Сделайте полный анализ стихотворения Бунина 'шумели листья, облетая'

И.А.Бунин начинал свое творчество как поэт. Несмотря на то что он стал знаменит как прозаик, Бунин до конца своей жизни писал стихи.
Стихотворение "Шумели листья, облетая..." он написал в 1901 году.Он обладал замечательным слухом и обонянием, природу чувствовал как живую. Его язык очень образный, яркий. Метафоры "шумели листья, облетая", "лес заводил вой", "С вихрем шумным кружиться" наглядно и образно описывают окружающую лирического героя действительность. А эпитеты "осенний вой", "пляски жуткой" эмоционально воздействуют на чувства.
Лирический герой его стихотворения "Шумели листья, облетаю..." - мальчик. Через его восприятие мы видим окружающий мир природы.
Мы можем допустить, что это стихотворение автобиографическое. Произведение небольшое, всего три строфы, написанные четырехстопным ямбом. В первых двух строфах поэт использует перекрестную рифмовку, а в третьей, последней, - опоясывающую.
В своем стихотворении он создал тот образ осенней природы, который был так близок и понятен ему.

«Шумели листья, облетая…» Иван Бунин

Шумели листья, облетая,
Лес заводил осенний вой…
Каких-то серых птичек стая
Кружилась по ветру с листвой.

А я был мал, - беспечной шуткой
Смятенье их казалось мне:
Под гул и шорох пляски жуткой
Мне было весело вдвойне.

Хотелось вместе с вихрем шумным
Кружиться по лесу, кричать -
И каждый медный лист встречать
Восторгом радостно-безумным!

Анализ стихотворения Бунина «Шумели листья, облетая…»

В произведении, созданном в 1901 г., картина осени лишена радости, спокойствия и великолепия красок. Обилие шума - характерная примета дисгармоничного художественного пространства Бунина. Обозначив тревожный «симптом» в первой строке, поэт прибегает к лексике, усиливающей мотив неблагополучия, диссонанса в природе: шум возрастает до «осеннего воя», «смятенья», а кружение листвы - до «пляски жуткой». Последние два примера демонстрируют приемы оживления пейзажа, наделения его человеческими чертами - чувствами, способностью двигаться. Эти свойства находятся в поле отрицательных коннотаций.

«Серые птички», которые кружатся в унисон ветру, безвольны и подобны падающим листьям. Они подчиняются силе мощного вихря и участвуют в общем танце, головокружительном и безумном.

Вторая и третья строфы посвящены воспоминаниям лирического героя о детских годах. Резвый и жизнерадостный мальчик впечатлен зрелищем стремительного листопада, но не понимает тайного языка природы. Настроение ребенка характеризуется группой лексики со значением беззаботного, безудержного веселья: «беспечная шутка», «весело вдвойне», «восторг». Противоречие между поведением ребенка и драматизмом пейзажной зарисовки понятно лирическому герою-взрослому. С годами он постигает скрытый смысл природных явлений. Герой приходит к осознанию неуместности, неэтичности детского ликования и доносит эту мысль до читателя при помощи составного эпитета «радостно-безумный».

Желтый оттенок листьев обозначен определением «медный» - это единственное яркое пятно во всем поэтическом тексте. Автор дает сдержанную, даже скупую характеристику осеннему наряду леса. Относительное прилагательное «медный», задействованное в функции качественного, употребляется вместо вариантов «золотой» и «янтарный», которые соседствуют с чистыми оттенками синего в спокойных и гармоничных пейзажных зарисовках.

В этот же период написано стихотворение «Смотрит месяц ненастный, как сыплются желтые листья», где в контексте описания осенней природы возникает мотив страдания. Здесь образы деревьев наделяются человеческим разумом и даром речи. Они жалуются на холод и мучения, пришедшие с осенними бурями. Терзания и тоска расцениваются как «роковая расплата» за весеннее счастье. Ветер, также обладающий способностями думать и говорить, злорадствует и сулит страдальцам «муку великих потерь» на пути к вечности.

Иван Алексеевич Бунин

Шумели листья, облетая,
Лес заводил осенний вой…
Каких-то серых птичек стая
Кружилась по ветру с листвой.

А я был мал, — беспечной шуткой
Смятенье их казалось мне:
Под гул и шорох пляски жуткой
Мне было весело вдвойне.

Хотелось вместе с вихрем шумным
Кружиться по лесу, кричать —
И каждый медный лист встречать
Восторгом радостно-безумным!

В произведении, созданном в 1901 г., картина осени лишена радости, спокойствия и великолепия красок. Обилие шума — характерная примета дисгармоничного художественного пространства Бунина. Обозначив тревожный «симптом» в первой строке, поэт прибегает к лексике, усиливающей мотив неблагополучия, диссонанса в природе: шум возрастает до «осеннего воя», «смятенья», а кружение листвы — до «пляски жуткой». Последние два примера демонстрируют приемы оживления пейзажа, наделения его человеческими чертами — чувствами, способностью двигаться. Эти свойства находятся в поле отрицательных коннотаций.

«Серые птички», которые кружатся в унисон ветру, безвольны и подобны падающим листьям. Они подчиняются силе мощного вихря и участвуют в общем танце, головокружительном и безумном.

Вторая и третья строфы посвящены воспоминаниям лирического героя о детских годах. Резвый и жизнерадостный мальчик впечатлен зрелищем стремительного листопада, но не понимает тайного языка природы. Настроение ребенка характеризуется группой лексики со значением беззаботного, безудержного веселья: «беспечная шутка», «весело вдвойне», «восторг». Противоречие между поведением ребенка и драматизмом пейзажной зарисовки понятно лирическому герою-взрослому. С годами он постигает скрытый смысл природных явлений. Герой приходит к осознанию неуместности, неэтичности детского ликования и доносит эту мысль до читателя при помощи составного эпитета «радостно-безумный».

Желтый оттенок листьев обозначен определением «медный» — это единственное яркое пятно во всем поэтическом тексте. Автор дает сдержанную, даже скупую характеристику осеннему наряду леса. Относительное прилагательное «медный», задействованное в функции качественного, употребляется вместо вариантов «золотой» и «янтарный», которые соседствуют с чистыми оттенками синего в спокойных и гармоничных пейзажных зарисовках.

В этот же период написано стихотворение «Смотрит месяц ненастный, как сыплются желтые листья», где в контексте описания осенней природы возникает мотив страдания. Здесь образы деревьев наделяются человеческим разумом и даром речи. Они жалуются на холод и мучения, пришедшие с осенними бурями. Терзания и тоска расцениваются как «роковая расплата» за весеннее счастье. Ветер, также обладающий способностями думать и говорить, злорадствует и сулит страдальцам «муку великих потерь» на пути к вечности.