«Об утверждении Положения о Главном финансово-экономическом управлении Министерства обороны Российской Федерации

Приказ министра обороны Российской Федерации
· 45 от 17 февраля 2005 г. «Об утверждении Положения о Главном финансово-экономическом управлении Министерства обороны Российской Федерации»
Утвердить прилагаемое Положение о Главном финансово- экономическом управлении Министерства обороны Российской Федерации.
Признать утратившим силу приказ Министра обороны Российской Федерации 2002 года
· 150.

МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С.Ливанов

Приложение
к приказу Министра обороны
Российской Федерации
2005 года
·45
Положение
о Главном финансово-экономическом управлении Министерства обороны Российской Федерации
I. Общие положения
Настоящее Положение разработано на основании Положения о Министерстве обороны Российской Федерации и Положения о Службе экономики и финансов Министерства обороны Российской Федерации.
Главное финансово-экономическое управление Министерства обороны Российской Федерации (далее именуется - Главное управление) является центральным органом военного управления и предназначено для финансово-экономического обеспечения Вооруженных Сил.
Главное управление является органом военного управления Службы экономики и финансов Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющей функции главного распорядителя средств федерального бюджета.
Главное управление при решении возложенных на него задач взаимодействует со службами Министерства обороны, с центральными органами военного управления и иными структурными подразделениями Министерства обороны, с органами военного управления военных округов (флотов), а также в установленном порядке с подведомственными Министерству обороны федеральными органами исполнительной власти, судебными органами государственной власти Российской Федерации, международными организациями и военными ведомствами иностранных государств, внешнеэкономическими организациями Российской Федерации по вопросам военной экономики и финансово-экономического обеспечения Вооруженных Сил.
3. Главное управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, в том числе издаваемыми им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации, директивами Генерального штаба, приказами и указаниями начальника Службы экономики и финансов Министерства обороны Российской Федерации, а также настоящим Положением.
4. Главное управление состоит из командования, управлений и иных структурных подразделений.
5. Штат Главного управления утверждается в порядке, установленном в Министерстве обороны.
6. Главное управление имеет гербовые печати, штампы и бланки с действительным и условным наименованием, текущие, валютные и иные счета в кредитных учреждениях, лицевые счета в органах Федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ФГАОУ ВПО «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

ВОЕННАЯ КАФЕДРА

УТВЕРЖДАЮ

Начальник военной кафедры СФУ

полковник П.Зверев

«__» сентября 2013 г.

по учебной дисциплине «Военная подготовка»

Тема 1. Основы организации финансово-экономического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации

Занятие № 1. Основы организации финансово-экономического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации

Обсуждена на заседании ПМК

«__» сентября 2013 г, протокол № __

Красноярск, 2013

ЦЕЛИ ЛЕКЦИИ:

1. Изучить:

понятие финансово-экономического обеспечения боевой подготовки и хозяйственной деятельности казенных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, его цели, задачи и элементы;

состав и функции финансово-экономических органов Вооруженных Сил Российской Федерации;

централизованные финансово-экономические органы, формы их функционирования и возлагаемые на них задачи.

2. Ознакомиться с историей финансово-экономической службы Министерства обороны Российской Федерации.

3. Показать роль работника финансово-экономического органа в вопросах финансово-экономического обеспечения казенных учреждений Министерства обороны Российской Федерации.

Время проведения: 90 мин.

Место проведения: учебная аудитория.

Материально-техническое обеспечение:

Презентационный комплекс, презентация к лекции.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЁТ ВРЕМЕНИ:

Введение

Учебные вопросы:

    Понятие финансово-экономического обеспечения боевой подготовки и хозяйственной деятельности воинской части (казенного учреждения МО РФ), его цели, задачи и элементы.

    Состав и функции финансово-экономических органов ВС РФ.

3. Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации. Структура, функции и возлагаемые на них задачи.

Заключение

Литература.

Конституция Российской Федерации.

Федеральный закон РФ от 31.05.96 № 61-ФЗ «Об обороне».

Федеральный закон РФ от 27.05.98 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Приказ МО РФ от 7 мая 2008 г. № 250 «О финансовом обеспечении и особенностях бюджетного учета в Вооруженных Силах Российской Федерации».

Приказ МО РФ от 19.04.96 № 150 «О тарифно – квалификационных характеристиках (требованиях) по должностям руководителей, специалистов и технических исполнителей, замещаемым гражданским персоналом воинских частей, учреждений, военно – учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны российской федерации, находящихся на сметно – бюджетном финансировании».

Воробьев В.В. Финансово-экономическое обеспечение оборонной безопасности России: проблемы и пути решения. – СПб.: ГУЭ, 2003.

Основы организации финансов и бюджетного учёта воинской части. Учебное пособие. – Ярославль: ЯВФЭИ, 2006.

Введение

Сегодня мы приступаем к изучению темы № 1, которая называется «Основы организации финансово-экономического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации» и в течение 2-х часового лекционного занятия мы изучим:

Понятие финансово-экономического обеспечения боевой подготовки и хозяйственной деятельности казенных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, его цели, задачи и элементы;

Состав и функции финансово-экономических органов Вооруженных Сил Российской Федерации;

Централизованные финансово-экономические органы, формы их функционирования и возлагаемые на них задачи.

Всего на изучение темы № 1 учебным планом отводится: 2 часа лекционных занятий и 2 часа самостоятельная работа.

Вопрос № 1. Понятие финансово-экономического обеспечения боевой подготовки и хозяйственной деятельности воинской части (казенного учреждения МО РФ), его цели, задачи и элементы

Сегодня мы начинаем изучение нового блока учебной дисциплины «Военная подготовка», который называется «Финансы и бюджетный учет казенных учреждений Министерства обороны Российской Федерации». По сути этот блок вобрал в себя две военно-специальные дисциплины: «Финансово-экономическое обеспечение воинской части» и «Бюджетный учет и отчетность воинской части».

Всего на изучение второго блока планом ученого процесса предусмотрено 112 учебных часов.

Данной лекцией начинается изучение дисциплины «Финансово-экономическое обеспечение воинской части». Изучение этой дисциплины базируется на законодательной базе Российской Федерации с учетом особенностей, имеющих место в Министерстве обороны Российской Федерации.

Глубокая и качественная отработка всех учебных вопросов изучаемой дисциплины позволит вам в дальнейшем на высоком профессиональном уровне исполнять свои обязанности по должностному предназначению.

Финансовый аспект материального содержания армии- одна из обязательных, наиважнейших сторон государственной политики по защите Отечества. Известный русский ученый, профессор И.Х.Озеров небезосновательно утверждал, что «финансы являются могущественным фактором в экономической и политической жизни. В финансах мы находим ключ к пониманию истории».

В соответствии с Конституцией РФ одной из основных функций государства является национальная безопасность.

Вооруженные Силы Российской Федерации – государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, является Президент Российской Федерации, а непосредственное руководство Вооруженными Силами осуществляет министр обороны РФ.

В условиях действия товарно-денежных отношений укомплектовать Вооруженные Силы личным составом, обеспечить их вооружением, военной техникой, другими материальными средствами, предоставить им необходимые услуги возможно при наличии соответствующих финансовых ресурсов. В Федеральном законе «Об обороне» определено, что финансирование расходов на оборону осуществляется из средств федерального бюджета путем ассигнования средств Министерству обороны и другим федеральным органам исполнительной власти, обеспечивающим реализацию мероприятий в области обороны.

В 2011 году на Министерство обороны Российской Федерации приходилось 92 % расходов федерального бюджета по разделу «Национальная оборона», а в 2012 и 2013 годах по данному разделу, - 95 %. В структуре раздела основное место занимают расходы на обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации: их доля в общем объеме расходов по разделу возрастет с 73 % в 2011 году до 78 % в 2013 году.

В соответствии с Основными направлениями бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов приоритетной задачей в области национальной обороны является финансовое обеспечение Государственной программы вооружения на 2011-2020 годы (ГПВ), которая предполагает комплексное переоснащение войск современными видами вооружения и военной техники начиная с 2011 года.

Министерство обороны разрабатывает предложения для включения потребностей Вооруженных Сил в бюджетных ассигнованиях в проекты перспективного финансового плана Российской Федерации и федерального бюджета на очередной финансовый год, активно участвует при рассмотрении проекта бюджета в Министерстве финансов Российской Федерации, в Правительстве Российской Федерации, в Государственной Думе Российской Федерации.

После рассмотрения в Государственной Думе в третьем чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Министерстве обороны начинается планирование использования бюджетных ассигнований, т.е. их внутрисистемное распределение между видами и родами войск Вооруженных Сил, военными округами (флотами) и т.д. После принятия закона о федеральном бюджете на соответствующий год до всех распорядителей и получателей средств федерального бюджета доводятся лимиты бюджетных обязательств на год.

В течение бюджетного года Министерство финансов финансирует Министерство обороны (доводит объемы финансирования).

При получении объемов финансирования от Министерства финансов в Министерстве обороны организуется финансирование (доведение объемов финансирования) видов и родов войск Вооруженных Сил, военных округов (флотов), объединений, соединений и воинских частей.

При наличии лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования начинается расходование бюджетных средств.

Во всей структуре Министерства обороны возникает необходимость учитывать денежные средства (лимиты бюджетных обязательств, объемы финансирования), осуществлять контроль за их использованием, отчитываться за них, а в низовом звене, кроме того, получать и хранить наличные деньги. Совокупность всех этих работ объединяется в понятии финансовое обеспечение.

Финансово-экономическое обеспечение в Вооруженных Силах – система мероприятий, организуемых и проводимых в целях своевременного и полного удовлетворения потребностей войск (сил) в денежных средствах.

Элементы финансово-экономического обеспечения:

1. Финансовое планирование и финансирование.

2. Истребование, получение и хранение денежных средств.

3. Экономное и строго целесообразное расходование денежных средств.

4. Бюджетный учет денежных средств.

5. Отчетность об израсходовании денежных средств.

6. Контроль за использованием денежных средств.

Финансово-экономическая служба в Вооруженных Силах – система органов, осуществляющих финансовое обеспечение войск (сил), а также финансирование мероприятий, проводимых по линии Министерства обороны.

Финансово-экономическая служба армии и флота имеет давнюю и богатую историю. Регулярное материальное и денежное обеспечение русского войска было организовано еще в XVI в. Различные приказы: Посольский (1549 г.), Разрядный (1-я половина XVI в.), Стрелецкий (1571 г.) и другие - ведали начислением и раздачей денежного содержания за ратную службу. Учреждение Указом Петра I от 18 февраля 1700 г. № 1766 должности генерал-комиссара и подчинение ему Особого приказа (который занимался денежным снабжением армии) были первым шагом в создании централизованной системы военного управления материальным и денежным обеспечением армии и флота. С этого времени началась деятельность специальных органов военного управления, занимавшихся материальным и финансовым обеспечением армии и флота.

На должность генерал-комиссара, первым был назначен Яков Федорович Долгоруков, или как тогда его называли в народе «ревнитель казны» – заслужил такое звание за честность и неподкупность. Он осмеливался возражать даже Петру I, если сталкивался с непродуманным решением. Известен случай, когда царь на глазах своих приближенных даже разорвал свой указ после получения объяснений о причинах непринятия его к исполнению Долгоруковым в том порядке, который предусматривался в указе царя.

Немного позже появилась Ревизион-коллегия, которая ведала всеми счетами расходов и доходов. В ее состав входили шесть департаментов, два из которых занимались проверкой документов военной коллегии. Именно им представляли «счетные выписки» с отчетом о том, сколько и куда было потрачено денег. Если у чиновников появлялись сомнения в законности трат, они могли потребовать на ревизию все книги и расходные документы. И если обнаруживались нарушения – меры, применяемые к растратчику, были самыми строгими, например ссылка в Сибирь или смертная казнь.

Крупные изменения в финансирование войск были внесены во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. изданным накануне войны «Положением о полевом управлении войск в военное время». Этим положением определялись финансовые права должностных лиц полевой армии и порядок финансового обеспечения войск, а также впервые включался материал о полевых казначействах и полевом контроле.

Немаловажным фактором являлось то положение, что все хозяйство полка, в том числе и финансовое, по существу было в полной зависимости от личности командира полка, что давало ему возможность решать вопросы расходования полковых сумм по собственному усмотрению.

Начало образования советской финансовой системы было положено 26 октября 1917 года решением 2-го Всероссийского съезда Советов о создании Народного комиссариата финансов республики. Первым народным комиссаром финансов был назначен И.И. Скворцов-Степанов, его заместителем – В.Р. Менжинский. Реально Наркомат финансов в составе нового правительства возглавил В.Р. Менжинский, который вскоре был назначен наркомом.

В начале декабря 1917 года Коллегией народных комиссаров по военным делам было принято решение об образовании Финансового отдела Народного комиссариата по военным делам, который 9 декабря 1917 года возглавил М.В. Лезгинцев. В январе 1918 года Финансовый отдел Народного комиссариата по военным делам взял под контроль финансирование фронтов кредитами военного фонда, а с февраля 1918 года – операции по текущим счетам всех довольствующих управлений Военного министерства.

В марте 1918 года все функции отдела финансов Всероссийской коллегии по организации и управлению Рабоче-крестьянской Красной Армии были переданы Финансовому отделу Народного комиссариата по военным делам.

Таким образом, к середине 1918 года обозначилась тенденция к централизации финансирования, которая пошла по пути концентрации ресурсов, предназначенных для фронтов, в одних руках, при сохранении смет в центральных довольствующих управлениях. Эти меры были очень важны в условиях недостатка денежных средств, попыток сорвать финансирование действующей армии со стороны враждебно настроенных работников в различных органах системы обеспечения. Финансирование же военных округов центральные управления проводили самостоятельно.

Следующим важным периодом для финансовой службы была Великая Отечественная война.

Всего за годы войны через финансовую службу НКО было израсходовано более 50% государственного бюджета. И то, что финансовая система государства выстояла, а конечные результаты этих огромных государственных расходов оказались, говоря сегодняшним языком, в высшей степени эффективными, является огромной заслугой военных финансистов.

За прошедший период финансово-экономическая служба непрерывно развивалась, а ее роль постоянно возрастала. Основные принципы организации финансового обеспечения, выработанные историческим опытом, действуют и сегодня в классификации расходов, планировании и нормировании, организации контроля и учета, системе денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих и других вопросах.

Изменения в государственном и политическом строе, приоритетах государственного и военного строительства, достижения в экономическом развитии, военные успехи и неудачи России и другие исторические события оказывали непосредственное влияние на организацию и развитие финансового обеспечения армии и флота. Военная финансово-экономическая служба выдержала испытания временем и оказала большое влияние на развитие военной организации государства.

Органы финансово-экономической службы в зависимости от подчиненности и выполняемых функций подразделяются на:

распорядители средств (Департамент финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, управления финансового обеспечения по субъектам Российской Федерации, военные комиссариаты субъектов Российской Федерации);

финансово-экономические органы казенных учреждений (военно-медицинских учреждений, военно-учебных заведений), т.е. получателей бюджетных средств.

Вопрос № 2. Состав и функции финансово-экономических органов Вооруженных Сил Российской Федерации

Централизация финансового обеспечения военной организации в России была юридически определена в годы Гражданской войны. Постановлением ВЦИК от 2 сентября 1918 г. был создан новый орган военного управления - Революционный военный совет Республики (РВСР). Приказом РВСР от 22 октября 1918 г 1 . №135 был учрежден Финансовый отдел при РВСР общей численностью 161 человек, который возглавил М.В. Лезгинцев.

Неоднократно менялись названия, и уточнялась структура этого финансового органа в связи с изменением задач, обусловленных реорганизацией военного ведомства и условий деятельности:

апрель 1921 г. - Военно-финансовое управление Красной Армии;

июль 1921 г. - Главное военно-финансовое управление Красной Армии;

август 1923 г. - Финансовый отдел при Реввоенсовете Республики;

ноябрь 1923 г. - Финансовый отдел Реввоенсовета СССР;

март 1924 г. - Военно-финансовое управление РККА;

декабрь 1927 г. - Финансово-плановое управление РККА;

июль 1928 г. - Центральное военно-финансовое управление Реввоенсовета СССР;

март 1931 г. - Финансово-плановое управление РККА;

июнь 1931 г. - Финансовое управление РККА;

июнь 1934 г. - Финансовый отдел при Наркомате обороны СССР;

сентябрь 1940 г. - Финансовое управление при Наркомате обороны СССР;

июнь 1943 г. - Финансовое управление Красной Армии;

июль 1946 г. - Финансовое управление Министерства Вооруженных сил СССР;

февраль 1950 г. - Финансовое управление Военного министерства СССР;

март 1953 г. - Финансовое управление Министерства обороны СССР;

май 1955 г. - Центральное финансовое управление Министерства обороны СССР (ЦФУ МО РФ);

октябрь 1991 г. - Центральное финансовое управление Объединенных Вооруженных сил Содружества Независимых Государств;

март 1992 г. - Главное управление военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации (ГУВБиФ МО РФ);

октябрь 2001 г. - Главное финансово-экономическое управление Министерства обороны Российской Федерации (Глав ФЭУ МО РФ).

январь 2004 г. образована Служба экономики и финансов МО РФ (приказ МО РФ от 05.01.05 № 10).

Основное предназначение Службы экономики и финансов МО РФ - реализация в Вооруженных Силах экономической политики государства и единой государственной и финансовой политики, организация финансового обеспечения строительства, подготовки и применения Вооруженных Сил, руководство финансово-экономической деятельностью, организация решения задач материального и социального обеспечения военнослужащих, ветеранов Вооруженных Сил, членов их семей и гражданского персонала.

Основной и главной задачей Службы экономики и финансов на современном этапе, как и за всю историю деятельности финансовых органов в составе Российской армии, являлось своевременное обеспечение потребностей войск и сил в соответствующих бюджетных ассигнованиях с учетом необходимости их экономного и эффективного использования.

В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации Служба в установленном порядке осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета.

Задача финансового обеспечения войск и сил решается через нижестоящие финансово-экономические органы.

Начались преобразования с центрального аппарата Министерства обороны. С 1 марта 2008 года Главное финансово-экономическое управление МО РФ, которое подчинялось заместителю Министра обороны по финансово-экономической работе, расформировано.

Первоначально срок расформирования устанавливался 1 января 2008 года, но из-за неготовности новых структур взять на себя решение задач по финансовому обеспечению Вооруженных сил, деятельность прежней структуры продлена на три месяца. Руководители главка, офицерский состав и гражданские служащие освобождены от занимаемых должностей и зачислены в распоряжение кадровых органов (предупреждены об увольнении). Такие же действия последовали в отношении управления труда и заработной платы МО РФ.

Вместо главного управления и управления труда и заработной платы сформировано три департамента: Департамент финансового планирования и финансирования, Департамент социальных гарантий и Сводно-методологический департамент. Вновь образованные структуры по набору подразделений и выполняемых ими функций не отличались от состава подразделений и выполняемых ими функций Главною финансово-экономического управления, поскольку прежние подразделения механически включались во вновь формируемые структуры.

Вместе с тем «новшество» привело к существенному увеличению должностей начальствующего состава: руководителей и заместителей руководителей департаментов, начальников управлений (отделов) и их заместителей. Почти весь персонал бывшего главного управления и управления труда и заработной платы (военнослужащие и гражданские служащие), кроме руководителей, были назначены и приняты на работу в департаменты. Должности руководителей департаментов и их заместителей, переведенные в разряд гражданских, замещены государственными гражданскими служащими из числа советников Министра обороны и приглашенных лиц из других ведомств, как правило, бывших работников налоговой службы.

Вскоре стало очевидным, что проведенные изменения осложнили работу по финансово-экономическому обеспечению Вооруженных Сил. Департамент финансового планирования и финансирования, унаследовав все ключевые структурные подразделения Главного финансово-экономического управления (управление сводного финансового планирования, управление финансирования государственного оборонного заказа, управление финансирования инвестиций, управление учета и отчетности) оказался перегруженным функционалом по сравнению с другими департаментами и допускал серьезные провалы в работе. Последовали сбои в финансировании войск и авансировании предприятий промышленности, оплата поставок вооружения и военной техники осуществлялась, в основном, в четвертом квартале бюджетного года, стали расти кредиторская и дебиторская задолженности. Не смогли на должном уровне включиться в работу и другие департаменты. Появился «новый» вид деятельности - переписка между департаментами финансово-экономического блока по каждому вопросу, который раньше оперативно решался в рабочем порядке. Возникли дополнительные делопроизводства, личные секретари руководителей и т.п.

С марта 2008 года началась ликвидация финансово-экономических органов главных и центральных управлений МО РФ. В соответствии с директивой Министра обороны эти финансовые подразделения исключены из штатов центральных органов военного управления и подчинены заместителю Министра обороны ио финансово-экономической работе с 1 апреля 2008 года с содержанием на самостоятельных штатах. Однако из-за непродуманности и неподготовленности принятых решений срок данных организационно-штанных мероприятий дважды переносился: сначала на 1 июля, затем на 1 октября 2008 года.

В первой половине 2009 года последовали очередные организационно-штатные мероприятия, которые на этот раз касались финансово-экономических департаментов, других финансовых органов и носили более глубокий характер. Функции Департамента финансового планирования и финансирования разделены между двумя департаментами, упразднены бывшие финансово-экономические отделы (службы) главных и центральных управлениях Минобороны России. В Департаменте финансового планирования созданы структурные подразделения для обеспечения бюджетного планирования по направлениям деятельности Вооруженных Сил (тыловое обеспечение, инвестиции, государственная программа вооружения, боевая и оперативная подготовка, международная деятельность и др.), хотя эти функции, наряду с задачами по распределению ассигнований, по-прежнему юридически оставалась в компетенции соответствующих органов военного управления, что крайне осложняло работу.

В рамках общих организационно-штатных мероприятий, проводимых в центральном аппарате Министерства обороны, ликвидированы имевшиеся ранее в финансовых структурах обеспечивающие и вспомогательные подразделения: отдел кадров, отдел внедрения ЭВМ, юридическая служба, группа документоведения и обеспечения войск (сил) финансовыми документами.

В результате преобразований структура финансово-экономических органов в центральном аппарате Минобороны России стала включать: Департамент финансового планирования, Департамент социальных гарантий, Департамент финансирования, учета и отчетности. С этого периода, в связи с упразднением вспомогательных подразделений, персонал департаментов стал сам на себя оформлять представления о присвоении очередных воинских званий, классных чинов, проекты приказов об увольнении с военной службы и убытии в отпуск, всевозможные справки, а также доставлять эти документы по назначению.

С назначением в середине 2009 года на должность заместителя Министра обороны по финансово-экономической работе вместо Куделиной Л.К. (впоследствии работала советником Министра обороны) Чистовой В.Е. реформирование финансово-экономических органов центрального аппарата Минобороны России было продолжено. Делалось это несмотря на то, что ранее сформированные структуры из-за непродолжительного времени работы, кадровых и других проблем должным образом еще не смогли включиться в работу и обеспечить качественное решение задач по финансовому обеспечению Вооруженных Сил.

В первой половине 2010 года сформирована четвертая структура: Департамент учета и отчетности. Департамент финансирования, учета и отчетности преобразован в Департамент финансового обеспечения с передачей ряда функций и численности персонала вновь сформированному Департаменту учета и отчетности. Другие департаменты организационно-штатные мероприятия на данном этапе затронули незначительно.

В таком составе департаменты просуществовали до второй половины 2011 года, затем вновь начались изменения. В соответствии с директивой Министра обороны вместо четырех в 2012 году (без уменьшения численности) образованы два департамента: Департамент финансового планирования и Департамент финансового обеспечения. Новизна и основной смысл данного преобразования состояли в том, что впервые в составе департаментов упразднялись управления, оставались только отделы, по численности персонала соизмеримые с управлениями, а руководители департаментов стали именоваться директорами, по аналогии с Минфином России и другими гражданскими министерствами. При этом близкие к руководству Министерства обороны люди от этих организационно-штатных мероприятий не пострадали - заработная плата им сохранена по прежним более высоким должностям, да и достойная премия им всегда была гарантирована, независимо от достижений в работе.

В 2010 году произошли изменения в руководстве департаментами со стороны заместителей Министра обороны. После перехода Чистовой В.Е. на работу в правительство Москвы должность заместителя Министра обороны по финансово-экономической работе значительное время не замещалась (из-за разных подходов к кандидатуре на эту должность со стороны Минфина и Минобороны), затем была упразднена. Курировали департаменты финансово-экономического блока начальник аппарата Министра обороны (впоследствии заместитель Министра обороны) Мокрецов М.П., а после его увольнения по инициативе руководства Минобороны России в 2011 году - заместители Министра обороны Шевцова Т.В., Чушкин ДА.

Понять, зачем были нужны столь частые, непоследовательные и противоречивые изменения в финансово-экономических структурах центрального аппарата Минобороны России, трудно. Видимо, из-за желания быстрее разрушить старое, не заботясь о последствиях. Очевидно одно: повышению эффективности и качества работы чехарда с реформами не способствовала, о чем свидетельствует удручающее ее состояние практически по всем направлениях.

Организационно - штатные преобразования в финансово-экономических органах сопровождались жесткими подходами к ликвидации офицерских должностей и ограничению приема увольняемых с военной службы финансово-экономической специальности на должности в департаменты в качестве государственных гражданских служащих. Фактически официальный запрет руководства Министерства обороны принимать на государственную гражданскую службу увольняемых по организационно-штатным мероприятиям , вынуждая их таким образом выбирать другие основания увольнения, противоречил Конституции РФ и демократическим ценностям Российской Федерации. Таких волюнтаристских решений не было даже при массовом сокращении Вооруженных сил при Хрущеве Н.С. в конце 50-х и начале 60-х годов, а также при ликвидации партийно - политических органов в армии и на флоте в начале 90-х прошлого века.

С 2008 по 2011 год все офицерские должности финансово-экономической службы в центральном аппарате Министерства обороны заменены на должности государственной гражданской службы, уволены подготовленные (за счет государства), молодые и энергичные офицеры, способные проходить военную службу не один десяток лет. Многим из них пришлось заново устраиваться в жизни, за счет этих улучшили свое кадровое обеспечение практически все другие силовые структуры, некоторые гражданские ведомства и правительство Москвы.

В департаменты финансово-экономического блока стали приходить случайные люди, не готовые решать задачи в соответствии с занимаемыми должностями, требовавшие длительной подготовки и переподготовки. Некоторые из них, объективно оценивая свою и требуемую подготовку, не находили свое место в коллективах и увольнялись.

Основную нагрузку по решению задач финансового обеспечения Вооруженных Сил, как и прежде, несли офицеры, находящиеся в запасе (отставке), и гражданские лица - бывшие военнослужащие и сотрудники Главного финансово-экономического управления Министерства обороны, других финансово-экономических органов, упраздненных в процессе реформ. Но этих, преданных своему делу людей, с каждым месяцем оставалось в Министерстве обороны все меньше. Что будет дальше - большой вопрос, поскольку подготовка специалистов финансово-экономического профиля в Вооруженных Силах свернута. Видимо, в ближайшее время наступит настоящий кадровый голод. Уже сейчас почти ежедневно соответствующие структуры Минобороны через телеканалы «Звезда», «Россия - 1» размещают объявления о наборе специалистов финансово-экономического профиля со знанием терминологии, наряду с юристами, инженерами, сметчиками, техническими и другими работниками, офицерские должности которых упразднены в процессе реформ.

Таким образом, неоднократное изменение состава и структуры центральных финансово-экономических органов Вооруженных Сил свидетельствует о неподготовленности и непродуманности реформ, их затратности и кадровой расточительности. Реформы не привели к улучшению управления финансовым обеспечением Вооруженных Сил и повышению качества экономической и финансовой деятельности, осложнили положение с медицинским, материальным, техническим, социальным и другими видами обеспечения личного состава войск (сил).