Шуя, город - ивановская область - россия. Яшма – самая древняя, самая любимая

Александровой горы и древнего городища Клещин. Это один из немногих подлинных ритуальных объектов, сохранившихся со времён языческой Руси.
Название камня связывают с тем, что после дождя цвет камня меняется от серого к синему (такой цвет принимает его мокрая поверхность).

Камень состоит из мелкозернистого кварцевого биотитового сланца.

Синий цвет образуется от преломления и отражения света поверхностью чешуек биотита и зёрен кварца.

Синь-камень расположен на Ярилиной плеши (Городище)

Камень испещрён мелкими бугорками. Согласно последним исследованиям, вес камня — около 12 тонн.
Координаты Синь-камня: N 56° 47.050" - E 38° 49.489" (WGS84)
Адрес: Россия, Ярославская обл., Переславль-Залесский р-н, Александрова гора (старые названия - Ярилина плешь, Ярилина Гора).
Ближайшее село - Городище.

Языческие времена
Синий камень был объектом поклонения мерян, а затем и древних славян-язычников, пришедших к озеру в ІХ—XI веках из новгородских и приднепровских земель. Суть и характер культовых отправлений, проводившихся у камня в дохристианские времена, современной науке неясны.
Сейчас камень находится на берегу Плещеева озера, однако прежде он лежал возле Борисоглебского Надозёрного монастыря, между старой и новой водокачками. Житие Иринарха Ростовского чётко указывает, что камень находился в овраге. (По укоренившемуся в туристических справочниках представлению, прежнее место камня — вершина Александровой горы, что неверно.)

О широком распространении культа «синих камней» свидетельствуют также и исследования финского этнографа Арья Альквист, зафиксировавшие в 1995 году в Переславском районе шесть «синих камней», помимо камня у оз. Плещеево:
Синий камень в низине у деревни Скоморохово
Синий камень — лес, болото близ поселка Релинский
Синий камень — в 3-х километрах от деревни Деревково
Синий камень — возле деревни Городище (рядом с селом Глебовское)
Синий камень у дороги близ села Романово
Синий камень на небольшом бугорке на опушке леса Строга за рекой Кубрь
Альквист предположила, что название «синий» у культовых камней мерян связано с именем Укко, верховного божества грозы финно-карельской мифологии, имевшем прозвище «Синяя накидка» (Sinivitta), который в мифах часто представал в одежде синего цвета.
Почитание углублений в виде «следов» и «чаш», часто встречающихся на синих камнях, связано с древним культом зооморфных и антропоморфных предков. Например, по мнению В. А. Бурова, эти углубления олицетворяют вход в пещеру «матери-горы», а сам валун выступает как вместилище душ — членов определённого рода. Такая трактовка была предложена по аналогии между поверьями о культовых камнях в меряно-русских верованиях и представлениями других финно-угорских народов (в частности, манси) о «стране мертвых», путь в которую лежит через отверстие в скале с водой.


ЗАГАДКИ СИНЕГО КАМНЯ
(газета «Русская правда»)
После крещения Руси такой артефакт древней дохристианской культуры не мог оставить равнодушным церковь. И как это часто бывает, официальная идеология сделала все, чтобы прекратить паломничество к камню. Как? Иерархи прокляли его и попытались уничтожить. Вот что достоверно описывают документы. В 1152 году христиане поднялись на гору, где лежал Синь-камень, и сбросили его вниз. Но люди продолжали ходить к поверженному языческому идолу. В XVII веке на единоборство с ним вышел дьякон Переславской Семеновской церкви Ануфрий. Он собственноручно выкопал яму, свалил в нее силами всего прихода “каменного беса” и засыпал землей. Но через несколько лет каменная глыба впервые продемонстрировала тягу к самостоятельному движению и “выглянула” из-под земли. И опять к ней потянулись люди. Зимой 1788 года камень на глубине около 5 метров. Вскоре рыбаки стали докладывать, что валун медленно, но неуклонно ползет по дну в направлении “своей” горы. Это движение было едва заметным, однако весной 1850 года он оказался у подножия холма, с которого был низвержен. И по-прежнему не останавливался. Фотографии 50-х годов прошлого века запечатлели глыбу на самом берегу озера, а спустя десятилетия валун оказался уже на расстоянии ста метров от этого места. И по-прежнему приходят люди. Кто-то просит избавить от болезней, другие загадывают желание и верят, что Синь-камень выполнит его.
Десять лет назад здесь работала группа исследователей. «Мелкозернистый кварцевый биотитовый сланец» - дали Синему камню оценку геологи. Свой цвет он приобретает только солнечным утром, когда, влажный от росы, отражает небо. В лунные ночи оттенок скорее фиолетовый. Еще парадокс: «На одном его краю - совершенно нормальная радиационная ситуация - около 0,14 микрорентген в час, на другом - в несколько раз выше». Вывод экспедиции несколько туманен: «Глыба находится на пересечении неких “энергетических” силовых линий - оттого и движется». Само перемещение, увы, тогда не было зафиксировано. Так же как не объяснено, почему он никогда не покрывается снегом и иногда светится по ночам.


И вот впервые получены достоверные факты «блуждания» камня. Но не исследователями, а кинематографистами. Продюсер компании “Гипо-Теза” Александр Волков рассказывает:
-Мы осенью и в начале зимы снимали фильм о необычных явлениях природы, которые происходят В один из первых дней попробовали зафиксировать на пленку древние надписи на камне. Не получилось. Они видны только с определенной точки, только утром и только при ярком солнечном свете. Чтобы не потерять ракурс, пометили колышками места, в которые упиралась тренога видеокамеры. Когда через две недели вернулись, обнаружили, что камень “отполз” сантиметров на восемь! Стало интересно. Продолжили замеры. За три с половиной месяца нашей работы Валун продвинулся более чем на 40 см, и приподнялся на 4-5 сантиметров!
-А что говорят местные жители?
-Они просто этого не замечают. Каждый день ходят мимо, сантиметр туда, два обратно (смеется). Вы обратите внимание, когда фонарный столб у вашего подъезда постепенно сместится за полгода сантиметров на пятьдесят?..
-Слишком много эзотерических загадок для нашего просвещенного техногенного века…
-Я не мистик. Но… Когда мы собрали вместе все аномалии, которые происходят в округе (шаровые молнии, свечения, необычные представители животного мира, которых встречали в округе), стало понятно, что у них, скорее всего - одна общая причина. Возможно, Синь-камень - частица какой-то глобальной экосистемы, о которой мы пока ничего не знаем. И то, что он лежит не на своем месте, приводит к появлению «чудес» в округе. Поэтому Синь-камень и двигается, чтобы занять отведенное ему природой место.
-В таких случаях принято спрашивать: «Так что же ожидать от «знамения»? Катастрофы, наводнения, революции?
-Не думаю. По-моему, его движение - это путь к гармонии.


КУЛЬТЫ СИНЕГО КАМНЯ
Поверхность Синь-камня усеяна денежной мелочью, цветами. На кустах поблизости можно увидеть множество развешенных ленточек и лоскутков. Все это - результат деятельности нео-язычников, приносящих камню дары и загадывающих под завязывание ленточек сокровенные желания. Синь-камень даже пытаются кормить - нередко на нем можно увидеть нарезанную колбаску, хлеб, дольки фруктов. К синему камню привозят различные предметы и "заряжают" их в энергетическом поле этого монумента, чтобы впоследствии использовать в качестве оберегов.

Кому же показано посещение Синь-камня - этой древней святыни?
Ну, во-первых, бесплодным парам.
Боги, которым поклонялись у камня славянские язычники, Ярила и Велес, покровительствовали в т.ч. и плодородию, причем плодородию в широком смысле, т.е. и человеческому. Вот и припадают к Синь-камню женщины, чтобы вымолить у высших сил ребенка. Мужчины же приходят сюда для обретения мужской силы. Иногда от камня откалывают мелкие кусочки, чтобы носить их рядом с гениталиями. А некоторые, размельчив осколок в ступке, съедают его.
Но сразу предупредим, что это скорее всего даст противоположный ожидаемому результат - какому божеству понравится то, что оболочку, в которую облечен его дух, расковыривают и едят. Синь-камень отомстит!
Около Синь-камня человек заряжается энергией, становится активным и жизнерадостным.
Здесь приходит в норму давление, проходят головные и сердечные боли. По непроверенным и клинически неподтвержденным данным, камень помогает при бронхиальной астме, болезнях опорно-двигательного аппарата, псориазе, дерматозах и пр.
На Ивана-Купалу (Духов день) у Синь-камня, как и в древности, собираются молодые девушки с парнями, т.к. считается, что в этот день, после ритуальных процедур можно унаследовать от него долговечность, прочность и твердость. А некоторые девушки привораживают тут своих избранников.

Синь-камень - путешественник.
Его переместил на нынешнее место много тысячелетий назад Скандинавский ледник, вероятней всего, из Онежско-Ладожского района. Рядом
Плещеевский великан - это семиугольная (в вертикальной проекции) плита с размерами: по длиной оси ~ 2.9 м, а по короткой ~ 2.6 м. Над землей валун возвышается в самой высокой части на ~ 0.6 м, в самой низкой на ~ 0.05 м. Вся поверхность Синь-камня покрыта выступами и впадинами размером ~ 3 см.
Когда-то (вероятно, когда камень был весь на поверхности) был рассчитан объем валуна, который составляет ~ 4 куб.м. Вес великана такого объема ~ 12 т (рассчитывался по удельной плотности аналогичных пород).
Цвет Синь-камня, вообще-то, как у обыкновенного булыжника - темно-серый, но после дождя его поверхность приобретает чуть заметный темно-синий оттенок. Сделан камень из кварцевого биотитового сланца мелкой структуры. Синий оттенок наблюдается из-за отражения света, преломленного водяной пленкой, зернами кварц-биотита.

История Синь-камня
Дохристианство.
В дохристианские времена наш герой не знал горя. Он был объектом уважения и почитания сначала финно-угорских язычников из племени меря, а затем и наших славянских.
Поселение язычников у Плещеева озера впервые появилось приблизительно 2 тысячи лет назад. Синь-камень служил тогда алтарем святилища. К нему несли дары. Духу, по мнению язычников живущему в камне, приносились жертвы.
В IХ—XI вв. у камня обосновались отечественные язычники из новгородских и приднепровских земель. Поклонение продолжилось. Именно тогда глыбу назвали Синь-камнем, а гору, у подножия которой он лежал, Ярилиной Горой. Камень считался сердцем Ярилы - бога Солнца, его украшали цветами, кусты подле него - ленточками, вокруг водили хороводы. Не так давно академик РАЕН В. Чудинов с коллегами обнаружил на камне следы славянских рун (кириллицы еще не было). Некоторые удалось расшифровать, и одна из них гласила: "Перунов камень" (Перун - один из главных русских языческих богов).
По другой версии, валун являлся святилищем покровителя скотоводов, землепашцев и целителей, бога Велеса. Согласно славянской языческой вере, души умерших поднимались по лунному лучу к вратам «нави», где их встречал сам Велес. Название Синь-камень могло произойти и отсюда, ведь синий цвет - это цвет «нави». Если душа умершего оказывалась чиста, она отражалась от Луны и шла по солнечному лучу к обители Всевышнего - Солнцу.

Сегодня.
Сейчас будет грустно. Синь-камень в настоящее время проваливается сквозь землю. В 50-х годах он возвышался над поверхностью земли на 1.5 м, а теперь, его высота составляет, в среднем, 30 см. По каким причинам это происходит, не совсем ясно.
Бытует красивая, но малооптимистичная версия, что Синь-камень появляется перед наступлением лучших времен, а пропадает в преддверии невзгод.

МЕТАФИЗИКА
С точки зрения метафизики, все, что вытворяет Синь-камень у Плещеева озера, объясняется элементарно. Просто, в этом месте пересеклись энергетические силовые каналы (т.н. "лей-линии"). Оказывается, наши предки каким-то третьим чувством ощущали эти точки и тут же обустраивали там свои святилища. В таких аномальных зонах случается всякое - летают огненные шары, пропадают люди, ходят камни.
Ассоциация "Экология непознанного" не могла обойти своим вниманием магический валун и в 1996 году снарядила туда экспедицию. Полученные результаты шокировали всех. Энергетическая структура Александровой Горы, совершенно не примечательной внешне, поразила даже видавших виды лозоходцев ассоциации. Эта структура состояла из пяти концентрических колец. Два наружных кольца значительного диаметра опоясывали гору и были заряжены отрицательно. Внутри них располагались еще три небольших, с положительным зарядом. Радиометрические исследования подтвердили исследования лозометрические. Не менее сложное устройство имело и поле вокруг синего камня. Вот почему Синь-камень временами флюоресцирует, а зимой всегда свободен от снежного покрова.
А вот объяснение воплощения в жизнь пожеланий, загаданных у камня.
В процессе загадывания, человек мысленно-эмоциональной энергией транслирует желание в камень, а есть мнение, что у минералов кристаллическая решетка способна аккумулировать и затем отдавать информационные посылы. Таким образом, терафим (я думаю, что такое терафим, тут никому объяснять не надо) "заряжается", причем сила заряда варьирует в зависимости от ритмического рисунка и искренности посыла, а также от того, вслух ли он произносится, или "про себя". А не является ли Синь-камень у аким терафимом, чей заряд проявляет себя в исцелении недугов и исполнении желаний?

И все же почему?
"Восстание камня из могилы", возможно, происходило из-за того, что пучение грунта зимой выталкивало камень на поверхность, а вешние воды подразмывали почву подле него.
Наиболее реальное объяснение выхода Синь-камня на берег дал священник Вознесенской церкви (1842—1869гг.) Н.М.Меморский. По его мнению, камень покоился на небольшой глубине и ежегодно вмерзал в лед, а во время ледохода смещался к берегу, в сторону наиболее частого направления ветров, которые в этих местах могут достигать ураганной силы.
"Закапывание" камня происходит, скорее всего, из-за топких (особенно в весенний паводок) берегов Плещеева озера.

Для полноты картины приведем еще несколько существующих теорий движения камней.
1. Днем нагретые солнцем камни удлиняются в южную сторону. Ночью, остывая (причем быстрее с северной стороны, где днем меньше нагревались), начинают уменьшаться. В результате таких деформаций камни передвигаются в южную сторону.
2. На камень определенного удельного веса в плотном грунте может действовать «архимедова сила», выталкивающая и перемещающая его.
3. Вибрационные воздействия, флюктуации гравитационного поля, различные деформации почвы также могут провоцировать перемещения камней.

Но какие бы реалистические, фантастические или псевдонаучные теории не приводились в объяснение блужданий Синь-камня, поневоле верится, что камень с такой историей, выслушавший столько слезных мольб и горячих пожеланий, повидавший столько страдальцев, являющийся средоточием людского горя и надежд - уже не просто камень, а место общения с какой-то высшей силой, во власти которой и исполнять желания, и исцелять недуги, и казнить, и миловать.
Поторопитесь же повидаться с милым синим великаном и загадать желание, пока он не исчез с земной поверхности навсегда.

Принято считать, что формирование котловины озера Плещеево связано с выпахивающей деятельностью ледников и подледным стоком. Геологическим бурением установлено, что в существует глубокая (до 175 м) рытвина, которая врезана в глины и известняки пермского времени, сформировавшиеся около 250 млн. лет назад.
Она образовалась в нижнем плейстоцене (не позднее 600 тыс. лет назад) и в дальнейшем последовательно расширялась и углублялась льдами днепровского (170-250 тыс. лет назад) и московского (125-170 тыс. лет назад) оледенений. После отступления московского ледника возник бассейн, куда стекали талые воды и сформировалось древнее Плещеево озеро.
Есть также основания полагать, что определенную роль в образовании котловины озера играли и карстовые явления, т.е. растворение горных, в основном известняковых пород природными водами.

В последующей истории озера нашла отражение чрезвычайная динамичность природных условий центра Русской равнины. На протяжении этого времени шло неуклонное снижение уровня озера и обмеление, обусловленное эволюцией рельефа и процессами осадконакопления. На фоне исторического снижения уровня происходили его существенные колебания, изменения величины акватории водоема и растительного покрова его берегов. Эти колебания связаны с климатическими ритмами разного порядка - от соответствующих ледниковым и межледниковым эпохам до многовековых.


Национальный парк «Плещеево озеро» расположен в 130 км к северо-востоку от Москвы в Ярославской области, на маршруте «Золотого кольца». Уникальное озеро Плещеево и его окрестности, - один из центров формирования Русского государства - являются ценной природно-исторической территорией национального значения, частью природного и культурного наследия нашего Отечества.
Целью создания национального парка «Плещеево озеро», его миссией является сохранение и восстановление уникального природно-исторического комплекса в районе города Переславля-Залесского и жемчужины Верхней Волги - озера Плещеево с эндемичной популяцией переславской ряпушки.
Образован национальный парк в 1988 году Постановлением Совета Министров РСФСР от 26.09.88 г. № 400 как Переславский Природно-исторический национальный парк, который находился в ведении Администрации Ярославской области и функционировал как ее структурное подразделение.

Александрова гора

Месторасположение: северо-восточный берег озера Плещеева
Описание: Александрова гора (Ярилина плешь, Лысая гора) возвышается среди холмов на самом берегу Плещеева озера и является частью Клещинского археологического комплекса. Высота горы над уровнем озера составляет около 30 метров, поверхность ее неровная, вся в ямах, траншеях и буграх - следах раскопок столетней давности. Вершина, некогда имевшая вид ровной площадки размером около 30 соток, ныне очень незначительна. Холм связан с коренным берегом озера узкой глинистой грядой.
Предполагают, что в давние времена Александрова гора играла роль укрепленного кремля-детинца у возникшего здесь древнерусского поселения. Приблизительно в ХI веке на ее вершине осталось лишь языческое капище - святилище бога солнца Ярилы. А в ХIII столетии князь Александр Невский основал на этом холме православный монастырь, возможно, сгоревший в Смуту в начале ХVII века.
В настоящие дни вершина Александровой горы служит прекрасной видовой точкой - с ее высоты открывается изумительный вид на монастыри, озеро и прибрежную природу.

По преданиям Синь-камень находился именно на этой горе, но откуда его потом скатили вниз!

_________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО
Команда Кочующие
http://www.plesheevo-lake.ru
В. Барышев, Прошлое озера Плещеево. «Коммунар» 3 апреля 1941 года.
Бердников, В. Синий камень Плещеева озера // Наука и жизнь. — 1985. — № 1. — С. 134—139.
Комаров К. И. Древние боги Ярославской земли
Смирнов, М. И. Старые боги // Доклады Пезанпроб. — Переславль, 1919. — Том 4.
Меморский, Н. М. Отголосок на статью: «О чудном свойстве Плещеева, или Переславского озера» // Владимирские губернские ведомости. — 1850. — 30 декабря. — С. 291—293.
Несытов, И. Е. Чудное свойство Плещеева, или Переславского озера // Владимирские губернские ведомости. — 1850. — 11 ноября. — С. 248—249.
http://hotimdetey.ru/article/sakralnie_mesta/siniy_kamen/
Демидова, О. Аномальная зона // Юность. — 2004. — 9 июня.
Пуришев, И. Б. Ещё раз о синих камнях // Коммунар. — 1985.
Киселев А. В. Деревенские святыни южных регионов Ярославского Поволжья в XIX-XX вв. Сообщения Ростовского музея — С. 230. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» (2004).
Культовые камни Ярославского Поволжья — статья археолога профессора И. В. Дубова.
Синий камень: легенды и реальность — статья и уникальные фото в журнале Деловой Переславль.
http://www.liveinternet.ru/

От «Золотого кольца» в районе Иванова есть небольшое ответвление к востоку; дорога ведет нас в старинные селения Шую и Палех.

Город Шуя и река Шуя

Город Шуя назван по реке Шуе, которая впадает в Тезу. У ивановской речки Шуи есть несколько тёзок. Это реки в бассейне Онежского озера, Белого моря, притоки Орши, Унжи. Поэтому есть тёзки и у города Шуи, например на Валдае: «…между большими стволами сосен внизу виднеется деревенька. Горстка домов. Дымы из труб. По равнине к деревне ползет воз с сеном. У крайней избы бегают две собаки, сороки ныряют в воздухе над домами и огородами. Находишь по карте название деревушки. Шуя… Идешь по гребню, и между соснами справа долго маячит сонная Шуя» (См. Песков В. М. Валдайский иней - в кн.: Лесные глаза. М., 1979, с. 101.)

Каково происхождение названия речки Шуи? Нашей, ивановской, да и остальных?..

Довольно распространена версия о славянских корнях этого гидронима: название Шуя объясняется славянским шуйца-«левая». Ивановская Шуя действительно лежит на левом берегу реки Тезы. А шуйца могла противопоставляться деснице… Но все дело в том, что ареал названия с основой шуя на карте России практически нигде не смыкается с ареалом названий с основой десн- . О чем это может говорить? Скорее всего о том, что основы принадлежат языкам разных семей. Значит, название Шуя не славянское? Так какое же?

Топонимика города Шуя

Значение названия Шуя пытались выяснить еще в XVIII в. Первым это сделал историк И. Н. Болтин (1735-1792): он подчеркивал древность города и утверждал, что слово шуя сарматского (!) происхождения и означает «столица». Конечно, такое предположение было наивным.

Очевидно только одно: название это не славянское, а имеет в своей основе финно-угорский корень, что вполне обосновано с исторической точки зрения. Можно предположить, что таким корнем мог быть suo - «болото» (существует, например, в современном финском языке). В городе Шуе долгое время было большое болото - прямо рядом с крепостными укреплениями, а улица поблизости именовалась Болотной. Начальный звук этого слова мог звучать как ш или как нечто среднее между ш и с (вспомним карело-финское «шепелявое» с ). Поэтому русскими слово могло быть воспринято и передано с начальным ш . Ну а я (а) , по-видимому, показатель женского рода (ведь название относится к слову «река»), возникший уже на русской почве. Производящей основой гидронима могло стать и слово suja, имеющее в некоторых угро-финских языках значение «талый», а также «открытый». В марийском языке эта основа имеет значение «половодье». С точки зрения принципов номинации такая гипотеза вполне жизненна.

В плане дальнейшей разработки этой версии можно проанализировать и то, что для самодийских и прафино-угорских языков характерна словообразовательная модель, обязательно включающая географический термин, определяющий характер объекта. С этой точки зрения название Шуя может быть образовано не просто из «болото» (шуо), а из «болотная река» (шуо-оя). В то же время ученым известны и славянские гидронимы Шуя, другие русские реки и речки с названием Шуя могут быть переведены не как Болотные реки, а как Левые.

Шуя как Борисоглебская слобода

Город на реке Шуе не сразу воспринял ее название. В исторических документах он именуется то Шуей, то Борисоглебской слободой. Параллелизм прослеживается и в таком факте: в грамоте Ивана Грозного дворянам Лазаревым прямо говорится, что имение их находится в Борисоглебском, или Шуйском, стане. Почему Борисоглебская слобода? Дело в том, что такое название носил шуйский посад (Владимирские губернские ведомости, 1846, № 11; Описание города Шуи и его окрестностей. М., 1851, с, 3.). Образовано оно было по церкви в честь Бориса и Глеба (т. е. Борисоглебской). Упоминание в источниках Шуи как Борисоглебской слободы, думается, также не случайно: значение торгово-ремесленного посада было более велико по сравнению с небольшим острогом - собственно городом Шуей.

И в летописях, и в актовых документах топоним Шуя появляется почти одновременно - в первой половине XVI в. В летописях мы находим его под 1539 г.: тогда Шуя пострадала от набега казанского царя Сафа-Гирея. Древнейший документ, упоминающий Шую,- грамота Ивана Грозного: «…пожаловал есми Игнатья Борисовича Голохвастова городком Шуею с правдою и с пятном и с корчмою в кормленье» (Цит. по: Описание города Шуи…, е. 5-6.). Упоминание о Шуе как о городе встречаем и в известной духовной грамоте Ивана Грозного, датируемой июнем - августом 1572 г.: «Да сына же своего Федора благословляю, даю ему город Суздаль… да город Шую с волостми, и с путьми, и с селы, и со всеми пошлинами» (См.Духовные и договорные грамоты…, с. 442.).

Василий Шуйский и Шуя

Сам топоним Шуя также послужил основой для другого имени собственного, иного разряда. Какого? Откроем страницы драмы А. С. Пушкина «Борис Годунов»; одним из главных действующих персонажей является боярин Василий Шуйский. После долгой борьбы и интриг ему удается взойти на некоторое время на русский престол. Род Шуйских действительно связан с городом Шуей. В начале XV в. с присоединением Суздаля к Москве бывшие суздальские князья получили в удел город Шую с прилегающими землями, и от князя Василия Кирдяны и его сына Юрия пошел род Шуйских. Подобная фамилия возникла отнюдь не случайно; как пишет профессор А. М. Селищев, ранние фамильно-словесные знаки вызваны были феодально-владельческой тенденцией к определению принадлежности того или иного феодала к своему роду; среди этих фамилий было много таких, которые определяли территориально область, принадлежавшую феодалу,- Елецкий, Звенигородский, Мосальский и др. (См. Селищев А. М. Происхождение русских фамилий, личных имен и прозвищ.- В кн.: А. М. Селищев. Избранные труды, М., 1968, с. 97.)

Шуя — город и острог

Город Шуя рос и строился по обычному плану, типу: крепость + посад. Вот только за деревянными укреплениями в центре города закрепилось наименование «острог», ранее не встречавшееся в нашем историко-топонимическом путешествии по «Золотому кольцу» России. В грамотах XVII в., где речь идет о Шуе, читаем: «Город и острог».

Расположенный между реками Волгой и Клязьмой, в 32 километрах от областного центра. Площадь населенного пункта составляет 33 квадратных километра.

Общие данные и исторические факты

В начале 15 века поселением на месте современного города владели князья Шуйские. Датой основания города Шуи принято считать 1539 год. До этого времени населенный пункт назывался Борисоглебской слободой.

В середине 16 века Шую посетил Иван Грозный, после чего город был включен в состав опричнины. В начале 17 века город два раза был разорен литовцами и поляками.

В 1722 году Петр I приезжал посетить чудотворную икону Шуйско-Смоленской Божией Матери. В 1729 году в городе проживала царевная Елизовета, которая обожала охоту в этих местах.

В 1837 году Шую посетили поэт А.В.Жуковский и император Александр II, который запомнился всем отменой крепостного права.

В 18 веке в городе активно развивалось мыловарение, овчино-шубный и текстильный промыслы. Осенью 1918 года в населенном пункте был сформирован штаб 7-й стрелковой Черниговской дивизии.

Весной 1922 года пять жителей города были растреляны из-за попытки остановить изъятие ценностей из Воскресенского собора. В этом же году были убиты священнослужители: протоиерей собора Павел Светозаров, мирянин Пётр Языков и иерей Иоанн Рождественский.

В 2007 году в Шуе установили мемориал репрессированным священнослужителям во время Советской власти.

Промышленные предприятия города: предприятие по производству музыкальных инструментов, швейная фабрика, производство ДСП, производство спиртных напитков, производство комбикормов, сборка компьютерной техники.

Телефонный код г Шуи - 49351. Почтовый индекс - 155900.

Климат и погода

В Шуе преобладает умеренно-континентальный климат. Зимы умеренно холодные и долгие. Лето тёплое и непродолжительное.

Самый теплый месяц Июль - средняя температура +18,7 градусов. Самый холодный месяц Январь - средняя температура -12,4 градусов.

Среднее годовое количество осадков составляет 640 мм.

Общая численность населения Шуи на 2018-2019 год

Данные по количеству населения получены от службы государственной статистики. График изменения численности горожан за последние 10 лет.

Общая численность жителей на 2017 год составляла 58,7 тысяч человек.

Данные с графика показывают небольшое уменьшение численности населения с 58900 человек в 2008 году до 58723 человек в 2017 году.

На январь 2018 по числу жителей Шуя занимала 286 место из 1114 городов РФ.

Достопримечательности

1.Собор Воскресения Христова - этот православный храм был построен в 1799 году. В 1810 году около собора была построена 106 метровая колокольня.

2.Памятник мученикам за веру - этот монумент был установлен в 2007 году на пожертования жителей города.

3.Музей мыла - частное учреждение было открыто в 2014 году. В музее находится большое количество уникальных экспонатов мыла.

Транспорт

В Шуе расположена одноименная железнодорожная станция, которая соединяет город с Иваново , Савино, Фурмановым , Родниками , Вичугой , Владимиром.

Общественный транспорт представлен автобусами и маршрутками.

С автостанции города регулярно отправляются автобусы в Иваново, Нижний Новгород, Геленджик , Казань , Сочи, Чебоксары,

Все мы с детства крепко-накрепко выучили, что именно труд сделал из обезьяны человека. Однако если разобраться точнее, то наши древние обезьяноподобные предки, наверное, почувствовали себя людьми когда у них появилась возможность этим трудом заниматься – первые, примитивные орудия труда. И как символично, что, по сведениям историков, возможно самыми первыми ножами были естественно острые без заточки случайные осколки яшмы – возможно, первого самоцвета, который познало человечество на заре мира, в мрачном и прекрасном каменном веке…

Из досье:
Яшма - кремнистая, осадочная или осадочно-метаморфическая горная порода с различными включениями. Твердость 6,5-7,0 по шкале Мооса, плотность 2,6 г/см3, блеск шелковистый, стеклянный. Другие названия: яшмовый агат, мясной агат, кровавая яшма, швейцарский ляпис, немецкий ляпис, гелиотроп, тигровый камень, базанит, яспис, плазма.

Яшма – верный друг человека, со стажем, не много не мало, в сто тысяч лет. Залежи яшмы не всегда скрываются в толще гор – часто она выходит на поверхность в виде валунов и скал, что позволило использовать ее для создания орудий – то был первый способ применения этого самоцвета, однако уже достаточно скоро, с появлением в жизни людей металлических руд, яшма постепенно перешла в разряд материалов декоративных. Из нее, благо встречалась она во множестве, резали фигурки богов и магические печати в Египте, изготавливали геммы и амулеты для тяжело больных в Риме, клали в кровати рожениц в Греции… Ювелирные украшения, предметы религиозного культа, интерьерные детали, мозаичные полы в античных храмах – всюду была яшма желанной гостьей. Ее любили на Западе и на Востоке, где яшма наравне с нефритом и жемчугом удостоилась чести стать самоцветом, который выделяли из общей массы китайские императоры. Яшму первые христиане посвятили Апостолу Петру, который по легенде держит ключи от Рая, яшму упоминают в Библии в числе 12 камней, нашиваемых на нагрудник Первосвященника и 12 самоцветов, лежащих в основании Небесного Града Иерусалима. А император Византии Мануил согласно преданию подарил монахам горы Афон волшебную чашу из яшмы, способную исцелить от любого недуга и обезвредить яд. Популярность яшмы не иссякла и в темные Средние века, когда ее полюбили алхимики, которые делали из нее посуду для опытов и хранения магических ингредиентов. Авиценна объявлял яшму универсальным средством от болезней органов живота, а другое суеверие, что яшма помогает в делах сердечных, побудило знаменитого поэта Пушкина приобрести браслет из зеленой яшмы…

Кстати о цвете – здесь яшма также выбивается из общей массы непрозрачных поделочных камней, потому что разнообразие окраски у нее удивительное. Яшмы бывают всех цветов радуги, от фиолетового до красного, от черного до белого, причем могут быть не только однородны по текстуре – ленточные яшмы сплошь идут пестрыми полосками, порфировые – пятнистые и крапчатые, пестроцветные – прихотливая сеточка прожилок и трещинок, словно цветной мрамор… Бывают яшмы с пятнами и включениями – например, темно-зеленая яшма с пятнами кровавого цвета зовется «гелиотроп». А самые удивительные яшмы – пейзажные, когда на едином фоне «нарисована» другим цветом картина: дерево, лесной пейзаж, лицо человека, да так, что порой и не угадаешь, кто постарался, мастер или сама Природа; пейзажные яшмы часто вставляют в рамы и вешают, словно произведения искусства. Настоящая «ярмарка желаний» для талантливого камнереза – из яшмы, которая легко поддается резцу, но в то же время тверда и прочна, можно создать все что угодно. Красота яшмы вдохновляла не одного писателя – ее поэтически называют то кирпичной, то сургучной, то фарфоровой, то ситцевой, то парчовой… Интересно, что прелесть яшмы – в буквальном смысле этого слова скрывается внутри, потому что красива она именно на срезе глыбы, снаружи же необработанная яшма представляет собой грубый кусок породы.

В России к яшме отношение особое – наряду с малахитом и родонитом она входит в «большую тройку» главных самоцветов Урала, ставших истинными символами русского камнерезного искусства. Было так не всегда – вплоть до 18-го века яшмы в России не добывалось, хотя и тогда из нее, еще привозной, любили вытачивать парадные кубки, ковши и блюда. А с открытием уральских самоцветных кладовых слава русской яшмы загремела по всему миру, ибо разновидностей этого камня этого там обнаружилось в избытке, включая очень крупные куски, поэтому из яшмы была возможность вытачивать массивные произведения искусства, не прибегая к утомительной технике инкрустации, привычной для редкого малахита или лазурита. Совпавшее с появлением камнерезных станков открытие яшмовых богатств сделало этот самоцвет традиционной частью великосветского интерьера: из яшм делали камины, облицовочные панели для стен и колонн, скульптуру, парадную посуду, столешницы, торшеры, часы, подсвечники, шкатулки, рамы для зеркал, мозаичные полы… Памятником самоцветной пышности стали знаменитые агатовый и Яшмовый кабинеты в Царском Селе, стены, наличники дверей, оконные карнизы и колонны которых практически полностью покрыты пестрыми зелеными и красными красочными яшмами, которые великолепно сочетаются с золоченой бронзой. Но самая славная страница российской «яшмовой истории» – это вазы, те самые «каменные цветки», которые во множестве изготавливали для царских резиденций гранильные фабрики. Множество их представлено сегодня в Эрмитаже Санкт-Петербурга: серо-зеленые, коричнево-золотистые, сургучные яшмы превратились в гигантские сосуды, предназначавшиеся изначально не для букетов цветов – какие же цветы могут быть достойны такого обрамления – но для того чтобы, подобно античным мраморным вазам, становиться базой для десятков светильников в пору празднеств. Размеры ваз поражают – нередко диаметр был более метра. А самая великая – это «Царица ваз» из зеленой с волнистым узором яшмы, покрытая резным растительным орнаментом; ее вес 19 тонн, высота более 2 м, диаметр 5 м. Из-за такой массивности под нее подвели специальный фундамент, а чтоб она попала в Эрмитаж, мастера были вынуждены разобрать часть наружной стены, так как в двери она не проходила.

Слава яшмы не померкла и в наши дни: например, в советское время яшма оставалась популярнейшим самоцветом. Из нее сделаны пилоны Мавзолея В. И. Ленина, серо-голубая яшма стала основой каминов в Большом Кремлевском Дворце. Да и сегодня яшма – основной материал римской и флорентийской мозаики, из нее делают и мелкие предметы декора, такие как подсвечники, шкатулки, статуэтки, настольные наборы, вазы и пепельницы, и столешницы для каминов, детали мебели и подоконные доски. Ювелирные изделия из яшмы, особенно бусы и кулоны, также очень красивы, тем более что несколько сортов разноцветных яшм образуют прекрасные сочетания.

Яшма – такой же великолепный лекарь, как горный хрусталь и сердолик. По даосским верованиям яшма считалась «камнем жизни», так как она продлевает жизнь и улучшает состояние всего организма. Красной яшме приписывали в Китае свойство лечить любые женские болезни, останавливать кровотечение и очищать внутренние органы. С древности известно, что яшма – хороший помощник при эпилепсии, лихорадке и припадках. Ее влияние на беременность и роды также очень положительно – она уменьшает боль и обеспечивает благополучный исход. Литотерапевты считают яшму, особенно зеленую, средством от бессонницы, ночных кошмаров и психических заболеваний. Простудные заболевания также подвластны яшме. Интересно, что лекарство, приготовленное и настоянное в яшмовой посуде, многократно усиливает свои свойства.

Энергетически яшма – прежде всего «домашний» талисман. Она очищает пространство жилища от посторонних влияний, приносит благополучие, спокойствие и достаток, позволяет обитателям дома «крепко стоять на ногах». Яшмовые емкости и шкатулки – самое лучшее вместилище для дорогих вашему сердцу вещей и денег. А предметы из яшмы вытянутой формы (вазы, статуэтки) снимают утомление и стресс простым к ним прикосновением. Интересно, что камень этот может действовать на расстоянии на того человека, чей портрет вставлен в яшмовую оправу или выложен яшмовой мозаикой. Вообще любое изделие из яшмы в доме – источник неиссякаемой жизненной энергии. А подарив близкому человеку талисман из яшмы, вы обеспечите ему полную защиту от любого негатива.

Украшения из красной яшмы особенно полезны девушкам, которые хотят усилить свою привлекательность, а также амбициозным карьеристам – они улучшают отношения с начальством. А коричневая яшма – талисман ученых и исследователей, она помогает концентрации умственных и душевных сил, пробуждает ответственность; украшение с коричневой яшмой хорошо подарить нерадивому студенту или школьнику. Лучше всего действует яшмовое украшение, оправленное в серебро. Астрологически яшма более всего показана людям, рожденным под знаком Девы, но вообще носить ее могут все знаки Зодиака – знакам Огня рекомендуется яшма оранжевой и красной гаммы, знакам Воды – яшма синей и серой гаммы, знакам Земли – яшма зеленой и коричневой гаммы, знакам Воздуха – белая и желтоватая.

Яшму, наверное, с полным правом можно назвать одним из самых красивых самоцветов – и одним из самых значимых в многоступенчатой истории человеческой цивилизации. Труд ли сделал человека из человекообразного, и как оно было на самом деле – мы достоверно не знаем. Но одно известно наверняка: прекрасные прихотливые узоры яшмовых срезов вполне могли быть магическими орудиями, когда-то подарившими нам то щемящее чувство прекрасного, которое отличает нас от животных и делает человека – человеком.

СВЯЩЕННЫЕ КАМНИ

Из глубокой старины до нас дошли предания о валунах. Так, само слово «валун» происходит от имени бога Вала (Валу), который упоминается и в «Книге Велеса», и в индийских гимнах, в Ригведе.
В «Книге Велеса» (Троян I, 2:4) сказано: «И там мы сложили песни наши об Индре и Вала. И стали мы верующими, и были вместе с Богами…» В гимнах Ригведы (I 32, I 56, I 80 и др.) и в «Книге Коляды» (III а) даны эти песни. Там рассказано, что бог Валу обратился в великий валун и укрыл в себе небесные тучи-коровы, отчего прекратились дожди. Потому Индрик вместе с богом Огня Семарглом и Бармою по велению Вышня ударили по валуну и раскрыли его. И тогда из камня вышли тучи-коровы, явился бог хмеля и мудрости Квасура. Также в камне разверзлась крыница, струившая волшебный мёд. Это были и солнечный мёд поэзии, и святая вода, и пламя, очищающее мир, и само ведическое знание.
Эта история повторялась и в иные эпохи. Тогда Синей Звездой, обернувшейся на земле Синим Камнем, упал Велес, иное воплощение Валу. Велес также родился из Синего Камня. Из бел-горюч камня Алатыря родился Дажьбог и Коляда. И каждый раз после удара по камню бога огня, Дажьбога либо Перуна, в этом камне раскрывалась крыница, струившая волшебный мёд. То есть каждый раз речь шла о воплощении на Земле одного из ликов Всевышнего, о даровании людям ведического знания.

В христианское время сей бог-камень стал отождествляться с , ибо имя его по-гречески значит «камень»: «Ты - Петр, и на сем камне я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф. 16:18). Именно поэтому люди почитали святые камни в Петров день (12 июля, он же древний Велесов день), а также в день Иоанна Крестителя ( , 7 июля).
С богом Купалою Велеса связывает не только близость сроков древних праздников (дня Купалы и дня Велеса-камня), но и содержание их. Так, по ведическому видению, в день Купалы и в Велесов день боги купала и Велес - младенцы. Их, согласно песням, поющимся в эти дни, крадут в люлечке-лодочке и уносят в дальние страны: Купалу уносят гуси-лебеди, а Велеса - бог Пан («Книга Коляды» III г; Х а) и Купала, и Велес плывут в эти дни по речке в Навь, в загробный мир.
Таково содержание и самого праздника Купалы, который справляется кое-где и поныне. Верующие пускают куклу Купалы-Велеса (либо его матери Ночи-Купальницы) по речке на плоту либо в лодочке, отправляют её в Навь.
В местных сказаниях о святых камнях всегда говорится о том, что эти камни «плавают».
Так, Шутов камень «приплыл» по реке Кимекше «на Купалу, на Ивана-хорошие-травы, когда траву первый раз закашивают».
Переславский Синь-камень также «приплыл» к Ярилиной горе по Плещееву озеру.
Возможно, что и Кремлёвский камень некогда «приплыл» по Москва-реке к Боровицкому холму, после чего и явилось там святилище бога Велеса.

Источник:
Священные прародины славян Александр Асов.- М.: Вече, 2008. - 384 с.




Copyright © 2015 Любовь безусловная