Публичное выступление перед аудиторией. Подаем себя на тарелочке: как научиться выступать перед публикой

Предлагаем вашему вниманию несколько правил успешного публичного выступления. Они помогут сделать вашу речь интересной и привлекательной.

1. Подготовка речи

Как известно, все хорошие импровизации тщательно готовятся заранее. Выступление без предварительной подготовки, особенно начинающего оратора, почти наверняка будет провальным. Помните афоризм Марка Твена: «Требуется более трех недель, чтобы подготовить хорошую короткую речь экспромтом».

Вначале сделайте «каркас» или «скелет» будущего публичного выступления:

  • Определите мотивацию слушания людьми вашего выступления. Для чего это им нужно? Что полезного или интересного они узнают для себя?
  • Выделите главную идею вашей речи.
  • Выделите подзаголовки, разделив вашу идею на несколько составных частей.
  • Определите ключевые слова, которые вы повторите несколько раз, чтобы присутствуют лучше запомнили, о чем вы им рассказываете.
  • Тщательно продумайте план и структуру будущей речи. Она должна включать введение, основную часть и выводы (окончание)

Подготовив «скелет», начинайте наращивать на нем «мускулы».

  • Найдите яркие примеры «из жизни», из истории, литературы, которые используете в процессе выступления.
  • Подготовьте необходимые схемы, иллюстрации, графики для зрительного закрепления информации.
  • Определите момент в ходе выступления, когда вы обратитесь к аудитории с каким-то вопросом, с просьбой что-то назвать, пересчитать - это поможет присутствующим сконцентрировать свое внимание на обсуждении темы и значительно повысит эффективность восприятия вашего материала.
  • Напишите полный текст. Особое внимание уделите его началу и окончанию.

Особенностью введения является то, что аудитория по нему очень быстро составит впечатление о вас, и это впечатление будет доминировать на протяжении всего выступления. Если во вступительной части допустить ошибки, их тяжело будет исправить. Важно с самого начала заинтересовать публику удачностью вашего первого выстрела. Для этого во вступительной части можно использовать какую-либо остроумную шутку, рассказать интересный факт или вспомнить выдающееся историческое событие, обязательно связывая их с темой выступления.

Заключительная часть публичного выступления предусматривает подведение итогов. В окончании нужно напомнить ключевые проблемы, затронутые в речи, обязательно повторить все основные идеи. Удачность конструкции последних фраз, усиленная их эмоциональностью, выразительностью, не только вызовет аплодисменты слушателей, но и превратит их в ваших приверженцев.

Главный ваш контролер - время. Внимательно слушать и воспринимать ваши идеи публика может только ограниченный срок, обусловленный психофизиологическими причинами (обычно не более 15-20 минут, потом внимание аудитории начинает слабеть). От вас ожидают коротких, четких, понятных, убедительных и доступных фраз. Следуйте чеховскому: «Краткость - сестра таланта». Учитывайте темпоритм вашей речи. Самая благоприятная скорость для восприятия - приблизительно 100 слов за минуту. При планировании выступления обязательно учитывайте время, которое нужно будет потратить для ответов на вопросы.

Желательно узнать заранее, перед кем вам придется выступать: численность аудитории, ее интересы, взгляды, чего она ждет от оратора, какую реакцию необходимо получить от нее. В зависимости от этих показателей откорректируйте отдельные моменты своего выступления. Нужно находиться на одном культурном уровне с аудиторией, общаться на ее языке, только в этом случае можно рассчитывать на установление психологического контакта между оратором и слушателями. Не следует затрагивать темы, которые выходят за рамки понимания аудитории.

Проверьте по словарям значения «умных» слов, которые вы используете. Выясните правильность их произношения. Языковые ошибки могут вызвать насмешки в ваш адрес и погубить все выступление, каким бы гениальным оно ни было по содержанию.

Когда речь подготовлена, ее основные положения или тезисы лучше записать на небольшие карточки. Расположите их последовательно. Такими карточками очень удобно пользоваться во время выступления. Если это не двух- трехчасовой доклад, то читать текст не рекомендуется, желательно выучить его наизусть и произносить по памяти, лишь время от времени заглядывая в свои заметки.

Произнесите речь несколько раз вслух (лучше перед зеркалом), чтобы привыкнуть к тексту и хорошо прочувствовать все нюансы. Для шлифовки фраз, интонации, мимики желательна работа с магнитофоном или видео-камерой. Такая предварительная тренировка снизит ваше волнение, позволит почувствовать себя уверенно и намного увеличит вероятность успеха публичного выступления.

2. Место публичного выступления

Кафедра или трибуна, сцена или балкон, вообще любое возвышение над уровнем пола всегда вызывают страх у людей, которые не имеют достаточного опыта публичных выступлений. Э. Морен называл это «страхом сцены», а Марк Твен рекомендовал тем, кто боится выступления: «Успокойтесь, ведь публика все равно от вас ничего не ожидает». Лучше настроить себя так, будто бы вы в первую очередь сами себе хотите рассказать что-то интересное, одновременно ознакомив с ним и всех присутствующих.

Перед выступлением очень важно изучить помещение, чтобы установить, с какой стороны будут смотреть на вас слушатели. Выбирая место, учитывайте свой рост. Необходимо проверить, все ли смогут вас видеть. Если нужно говорить за трибуной, то при невысоком росте позаботьтесь о том, чтобы под трибуну поместили крепкую подставку. «Говорящая голова» выглядит комично и не сможет долго удерживать внимание зрителей. Необходимо следить, чтобы оратор был виден по грудь.

Если во время публичного выступления придется сидеть, проверьте удобство вашего места. Сидя за столом, нельзя сутулиться и класть на него руки; сидя в кресле, нельзя опираться на подлокотники и спинку, забрасывать ногу на ногу, сцеплять руки на коленах, старайтесь сидеть на краю кресла, немного наклонившись вперед с отодвинутыми слегка назад ногами и прижатыми к полу пятками; необходимо сидеть прямо, свободно, излучая открытость и доброжелательность; смотреть людям в глаза, следить за их эмоциями, жестами и мимикой, всем своим видом демонстрировать заботу и понимание.

3. Одежда

Выступление перед большой аудиторией напоминает спектакль, поэтому большое значение имеет одежда докладчика. Во время публичного выступления оратору приходится сидеть за столом, стоять на высокой кафедре, за трибуной и т.д. Учитывая это штаны и юбки должны быть достаточно длинными, носки - высокими, туфли - быть в полном порядке.

Одевайте те вещи, в которых вы чувствуете себя комфортно, которые не отвлекают вас своим неудобством. У вас ни разу не должно возникнуть мысли: «Как оно на мне сидит?». Лучше не пользуйтесь совсем новыми вещами, которые одеваете впервые. Одежда и обувь не должны доставлять вам внутренний дискомфорт и отвлекать ваше внимание.

Универсальное правило успешного публичного выступления: не допускать дисбаланса между тем, что вы говорите, и тем, как вы выглядите. В официальных случаях лучше использовать средне-темный костюм, белую или цвета слоновьей кости неузкую рубашку и элегантный выразительный галстук. Контрастные цвета, хороший костюм помогут сформировать положительное отношение к вам и поспособствуют успеху публичного выступления. Галстук не должен иметь яркого рисунка, чтобы не отвлекать внимание от лица, вместе с тем, он не должен быть одноцветным. Лучше всего подходят галстуки из матовой ткани, темно-синего цвета, цвета красного вина, бордо с едва заметным рисунком. Длина галстука должны быть такой, чтобы ее конец едва прикрывал пряжку на поясном ремне.

Если ваш пиджак имеет две пуговицы, нужно застегнуть лишь верхнюю, если три - только среднюю. Если нет очень большой необходимости, не стоит одевать очки при публичном выступлении, ювелирные украшения также не нужны.

Если оратор - женщина, ее одежда должна иметь длинный рукав, длина юбки - средняя (к середине колена), она не должна быть слишком узкой. Относительно цветов, то здесь требования значительно либеральнее, чем у мужчин: цвет просто должен идти женщине. Женщины тоже должны избегать ярких массивных украшений. Обувь лучше всего темных цветов с незаметными или однотонными бантами; чулки одинакового с обувью цвета. Очки должны иметь простой дизайн и оправу под цвет волос.

При выступлении в неформальной обстановке (дружеские вечеринки и т.п.) требования к одежде не играют большой роли. Можно одеваться как угодно, однако помните, что если в вашем внешнем виде будет какая-то эклектичная деталь, бросающаяся в глаза (яркая брошь, крикливый галстук кислотных цветов, оригинальный фасон костюма с капризными узорами), то она будет отвлекать внимание от содержания ваших слов. Публика запомнит именно ее и не обратит внимание на то, что вы говорили.

4. Успешное публичное выступление - несколько секретов

Когда вы заходите в аудиторию, двигайтесь уверенно, не семените и не делайте суетливых движений. Идите своей обычной походкой, этим вы убедите присутствующих, что вы не волнуетесь и никуда не спешите. Когда вас представили, поднимитесь, обязательно подарите залу легкую улыбку и войдите в непосредственный зрительный контакт с аудиторией.

Для того, чтобы показать свою значимость и вызвать уважение аудитории, необходимо контролировать максимально допустимое пространство. Не старайтесь показать себя маленьким человеком и не таитесь где-то в углу сцены. Обязательно займите место в центре или же хотя бы направляйте в центр свой взгляд время от времени. Расправьте плечи, поднимите голову и немного наклонитесь вперед, демонстрируя что-то наподобие поклона перед аудиторией, можно этот жест несколько раз потом повторить.

Когда вы поднялись на подиум, сцену, трибуну или заняли другое место для выступления, не спешите сразу же начинать говорить. Обязательно сделайте паузу. Можете воспользоваться любой возможностью - попросите стакан воды, разложите бумаги, что-то передвиньте. Используйте паузу настолько, насколько вы считаете необходимым, чтобы подготовить себя психологически и настроить аудиторию на общение с вами. Если вы сильно волнуетесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов перед началом речи. Пауза также вам поможет, чтобы за несколько секунд изучить пространство вокруг вас, прикинуть, как вы его будете использовать. Помните театральную аксиому: чем талантливее актер, тем большую паузу он умеет держать.

Далее не просто охватите глазами, а внимательно осмотрите зал, присмотритесь ко всей аудитории. Остановитесь взглядом на нескольких из присутствующих, которые станут зрительными точками опоры, маяками в вашем выступлении. Потом, в случае необходимости, вы их можете изменить. Попробуйте подарить ваше персональное внимание как можно большему количеству людей, но обязательно пройдитесь взглядом по всему пространству зала - слева направо, от первого к последнему ряду. Не задерживайтесь долго в задних рядах и снова переведите свой взгляд на передние места. Помните, что их всегда занимают наиболее заинтересованные люди, в их глазах вы найдете для себя поддержку. Зафиксировав для себя несколько таких зрительных «якорей», начинайте говорить.

Ваша мимика и жесты дают человеку куда больше впечатлений, чем все, что вы произносите. Жестами вы сконцентрируете внимание на важности информации. При жестикулировании существует три правила: первое - не кладите руки в карманы; второе - не прячьте их за спину; третье - не занимайте их посторонними предметами. Руки - это помощники, которые всегда должны быть свободными и готовыми объединиться в единое целое с вашими мыслями.

Нельзя применять «оборонительные» или «защитные» движения тела, например, скрещивание рук на груди, закладывание их за спину. Скрещивание рук демонстрирует неуверенность в том, что человек говорит. Лучше всего занять открытую позу и время от времени демонстрировать улыбку. Постоянно контролируйте свою осанку, спину держите прямой, голову поднятой, двигайтесь естественно.

Во время публичного выступления не застывайте, будто памятник, и не отбрасывайте голову назад, так как этим вы отталкиваете аудиторию и задерживаете поток психологической энергии, который должен динамично влиять на присутствующих. Обязательно двигайтесь. Нужно показать себя живым, энергичным, динамичным. Ваши движения должны быть короткими, точными и убедительными. Когда вы хотите что-то подчеркнуть, подайтесь телом навстречу аудитории или воспользуйтесь жестом приближения вашего тела к присутствующим. Если есть возможность приблизиться к аудитории, то сделайте это тогда, когда вы хотите сообщить ей что-то важное донести и убедить присутствующих в вашей правоте.

Постоянно удерживайте зрительный контакт с аудиторией. Опытный оратор всегда следит за вниманием слушателей, переводя взгляд из передних рядов на задние. Если вы пользуетесь записками, то делайте это очень аккуратно: быстрым и коротким взглядом вниз посмотрите текст и снова поднимите глаза, переведя все внимание обратно на аудиторию.

Учитывайте культурные, национальные, религиозные и прочие особенности аудитории. Например, у китайцев и японцев ваш открытый взгляд в глаза может вызвать отрицательные чувства, так как в восточных культурах это не принято. У кавказских народов прямой твердый взгляд в глаза мужчине воспринимается как вызов на поединок и т.д. Также с большой осторожностью нужно использовать шутки на национальную или религиозную тематику.

У вас не должно быть замороженного, неподвижного выражения лица. В противном случае вы вызовете равнодушие и скуку у публики. Основа вашей привлекательности как оратора - это легкая приятная улыбка. Попробуйте переход к каждой ключевой теме сопровождать особым изменением на лице: немного поднимите брови или поведите глазами, используйте медленные повороты головы. Если сидите - включайте в дело руки: что-то переведите или измените немного их позицию. Во время сидения все время подчеркивайте свободу вашей позы.

Неоднократное повторение простых выразительных фраз, ярких словосочетаний способствует успеху публичного выступления. Однако старайтесь избегать неуместного и несвоевременного их употребления. Нельзя допускать, чтобы содержание фраз было далеко от мыслей, которые нужно донести до аудитории.

Не демонстрируйте превосходства или легкомысленности при общении с аудиторией, не вещайте «свысока» менторским тоном. Очень серьезно подходите к формулированию ответов на поставленные вопросы - ответы дают возможность еще раз подчеркнуть основные положения вашей речи. Избегайте раздражения, враждебности или сарказма, даже если вопросы неприятны для вас. Куда лучше - спокойствие, доброжелательность и легкий юмор.

Воспринимайте философски любые неожиданности и неловкости - поломку микрофона, падение на пол стакана с водой, внезапную паузу и т.п. Нельзя выдавать своей растерянности и проявлять негативное отношение к отрицательным моментам, которые возникли случайно или же оказались «домашними заготовками» ваших недоброжелателей. Лучше всего реагировать на это с юмором, обыграть в выгодном для себя ключе. Оратор должен контролировать ситуацию, показывать, что все это не препятствует ему, а неприятности не выбивают его из колеи.

Если речь перерывается аплодисментами, необходимо дождаться их окончания и только потом продолжать - чтобы начало вашей следующей фразы было всеми услышано. Также помните о том, что аплодисменты аплодисментам рознь Речь должна закончиться до того, как утомленные и раздраженные слушатели начнут «захлопывать» выступающего.

Завершая речь необходимо посмотреть в глаза слушателям и сказать что-нибудь приятное, продемонстрировав свое удовлетворение от общения с аудиторией. Такой позитивный информационный импульс в финале останется в памяти людей, в их восприятии вашего публичного выступления.

© Подготовил: И. Медведев
© Psyfactor, 2006

Запустили рубрику о том, как развивать в себе разные полезные навыки. Спецпроект поддерживает компания «МегаФон», которая презентовала тарифные планы «Смотри», «Говори», «Пиши», «Слушай», «Общайся». Мы уже разобрались, как «смотреть», . Сегодня у экспертов - психолога и специалиста по риторике - выясним, как побороть скромность при публичных выступлениях и заставить публику аплодировать в финале.

Татьяна Сафонова, преподаватель риторики КГУ

Оратору я бы рекомендовала для начала узнать тонкости бытового общения. Основные правила в общении с мужчиной и женщиной мы можем перенести на публичное выступление. Например, известно, что женщине важен акт общения, а мужчине важен результат. Когда женщина навешивает массу подробностей в истории, мужчине будет скучно, а другая женщина тот же рассказ будет слушать с удовольствием. Соответственно, выступая перед женской аудиторией, надо вызывать эмоции подробностями. Речь для мужской аудитории необходимо делать максимально рациональной и логичной.

Представьте, в темном переулке мужчина с женщиной видят толпу хулиганов. Мужчина сохраняет спокойствие, и его спутница думает, что ее кавалер очень смел. На самом деле, мужчина может бояться в четыре раза больше женщины, просто он не показывает эмоций. По мнению психологов, только одна эмоция у мужчин читается лучше, чем у женщин - скорбь. Остальные проявляются очень слабо. Вот вам еще один пункт: если мужчины, сидящие в аудитории, на вашу речь не реагируют, это не значит, что им не интересно.

Лайфхак от компании «МегаФон»: практиковаться в ораторских навыках можно с помощью смартфона. Организуйте видеозвонок другу в удобном вам мессенджере. С тарифом «Включайся! Говори» вы не ограничены в общении: в абонентскую плату входит безлимитные мессенджеры и 5 ГБ интернета по России и пакет на 1000 минут. На всю линейку тарифов «Включайся!» с 19 июня действуют рекордно низкие цены.

Настройте себя фразой: «Все равно я знаю лучше, чем они».

Делать это нужно в любом публичном выступлении, даже если выступаешь перед заслуженными профессорами с защитой диссертации.

Начните с аудитории 20-30 человек

Иногда я задаю студентам вопрос: в маленькой или большой аудитории работать легче? Многие уверены, что в маленькой. А на самом деле, все зависит от опыта оратора. Помните правило: с увеличением аудитории падает уровень ее интеллекта. Это происходит из-за того, что внимание большой аудитории рассеивается и она не всегда слышит, что говорит оратор. А маленькая аудитория в большинстве случаев следит за выступающим, и поэтому слышит его оговорки, заминки, незнание. Новичку будет легче работать с большим количеством слушателей.

Не переходите сразу к делу

В публичной речи действует и правило усиливающего нетерпения слушателей: чем больше затягиваешь начало, тем более аудитория нетерпелива. Поэтому начинать выступление сразу с порога не следует: расскажите случай из жизни, пошутите, скажите публике комплимент.

Адресуйте свою речь позитивно настроенным слушателям

При всем дружелюбном отношении к оратору небольшой уровень критичности все равно будет.
Обязательно найдется один или несколько человек, которые настроены против. И чаще всего этих людей легко вычислить: они сидят с каменными лицами, не реагируют на шутки. Что с этим делать? Ничего. Просто найдите в зале доброжелательных людей и обращайтесь к ним. Если вы знаете, что в зале есть люди, которые настроены позитивно, вам станет легче.

Не проявляйте негатив к негативно настроенным слушателям

Помните, как в школе учительница со словами: «Встань и выйди из класса» при всех выгоняла шумного ученика? Делать это не рекомендует Закон отклонения публичной критики. Представьте, на вас кричит начальник посреди коридора у всех коллег на виду. Естественно, вы не воспринимаете адекватно этот крик, и он не повлечет за собой позитивных изменений. Напротив, мы развиваем общение зеркально - начинаем относиться к человеку так, как он относится к нам. Кстати, не стоит принимать любое хмурое лицо в аудитории на свой счет: может, человек просто не выспался, плохо себя чувствует или переживает из-за личной проблемы.

Говорите простыми словами

Если ваш начальник на летучке засыпает вас непонятными терминами и не удосуживается объяснить, что они значат, его речь для вас становится малопонятной и неинтересной. Вы просто перестаете его слушать. Простым словам аудитория доверяет больше. Это касается и бытового общения, и публичных выступлений. Вспомните популистские речи некоторых политиков: их речь всегда максимально проста, чтобы каждому было понятно.

Что смотреть на эту тему?

Перенимать опыт ораторов стоит на ted.com. Конференции TED (аббревиатура от англ. technology, entertainment, design) проводятся с 1984 года. Миссия их состоит в распространении уникальных идей. Темы лекций разнообразны: наука, искусство, дизайн, политика, культура, бизнес, глобальные проблемы, технологии и развлечения.

Можно вдохновляться любыми публичными выступлениями Стива Джобса. Самая знаменитая его речь - обращение к выпускникам Стэнфордского университета.

Фильм телеканала «Россия» о языке жестов. 2009 год

Лекция австралийского писателя Алана Пиза. Он известен как «мистер язык тела», благодаря своей одноименной книге, которая была продана по всему миру многомиллионным тиражом.

Разговаривайте с аудиторией

Закон гармонизирующего диалога заключается в том, что нужно общаться с аудиторией, даже если ваше выступление представляет собой монолог. Монологическая форма, вообще, не перспективна. Задавайте хотя бы риторические вопросы: они помогают поддерживать связь с аудиторией, хотя ответов на них обычно не следует.

Жестикулируйте

Человек без жестикуляции выглядит неестественно, его воспринимают плохо. При этом надо помнить: при работе с мужчинами жестов должно быть гораздо меньше, чем при общении с женщинами. Первый жест, который следует выучить - раскрытые ладони. Он символизирует то, что оратор доверился слушателям, находится с ним на равных и расположен дружелюбно.

Следите за временем и делайте паузы

Некоторые ораторы обижаются, когда публика к концу второго часа начинает зевать. Это абсолютно нормально: каким бы ни был интересным рассказ, за два часа ты от него обязательно устанешь. Тревожный знак - если аудитория зазевала спустя десять минут. Аудитория не любит длинные речи: будь то протокольно-этикетное выступление, собеседование или поздравление юбиляра. Чем короче, тем лучше. А если речь по протоколу должна быть длинной, периодически отвлекайтесь: пошутите, расскажите историю из жизни, поговорите со слушателями. Идеально - если все эти отступления будут связаны с основной темой.

Не привлекайте внимание внешностью

Чем неординарнее мы выглядим, тем больше критики вызываем. Откажитесь от массивных украшений, ярких цветов и нестандартного поведения, по крайней мере, на первых выступлениях.

Екатерина Емельянова, руководитель актерско-психологической школы «Образ»

Однако сложно забыть про его обратную сторону: трясутся коленки, затрудняется дыхание, путаются мысли, невозможно сосредоточиться на тексте, весь азарт сходит на нет, и мы просто мечтаем поскорей завершить свою пытку. В этом смысле ситуация со страхом похожа на серфинг: либо вы ловите волну, либо она вас. Возможно ли управлять своими эмоциональными состояниями так, как мы владеем телом в спортивных испытаниях? Да. Достаточно следовать простым рекомендациям.


Уинстон Черчилль – один из самых сильных ораторов в мировой истории. Говорят, каждую свою речь он репетировал по часу. « Когда оратор хочет вызвать негодование, его сердце должно пылать гневом. Когда он хочет растрогать публику, он сам должен плакать. Чтобы убедить людей, нужно верить самому».

Лев Троцкий изучал приемы ораторского искусства по книге Шопенгауэра “Искусство ведения дебатов”. А еще всю жизнь он изучал особенности красноречия многих ораторов своего времени, записывая увиденное в мельчайших подробностях: жестикуляцию, тон, положение рук, мимику.

Учитесь работать на сцене из позиции «здесь и сейчас»

Основная точка внимания оратора должна быть не на том, что думает о нем зал, как он выглядит со стороны, успешно ли он выступит или провалится. Нужно сконцентрироваться на цели выступления, его смысле и глубине. Для укрепления такой внутренней позиции хороши любые практики динамической медитации, глубокое осознанное дыхание, занятия по раскрепощению и просто наличие зажигающей вас идеи.

Собирайте максимальное количество обратной связи

На первых порах нам бывает сложно держать себя перед аудиторией, потому что мы не знаем, интересно ли говорим, хорошо ли двигаемся и приятно ли звучим со стороны. На месте, где могла быть информация, позволяющая обрести уверенность в себе, есть пустота, которая и заполняется разного рода переживаниями. Чем больше мы знаем о своих сильных и слабых сторонах на сцене, чем больше нам удается их принимать и обращать на пользу, тем меньше страха оказаться в неудобной ситуации, быть смешными или обесцененными зрителем. Наша задача - сформировать базу знаний о себе как об ораторе, которая послужит хорошим техническим основанием для расслабленного и увлекательного разговора со зрителем.

Как можно больше выступайте и репетируйте

Если вы имеете маленький ораторский опыт, плохо знаете свой текст, ни разу его не повторяли в полном объеме до выхода на сцену, и по сути перед людьми в зале будет первая репетиция - провал вам почти гарантирован. И страх в этом случае обоснован. Вы просто не готовы. Дышите, сидите в позе лотоса перед выступлением, представляйте аудиторию голой или не представляйте: это если и сработает, то на очень короткой дистанции.

Лучший помощник в деле обуздания страха - опыт. Репетируйте везде, где это возможно, особенно на площадке, на которой планируется ваш выход. Репетируйте даже в воображении. Чем больше часов практического опыта вы накопите, тем легче вам будет обратить страх себе на пользу. Помните, что любое выступление - это не экзамен, а диалог со зрителем, в котором вы делитесь с ними, что им интересно. Раз вас выбрали в качестве спикера, значит, вас готовы воспринимать и хотят от вас получить ценную информацию. Просто щедро делитесь своими знаниями и размышлениями. Ищите свою ораторскую идентичность и не пренебрегайте базовыми правилами успешного публичного выступления.

Нам нечего бояться, кроме страха!

(Рузвельт)

Что может быть страшнее смерти? – Публичный позор!

Многие люди говорят: «Я скорее умру, чем выйду на сцену!». При этом в кругу друзей такой человек может быть прекрасным рассказчиком. Но мысль о том, что надо сказать что-то, когда на тебе сконцентрировано внимание десятков или сотен незнакомых людей… «Нет, ни за что! Лучше убейте меня!».

Знакомый консультант однажды рассказал мне о своем первом выступлении. Его пригласили сделать доклад на отраслевой конференции. Роста он небольшого, а трибуна там была высокая. Когда он поднялся на сцену и встал за трибуну, те, кто сидел в зале, смогли увидеть только верхнюю часть его головы. Выглядело это так, будто докладчик прячется за трибуной.

Он начал выступление, а в зале послышался хохот. И тогда мой знакомый упал в обморок…

Многие бы сломались и восприняли этот случай как катастрофу. Однако мой знакомый был и остается очень целеустремленным человеком. Он не сдался! Он прекрасно понимал, какую роль играют публичные выступления и способность выступать на публике для его карьеры, пиара и для его бизнеса. Он прошел обучение публичным выступлениям, много практиковался и сегодня он один из самых успешных спикеров в мире!

Иногда можно встретить человека, который говорит: «Я обожаю публичность! Мои ощущения, когда я выступаю – близки к экстазу!» Или «Я ловлю от этого кайф! И чем больше людей меня слушает, тем круче!»

Да, такие от природы талантливые люди конечно есть. И мы восхищаемся этой способностью, даже если и не разделяем их убеждения. Взять, к примеру, всем нам известного «сына мамы – русской и папы – юриста».

Блестящим оратором был Наполеон. Он сказал: «Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает!»

Американский консультант, президент Гильдии Спикеров Голливуда Клаус Хилгерс объяснял, что именно останавливает большинство людей от того, чтобы выступать: «Прежде всего, когда человек выходит перед аудиторией, чтобы произнести какую-то речь, он испытывает разные реакции тела. У одних возникает нервозность, дрожь в коленках, накатывает волна жара. Другие начинают краснеть или потеть. У кого-то начинает сильно биться сердце, непроизвольно содрогаются мышцы лица. Проблема в том, что человек не знает, как от этого избавиться.»

Некоторые люди, которые давно и часто выступают, даже известные артисты, пропускают рюмку другую перед выходом на сцену. В одном из своих интервью певица Татьяна Буланова призналась, что долго использовала такой метод, подсказанный ей в юности мамой. Кто-то впадает в крайности, и обращается к использованию гипноза или методов НЛП.

Клаус Хилгерс утверждал: «Какое ощущение вам бы ни подбрасывало тело, когда вы выходите выступать, есть определенное упражнение, которое вы можете выполнить, и через несколько секунд, это ощущение уходит, пропадает насовсем.»

Рамон Таранго, консультант по управлению однажды рассказал историю о своем выступлении перед сотрудниками одной большой стоматологической клиники. В зале 150 человек, причем 120 из них «загнали на этот семинар палкой».

Корпоративный семинар или тренинг почти всегда уже сам по себе является некоторым вызовом для выступающего. А тут практически весь зал демонстрировал полное равнодушие. Я знаю прекрасных профессиональных тренеров, которые в подобной ситуации прекращают тренинг и возвращают заказчику деньги. Рамон поступил по-другому. Он научился справляться с подобными «мелочами».

Он взял в руки два фломастера (синий и красный) и начал писать что-то на доске, перекладывая их из одной руки в другую. Как бы невзначай, стержни пачкали его ладони. Затем он несколько раз провел руками по лицу, вытирая пот. Потом скрестил руки на груди, сильно перепачкав свою белую рубашку. Зал оживился, сначала слышались приглушенные смешки, потом раздался безудержных хохот.

И тогда Рамон невинно спросил: «Что здесь смешного?» Кто-то достал зеркало, и показал консультанту его лицо. И тут он сказал: «Я знал, что это будет войной – выступать перед вами, ребята! Это моя боевая раскраска. И теперь я готов биться с вами!» После этого он получил полное внимание зала и завершил выступление под гром аплодисментов.

Кто-то скажет, что умение красиво и ярко выступать – это исключительно дар божий, которым обладают лишь избранные. Многим людям такая позиция стоила потери блестящей карьеры, денег, и даже Любви. В современном мире главное умение – это умение продать свои идеи. По сути любая продажа – это умение донести свою идею до разума слушателя: покупателя, начальника, подчиненного, супруга. И публичные выступления – это также одна из форм продажи, т.е. донесения своей идеи до группы людей. Эту просто необходимая в наше время способность, которую нужно в себе развивать!

Мне в свое время очень повезло, я прошла настоящую школу публичных выступлений у самого Клауса Хилгерса. В одной из следующих статей я поделюсь интересными и полезными приемами для выступления перед публикой.

Я стою на сцене, смотрю поверх голов сотен людей, не сводящих с меня глаз - они ждут, когда я начну говорить, скажу хоть что-нибудь, - и внутренний голос напоминает мне: «Ты неподходящий для этого человек».

Своим выступлением я открывал конференцию TEDx, и значит, я должен был задать тон всему мероприятию. Это огромная ответственность и вдобавок одно из самых важных выступлений в моей жизни. В любых других обстоятельствах я бы ответил своему внутреннему голосу: «Да, ты прав. Я не должен быть здесь. Я интроверт. Я редактор. Я не могу даже в разговоре с собственной женой закончить предложение, не подумав о том, что можно было бы сказать иначе».

Но, к счастью, я подготовился заранее. Подготовил не только речь, но и знал, как справиться с такими деструктивными порывами. Я знал, что нужно сказать, я верил в то, что собирался говорить, у меня был план на случай, если идеальные обстоятельства, в которых я готовился, не будут таковыми в реальности.

Сегодня я могу стоять на сцене перед тысячами людей и уверенно говорить о том, что я думаю. Если мне повезёт, несколько уловок и пара шуток окажутся не совсем провальными. Но так было не всегда.

1. Не рассказывайте о том, в чём вы не разбираетесь

Звучит как бесполезный, очевидный совет. Это не так. Если вы будете в совершенстве следовать ему, остальные пункты из этой статьи будут вам не особо нужны - вы и так сделаете всё хорошо.

Однажды, после нескольких речей, когда вы зарекомендуете себя как хорошего спикера, вам будут открываться возможности выступать где-то в далёких местах с приятными слуху названиями. Есть одна загвоздка - содержание. Возможно, вы зарекомендовали себя в качестве эксперта по брачным играм канареек, а тут получаете email с приглашением посетить конференцию и рассказать о мировых тенденциях в продажах скрепок для бумаг.

Вы должны поблагодарить за приглашение и вежливо отказаться.

Причина проста: вы не знаете, что сказать об этом. Даже если вы попытаетесь собрать информацию за короткое время, хорошей презентации всё равно не получится - вас не интересует сама тема. На самом деле вы не хотите говорить об этом и приглашающая сторона не заинтересована в том, чтобы вы выступили с хорошим рассказом. Просто им хочется, чтобы вы присутствовали на мероприятии, потому что они увидели ваше видео и подумали, что вы известная личность.

Поэтому такому простому совету трудно следовать. Вы новичок, вы хотите выделиться, кажется, что это отличная возможность для вас.

Если вы когда-нибудь покупали вещь с надеждой, что она будет работать так, а на деле она работает не так (вспомните о рекламном ролике, который подтолкнул вас к необдуманной покупке), то вы понимаете то разочарование, которое ожидает обе стороны с самого начала.

2. Укажите в сценарии переходы и ничего больше

Если вы похожи на меня, внутри у вас есть строгий редактор, который сидит у вас на плече с красным маркером в руках и парой очков на носу, готовый небрежно бросить: «Двойка! И останься после уроков», - на каждое предложение, что вы произнесли. Неважно, что вы сказали: чувство, что можно было сказать лучше, никогда вас не покидает.

При люди вроде нас обычно пишут сценарий или план. Когда пишешь сценарий, есть все шансы найти правильную формулировку.

Как писал древний китайский стратег и воин Сунь Цзы: «Ни один план не выдерживает первой встречи с противником». В этом и есть главная проблема детального плана. В нашем случае, конечно, никакого врага нет, но есть мир, полный неопределённости. Стоит только ступить на сцену, всё становится по-настоящему и нет второго дубля. Чем более детальный у вас сценарий, тем больше вероятность всё испортить. Когда вы новичок в мире публичных выступлений, стоять на сцене и пытаться вспомнить, что же там дальше - последняя вещь, которая вам нужна.

Так что же нужно делать вместо этого? Просто импровизировать? Не совсем.

В то время как детальный сценарий принесёт вам больше проблем, чем помощи, вам понадобится план другого сорта. Нужно отталкиваться от отправных точек в вашей истории (вы знаете, есть вещи, о которых не получится забыть, даже если сильно постараться) и записать моменты переходов от одной мысли к другой.

Хорошо работают личные истории, потому что:

  1. Аудитория их любит, они помогают наладить общение.
  2. Вам не нужно их записывать, потому что вы и так их помните.

Мы рассказываем друг другу истории так же долго, сколько являемся людьми. Так мы передавали информацию задолго до изобретения бумаги. Мы генетически запрограммированы помнить их (поэтому их легче преподносить), и, что ещё более важно, аудитория генетически запрограммирована их слушать (и становиться счастливее, слушая истории).

Так как одну и ту же историю можно свободно рассказывать каждый раз по-разному, вам не нужно записывать всё в точности до последнего слова. Хватит основных пунктов, обо всём остальном позаботятся ваши человеческие наклонности. Записанные основные пункты помогут связать истории между собой.

3. Практикуйтесь немного больше, чем вам нужно

Мой друг Крис Гиллибо (Chris Guillebeau), основатель и ведущий церемонии The World Domination Summit, в течение года каждый уикенд занимается тем, что произносит по меньшей мере 10 докладов во время переговоров. Иногда он рассказывает историю. В другой раз напоминает аудитории о 15 важных вещах, которые обсуждались до перерыва на ланч.

Как участник WDS и начинающий спикер, я однажды спросил у него: «Как ты вспоминаешь всё, что нужно сказать, причём в полном объёме, каждый раз, когда выходишь на сцену?» Я надеялся на секретный лайфхак, но его ответ - и это чистая правда - был самым обыкновенным: «Я много практикуюсь».

Теперь и я этим занимаюсь. И это работает. Всякий раз, когда мне предстоит произнести речь, я репетирую по меньшей мере 2–3 раза. Это требует времени, это зачастую скучно, приходится заниматься днями или неделями, и вам совсем не хочется практиковаться снова. Но вы делаете это не для себя. Вы делаете это для своей аудитории. Если вы хотите запомниться ей, придётся погрузиться в непривлекательную, скучную, однообразную работу.

4. Разбивайте свой доклад на части

Крис Гиллибо посоветовал не только много практиковаться. Также он упомянул, что работает над отдельными частями. Он пытается разбить свою презентацию на кусочки, а потом собирает их вместе.

Сейчас я делаю так же, и это уменьшает время на подготовку. Работая над частями, я могу разрабатывать и принимать решение о разных отрывках презентации параллельно. Если я спотыкаюсь на каком-то куске текста в середине (или, ещё хуже, в самом начале), мне не приходится ждать идеального рабочего состояния ничего не делая - я могу работать над другими частями, пока не утрясу вопрос с проблемной.

Быстрее заканчивайте свой доклад, больше времени практикуйтесь, до тех пор, пока это не войдёт в привычку. Ничто не влияет на уверенность больше, чем успех, и ничто не способствует успеху так, как постоянная практика.

Некоторые люди упражняются ровно столько, сколько нужно. Когда я говорю «практикуйтесь больше», я имею в виду, что репетировать надо больше, чем нужно.

5. Сбросьте скорость. Медленно спускайтесь

Общая проблема у всех интровертов вроде меня: если мы начали говорить, мы начинаем гнаться за мыслями, от которых пытались избавиться. Моя голова - это генератор идей, который постоянно движется вперёд. Мой рот, наоборот, говорит медленно, стараясь не совершить ошибку.

Но в один прекрасный момент вас прорывает, и вы выпускаете все накопившиеся мысли наружу. Пытаться поспеть за своим мозгом - то же, как если бы муравей пытался удерживать быка, мчащегося по склону горы. Но пытаться ускорить свою речь, чтобы произнести всё, что родилось в вашей голове, приводит к строго противоположному эффекту: вы начинаете заикаться, теряетесь, повторяетесь. Поэтому нервничаете ещё больше и отходите от запланированной речи.

Если ваша идея важна, то она заслуживает всего времени, которое необходимо, чтобы её выразить. Более полезный подход - думать медленнее. Не совсем медленно, конечно, скорее, с большей осторожностью.

Такая проблема появляется из-за небрежности: вы не связываете мысли друг с другом, а вместо этого начинаете скакать с одной на другую. Несколько скачков с дороги - и вы уже с трудом вспоминаете, где находитесь.

Зафиксироваться на одной мысли просто. Когда вы замечаете, что ваши мысли унесли вас далеко вперёд, просто вернитесь назад и повторите нужную идею.

6. Не теряйтесь!

Когда я готовился к выступлению на TEDx, я позвал своего друга Майка Паччионе (Mike Pacchione), специалиста по публичным выступлениям, чтобы тот указал мне на недостатки. Он поймал меня на том, что я часто отходил от темы.

Это происходит, когда идея, о которой ты говоришь, исчезает в никуда, и ты решаешь последовать за ней. Проблема в том, что блуждание в мыслях редко заканчивается на одной идее. Как только потеряешься один раз, продолжаешь все глубже проваливаться в кроличью нору.

Проблема не в том, что вы не можете рассказывать интересно, когда блуждаете, а в том, что стоит только начать блуждать, как вы совсем теряетесь. Как турист теряется в лесу? Он сходит на один шаг с тропы, чтобы посмотреть на растения. А потом: «О, грибы», - и ещё несколько шагов в сторону. «Хей, вон то дерево впереди выглядит здорово», - и только когда он решает вернуться обратно, осознаёт, что понятия не имеет, как это сделать.

Соблазн повитать в мыслях может быть высок, но потом очень сложно вернуться на правильный путь.

Есть два практических способа решения этой проблемы. Первый - следовать совету № 3 и много практиковаться. Чем больше ты практикуешься, тем больше собственных историй ты запоминаешь и знаешь, куда они могут привести. Другое решение заключается в том, что единственное, что может помочь, когда стоите на сцене и чувствуете, что уходите от темы, - это выбросить лишние мысли из головы.

Ваш мозг не хочет следовать за отвлечёнными мыслями, он хочет обдумать их. Лучший способ остаться на верном пути - напомнить себе, что вы можете их обдумать… но не прямо сейчас. Выбросите их из головы. Возможно, их можно будет использовать во время произнесения этого же доклада в будущем. Но, ради всего святого, не пытайтесь использовать их сейчас.

7. Придумайте успокаивающий ритуал

Моё сердце было готово пробить грудную клетку. Я чувствовал, что все мышцы напряжены, а поле зрения начинает сужаться. Дыхание стало учащаться. «Что происходит?» - спрашивал я себя. Я был на грани панической атаки. Мне нужно было сделать шаг на сцену, чтобы произнести самую важную речь в своей жизни, но единственное, о чём я мог думать, так это о том, что я собираюсь послать всё куда подальше. Это дало выход стрессовой реакции, и всё покатилось по наклонной.

К счастью, я был проинструктирован, что делать, если такое случится. Ванесса Ван Эдвардс (Vanessa Van Edwards), одна из величайших спикеров, которых я имел удовольствие знать, помогла мне подготовиться. Она поделилась, что сама тоже нервничает перед большими презентациями. Если бы она сама мне это не сказала, я бы никогда и не подумал.

Секрет, который она использует? Успокаивающая техника. У каждого хорошего оратора такая есть, и каждый хороший оратор знает, что придерживаться её необходимо, чтобы показать себя с лучшей стороны.

Что делает Ванесса: она находит тихое место, где за несколько минут до запланированного выхода на сцену выпрямляет спину, глубоко дышит и представляет успех.

Это может прозвучать немного глупо, но это на самом деле работает. Я и сам пользуюсь этим способом.

Перед важным событием для тела абсолютно нормально начать выделять много гормона стресса - кортизола. Мы становимся особо чувствительны к стрессовым ситуациям. Просто тысячи лет назад чувствовать стресс и не реагировать на него могло бы стоить вам жизни.

Сегодня такое случается нечасто - я не могу вспомнить сообщения о «смерти из-за нерешительности», - но наша биология не поспевает за нами. Ужасная ирония в том, что чем больше вы позволяете стрессу охватить себя, тем больше вероятность совершить ошибку и плохо выступить.

Поэтому, перед тем как выйти на сцену, проверьте себя и свой уровень стресса. Волнение - это нормально. А нервозность - плохо. Всегда приберегите для себя несколько минут перед выходом, чтобы успокоиться.

8. Когда ошибаетесь, продолжайте говорить

Я был большим фанатом телевизионного шоу «Отчёт Кольбера». Я редко пропускал даже эпизод. Это были одни из самых популярных «новостей» в прямом эфире на телевидении. Если вы смотрели это шоу, вы могли заметить, что Стивен путал слова практически в каждом эпизоде. Он мог построить фразу так, что она теряла смысл, мог пропустить слово или неправильно его произнести.

Но вы могли и не заметить этого, потому что внешне Кольберт никак не реагировал. Когда он допускал ошибку, он не запинался и не пытался исправить. Он просто продолжал говорить, потому что знал то, что должны запомнить все выступающие публично интроверты:

контекст важнее деталей.

Он мог допустить ошибку и даже не обратить на это никакого внимания. И этого никто не замечал, потому что никто не вслушивался в каждое произнесённое слово. Все слушали контекст.

Куда хуже, чем небольшая ошибка, - привлечение к ней внимания. Если вы запнулись, используйте своё чувство юмора, чтобы сгладить ситуацию. Отшутитесь и двигайтесь дальше.

9. Помните, что аудитория хочет, чтобы всё прошло успешно

Скорее всего, самый простой совет, который дают все подряд, помог мне научиться использовать все предыдущие советы в действии:

Всегда помните, что аудитория не желает вам провала.

Когда вы волнуетесь из-за предстоящего большого события, эта простая истина может легко забыться. Ваша аудитория не собирается прогонять вас со сцены. Она хочет узнать то, чему вы хотите их научить. Собравшиеся тратят своё время и, возможно, деньги, чтобы послушать вас. Люди не отдают своё время и деньги за плохой опыт. А как раз наоборот.

Когда вы нервничаете перед выступлением, легко подумать: «Что, если кому-то не понравится то, что я скажу?» Эта мысль начинает распространяться, и вскоре вы начнёте спрашивать себя: «Что, если все меня ненавидят?»

Такой образ мышления приводит к плохим выступлениям. Не думайте так. Не позволяйте себе сворачивать на эту дорогу, потому что в действительности аудитория на вашей стороне. Она хочет, чтобы у вас всё получилось. И, если вы будете следовать этим девяти советам, у вас будут все преимущества, чтобы быть на высоте.

Инструкция

Тщательно и ответственно подготовьте речь. Запишите ее на бумаге, чтобы не упустить самого важного. Лучше подготовить текст заранее, чтобы иметь возможность перечитать и скорректировать его. Речь должна быть простой, понятной и интересной. Старайтесь использовать яркие эпитеты и , чтобы заинтересовать людей.

Теперь начните борьбу со своим страхом. В первую очередь осознайте, даже если выступление провалится, с вами не случится ничего плохого. Вас не убьют, не покалечат, не уволят, не забросают яйцами. Следовательно, бояться абсолютно нечего.

Запомните, людям свойственно ошибаться. И даже если вы скажете что-нибудь не то, публика лояльно отнесется к этому. Чтобы избежать и этого мелкого конфуза, выучите речь наизусть.

Подумайте, сколько преимуществ даст вам это выступление. Поставьте перед собой конкретную цель. Например, вы будете выступать, чтобы победить на выборах. Или ваша речь поможет претворить в жизнь вашу идею. Если глобальных целей не найдено, подумайте о том, что это выступление поможет перебороть ваш страх.

Не думайте о том, что это публичное выступление. Пусть это будет просто очередной задачей, которую нужно выполнить. Относитесь ко всему проще.

Перед мероприятием не забудьте привести себя в порядок. Это сделает вас более уверенным в себе, а публику более лояльной. Причешитесь, поправьте макияж, погладьте одежду, удалите пыль с обуви.

Прорепетируйте свою речь перед зеркалом или перед родственниками. Сделать это лучше несколько раз. Вы должны понять, насколько это просто. Не только проговорите речь, но и продумайте позу, жестикуляцию, чтобы ваше выступление выглядело органично.

Когда вы будете находиться перед публикой, представьте, что вы спите и видите сон, которым можно управлять. Это решит большинство ваших проблем. Ведь вы начнете ощущать себя более спокойно и просто. Нет публики, нет сцены, есть просто сон, в котором вы главный. Как вы захотите, так и будет. Вы сможете блестяще выступить, убедить людей в своей правоте. Такой простой аутотренинг поможет вам раскрепоститься, стать более уверенным в своих силах.

Обратите внимание

Перед выступлением не употребляйте никаких успокоительных веществ, это может только ухудшить ситуацию.

Полезный совет

Во время выступления найдите одного человека. Представьте, что он ваш друг, и рассказываете ему свой текст.

Источники:

  • Как выступать уверенно и не бояться этого
  • как не боятся выступать перед публикой

Перед первым публичным выступлением человек неизбежно испытывает волнение. У одних людей это выражается в чувстве легкой тревоги, другие могут испытывать настоящую панику.

Инструкция

Успех выступления зависит от твердого знания материала, который вы собираетесь излагать. Выучите все и повторите несколько раз перед зеркалом, перед друзьями или членами семьи. Начните преодолевать страх на небольших аудиториях. После нескольких тренировок почувствуете определенную уверенность в том, что сможете успешно выступить и перед незнакомыми людьми .

Дайте себе право на ошибку. Люди несовершенны, и вы не исключение. Аудитория практически всегда положительно настроена на восприятие оратора. Поэтому даже если вы ошибетесь и что-то перепутаете, вас никто не выгонит и не осудит. Представьте, что вы убегаете из зала под свист и улюлюканье слушателей. Это смешно, нереально и совсем не страшно.

Не давайте страху парализовать ваше тело, особенно голосовые связки. Перед выступлением старайтесь расслабиться, а если не получается, подумайте о чем-нибудь смешном. Например, представьте слушателей, сидящих в зале в клоунских костюмах.