Односоставные и двусоставные предложения. Простое предложение

Главным отличием двусоставного предложения от односоставного является наличие подлежащего и сказуемого. То есть в нем имеются оба главных члена.

Сегодня Роман не выполнил домашнее задание.

Наступила осень.

Отогревшись, божья коровка выползла на камень.

Односоставные предложения

Имеют лишь один из главных членов предложения. Они имеют законченную мысль и понятны вне текста.

Берег озера.

Вечерело.

Зимой поеду в горы.

Виды односоставных предложений схема и таблица с примерами

Односоставные предложения делятся на две группы в зависимости от того, какой из главных членов присутствует. Если это подлежащее, то оно будет назывным, если сказуемое, то тогда может быть одним из 4-х видов: определённо-личное, неопределённо-личное, безличное и обобщённо-личное (последний вид выделяется не всеми лингвистами, иногда говорят о значении обобщённости у определённо-личных и неопределённо-личных предложений).

Итак, есть пять видов:

  • , их еще называют номинативными;
  • обобщенно-личные;

В нашей общей таблице мы объединим все виды.


В речи односоставные и двусоставные предложения вступают в синонимические отношения: мы можем передать одну и ту же мысль разными синтаксическими конструкциями, то есть синтаксическими синонимами.

Например:

Наступил вечер. (Двусоставное).

Вечер. (Односоставное назывное).

Вечереет. (Односоставное безличное).

Односоставные предложения видео

Конспект урока 8 класс

Примечание:

Конспект составлен по учебнику Л. М. Рыбченковой.

Предложения двусоставные и односоставные (разных видов) как синтаксические синонимы.

Цели урока:

  • обобщение изученного материала по односоставным предложениям;
  • отработка умения определять виды односоставных предложений, употреблять в речи двусоставные и односоставные, разных видов в качестве синонимичных конструкций;
  • развитие умения работы в парах.

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний.

  1. Проверка домашнего задания.

    Ученик у доски заполняет таблицу «Виды односоставных предложений», приводит примеры.

    В это время – проверка письменного домашнего задания: выборочно несколько работ проверяет учитель; один ученик читает вслух, все проверяют.

    Ответ учащегося по таблице (класс участвует: приводят примеры из домашнего задания, придумывают свои).

    Создание проблемной ситуации:

    Для чего используются в речи односоставные предложения?

    Можно ли заменять двусоставные односоставными (и наоборот)? Будет ли при этом меняться значение?

    Это – тема нашего сегодняшнего урока.

    (Объявление темы, обратить внимание на организацию работы на уроке: работа в парах).

  2. Задания (распечатаны по количеству пар):






    (Нажмите на плюсик, чтобы прочитать текст.)

    Ответы по карточкам:

    Вариант 1: Мне хочется научиться кататься на коньках. Пете вчера нездоровилось. Детям не хочется возвращаться домой из лагеря.

    Вариант 2: В лагере из-за угрозы эпидемии запрещено навещать детей. Было приказано объявить карантин. Рекомендовано всем пользоваться марлевыми повязками.

    Вариант 3: Снег укрыл озимые.- Снегом укрыли озимые. – Снегом укрыло озимые. Песок потушил огонь. – Песком потушили огонь. – Песком потушило огонь. Взрыв уничтожил здание.- Взрывом уничтожили здание. – Взрывом уничтожило здание.

    Вариант 4: В окно дует. В трубе воет. Где-то грохочет.

    Вариант 5: Тебе весело. Тебе видно надпись? Можно мне позвонить?

    Вариант 6: Вам меня не убедить. Тебе на собрании выступать первым. Нам бы побеседовать с тобой перед уроком.

    На выполнение заданий отводится 3-5 минут. 4-е и 5-е задания можно дать более слабым ученикам, 3-е – сильным. При проверке один ученик из пары записывает один пример на доске, второй – читает все предложения, отвечает на вопрос об их значениях. Класс записывает пример с доски.

    Учащиеся делают вывод: в языке существуют синонимические конструкции – односоставные и двусоставные предложения, они имеют различия в оттенках значений, и это надо учитывать.

    «Конструктор»: из двух простых предложений строим одно сложное (продолжение работы в парах).

    Два ученика выходят к доске и записывают по одному предложению, которые диктует учитель. Подчеркивают главные члены, определяют вид (двусоставное или односоставное, если односоставное, то какое именно). Строим сложное: один ученик записывает (и с ним весь класс), объясняя встретившиеся орфограммы, второй строит схему и записывает его характеристику.

    Середина января. – односоставное, назывное. Все предложение является подлежащим.

    На полях почти нет снега. – односоставное, безличное. Сказуемое состоит из двух слов: нет снега.
    Середина января, а на полях почти нет снега. , а .
    Сложное, состоит из двух простых, 1-е – односоставное, назывное, 2-е – односоставное, безличное.

    Вот новое здание детского сада. Рядом с ним строят стадион.

    Луну закрыло огромным лохматым облаком. Начался проливной дождь.

    Утром поедешь в город. Обязательно купи сборник сканвордов.

    Поздняя осень. Вечереет и тянет прохладой.

    Подводим учащихся к разрешению проблемной ситуации, к выводу: какую роль играют односоставные предложения в речи, для чего они используются?

    (Создают разнообразие форм выражения мысли; нет повторения сходных конструкций; речь становится яркой и выразительной ).

  3. Наблюдения над приемами создания выразительности в художественном тексте (отрывки предварительно записаны на закрытой части доски).

    Подуло холодком

    От подступившей тучи.

    И чернотой ее

    В природе все затмилось.

    Вдруг молнии копье,

    Блеснув, переломилось.

    За рекой осыпается лес.

    Пожелтело за лесом болотце.

    И в осенней лазури небес

    Журавлиная ниточка вьется.

    Посмотри и послушай, мой друг,

    Как кричат эти мудрые птицы,

    Улетая на солнечный юг,

    Чтоб на север потом возвратиться.

    О чем эти стихи? Какой художественный прием в них используется? (Метафора). Какие предложения используются? (Односоставные и двусоставные, в первом отрывке – безличное, во втором – безличное как часть сложного ).

    Вывод по уроку:

    использование односоставных предложений делает речь ярче и выразительнее, помогает избежать повторений, поэтому мы находим их в художественных текстах; при использовании синонимичных предложений нужно быть внимательными, так как меняются оттенки значений.

  4. Итоги урока, оценивание, рефлексия.

    Домашнее задание: упр. 141 (подготовка к уроку развития речи). Прочитайте текст. Почему он так называется? Выполните задания:

По наличию главных членов простые предложения делятся на двусоставные и односоставные.

Двусоставными называются , в грамматической основе которых имеются оба главных члена - подлежащее и сказуемое. В лесу держался запах прелой травы.

Односоставными называются простые предложения, у которых грамматическая основа состоит из одного главного члена - подлежащего (назывные) или сказуемого (глагольные). Летний полдень .

Трудность в определении грамматической основы представляют — предложения, в которых может быть не назван какой-либо член, который ясен из ближайшего текста. При этом неполные предложения могут быть как двусоставными, так и односоставными.
1) Финишировали велогонщики. Распрямили усталые спины. Во втором предложении не названо подлежащее велогонщики , ясное из предыдущего предложения. Второе предложение является неполным двусоставным.
2) В воскресенье утром иду на стадион. Вечером — на концерт . Во втором предложении не назван главный член односоставного предложения иду . Это неполное односоставное (определённо-личное) предложение.

Неполными предложения могут быть только по составу членов предложения, но не по смыслу. Пропущенные члены предложения легко восстанавливаются благодаря предыдущим предложениям (контексту) или соответствующей внеязыковой ситуации.

Назывные предложения

Назывные предложения - это односоставные простые предложения с главным членом - подлежащим. В назывных предложениях сообщается о каком-либо предмете, явлении и утверждается, что этот предмет или это явление есть в настоящем. Скорый поезд . Он гремит лесами, стелет дым на жёлтое жнивьё.

Назывные предложения произносятся с интонацией сообщения. Назывные предложения чаще всего употребляются в публицистическом и художественном стилях.

Глагольные односоставные простые предложения

В глагольных односоставных простых предложениях главный член - сказуемое. Глагольные односоставные предложения делятся на определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные и безличные.

1. Определённо-личные предложения

Определённо-личными называются односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица. Плывём пустынной Ладогой под яркой аркой-радугой.

В определённо-личных предложениях сказуемое не может быть выражено глаголом в прошедшем времени и в форме 3-го лица единственного числа: 3-е лицо не является определённым, а прошедшее время вообще не указывает на лицо. Определённо-личные предложения по смыслу синонимичны двусоставным предложениям и нередко используются для того, чтобы избежать повторения одного и того же слова.

2. Неопределённо-личные предложения

В неопределённо-личных предложениях сказуемое выражается глаголами 3-го лица множественного числа настоящего или будущего времени либо множественного числа прошедшего времени. Скоро объявят о результатах выборов.

3. Обобщённо-личные предложения

Обобщённо-личные предложения - это односоставные предложения, в которых глагол-сказуемое называет действие, относящееся к любому лицу. Группа обобщённо-личных предложений выделяется по смыслу. Грамматически обобщённое значение передаётся обычно глаголом в форме 2-го лица единственного числа. Обобщённо-личные предложения типичны для пословиц и афористичных высказываний. Учи других - и сам научишься .

Обобщённое значение может иметь и форма 3-го лица множественного числа. Спустя лето по малину не ходят .

Определённо-личные и неопределённо-личные предложения приобретают обобщённое значение (т. е. переходят в разряд обобщённо-личных ), если называют действие, которое может быть отнесено ко всем и к каждому в отдельности . Добро поощряй, а зло порицай .

4. Безличные предложения

Безличные предложения - это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Пахнет черёмухой, медовой кашкой и ландышем.

Предложения – это достаточно сложная единица языка, особенно потому, что существует немало ее разновидностей, которые отличаются по разным признакам. Так, односоставные и двусоставные предложения противопоставляются по количеству членов, которые входят в основу. Ученик 8 класса должен внимательно изучить данную тему и хорошо в ней разобраться.

Чем отличаются односоставные и двусоставные предложения

В двусоставном предложении классическая грамматическая основа, состоящая их подлежащего и сказуемого, а в односоставном есть только один из главных членов.

При этом между односоставными и неполными предложениями нельзя поставить знак равенства, поскольку второй член не пропущен, смысл синтаксической единицы ясен и без него. Таким образом односоставные предложения являются полными по своей структуре.

Типы односоставных предложений

В зависимости от того, чем выражается главный член, односоставные предложения разделяются на разные типы. Так, если главным членом является сказуемое, они могут быть определенно- и неопределенно личными. Отличаются эти типы синтаксических единиц тем, что в определенно-личном предложении сказуемое стоит в первом или во втором лице, а в неопределенно-личном – не только в третьем лице, но и во множественном числе.

Есть также безличные предложения , в которых сказуемое стоит в безличное форме, может быть составным, когда основной частью является наречие, или выражаться словом “нет” в сочетании с отрицательными частицами не и ни.

Еще один тип односоставного предложения, у которого главным членом является сказуемое, – обобщенно-личное , в котором действие относится ко всякому лицу. А самой простой формой глагольного предложения является такое, в котором в роли сказуемого выступает инфинитив.

Предложения, у которых единственным главным членом является подлежащее, называются номинативными и не делятся ни на какие типы. Обычно они состоят из единственного слова и не имеют распространяющих конструкций. В редких случаях к ним присоединяется определение, но никогда – дополнение и обстоятельство, так как эти члены предложения относятся к сказуемому.

Многие лингвисты считают, что односоставных предложений с главным членом-подлежащим не существует, по их мнению номинативные предложения двусоставны, просто в них опущен глагол-связка.

Что мы узнали?

По количеству главных членов, входящих в основу, все предложения в русском языке делятся на двусоставные и односоставные. А разница между односоставным и двусоставным предложением заключается в том, что в двусоставном есть и подлежащее, и сказуемое, а в односоставном – только какой-то один, или подлежащее, или сказуемое. Если в односоставном предложении есть только подлежащее, то оно называется номинативным, а предложения только со сказуемым делится на разные типы в зависимости от того, чем это сказуемое выражено. В любом случае односоставное предложение нельзя считать неполным.

Предложение считается двусоставным, если его предикативное ядро представлено двумя позициями — подлежащего и сказуемого, и односоставным, если структура предложения предполагает лишь одну позицию главного члена.

Односоставные предложения - это предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена предложения.

Двусоставные предложения - это тип простого предложения, грамматическая основа которого состоит из сочетания подлежащего и сказуемого.

Односоставные предложения

Односоставные предложения — предложения, в которых есть один главный член предложения: только сказуемое или только подлежащее: Тишина. Светает. На улице никого нет. В односоставном предложении только один главный член, он может являться как подлежащим, так и сказуемым. Это главный член предложения. Лес. Утро. Они отвечают на вопросы существительных.

Отличительная особенность глагольных односоставных предложений — бессубъектность: в них не представлен субъект действия, поэтому действие рассматривается как независимое. Такое односоставное предложение включает в себя спрягаемую форму глагола в качестве вспомогательного глагола или глагола-связки, или является только таким глаголом: Идешь домой?; За окном поют; Его не проведешь; Ему было весело; Здесь не пройти. Глагольные односоставные предложения подразделяются на:

  • определенно-личные ;

    Определенно-личное предложение — односоставное предложение с главным членом — сказуемым, выраженным глаголом в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения или глаголом в форме повелительного наклонения. Сказуемое обозначает действие говорящего или его собеседника.

    Если в предложение можно подставить местоимения я , ты , мы , вы и смысл от этого не изменится, то это определенно-личное предложение.

    Люблю вкусно поесть. В этом предложении сказуемое выражено глаголом в форме 1-го лица. Можно дополнить предложение местоимением я .

    Уважайте котов! В этом предложение сказуемое выражено глаголом в форме повелительного наклонения.

    Давай поедем в Гондурас! В этом предложении сказуемое также выражено глаголом в форме повелительного наклонения.

  • неопределенно-личные ;

    Неопределенно-личное предложение — это односоставное предложение с главным членом — сказуемым, которое обозначает действие или состояние неопределенного лица. Сказуемое в таких предложениях выражено глаголом в форме 3 лица мн. числа в настоящем или будущем времени или в форме мн. числа в прошедшем времени.

    Тебе будут платить стипендию.

    По улицам слона водили.

  • обобщенно-личные ;

    Обобщенно-личное предложение — это односоставное предложение с главным членом — сказуемым, действие которого потенциально относится к любому лицу.

    По форме такие предложения похожи на определенно-личные или неопределенно-личные.

    Слезами горю не поможешь. Это предложение по форме является определенно-личным.

    Дареному коню в зубы не смотрят. Это предложение по форме является неопределенно-личным.

    Не все лингвисты выделяют обобщенно-личные предложения в отдельную категорию. В ЕГЭ такие предложения не встречаются.

  • безличные .

    Безличное предложение — это односоставное предложение с главным членом — сказуемым, называющим такое действие или состояние, которое представлено без участия субъекта действия (подлежащего). В таком предложении нет и не может быть подлежащего.

    Сказуемое в таких предложениях может быть выражено:

    а) предикативным наречием или сочетанием предикативного наречия (нельзя , можно , нужно и др.) и неопределенной формы глагола

    На ноль делить нельзя.

    Коту скучно сидеть взаперти.

    В комнате холодно.

    б) безличным глаголом в форме 3 лица ед. числа в настоящем или будущем времени или в форме среднего рода ед. числа в прошедшем времени (или сочетанием такого глагола и неопределенной формы глагола)

    Очень хочется шоколада.

    Хотелось уехать далеко-далеко.

    в) личным глаголом в безличном значении (например, при обозначении природного явления или изменения времени суток) в форме 3 лица ед. числа в настоящем или будущем времени или в форме среднего рода ед. числа в прошедшем времени

    После отмены перехода на зимнее время зимой темнеет совсем рано.

    г) неопределенной формой глагола

    Всем встать!

    д) словом нет.

    Нет правды на земле. (А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери») В этом предложении сказуемое — слово нет .

Субстантивное односоставное предложение

Главный член выражен формой существительного . Субстантивные предложения являются не просто безглагольными, в них действие даже не предполагается. В зависимости от смысла субстантивные предложения разделяют на:

  • номинативные;
  • генитивные;
  • назывные .

Номинативные предложения утверждают бытие предмета в настоящем времени: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (Блок А. А.).
Генитивные предложения, кроме бытийности и настоящего времени, имеют значение избыточности, усиленное эмоциональной окраской. Генитивные предложения могут быть распространенными: Злато, злато, сколько через тебя зла-то! (Островский А. Н.).

Двусоставные предложения

Двусоставные предложения — это один из типов простого предложения. Грамматическая основа которого состоит из сочетания подлежащего и сказуемого. В основной разновидности двусоставных предложений входят согласование подлежащего и сказуемого в числе, роде и лице.

Двусоставное просто предложение состоит из подлежащего и сказуемого.

Начнём с подлежащего:

  • Подлежащее — главный член двусоставного предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы кто? что?

Сказуемое:

  • Сказуемое — это главный член двусоставного предложения, который характеризует подлежащее и грамматически зависимый только от него.

Сказуемое обозначает действие, признак, состояние предмета речи и отвечает на вопросы что делает предмет? каков предмет? что такое предмет.

Различают глагольное и именное сказуемое.

Глагольное сказуемое отвечает на вопрос что делает предмет?, а именное- что такое предмет? каков он? По структуре глагольное сказуемое бывает простым (один глагольный компонент) и составным (инфинитив в сочетании с вспомогательным глаголом); именное — составным (имя в сочетании с глагольной связкой или без неё).

Сказуемое является простым глагольным, если в его состав входят:

  • частицы;
  • сочетания одного и того же глагола в инфинитив и спрягаемой форме с частицей не;
  • сочетания двух однокоренных глаголов с частицей не при выражении значения невозможности;
  • повторяющиеся сказуемые чтобы обозначить длительное действие;
  • повторяющиеся спрягаемые формы: с частицей так;
  • сочетания двух разных глаголов в одинаковой спрягаемой форме.

Составное глагольное сказуемое образуется аналитически — из вспомогательного глагола, который выражает грамматическое значение сказуемого, и инфинитива.

Составное именное сказуемое — это сказуемое, в котором есть глагол-связка, выражающий грамматическое значение сказуемого, и именной части.

Следует различать односоставные предложения и двусоставные неполные.

Неполное предложение — это предложение, в котором опущен один из членов предложения (главный или второстепенный).

Такие предложения часто встречаются в разговорной речи.

Что тебе подарить?
— Щенка.

Второе предложение в этом диалоге является неполным. Его значение понятно из контекста. В этом предложении пропущено сказуемое подари и дополнение мне . Полное предложение звучало бы так: «Подари мне щенка».

Если в двусоставном предложении пропущено подлежащее или сказуемое, то такое двусоставное неполное предложение можно перепутать с односоставным.

Признаки неполного предложения

  • Ощущается пропуск слова. При этом пропущенное слово можно восстановить из предыдущих предложений или из ситуации речи.

О пропуске члена предложения может свидетельствовать тире. Рассмотрим предложение «Мама хочет пойти на балет, а папа — на футбол ». Во второй части этого предложения пропущено сказуемое хочет пойти . Однако предложение с тире может быть и полным. Например, предложение «Васька — кот » полное.

  • В предложении есть второстепенные члены, которые могут относиться только к пропущенному члену предложения.

— Ты куда?
— Я в магазин.

Во втором предложении обстоятельство (в ) магазин может относиться только к пропущенному сказуемому иду или пойду

  • В предложении нет подлежащего, а сказуемое выражено глаголом в форме 3 лица ед. числа в настоящем или будущем времени или в форме ед. числа в прошедшем времени. Исключение составляют безличные глаголы(например, полагается, запрещается, светает) и личные глаголы в безличном значении (например, темнеет ).

Новичок оказался хорошим боксером. Пришел и сразу всех победил. он . Это двусоставное неполное предложение.

Соседский кот целый день спит. Иногда просыпается и просит есть. Во втором предложении пропущено подлежащее он . Это двусоставное неполное предложение.

Иногда только из контекста можно понять, является ли предложение односоставным или двусоставным неполным. Рассмотрим предложение «Играют на пианино », употребленное в разных ситуациях.

— Что это за музыка?
— Играют на пианино
.
Второе предложение односоставное неопределенно-личное, так как лицо, совершающее действие, не определено.

— Чем занимаются ваши дети?
— Играют на пианино.

Второе предложение двусоставное неполное, так как речь идет о детях одного из собеседников.

Предложение со сказуемым, выраженным глаголом в форме множ. числа в прошедшем времени, тоже может быть односоставным неопределенно-личным или двусоставным неполным в зависимости от контекста.

В нашей квартире темно, потому что напротив построили дом.
Вторая часть этого сложного предложения — односоставное неопределенно-личное, так как лицо, совершающее действие, не определено.

— Что вы сделали за прошлый год?
— Построили дом
.
Из контекста понятно, что дом построил говорящий (и, вероятно, его семья), поэтому это предложение не может быть неопределенно-личным. Это двусоставное неполное предложение.

Люблю тебя, Петра творенье! (А.С. Пушкин «Медный всадник»)

При высказывании построение предложений играет далеко немаловажную роль. Это определяет не только компетентность говорящего, но и общую понятность того, что он хочет донести.

Предельное внимание стоит уделить построению художественных предложений.

Они активно используются в журнальных и газетных статьях, звучат в новостях и театральных постановках.

Собранное художественное предложение способно пробудить чувственность и интерес слушателя, либо ввести его в замешательство.

Двусоставное предложение

В стандартном варианте сказание должно в себе вмещать оба главных члена речи: прилагательное и сказуемое. Вы четко указываете, о чем или о ком идет речь и точно говорите о действии указанного лица.

Тогда выражение звучит полно, легко воспринимается тем, к кому оно идет. Такое предложение является двусоставным, ведь в нем выступают два состава – прилагательное и сказуемое. Разберем такого рода фразы на примерах.

  • Вечер коснулся города. (Предложение простое. Четко просматриваются оба состава).
  • Непринужденные прежде глаза Марии Ивановны отображали свет потускневшей лампы, а в голосе внезапно возникла дрожь. (Это сложное предложение, которое вмещает в себе 2 простых. Между ними сочинительный союз «а»).
  • Я посмотрела в аквариум: черепаха живо шевелила лапками. (Сложное бессоюзное предложение. Обе его части являются двусоставными).
  • Оливер уже несколько часов заглядывал в окно лавки, в которой трудился его товарищ. (Сложноподчинительное предложение, где четко просматриваются основная часть: «Оливер уже несколько часов заглядывал в окно лавки» и придаточная: «в которой трудился…». Обе части двусоставные).

Односоставное предложение

С односоставными фразами несколько сложнее. Они относятся больше к свободным, поэтическим сказаниям, нежели научным. Содержат такого рода предложения один состав : либо сказуемое, либо подлежащее. Рассмотрим специфику на нескольких примерах.

  • Весной соберу цветы. Прогуляюсь. Увижу завораживающие ночи.
  • Сметают пурпурную листву.

Односоставные сказания являются не целыми, однако понятными без контекста. При изучении они даются школьникам более тяжело, ведь имеют собственную классификацию. Виды односоставного выражения такие:

  • обобщенно-личное;
  • неопределенно-личное;
  • безличное;
  • номинативное или назывное;
  • определенно-личное.

Обобщенно-личное

В таком выражении выступает главным образом глагол. Кто выполняет роль субъекта неясно. Это проясняется из контекста. Также обобщенно-личное предложение нередко используется для построения пословиц и других народных сказаний.

  • Что посеешь, то и пожнешь.
  • Мечтают о будущем – забываю о былом.

Сказуемое задействуется во втором лице. Допускается как единственное, так и множественное число. Когда говорят о будущих событиях, задействуют глагол третьего числа во множественном числе.

Неопределенно-личное

Главным членом здесь также выступает сказуемое, а подлежащее остается неизвестным . Глагол стоит в третьем лице в множественном или единственном числе. Допускается как настоящее так, и будущее время. Наклонение может быть повелительное, либо изъявительное.

  • Во дворе играли со щенком.
  • Разрешили бы ей подумать о завтрашнем дне.
  • Пели песни до самого вечера.

Чтобы отличать неопределенно-личное от обобщенного важно понять один смысловой нюанс. В обобщенно-личных предложениях речь идет сразу обо всех . Кто именно задействован не важно – фраза является универсальной.

Допустим, пословица: «Что посеешь, то и пожнешь» не направлена на конкретное лицо, применять ее реально к любому человеку. В определенно-личных изречениях субъект также не упоминается, но затрагивает фраза конкретную группу людей.

Безличное

В отличие от вышеуказанных разновидностей, безличная фраза характеризуется полным отсутствием даже намека о лице. В подавляющем большинстве предложение короткое, может состоять из одного слова.

  • Похолодало.
  • Скоро светает.
  • В ночном саду затихло.
  • Каждое утро становилось прохладно.
  • Отправиться бы в Америку.
  • Замолчи!
  • Вспомнить бы.

Номинативное

Узнать данную разновидность односоставного предложения несколько проще других. Состав здесь выражается как количественно-именное сочетание , либо именное существительное. В такого рода предложениях обозначается только наличие сущности и ничего не говорится о действии.

  • Вот знак пешеходного перехода.
  • Там за углом аптека.
  • За окном солнце.
  • Скоро дождь.

Определенно-личное

Главным образом здесь выступает сказуемое . Отличить его также не сложно, ведь глагол проявляется в первом или втором лице во всех временах, за исключением прошедшего. Применяют как единственное, так и множественное число.

  • Попробуй себя проявить.
  • Не грустите более.