Переход от количественных изменений к качественным. Переход количественных изменений в качественные

Законы развития

Процессы природы и общества всегда находятся в состоянии «обновления и развития, где всегда что-то возникает и развивается, что-то разрушается и отживает свой век». Когда возникающее и развивающееся достигает зрелости, а разрушающееся и отживающее окончательно исчезает, возникает нечто новое – то, чего раньше не было. Процессы не повторяют все время один и тот же цикл изменений, они переходят от одной стадии к другой по мере того, как появляется новое. Таков действительный смысл слова «развитие» .

Простое изменение не есть развитие. Мы говорим о развитии только тогда, когда постепенно, шаг за шагом возникает нечто новое. Развитие - это изменение, происходящее от одной ступени к другой в соответствии со своими собственными внутренними законами.

Но развитие это не рост. Различие этих понятий – «рост» и «развитие» хорошо известно, например, биологам. Рост это увеличение, т.е. чисто количественное изменение. Развитие же означает не увеличение, а переход к качественно новой ступени, приобретение иного качества. Например, гусеница растет, делаясь длиннее и толще, – это рост. Но когда подросшая гусеница окукливается и превращается в бабочку, это уже развитие, поскольку имеет место качественное изменение – гусеница становится куколкой, а потом бабочкой.

В природе и обществе имеют место все эти процессы – простое перемещение, изменение, рост и самое для нас главное и важное — развитие.

К примеру, сейчас у буржуазных политиков и идеологов принято говорить «экономика развивается», «развитие экономики». Но на самом деле никакого развития нет, изменения есть, может иметь место и рост (например, рост производства в межкризисные периоды), а вот появления нового, более высокого качества в экономике не наблюдается. Это значит, что ни о каком развитии мы говорить не можем.

Или другой пример — гибель СССР. Здесь качественное изменение налицо: был социализм — стал капитализм. Но развития общества тоже нет, ибо произошло движение назад, не скачок на более высокий уровень, а падение. Произошла деградация общества во всех его проявлениях — от экономики до социальной сферы. Следовательно, этот процесс мы также не можем считать «развитием».

А вот изменения, произошедшие в российском буржуазном обществе с 90-х годов по настоящее время это развитие, ибо российский капитализм двигался по возрастающей, приобретая новые качества: переходя от «дикого» капитализма начальной стадии к капитализму умирающему и загнивающему, т.е. империализму, и далее — к государственно-монополистическому капитализму.

Материалистическая диалектика как раз и стремится познать общие законы развития. Это одна из ее задач - установить, какие общие законы проявляются во всяком развитии, и, следовательно, дать метод подхода к пониманию, объяснению и контролированию самого процесса развития, чтобы иметь возможность, так или иначе, воздействовать на него.

Закон перехода количества в качество

Одним из таких общих законов развития является «закон перехода количественных изменений в качественные» .

Что он означает?

Всякое изменение имеет количественную сторону, то есть сторону, которая характеризуется простым увеличением или уменьшением, которое не меняет природы того, что изменяется. Но количественное изменение — увеличение или уменьшение, не может продолжаться бесконечно. В определенный момент оно всегда ведет к качественному изменению, и тогда в этой критической точке (или «узловой точке», как называл ее Гегель) внезапно скачком наступает качественное изменение.

Например, если нагревать воду, то она не будет бесконечно становиться все горячее и горячее; при определенной температуре она начинает превращаться в пар, претерпевая качественное изменение – жидкость вдруг становится газом. Точно так же к веревке, на которой подвешен груз, можно добавлять все больший и больший груз, но в какой-то момент веревка не выдержит и оборвется. И в паровом котле невозможно бесконечно увеличивать давление пара, на каком-то этапе он обязательно взорвется — стенки котла не выдержат внутреннего давления пара.

Аналогичные процессы наблюдаются и в биологии. Скажем, разновидность какого-либо растения может подвергаться на протяжении ряда поколений воздействиям более низкой температуры. В результате чего в растении накапливаются изменения, которые в определенный момент приводят к качественным изменениям – его наследственность изменяется. Таким образом, например, яровая пшеница была превращена в озимую.

Закон перехода количественных изменений в качественные в полной мере действует и общественных процессах.

Например, в Англии до появления капиталистической промышленности шел процесс накопления богатства, получаемого путем грабежа колоний, в немногих частных руках. Параллельное ему шло образование неимущего пролетариата, который сознательно создавался путем проведения в стране политики огораживания и изгнания крестьян с земли. На определенной стадии этого процесса, когда был накоплен значительный капитал, необходимый для широкой промышленной деятельности и когда было пролетаризировано достаточное количество людей, способных трудиться за мизерную плату, созрели условия для возникновения нового общественного строя — капитализма. Накопление количественных изменений привело к возникновению качественной ступени в развитии общества – из феодализма Англия шагнула в капитализм.

Другой пример — социальные революции. В обществе постепенно появляются и растут новые производительные силы — новая техника и технологии. Одновременно растет и недовольство угнетенных общественных классов старыми производственными отношениями, которые не позволяют использовать эти новые производительные силы в полной мере, не дают им развиваться дальше. В определенный момент, когда чаша терпения угнетенных классов переполняется, они путем вооруженного восстания свергают старую власть, обеспечивающую сохранение старых производственных отношений. Политическая власть в обществе переходит в руки нового общественного класса. Он уничтожает исторически изжившие себя старые производственные отношения и устанавливает новые, удобные ему, производственные отношения, которые дают простор для развития новых производительных сил общества. Таким путем происходили все буржуазные и социалистические революции.

Качественные изменения происходят всегда внезапно , в виде скачка. Новое рождается как-то вдруг и сразу, хотя его возможность содержится уже в постепенном эволюционном процессе непрерывного количественного изменения, происходившем до того. Получается, что непрерывное, постепенное количественное изменение в определенной точке приводит к прерывному, внезапному качественному изменению.

Рассказывая об истории развития философии, мы уже говорили, что большинство из прежних философов видели развитие природы и общества только с непрерывной стороны. Это значит, что они рассматривали развитие лишь со стороны процесса роста, количественного изменения, и не замечали его качественной стороны — того, что в определенной точке постепенного процесса роста внезапно появляется новое качество, происходит качественное превращение.

Но в реальной жизни наблюдаемые нами процессы происходят именно так — через приобретение нового качества. Разогревая чайник, мы видим, что вода внезапно закипает, стоит ей только достичь точки кипения – 100 С. Если мы жарим яичницу, то жидкая яичная смесь на сковородке, постепенно зажариваясь, вдруг становится твердой консистенции, т.е. готовым к употреблению блюдом. Еще нагляднее этот процесс наблюдается, когда мы печем блины – жидкое тесто под действием высокой температуры становится плотным и твердым продуктом. Только что была какая-то невкусная жижа, и вдруг возник вкуснейший блин — появилось новое качество.

Внезапное появление нового качества в определенный момент постепенного процесса роста происходит и при преобразовании общества. Феодальное общество скачком (через буржуазную революцию) перешло в капиталистическое. Точно также и капиталистическое общество, накапливая внутри себя свои противоречия, будет преобразовано в социалистическое общество радикальным изменением — социальной революцией, скачком к новому состоянию общества, когда господство одного класса – буржуазии будет заменено господством другого, ныне угнетенного класса, пролетариата.

С другой стороны, качественные изменения всегда возникают в результате накопления количественных изменений, и качественные различия основаны на количественных различиях.

Поскольку количественные изменения должны в определенной точке привести к качественному изменению, то мы, если хотим добиться качественного изменения, должны изучать его количественную основу и знать, что нужно увеличить и что уменьшить, чтобы произвести требуемое нам изменение.

Естествознание учит нас, каким образом чисто количественное различие - прибавление или убавление - приводит к качественным различиям в природе. Например, прибавление одного протона в ядре атома приводит к превращению одного элемента в другой. Атомы всех элементов образуются из комбинаций одних и тех же протонов и электронов, и лишь различие в количестве протонов и электронов, комбинируемых в атоме, дает различные виды атомов, а значит и различные элементы с различными химическими свойствами. Так, атом, состоящий из одного протона и одного электрона, - это атом водорода, но если добавить еще один протон и один электрон, то это будет атом гелия, и т. д. Точно также в химических соединениях прибавление одного атома к молекуле приводит к различию между веществами, обладающими различными химическими свойствами. Различные качества коренятся всегда в количественных различиях.

Энгельс в «Диалектике природы» выразил это в следующих словах: «…в природе качественные изменения - точно определенным для каждого отдельного случая способом - могут происходить лишь путем количественного прибавления либо количественного убавления материи или движения

Все качественные различия в природе основываются либо на различном химическом составе, либо на различных количествах или формах движения… либо, - что имеет место почти всегда,- на том и другом. Таким образом, невозможно изменить качество какого-нибудь тела без прибавления или отнятия материи либо движения, т. е. без количественного изменения этого тела».

Эта черта диалектического закона, связывающая качество с количеством, знакома по атомной бомбе, принцип действия которой многим известен. Для производства атомной бомбы необходимо иметь изотоп урана с атомным весом 235. В природе же уран на урановых месторождениях состоит из изотопов с атомным весом 238, который не обладает требуемыми для бомбы свойствами. Разница между этими двумя изотопами чисто количественная — число нейтронов, имеющихся в каждом изотопе. Но эта количественная разница атомных весов 235 и 238 приводит к качественному различию между веществами, одно из которых имеет свойства, необходимые для бомбы, а другое – лишено таких свойств. Далее, для того, чтобы произошел взрыв, необходима определенная «критическая масса» урана-235. Если его масса недостаточна, то цепная реакция, вызывающая взрыв, не произойдет, но если «критическая масса» достигнута, то реакция происходит обязательно.

Таким образом, мы видим, что количественные изменения в определенный момент переходят в качественные изменения и что качественные различия основываются на количественных различиях, и это всеобщая черта развития .

Закон единства и борьбы противоположностей

Но почему количественные изменения приводят к качественному изменению? Что является причиной развития?

Причина развития заключена в самой природе, она — в содержании всех этих отдельных процессов. При наличии достаточных знаний можно в каждом отдельном случае объяснить, почему данное качественное изменение является неизбежным и почему оно происходит в тот, а не в какой-то другой момент.

Но чтобы дать такое объяснение, нужно изучить фактические обстоятельства данного случая . Это объяснение нельзя найти при помощи одной только диалектики — знание диалектики только указывает нам, где искать объяснение. О каком-либо отдельном случае мы можем еще не знать, как и почему происходит изменение. Но мы можем выяснить это путем исследования фактических обстоятельств дела, путем изучения явления или события. Это вполне возможно, потому что возникновение нового качества не содержит в себе чего-либо непознаваемого и таинственного.

Рассмотрим, например, случай качественного изменения, происходящего при нагревании воды.

Когда нагревается масса воды, находящаяся в чайнике, то в результате увеличивается скорость движения молекул, из которых состоит вода. До тех пор, пока вода сохраняет жидкую форму, силы притяжения между молекулами остаются достаточными для того, чтобы вся масса молекул удерживалась в жидком состоянии, хотя отдельные молекулы, находящиеся на поверхности воды, могут постоянно отрываться от общей массы жидкости и улетучиваются. Но при достижении 100С (точки кипения) движение молекул становится слишком сильным, они уже не способны удерживаться вместе. Вода бурно закипает, и вся масса жидкости быстро превращается в пар.

Что мы видим? Что качественное изменение вещества происходит в результате борьбы противоположностей, действующих внутри массы воды – сил отталкивания и притяжения. Молекулы отрываются друг от друга вопреки силам притяжения, действующим между ними. Первая тенденция усиливается до той точки, когда она способна преодолеть вторую — в результате внешнего добавления тепла, которое передается молекулам воды и ускоряет их движение, они становятся способными преодолеть силы притяжения, силы отталкивания становятся больше, чем силы притяжения.

Другой пример - с веревкой, рвущейся, когда груз, висящей на ней, становится слишком большим. Здесь опять качественное изменение происходит в результате действия противоположности, возникающей между крепостью веревки и силой тяжести груза.

Далее, когда яровая пшеница превращается в озимую, то это тоже результат действия противоположности между «консерватизмом» растения и изменяющимися условиями роста и развития, которые воздействуют на это растение; в определенный момент воздействие второго преодолевает первое.

Эти примеры позволяют сделать общий вывод, что внутреннее содержание процесса развития, внутреннее содержание превращения количественных изменений в качественные составляет борьба противоположностей — противоположных тенденций или сил в рассматриваемых вещах и процессах.

Таким образом, закон о том, что количественные изменения переходят в качественные изменения и что качественные различия основываются на количественных различиях, приводит нас к закону единства и борьбы противоположностей .

Вот как формулирует Сталин этот закон, эту черту диалектики: «В противоположность метафизике диалектика исходит из того, что предметам природы, явлениям природы свойственны внутренние противоречия, ибо все они имеют свою отрицательную и положительную сторону, своё прошлое и будущее, своё отживающее и развивающееся, что борьба этих противоположностей, борьба между старым и новым, между отмирающим и нарождающимся, между отживающим и развивающимся, составляет внутреннее содержание процесса развития, внутреннее содержание превращения количественных изменений в качественные.

Поэтому диалектический метод считает, что процесс развития от низшего к высшему протекает не в порядке гармонического развёртывания явлений, а в порядке раскрытия противоречий, свойственных предметам, явлениям, в порядке «борьбы» противоположных тенденций, действующих на основе этих противоречий». (И. Сталин «Вопросы ленинизма»)

Чтобы понимать развитие, чтобы понимать, как и почему количественные изменения ведут к качественным изменениям, как и почему совершается переход от старого качественного состояния к новому, нужно понимать противоречия, внутренне присущие каждой рассматриваемой вещи и каждому рассматриваемому процессу, выясняя, каким образом на основе этих противоречий возникает «борьба» противоположных тенденций.

Понимать это мы должны конкретно , в каждом отдельном случае руководствуясь указанием Ленина, что «основное положение диалектики» состоит в том, что «истина всегда конкретна». Нельзя выводить законы развития в каждом конкретном случае из общих принципов диалектики: в каждом отдельном случае их нужно открыть заново путем фактического исследования. А диалектика лишь подсказывает нам, что искать.

Диалектическое понимание развития - учение о единстве и борьбе противоположностей - наиболее полно разработано в марксистском учении об обществе. Здесь, с точки зрения борьбы рабочего класса, на основе опыта рабочего движения можно очень хорошо увидеть все противоречия капитализма и их развитие.

Принципы, характеризующие развитие общества, те же самые, что и принципы, характеризующие развитие природы, хотя форма их проявления в каждом случае различна. Так, Энгельс в «Анти-Дюринге» пишет, что у него не было никаких сомнений в том, что «в природе сквозь хаос бесчисленных изменений пробивают себе путь те же диалектические законы движения, которые и в истории господствуют над кажущейся случайностью событий».

Вот как он в той же работе разъясняет марксистское понимание противоречий капитализма и их развитие.

Основное противоречие капитализма заключается не просто в антагонизме двух классов, которые противостоят друг другу, как две внешние силы, вступившие в непримиримое противоречие (антагонизм). Нет, это противоречие внутри самой общественной системы, на основе которого возникает и действует классовый антагонизм.

Капитализм осуществил концентрацию «средств производства в больших мастерских и мануфактурах, превращение их по сути дела в общественные средства производства. С этими общественными средствами производства и продуктами продолжали, однако, поступать так, как будто они по-прежнему оставались средствами производства и продуктами труда отдельных лиц. Если до сих пор собственник орудий труда присваивал продукт, потому что это был, как правило, его собственный продукт, а чужой вспомогательный труд был исключением, то теперь собственник средств труда продолжал присваивать себе продукты, хотя они производились уже не его трудом, а исключительно чужим трудом.

Таким образом, продукты общественного труда стали присваиваться не теми, кто на самом деле приводил в движение средства производства и в действительности был производителем этих продуктов, а капиталистом».

Это очень важная мысль, в которой отражена вся соль капиталистического способа производства, не поняв которую невозможно до конца понять капитализм.

Говоря научным, марксистским языком, основное противоречие капитализма - это противоречие между обобществленным производством и капиталистическим (т.е. частным) присвоением. Именно на основе этого противоречия развивается и борьба между классами, исторический исход которой предопределен самой ее сутью.

«Это противоречие… заключало в зародыше все коллизии современности… Противоречие между общественным производством и капиталистическим присвоением выступает наружу как антагонизм между пролетариатом и буржуазией», — пишет Ф. Энгельс там же в «Анти-Дюринге».

Это противоречие может быть разрешено лишь победой рабочего класса, когда рабочий класс установит свою собственную диктатуру и вместо частной собственности и частного присвоения введет общественную собственность и общественное присвоение в соответствии с общественным характером производства.

Классовая борьба существует и действует на основе противоречий, свойственных самой общественной системе . Именно в результате борьбы противоположных тенденций, противоположных сил, возникающих на основе противоречий, свойственных общественной системе, происходит общественное преобразование, скачок к качественно новой фазе общественного развития. Этот процесс имеет свою количественную сторону. Рабочий класс растет численно и организационно. Капитал все более концентрируется и централизуется.

«Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается. Бьет час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют», — писал К. Маркс в 1 томе «Капитала».

Вот каким образом законы диалектики — перехода количественных изменений в качественные и единства и борьбы противоположностей действуют в развитии общества.

Следовательно, для того чтобы осуществить преобразование общества, рабочий класс должен научиться понимать социальную обстановку в свете законов диалектики . Руководствуясь этим пониманием, он должен основывать тактику и стратегию своей классовой борьбы на конкретном анализе действительного положения на каждой стадии борьбы .

Противоречие

Борьба противоположных тенденций, завершающаяся определенным коренным преобразованием, качественным изменением, не является внешней и случайной. Эту борьбу нельзя правильно понять, если мы будем считать, что речь идет о силах или тенденциях, возникающих совершенно независимо друг от друга, которые случайно встречаются, сталкиваются и приходят в конфликт друг с другом.

Напротив, эта борьба является внутренней и необходимой, ибо она возникает и проистекает из природы процесса в целом. Противоположные тенденции не являются независимыми друг от друга, напротив, они неразрывно связаны между собой как части или стороны единого целого. И они действуют и приходят в конфликт на основе противоречия, внутренне присущего процессу в целом.

Т.е. движение и изменение происходит на основе причин, внутренне присущих вещам и процессам, на основе внутренних противоречий .

Так, например, в соответствии со старой механистической концепцией движение происходит только тогда, когда одно тело сталкивается с другим. Для механистов не существует никаких внутренних причин движения, то есть «самодвижения» , а существуют только внешние причины. Однако в действительности противоположные тенденции, которые действуют в ходе изменения состояния тела, действуют на основе противоречивого единства сил притяжения и отталкивания, внутренне присущего всем физическим явлениям.

Подобно этому, классовая борьба в капиталистическом обществе возникает на основе противоречивого единства обобществленного труда и частного присвоения, внутренне присущего капиталистическому обществу. Она возникает не в результате внешних причин, а в результате противоречий, заключенных в самой сущности капиталистического строя. В противоположность этому теоретики буржуазного общества доказывают, что классовая борьба вызывается внешним вмешательством - «коммунистическими агитаторами» или «красной заразой». Они полагают также, что если только можно было бы остановить это внешнее вмешательство, то капиталистический строй мог бы прекрасно существовать в том виде, как он есть, сколь угодно долго.

Как пример, очень распространенный ныне в российском обществе тезис о том, что якобы Великая Октябрьская социалистическая революция совершалась на немецкие деньги. А, мол, не было бы немецких денег, то всё в Российской империи было бы распрекрасно — она бы существовала до сих пор, и все бы сейчас «хрустели французскими булками». Интересно, что при этом из виду совершенно упускается тот факт, что до Октябрьской революции вообще-то была Февральская, по своей классовой сущности — буржуазно-демократическая революция, которая как раз и свергла российское самодержавие и в результате которой политическая власть в стране перешла в руки буржуазии. А Октябрьская революция потому и произошла, что буржуазное Временное правительство не сделало того, что обязано было сделать, и чего требовал революционный народ — уничтожить остатки старых феодальных отношений (дать крестьянам землю, т.е. уничтожить помещичье землевладение) и остановить войну. То есть истинные причины Великой Октябрьской социалистической революции вовсе не внешние, не «немецкие деньги», а накопившиеся и обострившиеся до крайних пределов в России внутренние противоречия между эксплуатируемыми и эксплуататорами, которые требовали своего разрешения.

Внутренняя необходимость борьбы противоположных сил, понимание, что она должна завершиться тем или иным результатом, не является просто тонкостью философского анализа. Она имеет очень большое практическое значение.

Например, буржуазные теоретики вполне могут признавать факт классовых столкновений в капиталистическом обществе. Однако они не признают необходимости такого столкновения — они не признают того, что это столкновение основывается на противоречиях, присущих самой природе капиталистического строя, и что поэтому классовая борьба, может завершиться только крушением самой системы и заменой ее новой, более высокой общественной системой. Они пытаются смягчить классовую борьбу, ослабить ее и примирить противоположные друг другу классы или затушить эту борьбу в надежде сохранить капиталистическую систему целой и невредимой. Именно такой буржуазный взгляд на классовую борьбу вносится в рабочее движение социал-реформистами (сторонниками реформирования капитализма в «капитализм с человеческим лицом» или «капитализм XXI века»).

Именно в противоположность такому узкому, метафизическому способу понимания классовой борьбы Ленин указывал: «Главное в учении Маркса есть классовая борьба. Так говорят и пишут очень часто. Но это неверно… Ограничивать марксизм учением о борьбе классов - значит урезывать марксизм, искажать его, сводить его к тому, что приемлемо для буржуазии. Марксист лишь тот, кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата. В этом самое глубокое отличие марксиста от дюжинного мелкого (да и крупного) буржуа. На этом оселке надо испытывать действительное понимание и признание марксизма» .

Коренным представлением в диалектике является представление о противоречии как явлении, внутренне присущем самой природе вещей. Движущая сила качественных изменений лежит в противоречиях , находящихся внутри всех процессов природы и общества. Потому, для того чтобы понять вещи и явления, контролировать их и господствовать над ними на практике, мы должны исходить из конкретного анализа их противоречий.

Согласно метафизической концепции, противоречия возникают в наших понятиях о вещах, а не в самих вещах. Мы можем высказывать противоречивые положения о вещи, и, следовательно, в том, что мы говорим об этой вещи, имеется противоречие, однако в самой вещи не может быть никакого противоречия.

При такой точке зрения противоречие рассматривается просто и исключительно как логическое отношение между отдельными положениями, и при этом оно не берется как действительное, реально существующее между вещами отношение. Такая точка зрения основывается на рассмотрении вещей в статике, как «затвердевших и замороженных», и не принимает во внимание их движений и динамических взаимосвязей.

Если мы будем рассматривать реальные сложные движения и взаимосвязи действительных, сложных вещей, то мы увидим, что противоречивые тенденции действительно существуют в реальных вещах, явлениях и процессах. Например, если силы, действующие в теле, сочетают в себе тенденции притяжения и отталкивания, то это есть реальное противоречие. И если движение общества объединяет в себе тенденцию к обобществлению производства с тенденцией к сохранению частного присвоения продукта, то это также является реальным противоречием.

Существование противоречий в вещах представляет собой очень хорошо знакомое нам явление.

Например, мы говорим о человеке, что у него «противоречивый» характер, или что он «полон противоречий». Это означает, что этот человек проявляет противоположные тенденции в своем поведении, как, например, мягкость и жестокость, отвагу и трусость, эгоизм и самопожертвование. Или еще: противоречивые отношения являются предметом будничных сплетен, когда мы говорим о супружеской паре, которая вечно ссорится, но никогда не будет счастлива порознь.

Подобные примеры указывают на то, что, марксисты, рассуждая о «противоречиях в вещах», не изобретают некую искусственную философскую теорию, а имеют в виду нечто такое, что хорошо известно каждому, что реально существует. Они не употребляют также слова «противоречие» в каком-то новом, необычном, особом, понятном только им одним смысле, а используют его в обычном, повседневном значении.

Действительное противоречие есть единство противоположностей. Реальное противоречие, внутренне присущее самой природе вещи, процесса или отношения, существует тогда, когда в этой вещи, процессе или отношении объединяются вместе противоположные тенденции таким образом, что ни одна из этих тенденций не может существовать без другой. В единстве противоположностей обе противоположные стороны находятся в отношении взаимной зависимости, где одна противоположность является условием существования другой противоположности.

Например, классовое противоречие между рабочими и капиталистами в капиталистическом обществе является как раз таким единством противоположностей, потому что в капиталистическом обществе ни рабочие не смогут существовать без капиталистов, ни капиталисты - без рабочих. Природа капиталистического общества такова, что эти противоположности присутствуют в нем вместе и состоят в неразрывной связи между собой. Это единство противоположностей принадлежит самой сущности общественной капиталистической системы. Капитализм есть такая система, при которой капиталисты эксплуатируют рабочих, а рабочие эксплуатируются капиталистами.

Именно единство противоположностей в противоречии делает неизбежной и необходимой борьбу противоположностей . Борьба между ними возникает как раз потому, что противоположные стороны неразрывно объединены. Например, из-за того, что противоположные классы объединены в капиталистическом обществе, развитие этого общества происходит и не может не происходить в форме классовой борьбы.

Можно также говорить о взаимопроникновении противоположностей в противоречии. Ибо в любой фазе борьбы каждая из противоположных тенденций, объединенных между собой в процессе борьбы, по своему действительному характеру и действию во многих отношениях подвержена влиянию, изменению или проникновению со стороны другой тенденции. На каждую сторону противоречия всегда воздействует ее связь с другой стороной противоречия.

КРД «Рабочий Путь»

Следующее занятие

В. И. Ленин, Соч., т. 25. стр. 383, 384

В системе основных законов диалектики закон перехода количественных изменений в качественные выполняет роль «механизма» движения и развития, т.е. показывает, как, каким образом совершается движение и развитие. Само название этого закона дает нам в общем виде ответ на данный вопрос: развитие совершается в виде перехода количественных изменений в качественные.

Прежде всего что такое качество, что такое количество? Мир един в своей материальности, но бесконечно многообразен по формам существования. Наличие этого многообразия дает возможность определить каждый объект и явление, выделить его из общего многообразия, найти в каждом предмете нечто, характерное для него. Основными и всеобщими характеристиками, по которым мы различаем предметы, и являются качество и количество. диалектический понимание учение бытие

Качество объекта - это основное, существенное в нём, что отличает его от других объектов, благодаря чему данный объект является таким, а не другим. Поэтому качество неотделимо от объекта; если изменяется качество, то это значит, что изменяется сам объект, и наоборот, если изменяется объект, то изменяется и качество его. Например, если уничтожить такие качественные характеристики капитализма, как частная собственность и эксплуатация наемного труда, то это значит уничтожить капитализм, ибо он не может существовать без указанных характеристик.

Качество объектов обнаруживается, проявляется при взаимодействии с другими объектами через свойства. Свойством тел называется проявление их качества в процессе взаимодействия. Качество объекта может проявляться через множество свойств. Например, жизнедеятельность организма как его качественная определенность проявляется в таких его свойствах, как обмен веществ, рост, размножение, наследственность, изменчивость и т.д. Все эти свойства существенны для организма.

Кроме качественной определенности объекты имеют еще и количественную, т.е. они бывают различных размеров, имеют разные величины, скорости и т.д. Поэтому количественная определенность объектов выражается числом, объемом, степенью, темпом и т.д.

Количественная определенность объектов, так же как и качественная, существует объективно и в неразрывной связи с самими объектами. В природе нет количеств и качеств самих по себе, а есть объекты, обладающие качественной и количественной характеристикой. Однако роль каждой этой определенности различна в объекте. Если качество тождественно самому объекту, т.е. мы можем сказать, что качество объекта - это сам объект, то подобное мы не можем сказать о количественной характеристике объектов, ибо количество не является самим объектом, оно выражает лишь степень и величину его качеств, свойств. В отличие от качества природа количества единая во всех объектах, поэтому-то количество выражается в таких величинах, которые сравнимы между собою. Идет ли речь о молекулах или галактиках, о клетках или организмах -- количества их сравнимо и может быть выражено числом, в одних и тех же математических уравнениях. Этого нельзя сказать о качествах.

Невозможно подвести под какой-либо общий качественный показатель качественно различные объекты; общего качественного эквивалента не существует. Поэтому на практике сравнение между качественно различными объектами осуществляется в количественных показателях. При обмене товаров таким эквивалентом является их стоимость как количественное выражение общественно необходимого труда, затраченного на их производство.

Качество и количество выступает друг по отношению к другу как противоположности. Это выражается в том, что они не могут существовать раздельно. Их бытие как количества и качества проявляется только во взаимном существовании. Это значит, что качество является качеством только тогда, когда оно выражено в определенном количестве (величине), а количество существует как таковое только тогда, когда оно выражает величину, размеры какого-то качества. Противоположность количества и качества заключается также и в том, что качество выражает прерывность материи, те. дифференцированность, разделенность ее на определенные качественные предметы и явления, тогда как количество выражает непрерывность материи, ибо оно по своей природе одинаковое во всех качественно различных предметах, а поэтому может исследоваться одной и той же наукой - математикой.

Единство количества и качества в предмете называется мерой. Понятие «мера» имеет очень важное значение для понимания сути закона перехода количественных изменений в качественные. Упрощенно меру можно представлять себе как «границу» предмета, его «рамки», за пределами которых данный объект, данное его качество не существует. Например, вода как жидкость существует в диапазоне температур от нуля до ста градусов по Цельсию. Каждая элементарная частица имеет такой количественный показатель, как масса, которая строго определена. Масса электрона принята за единицу измерения массы элементарных частиц; исходя из этого, масса протона равняется 1836 электронным массам. Все химические элементы в отношении меры также строго определены. Достаточно ядро того или иного химического элемента увеличить или уменьшить на один протон, как произойдет переход в другой химический элемент.

Но в реальной действительности имеется множество и таких явлений, у которых мера не строго определена и объект в этом случае может иметь различные размеры. Но даже и в этом случае имеются свои пределы. Например, феодализм не может существовать при машинной индустрии, а классический капитализм не сможет сохранить свое господство в век полной автоматизации производства.

Итак, независимое от того, строго ли определена количественная сторона объектов или имеет более широкий диапазон, и в том и в другом случае количество в объектах соответствует своему качеству, а это значит, что объект имеет свою меру: единство количественной й качественной определенности, их соответствие друг другу.

В сущности, если бы не существовало меры, то не существовало бы качественного и количественного различия между объектами, следовательно, не было бы и самих объектов.

Взаимосвязь качества и количества проявляется не только в сохранении меры, но и в нарушении ее. Если бы во взаимодействии количества и качества не происходило постоянного изменения количественных и качественных показателей в сторону их увеличения или уменьшения, то мера объектов сохранялась бы, а следовательно, объекты всегда были бы неизменными. Но в реальной действительности такого не бывает. В реальной действительности взаимосвязанно происходят два противоположных процесса: становление меры и нарушение ее, процесс созидания и процесс разрушения. Без этого нет движения и развития.

В законе перехода количественных изменений в качественные как раз и выражен процесс нарушения меры, ибо для развития главным является не само существование объектов, а их изменение, исчезновение одних и появление других свойств и качеств и т.д.

Итак, в законе перехода количественных изменений в качественные, как и в законе единства и борьбы противоположностей, есть две противоположности (количество и качество, выражающие непрерывность и прерывность материи), а также два противоположных процесса - становление меры и нарушение ее. Следовательно, и этот закон, по существу, выражает борьбу противоположностей, только в специфической форме. Когда мы рассматривали закон единства и борьбы противоположностей, изучали его механизм, то противоположности брали в абстрактном виде. В законе же перехода количественных изменений в качественные взаимодействующие противоположности выступают уже в конкретной определенности: в виде количества и качества.

Но каков механизм действия перехода количественных изменений в качественные?

Для ответа на этот вопрос необходимо в первую очередь определить, какая из противоположностей является в этом процессе главной: качество или количество? Очевидно, количество. Ф. Энгельс писал, что «в природе качественные изменения... могут происходить лишь путем количественного прибавления либо количественного убавления материи или движения... Невозможно изменить качество какого-нибудь тела без прибавления или отнятия материи либо движения, т.е. без количественного изменения этого тела».

Выделяя количество как определяющую противоположность, мы этим не умаляем значения качества, ибо знаем, что без него не может быть и количества. Более того, при других обстоятельствах, когда нас интересует объект как таковой, качество является определяющей стороной, ибо качество объекта - это и есть сам объект. Но в данном законе выражается переход от объекта к объекту, поэтому определяющей стороной в этом процессе является количество.

Количество в объектах постоянно и незаметно изменяется в результате взаимодействия как с внешней средой, так и внутри объекта между его элементами. Например, тело нагревается, это значит увеличивается скорость движения его молекул в результате воздействия извне (огонь, солнечная энергия, электричество и т.д.). Но это количественное изменение (нагревание) до определенного момента не меняет качество самого тела. Но когда температура тела в результате нагревания достигнет критической точки (точки кипения), тело из твердого состояния превращается в жидкое, происходит коренное изменение качества. Момент, когда количественные изменения нарушают меру, когда происходит переход к новому качеству, и называется скачком.

Скачок - это процесс перехода количественных изменений в качественные, именно в нём и заключается суть данного закона.

Там, где имел или имеет место переход от одного качества к другому, там всегда обязательно был или имеется скачок, перерыв непрерывности, независимо от того, совершался этот скачок быстро или медленно. «Переход от одной формы движения к другой, - писал Энгельс, - всегда остается скачком, решающим поворотом».

В природе и обществе скачки совершаются в различных формах, которые зависят как от качества самого объекта, который переходит в другое качество, так и от условий, в которых совершается этот процесс перехода. По времени протекания скачки разделяются на мгновенные, быстрые и медленные. В частности, мгновенные скачки совершаются в микромире, быстрые - в химических реакциях, медленные - в макро- и мегасистемах. Скачки, которые совершаются медленно, имеют множество промежуточных скачков. Возникновение жизни на Земле, занявшее миллионы лет, конечно же, было скачком от одного качественного состояния к другому. Но в нем было немало и промежуточных скачков: возникновение углеродистых соединений, белка, клетки и т.д. Ф. Энгельс писал, что в природе незаметны скачки лишь потому, «что она слагается сплошь из скачков».

По интенсивности протекания скачки разделяются на скачки со взрывом и без взрыва. Например, взрывчатое вещество может постепенно гореть на огне и мгновенно взрываться, распад урана-235 происходит без взрыва в реакторах атомных электростанций и может происходить со взрывом в атомной бомбе. В общественном развитии скачки в виде социальных революций также могут происходить со взрывом и без взрыва. Социальная революция со взрывом происходит тогда, когда старые социальные силы ожесточенно сопротивляются.

В истории философии отнюдь не все философы признавали диалектическую взаимосвязь между количеством и качеством, между непрерывным и прерывным характером развития. Некоторые мыслители или сводили все процессы только к количественному увеличению или уменьшению, а следовательно, отрицали скачки, или же рассматривали все процессы как резкие качественные изменения, катастрофы, революции, которым не предшествует никакое накопление количественных изменений.

Первую точку зрения ярко выразил французский философ-материалист Ж. Б. Робине (1735 - 1820), который писал, что «природа переходит от одного к другому непрерывным образом. Если нам кажется, что мы замечаем какие-то перерывы, какие-то нарушения непрерывности, то лишь потому, что от нас ускользают промежуточные звенья».

Вторую точку зрения выразил французский зоолог Ж. Кювье (1769 - 1832), который, занимаясь изучением ископаемых животных и не обнаружив промежуточных биологических видов, пришел к выводу, что в природе нет постепенных количественных изменений, а есть только скачки, катастрофы, в результате которых все живое погибает, а потом снова жизнь возникает, но уже в других формах. Всего таких катастроф в развитии Земли Кювье насчитал 26.

Ж.Б. Робине и Ж. Кювье, как очевидно, метафизически разрывали то, что в действительном процессе развития существует и может существовать только в единстве. Количество и качество как две противоположности существуют в неразрывной связи. Процесс возникновения нового качества всегда связан с новым количеством - это взаимосвязанный процесс. Если возникает новое качество, то возникает и новое количество, ибо любое качество существует в определенных размерах, имеет свою меру. В связи с этим данный закон правомерно называть «закон взаимного перехода количественных и качественных изменений» или «закон перехода количества в качество и обратно». Такое название закона сформулировано Энгельсом в работе «Диалектика природы».

Метафизический разрыв количественной и качественной сторон развития и на практике ведет к ошибочным выводам, к гипертрофированию либо эволюционного, либо псевдореволюционного (анархистского) пути развития.

Конечно, и эволюционная, и революционная форма, в частности общественного развития, обусловлены объективно. Революция - не путч заговорщиков, а следствие неразрешимых социальных противоречий, приведших к общенациональному кризису. И уж если говорить об «ответственности» тех или иных социальных групп или лиц, то в наступлении революционного взрыва виновны прежде всего правящие классы, ибо они обладают привилегией власти, а также материальными и культурными привилегиями. Трудно в историческом плане революцию оценить однозначно. Разумеется, она ведет к разрушению материальных ценностей, к социальным потрясениям, к гибели людей. Однако она же приводит к социальному освобождению огромные народные массы, становится мощным импульсом движения общества вперед. Так во всяком случае было.

Но сейчас другая ситуация. Социальная структура общества чрезвычайно сложна, переплетение интересов различных классов более тесно. Созданы огромные материальные и духовные ценности. Имеется оружие массового уничтожения людей. В результате ядерного конфликта человечество вообще может быть уничтожено. В этих условиях эволюционный путь, путь «частичных дел», постепенных реформ гораздо предпочтительнее, чем революция. Тем более что и реформы по своей глубине, социальным последствиям вполне могут иметь революционный характер.

· Понятии о законах диалектики

· Закон единства и борьбы противоположностей

· Закон перехода количества в качество часть 1

· Закон перехода количества в качество часть 2

· Закон отрицания часть 1

· Закон отрицания часть 2

Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные – раскрывает механизм мышления, показывая, как путем количественных изменений происходит переход от одного качества к другому, от одного предмета к другому.

Закон предмета перехода раскрыв пути от нового к старому через такие категории как количество, качество, мера.

Качество – совокупность свойств, признаков, которые принадлежат вещи, явлению и отличают их от других предметов.

Гегель характеризовал качество как внутреннюю определенность вещи тождественной свойств бытия.

Качество – это то, что делает вещь именно данная вещь, а не другая, определяет вещь, как эту, а не другую. Качество объективно, т.е присуще самой вещи и существуют независимо от нас. Вещь, явление качества имеют границы своего бытия за которым она становится уже другой вещью, это значит что качество вещи тождественно с ее конечностью. Качество вещи проявляется в свойствах.

Свойства - это черты, признаки, особенности предмета фиксируемые с помощью органов чувств.

Свойства характеризуют вещь с одной стороны тогда как качество дает представление о предмете. В целом (ковкость, текучесть, желтый свет – это признаки золота, но взятые в отдельности они являются его свойствами, в совокупности они определяют его качество).

Количество находит свое выражение в величине, числе, объеме.

Что значит количество есть определенность вещи безразлично свойству бытие?

Это значит, что количественные характеристики данного качества менялись до определенных пределов не меняя бытия вещи.

Единство, количество и качество называются мерой мира. Мера мира – интервал в рамках которого конечные изменения не приводят к изменению качества.

Мера разных предметов различна.

За пределами меры, старые качества уступают место новому качеству. Происходит обновление существующего, который и составляет сущность диалектического развития. Переход от одной меры к другой, Гегель назвал, узловыми точками меры.

Скачок – это форма перехода от одного качества к другому.

Скачок – это период наибольш. интенсивного развития, период преобразования старого качества в новое.

Он подготовлялся всем предшествующим ходом развития и представляет собой закономерную форму превращения одного качества в другое.

Формы скачка:

1. форма………….. сравнительно быстрого превращения одного качества в другое.



2. форма постепенного перехода первого качества в другое. Когда качество изменяется не сразу, а отдельными строками (распад Урана в естественных условиях).

3. Закон отрицания отрицания раскрывает направление движения и преемственность в развитии.

4. Действие закона позволяет ответить на вопросы:

5. 1.Существует ли связь между……….., что существовало ранее и тем что возникло.

6. 2.Что представляют из себя эти связи, имеется ли какая – либо направленность в бесконечном числе изменений мира.

7. Закон отрицания отрицания выражает существенные, необходимые связи и отклонения между настоящим и будущем.

9. Диалектическое отрицание и метафизическое отрицание.

10. Метафизическое отрицание – отрицание, как простое уничтожение.

11. Раскрывая этот закон отрицания отрицания в работе «Диалектика природы» Энгельс писал: «метафизическое отрицание – это голос», …., бесплодное отрицание отрицание при котором не может быть развитие…….. (разложить ячменное зерно, раздавить гусеницу).

12. Диалектическое отрицание – «не голое, незримое отрицание, а отрицание, как момент связи нового со старым, как условие и момент развития с содержанием всего положительного».

13. В диалектике отрицать, говорил Энгельс, « не просто сказать нет, или объявить вещь несуществующей…»

14. Диалектический вид отрицания – это такой вид отрицания, при котором получ. ее развитие….»

15. Итак, диалектическое отрицание имеет две существенные черты:

16. 1.оно есть условие и момент развития;

17. 2.оно есть момент связи нового со старым.

18. Отрицание, как условие и момент развития означает, что только то отрицание, которое служит предпосылкой для возникновения каких – то новых, более высоких и совершенных форм, есть «положительное отрицание»..

19. Отрицание, как момент связи нового со старым означает, что новое в качестве отрицания старого, предшествующего, не оставляют за собой «пустыню», не просто уничтожая его, а как бы «снижает».

20. Снятие означает, что предшествующее одновременно и стирается и сохраняется. Оно сохраняется в двояком смысле. Во-первых, без предшествующего развития не было бы основы для развития новых форм. Во-вторых, все, что сохраняется от предшествующей ступени развития переходит на следующую ступень в существовании преобразованном виде (зародыш человека, его развитие в снятом виде проходит все уровни развития живой материи от клеточки до человеческого ребенка) обучающиеся в снятом состоянии проходит весь путь развития сознания.

21. В силу действия закона отрицания отрицания развитие имеет форму не линии, а круга, которая конечная теория не совпадает с начальной, но т.к. это совпадение происходит на высшем основе, то развитие имеет вид спирали.

22. Развитие – цель диалектических отрицаний, каждая из которых не только отвечает предшествующим звеньям, но и сохраняет положительное, содержащее в нем. Все более и более концентрируя в высших звеньях богатств в развитии в целом.

23. Развитие – это возникновение новых, высших форм создающих в себе предпосылки для дальнейшего развития.Отсюда общая закономерная тенденции развития - от простого к сложному, от низшего к высшему, т.е. тенденции поступательного, восходящего развития.

24. Необратимость это характерная черта процесса закона отрицания отрицания.

25. Закон отрицания отрицания показывает действие обуславливающего связь, детерминированность между отрицанием и отрицающим, вследствие чего диалектики отрицания выступает, как условия развития, удерживающее и сохраняющее всебе все положительное, предшествующий стадии развития.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ

Познание, как отражение действительности.

Вторая сторона основного вопроса философии – это познаваем ли мир?

Диалектический материализм, основываясь на опыте, приобретенным человеком.

На завоевание науки считает, что мир познаваем. разум человека способен составить представление о мире. С точки зрения диалектического материализма, познание – это отражение в голове человека внешних предметов, ограниченность таких взглядов отражается в том, что:

1.они не смогли применить диалектику в процессе сознания.

2.рассм-ли отражения, как пассивный отпечаток вещей и явлений в человеческом сознании.

3.непонимаемым активности познающего субъекта.

4.не понимаем ранг практики познания.

В диалектико – материалистической точки сознания практика выступает, как:

1. основа процессопознания, и исходный

2.как критерии истины.

Практика – активная деятельность людей, по преобразованию природы и общества.

Виды практики:

1. материальное производство;

2.социально- преобразующая деятельность;

3.научн. дисперемент.

Практика есть исл. пункт и основа познания, т.к.

1. само познание возникает на основе практики под влиянием развивающего капиталистического производства. В период нового времени происходит бурное развитие науки.

2. практика ставит перед познанием определенные цели, это двигает познание вперед.

3. практика вооруж-ет познание определенными инструментами, оборудованими (освоение космоса невозможно без современных технологий)

Практика является целью познания. Человек познает мир, чтобы использовать результаты познания в своей практическ. деятельности.

Что является объектом познания?

С точки зрения объективного идеализма, объектом познания является абсолютная идея мирровой ……………………………………

С точки зрения объективного идеализма – человеческое ощущение.

С точки зрения диалектического материализма – вся природа, окружающий мир, человеческое общество и сам человек.

Что является субъектом познания?

Субъект познания, т.е. его носителем является человеческое общество. Признание общественной природы познания есть важнейшая черта в диалектический материалист т. Познания.

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ

Диалектический характер процесса познания.

С точки зрения диалектического материализма познание есть бесконечный процесс движения мысли от незнания к знанию, от знания неполного и непостоянного к знанию более точному и более полному.

Развитие познания происходит от живого сознания к абстрактному мышлению, от него к практике, таков диалектический путь процесса познания истины.

Философия нового времени уделило пристальное внимание к процессу познания. Сложилось 2 направления теории познания, это сенсуализм и рационализм.

Рационалисты преувеличивали роль ….мышления познания эмпиризм,

Сенсуционалисты, преувеличивали роль опыта в процессе познания.

Скептики высказывали сомнения в достоверности наших знаний.

С точки зрения диалектического материализма познание всегда начинается со знакомства человека с предметами внешнего мира, с помощью органов чувств, которые дают нам правильные знания о предметах.

Через органы чувств внешний мир проникает в человеческое сознание благодаря им человек познает цвет, вкус и т.д.

Первоступенью процесса познания является чувственность; второе-мышление.

Логическое

1. понятие

2. суждение

3. умозаключение

формы чувств познания, сознания:

1.ощущение

2.восприятие

3.представление

4.воображение

Формы чувственной стороны познания:

Ощущение – это отражение определенных свойств, особенностей сторон предмета (холодный, красный и т.д.).

Восприятие – это образ предмета в целом, оно отражает предметы в совокупности всех сторон (круглое, красное сладкое яблоко).

Представление – воспроизведение в сознании человека ранее воспринятого памяти.

Воображение – способность соод-ть чувственный материал, иначе чем он соединен в действительности (змей – Горыныч, баба Яга).

Чтобы разложить все по полочкам, следует сначала определиться с основными понятиями «количество» и «качество». Оказывается, такие простые вещи сформулировать могут далеко не все.

Количество – категория более или менее понятная. Она отражает внешнее взаимоотношение предметов или их частей. Количество пальцев на руке, количество литров воды в графине, количество атомов в молекуле… Какими же будут количественные изменения? Очень просто: из земли показывается росток, сначала у него два листа, потом три, четыре, десять и так далее. Количественным изменением можно считать увеличение снежного слоя на козырьке дома или изменение количества всходов .

Качественные изменения

Еще древнегреческие философы дали понятию «качество». Это то, что характеризует какой-либо предмет и отличает его от другого похожего. Таким образом, качественные изменения – это изменения предмета, оказывающие непосредственное влияние на его свойства или облик. К группе качественных изменений можно отнести появление на сумке дополнительного кармана или новую звездочку на военном погоне.

Если ребенок за год вырос на 10 сантиметров – смело можно считать эти изменения качественными. Ведь он изменился внешне – стал гораздо выше. Хотя, и к количественным изменениям рост также можно отнести, но уже если рассматривать его как изменение длины тела в сантиметрах. Больше сантиметров – изменение налицо! И вот тут самая интересная часть вопроса – момент, когда одни изменения переходят в другие.

Переход количества в качество

Размышляя о примерах качественных и количественных изменений, вы наверняка уже заметили, что часто между ними очень тонкая грань. В примере с ростом ребенка дополнительные сантиметры можно трактовать двояко. Но дело здесь не в путанице понятий. Просто количественные изменения имеют свойство постепенно переходить в качественные. Ребенок растет в высоту: на один, два, три или пять сантиметров. Но одновременно с этим он меняется и внешне. Став выше, малыш уже не будет обладать теми же качественными признаками, что и раньше. Он изменился, но изменения эти – результат постепенного роста и накопления количественных изменений.

Точно так же и с растением, которое тянется вверх, постепенно увеличивая количество листьев. Никому не придет в голову сказать, что проросток, едва виднеющийся из земли, и мощный стебель с 15 большими листьями – одно и то же растение. Прошло время, менялось количество клеток, высота, количество листьев. Все это и определило изменения внешнего вида, а значит и качественных признаков.

Закон диалектической противоречивости (единства и борьбы противоположностей)

Законы диалектики.

Ключевым моментом диалектической концепции развития является принцип противоречия. По Гегелю каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами – тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить эту тождественность. Противоречие, борьба между едиными -тождественностью и отличием - приводит, по Гегелю, к изменению предмета – движению.

Различие – это сравнительная характеристика объектов на основании того, что признаки одних объектов отсутствуют у других. Каждое явление и тождественно себе, и в то время отличается от самого себя, так как постоянно изменяется. Тождество и различие представляют собой нечто цельное только в своем единстве.

Диалектический характер развития подразумевает также наличие в его динамике резких переходов от одной стадии к другой, перерывов постепенности, скачков. Последние всегда связаны с моментом разрешения противоречия, в результате чего предмет либо погибает, либо обретает новое качество. Скачок присущ любой материальной системе – это переход системы от одного качества в другое. Скачок – это момент или стадия. Различают скачки:

По формам движения материи (механические, физические, химические, биологические, социальные);

По времени протекания – скачок-взрыв и постепенный скачок, свойственный системам с гибкой структурой;

Одинарные и комплексные;

Коренные и некоренные скачки;

Глобальные и локальные;

Необходимые и случайные;

Прогрессивные, регрессивные и одноуровневые.

Закон единства и борьбы противоположностей является законом не только бытия, но и познания. Познание есть активное взаимодействие объекта и субъекта на основе практики. Сам познавательный процесс есть единство противоположностей: чувственного и логического, абстрактного и конкретного, теории и практики.

Механизм такого перехода выражает другой диалектический принцип (закон) - взаимосвязи количественных и качественных изменений. Его формулировка такова: количественные изменения, постепенно накапливаясь, рано или поздно нарушают границу меры предмета и вызывают смену его качества, осуществляющуюся в скачкообразной форме. Изменение качества в своей основе – это прибавление или убавление вещества, энергии. Но существует и обратный процесс: качество в количество. При этом качество:

1. определяет характер и направление количественных изменений,



2. оказывает существенное влияние на скорость протекания количественных изменений,

3. определяет меру данного явления.

Таким образом, закон обусловливает качественные изменения количественными и в своей определяемости количества качеством. Качество – это свойство - способность вещи проявлять свою сущность при взаимодействии с другими вещами. Любая материальная система обладает значительным количеством свойств. Качество – это система важнейших, необходимых свойств предметов – на феноменологическом уровне, на сущностном уровне – качество – это целостность, тождественная внутренней определённости объекта.

Качество – это внешняя и внутренняя определённость, система характерных черт предметов, теряя которую предметы перестают быть тем, чем они есть.

Количество – совокупность таких изменений в материальной системе, которые не тождественны изменению её сущности.

Каждая категория дополняет друг друга и понимаема в совокупности качество через количество и наоборот (количество как степень развития качества). Категория качества в философии означает совокупность свойств предмета. Парная ей категория количества подразумевает отношение качественно однородных предметов. Мера – как взаимосвязь количества и качества.

Всякий предмет имеет:

Меру непосредственного бытия (например, жидкое состояние воды);

Субстанциональную меру (структурная организация системы: на химическом уровне вода – Н 2 О).

Мера выражается числом (безмерность это тоже мера, но деформированная в количественное отношение). Другими словами, мера - это те границы, те пределы, внутри которых количественные изменения не вызывают смену качества, т.е. предмет остается самим собой. У всякого предмета есть как количественные, так и качественные характеристики, а, следовательно, есть и мера. Но чтобы ее увидеть, нужно заставить предмет изменяться. Если, допустим, размеры данной книги уменьшить в пару раз, ее основное качество сохранится - ее все еще можно будет читать. А вот если уменьшить ее раз в сто, то пригодной для чтения она быть перестанет и, следовательно, свое главное качество потеряет. То же верно и при увеличении количественных параметров данного предмета. Границы же, или пределы количественных изменений, где книга будет оставаться книгой, и являются ее мерой.

Нарушение границы меры означает смену качества (чрезмерная осторожность превращается в трусость, бережливость - в скупость, щедрость - в мотовство и т.д.). Для ее обозначения используется понятие скачок, которым подчеркивается резкость, катастрофичность происшедшей перемены. Что, впрочем, не следует понимать слишком буквально. Появление, например, новой биологической группы надвидового ранга (типа, класса, отряда) может занимать миллионы лет. Хотя это тоже, несомненно, макроэволюционный скачок. Его растянутость во времени не должна вводить в заблуждение: это для человека миллион лет - почти что вечность, а для биосферы в целом - лишь мгновение.