Название генеральные штаты во франции получил орган. Созыв Генеральных штатов во Франции (1789 год). Особенности Генеральных штатов

Возникновение Генеральных штатов было связано с ростом городов, обострением социальных противоречий и классовой борьбы, что вызывало необходимость укрепления феодального государства.

Предшественниками Генеральных штатов были расширенные заседания королевского совета (с привлечением городских верхов), а также провинциальные ассамблеи сословий (положившие начало провинциальным штатам). Первые Генеральные штаты были созваны в 1302 году , в период конфликта Филиппа IV с папой Бонифацием VIII .

Генеральные штаты являлись совещательным органом, созываемым по инициативе королевской власти в критические моменты для оказания помощи правительству. Основной их функцией было квотирование налогов. Каждое сословие - дворянство, духовенство, третье сословие - заседало в Генеральных штатах отдельно от других и имело по одному голосу (независимо от числа представителей). Третье сословие было представлено верхушкой горожан.

Значение Генеральных штатов возросло во время Столетней войны - , когда королевская власть особенно нуждалась в деньгах. В период народных восстаний XIV века (Парижское восстание - , Жакерия ) Генеральные штаты претендовали на активное участие в управлении страной (подобные требования выразили Генеральные штаты 1357 года в «Великом мартовском ордонансе»). Однако отсутствие единства между городами и их непримиримая вражда с дворянством делали бесплодными попытки французскими Генеральными штатами добиться прав, которые сумел завоевать английский парламент.

В конце XIV века Генеральные штаты созывались всё реже и часто заменялись собраниями нотаблей. С конца XV века институт Генеральных штатов пришёл в упадок в связи с начавшимся развитием абсолютизма, в течение -1560 годов они вообще не созывались (известное оживление их деятельности наблюдалось в период Религиозных войн - Генеральные штаты созывались в , , , и 1593 годах).

См. также

Литература

  • Хачатурян Н.А. Возникновение Генеральных Штатов во Франции. - М ., 1976.

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Генеральные штаты (Франция)" в других словарях:

    ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ШТАТЫ 1789 (франц. Etats Generaux), высшее сословно представительское законосовещательное учреждение Франции, заседания которых стали началом Великой Французской революции (см. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ). Предпосылки созыва… … Энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Генеральные штаты. Здание Генеральных штатов в Гааге (Бинненхоф) Генеральные штаты … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Провинциальные штаты. Провинциальные штаты (фр. États provinciaux) во Франции сословно представительные учреждения провинций старой Франции; представляли собой в миниатюре то же, чем по … Википедия

    - (Французская республика), государство в Западной Европе, на западе и севере омывается Атлантическим океаном (Бискайским заливом и проливом Ла Манш), на юге Средиземным морем (Лионским заливом и Лигурийским морем). Площадь 551 тыс. км2. Население… … Современная энциклопедия

    Французская республика (Republique Francaise), государство в Зап. Европе, на западе и севере омывается водами Атлантического ок. и пролива Ла Манш, на юге Средиземным м. 551 тыс. км². население 57,8 млн. человек (1993), в т. ч. 93% французы.… … Большой Энциклопедический словарь

    I (France, Frankreich). Расположение, границы, пространство. С севера Ф. омывает Немецкое море и Ла Манш, с запада Атлантический океан, с юго востока Средиземное море; на северо востоке она граничит с Бельгией, Люксембургом и Германией, на… …

    - (France, Frankreich). Расположение, границы, пространство. С севера Ф. омывает Немецкое море и Ла Манш, с запада Атлантический океан, с юго востока Средиземное море; на северо востоке она граничит с Бельгией, Люксембургом и Германией, на востоке… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (France) Французская Республика (République Française). I. Общие сведения Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… … Большая советская энциклопедия

    Франция во время столетней войны. Столетняя война. Жакерия - Несмотря на то, что экономическая жизнь Франции в XIV XV вв. неоднократно и тяжко нарушалась событиями Столетней войны, в целом этот период характеризовался значительным развитием производительных сил в области сельского хозяйства и городского… … Всемирная история. Энциклопедия

    Франция - (France) Французская Республика, физико географическая характеристика Франции, история Французской республики Символика Франции, государственно политическое устройство Франции, вооружённые силы и полиция Франции, деятельность Франции в НАТО,… … Энциклопедия инвестора

Генеральные штаты на французских территориях имели управленческую и административную функцию. Совещательный орган помогал действующему королю принимать решение в той или иной ситуации. Этот государственный совет в истории Франции не раз сыграл важную и решающую роль.

История генеральных штатов

Существовали Генеральные штаты с 1302 по 1789 год. Необходимость в создании подобного управленческого инструмента возникла из-за роста городов и территорий Франции.

Первый созыв Генеральных штатов во Франции был в 1302 году

До формирования Генеральных штатов их работу выполнял королевский совет. Толчком к созыву штатов стал серьезный конфликт Филиппа Красивого с Папой Римским.

Штаты делились по сословному принципу на первое, второе и третье сословие. Главной темой, обсуждаемой на заседаниях данного органа, становились налоги.

В период именно Генеральные штаты обеспечивали королю и войскам денежную поддержку. Позднее члены штатов хотели добиться реальной власти, и выдвигали монархам условия, которые, впрочем, удовлетворены не были.

Несмотря на то, что Генеральным штатам не удалось получить статус парламента, в период Столетней войны их влияние достигло своего апогея .

В 14 веке у этого совещательного органа возник государственный конкурент – нотабли. Членам штатов все труднее было конкурировать с личным королевским советом (нотабли), поэтому они созывались все реже. В 15 веке у Генеральных штатов было всего несколько заседаний.

В 1789 году из-за того, что третье собрание этого органа объявило себя Национальным собранием, Генеральные штаты перестали существовать.

История штатов в 20 веке

После официального прекращения полномочий данного совещательного органа прошло много времени, но его не забыли, и стали называть таким наименованием другие организации. Например, Генеральные штаты 1963 года выступали за разоружение страны.

Причины роспуска штатов

Короли, правившие в период работы такого государственного органа, прекрасно понимали, что члены подобного совета рано или поздно захотят ограничить их власть по максимуму. Поэтому в период французской монархии штаты не имели успеха.

Зато этот правительственный совет успешно решал проблемы Франции в кризисы и войны. Его собирали довольно редко, но польза от работы совета была довольно ощутимой.

Первое сословие штатов всегда состояло из знатных людей, которые могли бы сместить королевскую власть с ее позиций. У них были деньги и связи, поэтому допускать их к власти официально было так опасно.

Третье сословие, состоящее из богатых горожан, также легко могло поднять восстание. Позднее монархи отказались от услуг Генеральных штатов, но Франция все равно находилась на пути к республике, поэтому такая мера не возымела большого успеха, и монархия на французских территориях сменилась республиканским строем. Хотя, даже сегодня, работу Генеральных штатов, нынешние исследователи считают эффективной и успешной во всех сферах.

Каждый монарх решал проблемы государства разными путями, кто-то занимал деньги, а вот короли Франции обращались к специальному органу власти — высшему собранию. Какова история возникновения генеральных штатов, что это такое, и почему первый созыв Генеральных штатов во Франции 1789 года завершился революцией.

Существует распространенное мнение, что монархия управляется лишь королем, однако нужно заметить, что это не так. В любой монархии чаще всего наравне с верховным правителем действовал высший орган власти – парламент или совет.

Во Франции также существовали Генеральные штаты или высшее сословно-представительское учреждение.

Создание Генеральных штатов во Франции было связано, в первую очередь, с активным разрастанием населенных пунктов и попутным резким обострением негативных настроений в обществе.

Разрасталась борьба между классами, и королю требовался такой орган власти, который бы помог укрепить феодальное государство. Ранее с этой целью использовались расширенные заседания совета, на которых собирались городские представители власти, и провинциальные ассамблеи.

Дата первого созыва считается днем основания Генеральных штатов — 1302 год. Обстоятельства сложились таким образом, что Филипп IV Красивый выступил против Бонифация VIII.

После этого было несколько созывов по следующим поводам:

  1. Столетняя война и острая нужда двора в финансах.
  2. Парижское восстание с требованием ограничить власть монарха («Великий мартовский ордонанс» — указ), закончившееся провалом.
  3. Период войн и религиозных разногласий.
  4. Первый и последний созыв перед революцией.

Людовик XVI созывал собрание в последний раз 5 мая 1789 года в надежде решить острый социально-экономический кризис в стране после долгих попыток самостоятельно его урегулировать. Недовольство народа проявилось на заседаниях, которые стали Национальным собранием, а третье сословие заняло в нем главенствующие позиции.

Устройство и работа органа

Как были устроены Генеральные штаты во времена монархов во Франции. Они представляли собой парламент, состоящий из трех палат, в состав которых входили представители дворянства (феодалы), духовенства и «третьего сословия» – буржуазии.

При этом первые две палаты обладали большими преимуществами и могли накладывать вето на все предложения депутатов от буржуазии. Заседали партии отдельно, а время собраний также определялось монархом.

Истинная причина, по которой монарх созвал генеральные штаты скорее всего заключалась в:желании иметь поддержку всей нации в каком-то остром вопросе (война с тамплиерами) и необходимость наполнения пустой казны за счет налогов или займов.

Орган самостоятельно мог обратиться к монарху, высказав ему в письменном виде недовольства или проблемы в обществе, которые требовали его внимания.

Полезно знать ! Несмотря на ограничение мнения буржуазии, именно эта партия в итоге начала Великую Французскую Революцию.

Генеральные штаты во Франции стали совещательным органом, который собирался только по решению короля в особо трудные для страны времена, чаще всего причина созыва заключалась в необходимости решения вопроса путем голосования, например, о повышении налогов. При этом, особенностью их было присутствие представителей всех трех сословий общества.

Полезное видео: сословно-представительская монархия во Франции в ХІ — ХIV веках

Последствия созыва 1789 года

Почему состоялся созыв Генеральных штатов во Франции 1789 года. С какой целью король созвал генеральные собрания после долгого перерыва, в более чем 100 лет, ведь последний раз депутаты созывались в 1614 году.

Как и в случае любого другого созыва Генеральных штатов, причина лежала в области экономического и социального кризиса, в котором пребывал страна.

Изначально заседания и встречи этого органа не планировались, но на заседании нотаблей 1787 года такую идею высказал Шарль Колонн, поскольку правители самостоятельно не могли прийти к какому-либо эффективному решению, а программа финансовых реформ была отвергнута Парижским парламентом. Решение созвать три сословия для переговоров стало попыткой вернуться к архаичному институту управления страной, но изменило ее навсегда.

Созыв осуществлен по эдикту Людовика XVI зимой 1789 года, в документе король просил подданных собраться и помочь двору преодолеть финансовые трудности. Взамен монарх обещал рассмотреть все жалобы народа, которые записывали его представители и также провести выборы депутатов в парламент от народа. Желая провести встречи так же, как они прошли в 1614 году, двор надеялся получить контроль над народом.

Почему это было важно? Голосование в 1614 году проходило по сословиям, то есть.духовенство, дворянство и буржуазия голосовали по партиям, и тогда первые две получали преимущество. Кроме того, Людовик пообещал увеличить количество участников третьей партии, чтобы сделать голосование справедливым (дворянства и духовенства численно было больше, чем представителей третьего сословия).

В течении мая и июня прошло несколько заседаний. Однако сословия никак не могли договориться друг с другом, не был решен даже первый вопрос повестки, как следует голосовать — посословно или всем вместе. Третья буржуазная партия была не согласна с решением голосовать партиями, поскольку понимала какие преимущества получали оппоненты.

Члены собраний были представлены:

  1. Духовенством, в которое входило 100 000 членов. При этом следует упомянуть, что церковь собирала с крестьян налог (десятину) и владела в общей сложности 10% всех земель во Франции.
  2. Дворянством общим количеством 400 000 человек (мужчины и женщины), которые владели 25% земель и устанавливали собственные сборы.
  3. Буржуазия, численность которой было всего 578 депутатов, хотя они представляли 95% от всего населения страны.

По указу Людовика налоговые округи голосовали и выдвигали делегатов в класс буржуазии, а судебные – в класс духовенства и дворянства. Каждая партия должна была представить перечень жалоб на собрании, при этом больше всего претензий было у представителей крестьян и непривилегированных граждан. Всего было избрано депутатов 1139.

  • духовенство — 291 член;
  • дворянство — 270 человек;
  • буржуазия — 578 членов.

Заседания начали проходить 5 мая 1789 после торжественного открытия. Король, выступая во время открытия, подчеркнул необходимость этих заседаний лишь для решения финансовых проблем страны, в то время как народ Франции ждал кардинальных изменений в обществе.

Конфликт между партиями произошел уже на второй день, когда третье сословие отказалось заседать отдельно, как то предписывал регламент, и пригласило первые две партии к коллективному собранию. Кроме того, голосование должно было проходить по партиям, а это давало преимущество первым двум сословиям.

Полезно знать ! В 20 веке некоторые собрания, которые решали острые вопросы политики, выражая общее мнение народа, называли себя Генеральными штатами.

Последствия созыва 1789 года

Результатом долгих переговоров и невозможности найти общее, устраивающее всех, решение, стало формирование буржуазией Национальной конституционной ассамблеи, в которую вошли полностью депутаты третьей партии и представители от духовенства. После нескольких тщетных попыток ассамблеи собраться и выработать Конституцию, собрание всех партий состоялось 23 июня.

Король на собрании объявил об отмене всех нововведений и отказался подвергать свою власть ограничениям, как и права дворянства. Он окружил депутатов войсками и приказал всем разойтись. После отказа третьего сословия была предпринята попытка разогнать собравшихся силой, но она не увенчалась успехом. 27 июня приказом короля все три партии были объединены, и Генеральные штаты были трансформированы в Национальное собрание, а после и в Учредительное.

Вконтакте

XXXIV. Первые месяцы революции

(продолжение)

Открытие генеральных штатов. – Поверка полномочий. – Провозглашение национального собрания. – Королевское заседание.

(дополнение)

если вам нужны КРАТКИЕ сведения по этой теме, прочитайте главы "Генеральные штаты и Национальное собрание " из Учебной книги Новой истории Н. И. Кареева. До начала ознакомления с этой лекцией Кареева рекомендуется прочесть дополнение к ней -

Генеральные штаты собрались в Версале в начале мая 1789 г. 4-го числа было церковное богослужение, 5-го произошло торжественное открытие заседаний. Если и правительство не имело определенной программы действий, то церемониймейстеры, наоборот, обдумали все, относившееся к внешней стороне собрания, и при дворе было решено, что штаты 1789 г. будут держаться форм штатов 1614 г. Депутаты привилегированных сословий должны были присутствовать на обеих церемониях в великолепных костюмах, депутаты третьего сословия – в простых черных плащах, а когда хранителя печати Барантена спросили, должны ли депутаты третьего сословия говорить на коленях, он отвечал: «да, если так будет угодно королю». Нансийский епископ в церковной речи просил Людовика XVI принять уверения в преданности (les hommages) от духовенства и в уважении (les respects) от дворянства, а от третьего сословия – всенижайшие просьбы (les humbles supplications). Когда на торжественном собрании 5 мая король, заняв трон, надел шляпу, духовные и дворяне тоже надели свои головные уборы, таким же образом поступили и члены третьего сословия, но привилегированные шумом выразили свое неудовольствие, и Людовик XVI тотчас же снял шляпу, дабы заставить всех обнажить головы.

Поголовное или посословное голосование?

В торжественном заседании при открытии штатов произнесены были три речи: говорили король, хранитель печати и Неккер . Речь последнего была длинным и скучным финансовым отчетом, состоявшим из массы цифр, словно правительство смотрела на собравшиеся штаты, лишь как на способ добыть денег посредством новых налогов. Вообще, однако, речи эти не содержали прямого указания относительно самого важного вопроса, от которого зависело решение и всех иных, именно как должны были подавать голоса – поголовно или посословно, а касательно нововведений делалось даже предостережение – в обозначение их опасными (des innovations dangereuses). Правительство само не решало главного вопроса, и поэтому он был решен помимо правительства. 6 мая три сословия собрались в отдельных помещениях для проверки полномочий (vérification des pouvoirs), т. е. документов об избрании того или другого депутата (их явилось более 1100 человек), но третье сословие стало требовать, чтобы этим делом занялись все сообща и в одном помещении; привилегированные отвечали на это отказом. Начались пререкания, длившиеся довольно продолжительное время и сопровождавшиеся взаимными обвинениями в нежелании приступить к работе, ради которой были собраны генеральные штаты; в этом прошли первые две недели собрания. Последние Генеральные штаты, бывшие за 175 лет перед тем, окончились ссорою между сословиями, столь характерною вообще для истории этого учреждения, и вот в Генеральных штатах 1789 г. в самом начале происходит то же самое. В былые времена из этого извлекала для себя выгоду одна королевская власть, но теперь обстоятельства были иные, и победа осталась на стороне третьего сословия, отождествившего себя с нацией: последняя, действительно, оказывала поддержку своим депутатам в то время, как привилегированные сносились только с двором, продолжавшим стоять на своей старой точке зрения. Наконец 10 июня автор знаменитой брошюры Сийес, нашедши, что «пора же обрезать канат», предложил в последний раз в торжественной форме старой судебной процедуры от имени «общин» вызвать (sommer) духовенство и дворянство, назначив им срок, после которого не явившиеся (non comparants) лишаются своих прав. 12 числа в 7 часов вечера приступили к поверке полномочий, а на другой день началось присоединение к третьему сословию представителей других сословий, на первый раз в лице трех приходских священников, появление которых было встречено громкими рукоплесканиями.

Генеральные штаты провозглашают себя национальным собранием

Когда (15 июня) проверка полномочий была окончена, Сийес указал на то, что в собрании присутствуют представители, по крайней мере 96% нации, которые могут действовать и без не явившихся депутатов от кое-каких бальяжей или разрядов граждан, и предложил депутатам объявить себя «собранием известных и удостоверенных представителей французской нации». К этому присоединился и Мирабо , находивший, однако, лучшим назваться «представителями французского народа». Три дня происходили прения по поводу этих предложений, пока не принято было наименование – «национальное собрание» (assemblée nationale), не бывшее совсем новым, так как мы находим его уже в наказах 1789 г. ; оно было на этот раз подсказано представителям третьего сословия и присоединившимся к ним депутатам высших сословий – одним совсем почти никому неизвестным депутатом.

Торжественное провозглашение национального собрания произошло 17 июня; в этот день старое сословное деление французских подданных на три чина (ordres) исчезло, и все французы образовали в политическом отношении однородную по своему составу нацию. Это решение было принято с восторгом парижским населением и подействовало на большинство депутатов духовенства, решившихся примкнуть к третьему сословию; двор, наоборот, был страшно раздражен. Людовик XVI некоторое время колебался еще между советами, с одной стороны, Неккера, с другой – жены, младшего брата, принцев крови и вообще привилегированных, но в конце концов принял решение устроить торжественное заседание с целью отменить своею властью случившееся. Между тем национальное собрание декретировало: 1) прекращение взимания налогов, буде собрание распустят, 2) принятие государственного долга под гарантию нации и 3) образование особого продовольственного комитета.

Клятва в зале для игры в мяч

20 июня председатель национального собрания, Байи, получил извещение от Барантена, что заседания отсрочиваются; депутаты и многочисленная публика, собравшаяся посмотреть на то, как большая часть духовенства направится в залу национального собрания, нашли эту залу запертою и охраняемою часовыми, и узнали, что в зале идут приготовления к королевскому заседанию. Депутаты направились тогда в манеж Jeu de paume [Зал для игры в мяч], где произошла в присутствии большой публики знаменитая присяга членов национального собрания – не расходиться и собираться всюду, где только представится возможность, пока Франция не получит прочной конституции. На другой день было воскресенье. Когда в понедельник (22 июня) представители народа хотели опять собраться в Jeu de paume, им уже не дали этого помещения, так как гр. д"Артуа должен был там играть в мяч. В это время уже значительная часть низшего духовенства присоединилась к национальному собранию, которое и приглашено было заседать в церкви св. Людовика, «храме религии, сделавшемся храмом отечества» по выражению одного говорившего там оратора. Около 150 человек из низшего духовенства здесь присоединилось торжественно к национальному собранию .

Королевское заседание 23 июня 1789

Объявленное королевское заседание состоялось 23 июня. Со стороны двора и привилегированных оно должно было быть началом реакции против всего, что совершилось во имя новой идеи нации, и с такою целью к собранию представителей народа была применена форма прежних парламентских lits de justice. Для Людовика XVI сочинили повелительную речь, которую он и произнес в торжественном собрании, в присутствии всех депутатов, но произнес неуверенным голосом человека, поступающего не по собственной инициативе. Решения третьего сословия, как противные законам и государственному устройству, были объявлены уничтоженными; предписывалось сохранять в полной неприкосновенности старое разделение на сословия, запрещалось затрагивать какие бы то ни было права, принадлежащие привилегированным и королевской власти; возвещались кое-какие незначительные реформы и прибавлялось, что если генеральные штаты не окажут поддержки благим намерениям власти, то король один станет трудиться для блага своих подданных и будет считать себя единственным их представителем. «Я приказываю вам, господа, сказал в заключение Людовик XVI, немедленно разойтись, а завтра утром собраться каждому сословию в отведенной для него палате».

Духовные и дворяне повиновались и удалились вслед за монархом, но третье сословие осталось на своих местах. Тогда обер-церемониймейстер Дрё-Брезе возвратился в залу и сказал президенту: «Господа! – вы ведь слышали приказание короля» – на что получил такой ответ от Байи: «Мне кажется, что собравшейся нации нельзя давать приказаний». Мирабо , который ранее прихода Дрё-Брезе сказал речь против оскорбительной диктатуры короля, являющегося лишь уполномоченным (mandataire) нации, и напомнил о присяге не расходиться, пока Франции не будет дана конституция, теперь поднялся с своего места и произнес знаменитые слова : «да, мы слышали намерения, внушенные королю, а вы, который не можете быть его органом перед генеральными штатами, не имея здесь ни места, ни голоса, ни права говорить, вы – не созданы для того, чтобы нам напоминать о его речи. Однако, во избежание всякого недоразумения и всякой проволочки, я объявляю вам (легенда сократила все предыдущее в одну фразу: «идите сказать своему господину»), что если вас уполномочили заставить нас уйти отсюда, вы должны потребовать приказаний, чтобы употребить силу, ибо мы оставим наши места лишь под напором штыков».

Дрё-Брезе удалился из залы, пятясь назад, как бы находясь в присутствии короля, а один бретонский депутат воскликнул: «что это? король говорит с нами, как господин, когда должен был бы просить у нас совета». «Господа! – обратился к собранию Сийес: – вы остаетесь сегодня тем же, чем были вчера: приступим же к прениям». И национальное собрание объявило, что принятые им решения сохраняют всю свою силу, и декретировало неприкосновенность личности депутата под угрозою обвинения в государственном преступлении всякого, кто посягнул бы на эту неприкосновенность.

При дворе не ожидали такого исхода королевского заседания, Мария Антуанетта радовалась сначала, что все вышло хорошо, и представляя дофина депутатам дворянства, сказала, что вверяет его их охране, но пришло известие о сопротивлении третьего сословия, и настроение изменилось. Задуманный двором государственный переворот против совершившейся революции пришлось признать неудавшимся, и растерявшийся Людовик XVI заявил, что если они (т. е. депутаты третьего сословия) не хотят расходиться, то пусть остаются». Неккера думали было уволить, но теперь король упросил его не покидать своего поста, и популярность этого министра, отсутствие которого в королевском заседании было всеми замечено, сильно после этого возросла. На другой день в залу национального собрания явилось большинство духовенства, а потом вскоре этому примеру последовало незначительное меньшинство дворянства с герцогом Орлеанским во главе. Наконец, по совету Неккера, сам король приказал и другим представителям привилегированных прийти на заседание в общую залу. 27-го июня произошло уже окончательное слияние депутатов духовенства и дворянства с третьим сословием.

Попытки реакции

Придворная партия с Марией Антуанеттой во главе не хотела примириться с победою третьего сословия. За первою попыткою контрреволюции, сделанною 23 июня, должна была последовать другая – на этот раз при помощи тех самых штыков, на которые указывал Мирабо. Ta консервативная оппозиция, которая раньше препятствовала необходимым реформам, теперь самым решительным образом подготовляла новую реакцию, но если прежде этой оппозиции сообщала силу до известной степени поддержка со стороны народа, переставшего доверять власти, то при новых обстоятельствах, наступивших после 17 июня, уже никоим образом не могло быть ни малейшей солидарности между привилегированными и народной массой. Теперь, наоборот, реакционные попытки, направленные против национального собрания, должны были лишь разжигать народные страсти, направлять их в защиту как раз этою самого национального собрания. Если 23 июня депутаты третьего сословия, признавая себя представителями суверенной нации, ослушались королевской воли, не поддержанной физическою силою, то в середине июля попытка произвести насильственную, при помощи войска, реставрацию старого политического строя вызвала насильственный же отпор со стороны парижского народа. Этот отпор спас национальное собрание, но вместе с тем выдвинул на политическую сцену население столицы, которому потом и суждено было играть такую видную роль в событиях революции. В этом и заключается смысл июльских событий, за которыми последовали события октябрьские, как увидим, уже менее благоприятные не только для королевской власти, но и для самого национального собрания.

В истории летних и осенних месяцев 1789 г. реакционные попытки двора и революционное движение в народе идут рука об руку. Одни историки склонны объяснять тогдашние народные восстания исключительно чувством самосохранения народной массы перед угрожающим положением двора и готовы поэтому взваливать на один двор вину в той анархии, которая началась тогда во Франции, тогда как другие, наоборот, пытаются иногда исключительно этой анархией объяснять репрессивные меры, к которым считала нужным прибегнуть придворная партия. Ни то, ни другое нельзя признать верным само по себе: верно и то, и другое вместе, но опять‑таки с оговоркой, так как и народные бунты, и придворная реакция имели более глубокое происхождение. Конечно, реакция сильно подливала масла в огонь, и она вызвала грандиозные июльское и октябрьское восстания, а эти события, в свою очередь, заставляли реакционную партию думать о более энергичной репрессии, но народные волнения задолго еще предшествовали революции, имея свои причины в тогдашнем состоянии Франции, в плохом экономическом положении народной массы, в общей социальной дезорганизации, в тревожном и возбужденном настроении умов ,а с другой стороны, и придворная оппозиция против всяких нововведений политического и социального свойства не была явлением новым, так как опять‑таки коренилась в общем состоянии Франции, в том значении, какое получил двор в жизни страны, в его союзе с консервативными элементами общества, в его влиянии на королевскую власть. Обе силы вступили теперь в открытую борьбу: подозрительное поведение двора вызывало народные восстания, а народные восстания служили для двора поводом к тому, чтобы думать о репрессии. В этой борьбе двора и народа, обострявшейся главным образом вследствие реакционного направления придворной партии, положение национального собрания было, как увидим, весьма затруднительное, и придворная партия не хотевшая признавать совершившихся событий, своим поведением сама подготовляла новый переворот, еще более для неё грозный и в то же время оказавшийся неблагоприятным для национального собрания. Если 23 июня власть из рук короля переходила в руки представителей нации, то впереди был еще захват власти непосредственно парижским населением, думавшим, что этим оно спасает свободу от козней придворной партии.

После неудачи королевского заседания 23 июня, в начале следующего месяца к Парижу и Версалю стали стягиваться войска, состоявшие главным образом из иностранных наемников разных национальностей; во главе их были Бретейль и маршал Брольи (Broglie), решившиеся на самые крайние меры против национального собрания и парижского населения. 9 июля национальное собрание, принявшее в этот день название учредительного собрания или конституанты (constituante), просило короля об удалении войск, – и в этом деле опять одну из самых первых ролей пришлось играть Мирабо, – но король отвечал, что войска необходимы для защиты самого национального собрания и что если оно тревожится, то его можно будет перевести в Нойон или в Суассон. Между тем при дворе решились снова действовать. 11 июля сделалось известным, что Неккер получил отставку и вместе с нею приказание немедленно и без огласки покинуть Францию, и что было образовано новое министерство из Бройля, Бретейля, клерикала Вогюйона и Фулона, которому молва [ложно] приписывала такие слова по поводу голода: «если народ хочет есть, пусть питается сеном». Национальное собрание послало к королю депутацию с просьбою вернуть Неккера и отослать войска на прежние места стоянки, но эта депутация не была принята. Тогда собрание декретировало, что нация напутствует Неккера и его товарищей выражением доверия и сожаления, что новые министры и советники короля, каково бы ни было их звание и положение, будут ответственными за свои поступки, и что вечный позор покроет того, кто предложит государственное банкротство.

А также, невзирая на хозяйственный и экономический кризис, продолжал тратить деньги на роскош-ные пиры и балы. Поскольку казна уже давно была пуста, король на-брал у банкиров в долг 4,5 миллиарда ливров (золотых монет). Отдавать долги было нечем, так как в условиях упадка хозяйства страны нало-гов было собрано очень мало. Перед угрозой банкротства король был вынужден созвать Генеральные штаты . В выборах участвовали все мужчины с 25 лет, имеющие какую-либо собственность (землю, дом, мастерскую).

Людовик XVI надеялся получить от Генеральных штатов новые налоги. Однако его подданные, избирая весной 1789 года своих представителей, давали им совсем иные наказы. Крестьяне просили избранных ими людей добиться отмены феодальных повинностей и снижения налогов. Буржуазия требовала отменить сословное деление, снять ограничения на предпринимательство, допустить подданных к выработке законов и принятию правительственных решений.

Генеральные штаты приступили к работе 5 мая 1789 года в Версаль-ском дворце под Парижем, в зале для игры в мяч. Справа и слева от ко-ролевского кресла сверкали золотыми украшениями и дорогими одея-ниями 270 депутатов от дворянства и 291 — от духовенства. В задней части зала разместились 578 представителей от третьего сословия, одетых в строгие черные костюмы. В основном это были юристы, уче-ные, хорошо образованные предприниматели. Среди них выделялся граф Мирабо.

Граф Мирабо

Побывав в Швейцарии, Голландии, Англии и Германии, Мирабо всюду изучал государственное устрой-ство и написал несколько политических исследова-ний. Дворяне не признава-ли его своим из-за того, что он несколько раз попадал в тюрьму. Сам Мирабо яростно обличал сослов-ное неравенство, требуя уравнения сословий. Он обладал умением произно-сить пламенные речи и рас-полагать к себе слушате-лей. Вернувшись во Фран-цию, Мирабо был выбран депутатом от третьего со-словия.

Людовик XVI

Провозглашение Национального собрания (Учредительного)

На первом же заседании Генеральных штатов возникла главная проблема — как считать голоса при принятии решений. В прежние времена каждое сословие имело один голос, но это означало, что дворяне и духовенство всегда будут вместе решать важнейшие вопросы без согласия третьего сословия. Его представители требовали общего голосования, но дворяне на это не соглашались.

Было замечено, что первые предпочитали садиться слева от большого председательского стола, а вторые — справа. С тех пор разные политические силы при-нято делить на «левых» — сторонников ре-шительных перемен и «правых» — сторон-ников сохранения старых порядков. Материал с сайта

Через месяц споров, 17 июня, депутаты от третьего сословия провозгласили себя вы-разителями воли всей нации и назвались Национальным собранием . В ответ на это вооруженная королевская стража утром 20 июня закрыла двери в Версальский дворец. Под проливным дождем представители третьего сословия отыскали в саду большой пустой зал для игры в мяч. Здесь участники Нацио-нального собрания поклялись не расходить-ся, не создав Конституции Франции. На все последующие приказы короля граф Мирабо отвечал: «Мы здесь по воле народа и оста-вим наши места, только уступая силе шты-ков». Вскоре к Национальному собранию присоединились многие священники и дво-ряне. Из Парижа приходили толпы горожан, готовых его защищать. Король был вынуж-ден уступить, и Национальное собрание объ-явило себя Учредительным собранием — то есть собранием, имеющим право учредить во Франции новые порядки и конституцию.