Проникновение русских на урал. Южный урал в древности и в средневековье

Первобытнообщинный строй на Урале

На Урале сложение первобытной формации совпало с освоением всей его территории вплоть до Полярного круга. Особенности исторического процесса региона определялись рядом факторов. Одинаковые темпы и уровень развития производительных сил населения эпохи камня, связанные с повсеместным распространением охоты и рыболовства, с освоением металла и становлением производящей экономики, сменяются различными формами хозяйства и несовпадающими темпами его развития в трех больших природных зонах Урала: таежной, лесостепной и степной. Сложная культурно-этническая история предопределялась расположением Урала на границе Европы и Азии. Удобные водные пути способствовали взаимным контактам народов двух частей света; степь и лесостепь с глубокой древности были районами постоянных миграционных процессов, волны которых доходили и до таежных массивов. Развиваясь по своим внутренним законам в общем потоке исторических событий Восточной Европы, Западной Сибири и Средней Азии, население Урала - предки удмуртов, коми, манси, хантов, башкир в эпоху первобытности создали богатую и своеобразную культуру.

(100 тыс. лет - 4 тыс. лет до н. э.) Заселение нашей страны человеком началось около 600 тыс. лет назад. Древнейшие стоянки открыты на Кавказе, в Прикубанье, Приазовье, Молдавии, Средней Азии, Южном Казахстане. Продвижение ледника до среднего Днепра замедлило заселение южных районов и даже заставило древнего человека покинуть некоторые уже освоенные территории. Однако в период последующего межледниковья около 100 тыс. лет до н. э. снова возникли благоприятные условия для продвижения человека в Среднюю Азию, Казахстан, Крым, на Русскую равнину, в Поволжье и на Урал.

Первоначальное заселение Урала человеком

Заселение Урала человеком было длительным и сложным процессом. Оно происходило в разное время и с различных территорий и характеризовалось прерывистостью. Заселенные места то оставлялись, то вновь осваивались. Это было связано в значительной мере с изменением географической среды: в эпоху оледенений возникали ледниковые, горно- и водно-ледниковые преграды, в эпохи межледниковые - преграды водные. Древнейшие памятники на Урале относятся к эпохе мустье древнекаменного века (палеолита). Они пока единичны и встречаются на всем протяжении Уральских гор - от Южного до Приполярного Урала. Известна стоянка Мысовая на западном берегу озера Карабалыкты в 40 км от г. Магнитогорска. Озеро через близлежащие озера Сабакты и Банное и речку Янгельку, впадающую в р. Урал, связано с Прикаспием, что, возможно, способствовало раннему проникновению сюда человека. Для датировки комплекса мустьерским временем важно, что находки располагались в основании ледниковых отложений. Большая часть изделий представляет собой законченные орудия из разного вида кремня и яшм. Среди них остроконечники на удлиненном отщепе, несколько скребловидных орудий, серия бифасов (двусторонне обработанных орудий), а также ядрища для скалывания отщепов - нуклеусы и нуклевидные куски. Найдено также архаичное ручное рубило (чоппинг), которое отличается от других орудий более крупными размерами и примитивной техникой обработки. В 1939 г. в низовьях р. Чусовой в урочище Пещерный Лог было найдено несколько отщепов и типичное мустьерское орудие - ручной остроконечник с двусторонней оббивкой. На памятниках были обнаружены кости мамонта, носорога, слона и быка. Пробы пыльцы, взятые в прилегающем одновременном торфянике, дали значительный процент широколиственных деревьев (липа, дуб, граб, орешник), что свидетельствует о более теплом здесь климате в древности. В последние годы в пермском Приуралье выявлен ряд местонахождений типа Пещерный Лог: Конец Гор в низовьях Чусовой и Сосновка III на средней Каме. Особое внимание привлекают вновь обнаруженные памятники на Камском водохранилище - Ганичата I и II, расположенные в размытых отложениях третьей надпойменной террасы Камы.

На местонахождении Ганичата I собрано около 500 изделий из серовато-желтоватого кварцита архаичной техники раскалывания. Найдены нуклеусы различной стадии обработки, массивные скребла на расколотых кварцитовых гальках и отщепах, чоппинги. Пластинчатая техника полностью отсутствует. На местонахождении Ганичата II обнаружено около 1 тыс. изделий, по составу отличающихся от комплекса Ганичата I. Большинство изделий изготовлено также из желтовато-сероватого кварцита, но есть предметы из зеленоватого и темно-серого кварцита и темного кремнистого сланца. Набор орудий более выразителен: скребла на отщепах, чоппинги, рубилообразное изделие, отщепы с выемчатой ретушью. В составе инвентаря есть различные типы пластин. Близкие по характеру памятники выявлены также в бассейне р. Чусовой (местонахождение Ельники II и нижний слой Большой Глухой пещеры. Сырье для производства орудий древнее население добывало в районе мощного месторождения кварцитопесчаников близ д. Баранята, где найдены отбойники из крупных галек, отщепы, сколы. Находкам сопутствует плейстоценовая фауна - кости мамонта, лошади, носорога. Можно говорить о выявлении в Приуралье нового пласта раннепалеолитических памятников с галечной кварцитовой индустрией. Один из путей расселения мустьерского человека намечается из Средней Азии вдоль восточного побережья Каспийского моря, далее по р. Уралу к стоянке Мысовой (Урт-Тюбе) на Южный Урал, затем вдоль западного склона Уральских гор (через местонахождение Ельники II, Большая Глухая пещера, Ганичата I-II) в верхнее Прикамье. Второй путь проникновения человека на Урал следует связывать, повидимому, с кавказско-европейским центром. Он проходил вдоль Волги (стоянка Сухая Мечетка у Волгограда) в районы Среднего и Верхнего Прикамья (Сосновка III, Пещерный Лог, Конец Гор). Судя по характеру материалов Прикамья, эти два потока расселения относятся к разному времени. Эпоха мустье на Урале еще слабо изучена. Но имеются материалы, характеризующие трудовую деятельность человека этого времени. Основными орудиями труда были остроконечники и скребла, кроме них, неандерталец использовал другие типы орудий (скобели, острия, отщепы с краевой ретушью и др.). Независимо от очертаний и размеров заготовок (отщепов) орудиям придавалась заранее задуманная форма путем подтески и нанесения ретуши. Приемы вторичной обработки свидетельствуют о гибкости руки неандертальца. Исследование мустьерских памятников на территории нашей страны позволяет охарактеризовать некоторые общие черты образа жизни неандертальцев. Важнейшим результатом общественного прогресса эпохи было умение искусственно добывать огонь, строить жилища, изготовлять одежду. Все это не только расширило возможности заселения человеком Севера, но и позволило удержаться на уже освоенных территориях, когда наступило новое похолодание. Мустьерский человек охотился на крупных и стадных животных: мамонтов, носорогов, оленей; кроме охоты, древние люди занимались собирательством. Из-за несовершенства орудий охота на крупных животных могла быть удачной лишь при умении действовать организованной сплоченной группой. Коллективные формы охоты, совместный труд при сооружении жилья, намеренные захоропения - свидетельства сложной жизнедеятельности неандертальцев. Ее социальной формой объединения и организации была раннеродовая община.

Рис. 2. Изделия из камня и кости эпохи палеолита Стоянка Мысовая

1 - остроконечник; 2 - скребло; 3 - бифас; 6 - рубило-чоппинг. Стоянка Пещерный Лог (4-5): 4- ручное рубило; 5 - отщеп. Стоянка Бызовая (7-10, 13): 7, 9 - скребки; 8 - скребло; 10 - листовидное острие; 13 - острие. Стоянка Талицкого {11,12, 14): 11, 12 - скребла; 14 - костяное острие с кремневыми вкладышами. Гаринское местонахождение {15-20): 15 - нож; 16 - тесло; 17 - скребок; 18-20 - сечения. Местонахождение Шикаевка {21-28): 21, 22, 24 - ножи; 23 - скребок; 25 - пластина; 27 - нож-резец; 28 - нож-резчик

Природные условия эпохи позднего палеолита (40 тыс. лет назад - VIII тысячелетие до н. э.) не препятствовали дальнейшему расселению человека на Урале. В своем последнем наступлении ледник распространился лишь на Болыпеземельскую тундру, Каспийское море не выходило за пределы прикаспийской низменности. Климат был холодным и влажным, а в конце ледниковой эпохи - резко континентальным. В приледниковой зоне обитали северные олени и быки, южнее - мамонты, шерстистые носороги, дикие лошади. Было много и других более мелких животных, а также птиц. Памятники позднего палеолита на Урале более многочисленны и разнообразны, чем в предшествующий период. На Южном Урале часть стоянок находится в пещерах. На западном склоне такие стоянки обнаружены в Ключевой и Бурановской пещерах. В культурном слое встречаются остатки костров - углистые очажные прослойки и скопления костей животных: шерстистого носорога, первобытного зубра, благородного и северного оленя, лошади, косули, сайги и др. Часть костей раздроблена, на некоторых есть следы обработки. Среди находок несколько кремневых пластинок и отщепов. В других пещерах (Смирновской, Гребневой, УстьКатавской I и II, Кочкари I и II, Суходольной) также были обнаружены остатки очагов и скопления раздробленных костей животных. Несколько изделий из красно-зеленой яшмы известны из грота Зотинского. Интересные результаты дали раскопки многослойной стоянки Ильмурзино в Башкирии, где человек, видимо, жил непрерывно с конца палеолита до мезолита (эпоха среднего камня). Расколотые кости древних животных и кремневый инвентарь в виде отщепов, пластинок и нуклеусов найдены в Смеловской II пещере на восточном склоне Южного Урала. Отмечая архаичность этого комплекса, О. Н. Бадер относит его к началу позднего палеолита и находит аналогии в палеолитических комплексах Таджикистана. В Южном Зауралье на стоянке Шикаевка найдены остатки двух скелетов мамонтов, лежавших на площади 70 кв. м. Среди костей обнаружены каменные орудия из зелено-красной яшмы, часть которых относится к геометрическим вкладышам-микролитам. Время культурных остатков определяется XIII тысячелетием до н. э. В. Т. Петрин считает, что это было место разделки туш животных. Значительным археологическим памятником Южного Урала эпохи позднего палеолита является Капова пещера (Шульган-Таш) на р. Белой. В верхнем этаже пещеры открыты две группы изображений - рисунки мамонтов, носорогов, лошади, сделанные красной охрой на скале. Животные изображены в профиль, в позе идущих в одном направлении (влево). Рисунки выполнены в виде контуров или силуэтов с густо закрашенными контурами. Они переданы в разном масштабе и, по мнению О. Н. Бадера, не составляют композиции. В нижнем этаже рядом с аналогичными изображениями лошадей расположены геометрические фигуры. Это обстоятельство, а также подобные сочетания в пещерах франко-кантабрийского круга позволяют предположить их синхронность. Группы рисунков палеолитического времени и остатки святилища открыты также в Игнатиевской пещере (Ямазы-таш) на берегу р. Сим. Несомненна сюжетная близость рисунков Каповой и Игнатиевской пещер гравированным изображениям мамонтов из Мальты и мелкой пластике памятников бассейна Дона. Она может быть объяснена значением мамонта в хозяйственной жизни населения трех регионов. Самые близкие параллели не только в содержании рисунков, но и в топографии, а также в стиле изображений Каповой пещеры О. Н. Бадер находил в палеолитической живописи юга Франции. По мнению автора, обнаруженные на Урале рисунки есть доказательство того, что в соответствии с законами общественного развития на одной и той же ступени исторического процесса в весьма отдаленных районах возникали сходные явления социальной и культурной жизни. На Среднем Урале палеолитические памятники известны на обоих его склонах. Наиболее широко исследованным палеолитическим памятником Среднего Приуралья является стоянка имени М. В. Талицкого на р. Чусовой недалеко от г. Перми. Раскопки рисуют картину временного охотничьего стойбища, посещавшегося не более трех летних сезонов. Сохранились следы нескольких очагов, предполагается наличие легких жилищ наземного типа. Местами культурный слой окрашен красной охрой. В нем найдены кости северного оленя, дикой лошади, мамонта, носорога, косули, песца, зайца и других животных, обнаружено несколько тысяч отщепов, пластин, нуклеусов, нуклевидных кусков, скребков, скребел, скобелей, проколок, резцов, рубящих орудий из кремня, кремнистого сланца, кварцитового песчаника, изредка использовались также хрусталь и яшма (рис. 2). Среди костяных изделий наконечник зхопья со вставными кремневыми лезвиями, тщательно обработанная, но сломанная игла и две бусины из тонких трубчатых костей. Кроме стоянки Талицкого, в эхом-ще районе в начале 80-х годов найдено еще несколько памятников, из которых наиболее богаты находками стоянки предгорной части Западного Урала гроты Близнецова и Столбовой. Помима этих пещерных местонахождений каменных изделий и остатков плейстоценовой фауны, на берегах Камского и Боткинского водохранилищ зафиксировано еще свыше десятка верхнепалеолитических стоянок: Горная Талица, Драчевское, Рязановский Лог, Ягодное I и др. На восточном склоне в гроте Медведь-Камень найдены только скопления костей и один отщеп, в гроте Безымянном, кроме костей животных, кремневых нуклеуса и пластины, обнаружены костяные изделия, а также уникальная находка-изображение хищного животного, выполненное из тонкой пластинки бивня мамонта в стиле плоской скульптуры.


План-схема Игнатиевской пещеры

1 - местонахождение блоков со следами сколов; 2 - местонахождение изображений. План составлен В. Т. Петриным и В. Н. Широковым.

Единственным палеолитическим памятником Северного Зауралья является Гаринская стоянка, расположенная почти на 60° с. ш. Она связана с так называемым кладбищем костей мамонта, которое размывается р. Сосьвой уже многие годы. Здесь также встречены кости медведя, сайги, лошади и изделия из яшмы: нуклеусы, отщепы, пластинки, резцы, скребок, скобель, стамеска, острия, крупное рубящее орудие длиной 6,8 см (рис. 2). Стоянка находилась на крутом повороте Сосьвы, куда течение реки прибивало туши погибших (в основном молодых) животных. Сюда, видимо, приходил первобытный человек, чтобы воспользоваться шкурами, костью, а возможно, и мясом. Несколько палеолитических стоянок известны и на Северном Урале. Одна из них находится в Медвежьей пещере, выше 62° с.ш. Главным объектом охоты обитателей пещеры являлся северный олень, а также мамонт, медведь, песец, лошадь, мускусный овцебык, заяцбеляк. Стоянка занимает первое место среди других пещер Урала по количеству кремневых изделий (свыше 700). Для их изготовления обитатели пещеры пользовались местными породами кремня. Просторная и сухая Медвежья пещера была удобным местом для длительного поселения. По-видимому, местность, где находилась стоянка, имела для первобытных охотников особую привлекательность. Здесь у края отвесно обрывающегося плато можно было вести загонную охоту. Стоянка Бызовая находится на берегу р. Печоры несколько выше 65° с. ш. Здесь обнаружены остатки наземного жилища, построенного из крупных костей мамонта. Кости мамонта составляют 99% всех фаунистических остатков, остальные кости принадлежат шерстистому носорогу, дикой лошади, северному оленю, волку, медведю и мускусному овцебыку. Все орудия труда и заготовки (нуклеусы, пластины, бифасы, скребки, проколки, ножи, отщепы, отбойники) изготовлены из местных пород камня (рис. 2). Инвентарь Бызовой стоянки резко отличается от комплексов Медвежьей пещеры и стоянки Талицкого. Он имеет генетическое родство с находками нижнего слоя стоянки Костенки I Среднерусской равнины и Сунгиря. Итак, в позднем палеолите древний человек расселяется по всему Уралу вплоть до Полярного круга. Вопрос о том, откуда шли переселения, остается спорным. Анализ материалов с памятников свидетельствует о том, что было по крайней мере два пути продвижения человека на Урал. Следы первого пути, судя по инвентарю стоянок Бызовой и Крутая Гора, идут с юго-запада через Русскую равнину. Наличие изделий из южноуральской яшмы на большинстве уральских памятников позволяет предположить миграционную волну из Средней Азии на Южный Урал, а уже оттуда вдоль восточного склона хребта в Северное Зауралье. однотипных заготовок для изготовления специализированных орудий: скребков, резцов, ножей, скобелей, проколок и т. д. Значительно повысились качество орудий и их эффективность, более экономно использовался материал. Большое развитие получает обработка кости. Главным источником жизни оставалась охота на крупных животных. Применялись как загонная охота, так и выходы на. «кладбища животных». Происходит специализация охоты. Так, обитатели: Бызовской стоянки охотились в основном на мамонтов, а жители Медвежьей пещеры - на северных оленей. Наличие долговременных стоянок со следами очагов и производства. каменных и костяных орудий (Медвежья пещера и др.), следы утепленных жилищ говорят о том, что в позднем палеолите возникает и постепенно развивается оседлость, складывается домашнее хозяйство и совершенствуются формы общественной жизни. В эпоху позднего палеолита завершается процесс антропогенеза, происходит становление человека современного типа (homo sapiens), в Европе и Азии складываются основные расы. На Урале начиная с позднего палеолита происходят постоянные контакты восточноевропейского, среднеазиатского и сибирского населения. Этот процесс нашел свое выражение в становлении уральского (смешанного) антропологического типа и в сложении культурных особенностей, свойственных контактным зонам. Так, каменные и костяные изделия, жилища эпохи позднего палеолита имеют аналогии как в памятниках Восточной Европы, так и Средней Азии.

Находясь в самом центре Евразии, Уральские горы на протяжении всей истории человечества были настоящим горнилом миграционных потоков. В эпоху великого переселения народов этот регион представлял собой своеобразный коридор, по которому различные племена кочевали в поисках лучших земель.

Древние арии, гунны, скифы, хазары, печенеги и представители других национальностей, как полагают ученые, пришли именно с Урала, оставив там свой след. Поэтому современное население этого региона отличается таким этническим разнообразием.

Древние арии

В 1987 году на территории Челябинской области участники Урало-Казахстанской археологической экспедиции обнаружили укрепленное поселение, построенное в конце III – начале II тысячелетия до нашей эры. Данный исторический памятник называется Аркаим. По мнению ученых, когда-то это был город древних ариев, которые впоследствии мигрировали с земель Южного Урала на территории современных Ирана и Индии.

Археологи обнаружили несколько памятников аркаимского типа в Челябинской области, на юго-востоке Башкортостана, в Оренбуржье и на севере Казахстана. Все эти поселения были построены около 4 тысяч лет назад, в бронзовом веке. Их относят к так называемой культуре Синташты, возникшей в ходе индоевропейской миграции ариев.

Аркаим был хорошо укрепленным городом-крепостью, его защищали сразу две круговые стены. Жители древнего поселения, по данным антропологов, принадлежали к европеоидной расе. Они занимались земледелием и животноводством. В городе работали гончарные мастерские, местные мастера изготавливали различные изделия из металлов.

Некоторые этнографы считают жителей Аркаима предками славян.

Скифы

Ираноязычные племена кочевников-скотоводов, зародившиеся на Алтае, не раз завоевывали территорию Урала в ходе своих миграций. Вернувшись из похода на Ближний Восток, воинственные скифы обосновались в этом регионе в VII веке до нашей эры. Они оказали огромное влияние на развитие местной культуры, практически все – от животноводческого инвентаря и до одежды – жители приуральских степей заимствовали от скифов.

Оружие и конская упряжь, первые бронзовые зеркала, лепные сосуды и многие другие предметы быта, относящиеся к скифской культуре, находят ученые в археологических раскопках на Урале. Вплоть до IV века нашей эры представители этого древнего народа жили в данном регионе, затем они перекочевали на юг Восточной Европы.

Сарматы

Сарматы (савроматы) мигрировали на Урал, как считают ученые, из земель современной Монголии. Они соседствовали со скифами, то находясь в дружественных отношениях, то непримиримо враждуя. Многие этнографы называют эти племена родственными по происхождению. Античный историк Геродот даже полагал, что сарматы произошли от браков скифских юношей с представительницами воинственного племени амазонок.

Между 280-260 годами до нашей эры сарматы вторглись на Урал из донских степей, но полностью поработить местное население не сумели. Длительное соседство привело к тому, что сарматы переняли от скифов многие обычаи и традиции.

В 2007 году недалеко от поселка Кичигино Челябинской области археологи обнаружили удивительные золотые украшения, созданные сарматами. В захоронении знатной женщины оказались: диадема, различные браслеты и бусы, а также бронзовый сосуд. Несмотря на принадлежность к культуре сарматов, эти изделия древних мастеров по технологии изготовления похожи на знаменитое скифское золото.

Позднее сарматы были вытеснены с Урала на запад воинственными гуннами.

Гунны

Первые тюркоязычные хунну пришли из Китая в приуральские степи в IV веке нашей эры. Здесь они смешались с местными угорскими племенами – так появились гунны. Они создали огромную империю, простиравшуюся вплоть до германских земель. Именно вторжение гуннов в Европу дало толчок великому переселению народов. Благодаря им восточные протославяне освободились от влияния готов и ираноязычных племен.

Во времена знаменитого полководца Атиллы, правившего своим народом с 434 по 453 годы, гунны пытались захватить не только Византию, но и Римскую империю. После смерти Атиллы огромную империю разрушили междоусобные распри, чем умело воспользовались многочисленные враги, большинство из которых принадлежали к германским племенам.

Авары

В VI веке на Урал из Азии вторглись авары. Этот народ представлял собой союз нескольких племен, основная часть которых была тюркоязычными. Хотя некоторые исследователи причисляют аваров, скорее, к монголам. Однако в их составе были и так называемые нирунские роды, чьи представители относились к европеоидной расе.

В сохранившихся летописях Древней Руси представители этого народа названы обрами. Авары были кочевниками-скотоводами. Они ненадолго задержались в приуральских степях, перебравшись в Европу. Между Карпатами и Дунаем был создан Аварский каганат, откуда совершались многочисленные набеги на земли славян, германцев, Болгарию и Византию.

В конце VIII века франки в результате двадцатилетней войны разгромили аваров, впоследствии представителей этого народа ассимилировали венгры и болгары.

Хазары

Следующий народ, обосновавшийся на некоторое время в приуральских степях, – это хазары. В VII веке они создали государство, земли которого простирались далеко на запад, охватывая Поволжье, Кавказ, северное Причерноморье и часть Крымского полуострова.

Изначально хазары были тюркоязычными кочевниками-скотоводами, но оседлая жизнь неизбежно привела к развитию земледелия и различных ремесел. В Хазарии возникли крупные города, стала развиваться торговля. В конце IX века, после распада государства, на Южном Урале возобновилось движение по Великому шелковому пути из Китая в Европу. А купцы из племени русов начали наведываться в эти земли ради обмена товаров с местными жителями.

Печенеги

В X-XI веках приуральские степи наводнили печенеги. Как и авары, они представляли собой союз кочевых племен, имеющих тюркское, угро-финское и сарматское происхождение. Печенеги занимались скотоводством на берегах Яика (река Урал) и в низовьях Волги.

Вооруженные луками, копьями и саблями, печенеги часто совершали конные набеги на славян и другие соседние племена. Со временем часть представителей этого народа ассимилировалась половцами, часть смешалась с русскими и украинцами, остальные стали предками современных гагаузов, перебравшись на территорию современной Молдавии.

Половцы

Почти одновременно с печенегами на Урал мигрировали половцы. Этот тюркоязычный народ зародился на берегах Иртыша. Половцев принято относить к племенам кыпчаков, которые являются предками части нынешних башкир и казахов.

Многочисленные каменные скульптуры стелообразной формы, найденные учеными на курганах и по берегам уральских рек, были установлены половцами. Считается, что у этого народа существовал культ предков. И скульптуры, которыми отмечались могилы, – это дань памяти покойным родственникам.

В XI веке половцы быстро захватили новые территории, а также юг Восточной Европы. Они совершали частые грабительские набеги на Русь. В XII веке объединенные русские дружины уже смогли дать отпор захватчикам.

Интересно, что известные из русских народных сказок и преданий вражеские цари Тугарин Змеевич и Боняка Шелудивый – это реальные исторические личности: половецкие ханы Тугоркан и Боняк, управлявшие своими племенами в конце XI – начале XII веков.

После усиления Древней Руси, осознав бесперспективность дальнейших набегов, одна часть половцев откочевала за Урал, другая часть – в Закавказье и Приднестровье.

А в XIII веке с войском хана Батыя в приуральские степи попали представители многих покоренных монголами народов. Этот регион вполне можно назвать настоящим плавильным котлом, где оставили свой след различные арийские, тюркские, угро-финские, монгольские, скифские и сарматские племена.

Добру, справедливости, честности, Любви к своей Родине учит нас русская народная сказка.

Из преданий, легенд (фольклорных рассказов) мы узнаём о жизни ставшей историей. В них реальные сведения могут сочетаться с вымышленными представлениями. Содержанием их служит всегда действительная быль, но рассказ, переходивший от поколения к поколению, из века в век, часто носит на себе печать сказки.

В своей работе я попытался опираясь на древние легенды, на известные исторические памятники в окрестностях Нижнего Тагила: Горбуновский торфяник, стоянку вблизи горы Медведь Камень, стоянка древнего человека на берегу Черноисточинского пруда изучить историю формирования народностей Среднего Урала.

1. Урал в древних легендах.

Рассказы античной древности о северных землях – Урале и Сибири относятся к тому далекому времени, когда эта местность была весьма мало известной.

По свидетельству древнегреческого историка Геродота (V век до н. э.), широко использующего мифы и легенды,. у подошвы высоких гор живут люди от рождения плешивые, плосконосые, с продолговатыми подбородками, имеющие свой особенный язык. А что находится выше этого народа - никто не знает. Путь пресечен высокими горами, через них никто не может перейти. Плешивцы рассказывают. будто на горах живут люди с козьими ногами, а за ними - другие, которые спят шесть месяцев в году. Есть основания предположить, что объектом этих сведений были уральские земли.

Сведения античных легенд упоминают о живущих там одноглазых и одноногих людях. Весьма любопытные сведения содержатся в рукописной русской статье XV века «О человецех незнаемых на восточной стороне и о языцех розных», в ней продолжается древняя традиция легендарных рассказов о малоизвестных народах и землях в северной части света:. по пуп люди мохнаты до долу, а от пупа вверх - как и прочие человеци. а коли едят, и они крошат мясо да рыбу да кладут под колпаки или под шапку, и как почнут ясти, и они плечима движут вверх и вниз. живут в земле. ходят по подземелью. день да нощь со огни.

Такими предстают в средневековых легендах жители Северного Урала и Зауралья. Так, сюжет об умирающих на зиму (т. е. засыпающих) людях, связан с тем, что зимой северные народности скрывались в юртах и сообщались ходами, вырытыми под снегом. Раскопки нового времени подтвердили это на глубине метра, и соединялись переходами туннельного типа. Мотив необыкновенного, даже чудовищного вида людей, (мохнатые, волосатые) впечатление от характерной меховой одежды северных жителей.

Легенды о умирающей и воскресающей природе «прикрепились» к Уралу и Зауралью. Определенно указан и период засыпания: с 27 ноября по 24 апреля (т. е. зимний период).

В легенде о немой меновой торговле продуктом обмена являются меха, пушнина. Эти реалии придают рассказу урало-сибирский колорит, который ощущается и в другом легендарном повествовании - о «белках молоденьких» и «оленъцах маленьких», выпадающих из тучи на землю.

Новгородцы, бывая на Северном Урале и в Зауралье и уезжая оттуда с богатой пушниной, охотно рассказывали традиционную для северных народностей легенду о падающих с неба белках. Немало ходило рассказов о золотом богатстве малоизвестной земли, в которой «боги из чистого золота.

В народных представлениях складывался образ Уральской земли, изумительно богатой, но достигнуть ее трудно из-за природных преград. В рассказе югры новгородцам (XI век):. есть горы, упирающиеся в луку морскую, высотой как до неба. Путь же к тем горам непроходим из-за пропастей, снега и леса, поэтому и не доходим до них никогда.

Легенды крепко и верно привязаны к нашей местности, к конкретным сопкам, рекам, пещерам. Коренные обитатели не мыслили себя без единения с горами, грозной природной реальностью. С этим и связано описание коренных обитателей Урала.

Изучив описание древних людей я выяснил, что у нас могли проживать: ханты, манси, фино-угоры, башкиры, татары.

Это создана картина первоначального заселения территории Среднего Урала используя легенды.

2. Первый человек на Урале.

Первым районом, охваченным массовым переселением Русских людей на Восток стал Урал, протянувшийся каменным поясом от студеного Ледовитого океана. Урал, каменным поясом, перехватывает посредине нынешнюю Россию, но в далекие времена это была новая территория Российского государства. Непроходимые и угрюмые леса заполнили все вокруг. Лапчатые ветви елей и пихт не дают свету проникнуть до земли, а в самом низу человеку и топором не прорубиться через бурелом, и почти невозможно добраться до Уральских сказочных богатств. Но здесь у людей появился союзник - синие ленты многочисленных рек и их притоков. Переселение на Урал началось с освоения обширной реки Камы и ее притоков.

В глубокой, седой древности, когда человек только-только вырвался из лона природы и стал активно колонизировать нашу планету, на Урал пришли первые неандертальцы. Произошло это примерно 75 000 лет назад. Пришли они преимущественно из Средней Азии и Кавказа и заселили территории Среднего и Южного Урала. Эти территории были свободны от ледника, который доходил то нынешнего Соликамска. Эти первые люди оставили нам могильники, орудия труда.

Неандерта́лец, человек - ископаемый вид поздних людей, обитавших 300 - 24 тысячи лет назад.

Неандертальцы обладали средним ростом (около 165 см) и массивным телосложением. По объёму черепной коробки они даже превосходили современных людей. Их отличали мощные надбровные дуги, выступающий широкий нос и очень маленький подбородок. Существуют предположения, что они могли быть рыжими и бледнолицыми.

Неандерталец, несомненно, относился к человеческому роду. Сначала его изображали полусогнутым, глуповатым на вид, волосатым и похожим на обезьяну. Теперь стало известно, что эта ошибочная реконструкция базировалась на ископаемом скелете, который был сильно деформирован болезнью. Было обнаружено множество ископаемых остатков неандертальцев, подтверждающих, что они не очень отличались от современных людей. Строение голосового аппарата и мозга неандертальцев позволяют сделать вывод о том, что они могли говорить.

Тем не менее, в течение многих тысяч лет постепенно неандертальцы вымерли, и их место заняли Homo Sapiens (человек разумный). Наиболее отчетливые их следы археологи нашли в слое мезолита 15 – 6 тыс. лет назад (стоянки Березовская, Кама-Жулановская, Огурдинская и др.).

В настоящее время на Урале известны десятки тысяч памятников, которые рассказывают о далеком прошлом нашего края. Одним из таких памятников является Горбуновский торфяник, торфяник у населённого пункта Горбуново, близ Нижнего Тагила, где были открыты и исследованы остатки 8 разновременных поселений эпох неолита и бронзы (3 тыс. до н. э. – 10 - 9 вв. до н. э.).

Археологами открыто болотное поселение: это остатки деревянных домов с глинобитным полом легкой берестяной крышей. Сохранились части жилых построек в виде деревянных настилов, на которых обнаружено множество предметов быта: обломки глиняной посуды, орудия из дерева и камня, поплавки и грузила для сетей, кремнёвые наконечники стрел, гарпуны из кости, наконечники мотыг из рога, замечательные изделия из дерева - сосуды в виде фигур лося и водоплавающей птицы, идолы, вёсла, бумеранг и др. Это выполненная из дерева посуда, которая существовала в III тысячелетии до нашей эры. Посуда, которой пользовались еще в бронзовом веке. Ее ручки изготовлены в виде голов водоплавающих птиц. Помимо деревянных, обнаружено много изделий из бересты, а также из глины. Находки свидетельствуют, что основными занятиями населения были рыболовство, охота и, возможно, земледелие.

Вероятно, именно это первое население людей современного антропологического типа и стало предком многих племен, а потом и народов, местного населения.

Расположение естественных водных путей - рек и определили места расселения первых жителей Уральского края. К VIII – IX вв. н. э. коренным населением его были ханты и манси, а также коми-пермяки, удмурты и башкиры, первые и законные хозяева уральских земель, их природных богатств, не сразу открывшихся людям.

Средний Урал заселялся с севера. Юго-восточную часть Зауралья - места, расположенные по течению рек Лозьвы, Выи, Тагила, Мугая, Нейвы, Режа, Пышмы, в результате сложных миграционных процессов постепенно заселили манси, или вогулы, потомки древних угро-финских племен. К юго-западу от них, в верховьях Чусовой и ее притока Сылвы, поселились родственные вогулам угры. Русские стали называть их остяками До XVII века коренным населением тагильского края был народ, называвший себя манси (русские их называли вогулы). Его язык входит в финно-югорску группу уральской языковой семьи. Манси – полуоседлые охотники, рыболовы, оленеводы. Основными жилищами для них являлись юрта и чум.

Манси свойственно особое отношение к хозяину леса – медведю. С древнейших времен они проводили особый обряд поклонения этому зверю – медвежий праздник. С убитого медведя снимали шкуру с головой и лапами и доставляли ее домой. Вечером под звуки инструмента сангыльтапа начинался праздник, который длился пять ночей, если добыт медведь, четыре – если медведица, два-три – если медвежонок. Люди пели священные «медвежие» песни, рассказывали сказания, танцевали, участвовали в драматических представлениях, после чего приступали к ритуальному поеданию мяса медведя.

Коми-пермяки и удмурты занимались земледелием и скотоводством. Их жилища из деревянных срубов с глинобитными полами напоминали русские избы. На хозяйственную деятельность, материальную и духовную культуру этих народов заметное влияние оказывало общение с соседями - русскими крестьянами на западе и татарскими поселенцами на юго-востоке.

Башкиры, владея довольно большой территорией, не стали, однако, земледельцами. Селища древних башкир состояли из легких жилищ типа юрт и были разбросаны по обширной территории. Продолжая кочевой образ жизни, пустующие земли они сдавали в аренду русским крестьянам, которые уже с XVI века стали селиться на Южном Урале.

3. Проникновение русских на Урал.

Первый этап освоения русскими уральских земель начинается в I тысячелетии н. э. походами русских войск на Урал и стихийными крестьянскими переселениями, а заканчивается вхождением народов Западного Урала (коми-пермяков и большинства удмуртов) в состав Русского государства.

Интерес русских к Уралу был вызван естественными богатствами края, главным образом пушниной. К тому же воображение людей подогревалось доходившими до них мифами и легендами о несметных природных богатствах восточных земель, о "белках, падающих прямо из облаков", о "стерегущих золото грифах".

Сначала решили попытать счастья новгородцы. Они первыми из европейцев еще в XII веке проникли за Урал: организовали военный поход на север - с целью добыть дорогую пушнину - "рухлядь" и собрать дань с "югры" - угро-финских племен. Несколько раз предпринимали новгородцы походы "за Камень" и позже - в XII, XIV веках.

В результате этих походов северные уральские земли попали в данническую зависимость от Новгорода и стали называться его волостями.

Борьба Московского княжества за новгородские волости была частью борьбы за создание русского централизованного государства. Приуральские земли были нужны как плацдарм для борьбы с казаками и Сибирским ханством и для пополнения казны за счет сбора дани.

Московское княжество укрепляло свое влияние в северо-восточных землях путем внедрения христианской церкви. Церковная колонизация началась при епископе Стефане, который в 1383 году был назначен митрополитом московских в Пермь Вычегодскую. Благодаря миссионерской деятельности Стефана, богатейший край земель вычегодских коми в конце XIV века был присоединен к Москве.

В начале XV века в крае возникают первые русские поселения, основанные московскими ставленниками.

В 1462 году московское войско совершает поход из Устюга на вятскую землю и в Великую Пермь, чтобы укрепить московские позиции в Вятской земле, присоединив Верхнее Прикамье.

Во второй половине XV века идет борьба русского государства с Казанским ханством. В 1468 году татарскому войску был нанесен урон.

В конце XV века происходит присоединение земель удмуртов к русскому государству.

Весной 1500 года завершился трудный и победоносный поход присоединения к московским владениям земли от Печоры до Оби.

Таким образом, к началу XVI века вся Пермь Великая стала частью русского государства. Первые русские поселения - городки Анфаловский, Покча, Чердынь, Усолье Камское стали центрами управления и экономического освоения русскими Западного Приуралья и крепостями обороны.

Уральские племена, еще в эпоху первобытности, стали созидать свою неповторимую культуру. Тесно связанная с суровой и прекрасной уральской природой культура народов Урала отражала их восприятие окружающего мира, духовность и религиозные верования, служила опорой нравственности, любви и глубокого уважения к родной земле.

Со временем Русские люди сами освоили непростое ремесло охоты. Переселенцы, освоившись на Уральских отрогах, добывали бобра и соболя. Люди шли в тайгу на безлюдные и пустые земли с одной единственной целью – остаться здесь жить, в серьез и надолго. Переселенцы пробирались в северное Предуралье по водным путям. Другой путь к новым незаселенным землям шел по Северной Двине, Вычегде, Ижме, но опять же приходил в верховья реки Камы.

Природные богатства Урала и их рассредоточение определили не только заселенность, но и род занятий переселенцев. Основными факторами были климат и почва. На севере Урала появилось множество мелких поселений, а на юге, в Предуралье и Зауралье появились крупные поселения, доходом которых служило сельское хозяйство. Шли века, поселения крепли и развивались.

Люди, столетия назад бывшие переселенцами, стали коренными жителями этих мест. Развитие техники дошло до освоения несметных сокровищ, лежащих в Уральских недрах. От кустарной и неорганизованной добычи драгоценных камней, люди перешли к добыче железной руды. В те далекие годы руда добывалась тоже кустарным способом, но этого хватило, чтобы в уральской тайге задымили сталеплавильные заводы. Кроме руды, под рукой было несметное количество леса и вода. Именно так, много веков назад средний Урал превратился в горнозаводской промышленный центр.

Особые, не имеющие аналогов, отношения сложились у коренных уральских народов с русскими первопроходцами. Простые люди пришли на Урал не завоевывать, не подчинять себе кого-то, а жить рядом в согласии и мире, хозяйствовать, растить детей, улучшать свою долю. С самого начала появления русских переселенцев на Урале они вступили в самые тесные взаимодействия с аборигенами: хозяйственные, бытовые, культурные. Произошло сближение и взаимопроникновение разных культур и цивилизаций. Крестьяне, торговые люди, ремесленники, купцы, предприниматели оказались готовы вложить энергию, сметку и просто силу в новое дело.

Уральская земля была поднята к жизни их физической и духовной энергией, полита их потом, застроена их руками. Это они раскорчевывали непроходимые таежные дебри, строили рудники, заводы, шахты, города и слободы, прокладывали дороги. Заселение и освоение Урала русскими - великий трудовой подвиг народных масс России.

Урал не стал колонией, а превратился в неразрывную составную часть Русского государства, его экономики и культуры. Создались благоприятные условия для использования огромных природных богатств этого региона, который превратился в "опорный край державы", один из основных ее промышленных районов.

С 1904 по 1926 г. численность населения выросла более чем в 2 раза. Причем существенно расширился перечень национальностей, проживающих на территории Уральской области. По материалам переписи 1926 г. были учтены представители более 70 народов, в том числе татары составили 2,85 % общей численности населения, башкиры - 0,87 %, марийцы - 0,28 %, удмурты - 0,2 % и т. д. В сравнении с 1908 г. значительно выросла численность татар и, напротив, сократилось число башкир.

В 1998 году, во время переписи населения, в Свердловской области насчитывалось 120 национальностей, в 2002 году перепись показала уже 140 национальностей.

Самая большая диаспора в Свердловской области - русские (4 млн. человек), затем идут татары (около 150 тыс. человек), украинцы (55 тыс. человек), марийцы, удмурты (от 15 до 30 тыс. человек), и друг

Мы видим большое разнообразие коренных народностей Урала. Все они оставили свои следы в истории развития и освоения уральских земель.

Сегодня наш город Нижний Тагил, как и любой другой, многонациональный. Большой единой дружной семьей живут все населяющие его национальности и народности. Мы, тагильчане, это - русские, украинцы, белорусы, марийцы, татары, удмурты, башкиры, и другие национальности - часть великой семьи, которая зовется Россия.

Древний Урал

Урал в древности

История Урала уходит корнями в древность. Первые его обитатели оставили свой след на каменных скрижалях сурового края. Историки античности писали о Рифейских (Уральских) горах, по которым пролегала граница двух миров: цивилизованного европейского и далекого, таинственного-азиатского. Здесь на границе двух континентов скрестились судьбы разных мировых цивилизаций, которые наложили неизгладимый отпечаток на историю и культуру нашего края.

Первые письменные сведения о коренном населении - башкирах, удмуртах, коми, манси, хантах - относятся к IX веку. Проникновение русских на Средний и Северный Урал происходит с территории Великого Новгорода, начиная с XI века. К XV-XVI в.в. относится активный процесс заселения Урала русскими, а промышленное освоение края к концу XVIII-нач. XVIII в., когда здесь были построены первые железоделательные чугунолитейные заводы. Именно тогда была заложена основа будущей индустриальной мощи Урала.

Палеолит. В конце раннего палеолита 300 - 100 тысяч лет назад началось заселение Урала. Прослеживается два основных пути этого движения:

1) Из Средней Азии

2)С Восточно -Европейской равнины, Крыма, Закавказья.

В 1939 г. археолог М. В. Талицкий обнаружил стоянку неандертальца у Пещерного лога на правом берегу Чусовой. Древность ее - 75 тысяч лет.

Также известны такие стоянки древнего человека на Урале как Глухой грот и Ельники-2 в Пермской области. На Южном Урале открыта стоянка Богдановка, датируемая 200 тыс. лет назад.

Человек эпохи палеолита - неандерталец был первоклассным охотником, умел добывать огонь искусственным путем, сооружать примитивные жилища, изготавливать одежду из шкур зверей. Он обладал человеческой речью и разумом. Ростом был чуть ниже среднего современного человека. Некоторые ярко выраженные черты его лица - покатый лоб, выступающие надбровные дуги. Питался неандерталец мясом добытых животных, поедал плоды растений, но земледельцем еще не был.

Поздний палеолит (35 - 12 тысяч лет назад).

В середине последнего Вюри-Валдайского оледенения (40 - 30 тысяч лет назад) на Урале появился кроманьонец, человек уже современного типа. Урал стал заселяться довольно плотно. Теперь люди занимали не только пещеры, но и устраивали укрытия вне их. Это были жилища типа шалаша из ветвей или жердей, покрытые шкурами. Для длительного пребывания строили полуземлянки с очагом внутри. Объектами охоты уже служили не мамонты, а более мелкие животные - медведь, олень, лось, косуля, кабан и т. д. Появилось рыболовство. Земледелия не было.

Мезолит. На Урале устанавливается близкий к современному климатический режим, складывается современная флора и фауна. Усилился приток новых племен на Урале. В его природно-географических областях и зонах стали складываться те языковые племенные сообщества, которые положили начало будущим народам Урала. Образ жизни мезолитических племен Урала можно наглядно представить по образу жизни индейцев Северной Америки. Хозяйство осталось охотничье-рыболовно-собирательским (6тыс. - нач. 3 тыс. до н. э.).

Неолит. Архелогические памятники представлены стоянками, поселениями, мастерскими по обработке камня, наскальными рисунками. Население становится более многочисленным. Наблюдается концентрация поселений на берегах рек и озер. Резких природных изменений не было. Горное дело выделяется в особую отрасль. Найдены мастерские по раскалыванию камня у выходов кремня и яшмы. Неолит-время шлифованных орудий и деревянных изделий (лыжи, сани, лодки). Важным занятием становится гончарство. Первая посуда имела полуяйцевидную или раковидную форму. Поверхность была покрыта узорами, состоявшими из прямых и волнистых линий, треугольников.

Эпоха энеолита. Хозяйство становится более специализированным. Жители Южного Урала занимались скотоводством. На энеолитических памятниках найдены изделия из самородной меди. На Южном Урале складывался металлургический очаг.

Искусство этого периода представлено орнаментами на керамике, наскальным рисунками. Появились изображения птиц и животных, человека.

Бронзовый век. II тыс. до н.э.-VIII в. до н. э. Время господства бронзы. Добыча руды, ее дробление, обогащение производилось на месторождениях Таш-Казган, Никольская, Каргалы.

В последние десятилетия на Южном Урале были открыты свыше 20 памятников начала II тыс. до н.э. с круговой планировкой, наиболее известны из которых Аркаим(1987г.) и Синташтинское поселение. Археологи называют эти памятники "страной городов".

Аркаим-это поселение площадью около 20 тыс.м2. Внешний круг включает 40 жилищ. В них были колодцы, очаги, ямы-хранилища. Найдены остатки металлургического.производства. Жителей таких протогородов можно считать металлургами, скотоводами, земледельцами и воинами. У поселения 4 входа, ориентированных по частям света. Система рвов и стен являлась сложной и красивой композицией. Безусловно, Аркаим выстроен по загодя продуманному плану. Есть ложные входы, лабиринты, потайные лестницы. Ясно, что в эпоху бронзы существовала высокая, интересная культура, развитие которой прервалось по неизвестным причинам. Сегодня Аркаим-заповедная земля: защищен и огорожен. Наша задача-сохранить этот протогород для будущих поколений.

Железный век. Формирование народов Урала. (III в.н.э.-нач. II тыс. н.э.)

Великое переселение народов-это многочисленные передвижения племен в I тыс. н.э., начало которым положили миграции готов из Скандинавии в Крым и группы племен хунну с Юго-Восточного Казахстана. Причиной этого движения могло стать осушение степей. Именно хунну, двигаясь по степям Южного Урала, смешиваются здесь с местным населением сарматов и саргатов, и с III века известны как гунны. Челябинские археологи обнаружили гуннский могильник в бассейне р.Караганки. Продвижение кочевых степных племен втягивало в свою орбиту и лесостепные и лесные племена Зауралья и Приуралья. С этими процессами связано формирование башкирского народа, распространение тюрского языка на Южном Урале.

Люди жили в бревенчатых домах с погребами. Занимались подсечным земледелием (вырубали лес, сжигали его и на пепле сеяли ячмень, горох, овес, пшеницу). Разводили коров, лошадей, птицу. Исследуя многочисленные городища, мы узнаем, что важным занятием становится варка железа и металлообработка. Центром по выплавке железа в Прикамье было Опутятское городище. Основным производственным коллективом была семья. Заметно выделяется племенная знать и военоначальники.

Начало IIтыс. н.э-время формирования современных народов Урала. Предки башкир формируются в степях Приаралья и районах Средней Азии, а затем продвигаются в степи и лесостепи Южного Урала. Предки удмуртов формируются в междуречье Волги и Камы.

Этнография

Этнографы отмечают этническую сложность, неоднородность состава населения южноуральского края. Это обусловлено тем, что Южный Урал издревле служил своего рода коридором, по которому в далеком прошлом осуществлялось "великое переселение народов", а впоследствии накатом прошли волны миграции. Исторически сложилось так, что на этой обширной территории формировались, соседствовали и развивались три мощных слоя - славянский, тюркоязычный и угро-финский. Причем все это происходило практически одновременно и заняло весьма длительный период - почти двести лет (с 30-х годов XVII века до начала XX-го).

Заселение Южного Урала - неизбежный процесс его освоения. Начало этому положила деятельность Оренбургской экспедиции (1734 - 1744 гг.). До нее его просторы были малолюдны. Усилиями экспедиции была заложена целая сеть укрепленных населенных пунктов, образовавших Оренбургскую пограничную линию.

В ходе двухвекового развития края шло интенсивное формирование численного, национального и социального состава населения, возникали и росли города и селения, осваивались плодородные земли, богатые полезными ископаемыми недра, развивались экономика и культура.

В результате мощного переселенческого потока, захватившего значительную территорию Южного Урала, к последней четверти XVII века этот обширный край оказался в плотном кольце русских и казачьих поселений. Заселяя и осваивая необжитые земли, славянские, тюркские и финно-угорские народы селились рядом. На протяжении многих десятилетий русские, татары, башкиры, казахи, украинцы, белорусы, чуваши, мордва, немцы и другие народы жили по соседству и сотрудничали между собой. Особо надо сказать о мещеряках и их далеких предках. Исследования ученых показали, что в первом тысячелетии нашей эры существовала народность мещера (от названия Мещерской низменности в Рязанской области). В XV-XYII веках часть восточной мещеры обрусела, а другая слилась с татарами. Смешанная с мещерой и мордвой группа поволжских татар получила название "мишари". В XVII веке часть из них переселилась в Башкирию и Приуралье. Здесь они стали называться - мещеряки. Можно считать, что в XVI веке мещера как самостоятельная народность фактически перестала существовать.

Процесс формирования национального состава населения Южного Урала в основном завершился в начале XX века. Связано это было с проведением П.А.Столыпиным аграрной реформы.

Есть еще один важный аспект проблемы народонаселения. В строгом соответствии с определением понятия "абориген" ("коренной народ") нет оснований считать какой-либо народ в крае коренным. Все живущие ныне на территории Южного Урала народы - пришлые. Народы, поселившиеся здесь в самое разное время, избрали Урал местом своего постоянного жительства. Сегодня невозможно поделить народы на коренных и некоренных жителей края. В подтверждение этой версии обратимся к факту.В первом тысячелетии до нашей эры на огромных степных просторах региона проживали древние ираноязычные племена - сарматы. Но в ходе великого переселения народов они растворились в общей массе людского потока. Уходя с Урала, они оставили после себя лишь память в виде большого количества курганных погребений.

В XIII - IX веках в Поволжье и на Южном Урале обитали древние венгры (мадьяры), относившиеся к угро-финской этнической группе. Затем они покинули эти места, ушли на запад, к среднему течению Дуная. В источниках IX - X веков упоминаются башкиры. С середины XI века в степях от Арала до Днепра хозяйничали половцы. В XIII-XIV веках, в период татаро-монгольского нашествия и образования Золотой Орды, возросло тюркское население - татары, ногайцы, киргиз-кайсаки. Население Золотой Орды было неоднородно и представляло пеструю смесь самых разных народов. В него входили волжские булгары, башкиры, гузы, половцы, финно-угорские народы, называвшиеся в европейских источниках общим именем - "татары".

Нельзя не упомянуть, что по мнению фольклористов и историков когда-то на Урале обитал древний народ чудь белоглазая, оставивший яркий след в многочисленных преданиях.

Опыт Урала показывает, насколько туго народы "повязаны" историей и культурой. Веками, тысячелетиями формировались народы, расселялись на огромных пространствах. Они никогда не жили разобщенно и сохраняли в то же время свои традиции, свои корни.



Работа добавлена на сайт сайт: 2016-03-13

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

Введение

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Прикамье, с исторической точки зрения, - один из интереснейших районов Урала.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Из многих любимых героев, которыми гордится уральская земля, один из самых любимых и популярных - казацкий атаман Ермак Тимофеевич. В Пермской и Свердловской областях множество речек, урочищ, скал, населенных пунктов носит имя Ермака и его друзей, сотников Ивана Кольца, Богдана Брязги, Микиты Пана. Имя Ермака было популярно в народе как символ свободы и независимости, в нем видели пример бескорыстного радетеля нужд народных, искреннего служения Родине.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Целью представленной работы является изучить исторические материалы о Прикамье и Древнем Урале.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Задачи:

  1. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Проследить заселение Урала с самых древних времен.
  2. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Определить основные этапы развития Пермского края.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Традиционно Прикамьем называют Пермский край, а его столицей - город Пермь. Постепенно люди осваивали край, который стал для них родным. Здесь 15-18 тысяч лет тому назад встретились два потока палеолитических охотников, осваивающих Евразию после отступления ледника, здесь зародилась и сформировалась Уральская антропологическая раса, к носителям которой относятся представители таких коренных уральских народов, как ханты и манси. Именно отсюда в Восточную Европу распространились технологии получения меди и бронзового сплава. В эпоху средневековья Прикамье было поставщиком мехового товара для международной восточной торговой системы и стало первым районом Урала, куда направился поток древнерусских поселенцев в самом начале культурной колонизации русскими евразийских просторов. Впоследствии Западный Урал - важнейший для России район цветной металлургии.

Глава I Заселение русским народом земель Урала

1.1 Русские в Прикамье " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Первые сведения об Урале и Приуралье появляются в русских источниках именно в XI столетии. Под названием Пермь в XI- XIII вв. русским были известны племена вымской культуры - предки коми-зырян, или Пермь Вычегодская, Пермь Старая.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Русские вещи в Прикамье в XI-XIII вв. попадали двумя путями. Вещи южнорусского производства из Черниговской и Киевской земель, а также продукция из русских городов верхней Волги и Оки попадали в Приуралье с булгарскими купцами: пряслица, монеты, браслеты, игрушки погремушки глиняные.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Второй путь проникновения русских изделий в Прикамье - через северные земли, заселенные ближайшими родственниками коми- пермяков. По этому пути русские вещи из Новгорода, Пскова шли вместе с предметами, произведенными финно-угорскими мастерами северо-востока Европы. Следует отметить, что обменные связи были двухсторонними. На Русь из Прикамья поступали меха, различные бронзовые вещи: слитки меди, бронзы. Прикамские украшения найдены в древностях Новгорода, Киева. Даже в далекой Тьмутаракани, русском княжестве, расположенном на берегах Керченского пролива между Черным и Азовским морями, найдена коньковая подвеска прикамского типа.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В XIII - первой половине XIV вв. Верхнее Прикамье, если верить сообщению известного путешественника Марко Поло, входило в состав Золотой Орды. Археологи также сообщают, что ордынских вещей в древностях Прикамья найдено достаточно много. Это бронзовые замочки в виде собачек и коней, височные серебреные кольца в виде знака вопроса и многое другое.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В 1332 г. Иван Калита «возверже гнев, на Новгород, прося у них серебра закамьское». Иногда источники называют это серебро «закаменским», что вероятно всего, более точно, так как имелась в виду часть дани, собираемой новгородскими дружинами в Югре - в Приобье, за Уралом, а Урал в XIV - XVII вв. русские именовали «Камень», или «Каменный пояс», дословно переводя мансийское (югорское) название гор - Нер (камень). Безусловно, что «серебро закаменское»- это те запасы серебряной, прежде всего древнеиранской, посуды и монет, которые на протяжении многих столетий копились на святилищах уральских народов. Своих серебряных разработок на Урале не было. В 1333 г. новгородцы уступили Вычегду и Печору Москве, и здесь, на территории нынешних коми- зырян, устанавливается московский аппарат управления. В 1364 г. новгородцы, не желая терять свое влияние на Урале, предпринимает большой поход на восточной склон Камня и в Преобье. Тогда же здесь строятся первые русские городки. Один из них, на р. Сылве, получил имя Ляпин, по прозвищу одного из руководителей похода Степана Ляпы. В конце XIV в. вхождение Перми Вычегодской в состав Московского государства было закреплено деятельностью православного миссионера монаха Степана Храпа, позднее названого Стефаном Пермским. В 1383 году московский митрополит Пимен с одобрения Дмитрия Донского ставит его во главе новой Пермской епархии, которая позже распространила свою деятельность и на верхнее Прикамья- Пермь Великую 1 " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">.

1.2 Русская крестьянская колонизация Прикамья

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Переселялись сюда в основном крестьяне русского Севера из бывших ростово-суздальских земель. Причиной такой колонизации был поиск свободных от Феодального гнета земель и естественное увеличение населения в уже обжитых районах. В начале XV в. (между 1401 и 1409 гг.) на верней Каме стоится первый русский городок, названный по имени его основателя Анфаловским. Что нам вообще известно об Анфале Никитине кроме того, что он основал первый русский городок в Прикамье и был новгородским воеводой?

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Имя его, к сожалению, почти позабыто. Знают о нём лишь специалисты по средневековой истории Урала и Новгорода. Как удалось выяснить, происходил он из знатного рода. Его отец Никита был посадником в Пскове во времена правления Дмитрия Донского. Кроме Анфала у Никиты было ещё два сына Герасим и Спиридон. От внука Спиридона - Луки Козмича Спиридонова - вели свой род Строгановы.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Год рождения Анфала точно неизвестен. Впервые на страницы русских летописей его имя попадает в 1360 году. Новгородские ушкуйники под его началом захватили и ограбили бесермянский город Жукотин близ устья Камы. Сам по себе факт захвата и ограбления города для XIV века обычен. Да и то, что «новгородские мужи» пошли в поход самовольно, без ведома не только Великого князя, но и не спросив «разрешения» городского вече, не удивительно. И раньше неоднократно собирались ватаги «охочих людей» в несколько десятков или сотен человек и уходили на север, северо-восток - в Заволочье, на Печору, на Югру.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Только среди названий рек, по которым они шли, постоянно стала упоминаться Кама. Это свидетельствует о том, что к началу ХY в ока центром ушкуйничества стало Верхнее Прикамье, а если говорить точнее – Анфаловский городок.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Откуда же мог брать Aнфал Никитин воинов для своих походов? Летописи пишут о ратях на десятках судов. Не могло же с ним уйти столько двинян. Одним из источников пополнения дружины, возможно, была Вятская земля, вторым, вероятно, было местное прикамское население. В одном из преданий про Перу-богатыря рассказывается о постройке больших кораблей «пыжей» и о походе на них на Волгу, где пришлось сражаться с Казан-баем.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Сколько бы могли совершаться походы ушкуйников с Верхнего Прикамья - сказать трудно, но в 1409 году Анфал организовал поход, который оказался для него последним. Во время боя под г. Жукотиным он попадает в плен. Лишившись своего руководителя, движение сходит на нет. Так по иронии судьбы под г. Жукотиным началась военнная карьера Анфала и здесь же через сорок девять лет закончилась.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Долгие девять лет провёл в плену Анфал Никитин, но всё же в 1418 году ему вместе с сыном удается бежать. Он приходит на Вятку и здесь погибает от руки Михаила Разсохина, одного из атаманов вятской вольницы. Одно из преданий рассказывает, что во время битвы между сторонниками Никитина и Разсохина погибло с обеих сторон около двух тысяч человек. Сам Анфал убил девятерых человек. Насколько это верно, судить трудно. Но даже просто участие в вооружённой схватке для Анфала было подвигом, ведь в 1418 году ему было не меньше восьмидесяти лет. Но на этом мы не будем на истории Анфала ставить точку. Вероятно, у истоков небольшой речки под Чердынью было у Анфала Никитина тайное убежище, где он хранил захваченные во время походов сокровища. Возникает вопрос: где же они сейчас? Кто их увёз? Сам он их взять не мог. Наверное, после смерти Анфала их увёз и перепрятал или его сын, бежавший из плена, или же сокровища были вырыты кем-то из сподвижников Анфала, пока он находился в плену. Долгих шестьсот лет хранит земля тайну о кладе средневекового русского авантюриста, воина, полководца и землепроходца Анфала Никитина. Показав нам в августе 1986 года лишь частичку его, возможно, когда-нибудь кому-то она откроет тайну клада полностью. Анфал Никитин - двинский воевода - перешёл на сторону Москвы. Однако и на московской службе он успел поссориться с властями и вынужден был бежать в те места, где не было ни новгородских, ни московских властей. После смерти Анфала городок продолжал использоваться русскими отрядами ещё несколько десятков лет. К сожалению, остатки городка до сих пор не найдены археологами.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В XV в. русское население проникает в основном на север современной Пермской области. Если верить сообщению чиновника Пермской казённой палаты В.Н. Берха, который в XIX в. изучал древние документы в Соликамске, в первой четверти XV в. вологодские люди Калинниковы начали разработки соляных рассолов на речке Боровой, а в 1430г. перенесли промысел на речку Усолку. Здесь возникает русское промысловое (солеварение) поселение, которое XVI в. превращается в город Усолье Камское (Соликамск). Характерно, что русский солеваренный промысел в XV в. развивается в тех же местностях, где ещё в XI-XIII вв. добывали соль родановцы. К середине XV в. русское население Прикамье возросло настолько, что стало возможным считать север нынешней Пермской области русской землёй, и в 1451 г. московский великий князь Василий II Тёмный передаёт Пермь Великую в качестве удела бывшему вереинскому князю Михаилу Ермолаевичу. Подмосковная Верея перешла великому князю, а бывшая вереинские князя Великопермских. Резиденцией великопермских князей, столицей Перми Великой стал город Чердынь на р. Колве - древнейший русский город Урала из ныне существующих городов. Чердынь имела и второе имя - Пермь Великая. Судя по всему, она возникла на месте двух ещё родановских городищ, и долгое время была совместным пермяцко - русским поселением 2 " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

Глава II Пермский край в эпоху палеолита

2.1 Заселение Урала человеком

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Заселение Урала человеком было длительным и сложным процессом. Оно происходило в разное время и с различных территорий и характеризовалось прерывистостью. Заселенные места то оставлялись, то вновь осваивались. Это было связано в значительной мере с изменением географической среды: в эпоху оледенений возникали ледниковые, горно- и водно-ледниковые преграды, в эпохи межледниковые - преграды водные. Древнейшие памятники на Урале относятся к древнекаменному веку.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Почти 300 тыс. лет тому назад впервые нога человека ступила на берега Чусовой и древней Камы. До " xml:lang="en-US" lang="en-US">XVII " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> столетия н.э. человек в Прикамье прошел большой путь. Около 6 тыс. лет до н.э. на берегах Камы и Волги сложились основы для будущих финно-угорских народов Евразии.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В " xml:lang="en-US" lang="en-US">I " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> тыс. до н.э. на берегах Камы и Волги складывается единая финноязычная общность - ананьинская. Ее племена стали предками современных финноязычных народов Поволжья и Приуралья.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В " xml:lang="en-US" lang="en-US">I " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> тыс. н.э. это единство распадается на ряд племен, которые в первой половине " xml:lang="en-US" lang="en-US">II " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> тыс. н.э. превратились в древние народности. Были среди них и предки современных коми-пермяков: племена ломоватовской, неволинской и родановской археологических культур.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">С севера и юго-востока к их территориям примыкали племенные земли чепецкой и вымской культур - предков современных коми и удмуртов. Через сарматские, а потом через тюркские степи приходят сюда караваны, везущие серебряные сосуды, бусы, прекрасные мечи и другие вещи. Обратно купцы везут меха соболя, бобра, белки, соль и даже зерно.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Х века в пермских землях торгуют булгарские купцы, а в " xml:lang="en-US" lang="en-US">XII " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> в. земли народа вису становятся частью булгарского феодального государства. Булгары селятся вместе с пермяками, в современных коми-пермяках течет определенная толика и булгарской крови 3 " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">По мере знакомства русских с коренным населением Камского бассейна название «пермь» закрепляется и за этими землями. В отличие от Перми Вычегодской верхнекамские земли стали известны под именем Перми Великой. Это название часто встречается в письменных памятниках " xml:lang="en-US" lang="en-US">XIV " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> в.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Природные условия эпохи позднего палеолита (40 тыс. лет назад - VIII тысячелетие до н. э.) не препятствовали дальнейшему расселению человека на Урале. В своем последнем наступлении ледник распространился лишь на Болыпеземельскую тундру, Каспийское море не выходило за пределы прикаспийской низменности. Климат был холодным и влажным, а в конце ледниковой эпохи - резко континентальным. В приледниковой зоне обитали северные олени и быки, южнее - мамонты, шерстистые носороги, дикие лошади. Было много и других более мелких животных, а также птиц. Памятники позднего палеолита на Урале более многочисленны и разнообразны, чем в предшествующий период. На Южном Урале часть стоянок находится в пещерах. На западном склоне такие стоянки обнаружены в Ключевой и Бурановской пещерах. В культурном слое встречаются остатки костров - углистые очажные прослойки и скопления костей животных: шерстистого носорога, первобытного зубра, благородного и северного оленя, лошади, косули, сайги и др. Часть костей раздроблена, на некоторых есть следы обработки. Среди находок несколько кремневых пластинок и отщепов. В других пещерах (Смирновской, Гребневой, Усть-Катавской I и II, Кочкари I и II, Суходольной) также были обнаружены остатки очагов и скопления раздробленных костей животных. Несколько изделий из красно-зеленой яшмы известны из грота Зотинского. Интересные результаты дали раскопки многослойной стоянки Ильмурзино в Башкирии, где человек, видимо, жил непрерывно с конца палеолита до мезолита (эпоха среднего камня). Расколотые кости древних животных и кремневый инвентарь в виде отщепов, пластинок и нуклеусов найдены в Смеловской II пещере на восточном склоне Южного Урала. Отмечая архаичность этого комплекса, О. Н. Бадер относит его к началу позднего палеолита и находит аналогии в палеолитических комплексах Таджикистана. В Южном Зауралье на стоянке Шикаевка найдены остатки двух скелетов мамонтов, лежавших на площади 70 кв. м. Среди костей обнаружены каменные орудия из зелено-красной яшмы, часть которых относится к геометрическим вкладышам-микролитам. Время культурных остатков определяется XIII тысячелетием до н. э. В. Т. Петрин считает, что это было место разделки туш животных. Значительным археологическим памятником Южного Урала эпохи позднего палеолита является Капова пещера (Шульган-Таш) на р. Белой. В верхнем этаже пещеры открыты две группы изображений - рисунки мамонтов, носорогов, лошади, сделанные красной охрой на скале. Животные изображены в профиль, в позе идущих в одном направлении (влево). Рисунки выполнены в виде контуров или силуэтов с густо закрашенными контурами. Они переданы в разном масштабе и, по мнению О. Н. Бадера, не составляют композиции. В нижнем этаже рядом с аналогичными изображениями лошадей расположены геометрические фигуры. Это обстоятельство, а также подобные сочетания в пещерах франко-кантабрийского круга позволяют предположить их синхронность. Группы рисунков палеолитического времени, и остатки святилища открыты также в Игнатиевской пещере (Ямазы-таш) на берегу р. Сим. Несомненна сюжетная близость рисунков Каповой и Игнатиевской пещер гравированным изображениям мамонтов из Мальты и мелкой пластике памятников бассейна Дона. Она может быть объяснена значением мамонта в хозяйственной жизни населения трех регионов. Самые близкие параллели не только в содержании рисунков, но и в топографии, а также в стиле изображений Каповой пещеры О. Н. Бадер находил в палеолитической живописи юга Франции.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">На Среднем Урале палеолитические памятники известны на обоих его склонах. Кроме стоянки Талицкого, в этом районе в начале 80-х годов найдено еще несколько памятников, из которых наиболее богаты находками стоянки предгорной части Западного Урала гроты Близнецова и Столбовой. Помимо этих пещерных местонахождений каменных изделий и остатков плейстоценовой фауны, на берегах Камского и Боткинского водохранилищ зафиксировано еще свыше десятка верхнепалеолитических стоянок: Горная Талица, Драчевское, Рязановский Лог, Ягодное I и др. На восточном склоне в гроте Медведь-Камень найдены только скопления костей и один отщеп, в гроте Безымянном, кроме костей животных, кремневых нуклеуса и пластины, обнаружены костяные изделия, а также уникальная находка-изображение хищного животного, выполненное из тонкой пластинки бивня мамонта в стиле плоской скульптуры. Несколько палеолитических стоянок известны и на Северном Урале. Одна из них находится в Медвежьей пещере, выше 62° с.ш. Главным объектом охоты обитателей пещеры являлся северный олень, а также мамонт, медведь, песец, лошадь, мускусный овцебык, заяц беляк. Стоянка занимает первое место среди других пещер Урала по количеству кремневых изделий (свыше 700). Главным источником жизни оставалась охота на крупных животных. На Урале начиная с позднего палеолита происходят постоянные контакты восточноевропейского, среднеазиатского и сибирского населения. Этот процесс нашел свое выражение в становлении уральского (смешанного) антропологического типа и в сложении культурных особенностей, свойственных контактным зонам. Так, каменные и костяные изделия, жилища эпохи позднего палеолита имеют аналогии как в памятниках Восточной Европы, так и Средней Азии.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

Заключение

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Исходя поставленных задач, в ходе работы я могу сделать вывод, что на Урале сложение первобытной формации совпало с освоением всей его территории вплоть до Полярного круга.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Сложная культурно-этническая история предопределялась расположением Урала на границе Европы и Азии. Удобные водные пути способствовали взаимным контактам народов двух частей света; степь и лесостепь с глубокой древности были районами постоянных миграционных процессов. Развиваясь по своим внутренним законам население Урала - предки удмуртов, коми, манси, хантов, башкир в эпоху первобытности создали богатую и своеобразную культуру.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Наша сегодняшняя история не столь ярка и радостна, как многие периоды прошлого. Приходят в запустение целые поселки и города. Все это последствия неудачных социальных экспериментов, в том числе и по переделке нормального трудолюбивого человека, заботливого, в потребителя не помнящего своих корней.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

Список использованных источников и литературы

  1. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">
  2. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">
  3. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Шилов В.В. История и культура Северного Прикамья. Березники, 1995. Кн. 1. С. 15-21, 62-67.

1 " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> История Урала с древнейших времен до 1861 г. / отв. ред. А.А. Преображенский. М., 1989. С 10-100.

2 " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Страницы истории земли Пермской: Прикамье с древнейших времен до начала XVIII века / под ред. А.М. Белавина. Пермь, 1996. С.15-42.

3 " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> История Урала с древнейших времен до 1861 г. / отв. ред. А.А. Преображенский. М., 1989. С 10-100.

PAGE \* MERGEFORMAT1