I Стюарт (1603- 1625), вступивший на престол после смерти Елизаветы I. Но он, как и его сын Карл I, все свое царствование провел в борьбе с парламентом, не считаться с которым короли уже не могли. В Палате общин большинство состояло из представителей нового дворянства, купечества, буржуазии, которые стремились направить политику государства в своих интересах.

Самой деспотичной была абсолютная монархия Испании, сложившаяся после объединения Арагона и Кастилии и завершения Реконкисты (отвоевание у мавров своей территории). Ее опорой являлось мелкое и среднее дворянство - идальго. Роль сословнопредставительных органов - кортесов была незначительной. Окончательное утверждение абсолютизма произошло при испанском короле и императоре Священной римской империи Карле V Габсбурге, когда Испания стала сильнейшим государством в Европе. Однако к началу XVII в. Испания утратила свое лидерство в Европе.

По пути абсолютизма пошли также Дания и Швеция. Но здесь он так и не достиг устойчивых форм: периоды усиления королевской власти чередовались с усилением отдельных феодальных групп. В Италии и Германии также складывался своеобразный региональный абсолютизм.

В эпоху европейского абсолютизма на всей территории данного государства существовали единые законы, власть осуществлялась из одного центра. Это способствовало складыванию единого стиля жизни, общего языка, обычаев и нравов, привычек людей независимо от их социального и имущественного положения. Абсолютизм и присущая ему государственно-правовая система усиливали ощущение государственно-политической общности у людей различных социальных групп и сословий и способствовали формированию наций.

Абсолютизм — это форма правления, при которой верховная власть целиком принадлежит одному лицу, самодержавие, неограниченная монархия.

в ряде стран в измененном виде абсолютизм как пережиток феодализма сохранился вплоть до 20 века. С формально-юридической точки зрения абсолютизм характеризуется тем, что глава государства (король, царь, император) рассматривается как единственный источник законодательной и исполнительной власти, причем последняя осуществляется зависимыми только от него чиновниками; глава государства устанавливает налоги и бесконтрольно расходует собранные деньги. Абсолютная монархия — наиболее законченная форма политической централизации в феодальных государствах — создает мощный и разветвленный бюрократический аппарат и наиболее действенные (по сравнению с прежними формами государства) средства принуждения в виде постоянной армии, полиции, суда, фискальной системы. Абсолютная монархия, как и всякая другая форма феодального государства, есть орган подчинения и подавления трудящихся, прежде всего — крестьянства. Специфической особенностью абсолютизма является то, что при абсолютизме аппарат принуждения (т. е, государство в собственном смысле слова) приобретает кажущуюся независимость от господствующего класса дворянства, органом которого оно является. Условия, создающие такую возможность, появляются с развитием в недрах феодального общества элементов капиталистических производственных отношений и возникновением буржуазии, еще недостаточно сильной, чтобы претендовать на захват власти, но экономически уже достаточно мощной, чтобы противопоставлять свои интересы интересам господствующего класса феодалов. Именно в этот переходный период возникает абсолютная монархия. Несмотря на то, что абсолютизм и его исполнительные органы играли на противоречиях между дворянством и буржуазией, опираясь то на первое, то на вторую, он оставался формой диктатуры дворянства, которое в изменившихся исторических условиях разложения феодализма и резкого обострения классовой борьбы вынуждено было мириться в интересах сохранения собств. привилегий и своего положения господствующего класса с необходимостью независимости (в некоторых пределах) аппарата государственной власти.

Проблема абсолютизма привлекает большое внимание историков и государствоведов; однако буржуазные историки и юристы сосредоточивают обычно основное внимание на формально-юридических признаках абсолютизма (многие из них находят абсолютную монархию всюду, где имелась неограниченная монархическая власть — в Древнем Египте, Древнем Риме в период империи и т. д.). В соответствии с буржуазными воззрениями на государство распространены представления о надклассовом характере абсолютной монархии, утверждения о том, что абсолютная монархия является по существу государством буржуазным, а не феодальным (в соответствии с буржуазными концепциями феодализма как периода феодальной раздробленности). Научное теоретическое рассмотрение абсолютная монархия впервые получила в работах и высказываниях К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина (см. литературу к статье). В советской исторической науке проблема абсолютизма долгое время была одной из дискуссионных. В 20-е годы известное распространение имела концепция М. H. Покровского, который считал абсолютную монархию формой господства торгового капитала. Современные советские историки единодушно определяют классовую сущность абсолютной монархии (это — последняя форма феодального государства), хотя в подходе к проблемам абсолютной монархии в работах советских историков имеются расхождения (см. работы С. Д. Сказкина и Б. Ф. Поршнева, указанные в литературе к статье). Абсолютная монархия до последнего времени изучалась почти исключительно на европейском материале. Однако эта форма государства возникла в определенных исторических условиях и далеко за пределами Европы, хотя развитие абсолютизма в странах Европы и в странах Востока имеет свои особенности, равно как и его развитие в той или иной стране. Особенности абсолютной монархии в странах Востока еще недостаточно изучены в исторической науке.

Странами, где абсолютизм принял наиболее законченные «классические» формы, были: в Европе — Франция, в Азии — Япония. Во Франции появление некоторых элементов абсолютизма относится уже ко времени Людовика XI (1461-1483), расцвет — ко времени Ришельё и особенно Людовика XIV (1643-1715). Абсолютная монархия пришла здесь, как и в других странах Европы, на смену сословной монархии; сословно-представительные учреждения (французские Генеральные штаты, испанские кортесы) в эпоху абсолютизма, как правило, перестают созываться.

Абсолютная монархия в начальный период своего существования играла исторически прогрессивную роль. Она покончила с сепаратизмом феодальной знати, уничтожив остатки политической раздробленности, содействовала сплочению больших территорий, установив в них единообразное управление, способствовавшее экономическому единству страны и успешному развитию новых, капиталистических отношений. Абсолютная монархия субсидировала развитие мануфактур, ввела систему покровительственных пошлин, проводила политику меркантилизма, вела торговые войны. Поэтому в этот период она поддерживалась буржуазией, нуждавшейся, кроме того, и в аппарате насилия в эпоху так называемого первоначального накопления капитала. Однако абсолютная монархия действовала на пользу буржуазии лишь постольку, поскольку это было в интересах господствующего класса дворянства, получавшего от успешного экономического развития страны, которое на том этапе могло быть только капиталистическим, дополнительные доходы от развития торговли и промышленности как в форме налогов (централизованная феодальная рента), колоссально возросших при абсолютизме, так и непосредственно от оживления экономической жизни. Абсолютная монархия использовала экономическое развитие также для укрепления военной мощи феодального государства и осуществления военной экспансии. Эти черты абсолютизма, характерные (с различными модификациями) для большинства европейских стран, прошедших стадию абсолютизма, нашли наиболее яркое выражение во Франции. Особенностями английского абсолютизма (классический период — при Елизавете Тюдор, 1558-1603) были сохранение парламента, который использовался королевской властью в качестве орудия усиления своей власти, слабость бюрократического аппарата на местах, где крупную роль продолжало играть местное самоуправление, отсутствие постоянной армии. Основной особенностью абсолютизма в Испании (классический период — при Филиппе II, 1556-1598) было то, что он не оказывал поддержки промышленности и торговле страны (не проводил политики протекционизма, поощрения развития мануфактур и т. д.), не сыграв, таким образом, прогрессивной роли и выродившись фактически в деспотию. В раздробленной Германии абсолютизм сложился с запозданием (со 2-й половине 17-18 веках) и лишь в пределах отдельных территорий (княжеский абсолютизм). Отличительные черты имел и абсолютизм в России (см. ниже — раздел Абсолютизм в России). В некоторых странах (Польша) абсолютизм вообще не сложился. В 18 веке характерной формой абсолютизма в ряде стран Европы с относительно замедленным развитием капиталистических отношений (Австрия, Пруссия, Россия, Скандинавские страны) был так называемый просвещенный абсолютизм.

В странах Азии абсолютизм развился из иных, чем в странах Европы, государственных форм (не существовало сословной монархии). В связи с более замедленным развитием элементов капиталистических отношений в большинстве стран Азии существование абсолютизм здесь затянулось (в ряде стран он существовал вплоть до 20 века, в некоторых сохранился, хотя и в измененном виде, поныне). Большая устойчивость феодальных отношений в странах Азии приводила к тому, что централизация была проведена здесь менее полно, а зарождавшиеся местные капиталистич. элементы оказывали меньшее влияние на политику абсолютистского государства, чем во многих европейских странах; в то же время существенное влияние на политику феодально абсолютистских государств ряда стран Азии оказывало иностранное вмешательство, колониальная политика европейских капиталистических держав. Так, например, в Китае, где элементы абсолютизма возникли при династии Мин (особенно в 16 веке), маньчжурская династия Цин (1644-1911), законсервировавшая на некоторое время феодальный строй, опиралась не только на китайских феодалов, но и на иностранных империалистов. Консервирование феодального строя, опора не только на крупных турецких феодалов, но и на иностранный империализм были характерны и для правления султана Абдул-Хамида II (1876-1909) в Османской империи. Отдельные черты абсолютизма (поощрение мануфактур, введение покровительственных таможенных пошлин, государственных монополий) обнаруживаются в Египте в 1-й половине 19 века, особенно при Мухаммеде-Али (1805-1849), однако они не получили развития вследствие проникновения в Египет иностранного капитала. В Японии, где абсолютизм был выражен наиболее отчетливо (установился в начале 17 века в эпоху Токугава), характерным для него были: размещение владений феодалов так, чтобы между землями крупных феодалов были расположены владения феодалов, либо прямо принадлежащих к правившему дому Токугава, либо полностью от него зависимых; система заложничества — обязанность феодалов держать свои семьи в столице, а самим проживать попеременно год в своем княжестве, год — в столице; создание собственной экономической мощи путем сосредоточения в руках правившего дома почти четверти всего земельного фонда страны; изъятие всех крупных торгово-ремесленных городов и торговых путей из ведения феодалов и подчинение их центральному правительству; изоляция страны от внешнего мира.

С развитием буржуазии абсолютная монархия постепенно утрачивала прогрессивный характер, становилась учреждением, задерживавшим дальнейшее развитие капитализма и общества в целом. В развитых капиталистических странах, где произошли ранние буржуазные революции, абсолютизм был уничтожен в ходе этих революций (в Англии — в ходе буржуазной революции 17 века, во Франции — буржуазной революции конца 18 века). В странах более замедленного капиталистического развития буржуазия перед лицом усиливавшегося пролетариата шла на сделку с феодально-абсолютистской монархией (в революциях 1848-1849 годов в Германии и Австрии, в революции 1905-1907 годов в России и др.) — здесь происходила постепенная эволюция феодально-абсолютистской монархии в монархию буржуазно-помещичью; незавершенный характер носила и так называемая революция Мэйдзи (1867-1868) в Японии, покончившая с абсолютизмом Токугава, но не ликвидировавшая монархии и засилия феодальных элементов в государственном аппарате. В России абсолютная монархия была ликвидирована Февральской буржуазно-демократической революцией 1917 года; полу абсолютистская монархия в Германии просуществовала вплоть до буржуазно-демократической Ноябрьской революции 1918 года. В Китае, где борьба против феодально-абсолютистского режима Цинской династии тесно переплелась с борьбой за освобождение от иностранного гнета, абсолютная монархия была уничтожена в результате Синьхайской революции 1911 года. В Турции абсолютизм был ликвидирован в 1922 году, в результате национально-освободительной борьбы турецкого народа (так называемая Кемалистская революция).

Преобладающее число современных государств когда-то подчинялось одному человеку, признанному воплощением божественной власти на земле, то есть было монархиями.

Монархии, наделявшие своего правителя безграничной или абсолютной властью, во многом способствовали историческому прогрессу. Они преодолевали феодальную раздробленность, вводили единые законы, создавали сильное централизованное государство с развитой экономикой, торговлей и промышленностью, тем самым формируя нацию.

Абсолютизм – это разновидность монархического режима, при котором вся власть в стране, включая законодательную, исполнительную, судебную, военную и в некоторых случаях религиозную, принадлежит одному лицу – монарху. Поэтому этот режим также называют абсолютной монархией.

Автократия – форма отношения к власти, основанная на ничем не ограниченных полномочиях правителя. Тогда как абсолютизм часто имеет ряд скрытых ограничений со стороны наследственной аристократии и др.

Примером автократии могут служить деспотические монархии Древнего Востока.

Авторитаризм – система управления государством, при которой власть, сконцентрированная в руках одного человека или управляющего органа, в определенной степени ограничена. В отличие от монархического режима, при авторитаризме правитель не определяется по наследственному принципу, а провозглашает себя сам.

Признаки абсолютизма

К основным чертам, характеризующим абсолютную монархию, относят:

  • высокую степень централизации государственной власти;
  • наличие разветвленного бюрократического аппарата;
  • наличие армии и полиции;
  • социальная опора монарха – дворянство;
  • идеологическая опора – тезис о божественном происхождении правителя;
  • возможность латентных ограничений власти монарха:

    • в экономике (равноправие различных форм и видов собственности);
    • в социальной сфере (структурное разнообразие социума и привилегии аристократии);
    • в идеологии (идеологический плюрализм).

Абсолютизм в истории

Через абсолютизм прошли в своем развитии все европейские государства. В каждом из них он имел свои особенности.

Так наиболее ярко абсолютная монархия проявила себя во Франции XVII века.

В Англии расцвет абсолютизма произошел при Елизавете I (XVI век), хотя он и значительно отличался от классического определения: королева делила власть с парламентом, отсутствовала постоянная армия.

В Германии, в силу ее территориальной раздробленности, абсолютизм развивался не как единая для всей страны система, а в рамках отдельных княжеств.

В целом, пик абсолютной монархии в Западной Европе пришелся на XVII-XVIII вв. Россия же отставала от нее почти на два века. Абсолютизм в России просуществовал в форме самодержавия, главной отличительной чертой которого стала слабость национальной буржуазии.

Современные абсолютные монархии

На сегодняшний день в мире насчитывается несколько государств с абсолютной монархией, среди них: Бахрейн, Бруней, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман и Саудовская Аравия – в Азии, Ватикан – в Европе.

Примечательно, что монархия в Ватикане не только абсолютная, но и теократическая, то есть им правит духовное лицо — Папа Римский. Абсолютизм в Саудовской Аравии и Брунее тоже характеризуется подобной ситуацией.

Отдельное место занимает княжество Андорра со своим особым режимом правления. Там уже более 700 лет государство возглавляют два лица (князя), одним из которых по традиции является правитель Франции. Таким образом, Андорра совмещает в себе феодальные и капиталистические черты.